УДК 657
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СУБЪЕКТОМ
Аннотация. Статья посвящена применению управленческого учета, как инструмента анализа и оценки хозяйственных операций, с целью получения информации для оперативного управления экономическим субъектом. Рассмотрены: элементы управленческого учета; процедуры принятия управленческих решений, в основе которых должна лежать информация управленческого учета.
Ключевые слова: управленческий учет, инструмент управления экономическим субъектом.
MANAGEMENT ACCOUNTING AS A MANAGEMENT TOOL ECONOMIC ENTITY
Annotation. Article focuses on the application of management accounting as a tool for analysis and evaluation of business operations, in order to obtain information for the operational management of the economic entity. Considered: the elements of management accounting; procedures for making management decisions, which should be based management accounting information.
Keywords: management accounting, management tool economic entity.
Управление современным предприятием сегодня является непрерывным процессом использования его факторов производства, направленным на обеспечение эффективной деятельности всей системы производства и укреплению конкурентных преимуществ [4; 14].Основой системы управления предприятием являются управленческие решения, принимаемые руководством, направленные на достижение определенных целей и задач [1; 2; 5; 9; 13; 16]. Для принятия рациональных и высокоэффективных решений необходима комплексная, достоверная и оперативная информация. Однако ее сбор всегда несет определенные издержки для предприятия [3; 6; 8; 12; 15; 18; 22]. В связи с этим руководство не всегда считает необходимым совершенствовать процесс управления предприятием в части обеспечения функционирования системы сбора и обработки информации обо всех управленческих объектах, что в сущности своей является огромной ошибкой и является одним из факторов, снижающих конкурентоспособность [10; 19; 20; 21]. Процедура принятия управленческих решений проходит через ряд действий, эффективность которых проверяется на основе получения информации о промежуточных и конечных результатах, которые качественно и своевременно отражают текущее состояние объектов, на которых оказывается воздействие управленческих решений.
Раздел системы бухгалтерского учета, который дает менеджменту такую информацию, это управленческий учет. Он представляет собой информационную основу при принятии управленческих решений внутри организации. На базе информации управленческого учета решаются:
1) задачи оперативного и текущего характера: нахождение точки безубыточности; прогнозирование и планирование ассортимента продукции; расчет структуры производимой продукции с учетом ограничивающих факторов; помощь руководству предприятия в формировании решений по сбытовой политике; принятие решений по ценообразованию;
2) задачи стратегического характера, то есть имеющие перспективное значение: о вложениях капитала; о реструктуризации бизнеса; о целесообразности выхода на новые рынки и создание новых видов продукции.
Решение стратегических задач подразумевает под собой долгосрочное отвлечение собственных средств из оборота (т.е. происходит «замораживание», иммобилизация оборотных активов), во многих случаях реализация принятых управленческих решений требует долгосрочного привлечения
Т.М. Рогуленко Д.С. Лукин
Tatiana Rogulenko Denis Lukin
© Рогуленко Т.М., Лукин Д.С., 2015
Актуальные вопросы управления
заемных ресурсов. Организация должна осуществлять финансирование проекта капитальных вложений только тогда, когда доход по нему превышает доход от инвестирования собственных средств в ценные бумаги, которые обращаются на фондовых рынках. Поэтому для того, чтобы взвесить все «за» и «против» любых управленческих решений и оценить их эффективность, необходимо систематизировать данные о хозяйственной деятельности предприятия, проанализировать их и оценить результаты анализа. Таким образом, для того, чтобы обеспечить лиц, принимающих управленческие решения, необходимой информацией, направленной на решение внутрикорпоративных задач, необходимо внедрить на предприятии систему управленческого учета. Управленческий учет не только позволяет грамотно учесть внутренние и внешние факторы в постановке конкретных целей развития компании и путей их достижения, но и обеспечивает взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, позволяет минимизировать издержки и открывает все возможные дополнительные источники ресурсов внутри фирмы.
Система управления предприятия, построенная на основе управленческого учета, оказывает на управляемые объекты через ряд общих функций. Их взаимосвязь и взаимодействие в совокупности образует замкнутый цикл. Управленческий учет в процессе принятия управленческих решений представлен на рис.
Рис. Управленческий учет в процессе принятия управленческих решений
Выделив управленческий учет в качестве подсистемы бухгалтерского учета, которая принимает участие в информационном обмене, и, которая используется при принятии управленческих решений, можно утверждать, что речь идет, в первую очередь, об информации финансового характера. Следовательно, можно сказать, что система управленческого учета представляет собой часть общей системы управления финансами организации. Управленческий учет представляет собой набор методов и процедур управления информацией и является частью финансовой службы предприятия.
В настоящее время выделяют два вида связи, которая наблюдается между управленческой и финансовой бухгалтерией:
- интегрированная система учета;
- автономная система учета.
Можно сказать, что управленческий учет обеспечивает помощь в осуществлении эффективного информационного обмена через построение системы внутреннего контроля.
В настоящее время, как показывает практика, на большинстве российских предприятий в настоящее время решения, которые направлены на развитие и организацию производства, реализацию продукции, в большинстве случаев принимаются на основе интуиции и не базируются на расчетах с применением информации управленческого учета. В лучшем случае, отсутствие данного анализа компенсируется большим производственным и организаторским опытом менеджмента организации. Поэтому самой важной задачей управленческого учета как инструмента управления предприятием является сбор и обобщение необходимой информации, которая в дальнейшем будет использована высшим руководством и менеджерами организации при принятии эффективных управленческих решений.
Процесс принятия управленческого решения начинается с определения целей и задач, которые стоят перед организацией. От этого, в конечном итоге, зависит фильтрация базовой управленческой информации и выбранный метод решения. Бухгалтерский управленческий учет располагает большим набором приемов и методов, которые позволяют обрабатывать и систематизировать входящую информацию [11].
Как правило, при практическом применении, реализация управленческого решения всегда предполагает сравнительную оценку набора альтернативных вариантов и отбор оптимального, наилучшим образом отвечающего целям, которые необходимо достичь организации. Для этого менеджменту необходимо иметь информацию о затратах по всем альтернативным вариантам, принимая во внимание тот факт, что речь идет об издержках будущих периодов. В большинстве случаев в данных расчетах берется во внимание упущенная выгода организации. Используемые предприятием методы бухгалтерского управленческого учета разрешают давать правильные заключения, делать суждения и рекомендации при решении проблем. Управленческие решения можно классифицировать, опираясь на различные классификационные признаки (табл.).
Таблица
Классификация управленческих решений [7]
Классификационный признак Тип управленческого решения
1. Содержание Социальные, политические, экономические, технологические и т.д.
2. Содержательно-функциональные особенности Финансовые, производственные, маркетинговые и т.д.
3. Число лиц, принимающих решения Индивидуальные и групповые решения
Актуальные вопросы управления
Окончание таблицы
Классификационный признак Тип управленческого решения
4. Управленческая ситуация Принятие решения как процесс, принятие решения как выбор
5. Уровень полноты информации Решения в условиях определенности, в условиях вероятностной определенности (частичного риска), в условиях неопределенности (высокого риска)
6. Направленность Внешние либо внутренние проблемы
7. Число целей Моноцелевые, многоцелевые
8. Степень охвата и влияния (срок действия) Долгосрочные, среднесрочные и текущие
9. Возможность программирования Программируемые, непрограммируемые
10. Возможность формализации Возможность полной, частичной формализации либо отсутствие такой возможности
11. Обязательность выполнения Директивные (обязательные к выполнению), индикативные (рекомендательные)
12. Важность Очень важные, решения средней важности или маловажные
13. Уровень управления Государственные, региональные, корпоративные
14. Уровень творчества Рутинные, творческие
15. Степень повторяемости Периодически повторяющиеся, не периодические, разовые (уникальные)
16. Функции управления Организационные, плановые, координационные, контрольные, мотивационные
17. Форма Письменные, устные, на электронных носителях
18. Срочность Срочные, несрочные
Анализируя приведенную выше классификацию, можно увидеть частично пересекающиеся признаки. Например, имеются трудности проведения границ творческих и рациональных управленческих решений, поскольку при разработке последних могут присутствовать элементы творчества. То же самое можно сказать и о программируемых и формализуемых, творческих и уникальных решениях и т.п. Формируемые и применяемые на практике управленческие решения могут относиться одновременно к разным типам решений, на основе чего могут быть разработаны новые классификации. Поэтому можно сказать, что вид управленческого решения определяет собой выбор рациональной технологии его принятия.
В процессе разработки и реализации управленческих решений возрастает роль анализа затрат, направленного на оценку их обоснованности, нахождение причинно-следственных связей между затратами и финансовым результатом деятельности предприятия. Данные о затратах и результатах группируются в разрезе центров финансовой ответственности уже на этапе планирования с использованием методики распределения затрат и оценки активов, что нужно использовать для сопоставления фактических и планируемых показателей. В связи с этим для осуществления задач управленческого учета операционных доходов и затрат важнейшее значение приобретает информационная база анализа операционных доходов и затратах [17].
Таким образом, современное предприятие со своей сложной структурой производства выступает в экономике динамичным объектом хозяйства и представляет законченную систему с определенными внутренними и внешними целями. Они определяют состав и содержание информации, которая формируется и обрабатывается на предприятии. Для достижения целей деятельности предприятия рынка методы учета, анализа, бюджетирования, финансового планирования и контроля на современном этапе развития интегрируются в единую учетно-аналитическую систему получения
данных и обработки информации, в частности в учетно-аналитическую систему затрат на производство. Данная система ориентируется на достижение как текущих целей учета затрат и получения прибыли, так и на достижение глобальных стратегических целей. При этом на первый план выходит необходимость в постоянном информационном обеспечении контроля рациональности деятельности всей хозяйственной системы по выполнению производственных планов и планов по реализации продукции, определению и аккумулированию резервов роста затрат на производство и увеличению прибыли предприятия в целом. В связи с этим значение внедрения управленческого учета для обеспечения эффективности управленческих решений в настоящее время возрастает.
Как показывают результаты анализа сложившейся практики организации управленческого учета, к целям совершенствования управленческого учета можно отнести следующие.
I. Повышение качества первичных данных. Существенной проблемой для данных управленческого учета является некачественное ведение аналитической информации в прикладном программном обеспечении. Под некачественным ведением аналитической информации в данном случае можно подразумевать как несвоевременное, так и неполное отражение данных в учетных системах. Системы формирования внутренней управленческой отчетности переработаны таким образом, чтобы обеспечить предоставление отчетов руководству в кратчайший срок после окончания отчетного периода (день, неделя, месяц, квартал и т.д.).
II. Повышение качества отчетности. Отчеты должны характеризоваться четкой постановкой раскрываемых вопросов и задач, содержать описание метода анализа, определения новых терминов, количественные и качественные данные, необходимые для понимания отчетов, раскрывать все примененные допущения и их оценку, предоставлять пользователю свод результатов и выводы, а также описание факторов риска. В рамках проведенного анализа выявлены проблемы сложности учета по центрам финансовой ответственности и различия в оценках. Для устранения данных проблем введены определенные правила в учетную политику бухгалтерского учета банка. Введен код подразделения в номера лицевого счета клиентов, реализована привязка клиента к определенной точке продаж в первичной учетной системе, а не на уровне дополнительных классификаторов.
III. Совершенствование применения данных управленческого учета. В виду того, что корпоративное хранилище данных, которое используется для нужд управленческого учета, содержит максимально подробную информацию обо всех сделках, то для повышения статуса как самого управленческого учета, так и специалистов по нему в организации, можно предложить использовать данные управленческого учета для составления прочей отчетности.
Достижение указанных целей поможет организации улучшить непосредственно качество управленческой отчетности, включая оперативность предоставления отчетов, а также повысить статус Департамента управленческого учета.
Библиографический список
1. Бодяко А.В. Оценка порядка учета и контроля составных элементов системы формирования человеческого капитала и возможностей его совершенствования в организациях сферы образовательной деятельности // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 3. - С. 192-196.
2. Бодяко А.В. Разработка внутрифирменных документов по оплате труда и расчетам с работниками в соответствии с новыми требованиями законодательства // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 4. - С. 153-157.
3. Вахрушина М.А. Учетно-аналитическое обеспечение обоснования ассортиментной и ценовой политики торговых организаций // Управленческий учет. - № 12. - С. 36-42.
4. Зеленов В.В Организация внутреннего аудита и его роль в повышении эффективности системы внутреннего контроля // Фундаментальные прикладные исследования кооперативного сектора экономики. -2010. - № 3. - С. 77-85.
Актуальные вопросы управления
5. Зеленов В.В, Чернышев В.Е. Показатели управленческого учета в строительстве // Бухучет в строительных организациях. - 2011. - № 12. - С. 50-52.
6. Зеленов В.В. Внутренний аудит в системе управления санаторно-курортной организацией // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2009. - № 9. - С. 73-78.
7. Истомин Е.П. Управленческие решения: учебник / Е.П. Истомин, А.Г. Соколов. - СПб.: Андреевский издательский дом. - 2013. - 248 с.
8. Корзоватых Ж.М., Павлова И.А. Организация управленческого учета по системе «директ-костинг» // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 11. - С. 43-47.
9. Корзоватых Ж.М. Порядок учета резерва под снижение себестоимости материальных ценностей // Экономика и менеджмент: от теории к практике. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. - Ростов н/Д., 2014. -С. 117-119.
10. Маслов Б.Г. Теоретические основы системы измерения достижений в общей системе управленческого учета на предприятии // Управленческий учет. - № 12. - С. 36-42.
11. Николаева О.Е., Алексеева О.В. Управленческий учет: система сбалансированных показателей // Бухгалтерский учет. - 2012. - № 9. - С. 74-78.
12. Пономарева С.В. Дискуссионные положения методологии учета затрат и калькулирования себестоимости услуг и их влияние на ценовую ситуацию // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 15. - С. 199-205.
13. Пономарева С.В. Концептуальные положения финансовой стратегии развития компаний сферы интеллектуальных бизнес-услуг // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. -№ 15. - С. 59-68.
14. Пономарева С.В. Методика обеспечения целеориентированности, комплексности и прозрачности формируемой информации об оценочных обязательствах // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 3. - С. 222-226.
15. Пономарева С.В. Методология учетно-контрольной системы информационно-аналитического обеспечения целей управления бизнес-процессами компаний сферы услуг // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 14. - С. 81-87.
16. Пономарева С.В. Учетно-контрольная система информационного обеспечения управления интеллектуальными бизнес-услугами / С.В. Пономарева. - М., 2013.
17. Попова Л.В. Экономическая информация в управлении промышленным предприятием // Экономические и гуманитарные науки. - 2012. - № 4. - С. 112-116.
18. Рогуленко Т.М. Экономический контроллинг как инструмент оздоровления организаций в системе управленческого учета // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2002. - № 1. -С. 79-82.
19. Сенков В.А., Беличко А.А. Налоговое стимулирование инновационной активности предприятий // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 2. - С. 168-172.
20. Слиняков Ю.В. Особенности формирования, становления и развития контроллинга в деятельности предпринимательских организаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2012. - № 9. - С. 52-56.
21. Слиняков Ю.В. Построение системы корпоративной социальной ответственности // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 4. - С. 227-233.
22. Слиняков Ю.В. Теоретические и методические аспекты контроллинга в стратегическом планировании деятельности организации // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. -№ 3. - С. 275-281.