УДК 657
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ КАК ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ВНУТРИХОЗЯЙСТЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к организации организационно-методологической модели управленческого учета, проведен анализ значения управленческого учета в информационной системе управления организации, определено, что совершенствование управления невозможно без оценки действующей системы учета.
Ключевые слова: организационно-методологическая модель управленческого учета, информационная система управления предприятием, анализ системы учета.
MANAGEMENT ACCOUNTING AS INTEGRATED INFORMATION MANAGEMENT FOR INTRAECONOMIC MANAGEMENT
Annotation. The article examines main approaches to the organization of organizational and methodological model of management accounting, the analysis of value of management accounting in the information management system of the organization is carried out, is defined that improvement of management is impossible without assessment of the operating system of the account.
Keywords: organizational and methodological model of management accounting, information management system enterprise, analysis of system of the account.
B любой, даже в небольшой, компании существует внутренняя система управленческого учета - руководитель знает, какой доход получен, какие были произведены расходы, кто за что отвечает. Большинство экспертов в области управленческого учета понимают под системой управленческого учета на предприятии мониторинг, оценку, регистрацию, измерение, обработку, систематизацию и передачу информации о хозяйственной деятельности в интегрированной системе учета, нормирования, организации и планирования, мониторинга, контроля и анализа для формирования достаточной информационной базы внутренним пользователям с целью принятия оперативных (тактических) и прогнозных (стратегических) управленческих решений [1; 7]. Управленческий учет можно определить как интегрированную внутрихозяйственную информационную систему, основная цель которой - информационно-аналитическое обеспечение менеджеров хозяйствующих субъектов данными о затратах и результатах деятельности как всей организации, так и ее структурных подразделений, предназначенную для принятия оперативных, тактических и стратегических управленческих решений [2; 4; 8; 9; 15; 16; 17; 18].
Информация, представленная системой управленческого учета, может быть отражена в любой форме по запросу менеджмента, главная цель этой информации - предоставить руководству возможность управлять компанией с наибольшей степенью эффективности. Система управленческого учета должна соответствовать определенным условиям: непрерывность деятельности компании, использование единых для планирования и учета единиц измерения, оценка результатов деятельности подразделений компании, а также использование первичной и промежуточной информации в целях управления, и формирование показателей внутренней отчетности в качестве основы для принятия управленческих решений. Возможность извлечения необходимой информации должным образом и правильная интерпретация и использование ее как базы обоснования эффективных управленческих решений - главная задача финансового менеджмента.
Т.М. Рогуленко Е.В. Михайлова
Tatiana Rogulenko Elena Mikhaylova
© Рогуленко Т.М., Михайлова Е.В., 2015
1SS
В целом, организация управленческого учета на современном предприятии не предполагает постановку учета «с нуля». Было бы неразумно отказаться от положительного опыта экономического планирования и учета, которые уже происходят в организации. Поэтому следует говорить не о постановке (организации), а о реорганизации системы управленческого учета. А для наибольшего эффекта от реорганизации необходимо в первую очередь провести «инвентаризацию» - анализ системы управленческого учета в ее существующем виде [10; 11; 13]. К конкретным мероприятиям такого анализа можно отнести: анализ стратегии развития компании (цели и задачи экономического развития предприятия в долгосрочной перспективе, тенденции инвестирования, тактические подходы к решению перспективных задач); анализ существующих в компании подсистем финансового, оперативного учета; анализ структуры и методов работы финансовых - экономических служб компании; анализ роли и статуса этих служб в системе управления компанией; анализ учетной политики компании, а также анализ адекватности выбранных методов учета для получения информации в целях принятия управленческих решений; анализ существующей практики составления и оценки управленческих отчетов, качества информации, содержащейся в них; анализ системы планирования (бюджетирования).
На основе результатов проведенной «инвентаризации» создается организационно-методологическая модель управленческого учета. В общем виде данная модель состоит из трех компонентов - методологии, организационной и технической составляющих. Методология определяет, «чем» (т.е. какими объектами) и «как» (т.е. на основе каких принципов) предполагается управлять. Организационный компонент определяет, «кто» будет управлять, т.е. формирует перечень субъектов управления и определяет их роль в системе управленческого учета. Техническая составляющая отвечает на вопрос: какие технические средства необходимы для работы системы управленческого учета.
Построение эффективной системы управленческого учета является очень трудной задачей, потому что она является частью системы управления компанией [12; 14]. Первоначально руководство компании должно определить вопросы, которые будут решены с помощью управленческого учета, и осознать, что успешная деятельность компании зависит не только от общей системы управления, но и от достоверности информации, содержащейся в системе управленческого учета. Каждая компания стремится стать более благополучной, чем ее конкуренты, поэтому конфедициальная информация организации, в том числе информация об управленческом учете, не подлежит разглашению. Следует отметить две главные особенности управленческого учета: направленность информации на конкретного пользователя и оперативность предоставления данных. Фокус на конкретного пользователя информации - определенного менеджера компании - характеризует сущность управленческого учета. Потребности менеджеров в информации, необходимой для принятия решений и контроля, будут зависеть от функциональной области, в которой они специализируются, и от их положения в организационной структуре компании. В связи с этим система управленческого учета в каждой организации может быть построена по-разному и иметь свою специфику. Например, это может быть интегрированная информационная система, которая предоставляет менеджерам на всех уровнях управления необходимую информацию о каждой из основных функциональных областей: логистика, продажи, финансы, и т.д. Вместе с тем это может быть локальная система, которая генерирует данные для ограниченного числа менеджеров (например, система показателей деятельности службы по управлению персоналом) или в пределах ограниченной функциональной области (например, оперативный учет отдела продаж).
Вторая особенность управленческого учета - оперативность - обусловлена тем, что необходимая для принятия решений и контроля информация будет полезна только тогда, когда она своевременно передается пользователям. При построении сложных систем управленческого учета, охватывающих все уровни управления, требование оперативности диктует необходимость автоматизации
учетных процедур, поскольку ручная обработка данных не позволяет получить информацию в установленные сроки. Анализ зарубежного и отечественного опыт позволяет выделить три основные цели для организации системы управленческого учета в части учета как части информационной системы в бизнесе сегодня:
- проведение финансово-экономических расчетов, формирования базы обоснования эффективных управленческих решений;
- реализация концепции контроллинга, который дает управленческую информацию для планирования, контроля, мониторинга, оценки и постоянного совершенствования организации;
- калькулирование себестоимости продуктов и услуг и других объектов затрат для удовлетворения информационных потребностей финансового менеджмента как системы управления прибылью компании через управление затратами.
Экономические субъекты на основе этих целей выбирают наиболее приоритетное направление в качестве основы для создания собственной модели системы управленческого учета. Управленческая информация, в отличие от просто собранных данных, не является избыточной, она более полезна и ориентирована на конкретного пользователя, способного воспринимать ценность этой информации. Есть пять критериев, с помощью которых можно отличить управленческую информацию от обычной:
- форма подачи информации - сведения должны быть понятны конкретному получателю;
- периодичность - отображение информации должно быть обеспечено на регулярной основе, но по мере необходимости;
- точность информации - приемлемый компромисс между надежностью данных и своевременностью их предоставления;
- четкое определение ответственности конкретного сотрудника за подготовку управленческой информации в указанной форме с определенной точностью (достоверностью) и ее своевременную передачу получателю;
- рентабельность - польза от всей цепочки формирования управленческой отчетности (данные - сводки - отчеты - сводный отчет) должна превышать затраты на ее осуществление.
Можно выделить основные этапы организации системы управленческого учета. Первый этап: формирование системы сбалансированных показателей для управления предприятием. Второй этап: разработка «учетной политики» управленческого учета, выделение объектов учета, разработка учетных регистров управленческого учета. Третий этап: анализ финансовой структуры организации и выделение центров финансовой ответственности, формирование механизма взаимодействия бухгалтерского и управленческого учета, разработка основных форм управленческой отчетности, составление перечня хозяйственных операций, критериев их признания и оценки, разработка и утверждение регламента учета каждой операции, выделение объектов калькулирования, выбор варианта калькулирования. Четвертый этап: разработка концепции и выбор программы для автоматизации управленческого учета, выработка регламентов действий всех служб в рамках системы управленческого учета и закрепление их в соответствующих корпоративных стандартах, разработка процедур анализа, контроля и принятия решений на основе информации управленческого учета [3; 5; 6]. Таким образом, система управленческого учета - это внутренняя информационно-аналитическая система, являющаяся, с одной стороны, связующим звеном процесса управления компании с проводимыми учетными процессами, с другой, являющаяся составной частью системы управления компанией, которая служит для достижения поставленных целей организации.
Библиографический список
1. Богаченко, В. М. Бухгалтерский учет : учеб. пособие /В. М. Богаченко, Н. А. Кириллова, Н. Н. Хахонова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2004. - 576 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-222-04051-8.
2. Вахрушина, М. А. Бухгалтерский управленческий учет / М. А. Вахрушина. - М. : Магистр, - 2008. -621 с. - ISBN 978-5-365-00831-1.
3. Зеленов, В. В. Анализ материально-технической базы строительной организации / В. В. Зеленов,
A. В. Войко // Бухучет в строительных организациях. - 2011. - № 8. - С. 47-50.
4. Зеленов, В. В. Методы сбора доказательств при внутреннем аудите / В. В. Зеленов // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2015. - № 3 (6). - С. 36-38.
5. Зеленов, В. В. Учет операций с иностранной валютой на валютных счетах / В. В. Зеленов,
B. М. Мироненко // Сибирская финансовая школа. - 2015. - № 3 (110). - С. 79-83.
6. Ивашкевич, В. Б. Бухгалтерский управленческий учет / В. Б. Ивашкевич. - М. : Магистр, 2008. - 576 с. -ISBN 978-5-9779-0069-9.
7. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учет: учеб. пособ. / Н. П. Кондраков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Ин-фра-М, 2006. - 717 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-16-002242-2.
8. Лескова, И. В. Информация как стратегический ресурс в системе управления бизнесом / И. В Лескова,
C. В. Пономарева, В. В. Зеленов // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. -2015. - № 3(6). - С. 101-104.
9. Мироненко, В. М. Аудит отчетности товариществ собственников жилья : автореферат дис. ... канд. экон. наук / В. М. Мироненко. - М., 2009.
10. Мироненко, В. М. Аудит отчетности экономических субъектов топливно-энергетического комплекса /
B. М. Мироненко // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2015. - № 3. -
C. 159-163.
11. Пономарева, С. В. Концептуальные положения финансовой стратегии развития компаний сферы интеллектуальных бизнес-услуг / С. В. Пономарева // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 15. - С. 59-68.
12. Пономарева, С. В. Международные стандарты аудита / С. В. Пономарева, А. В. Бодяко, Н. М. Гусева [и др.] // Учебник и практикум /- Москва, - 2015. Сер. 58 Бакалавр.
13. Пономарева, С. В. Особенности учета налога на прибыль в соответствии с ПБУ 18/02 / С. В. Пономарева // Бухучет в строительных организациях. - 2012. - № 6. - С. 50-56.
14. Пономарева, С. В. Учет основных средств / С. В. Пономарева // Бухучет в строительных организациях. -2012. - № 5. - С. 22-31.
15. Рожкова, Н. К. Контроль был всегда / Н. К. Рожкова // Управление компанией. - 2007. - № 9. - С. 40-43.
16. Рожкова, Н. К. Особенности учета затрат методом кайзен -кост / Н. К. Рожкова, А. Н. Никишина // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 10. - С. 103-108.
17. Рожкова, Н. К. Учет затрат методом «директ-костинг» / Н. К. Рожкова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 3. - С. 243-248.
18. Суйц, В. П. Управленческий учет : учеб. / В. П. Суйц. - М. : Высш. образование, -2007. - 371 с. - ISBN 978-5-9692-0119-4.