Научная статья на тему 'Управленческий анализ взаимодействия организаций в рекреационном кластере'

Управленческий анализ взаимодействия организаций в рекреационном кластере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННАЯ СФЕРА / КЛАСТЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / RECREATIONAL SPHERE / CLUSTER COOPERATION / BUSINESS OPPORTUNITIES / RECREATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева-Чернышева А.Ю.

В статье предложен алгоритм позиционирования рекреационных организаций в кластере, включающий последовательную реализацию ряда взаимосвязанных этапов. Исходной посылкой разработки методических рекомендаций является тезис, что участники рекреационного кластера реализуют в кластерном взаимодействии свои предпринимательские возможности, определяемые их текущим состоянием и перспективами развития. При этом предпринимательские возможности рекреационных организаций в кластерном взаимодействии характеризуются тем, какие потоки тех или иных видов ресурсов они могут предложить для обмена с другими участниками кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management analysis of enterprises cooperation in recreational cluster

The article suggests an algorithm of positioning recreational organizations in the cluster, including the consistent implementation of a number of interrelated stages. The starting point for the development of guidelines is the thesis that the participants realize the recreational cluster in the cluster cooperation their entrepreneurial capabilities, determined by their current state and development prospects. At the same time entrepreneurial opportunities of recreational organizations in the cluster cooperation are characterized by the interaction, which streams of different types of resources they can offer to share with other members of the cluster.

Текст научной работы на тему «Управленческий анализ взаимодействия организаций в рекреационном кластере»

ления предпринимательством в санаторно-курортной сфере // Механизмы решения проблем социально-экономического развития / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: Наука и просвещение, 2016. - С. 36-49.

17. Яковлева-Чернышева А.Ю. Особенности управленческих решений в процессах функционирования и развития предприятия // материалы внутриву-зовской научно-практической конференции для преподавателей и аспирантов «Современные научные достижения и инновационные технологии в гуманитарной и технической сферах», Сочи, 27 апреля 2016 г. - Сочи: Международный инновационный университет, 2016. - С. 104-107.

отраслевая и региональная экономика

Яковлева-Чернышева А.Ю.

управленческий анализ взаимодействия организаций в рекреационном кластере

Научно обоснованный анализ и оценка кластерного взаимодействия организаций, функционирующих в рекреационной сфере, - одна из важнейших предпосылок дальнейшего развития рекреационных кластеров, что определяет актуальность разработки соответствующей методики.

Участники рекреационного кластера реализуют в кластерном взаимодействии свои предпринимательские возможности, определяемые их текущим состоянием и перспективами развития. Предпринимательские возможности рекреационных организаций в кластерном взаимодействии характеризуются тем, какие потоки тех или иных видов ресурсов они могут предложить для обмена с другими участниками рекреационного кластера. Одновременно привлекательность участия в кластере для рекреационных организаций определяется тем, какие существующие в нем потоки ресурсов они могут получить в процессе кластерного взаимодействия. Исходя из этого, построим алгоритм позиционирования рекреационных организаций в кластере, включающий последовательную реализацию ряда этапов.

На первом этапе определяется круг участников, с которыми взаимодействуют исследуемые рекреационные организации, исходя из особенностей организации процесса обслуживания отдыхающих или осуществления каких-либо дополнительных видов предпринимательской деятельности (потребители рекреационных и сопутствующих услуг, поставщики материальных ресурсов и услуг, организации финансовой, образовательной инфраструктуры, конкурирующие рекреационные организации, органы управления и др.).

На втором этапе анализируются входящие и исходящие потоки различных ресурсов, используемые во взаимоотношениях между исследуемыми рекреационными организациями и участниками кластера. Для этого строится аналитическая таблица, по строкам которой отражаются входящие и исходящие потоки ресурсов, с помощью которых рекреационные организации взаимодействуют с другими участниками кластера.

Количество столбцов определяется числом участников рекреационного кластера, взаимодействие с которыми анализируется (табл. 1).

В таблице используются следующие обозначения:

Таблица 1 - Анализ взаимодействия рекреационных организаций с участниками рекреационного кластера*

№№ п/п Потоки ресурсов i Участники ) Показатели использования потоков ресурсов

X! Х2 Хп У Zi (го) Ш(Яо)

Входящие потоки

1 Финансовые x11 х 12 х 1п у1 г1 г1

2 Потоки услуг х 21 х 22 х 2п у2 г2 г2

3 Материальные х 31 х 32 х 3п у3 г3 г3

4 Трудовые х 41 х 42 х 4п у4 г4 г4

5 Информационные х 51 х 52 х 5п у5 г5 г5

Исходящие потоки

6 Финансовые Х61 х 62 х 6п уб г6 г6

7 Потоки услуг х 71 х 72 х 7п у7 г7 г7

8 Материальные х 81 х 82 х 8п у8 г8 г8

9 Трудовые х 91 х 92 х 9п у9 г9 г9

10 Информационные х 101 х 102 х 10п у10 г10 г10

* Составлено автором

i - индексы потоков ресурсов между рекреационными организациями и участниками кластера;

j - индексы участников кластера, участвующих во взаимодействии с рекреационными организациями;

Xj - j-тый участник, с которым рекреационные организации взаимодействуют в кластере;

ху - количество обращений рекреационных организаций к ьтому виду входящих или исходящих потоков в процессе взаимодействия с j-тым участником кластера в течение анализируемого периода;

yi - общее количество контактов рекреационных организаций по ьтому виду потоков за анализируемый период, как во взаимодействии с участниками кластера,

так и в контактах с контрагентами, не участвующими в кластере;

zi - коэффициент, характеризующий степень взаимосвязи рекреационных организаций с участниками кластера по ьтому виду потоков:

На третьем этапе оценивается значимость потоков, по которым рекреационные организации взаимодействуют с участниками кластера. В этих целях производится ранжирование раздельно по входящим (Ш) и исходящим ^о) потокам ресурсов с учетом приоритетов исследуемых организаций:

На четвертом этапе осуществляется оценка привлекательности участия в рекреационном кластере для рекреационных организаций при помощи расчета коэффициента Е, характеризующего интенсивность взаимодействия по входящим потокам ресурсов:

Поскольку все участники кластера получают определенные конкурентные преимущества в процессе кластерного взаимодействия, то можно сказать, что чем выше значение коэффициента И, тем больше возможностей по использованию этих преимуществ имеют рекреационные организации, тем выше для них привлекательность рекреационного кластера.

На пятом этапе определяются предпринимательские возможности рекреационных организаций в кластерном взаимодействии посредством оценки интенсивности взаимодействия по исходящим потокам, производимой при помощи расчета коэффициента 1о:

На шестом этапе производится обобщение и интерпретация полученных результатов. Для этого строится матрица, по горизонтали которой располагаются значения коэффициента 1о, характеризующие предпринимательские возможности, а по вертикали - значения Е, показывающие степень привлекательности участия в кластере для рекреационных организаций (рис.1).

Низки? Средня« Высок»

Ь <0,33 0,33< 1о <0.67 0,672 !о <1

Предпринимательские вошоалогга рекр г пшенных органницнй

Рис. 1. Матрица «предпринимательские возможности рекреационных организаций - привлекательность рекреационного кластера»*

*Составлено автором

В результате построения матрицы мы получаем девять позиций, характеризующихся разными вариантами сочетаний степени привлекательности кластера и предпринимательских возможностей рекреационных организаций.

1 - позиция, свидетельствующая о том, что для повышения уровня своих предпринимательских возможностей в очень привлекательном рекреационном кластере, рекреационным организациям необходимо внести существенные корректировки, направленные на оптимизацию их деятельности, с целью наращивания исходящих потоков ресурсов, в которых заинтересованы участники кластера (0,67< И <1; 1о <0,33);

2 - относительно благоприятное сочетание высокого уровня привлекательности кластера и средних предпринимательских возможностей рекреационных организаций (0,67< И <1; 0,33< 1о <0,67);

3 - наиболее благоприятное сочетание высокого уровня востребованности потоков ресурсов, предлагаемых рекреационными организациями с активным использованием преимуществ, которые предоставляет им участие в кластере (0,67< И <1; 0,67< 1о <1);

4 - относительно неблагоприятное сочетание, когда интенсивность пото-

ков достаточно привлекательна, но деятельность рекреационных организаций недостаточно эффективна, чтобы соответствовать требованиям рекреационного кластера (0,33< К <0,67; 1о <0,33);

5 - позиция в середине матрицы, которая требует дополнительного исследования причин, по которым рекреационные организации могут в перспективе переместиться в диапазоны высоких или низких значений коэффициентов (0,33< Е <0,67; 0,33< 1о <0,67);

6 - относительно благоприятное сочетание, характерное для ситуации, когда предпринимательские возможности рекреационных организаций высокие, но число участников в кластере велико, поэтому интенсивность взаимодействия недостаточно высока (0,33< Е <0,67; 0,67< 1о <1);

7 - ситуация, когда уровень интенсивности потоков очень низкий, что может свидетельствовать о возможном отсутствии рекреационного кластера как такового (Е <0,33; 1о <0,33);

8 - относительно неблагоприятное сочетание, когда низкой привлекательности рекреационного кластера соответствуют средние предпринимательские возможности рекреационных организаций (Е <0,33; 0,33< 1о <0,67);

9 - позиция, свидетельствующая, что рекреационным организациям нецелесообразно участвовать в кластере (Е <0,33; 0,67< 1о <1).

На заключительном, седьмом этапе строится прогноз ожидаемой динамики интенсивности кластерного взаимодействия рекреационных организаций, определяющей уровень привлекательности кластера и предпринимательских возможностей рекреационных организаций, при помощи трендовых моделей прогнозирования.

высокий уровень корреляции между ростом показателя привлекательности рекреационного кластера и предпринимательских возможностей в пределах одной организации означает, что повышение интенсивности взаимодействия участников кластера с рекреационной организацией по входящим потокам влечет за собой повышение интенсивности взаимодействия этих участников по исходящим потокам внутри рекреационного кластера и наоборот. в этот процесс оказываются вовлеченными все новые группы рекреационных организаций, взаимодействующих с ними вспомогательных организаций, поставщиков материальных ресурсов, услуг и других участников кластера.

Таким образом, возникает своего рода мультипликативный эффект, усиливающий интенсивность кластерного взаимодействия, повышающий привлекательность участия в кластере для организаций и побуждающий их к максимальному использованию своих предпринимательских возможностей внутри него.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акопов Г.Л. Сеть «Интернет» - коммуникативное пространство для политического дискурса / Г.Л. Акопов // Право и политика. - 2011. - № 5. - С. 842-848.

2. Яковлева-Чернышева А.Ю. Методические рекомендации по осущест-

влению управленческого анализа кластерного взаимодействия в рекреационной сфере/ А.Ю. Яковлева-Чернышева // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. - 2016. - №3(9). - С. 106-111.

3. Яковлева-Чернышева А.Ю. Теоретико-методологические подходы к формированию рекреационного кластера// Российское предпринимательство. - 2011. - Т.1. - №1. - С. 130.

4. Яковлева-Чернышева А.Ю. методологические подходы к формированию инфраструктуры предпринимательской деятельности в рекреационном кластере / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Общество. Среда. Развитие. - 2010. - №4. - С. 23-26.

5. Яковлева-Чернышева А.Ю. Теоретико-методологические аспекты управления предпринимательством в санаторно-курортной сфере // механизмы решения проблем социально-экономического развития / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: Наука и просвещение, 2016. - С. 36-49.

6. Яковлева-Чернышева А.Ю. Концептуальные основы управления устойчивым развитием предпринимательских структур / А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, А.В. Кузнецов // Социально-экономические и правовые основы развития экономики. - Уфа, 2015. - С. 239-250.

Тординава И.К.

анализ и оценка качества и конкурентоспособности предприятий санаторно-курортной отрасли

Состояние конкурентной среды санаторно-курортного предприятия определяется различными факторами, действующими в экономической, социальной, правовой, технологической и других сферах. Рассмотрим некоторые позиции качества и конкурентоспособности ОЦ «Санаторий «Юг» на основе SWOT - анализа. Анализ использования потенциала и анализ конкурентов позволяет выявить относительные преимущества ОЦ «Санаторий «Юг» в конкуренции. Факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества, - это превосходство в ресурсах (более высокое качество, низкие цены и др.) и лучшее мастерство, умение (связанное с эффективностью выполнения всех видов деятельности организации, работой всех ее служб). Расположение комплекса, предложение гостям товаров и услуг широкого ассортимента, более высокое качество и по значительно более низким ценам, чем конкуренты.

Сильные стороны комплекса - использование грамотного менеджмента, высокое качество предоставляемых услуг и квалификация персонала, гибкая система цен, номера с видом на море; собственный оборудованный парк и пляж,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.