Чтобы воспитать у детей любовь и заботливое отношение к домашним животным, мы использовали игровую обучающую ситуацию «Кот Матроскин обзаводится хозяйством», в которой дети рассказывали о своих домашних животных, в которых беседовали с Матроскиным об условиях их содержания.
Мы побуждали детей к выполнению правил поведения в природе, способствовали возникновению желания принимать активное участие в уборке участка. Дети учились осознавать ценность ухода за растениями, понимать, что без удовлетворения потребностей растений в воде, свете и тепле растения могут погибнуть. Мы стремились подчеркнуть зависимость жизни и состояния растений от деятельности человека.
Мы организовывали природоохранные акции, которые были направленны на сохранение объектов природы. С детьми и их родителями были проведены природоохранные акции: «День цветов», «Птичья столовая», основной целью которых было пробуждение в детях заботливого и бережного отношения к природным объектам. Особый интерес у детей вызвала акция «Чистое утро», связанная с уборкой территории участка детского сада. В таких акциях дети осознавали ответственность за природу, демонстрировали положительное отношение к ней. Нами была организована экологическая тропа, первым объектом которой стал «Цветник». Дети знакомились с тюльпанами, ирисами, петуньями, ромашками. Дети наблюдали за цветами и ухаживали за ними. На остановке «Насекомые» дети наблюдали за муравьями, божьими коровками, бабочками, гусеницами. К детям приходил Лунтик, вместе с которым дети рассуждали, искали правильный ответ, выяснили важность насекомых в живой природе. На участке детского сада нами были размещены кормушки, поилки для птиц, организована остановка «Птицы вокруг нас». Там дети наблюдали за птицами: воробьями, воронами, ласточками. Мы воспитывали трудолюбие, доброе отношение к птицам.
Результаты повторной диагностики показали повышение высокого уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста на 31 %, что говорит об эффективности спроектированного нами комплекса мероприятий.
Выводы. Соблюдение всех этапов проектирования процесса формирования эмоционально -ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста обеспечило следующие результаты: повысился интерес к объектам природного мира; появились яркие эмоциональные реакции на природные объекты, желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленность на сохранение ценностей природного мира; увеличилось количество детей ориентированных на ценностное отношение к природе; существенно повысилась потребность дошкольников в самовыражении, что проявлялось в пожеланиях выразить отношение к природе.
Подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что в дошкольном возрасте закладывается не только основа для развития личности ребёнка, но и большинство ценностей, которые включают и отношение к природе. Как будет проявляться отношение, зависит от взрослых. Успешно организованная предметно -развивающая среда позволяет научить детей воспринимать красоту природы, привить милосердие и сострадание к растениям и животным, понимание необходимости проявления эмоционально-ценностного отношения к природе.
Литература:
1. Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность // Справочник старшего воспитателя. 2014. №8.
2. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб: Питер, 2007. 448 с.
3. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Педагогическое общество России, 2001. С. 75-78.
4. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.
5. Зебзеева В. А. Построение системы экологического образования детей дошкольного возраста на системно-деятельностной основе: принципы, этапы, технология // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 13. - С. 133-141. - URL: М1р://е-копсер1ш/2017/770298.Мт.(Дата обращения: 23.12.2018
6. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ // Проблемы и перспективы развития образования. Пермь: Меркурий, 2011. С. 80-84.
7. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. A.A. Бодалева. М.: Воронеж, 1998. С. 15-31.
8. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие. М., 2003. 149 с.
Педагогика
УДК: 378.11
магистрант Иванова Мария Константиновна
Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский гуманитарный университет» (г. Москва)
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты и опыт использования управленческого проекта как специфического вида образовательного проекта, разработка и реализация которого обусловлена стратегией развития школы и находится под непосредственным управлением руководителя образовательной организации.
Ключевые слова: проектное управление, образовательный проект, развитие образовательной организации.
Annotation. The article deals with the theoretical aspects and experience of using the management project as a specific type of educational project, the development and implementation of which is due to the development strategy of the school and is under the direct control of the head of the educational organization.
Keywords: Project management, educational project, development of educational organization.
Введение. Проектное управление -новая идеология управленческой деятельности, принятая на государственном уровне. Постановлением Правительства Российской Федерацииот 15.10.2016 № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» утвержден регламент
осуществления проектного управления на уровне Правительства.Вдокументе установлено определено, что проект -это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижениеуникальных результатовв условиях временных и ресурсных ограничений [8]. Постановлением Правительства от 12 октября 2017 года № 1242 «О разработке, реализации и оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации» определены правила разработки стратегических документов, реализацию которых предполагается осуществлять в проектном режиме. Названы пять отраслей, где управление развитием будет осуществляться с помощью госпрограмм, построенных на проектных принципах, образование -в их числе [7]. И, наконец, принято Постановление Правительства от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 г.), сама структура программы предполагает запуск механизма проектного управления, ключевыми направлениями развития современного образования, включая и саму сферу управления [9].
Изложение основного материала статьи. Проблемы проектного управления активно изучаются в современной педагогической науке. «Проектное управление в педагогическом менеджменте, - отмечает В.З. Юсупов, представляет собой часть осуществляемой в образовательной организации управленческой деятельности её руководителей и педагогов, в которой посредством инициации, планирования, реализации, контроля и завершения проектов обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности педагогического коллектива, деятельности педагога и деятельности обучающихся по наращиванию их образовательного потенциала, повышению уровня его использования и, как следствие, получение качественно новых результатов за определённый промежуток времени» [11].
Существует несколько определений термина «проект». Проведём некоторые из них, на которые чаще всего ссылаются авторы публикаций о проектном управлении:
- ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств, ресурсов и специфической организацией [1, с. 8].
- это комплексное, не повторяющееся, единовременное мероприятие, ограниченное во времени, бюджету, ресурсам, а так же чёткими указаниями по выполнению, разработанными под потребности заказчика [2, с. 13].
- временная инициатива, предпринимаемая с целью создания уникального продукта, услуги или результата [6, с. 30].
По мнению А. Г. Ивасенко, Я. И. Никоновой, М. В. Каркавина характерными чертами проекта являются:
1) направленность на достижение целей;
2) достигаемое изменение;
3) уникальность;
4) ограниченная протяженность во времени;
5) ограниченность требуемых ресурсов;
6) комплексность и разграничение;
7) специфическая организация проекта [3, с. 38].
Проект, разработанный руководителем организации, чаще всего называется управленческим проектом. Б.Г. Литвак считает, что управленческий проект - это комплекс управленческих конструкций, разработанных в конкретной управленческой ситуации при стратегическом управлении. В нем представляется видение управленческой ситуации, сложившейся для объекта управления, его миссия, концепция функционирования и развития, стратегия, дорожная карта, программа или стратегический план на определенный период планирования [4, с. 304].
П.Мартин и К.Тейт определяют управленческий проект как целенаправленный, мотивированный способ изменения конкретной образовательной ситуации, упорядочения деятельности всех субъектов образовательного процесса - участников реализации проекта, а также создания специальной системы управления и всестороннего сопровождения и поддержки этой деятельности [5, с. 93].
В.З. Юсупов, рассматривая управленческий проект как инструмент развития образовательной организации, обращает внимание на специфику принятия управленческого решения в проектной деятельности «представляющего собой акт волевого действия его субъектов, который ведёт к решению проблемы, связанной с осуществлением изменений и развитием организации». На основе выявления и закономерного синтеза общих для принятия управленческих решений в любой сфере деятельности сущностных оснований и специфических характеристика, обусловленных содержанием и структурой проектной деятельности в образовании В.З. Юсупов обосновал и разработал принципиальную структурную модель, отражающую взаимосвязь и взаимозависимость этапов жизненного цикла управленческого решения и особенностей действий его субъектов в управленческом проекте [10, с. 288].
В основе разработки управленческого проекта лежит комплекс принципов. Кратко охарактеризуем основные из них.
Принцип инновационности. Взаимосвязь целей, содержания, методов, форм должна работать на развитие образования, которое возможно при изобретении новшеств.
Принцип целенаправленности. Цель - это конечный результат. Она показывает то, к чему стремятся люди, разрабатывающие проекты. Соблюдение принципа предотвращает такую ошибку как несоответствие целей и конечного результата.
Принцип системности. В проекте должна быть представлена логичная структура, удовлетворяющая требованиям полноты и обязательной взаимосвязи всех его компонентам.
Принцип преемственности. Он отражает в проектах диалектическую взаимосвязь норм, правил, стандартов (без которых не может функционировать школа) и новшеств, которые создают новые нормы, стандарты, традиции (без которых невозможно развитие школы).
Принцип научности. Он предполагает обоснованность каждой инновационной идеи научными концепциями, теоретическими положениями.
Принцип технологичности. Любые новые идеи должны быть технологизированы, т.е. их реализация представлена в виде этапов, алгоритмов, процедур, системы мер, методик.
Принцип конкретности. Цель, задачи должны быть сформулированы на столько конкретно, чтобы их достижение можно было определить (измерить количественно), чтобы понятны были все необходимые критерии (показатели, характеристики, признаки), по которым определяется соответствие цели и результата.
Принцип оптимальности. Проект должен быть наилучшим из нескольких возможных вариантов, с точки зрения заданных критериев и конкретных возможностей.
Принцип участия в разработке всех субъектов, которые будут его выполнять.
Из вышеуказанных принципов вытекают требования к управленческим проектам.
Наличие инновационной идеи. Признаком наличия инновационной идеи в проекте является неаксиоматичность гипотезы эксперимента, которая всегда в той или иной мере лежит в сути инновационных преобразований. Иными словами, речь идет не о научной актуальности и научной новизне, а о практической актуальности конкретной идеи для данной школы.
Обоснование актуальности. Оно вытекает из анализа противоречий между желаемыми и имеющимися результатами или теми характеристиками личности, которые не удовлетворяют учителей, родителей, самих школьников.
Полнота состава проекта. Проект должен содержать все необходимые и достаточные компоненты: информацию об объекте развития, анализ проблем, концепцию преобразования объекта, включающую главную ее часть - гипотезу, ценностные и целевые установки, перечень мероприятий по реализации проекта, характеристику управляющей системы, критерии эффективности и т.д.
Целостность структуры и содержания. Целостность предполагает безупречную разветвленную логическую взаимосвязь всех частей проекта развития, когда одно вытекает из другого и является предпосылкой следующего раздела.
Реалистичность проекта. Все идеи проекта должны быть четко изложены, подкреплены наличием всех необходимых ресурсов (интеллектуальных, научно-методических, кадровых, материально-технических, финансовых и т.д.)
Контролируемость. В проекте должны быть четко показаны механизмы обратной связи на каждом этапе реализации проекта. Необходимо четко определить промежуточные цели, конечный результат и проверку.
Существуют различные точки зрения на структуру управленческого проекта, авторы которых ориентируются на общие для всех видов образовательных проектов компоненты, например, выделенные в работах М.В. Левита. Он считает, что любой образовательный проект должен состоять из следующих частей:
1. Обоснование актуальности проекта.
2. Краткая характеристика проблем проекта, его стратегической цели, объекта, предмета в рамках проекта эксперимента.
3. Постулирование исходных теоретических положений проекта.
4. Заявление проектной гипотезы (основного содержания проекта).
5. Характеристика методов и средств проекта.
6. Обоснование этапов и сроков осуществления проекта.
7. Обоснование бюджета проекта и каждого из его этапов.
8. План реализации проекта.
Анализ проведённых исследований и управленческой практики даёт основание примерной структуры управленческого проекта (табл. 1).
Таблица 1
Примерная структура управленческого проекта
Обоснование разработки Суждения, представленные в данном разделе, напрямую зависят от тематики проекта, реализация которого должна способствовать повышению качества образовательных услуг, внедрению инновационных, эффектных решений в систему образования. В разделе, посвященному обоснованию выбора темы, важно отметить, велась ли работа в ОО по данному направлению ранее и чем вызвана необходимость разработки данной сферы.
Актуальность темы В данном разделе рекомендуется указать проблемы, решение которых станет возможным при условии успешной реализации проектной разработки. Допускается указание актуальных публикаций, которые стали основой для проведения исследования и помогли руководителю определить уровень актуальности проекта.
Анализ ситуации Рассмотрение проблем, снижающих эффективность ведения образовательного процесса.
Цели и задачи Формулировка главной цели и задач исследования, достижение которых позволит повысить качество процесса обучения и воспитания детей.
Гипотеза Выдвижение обоснованных предположений по особенностям условий, которые будут достигнуты после реализации проекта. По сути, данный раздел предусматривает проведение проектировочной деятельности.
Ожидаемые результаты Перечень практических результатов, составленный с учетом стиля работы педагогического коллектива, особенностей контингента школьников.
Ресурсное обеспечение Иллюстрация материально-технической базы, нормативно-правовых, кадровых, информационных ресурсов, которые будут задействованы в ходе выполнения проектной работы.
Этапы и сроки выполнения Раскрытие содержание этапов, которые должны предусматривать проведение подготовительной, практической, аналитической деятельности.
Практическая деятельность В данном разделе рекомендуется представить список мероприятий, реализация которых будет способствовать систематическому, поступательному достижению целей управленческой проектной разработки. По каждому мероприятию следует указать целевую группу, сроки выполнения, ответственных лиц.
Контроль Мониторинг порядка выполнения проекта может быть возложен на автора проекта, других представителей школьной администрации, методистов, педагогов.
Результаты Финальный этап реализации проекта должен ознаменоваться проведением диагностики, нацеленной на выявление уровня и практического значения достижений. Следует отметить, что этот раздел имеет ключевое значение при подготовке презентации проекта, поэтому в него следует включить как можно больше конкретики: данных исследований, графиков, схем, таблиц.
Список литературы Перечень использованных методических руководств.
Термин «управленческий проект» активно используется в практике управления образованием. Так в Москве разработана и успешно реализуется целевая программа «Эффективный руководитель», участие в которой приняли более ста директоров столичных школ.В рамках программы разработано «Положение об управленческом проекте руководителя образовательной организации», в котором под управленческим проектом понимается комплексом оригинальных проектных решений, направленных на развитие образовательной организации. Управленческий проект, в соответствии с Положением характеризуется:
- актуальностью для образовательной организации;
- наличием проектной идеи стратегического характера;
- системным характером, ориентированным на рост показателей
- результативности деятельности образовательной организации;
- совокупностью планируемых для его реализации управленческих решений.
Всего более 300 директоров московских школ подготовили, защитили и реализуют управленческие проекты. Многие из них представлены на сайтах московских школ. В их числе проекты повышение качества основного общего образования через развитие кадрового потенциала (Ю.В. Плотникова, директор школы № 887); повышение качества образовательных результатов на основе введения мотивирующего управления (Белоусова Н.В., директор школы № 727), реализация запроса родителей на обучение и воспитание (Горемыкин М.Ю., директор школы № 1770), повышение образовательных результатов через осознанный выбор учениками своего профиля обучения (Май Т.Н., директор школы № 1987), реализация стратегии управления рейтинговой образовательной организацией (Слесарев А.С., директор школы 1528), Повышение качества профессиональной подготовки обучающихся с на основе разработки и реализации комплекса мер по развитию социального партнерства (Бажанова Г.П., директор школы № 108).
Выводы. Назначение управления проектами заключается в развитии образовательной организации на основе выстроенного технологического алгоритма разработки и реализации проектов. При этом инструментом управления развитием школы выступает именно управленческий проект, объединяющий взаимосвязанные стратегические направления деятельности образовательной организации, которые находятся под непосредственным управлением её руководителя.
Литература:
1. Бурков, В.Н., Новиков, Д.А. Как управлять проектами: Научно-практическое издание. - М.: СИНТЕНГ, 1997. - 188 с.
2. Грей, К.Ф. Управление проектами: учебник: пер. с англ. третьего, полн. перераб. изд. / Клиффорд Ф. Грей, Эрик У Ларсон; [науч. ред. Перевода В.Н. Дудников]. М.: Изд. «Дело и Сервис», 2007. - 608 с.
3. Ивасенко А. Г. Управление проектами / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, М. В. Каркавин - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 327 с.
4. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2014. -507 с., с. 304
5. Мартин П., Тейт К. Управление проектами: пер. с англ. / П. Мартин, К. Тейт - СПб.: Питер, 2006. - 224 с.
6. Мередит Дж., Мантел С., мл. Управление проектами. 8 изд. - СПб, 2014. - 640 с.
7. О разработке, реализации и оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации. Постановление Правительства от 12 октября 2017 года № 1242 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71792342/
8. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г., № 1050 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71748426/
9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования (20182025 годы). Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г., № 1642 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206009/
10. Юсупов В.З. Сущность и модель принятия управленческих решений в проектной деятельности образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 58. - Ч. IV. - С. 286-290.
11. Юсупов В. З. Источники, методологические основы и понятийный аппарат проектного управления в педагогическом менеджменте [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 4. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article.