а.ю. гусев
аспирант кафедры «Бухгалтерский учёт» Финакадемии
управленческий учёт доходов в страховых организациях
Классификация доходов и расходов страховой организации для целей управленческого учёта в отечественной экономической литературе не достаточно разработана. Особое значение для управленческого учёта доходов и расходов имеет их группировка. Отдельные предложения по данному вопросу сформулированы, в частности, Мироновой О.А. [4].
Действующая практика учёта доходов страховой организации исходит из установленных правил, предусмотренных указаниями по использованию плана счётов для страховых организаций №69н от 04.09.01 г. Специфика функционирования страховых организаций оказывает влияние на порядок формирования состава доходов и расходов страховщика.
Доход страховой организации обеспечивает покрытие расходов, связанных с операциями страхования и является источником инвестиционной деятельности. Он относится к важнейшим ключевым показателям страховых организаций [3,4]. Доход от страховой деятельности включает:
1. страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования. Страховые премии по договорам сострахования включаются в состав доходов страховщика (состраховщика) только в размере его доли страховой премии, установленной в договоре сострахования;
2. страховые премии (взносы) и другие доходы по договорам перестрахования;
3. суммы уменьшения (возврата) страховых резервов, образованных в предыдущие отчётные периоды с учётом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах;
4. вознаграждения и тантьемы (форма вознаграждения страховщика со стороны перестраховщика) по договорам перестрахования;
5. вознаграждения от страховщиков по договорам сострахования;
6. суммы возмещения перестраховщиками доли страховых выплат по рискам, переданным в перестрахование;
7. суммы начисленных процентов на депо премии по рискам, принятым в перестрахование;
8. доходы от реализации перешедшего к страховщику в соответствии с действующим законодательством права требования страхователя (выгодоприобретателя) к лицам, ответственным за причинённый ущерб;
9. суммы санкций за неисполнение условий договоров страхования, признанные должником добровольно, либо по решению суда;
10. вознаграждения за оказание услуг страхового агента, брокера;
11. вознаграждения, полученные страховщиком за оказание услуг сюрвейера (осмотр принимаемого в страхование имущества и выдачу заключений об оценке страхового риска) и аварийного комиссара (определение причин, характера и размеров убытков при страховом событии);
12. суммы возврата части страховых премий (взносов) по договорам перестрахования в случае их досрочного прекращения;
13. доходы, полученные от инвестиционной деятельности страховой организации;
14. прочие доходы, не связанные со страховой деятельностью.
Анализ структуры доходов страховой организации показывает, что страховые премии занимают значительный удельный вес (75-85%) в общей сумме доходов. В связи с этим правильность расчёта величины страховой премии предопределяет эффективность деятельности страховой организации. Особое значение приобретают вопросы экономического обоснования страховой премии, определение достаточности страховой премии, величина которой должна соответствовать риску, передан-
ному страхователем в страхование. Если средства страховой премии недостаточны для выплат суммы страховых возмещений и покрытия расходов на ведение дел, то страховая организация не имеет возможности погасить обязательства перед страхователями. Приведённый выше перечень доходов позволяет выделить пять групп доходов для целей управленческого учёта в зависимости от их экономического содержания.
Первая группа доходов напрямую связана со страхованием и является результатом отношений между страховой организацией и страхователями, а также результатом расчётов с перестраховщиками по договорам перестрахования (п.п. 1, 5).
Вторая группа доходов связана с выполнением договоров перестрахования (п.п. 2,3,4,6,7,12).
Третья группа доходов - это прочие доходы, полученные при осуществлении страховой деятельности (пп. 8-11).
Четвёртая группа доходов связана с получением средств от инвестирования страховых резервов и собственных средств страховщика. Инвестиционная деятельность осуществляется на условиях возвратности, прибыльности, ликвидности и т.д. Обязательным условием инвестиционной деятельности является её соподчинённость по отношению к страховой. Она обеспечивает гарантии выполнения страховых обязательств и предусматривается Законом о страховой деятельности. Следует отметить, что доходы, полученные от инвестирования средств страховых резервов, а также средства, полученные в порядке регресса требований к причинению вреда, после компенсации страховщиком ущерба страхователю, относятся к доходам, непосредственно не связанным со страхованием (п. 13).
Пятая группа доходов - это прочие доходы, не связанные со страховой деятельностью. В эту группу доходов включают: поступление от сдачи имущества в аренду; от продажи имущества, принадлежащего страховой организации; от нестраховой деятельности, разрешённой законодательством; от долевого участия в других организациях; от дивидендов, полученных по ценным бумагам, принадлежащим страховщику; от полученных штрафов, пени, неустоек (п. 14).
Таким образом, предлагаемая нами группировка доходов для целей управления, в зависимости от специфики страхового бизнеса, позволяет выделить основные признаки формирования информации и определить методологический подход к системе управленческого учёта. Во-первых, доходы от страховых операций в системе управленческого учёта должны отражаться в разрезе головной организации и структурных подразделений. Во-вторых, данная группировка доходов применяется при формировании центров ответственности в системе управленческого учёта [1,2,5].
Система детализации информации о доходах страховой организации вызывает необходимость разработки классификаторов и кодов информации, а также упорядочения форм первичных документов, используемых для регистров аналитического учёта последних. При этом указанный комплекс формирования информации, необходимой для управленческого учёта, требует соблюдения принципов единства и преемственности [4,5]. Принцип единства, как известно, основан на использовании единого подхода к выделению общего аналитического признака для различных управленческих объектов и способов организации аналитического учёта. Так, для учёта премии выделяются различные субсчета первого и второго порядка к тем счетам, где учитываются данные доходы. Принцип преемственности предполагает такую систему аналитического учёта, которая позволяет отразить различные стороны деятельности страховой организации, исходя из обязательных требований и действующих нормативных документов, а также принципов существенности информации. Именно этим объясняется раскрытие информации о доходах страховой организации в разрезе видов страхования; отдельных структурных подразделений; каналов продаж; сроков действия договоров страхования и др.
Страховая премия, как известно, оформляется договором страхования и должна не только покрывать затраты страховщика, но и гарантировать выполнение обязательств по договору страхования и обеспечить ему прибыль [3]. Назначение страховой премии, отмеченное выше, и предопределяет её структуру. Премия представляет собой брутто-премию, которая включает нетто-премию и нагрузку. Нетто-премия обеспечивает реализацию основной функции страховщика и покрытие ожидаемых страховых выплат. Нагрузка предназначена для финансирования расходов, связанных с заключением договора страхования и его исполнением.
Одним из важнейших вопросов учёта страховой премии является определение момента её начисления. В любом случае, момент начисления страховой премии необходимо связать с моментом признания этой премии в качестве дохода организации. Данный вопрос имеет особое значение, поскольку момент начисления страховой премии принимается в качестве основания для начала формирования страховых резервов. Кроме того, начисление страховой премии означает вступление в силу договора страхования, в соответствии с которым возникают обязательства страховщика. Между тем, порядок начисления страховой премии зависит от вида страхования. В частности, необходимо иметь в виду, что начисление премии по операциям страхования жизни и страхования иного, чем страхование жизни, различаются. Страховая премия по
ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ
договорам страхования иного, чем страхование жизни, начисляется в размере, согласно договору, единовременно. Страховая премия, полученная от страхователя по страхованию жизни, начисляется в сумме, причитающейся от страхователей только за отчётный период. Следует выделить оформление договоров, относящихся к нескольким видам страхования, которые считаются комбинированными. Для целей бухгалтерского учёта они разделяются на отдельные условные договоры, каждый из которых относится к соответствующему виду страхования. Такой порядок учёта страховой премии позволяет выделить, какая часть страховой премии относится к соответствующей учётной группе, по которой предусматривается формирование страховых резервов.
При учёте начисления страховой премии особое внимание должно быть уделено конкретным условиям вступления договора в силу (ст. 425, ст. 657, ст. 957 ГК РФ), что оказывает влияние на формирование управленческой информации.
Таким образом, соблюдение правовых условий начисления страховой премии, закрепления момента её начисления в учётной политике страховой организации, позволяют обеспечить достоверность показателей страховой премии, от величины которой зависит определение суммы страховых резервов, принятых к учёту, что, в конечном итоге, определяет достоверность финансового результата деятельности страховой организации.
Система управленческого учёта доходов страховой организации предполагает выявление динамики изменения спроса и предложения на страховом рынке. Линейка предложений страховых продуктов в этой связи может сужаться, расширяться или ликвидироваться. Если возникает рост спроса на страховые услуги в определённом рыночном сегменте, то страховщик принимает меры для удовлетворения потребностей страхователей. Сокращение спроса на отдельные виды страхования приводит к уменьшению страховых премий и сокращению объёма страховых услуг. Процесс изменения спроса на конкретную номенклатуру предлагаемых услуг не отражается в системе бухгалтерской информации. Он может быть зафиксирован на основе проведённого анализа по отдельным сегментам страхового рынка, отдельным видам страхования на основе репрезентативной выборки. В этой связи руководителям подразделений, ответственным за продажу, необходимо выявлять колебания в объёме страховых премий и определять причины данных колебаний. С этих позиций страхование по каждому его виду рассматривается исходя из жизненного цикла страхового продукта.
Жизненный цикл страхового продукта существенно отличается от жизненного цикла потребительских товаров, что объясняется спецификой
страховых услуг. Это отличие жизненного цикла страхового продукта заключается в следующем:
- продажа однотипных страховых продуктов осуществляется в течение длительного периода без каких-либо существенных изменений;
- затраты страховщика на начальном этапе освоения страхового продукта составляют значительно меньшую сумму , чем при освоении потребительских товаров длительного пользования;
- срок действия договора страхования может превышать длительность жизненного цикла страхового продукта. Такое положение возможно в тех случаях, когда страховая организация отказалась от продвижения какого-либо страхового продукта, однако, в страховом портфеле действующие договоры всё ещё сохраняются.
Выделение жизненного цикла страхового продукта связанно с анализом эффективности функционирования страховой организации, определением направления развития и освоением новых видов страховых продуктов, увеличением продаж освоенного страхового продукта, повышением конкурентоспособности страховой организации.
Жизненный цикл страхового продукта включает четыре стадии:
1) стадия разработки страхового продукта, к которой относятся исследование сегмента рынка и проектирование страхового продукта. На этом этапе предусматривается освоение нового страхового продукта, определяются условия страхования и тарифы. Для внедрения страхового продукта на рынок используется эффективная реклама. Несмотря на активизацию страховой компании по освоению конкретного сегмента рынка за счёт внедрения новых страховых продуктов, как правило, на этой стадии жизненного цикла объём страховых премий небольшой, продукт неизвестен широкой группе страхователей, его конкурентоспособность невысока;
2) стадия роста объёма страховых премий за счёт увеличения числа страхователей и расширения спроса на новые виды страховых продуктов. На этой стадии наблюдаются рост объёма страховых премий и появление страховых компаний -конкурентов, которые также заняты продвижением аналогичного страхового продукта;
3) стадия зрелости, которая характеризуется замедлением процесса продаж. Страховой продукт переходит в разряд распространённых. Клиентская база, которая обеспечивает рост реализации страхового продукта, как правило, не изменяется. Количество продаж конкретного страхового продукта представляет собой более или менее постоянную величину;
4) стадия спада, которая характеризуется резким падением спроса на страховой продукт, что оказывает влияние на снижение количества про-
даж. В этой ситуации страховщик предпринимает меры, обеспечивающие улучшение качества страхового продукта, либо снижает цены.
Для формирования информации об этапах жизненного цикла страхового продукта необходимо установить предельные границы каждой фазы жизненного цикла, исходя из степени сложности страхового продукта и конкретных условий работы страховой организации и её структурных подразделений.
На наш взгляд, наиболее целесообразным является разработка перечня конкретных опций, предлагаемых страхователю при заключении договора страхования. Другими словами, в сфере страхования каждая страховая компания должна иметь информацию об ассортиментном наборе конкретных наименований страховых услуг. Эта информация позволяет выборочно иметь дополнительные сведения о состоянии спроса страхователей на конкретные страховые услуги исходя из реального повышения доходов населения или их снижения. Предлагаемые показатели относятся к внеучётным параметрам деятельности страховой организации, их значимость велика с позиции определения степени удовлетворения спроса страхователей.
Договор страхования является одним из наиболее сложных видов договоров в гражданском праве, ст. 927 ГК предусматривает оформление двух видов договоров - имущественного страхования и личного страхования. Поскольку договор страхования является основным документом, подтверждающим страховую сделку, необходимо рассмотреть условия договора страхования, которые относятся к существенным и без соблюдения которых договор не может быть признан действительным. Существенными условиями договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком считаются достигнутые соглашения:
- об определённом имуществе или имущественном интересе, которые являются объектом страхования;
- о характере события, при наступлении которого осуществляется страхование;
- о размере страховой суммы;
- о сроке действия договора.
При заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:
- о застрахованном лице;
- о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая);
- о размере страховой суммы;
- о сроке действия договора.
Значимость существенных условий договора состоит в том, что отсутствие хотя бы одного из них не позволяет считать договор заключённым. Более того, к существенным условиям могут относиться и те условия, на согласовании которых настаивает одна из сторон договора. Несущественными условиями считаются:
- размер страховых платежей;
- порядок уплаты страховых взносов;
- последствие неуплаты взносов;
- порядок вступления договора в силу;
- порядок определения ущерба, выплаты страховой суммы и т.д.
Проведённый анализ соблюдения правил оформления договоров страхования показывает, что текст договора по различным видам страхования разрабатывается заранее, оставляются пустые места для конкретизации некоторых условий. Данные пустые места предусматриваются для отражения тех условий, по которым должно быть достигнуто соглашение по заявлению одной из сторон сделки. Допускаемые неточности при заключении договоров могут явиться основанием для признания договора незаключённым.
В страховых организациях договоры страхования и перестрахования относятся к числу первичных документов, подтверждающих все основные показатели, характеризующие продажи страховых услуг, конкретные даты заключения договоров и существенные условия страхования в течение всего срока действия договора. Таким образом, договор страхования является важнейшим информационным источником учёта страхования по видам, по срокам действия страховых договоров; по страховым выплатам, связанным с урегулированием убытков по наступившим страховым случаям; по претензионным делам, возникшим вследствие предъявления исков со стороны участников сделки. Перечисленные выше направления использования информации принимаются во внимание при организации управленческого учёта доходов (страховых премий).
ЛИТЕРАТУРА
1. Керимов В.Э. Управленческий учет. Учебник. - М. : Дашков и Ко, 2004. - 460 с.
2. Кондраков Н.П., ИвановаМ.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 368 с.
3. Красова О.С. Бухгалтерский учет в страховании. - 2-е изд. - М. : Омега-Л, 2008. - 263 с.
4. Миронова О.А., Азарская Н.А. Учет, налогообложение и аудит в страховых организациях. - 2-е изд. - М. : Бухгалтерский учет, 2008. - 272 с.
5. Шеремет А.Д., Николаева О.Е., Полякова С.И. Управленческий учет. Учебник / под ред. Шеремета А.Д. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 429 с.