Научная статья на тему 'Управленческий учет затрат в условиях неопределенности и риска'

Управленческий учет затрат в условиях неопределенности и риска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ИЗДЕРЖКИ / ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Апсите М.А., Волкова Т.В., Гольман Т.И.

Тема данной статьи весьма актуальна на данный момент и представляет интерес для широкого круга читателей, как учащихся, так и руководителей крупных и мелких структур, действующих на рынке. Управленческий учет принадлежит к инструментам, посредством которых осуществляют финансовое управление на предприятиях и в организациях всех организационно-правовых форм и форм собственности. Управленческий учет важный инструмент рачительного управления финансами. Важный раздел управленческого учета управленческий учет затрат (издержек) предприятия. Изучению основ организации управленческого учета посвящена данная статья. Управленческий учет затрат построен на составлении специальной классификации затрат. Общая цель классификации затрат предприятия состоит в создании упорядоченной структуры данных о затратах, без чего невозможно эффективное ведение бухгалтерских (финансовых) счетов и привязка затрат к конкретному объекту. Классификация затрат осуществляется на предприятии также посредством организации бухгалтерского (финансового) учета, однако она не всегда приемлема для удовлетворения информационных потребностей руководства компании, а, кроме того, может привести к принятию неверного управленческого решения. Грамотно осуществляемый управленческий учет в организации (на предприятии) способствует его успеху на рынке, обеспечивая большие темпы его стратегического развития и высокие результаты деятельности на основе оперативно получаемой учетной и аналитической информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческий учет затрат в условиях неопределенности и риска»

Управленческий учет затрат в условиях неопределенности и риска

Апсите Марина Александровна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра информационно-аналитического обеспечения и бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», apsite@mail.ru

Волкова Татьяна Валерьевна

кандидат экономических наук, кафедра экономики и менеджмента, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»

Гольман Татьяна Ивановна

кандидат социологических наук, кафедра экономики и менеджмента, ФГБОУ Во «Новосибирский государственный педагогический университет»

Тема данной статьи весьма актуальна на данный момент и представляет интерес для широкого круга читателей, как учащихся, так и руководителей крупных и мелких структур, действующих на рынке.

Управленческий учет принадлежит к инструментам, посредством которых осуществляют финансовое управление на предприятиях и в организациях всех организационно-правовых форм и форм собственности.

Управленческий учет - важный инструмент рачительного управления финансами. Важный раздел управленческого учета - управленческий учет затрат (издержек) предприятия. Изучению основ организации управленческого учета посвящена данная статья. Управленческий учет затрат построен на составлении специальной классификации затрат. Общая цель классификации затрат предприятия состоит в создании упорядоченной структуры данных о затратах, без чего невозможно эффективное ведение бухгалтерских (финансовых) счетов и привязка затрат к конкретному объекту. Классификация затрат осуществляется на предприятии также посредством организации бухгалтерского (финансового) учета, однако она не всегда приемлема для удовлетворения информационных потребностей руководства компании, а, кроме того, может привести к принятию неверного управленческого решения. Грамотно осуществляемый управленческий учет в организации (на предприятии) способствует его успеху на рынке, обеспечивая большие темпы его стратегического развития и высокие результаты деятельности на основе оперативно получаемой учетной и аналитической информации.

Ключевые слова: управленческий учет, издержки, переменные издержки, постоянные издержки.

Деятельность любого предприятия требует анализа и постоянного контроля. Такой контроль можно осуществлять посредством организации управленческого учета.

Следует отметить, что на сегодняшний день без адекватной управленческой отчетности невозможно руководить серьезным предприятием. В частности, стоит применить управленческий учет затрат на предприятии с тем, чтобы принять грамотные финансовые решения, которые позволят ему повысить финансовые показатели его работы.

Управленческий учет - это упорядоченная система по сбору, регистрации, обобщению и представлению информации о хозяйственной деятельности организации и ее внутренних структурных подразделений, необходимой для принятия управленческих решений.

Под управленческой отчетностью понимается такая отчетность, которая позволяет собственнику принимать грамотные управленческие решения на основе ее данных.

Расходы организации часто достигают 95% от общей выручки от реализации. Указанная величина при этом может колебаться в зависимости от отрасли и специфики деятельности предприятия.

Затраты являются важнейшим объектом управленческого учета на предприятии. Рассмотрим, как составление управленческой отчетности организации по ее затратам в условиях неопределенности и риска на рынке влияет на итоговые показатели деятельности предприятия.

Важную роль в управленческом учете затрат играет классификация затрат, а именно их распределение затрат на предприятии в зависимости от привязки к конкретным объектам (целям).

Сущность входящих и исходящих потоков организации во многом определяет методологию калькуляции затрат, используемой управленческим учетом для работы в различных организационных средах.

Так, издержки производства, зафиксированные на счетах финансового учета, группируются в управленческом учете по различным основаниям с тем, чтобы можно было представить всю необходимую информацию для принятия решений по регулированию деятельности.

Объекты распределения затрат можно представить следующим образом:

- единица производимой продукции (услуги) - калькуляционная единица (используется для осуществления планирования и оценки запасов, определения прибыли на единицу продукции и выявления наиболее и наименее ее рентабельных видов, расчета цен реализации и возможных скидок для покупателей; осуществления бюджетного планирования и контроля).

- структурные подразделения. Применяется для расчета затрат по структурным подразделениям, а также их рентабельность (структурных подразделений);

- конкурентные товары (услуги) - проведение анализа с целью предложения более выгодных условий приобретения продукции по сравнению с конкурентами;

- прочее (принятие решений в области инвестирования в новые направления деятельности, осуществления бюджетного планирования и контроля затрат).

Наиболее важным объектом учета затрат является калькуляционная единица, или единица продукции/услуги, которую производит организация (ее подразделение).

Основная проблема распределения затрат состоит в том, что часто отсутствует четкая связь между той или иной затратой и тем или иным продуктом. В связи с этим обстоятельством принято использовать единый фактор распределения всех затрат на предприятии (особенно косвенных), накопленных в конкретном подразделении.

Так, используют распределение затрат по так называемым центрам затрат.

В зависимости от метода признания затрат в отчете о прибылях и убытках их можно разделить на затраты на продукт (запасоемкие затраты) и затраты (расходы) периода.

Затраты периода признаются в том периоде, когда они произведены и не проходят через стадию запасов (например, управленческие и коммерческие расходы).

Управленческие расходы возникают в результате осуществления хозяйственных операций по использованию материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов в

О £

Я

3

Г

2 а

8

см со £

Б

а

2 е

процессе управления предприятием и обусловлены содержанием предприятия как единого имущественно-финансового комплекса.

Коммерческие расходы связаны с расходами по реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Элементы расходов строго регламентированы ПБУ 10/99 «Расходы организации», а перечень статей себестоимости, в которые перегруппировываются расходы, учтенные в разрезе элементов, каждая организация устанавливает самостоятельно [2, с.23].

Таким образом, общая цель классификации затрат предприятия состоит в создании упорядоченной структуры данных о затратах, без чего невозможно эффективное ведение бухгалтерских (финансовых) счетов и привязка затрат к конкретному объекту. И хотя классификация затрат осуществляется и бухгалтерским (финансовым) учетом, она не всегда приемлема для удовлетворения информационных потребностей руководства компании, а, кроме того, может привести к принятию неверного управленческого решения.

Приведем пример.

Компания «ВТОРПОЛИМЕР» производит гранулу-стрейч видов «А» и «Б». Для оценки рентабельности каждого вида продукции составим специальные расчеты (табл. 1).

На основании этих данных руководство компании приняло решение о снятии с производства продукции вида Б. На первый взгляд может показаться, что прекращение производства продукции вида Б в данном случае является оправданным финансовым решением, поскольку финансовый результат следующего года не будет уменьшаться на расчетную величину убытка (22 000 руб.). Однако, расчетный убыток определен на принципах полной калькуляции. И мнение о том, что прекращение выпуска продукции типа Б поможет избежать убытка в сумме 22 000 руб., строится на предположении, что предприятие избежит всех затрат, связанных с выпуском продукции данного вида. Тем не менее, это не является верным предположением. Поэтому следует откорректировать расчеты прибыли по видам продукции и компании в целом с тем, чтобы поделить все затраты на те, которых можно избежать, и которых избежать нельзя (характерные для данного вида продукции и общие затраты). Только в этом случае руководство компании сможет обоснованно оценить влияние на прибыль предполагаемого

Таблица 1

Данные для оценки рентабельности производимой продукции

Показатель Гранула Сстрейч) вид А [ранула (стрейч) вид Ь Итого

Про из подстпо/рсал изация, ед. 30 ООО 20 ООО X

Цена за ед., руб. 150 45 X

Выручка от реализации, руб. 4500000 900 ООО 5400000

Себестоимость реализованной продукции, руб. 3015000 712000 3727000

Себестоимость ед.. руб. 100,5 35,6 X

13 а лопая прибыль, руб. 1485000 188000 1673000

Коммерческие затраты, руб. 540 ООО 150 ООО 690 ООО

Административные затраты, руб. 460 ООО 60 ООО 520 ООО

Чистая прибыль (убыток), руб. 485 000 (22 ООО) 463 ООО

Таблица 2

Альтернативные варианты производственной деятельности ООО «ВТОРПОЛИМЕР»

11окачатсль Вариант 1 Вариант 2

Выручка от продаж - 600

Дополнительные затраты - 400

Прибыль/убыток -1000 -200

прекращения выпуска продукции типа Б.

Расходы организации группируются в разрезе отдельных элементов, которые корреспондируют с активами и обязательствами организации: сколько и каких активов израсходовано, какие расходы произведены за счет увеличения прибыли, какие активы необходимо восстановить для обеспечения деятельности в следующих периодах, как это отражается на денежных потоках организации, ее финансовой деятельности и финансовых результатах [2, с.23].

Существуют прямые затраты. Они непосредственно связаны с производством конкретного товара (работы, услуги) (подразделения) организации. Сюда относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Также существуют косвенные затраты, относящиеся одновременно к нескольким товарам (подразделениям) и распределяемые между производимыми видами продукции согласно какой-либо базе (например, пропорционально основной заработной плате производственных рабочих). Косвенные расходы разделены на общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Существует следующая зависимость. Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), то есть зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производ-

ственные, так и непроизводственные затраты. Переменные затраты изменяются вместе с уровнем деловой активности компании - по мере ее повышения растут и переменные затраты. К переменным затратам относят расходы на материалы, электроэнергию, пользование телефоном.

К постоянным расходам относятся расходы на рекламу, аренду, оплату труда (большая часть). Некоторый элемент переменных затрат может содержаться в фонде оплаты труда в том случае, если руководство получает вознаграждения в зависимости от достигнутых объемов производства [1, с.16].

На практике постоянные и переменные затраты в чистом виде встречаются достаточно редко. Большинство затрат имеют одновременно и постоянные, и переменные составляющие. Поэтому говорят об условно-постоянных или условно-переменных затратах.

Удельные затраты можно рассчитать на один рубль стоимости проданной или выпущенной продукции [3, с.44].

Внепроизводственные затраты (периодические) - это издержки, которые не могут быть проинвентаризированы. Их размер зависит от длительности периода и не зависит от объемов производства. К подобным затратам относят коммерческие и административные расходы, учитываемые на счетах 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу».

Процесс принятия управленческих решений предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов. Сравниваемые при этом затраты можно разбить на две группы: неизменные при всех альтернативных вариантах и меняющиеся в зависимости от принятого решения. Затраты, имеющие отношение только к данной проблеме (отличающие одну альтернативу от другой), называют релевантными. Это те затраты, величина которых будет зависеть от принятого решения. Нерелевантные затраты от принятого решения не зависят. Бухгалтер-аналитик, представляя руководству исходную информацию для выбора оптимального решения, готовит свои отчеты таким образом, чтобы они содержали только релевантную информацию.

Рассмотрим пример. Предприятие «ВТОРПОЛИМЕР» закупило основные материалы на сумму 1000 тыс. руб., однако в связи с изменением технологии выяснилось, что для производства эти материалы малопригодны: произведенная из них продукция окажется неконкурентоспособной на рынке. Предприятие-партнер «ТК Полимер», и ранее закупающее у данного предприятия продукцию, готово купить партию, изготовленную из этих материалов, за 600 тыс. руб. При этом дополнительные затраты предприятия «ВТОРПОЛИМЕР» по переработке материалов в требуемую продукцию составят 400 тыс. руб. (сдельный труд + переменные накладные расходы). Рассмотрим, целесообразно ли принимать подобный заказ ООО «ВТОРПОЛИМЕР».

Так, что в данном случае у предприятия «ВТОРПОЛИМЕР» есть следующие альтернативы (табл. 2).

С учетом нерелевантных расходов во втором случае ООО «ВТОРПОЛИМЕР» получит убыток в размере 800 тыс. руб. (-1000 тыс. руб. + 600 - 400 тыс. руб.) по сравнению с убытком от списания материалов в 1000 тыс. руб. Таким образом, заказ необходимо принять. В этом случае компания выигрывает 200 тыс. руб.

Классификация затрат при организации управленческого учета позволит руководству даже в условиях неопределенности принимать правильные управленческие решения. Поэтому назначение процесса классификации затрат - выделение той части затрат, на которую может повлиять руководитель с целью увеличения своего дохода и капитализации стоимости своей компании.

Вместе с тем учет затрат по центрам ответственности необходим в управленческом учете для соответствия каждого

места возникновения затрат сфере ответственности конкретных лиц. Цель организации учета по центрам ответственности - накопление данных о затратах и доходах по каждому центру ответственности таким образом, чтобы отклонения от плановых показателей могли возлагаться на ответственное лицо [4, с.51].

В заключение рассмотрим использование управленческой классификации затрат предприятия с целью контроля предпринимательского риска. Предпринимательский риск показывает изменение НРЭИ, вызванное изменением выручки на 1% и рассчитывается по формуле: ПР = МП / НРЭИ

На примере определим предпринимательский риск, которому подвергается предприятие.

Отчетный год В 7838190 ПР1 = 2459744/ 1811252 = 1,36

Спер 5378446

М1р2459/44

С 648492 НРЭИ 1811252

Сравним, как изменилась ситуация по сравнению с базовым периодом.

Базовый год. В 1851100 ПР0 = 1557591 / 574972 = 2,71

С„„ 293509

МП 1557591

С 982619 НРЭИ 5/49/2

Можно сделать вывод о том, что предпринимательский риск значительно уменьшился. Также уменьшился и предпринимательский рычаг. Предприятие с низким уровнем предпринимательского рычага - неперспективно. Поэтому для поддержания силы воздействия предпринимательского рычага предприятие должно сделать скачок постоянных затрат (это необходимо для его роста на рынке и удержания своей рыночной доли). Его нужно рассчитать так, чтобы новая точка безубыточности была меньше фактического объема продаж и оставался положительный запас финансовой прочности. Предпринимательский рычаг сильнее всего действует вблизи точки безубыточности. Однако нужно все-таки отойти от нее на безопасное расстояние (10-12% ЗФП). При расчете ЗФП необходимо учитывать колебания объемов продаж фирмы. Чем неустойчивее рынок, тем большедолжен быть запас финансовой прочности.

Литература

1. Овчинникова, О.П. Классификация затрат в целях управленческого учета: на

что обратить внимание // Справочник экономиста. - №3. - 2015. - С. 15 - 23

2. Палий, В.Ф. Управленческий учет издержек и доходов (с элементами финансового учета) / В.Ф. Палий. - М.: ИН-ФРА-М, 2009. - 279 с.

3. Сергеева, И.А. Управленческий учет в сельском хозяйстве: Учебник / Л.И. Хо-ружий, О.И. Костина, Н.Н. Губернаторо-ва, И.А. Сергеева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 207 с.

4. Этрилл, П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов / П. Этрилл, Э. МакЛейни; Пер. с англ. В. Ионов. - М.: Альпина Пабл., 2012. - 648 с.

Managerial cost accounting in conditions

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of uncertainty and risk Apsite M.A., Volkova T.V., Golman T.I.

Novosibirsk State University of Economics and

Management The topic of this article is very relevant at the moment and is of interest to a wide range of readers, both students and leaders of large and small structures operating in the market. Management accounting belongs to the instruments through which financial management is carried out at enterprises and organizations of all organizational and legal forms and forms of ownership. Management accounting is an important tool for

sound financial management. An important section of management accounting is the management accounting of the costs (costs) of the enterprise. This article is devoted to the study of the basics of organization of management accounting. Managerial cost accounting is built on the compilation of a special classification of costs. The overall goal of classifying the costs of an enterprise is to create an ordered structure of cost data, without which it is impossible to effectively maintain accounting (financial) accounts and to assign costs to a specific object. Classification of costs is carried out at the enterprise also through the organization of accounting (financial) accounting, but it is not always acceptable to meet the information needs of the company's management, and, in addition, may lead to the adoption of an incorrect management decision. Properly constructed management accounting at the enterprise contributes to the successful operation of enterprises, ensures high rates of their strategic development, allows management to promptly obtain the necessary accounting and analytical information; provides organization of competitive advantages through cost management, commercial activities and general management, structures various types and directions of the enterprise, provides an assessment of the contribution to the final result of various structural divisions. Keywords: management accounting, costs, variable

costs, fixed costs. References

1. Ovchinnikova, O.P. Classification of costs for the

purpose of management accounting: what to look for // The Economist's Handbook. - No. 3. - 2015. - P. 15 - 23

2. Paliy, V.F. Management accounting of costs and

revenues (with elements of financial accounting) / V.F. Paliy. - Moscow: INFRA-M, 2009. - 279 c.

3. Sergeeva, I.A. Management accounting in

agriculture: Textbook / L.I. Horuzhy, O.I. Kostina, N.N. Gubernatorova, I.A. Sergeeva. -M .: SRC INFRA-M, 2013. - 207 c.

4. Etrill, P. Financial management and management

accounting for managers and businessmen / P. Etryll, E. McLainy; Trans. with English. V. Ionov. - Moscow: Alpina Pab., 2012. - 648 c.

О À

В

S

i?

2 e

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.