Научная статья на тему 'Управленческий учет на предприятиях межпроизводственного комплекса'

Управленческий учет на предприятиях межпроизводственного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Устинович О. В.

В статье раскрывается сущность управления затратами на предприятиях межпроизводственного комплекса (МКП) посредством инструментов и методов управленческого учета. Задача предложенной методики управленческого учета заключается в оказании помощи создающимся взамен финансово-промышленным группам новым экономическим структурам МПК снизить затраты, увеличить прибыль, обновить свои основные фонды в условиях растущих цен на ресурсы и ограниченности ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческий учет на предприятиях межпроизводственного комплекса»

УДК 338.109 О.В. Устинович

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МЕЖПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

В статье раскрывается сущность управления затратами на предприятиях межпроизводственного комплекса (МКП) посредством инструментов и методов управленческого учета. Задача предложенной методики управленческого учета заключается в оказании помощи создающимся взамен финансовопромышленным группам новым экономическим структурам МПК снизить затраты, увеличить прибыль, обновить свои основные фонды в условиях растущих цен на ресурсы и ограниченности ресурсов.

В условиях рыночной экономики основным видом учета затрат является управленческий учет. Управленческий учет на предприятиях угольной отрасли и энергетики имеет свою специфику. Угольная отрасль является ведущей отраслью хозяйства России, так как потребности в угле для нужд тепловых электростанций возрастают с каждым годом. Новые экономические системы, именуемые межпроизводственными комплексами, подразумевают под собой систему общего учета его затрат. Задача МПК, куда войдут угольные предприятия, усреднительно-подготовительный комплекс (УПК), тепловые электростанции, железная дорога, электроподстанции, линии электропередач, зависящие друг от друга напрямую, - это работа на конечный продукт, снижение затрат на производство, увеличение прибыли, захват рынка производства дешевой электроэнергии и потребителей, как внутренних, так и внешних.

Возможно и вхождение в структуру МПК гигантов потребления электроэнергии (например, алюминиевого производства), но все равно межпроизводственный комплекс будет работать на конечный продукт, в данном случае на производство дешевого алюминия, снижение затрат на производство, увеличение прибыли, захват рынка производства дешевого алюминия и потребителей. И неважно кто войдет в структуру МПК

- химические, металлургические производства как производители в этой схеме конечного продукта, - главное, что всем будет экономически выгодно это объединение в данную структуру [1]. Межпроизводственные комплексы, благодаря новым инновационным внедрениям, выставляют новые требования и прогрессивные технологии производства сжигания углей.

В первом случае новые технологии в МПК подразумевают собой подготовку топлива до сжигания в котлах тепловых электростанций (ТЭС) на усреднительно-подготовительных комплексах в виде сорбента, брикетов, термобрикетов, коксов и полукоксов. Во втором случае подразумевается сжигание различных составов топлива, подходящих под требования ТЭС на самой электростанции путем изменения технологии сжигания.

Главная цель МПК - это работа на конечный продукт, выпуск дешевой электроэнергии, снижение затрат на начальном этапе производства - добыча угля на разрезах, на процессе изготовления полуфабрикатов УПК и т.д. В этих условиях проводится разработка системы управленческого учета на примере предприятий межпроизводственного комплекса по производству угля, электроэнергии и тепла. Управленческий учет на предприятиях МПК представляет собой систему планирования, учета, анализа и контроля данных о затратах на производство угля, электростанции и тепла, результатах деятельности межпроизводственного комплекса в разрезе необходимых для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности структуры МПК. Его предназначение - обеспечить информацией руководителей различных уровней межпроизводственного комплекса управления, ответственных за достижение конкретных производственных целей. Важнейшей функцией управленческого учета является обоснование процесса принятия управленческих решений. С этой целью исследуются все факторы, влияющие на экономику и управление МПК, организацию и технологию

производства угля, электростанции и тепла, позволяющие сделать затраты эффективными и реально управлять ими. В соответствии с международными стандартами информация управленческого учета может быть представлена как в денежном, так и в натурально-вещественном выражении, в ней допустимы приблизительные и примерные оценки, в частности, при разработке планов на будущее. Подробные, детализированные отчеты на предприятиях МПК в управленческом учете могут составляться ежемесячно, а по отдельным видам деятельности еженедельно, ежедневно, а в некоторых случаях немедленно. Такие отчеты предназначены для использования их внутри предприятий межпроизводственного комплекса, а не для широкой общественности, поэтому их составление не обязательно должно соответствовать общепринятым принципам учета.

В России с развитием рыночной экономики организация управленческого учета включает в себя следующие три основные системы:

1) учет по полной себестоимости;

2) учет по центрам ответственности;

3) учет производственной себестоимости по сокращенной номенклатуре статей затрат с обособленным отражением периодических (за отчетный период) расходов, не включаемых в производственную себестоимость, а непосредственно списываемых на уменьшение прибыли от реализации продукции [2-4].

В основе систем учета полной себестоимости и по центрам ответственности лежат данные о затратах за истекший отчетный период, т.е. о совершившихся хозяйственных операциях и событиях, регистрация и анализ которых позволяют судить о состоянии дел на предприятии МПК. Характерной особенностью системы управления затратами по центрам ответственности является персонализация и индентификация документов внутренней отчетности, участие менеджеров центра ответственности в составлении отчетов за прошедший период и планов на предстоящий период, определение области полномочий и ответственности каждого менеджера (менеджер отвечает только за те показатели, которые он может контролировать). Управление затратами по центрам ответственности нацелено на удовлетворение потребностей внутрифирменного планирования предприятий МПК. Учет по центрам ответственности основан на том принципе, что лучше относить на центр те затраты, на которые в силах воздействовать руководитель этого центра. Ответственность за определенную статью расходов может быть разделена. Например, ответственность за количество используемого сырья несет директор угольного разреза (начальник производственного цеха), но служащий отдела снабжения отвечает за цену этого сырья. Иногда бывает трудно точно определить ответственное лицо. Чрезмерные потери могут возникать из-за небрежной транспортировки и разгрузки угля транспортным участком или из-за закупки материалов низкого качества служащим отдела снабжения. На предприятиях межпроизводственного комплекса предполагается использование системы управленческого учета «директ-костинг». Система предусматривает учет себестоимости не только в части прямых переменных затрат, но и в части переменных косвенных расходов. Особенностью современной системы «директ-костинг» является использование стандартов (норм) не только по переменным издержкам, но и по постоянным, в частности, по переменной части постоянных накладных расходов. Стандартный «директ-костинг» - есть средство достижения конечной цели предприятия - получение чистой прибыли. В основе организации производственного учета по этой системе - деление затрат по отношению к объему производства на постоянные (стоимость предприятия) и переменные (стоимость собственного продукта). Постоянные затраты обусловлены производственно-экономическим потенциалом предприятия. Чем полнее используется потенциал предприятия МПК, тем больше отдача от израсходованных средств. Неиспользованный потенциал будет увеличивать неэффективность постоянных затрат. При оптимальном использовании всех технических возможностей производственных мощностей постоянные затраты полностью переносятся на себестоимость изготавливаемой продукции. Производственная себестоимость выпущенной и реализованной продукции формируется только из переменных производственных затрат, находящихся в прямой зависимости от технологического процесса и организации производства угля, электростанции и тепла. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции угля на складах угольных разрезов, на складах УПК, на площадях ТЭС на начало и конец отчетного периода, а также незавершенное производство полуфабрикатов по химической переработке угля.

Постоянные расходы не связаны непосредственно с производственным процессом и потому не включаются в производственную себестоимость продукции. Эти расходы собираются на отдельном счете и по истечении отчетного периода полностью (без распределения по видам продукции) списываются на уменьшение прибыли от реализации продукции, полученной в данном отчетном периоде. Разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами представляет собой маржинальную прибыль.

Маржинальная прибыль - это часть выручки, остающаяся на покрытие постоянных затрат и образование прибыли [2-4]. Достоинства системы управленческого учета "директ-костинг”, применяемой на предприятиях МПК, дает возможность детального и качественного изучения зависимости между объемом производства угля, электроэнергии и тепла, затратами (себестоимостью), маржинальным доходом (сумма постоянных расходов и прибыли) и прибылью. Она акцентирует внимание на формах зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей, позволяет выявить концепцию изготовления конечного продукта с большей рентабельностью, обеспечивает получение информации, позволяющей быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка. Важным преимуществом системы "директ-костинг” является то, что она позволяет решать стратегические задачи по управлению предприятием МПК. Эта система предоставляет данные для оптимизации производственной программы по критерию максимума маржинального дохода; решения вопросов установления и регулирования цен на продукцию, как новую, так и уже реализованную на рынке; разработки инвестиционной и инновационной программы (сокращение или расширение производственных мощностей, модернизация оборудования, приобретение нового и т.д.); принятия решений о целесообразности получения дополнительного заказа и т.д. Наконец, весьма важным достоинством системы «директ-костинг» является возможность организации с ее помощью достоверного и высококачественного контроля над затратами на производство продукции. Это достигается, во-первых, за счет небольшого числа калькуляционных элементов и статей, что позволяет усилить контроль над расходованием переменных затрат. Во-вторых, система «директ-костинг» обеспечивает обоснованное планирование величины постоянных (косвенных) расходов.

Для эффективного управления затратами на предприятиях МПК составляется смета на наступающий год производимой продукции: угля, электроэнергии и тепла.

Рассчитываются:

1. Нормативные расходы на оплату основных материалов и рабочей силы.

2. Нормативы расхода основных материалов и рабочего времени на производство угля, тепла, электроэнергии.

3. Баланс за предыдущий год.

4. Данные о реализации продукции угля, электроэнергии, тепла.

5. Запасы материалов, сырья, инструментов.

6. Накладные производственные расходы.

7. Движение денежной наличности по смете.

8. Программа сбыта и реализация конечного продукта электроэнергии.

9. Годовая производственная программа, тонн, кВт.

10. Смета использования основных материалов и основных фондов МПК.

11. Смета затрат на приобретение основных материалов, сырья, инструментов (бюджет закупок МПК).

12. Годовая смета по труду основных производственных рабочих, вспомогательного и управленческого персонала.

13. Расчет общего количества произведенного угля, тепла, электроэнергии.

14. Годовая смета общепроизводственных расходов.

15. Прогноз отчетного баланса.

16. Кассовая смета.

17. Отчет о выполнении сметы.

18. Годовая производственная смета 1-го подразделения (угольные предприятия МПК).

19. Годовая производственная смета 2-го подразделения (усреднительно-подготовительный комплекс мпк).

20. Годовая производственная смета 3-го подразделения (тепловая электростанция).

21. Годовая производственная смета 4-го подразделения (сопутствующие и обслуживающие производства - линии электропередач, электроподстанции, теплопроводные линии, железная дорога).

22. Отчет по 1-му подразделению; продукция «Уголь».

23. Отчет по 2-му подразделению; продукция «Полуфабрикаты из угля (сорбент, брикеты, термобрикеты, коксы, полукоксы)».

24. Отчет по 3-му подразделению; продукция «Тепло» и «Электроэнергия».

25. Отчет по 4-му подразделению; продукция «Перевозки», «Услуги», «Передача и транспортиторовка».

Существенной частью процесса контроля затрат на предприятиях МПК является принятие управленческого решения по результатам анализа. В ряде случаев возможны отклонения от общепринятых норм. Ниже приведен примерный перечень причин и виновников отклонений.

Причинами отклонений от норм могут быть:

1. Изменение технологии добычи углей угольными предприятиями МПК.

2. Изменение нормативов к продукции (уголь, полуфабрикаты, тепло, электроэнергия) со стороны государства.

3. Переделка некачественно выполненных работ.

4. Брак продукции (неисправимый).

5. Отсутствие материалов, топлива, ГСМ.

6. Завышенное использование электроэнергии и тепла предприятиями МПК (угольные предприятия, УПК, железная дорога).

7. Отсутствие необходимого количества автотранспорта, железнодорожных вагонов и составов.

8. Поломки оборудования и механизмов.

9. Аварийные и внеплановые ремонты механизмов и оборудования.

10. Отсутствие фронта работ.

11. Простои по атмосферным погодным условиям (внутрисменные и целосменные).

12. Замена материалов на более дорогостоящие новые материалы.

13. Перерасход материалов (количественный).

14. Исправления конструкций, полученных от поставщиков.

15. Перерасход количества машино-смен механизмов и оборудования угольных предприятий.

16. Излишние внеплановые автомобильные и железнодорожные перевозки угля (полуфабрикатов).

17. Нарушения трудовой дисциплины.

18. Метеорологические условия и т.д.

Виновниками отклонений от норм могут быть:

1. Производитель работ, мастер, механик, машинист тепловоза, водитель, экономист, бухгалтер, торговый представитель, менеджер.

2. Рабочие бригады (звена).

3. Отдел железнодорожных перевозок.

4. Автотранспортный цех.

5. Отдел снабжения.

6. Отдел главного энергетика.

7. Отдел главного механика.

8. Плановый отдел.

9. Финансовый-аналитический отдел.

10. Отдел маркетинга.

11. Отдел реализации продукции.

12. Бухгалтерия и т.д.

Для анализа причин и выявления в последующем виновников отклонений фактических затрат от нормативных, а также оперативного их контроля, на каждое место возникновения затрат открывают учетную карточку. Так, например, в управлении механизации такую карточку заводит механик. В карточку заносят: количество машинистов, обслуживающих машину, их почасовую оплату труда, потребляемые материалы (ГСМ, запчасти и т.п.), на основе которых исчисляется нормативная себестоимость 1 часа работы машины по прямым переменным затратам[2]. Аналогично происходит с другими лицами, отвечающими за свои центры ответственности, в случае возникновения центра затрат на их участках производства и подразделении.

Для учета предстоящих затрат необходимо подготовить совокупную финансовую смету на будущий год и следующие документы:

0 программу сбыта и реализации продукции электроэнергии;

121 программу сбыта внеплановой продукции угля для нужд населения и других предприятий;

И производственную программу производства продукции МПК;

0 смету использования основных материалов и средств производства;

И смету по труду основных рабочих, вспомогательных рабочих и управленческого персонала;

0 смету общепроизводственных расходов;

И кассовую консолидированную смету.

Необходимо подготовить форму отчета об исполнении производственной сметы от одного из подразделений межпроизводственного комплекса при условии отклонений объема производства угля, электроэнергии, тепла, а также производства услуг перевозок, передачи электроэнергии и тепла. Подготовить рекомендации по оптимизации производственной программы и повышении рентабельности продукции, предложить методы по совершенствованию калькулирования затрат по изделиям.

Центральная роль отводится разработке смет (бюджетов) и отчетов об их исполнении в управленческом учете.

Главными целями составления смет являются:

1. Помощь планированию ежегодных операций.

2. Координация деятельности различных подразделений на предприятия МПК и обеспечение гармоничности их функционирования.

3. Доведение планов до руководителей различных центров ответственности.

4. Стимулирование деятельности руководства по достижению целей организации.

5. Управление производством.

6. Контроль и управление затратами на основе анализа отклонений и создание системы внутреннего контроля за затратами и результатами.

7. Оценка эффективности работы центров ответственности и их руководителей.

Кроме того, необходимо придерживаться таких этапов составления сметы, как:

1) сообщение подробностей политики составления смет и основных направлений лицам, ответственным за составление смет;

2) определение фактора, ограничивающего выпуск продукции угля, полуфабрикатов из угля, электроэнергии, а также производство услуг сопутствующими предприятиями;

3) подготовка программы сбыта, первоначальная подготовка смет;

4) обсуждение смет с вышестоящим руководством;

5) координация и анализ рассмотренных смет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) окончательное принятие смет;

7) последующий анализ смет.

Один из важных этапов - это составления программы сбыта (подготовка производственной программы). Она формируется только в количественных показателях и входит в сферу ответственности руководителя производства предприятий МПК. Целью программы является обеспечение объема производства угля, электроэнергии, топлива, достаточного для удовлетворения потребительского спроса, и создание экономически целесообразного уровня запасов продукции. Годовая производственная программа составляется на основе следующих данных предприятий межпроизводственного комплекса: данных о количестве продукции (угля, электроэнергии, тепла) к реализации на прогнозируемый период, данные о необходимых запасах на конец учетного периода, данные о запасах на начало учетного периода. Годовая производственная программа - это количество продукции, которую необходимо приобрести в прогнозируемом периоде. Объем и ассортимент сбыта определяют уровень производства предприятий МПК, когда потребительский спрос является фактором, ограничивающим объем производства продукции (угля, электроэнергии, тепла). Поэтому программа сбыта и реализации продукции - важнейший план при составлении годовой сметы. Она показывает количество каждого вида продукции (угля, электроэнергии, тепла), которое предприятие планирует продать, и планируемую цену реализации. В программе представлен прогноз совокупного дохода, на основе которого будут оцениваться наличные поступления от потребителей, а также показаны основные данные для составления сметы издержек производства, расходов на реализацию и административных расходов. Программа сбыта и реализации продукции, таким образом, является основой для других смет, поскольку все расходы непосредственно зависят от объема продаж угля, электроэнергии, тепла. Если программа сбыта и реализации продукции составлена неточно, все другие сметные оценки будут ненадежными и необъективными.

Директора Березовского, Назаровского и Бородинского разреза, директор усреднительно-подготовительного комплекса, директора Березовской ГРЭС, Назаровской ГРЭС, Красноярской ГРЭС, начальник ЛЭП, начальник железной дороги должны подготовить оценку материалов, которые потребуются для выполнения производственной программы межпроизводственного комплекса.

В структуре межпроизводственного комплекса должна быть определена головная структура МПК, которая будет являться конечным производителем продукции. В нашем случае производитель конечной продукции будет выбираться из трех ГРЭС по принципу выпуска наибольшего количества продукции (электроэнергии и тепла), каковой является Красноярская ГРЭС.

Смета использования основных материалов в производстве составляется на основе данных о номенклатуре, используемых в производстве основных материалов, данных о цене за единицу материала, используемого в производстве (по каждому виду материала), данных о норме расхода материалов (каждого вида), используемых для производства количества продукции (т угля, шт. полуфабрикатов, тепла, 0С, электроэнергии, кВт' ч).

Далее составляется смета затрат на приобретение основных материалов и средств производства. За составление сметы затрат на приобретение основных производственных материалов и средств производства отвечает начальник отдела снабжения, так как именно он несет ответственность за поставку и закуп запланированного необходимого количества оборудования и средств и инструментов производства для обеспечения потребностей для производства продукции предприятиями МПК. Его задача заключается в своевременном приобретении этих средств производства и инструментов по запланированной фиксированной цене. Кроме того, необходимо принять во внимание запланированный уровень запасов угольного сырья (текущий запас, страховой запас), необходимый для переработки на УПК полуфабрикатов и сжигания на тепловых электростанциях МПК. Для детального планирования и управления годовую смету необходимо проанализировать по месяцам, а в некоторых случаях по декадам месяца и дням.

Смета затрат на приобретение основных материалов и средств производства (бюджет закупок) составляется на основе сметы использования основного оборудования и средств труда, на основе данных о запасах материалов и средств производства: цене основных материалов и средств производства (за единицу измерения), данных о запасах материалов и средств производства на начало учетного периода, данных о запасах сырья и средств производства на конец периода.

В смете указываются расходы на закупку материалов и средств производства по каждому виду производства предприятий МПК и общие расходы на закупку материалов, основного оборудования и средств производства.

Ответственность за составление сметы по труду лежит на руководителях Березовского, Назаровско-го и Бородинского разрезов, директоров Березовской ГРЭС, Назаровской ГРЭС, Красноярской ГРЭС, начальника ЛЭП, начальника железной дороги. Они должны подготовить для угольных разрезов, тепловых электростанций, УПК, железной дороги, линии электропередач, электроподстанции расчеты затрат рабочего времени, которые необходимы для удовлетворения потребностей производства угля, электроэнергии, тепла, перевозок, транспортировки.

В годовой смете по труду указываются расходы по заработной плате в расчете на каждый вид производимой продукции по каждому разрезу, усреднительно-подготовительному комплексу, отделению железной дороги, автотранспортному цеху, каждой ЛЭП и электроподстанции и в целом по предприятиям МПК.

Для составления годовой сметы по использованию машино-часов используются данные производственной программы, норма расхода машино-часов на производство продукции угля, тепла и электроэнергии.

В смете использования машино-часов рассчитывается общее количество машино-часов, расходуемое на изготовление каждого вида продукции, и общее количество машино-часов, расходуемое на производство всех видов продукции (угля, электроэнергии, тепла) по производственной программе.

За составление сметы общезаводских накладных расходов отвечает также руководитель производственного отдела каждого предприятия МПК. Общая сумма накладных расходов в смете будет зависеть от динамики расходов по отдельным статьям в отношении к прогнозируемому уровню производства. Накладные расходы необходимо анализировать с тем, чтобы выяснить, управляемы они или нет, и установить контроль за уровнем этих расходов, как в отдельности, так и в целом по предприятиям МПК.

Сметные затраты по статьям переменных накладных расходов определяются путем умножения сметного труда основных производственных рабочих по каждому предприятию МПК на сметную почасовую ставку распределения переменных накладных расходов.

Годовая смета общепроизводственных расходов включает в себя следующие статьи расходов: контролируемые накладные расходы - вспомогательные материалы, зарплата вспомогательных рабочих, энергия (постоянная часть), затраты на ремонт (постоянная часть), неконтролируемые накладные расходы

- амортизация, контроль, энергия, затраты на ремонт.

Контролируемые накладные расходы в подразделениях 1-2 возмещаются на базе показателя рабочего времени основных производственных рабочих, в подразделениях 3-4 - на базе машино-часов.

В годовой смете общепроизводственных расходов рассчитывается общая сумма накладных расходов по отдельности по каждому предприятию МПК и по всей структуре МПК. Когда все сметы составлены,

сметный счет прибылей и убытков и баланс обеспечивают общую картину плановой производительности на сметный период.

Рассчитывается кредиторская задолженность следующим образом: к сумме кредиторской задолженности по балансу за предыдущий год прибавляются расходы на закупку основных материалов, смета затрат на приобретение основных материалов), прибавляется сумма расходов на закупку вспомогательных материалов (из годовой сметы общепроизводственных расходов) и вычитается сумма платежей.

Цель кассовой консолидированной сметы - обеспечить достаточную наличность на любой момент, отвечающую уровню операций по различным сметам. Кроме того, консолидированная смета дает краткую характеристику экономической и производственной деятельности каждого предприятия МПК. В таких условиях совместного производства продукции и работы всех предприятий на конечный продукт очень важно показать поквартальную кассовую смету, на практике же она должна составляться помесячно или понедельно. Ввиду того, что планирование наличных средств подвержено неопределенности, необходимо предусматривать суммы, несколько превышающие минимальный объем средств, допуская некоторые пределы погрешности планирования. Кассовая смета позволит фирме избежать появления наличных средств, превышающих ее потребности, позволяя руководству принять меры для превращения излишних средств в краткосрочные инвестиции. И, наоборот, можно заранее выявить дефицит средств и принять меры по получению банковской ссуды для его покрытия.

Движение денежной наличности по смете находится в стадии разработки в связи со сложностью определения степени вложения основных и оборотных средств каждого предприятии в структуру МПК и со сложностью передачи имущества предприятий в долевое управление, конвертацией акций объединенных предприятий структуры МПК. Сумма выплат последнего квартала корректируется исходя из равенства активов и пассивов баланса.

Сметный счет прибыли и убытков, баланс и кассовую консолидированную смету бухгалтер должен представлять на рассмотрение планово-финансовой комиссии вместе с рядом финансовых коэффициентов, предусмотренных бюджетом, таких, как коэффициент окупаемости капиталовложений, отношение оборотного капитала к краткосрочным обязательствам, коэффициент ликвидности и коэффициенты, характеризующие использование средств. Если эти коэффициенты окажутся приемлемыми, то смета будет принята. В нашем случае прибыль на используемый капитал составляет 25% при объединении предприятий в новую структуру МПК, а снижение затрат при этом примерно в 1,5 раза. Кроме того, у новой структуры МПК есть еще резервы и пути снижения затрат.

Отчет о выполнении сметы нужен организациям для достижения многих целей, например, для анализа затрат на всех этапах производства и т.д.

Они не только помогают в планировании и координировании экономической деятельности и информировании о ней всех членов организации (предприятия), их используют также как средства управления и стимулирования. Кроме того, они часто служат основой оценки эффективности деятельности руководителей каждого предприятия МПК по отдельности и в целом.

До начала составления сметы высшее руководство должно проинформировать всех ответственных за составление смет на текущий год о влиянии на смету политики перспективного планирования. Обычно первой готовится программа сбыта и реализации продукции, являющаяся основой для разработки всех остальных смет. Руководители, отвечающие за выполнение плановых показателей, должны подготовить сметы для тех областей деятельности, за которые они отвечают, и представить их на утверждение своим начальникам. По мере продвижения смет по организационной иерархии изучают их взаимосвязи и соотношения данных с тем, чтобы взятые вместе они составляли приемлемое целое.

Когда все сметы согласованы, они должны быть объединены в обобщенную смету, включающую счет прибылей и убытков, баланс и кассовую консолидированную смету. Принятие обобщенной сметы является основанием для руководителей всех центров ответственности исполнять их сметы. Процесс планирования не должен останавливаться на согласовании всех смет. Периодически все плановые показатели должны сравниваться с фактическими показателями, приниматься соответствующие меры, обеспечивающие достижение запланированных результатов. Составление сметы является постоянным динамичным процессом и не должно заканчиваться с принятием годовой сметы.

Исходя из вышеизложенного новая схема применения управленческого учета позволит снизить затраты на всех стадиях производства межпроизводственного комплекса. Составление смет и их специфика являются будущим для реализации планов предприятий страны посредством владения инструментами и методикой управленческого учета на примере применения этих инструментов и методов руководителями всех звеньев производственного цикла структуры МПК.

Кроме того, нуждается в совершенствовании и новом научном подходе сама система управления затратами «директ-костинг» в применении новых инструментов управленческого учета при слиянии и формировании новых экономических организационно-правовых структур.

Снижение затрат по предложенной новой методике оценки управления затратами говорит только об увеличении прибыли при условии роста цен в мире на ресурсы, ограниченности ресурсов, конкурентоспособности продукции межпроизводственного комплекса, как результат получения конечного продукта производства электроэнергии.

Растущие цены на ресурсы в мире не грозят структуре МПК, так как добываемый ресурс - уголь - является дешевым и контролируемым структурой МПК, а угольных ресурсов КАТЭКа при растущем спросе примерно хватит на 60 лет при открытом безопасном способе добычи угля.

Литература

1. Овинников, В.А. Анализ экономических затрат предприятий теплоэнергетики при нерациональном использовании углей КАТЭКа / В.А. Овинников // Горный информ.-аналит. бюл. - М.: Изд-во МГУ, 2008. -Вып. 3.

2. Карпова, Т.П. Управленческий учет / Т.П. Карпова. - М.: Аудит, 1998.

3. Нормы расхода топлива и ГСМ. - М.: ПРИОР, 1996.

4. Хонгрен, Ч.Т. Бухгалтерский учет: управленческий аспект / Ч.Т. Хонгрен, Дж. Фостер. - М.: Финансы и статистика, 1995.

--------♦-----------

УДК 368:63 И.А. Соколова

ОБЩЕСТВА ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ РОССИИ

В статье рассматриваются возможности и перспективы развития обществ взаимного страхования (ОВС). Автор считает, что большие надежды, которые возлагаются на ОВС, могут не оправдаться, так как они ориентированы чаще на мелких и средних производителей, которые обычно стеснены в свободных средствах. К тому же в сознании многих граждан всегда сохраняется опасность потери вложенных в ОВС средств, поскольку еще не забыты финансовые пирамиды и прочие средства отъема денег у населения.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 286-ФЗ «О взаимном страховании» дал правовую основу простейшей формы товарищеской взаимопомощи, известной с глубокой древности.

Так как страхование по своей сути основано на принципе взаимности, а страховщик является лишь распорядителем средств, полученных от страхователей, то появление взаимного страхования - закономерный процесс.

Принцип взаимного страхования прост: несколько заинтересованных лиц договариваются о том, что если с кем-то из них произойдет оговоренная неприятность, то они скинутся на возмещение ущерба в определенных долях от убытка. Серьезный недостаток этого способа - неопределенность размеров выплат: участник взаимного страхования знал свою долю в возможных убытках, но не знал заранее ее выражения в денежном эквиваленте. Поэтому следующим шагом в развитии страхования было введение платы за страхование, которая и определяет, сколько участник потратит на обязательства по договоренности.

Традиции и обычаи коллективной и взаимной поддержки и взаимовыручки, совместного несения государственного «тягла» были на Руси развиты в значительной большей степени, чем в Европе.

Примером этого может служить тот факт, что уже после свержения татаро-монгольского владычества на русские рубежи совершались нескончаемые набеги крымских и ногайских татар, которые захватывали пленников и продавали их в рабство. Предотвратить такую продажу или освободить из рабства мог выкуп. В целях сохранения людских поселений, а также военных и других служилых людей, на юге страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.