Научная статья на тему 'Управление антропогенными элементами в социотехнических системах. Часть 2'

Управление антропогенными элементами в социотехнических системах. Часть 2 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
АНТРОПОГЕННЫЙ ФАКТОР / HUMAN-INDUCED FACTOR / УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИНСАЙДЕР / СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / НЕЧЕТКАЯ КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ / FUZZY COGNITIVE MODEL / CONTROLS THE IMPACT / AN INSIDER / SOCIAL ENGINEERING SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ажмухамедов А.И.

Анализ особенностей социотехнических систем позволил построить нечеткую когнитивную модель оценки состояния ее антропогенных элементов, позволяющую выработать обоснованное суждение о необходимости применения управляющих воздействий для приведения социальной подсистемы к заданному ЛПР уровню. При этом набор управляющих воздействий реализуется путем применения механизмов институционального, мотивационного и информационного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing human-made elements in social engineering systems (part 2)

The analysis of social engineering systems allowed to build fuzzy cognitive model of assessment of its man-made elements to arrive at an informed judgment about the need for control actions to bring the State of the social subsystem to the specified level. The set of control actions is implemented through the use of institutional mechanisms, motivation and information management. You must ensure that the level of motivation is not greater than the optimum value, and the intensity of institutional measures was below critical. To calculate the value of concepts at the lower levels of the hierarchy model can be used as an additive vector measure up, because in this case, the values of some concepts can be offset by other values. For the top level of appropriate application of convolution, because the multiplicative if at least one of the concepts of {«level of motivation»; «Psychophysical capabilities; «Competence»} «variable linguistic factor» is set to «Low», then the integral evaluation of the level of effectiveness of the man-made element should be taken as equal to «Low». Evaluation of the concept of «Level motivation» may correspond to the values of the negative term-many of the linguistic variable. Assessment of the status of the subject in this case will also take «negative» values. Content that can be interpreted as the potential destructive impact of man-made element on the system «insider threat».

Текст научной работы на тему «Управление антропогенными элементами в социотехнических системах. Часть 2»

ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА / JOURNAL OF APPLIED INFORMATICS /-

' Том 10. № 4 (58). 2015

А. И. Ажмухамедов, аспирант, ФГБОУ ВПО Астраханский государственный

технический университет, bert91@mail.ru

Управление антропогенными элементами в социотехнических системах часть 2

Продолжение. Начало в № 3(57) 2015 г.

Анализ особенностей социотехнических систем позволил построить нечеткую когнитивную модель оценки состояния ее антропогенных элементов, позволяющую выработать обоснованное суждение о необходимости применения управляющих воздействий для приведения социальной подсистемы к заданному ЛПР уровню . При этом набор управляющих воздействий реализуется путем применения механизмов институционального, мотивационного и информационного управления .

Ключевые слова: антропогенный фактор, управляющее воздействие, инсайдер, социотехни-ческая система, нечеткая когнитивная модель .

Пример определения состава и структуры социальной подсистемы СТС

Пусть успешное функционирование СТС предусматривает решение социальной подсистемой N = 3 задач, которые потенциально могут быть распределены между в = 4 претендентами, которые обозначены номерами 0, 1, 2 и 3. Уровень компетенций претендентов будем считать установленным ранее. Критическое значение о!Кр«т примем равным 0,8. Под эффективностью будем

понимать степень соответствия компетенций претендентов необходимым значениям. Исходные данные для расчетного примера, а также результаты определения приведены в табл. 1.

После исключения из таблицы назначений, изначально содержавшей 64 (= 43) строки, способов распределения задач, в которых хотя бы один ИИС равен нулю, остается 12 вариантов. Эти варианты, а также соответствующие им относительные

Задачи Z Zi Z? Z3

Коды компетенций KZlm K, K? K? K1 K4 K5 K2 к6

Веса KZlm в ИИС (aj 0,2 0,4 0,4 0,33 0,33 0,33 0,66 0,34

Необходимый уровень KZlm С ВС ВС С С В ВС ВС

KPom 0,86 0,91 1,00 0,86 1,00 0,88 0,91 0,74

ИИС (8,0) 0,2-0,86+0,4-0,91+0,4-1,00 = 0,94 0,91 0

KPm 0,87 0,93 0,82 0,87 0,78 1 0,82 0,88

ИИС (8,1) 0,87 0 0,84

KP2m 0,8 0,89 0,68 0,8 0,94 0,72 0,89 0,91

ИИС (8?) 0 0 0,90

KP3m 0,85 0,97 0,79 0,85 0,90 0,92 0,97 1,00

ИИС (8?) 0 0,89 0,98

Таблица 1. Исходные данные для расчетного примера Table 1. Basic data for the calculation example

vJH7

Vol. 10. No. 4 (58). 2015

и обобщенные оценки эффективности приведены в табл. 2.

Для иллюстрации применения формулы (8) при вычислении обобщенной оценки учтено значение двух свойств команды Р1 и Р2, в качестве которых могут выступать, например, психологическая совместимость участников и управляемость команды в целом.

Значения Р1 и Р2 для расчетного примера взяты произвольно. На практике они могут быть определены с помощью соответствующих методик, а полученные в результате вербальные оценки (типа «высокая» психологическая совместимость, «средняя» управляемость и т. п.) переведены в числовой формат с помощью шкалирования, например с помощью шкалы Харрингтона [25].

Как показывают результаты, для данного расчетного примера максимальную оценку относительной эффективности, равную 0,838, имеет вариант распределения задач № 3. Он предусматривает выполнение первой и второй задач 0-м исполнителем, а 3-й задачи — 3-м исполнителем. Если каждый исполнитель может выполнять только одну задачу, то оптимальным оказывается вариант № 12, имеющий относительную оценку

эффективности, равную 0,776. При его выборе первую задачу будет решать 1-й исполнитель, вторую — 0-й исполнитель; третья задача достанется 3-му исполнителю. В случае принятия во внимание системных свойств социальной подсистемы (Р1 и Р2) выбор должен быть сделан в пользу вариантов № 7 и № 10 соответственно для случаев строгого и нестрого соответствия между множеством исполнителей и множеством задач.

Таким образом, методика подбора исполнителей позволяет управлять составом со-циотехнической подсистемы СТС, а различные варианты распределения задач, по сути, определяют ее структуру.

Институциональное управление

Данный вид управления предусматривает регламентацию поведения субъекта в рамках СТС путем введения ограничений и закрепления определенных норм.

Часто для осуществления институционального управления используются регламентирующие документы, носящие ограничительный характер и предписывающие субъекту выполнение определенных действий (различного рода правила внутреннего распорядка, указания политики безопасности и т. п.).

Таблица 2. Варианты распределения задач и их оценки Table 2. Options for the distribution of tasks and their evaluation

Задачи (8/ ) / Варианты Z (8) Z2 (8/) Z (8/) Относительная оценка эффективности варианта 0k Обобщенная оценка эффективности варианта 0f = 0,50k + 0,25 • Р, + 0,25 • P2

1 0 (0,94) 0 (0,91) 1 (0,84) 0,94 • 0,91 • 0,84 ~ 0,719 0,5 • 0,719 + 0,25 • 2 + 0,25 • 4 « 1,86

2 0 (0,94) 0 (0,91) 2 (0,90) 0,94 • 0,91 • 0,90 « 0,770 0,5 • 0,770 + 0,25 • 3 + 0,25 • 2 « 1,64

3 0 (0,94) 0 (0,91) 3 (0,98) 0,94 ■ 0,91 ■ 0,98 « 0,838 0,5 • 0,838 + 0,25 • 3 + 0,25 • 1 « 1,42

4 0 (0,94) 3 (0,89) 2 (0,90) 0,94 • 0,89 • 0,90 « 0,753 0,5 • 0,753 + 0,25 • 3 + 0,25 • 4 « 2,13

5 0 (0,94) 3 (0,89) 3 (0,98) 0,94 • 0,89 • 0,98 « 0,820 0,5 • 0,820 + 0,25 • 1 + 0,25 • 3 « 1,41

6 0 (0,94) 3 (0,89) 1 (0,84) 0,94 • 0,89 • 0,84 « 0,703 0,5 • 0,703 + 0,25 • 2 + 0,25 • 4 « 1,85

7 1 (0,87) 0 (0,91) 1 (0,84) 0,87 • 0,91 • 0,84 « 0,665 0,5 • 0,665 + 0,25 • 3 + 0,25 • 4 « 2,08

8 1 (0,87) 3 (0,89) 1 (0,84) 0,87 • 0,89 • 0,84 « 0,650 0,5 • 0,650 + 0,25 • 1 + 0,25 • 2 « 1,08

9 1 (0,87) 0 (0,91) 2 (0,90) 0,87 • 0,91 • 0,90 « 0,713 0,5 • 0,713 + 0,25 • 1 + 0,25 • 2 « 1,11

10 1 (0,87) 3 (0,89) 2 (0,90) 0,87 • 0,89 • 0,90 « 0,697 0,5 • 0,697 + 0,25 • 4 + 0,25 • 4 « 2,35

11 1 (0,87) 3 (0,89) 3 (0,98) 0,87 • 0,89 • 0,98 « 0,759 0,5 • 0,759 + 0,25 • 2 + 0,25 • 4 « 1,88

12 1 (0,87) 0 (0,91) 3 (0,98) 0,87 ■ 0,91 ■ 0,98 « 0,776 0,5 ■ 0,776 + 0,25 ■ 3+0,25 ■ 4 « 2,14

Том 10. № 4 (58). 2015

Механизмы институционального управления направлены на снижение общей неопределенности в системе и способствуют повышению структуризации СТС, делая взаимодействие между ее подсистемами, а также элементами социальной подсистемы между собой более четким и предсказуемым.

Однако, с другой стороны, в большинстве случаев излишняя регламентация чревата резким снижением лояльности отдельных субъектов и как следствие катастрофическим падением эффективности функционирования СТС в целом вплоть до полного разрушения системы. Качественно график зависимости эффективности работы СТС от интенсивности мер институционального управления приведен на рис. 2.

Исходя из этого необходимо предпринять дополнительные меры по повышению лояльности и степени мотивированности субъектов социальной подсистемы СТС, воспользовавшись методами мотивацион-ного управления.

Мотивационное управление

Вопросам мотивации персонала посвящено большое число работ, в которых данная проблема рассматривается с различных позиций: психологии, социологии, менеджмента и т. д. В зависимости от предмета анализа теории мотивации подразделяются на три главных направления: 1) теории, в основе которых лежит специфическая картина человека; 2) внутриличностные теории; 3) процессуальные теории.

Теории первого направления исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов; второго — анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление; третьего — выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды [26; 27].

При этом под мотивацией понимается процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации [28].

Рис. 2. Эффективность работы СТС как функция интенсивности мер институционального управления Fig. 2. Effectiveness of the STS as a function of the intensity of measures of institutional management

Мотивация тесно связана с потребностями человека, поскольку, как отмечали ведущие советские психологи А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн, «мотив — это опредме-ченная потребность» [29].

Видный американский психолог, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу полагал, что множество различных потребностей человека можно разделить на пять основных категорий [30]:

• физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.;

• потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни;

• социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность;

• престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост;

• духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Для мотивационного управления антропогенными элементами СТС путем реализации перечисленных потребностей могут быть использованы, например, следующие механизмы:

• создание благоприятной корпоративной среды, стимулирующей возникновение неформальных групп и общение сотрудников как в рамках производственных отношений, так и вне их;

Vol. 10. No. 4 (58). 2015

• поддержка социальной активности членов организации вне ее рамок;

• создание условий для занятий физкультурой и спортом;

• вовлечение сотрудников в процесс выработки и принятия управленческих решений;

• делегирование сотрудникам дополнительных прав и полномочий;

• распределение работ между участниками в соответствии с их компетенцией и потенциальными возможностями;

• обеспечение положительной обратной связи с достигнутым результатом;

• своевременное поощрение и продвижение по карьерной лестнице;

• обеспечение возможности для обучения и развития с целью повышения уровня компетентности;

• поддержка и развитие у сотрудников творческих способностей;

• проведение различных тренингов;

• высокое материальное обеспечение персонала;

• создание комфортных и безопасных условий труда;

• оказание помощи в сложных жизненных ситуациях;

• замена части директивных документов, обязывающих к совершению определенных действий, документами, стимулирующими самостоятельный поиск субъектом вариантов поведения с целью достижения наибольшей эффективности своей деятельности (например, замена правил внутреннего распорядка корпоративными кодексами).

Перечисленные механизмы, примененные с учетом психофизических особенностей субъекта, способны оказать существенное влияние на формирование высокого положительного уровня внутренней мотивированности антропогенных элементов СТС и их лояльности по отношению к системе.

Однако зависимость эффективности деятельности от уровня мотивации носит нелинейный характер. По мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной

кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности, постепенно снижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации. Выявленная закономерность получила название закона Йеркса-Додсона, многократно экспериментально подтверждена и признана одним из немногих объективных, бесспорных психологических феноменов [31].

При этом согласно второму закону Йерк-са-Додсона чем сложнее для субъекта выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным.

Таким образом, как при институциональном, так и при мотивационном управлении необходимо найти оптимальную интенсивность соответствующих механизмов воздействия на антропогенные элементы СТС.

Информационное управление

Данный тип управления подразумевает управление составом и объемом информации, которой располагают антропогенные элементы СТС. Наиболее полно системный подход к анализу особенностей такого типа управления изложен в работах ученых ИПУ РАН. Информационному управлению в социальных сетях посвящены работы [21; 32-34], вопросы информационного управления организационными структурами в социально экономических системах рассмотрены в [20; 35-39].

В [36] вводится понятие информационного управления как «процесса выработки управленческих решений в ситуации, когда управляющее воздействие носит неявный, косвенный характер, и объекту управления представляется определенная информация о ситуации (информационная картина), ориентируясь на которую, этот объект как бы самостоятельно выбирает линию своего поведения».

К достоинствам информационного управления относятся «высокая избирательность воздействия, быстрая перестройка методов

Том 10. № 4 (58). 2015

и средств воздействия в зависимости от меняющейся обстановки, возможность оперативной концентрации усилий на том или ином объекте, возможность комплексного применения различных методов и средств информационного воздействия, сравнительно небольшие затраты на разработку и реализацию управленческих решений при высокой эффективности их внедрения» [36].

Информационное воздействие на элементы СТС может иметь внешний или внутренний источник возникновения (инициированный ЛПР или спонтанно возникший

внутри системы), носить разовый, периодический или постоянный характер и быть направленным на конкретный антропогенный элемент, группу элементов или социальную подсистему СТС в целом.

Методы информационного управления СТС целесообразно применять для создания благоприятной корпоративной среды, поддержания и усиления авторитета руководства, манипулирования сознанием антропогенных элементов СТС с целью повышения уровня мотивированности и лояльности к системе, создания атмосферы нетер-

Рис. 3. Влияние механизмов управления на оценку эффективности функционирования

антропогенного элемента СТС Fig. 3. The influence of management mechanisms to assess the effectiveness of the functioning

of the human element of the STS

121

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vol. 10. No. 4 (58). 2015

пимости к нарушениям, повышения уровня информированности ЛПР, дезинформации недружественного окружения, а также с целью выявления элементов, представляющих угрозу и мешающих выполнению миссии СТС (инсайдеров).

При этом информационное воздействие оказывает влияние практически на все элементы институционального и мотивацион-ного управления, а также непосредственно на мотивированность и уровень лояльности субъекта.

общий алгоритм управления социальной подсистемой стс

С учетом изложенного НКМ для оценки состояния антропогенного элемента СТС (см. рис. 1) может быть расширена и представлена в виде рис. 3.

Для вычисления значения концептов на нижних уровнях иерархии может быть использована аддитивная свертка векторного критерия, поскольку в данном слу-

чае значения одних концептов могут быть компенсированы значениями других. Например, внутренняя положительная мотивированность и высокая лояльность по отношению к системе могут компенсировать отрицательную внешнюю мотивацию. Для верхнего уровня целесообразно применение мультипликативной свертки, так как очевидно, что если хотя бы для одного из концептов («Уровень мотивированности»; «Психофизические возможности»; «Компетентность») лингвистическая переменная «Уровень фактора» принимает значение «Низкий», то и интегральная оценка уровня эффективности деятельности антропогенного элемента должна быть принята равной значению «Низкий».

Следует заметить, что оценка концепта «Уровень мотивированности» может соответствовать значениям из отрицательной области терм-множества лингвистической переменной. Оценка состояния субъекта в этом случае также будет принимать «отрицательные» значения. Содержательно

Рис. 4. Общий алгоритм управления состоянием антропогенных элементов СТС Fig. 4. General algorithm of State management of the ITS man-made elements

Том 10. № 4 (58). 2015

данный факт может быть интерпретирован как потенциальная возможность деструктивного воздействия антропогенного элемента на систему — «инсайдерская» угроза.

Полученная нечеткая когнитивная модель оценки состояния элементов социальной подсистемы СТС позволяет выработать обоснованное суждение о необходимости синтеза набора управляющих воздействий (СНУВ) и сформулировать общий алгоритм управления данной подсистемой. Решение задачи СНУВ подразумевает вывод подсистемы на необходимый целевой уровень функционирования, обычно определяемый ЛПР нечетко, путем соответствующих воздействий на наиболее значимые концепты, на которые ЛПР имеет возможность влиять путем постановки соответствующих задач перед управляющей подсистемой СТС, состав и структура которой определяются с учетом особенностей функционирования системы. Общая методика решения данной задачи приведена в [11]. При этом необходимо следить за тем, чтобы уровень мотивированности не превышал оптимального значения, а интенсивность институциональных мер была ниже критической. Таким образом, общий алгоритм управления социальной подсистемой СТС можно представить в виде рис. 4.

Заключение

Анализ особенностей социальной подсистемы СТС позволил построить нечеткую когнитивную модель оценки состояния ее элементов. Использование НКМ дает возможность выработать обоснованное суждение о необходимости применения управляющих воздействий для приведения состояния антропогенных элементов СТС к заданному ЛПР уровню. Найденное решение реализуется путем применения механизмов институционального, мотивационного и информационного управления.

Список литературы

1. Проталинский О. М, Ажмухамедов И. М. Системный анализ и моделирование слабо структури-

рованных и плохо формализуемых процессов в социотехнических системах // «Инженерный вестник Дона»: электронный научно-инновационный журнал, 3/2012. URL: http://www. ivdon.ru/ magazine/latest/n3y2012/910/

2. Храмцовская Н. А. Информационная безопасность и персонал // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2005. № 3. Март (33). С. 68-79.

3. Проталинский О. М. Применение методов искусственного интеллекта при автоматизации технологических процессов. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2004. — 184 с.

4. Щербатов И. А. Классификация неопределенностей в задачах моделирования и управления сложными слабоформализуемыми системами // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2013. Т. 1. № 1 (69). С. 175-179.

5. Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998. — 296 с.

6. Ажмухамедов И. М, Проталинский О. М. Методология моделирования плохо формализуемых слабо структурированных социотехнических систем // Вестник АГТУ. Серия «Управление, вычислительная техника и информатика». 2013. № 1. С. 144-154.

7. Авдеева З. К., Коврига С. В., Макаренко Д. И. Когнитивное моделирование для решения задач управления слабоструктурированными системами (ситуациями) // Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2006). Труды 6-й Международной конференции / под ред. З. К. Авдеевой, С. В. Ковриги. М.: Институт проблем управления РАН, 2006. С. 41-54.

8. Коврига С. В., Максимов В. И. Применение структурно-целевого анализа развития социально-экономических ситуаций // Проблемы управления. 2005. № 3. С. 39-43.

9. Диев В. С. Нечеткость в принятии решений // Философия науки. 1998. № 1 (4). С. 45-52.

10. Максимов В. И, Корноушенко Е. К. Аналитические основы применения когнитивного подхода при решении слабоструктурированных задач // Труды ИПУ РАН. М., 1999. Т. 2. С. 95-109.

11. Ажмухамедов И. М. Синтез управляющих решений в слабо структурированных плохо формализуемых социотехнических системах // Управ-

Vol. 10. No. 4 (58). 2015

ление большими системами. Выпуск 42. М.: ИПУ РАН, 2013. С. 29-54.

12. Ажмухамедов И. М, Проталинский О. М. Методология моделирования плохо формализуемых слабо структурированных социотехнических систем // Вестник АГТУ. Серия «Управление, вычислительная техника и информатика». 2013. № 1. С. 144-154.

13. Асанов А. А., Ларичев О. И. Влияние надежности человеческой информации на результаты применения методов принятия решений // Автоматика и телемеханика. 1999. № 5. С. 20-31.

14. Ларичев О. И, Мошкович Е. M. Качественные методы принятия решений. M.: Наука, 2006. — 208 с.

15. Ажмухамедов И. М. Анализ и управление комплексной безопасностью на основе когнитивного моделирования // Управление большими системами. Выпуск 29. М.: ИПУ РАН, 2010. С. 5-15.

16. Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М.: МИР, 1976. — 165 с.

17. Ажмухамедов И. М., Колесова Н. А. Программная реализация вычислений с нечеткими числами // Вестник АГТУ. Серия «Управление, вычислительная техника и информатика». 2011. № 2. С. 68-73.

18. Ажмухамедов И. М., Колесова Н. А. Вычисления с нечеткими числами // Свидетельство о гос. регистрации программ для ЭВМ № 2011614482. Заявка № 2011612617 зарегистрирована в реестре программ для ЭВМ 7 июня 2011 г.

19. Смолян Г. Л., Солнцева Г. Н. Человеческий фактор в обеспечении безопасности информационной инфраструктуры. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/ (дата обращения 28.10.2013).

20. Новиков Д. А. Теория управления организационными системами. 2-е издание. М.: Физматлит, 2007. — 584 с.

21. Новиков Д. А., Губанов Д. А., Чхартишвили А. Г Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Физматлит, 2010. — 228 с.

22. Ажмухамедов И. М., Ажмухамедов А. И. Методика формирования команды для реализации IT-проектов на основе нечеткой когнитивной мо-

дели оценки компетенций // Прикладная информатика. 2011. № 4 (34). С. 70-76.

23. Скороход С. В. Применение функциональных моделей IDEFO для анализа квалификационных характеристик рабочих мест на основе нечётких целей // Известия ТРТУ. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2007. № 3 (73). С. 13-18.

24. Таха Х. Введение в исследование операций. Кн. 1.: пер. с англ. М.: Мир, 1985. — 285 с.

25. Harrington E. C. The desirable function // Industrial Quality Control. 1965. Vol. 21. № 10. Р. 494-498.

26. Макклелланд Д. Мотивация человека / пер с англ. ООО «Питер Пресс»; научн. ред. проф. Е. П. Ильина. СПб.: Питер, 2007. — 672 с.

27. Холлифорд С, Уиддет С. Мотивация: Практическое руководство для менеджеров / пер с англ. ООО «Пароль». М.: ГИППО, 2008. — 354 с.

28. Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. М.: Эксмо, 2010. — 160 с.

29. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2005. — 352 с.

30. МаслоуА. Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.

31. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2005. — 672 с.

32. Губанов Д. А., Новиков Д. А., Чхартишви-ли А. Г. Модели репутации и информационного управления в социальных сетях // Математическая теория игр и ее приложения. 2009. Т. 1. Вып. 2. С. 14-37.

33. Федянин Д. Н., Чхартишвили А. Г. Об одной модели информационного управления в социальных сетях // Управление большими системами. Выпуск 31. М.: ИПУ РАН, 2010. С. 265-275.

34. Губанов Д. А., Новиков Д. А. Модели унифицированного информационного управления в однородных социальных сетях // Управление большими системами: сборник трудов. 2010. № 30.1. С. 722-742.

35. Кононов Д. А, Кульба В. В., Шубин А. Н. Информационное управление в социально-экономических системах: формализованное описание информационных элементов // Проблемы управления. 2004. № 2. С. 45-51.

36. Кульба В. В., Малюгин В. Д., Шубин А. Н. Информационное управление (предпосылки, ме-

Том 10. № 4 (58). 2015

тоды и средства) // Проблемы управления. 2003. № 1. С. 62-67.

37. Кононов Д. А, Кульба В. В, Шубин А. Н. Информационное управление в социально-экономических системах: элементы управления и способы информационного воздействия // Проблемы управления. 2004. № 3. С. 25-33.

38. Кононов Д. А, Кульба В. В, Шубин А. Н. Информационное управление в социально-экономических системах: информационные акции в информационных полях // Проблемы управления. 2004. № 4. С. 81-87.

39. Губко М. В. Поиск оптимальных организационных иерархий при однородных функциях затрат менеджеров // АиТ. 2008. № 1. С. 97-113.

References

1. Protalinskij O. M., Azhmuhamedov I. M. Sistemnyj analiz i modelirovanie slabo strukturirovannyh i plo-ho formalizuemyh processov v socio-tehnicheskih sistemah [System analysis and mode I ing of semi-structured and poorly formalized processes in so-cio-technical systems]. «Inzhenernyj vestnik Dona»: jelektronnyj nauchno-innovacionnyj zhurnal — E-journal «Engineering journal of Don», 3/2012. URL: http://www. ivdon.ru/magazine/latest/n3y2012/910/

2. Hramcovskaja N. A. Informacionnaja bezopasnost' i personal [Information Security and Staff]. Kadrovaja sluzhba i upravlenie personalom predprijatija — Human Resources and Personnel Management Company, no. 3, mart (33), 2005, pp. 68-79.

3. Protalinskij O. M. Primenenie metodov iskusstven-nogo intellekta pri avtomatizacii tehnologicheskih processov [The use of artificial intelligence methods in the automation of technological processes]. Astrahan': Izd-vo AGTU, 2004. 184 р.

4. Shherbatov I. A. Klassifikacija neopredelennostej v zadachah modelirovanija i upravlenija slozhny-mi slaboformalizuemymi sistemami [Classification of uncertainty for modeling and control of complex systems poorly formalized]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta — Bulletin of Saratov State Technical University, 2013, vol. 1, no. 1 (69), рр. 175-179.

5. Vihanskij O. S. Strategicheskoe upravlenie [Strategic management]. M., Gardarika Publ., 1998. 296 p.

6. Azhmuhamedov I. M., Protalinskij O. M. Metodologi-ja modelirovanija ploho formalizuemyh slabo struk-

turirovannyh sociotehnicheskih sistem [Modeling methodology bad formalized poorly structured so-ciotechnical systems]. Vestnik AGTU. Serija: Upravlenie, vychislitel'naja tehnika i informatika — Vestnik of Astrakhan state technical university. Series: Management, computer science and informatics, no. 1/2013, pp. 144-154.

7. Avdeeva Z. K., Kovriga S. V., Makarenko D. I. Kog-nitivnoe modelirovanie dlja reshenija zadach up-ravlenija slabostrukturirovannymi sistemami (situ-acijami) [Cognitive modeling for solving semistruc-tured management systems (situations)]. Kognitivnyj analiz i upravlenie razvitiem situacij (CASC'2006). Trudy 6-j Mezhdunarodnoj konferencii, pod red. Z. K. Avdeevoj, S. V. Kovrigi. M.: Institut problem upravlenija RAN, 2006, pp. 41-54.

8. Kovriga S. V., Maksimov V. I. Primenenie strukturno-celevogo analiza razvitija social'no-jekonomicheskih situacij [Application-specific analysis of the structural development of socio-economic situations]. Prob-lemy upravlenija — Management problems, 2005, no 3, pp. 39-43.

9. Diev V. S. Nechetkost'v prinjatii reshenij [Fuzzi-ness in decision making]. Filosofija nauki, 1998, no. 1 (4), pp. 45-52.

10. Maksimov V. I., Kornoushenko E. K. Analiticheskie osnovy primenenija kognitivnogo podhoda pri resh-enii slabostrukturirovannyh zadach [The analytical basis for the use of the cognitive approach in solving semistructured problems]. Trudy IPU RAN. Moscow, 1999, vol. 2, pp. 95-109.

11. Azhmuhamedov I. M. Sintez upravljajushhih reshenij v slabo strukturirovannyh ploho formalizuemyh sociotehnicheskih sistemah [Synthesis of management decisions in the semi-formalized bad socio-technical systems]. Upravlenie bol'shimi sistemami. Vypusk 42 — Large-scale Systems Control. Issue 42. Moscow, IPU RAN, 2013, pp. 29-54.

12. Azhmuhamedov I. M., Protalinskij O. M. Metodologi-ja modelirovanija ploho formalizuemyh slabo strukturirovannyh sociotehnicheskih sistem [Modeling methodology bad formalized poorly structured so-ciotechnical systems]. Vestnik AGTU. Serija Upravlenie, vychislitel'naja tehnika i informatika — Vestnik of Astrakhan state technical university. Series: Management, computer science and informatics, 2013, no. 1, pp. 144-154.

Vol. 10. No. 4 (58). 2015

13. Asanov A. A., Larichev O. I. Vlijanie nadezhnosti chelovecheskoj informacii na rezul'taty primenenija metodov prinjatija reshenij [The impact of human reliability of information on the results of application of methods of decision-making]. Avtomatika i telemehanika — Automation and Remote Control, 1999, no. 5, pp. 20-31.

14. Larichev O. I., Moshkovich E. M. Kachestvennye metody prinjatija reshenij [Qualitative methods of decisionmaking]. Moscow, Nauka Publ., 2006. 208 p.

15. Azhmuhamedov I. M. Analiz i upravlenie komplek-snoj bezopasnost'ju na osnove kognitivnogo mod-elirovanija [Analysis and management of integrated security based on cognitive modeling]. Upravlenie bol'shimi sistemami. Vypusk 29 — Large-scale Systems Control. Issue 29. Moscow, IPU RAN Publ., 2010. pp. 5-15.

16. Zade L. Ponjatie lingvisticheskoj peremennoj i ego primenenie k prinjatiju priblizhennyh reshenij [The concept of linguistic variable and its application to decision-making close]. Moscow, MIR Publ., 1976. 165 p.

17. Azhmuhamedov I. M., Kolesova N. A. Programmnaja realizacija vychislenij s nechetkimi chis-lami [Software implementation of calculations with fuzzy numbers] VestnikAGTU. Serija: «Upravlenie, vychisli-tel'naja tehnika i informatika» — Vestnik of Astrakhan state technical university. Series: Management, computer science and informatics. 2011, no. 2, pp. 68-73.

18. Azhmuhamedov I. M., Kolesova N. A. Vychislen-ija s nechetkimi chislami [The calculations with fuzzy numbers]. Svidetel'stvo o gos. registra-cii programm dlja JeVM № 2011614482. Zajavka № 201 1612617 zaregistrirovano v reestre programm dlja JeVM 7 ijunja 2011g.

19. Smoljan G. L., Solnceva G. N. Chelovecheskij faktor v obespechenii bez-opasnosti informacionnoj infra-struktury [The human factor in security of the information infrastructure]. URL: http://emag.iis.ru/arc/infos-oc/emag. nsf/BPA/ (data obrashhenija 28.10.2013).

20. Novikov D. A. Teorija upravlenija organizacionnymi sistemami. 2-e izdanie [Theory of control of organizational systems. 2nd edition]. Moscow, Fizmatlit Publ., 2007. 584 p.

21. Novikov D. A., Gubanov D. A., Chhartishvi-li A. G. Social'nye seti: modeli informacionnogo vli-janija, upravlenija iprotivoborstva [Social Networks:

Models of information influence, control and confrontation]. Moscow, Fizmatlit Publ., 2010. 228 p.

22. Azhmuhamedov I. M., Azhmuhamedov A. I. Meto-dika formirovanija komandy dlja realizacii IT-proek-tov na osnove nechetkoj kognitivnoj modeli ocen-ki kompetencij [Method of building a team for the realization of IT projects based on fuzzy cognitive model of competence assessment]. Prikladnaja informatika — Journal of Modern Competition, 2011, no. 4 (34), pp. 70-76.

23. Skorohod S. V. Primenenie funkcional'nyh mod-elej IDEFO dlja analiza kvalifikacionnyh harakteristik rabochih mest na osnove nechjotkih celej [Application of functional models for the analysis of Defoe qualifications of jobs on the basis of fuzzy goals]. Izvestija TRTU — News TRTU. Taganrog, Izd-vo TRTU, 2007, no. 3 (73), pp. 13-18.

24. Taha H. A. Operations Research: An Introduction. Upper Saddle River, New Jersey. Prentice Hall, 2006. 238 p. (Vvedenie v issledovanie operacij. Kn. 1. Moscow, Mir Publ., 1985. 285 p.).

25. Harrington E. C. The desirable function. Industrial Quality Control, 1965, vol. 21, no. 10, pp. 494-498.

26. Makklelland D. [Human Motivation. Cambridge. — Cambridge University Press. 1988. 676 p.] (Russ. ed.: prof. E. P. Il'ina. Motivacija cheloveka. Saint Petersburg, OOO «Piter Press» Publ., 2007. 672 p.).

27. Holliford S., Uiddet S. [The Motivation Handbook. London: Chartered Institute of Personnel and Development, 2006, 316p.] (Motivacija: Prakticheskoe rukovodstvo dlja menedzherov. Moscow, GIPPO Publ., 2008. 354 p.

28. Klochkov A. K. KPI i motivacija personala. Polnyj sbornik prakticheskih instrumentov [KPI and motivation. The complete collection of practical tools]. Moscow, Jeksmo Publ., 2010. 160 p.

29. Leont'ev A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activities. Consciousness. Personality]. Moscow, Smysl, Akademija Publ., 2005. 352 p.

30. Maslou A. G. Motivacija i lichnost' [Motivation and Personality]. Saint Petersburg, Evrazija Publ., 1999. 478 p.

31. Stepanov S. S. Populjarnaja psihologicheskaja jen-ciklopedija [Popular psychological Encyclopedia]. Moscow, Jeksmo Publ., 2005. 672 p.

32. Gubanov D. A., Novikov D. A., Chhartishvili A. G. Modeli reputacii i informacionnogo upravlenija v social'nyh setjah [Models of reputation and infor-

Том 10. № 4 (58). 2015

mation control in social networks]. Matematiches-kaja teorija igr i ee prilozhenija — Mathematical Game Theory and its applications, 2009, vol. 1, no. 2, pp. 14-37.

33. Fedjanin D. N., Chhartishvili A. G. Ob odnoj mod-eli informacionnogo upravlenija v social'nyh set-jah [On a model of information management in social networks]. Upravlenie bol'shimisistemami. Vy-pusk 31 — Large-scale Systems Control. Issue 31, Moscow, IPU RAN Publ., 2010, pp. 265-275.

34. Gubanov D. A., Novikov D. A. Modeli unificirovan-nogo informacionnogo upravlenija v odnorodnyh social'nyh setjah [Models of unified information management in homogeneous social networks]. Upravlenie bol'shimi si-stemami: sbornik trudov — Large-scale Systems Control: collection of works, 2010, no. 30.1, pp. 722-742.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Kononov D. A., Kul'ba V. V., Shubin A. N. Informa-cionnoe upravlenie v social'no-jekonomicheskih sistemah: formalizovannoe opisanie informa-cionnyh jelementov [Informational management in socio-economic systems: formal description of information elements]. Problemy upravlenija — Management problems, 2004, no. 2, pp. 45-51.

36. Kul'ba V. V., Maljugin V. D., Shubin A. N. Informa-cionnoe upravlenie (predposylki, metody i sred-stva) [Information Management (preconditions, methods and tools)]. Problemy upravlenija — Management problems, 2003, no. 1, pp. 62-67.

37. Kononov D. A., Kul'ba V. V., Shubin A. N. Informa-cionnoe upravlenie v social'no-jekonomicheskih sistemah: jelementy upravlenija i sposoby infor-ma-cionnogo vozdejstvija [Informational management in socio-economic systems: the controls and how to infor-mation effects]. Problemy upravlenija — Management problems, 2004, no. 3, pp. 25-33.

38. Kononov D. A., Kul'ba V. V., Shubin A. N. Informa-cionnoe upravlenie v social'no-jekonomicheskih sistemah: informacionnye akcii v informaci-onnyh poljah [Informational management in socio-economic systems: information actions in information fields]. Problemy upravlenija — Management problems, 2004, no. 4, pp. 81-87.

39. Gubko M. V. Poisk optimal'nyh organizacionnyh ier-arhij pri odnorodnyh funkcijah zatrat menedzherov [The search for optimal organizational hierarchies with homogeneous manager cost functions]. Automation and Remote Control, 2008, no. 1, pp. 97-113.

A. Azhmuhamedov, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Astrakhan State Technical University», Astrakhan, Russia, bert91@mail.ru

Managing human-made elements in social engineering systems (part 2)

The analysis of social engineering systems allowed to build fuzzy cognitive model of assessment of its man-made elements to arrive at an informed judgment about the need for control actions to bring the State of the social subsystem to the specified level. The set of control actions is implemented through the use of institutional mechanisms, motivation and information management. You must ensure that the level of motivation is not greater than the optimum value, and the intensity of institutional measures was below critical. To calculate the value of concepts at the lower levels of the hierarchy model can be used as an additive vector measure up, because in this case, the values of some concepts can be offset by other values. For the top level of appropriate application of convolution, because the multiplicative if at least one of the concepts of {«level of motivation "; «Psychophysical capabilities; «Competence»} «variable linguistic factor» is set to «Low», then the integral evaluation of the level of effectiveness of the man-made element should be taken as equal to «Low». Evaluation of the concept of " Level motivation» may correspond to the values of the negative term-many of the linguistic variable. Assessment of the status of the subject in this case will also take «negative» values. Content that can be interpreted as the potential destructive impact of man-made element on the system-«insider threat».

Keywords: human-induced factor, controls the impact, an insider, social engineering systems, fuzzy cognitive model. About author: A. Azhmuhamedov, Postgraduate

For citation: Azhmuhamedov A. Managing human-made elements in social engineering systems. Prikladnaya Informatika — Journal of Applied Informatics, 2015, vol. 10, no. 3, pp. 117-127 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.