Научная статья на тему 'Управленческие решения КНР в условиях глобального заражения Сovid-19'

Управленческие решения КНР в условиях глобального заражения Сovid-19 Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
529
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эпидемия / COVID-19 / сотрудничество / здравоохранение / лекарства / мероприятия / социально-экономический план / общество умеренного и хорошего достатка. / epidemic / COVID-19 / cooperation / healthcare / medicines / events / a socio-economic plan / a moderate and well-off society

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Варфаловская Розалия Александровна, Варфаловский Александр Владимирович

РФ и КНР участвуют и сотрудничают в различных природных вызовах, борясь с этими конфронтациями. Россия, самый крупный сосед КНР, в ответ на вспышку коронавируса предложила ей объединить усилия в борьбе с новым вирусом. Это является шагом в углублении экономического, гуманитарного, научно-техническое сотрудничества РФ и КНР. Изучение опыта Китая актуально, так как он первый из всех стран мира сумел грамотно побороть эпидемию и готов помогать другим странам опытом, а также оказать финансовую помощь на 2 млрд. долл. США. Сейчас КНР занимается вопросами восстановления и стабилизации. Цель статьи: изучить собственный опыт, а также опыт сотрудничества Китая с другими странами для скорейшего преодоления эпидемии, как в РФ, так и в других дружественных странах, с которыми Китай имеет единую транспортную инфраструктуру, например страны «Одного пояса одного пути» и ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Варфаловская Розалия Александровна, Варфаловский Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT DECISIONS OF THE PRC UNDER THE CONDITIONS OF GLOBAL INFECTION OF COVID-19

The Russian Federation and China participate and cooperate in various natural challenges, fighting these confrontations. Russia, China’s largest neighbor, in response to an outbreak of coronavirus, suggested that it join forces in the fight against a new virus. This is a step in deepening the economic, humanitarian, scientific and technical cooperation of the Russian Federation and China. Studying China’s experience is relevant, as it was the first of all countries in the world to competently overcome the epidemic and is ready to help other countries and experience, as well as provide financial assistance for $ 2 billion. Now China is dealing with restoration and stabilization issues. The purpose of the article: to study our own experience, as well as the experience of China’s cooperation with other countries to quickly overcome the epidemic, both in the Russian Federation and in other friendly countries with which China has a single transport infrastructure, for example, the countries of “One Belt One Way” and the EU.

Текст научной работы на тему «Управленческие решения КНР в условиях глобального заражения Сovid-19»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10465 ВАРФАЛОВСКАЯ Розалия Александровна,

кандидат экономических наук, член-корреспондент РАДСИ, ведущий научный сотрудник ИДВ РАН.

e-mail: mail@law-books.ru

ВАРФАЛОВСКИЙ Александр Владимирович

Заместитель директора ЦСЭИ. e-mail: mail@law-books.ru

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ КНР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО

ЗАРАЖЕНИЯ СOVID-19.

Аннотация. РФ и КНР участвуют и сотрудничают в различных природных вызовах, борясь с этими конфронтациями. Россия, самый крупный сосед КНР, в ответ на вспышку коронавируса предложила ей объединить усилия в борьбе с новым вирусом. Это является шагом в углублении экономического, гуманитарного, научно-техническое сотрудничества РФ и КНР. Изучение опыта Китая актуально, так как он первый из всех стран мира сумел грамотно побороть эпидемию и готов помогать другим странам опытом, а также оказать финансовую помощь на 2 млрд. долл. США. Сейчас КНР занимается вопросами восстановления и стабилизации. Цель статьи: изучить собственный опыт, а также опыт сотрудничества Китая с другими странами для скорейшего преодоления эпидемии, как в РФ, так и в других дружественных странах, с которыми Китай имеет единую транспортную инфраструктуру, например страны «Одного пояса - одного пути» и ЕС.

Ключевые слова: эпидемия, COVID-19, сотрудничество, здравоохранение, лекарства, мероприятия, социально-экономический план, общество умеренного и хорошего достатка.

VARFALOVSKAYA Rosalia Alexandrovna,

PhD in Economics, RADSI Corresponding Member, Leading Researcher, IFES RAS.

VARFALOVSKIYAlexander Vladimirovich

Deputy Director of the Center for System Economic Research

MANAGEMENT DECISIONS OF THE PRC UNDER THE CONDITIONS OF GLOBAL INFECTION OF COVID-19

Annotation. The Russian Federation and China participate and cooperate in various natural challenges, fighting these confrontations. Russia, China's largest neighbor, in response to an outbreak of coronavirus, suggested that it join forces in the fight against a new virus. This is a step in deepening the economic, humanitarian, scientific and technical cooperation of the Russian Federation and China. Studying China's experience is relevant, as it was the first of all countries in the world to competently overcome the epidemic and is ready to help other countries and experience, as well as provide financial assistance for $ 2 billion. Now China is dealing with restoration and stabilization issues. The purpose of the article: to study our own experience, as well as the experience of China's cooperation with other countries to quickly overcome the epidemic, both in the Russian Federation and in other friendly countries with which China has a single transport infrastructure, for example, the countries of"One Belt - One Way" and the EU.

Key words: epidemic, COVID-19, cooperation, healthcare, medicines, events, a socio-economic plan, a moderate and well-off society.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

Сотрудничество России и Китая в области здравоохранения.

В современный период развития мировая экономика старается бороться с конфронтацион-ными вызовами природы: вирусными эпидемиями, климатическими изменениями в результате выбросов парниковых газов и другими катаклизмами природы. РФ и КНР в совместном сотрудничестве усиливают вклад каждой из этих стран в общее дело спасения планеты.

Эпидемия, вызванная распространением коронавируса практически во всем мире, оказала серьёзное влияние на мировую общественно-экономическую ситуацию: ограничение транспортных потоков, трансграничной торговли, деловых и туристических визитов; снижение экономического потенциала, фондовых индексов и ресурсных котировок. В этих условиях Россия и Китай активизировали свое сотрудничество в области борьбы с инфекционными болезнями. В июне 2019 года Россия и Китай подписали Совместное заявление о развитии отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, наполнившее китайско-российские отношения новым содержанием. Данное Соглашение включает сотрудничество между РФ и КНР в области здравоохранения, а также дальнейшее укрепление сотрудничества по таким направлениям, как реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, профилактика эпидемий и ликвидация их последствий. РФ и КНР планируют расширять сотрудничество в сфере диагностики, лечения и профилактики инфекционных заболеваний. Намечается повысить уровень научного сотрудничества между российскими и китайскими организациями и институтами в области исследования и мониторинга опасных вирусов и инфекций, а также в сфере оценки рисков их влияния на здоровье человека. 5 февраля 2020 года в связи с внезапно вспыхнувшей в Китае эпидемией Министерство здравоохранения РФ направило в Ухань 5 экспертов-эпидемиологов для разработки вакцин совместно с китайскими экспертами. После напряжённой работы 10 февраля 2020 года в Китае была впервые протестирована новая система диагностирования коронавируса, разработанная российскими экспертами. Её эффективность была единогласно подтверждена российскими и китайскими учёными. Российские эксперты объясняют, что метод для лабораторной диагностики основан на молекулярно-генетиче-ских исследованиях и позволяет выявлять новые штаммы и патогенны. Учёные РФ и КНР совместно разрабатывают вакцину против коронавируса. В рамках борьбы с коронавируса РФ и КНР показывают миру стратегическое значение взаимопом-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

ощи и отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия. Российские СМИ отражают эти отношения. Так, 10 февраля 2020 года «Российская газета» опубликовала редакционную статью «Не бросим Пекин в беде!» и плакат «Китай, вперёд! Мы с тобой!», что, по мнению китайского СМИ является дополнительным доказательством всестороннего стратегического партнёрства.[1] Россия не только направила делегацию экспертов-эпидемиологов в Китай для борьбы с распространением вируса, но и представила медицинскую и материальную помощь. 9 февраля 2020 года в Ухань был направлен самолёт с 23 тоннами лекарств и средств индивидуальной защиты, в том числе 2 млн. масок. Самолёт ВКС России, который 5 февраля прибыл в Китай для эвакуации российских граждан, привёз в Ухань эти необходимые медицинские товары. Кроме того, СМИ РФ и КНР совместно выпустили более 40 сообщений и комментариев о профилактике эпидемии и борьбе с ней, информируя население о текущей ситуации и предпринимаемых эффективных мерах по борьбе с эпидемией. Профильные организации РФ и КНР по борьбе с эпидемией продолжают тесно взаимодействовать. Китай ответно направил в Россию 26 тонн гуманитарной помощи (маски, респираторы, защитные костюмы, одноразовые перчатки, бахилы и инфракрасные термометры). Груз перевезли ВКС России. Для консультаций в Россию приехали китайские специалисты. Несмотря на то, что РФ временно закрыла пункты пропуска на российско-китайской границе и практически полностью приостановила авиасообщение с Китаем (в целях предотвращения распространения коронавируса), в целом КНР продолжает для России быть стратегическим перспективным партнёром. 2020-2021 гг. объявлены годами российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества, где РФ и КНР могут воспользоваться этим мероприятием для укрепления сотрудничества в области медицинских исследований, здравоохранения и локализации чрезвычайных ситуаций. [2]

Успехи Китая и его управление в период СО№Ю-19.

Согласно данным Главного таможенного управления КНР за 2020 год, с января по апрель товарооборот России и Китая вырос на 0,1 процента, до 33,563 млрд. долларов. При этом экспорт Китая в РФ сократился на 9,1 процента, до 13,142 млрд. долларов. Импорт российских товаров в КНР вырос на 7 процентов, до 20,42 млрд. долларов. По итогам 2019 года российско-китайский товарооборот увеличился на 3,4 процента, до 110,75 млрд. долларов.[3] На сессии Всекитайского собрания народных представителей в мае

2020 года был рассмотрен бюджет и план социально-экономического развития на 2020 год (восстановление и стабилизация). Принят новый Гражданский кодекс. Кроме того, 2020 год - это год разработки плана 14-й пятилетки, которая стартует в 2021 году. Прежде всего, это поддержка национального развития в рамках внешних, санитарных (CONVID-19) вызовов, что сопровождается и факторами неопределённости глобальной пандемии. 14 пятилетний план утверждён на пленуме ЦК Компартии Китая в 2020 году. Его примут на сессии Всекитайского собрания народных представителей (высшего органа государственной и законодательной власти КНР) в марте 2021 года. Для КНР пятилетний план - главный документ, который определяет основные позиции развития национальной экономики на среднесрочную перспективу. В перспективном плане социально-экономического развития КНР будут закреплены следующие меры: развитие инфраструктуры, в том числе скоростных железных дорог, трубопроводов, ^ - сетей, для развития производств и улучшения жизненного уровня населения, будущей Олимпиады; поддержка инновационного бизнеса и частного сектора китайской экономики; защита окружающей среды; расширение допуска иностранного капитала на национальный рынок; реформа госпредприятий (слияние мощностей и установление партнёрства между конкурирующими предприятиями с целью повышения эффективности и снижения издержек); развитие внешней торговли со стабильным улучшением структуры, форм и видов её, в том числе трансграничной и электронной, продолжая развивать инициативу «Один пояс-Один путь», расширяя при этом уже имеющее место сотрудничество с международными организациями (ЕАЭС, ШОС, БРИКС и другими); за счёт создания новых мощностей, модернизации, инновации, высокотехнологического переоборудования предприятий, в том числе и экспортных производств, увеличение новых рабочих мест, что будет способствовать ликвидации нищеты, сокращению малоимущего населения; углубление финансового рынка, с применением новых форм внутреннего инвестирования, в том числе ценных бумаг; развитие гуманитарной помощи в рамках СОNVID-19 другим странам мира; грамотное продвижение решения жилищной проблемы; совершенствование налогообложения; современное развитие образования и науки в различных сферах, в том числе космической, с целью повышения уровня человеческого развития (эти направления для создания общества в КНР умеренного и даже хорошего достатка). [4]

В преддверии 13-го Национального Народного Конгресса Китая 22 мая председатель его

Постоянного комитета Ли Чжаншу заявил, насколько важно, чтобы сессия проходила в середине глобальной пандемии коронавируса. Ли отметил, что сессия проводилась в то время, когда «эпидемические ситуации с COVID-19 за рубежом остаются мрачными и сложными», а в Китае «были достигнуты важные стратегические достижения».

В настоящее время КПК провозглашает свой успех над COVID-19 победой марксизма президента Си Цзиньпина. Поскольку Китай развернул все более обширную и сложную систему наблюдения, пандемия ускорила авторитет и контроль партии, а не привела к ее разрушению или ослаблению позиций.

Говоря о пандемии на том же языке, Си определил масштабы угрозы, которую представляет COVID-19. Но он также дал понять, что война будет вестись в соответствии с духом, идеологией и верованиями КПК и усилиями китайских социалистических характеристик, которые помогут восстановить социальную сплоченность Китая. Это необходимо для устранения болезней гедонизма, расточительности и коррупции, которые заразили Китай как неизбежный результат «открытости» для Запада.

По мере восстановления Китая его успех в сдерживании распространения вируса сводится к преданности и сплоченности людей. Такие заявления не являются необоснованными: в отчете совместной миссии ВОЗ и Китая особо отмечалась «солидарность» и «коллективные действия» китайского народа во время пандемии. Такая похвала за солидарность, несомненно, оправдает усилия Си в создании более сплоченного и коллективно мыслящего населения.[5]

Поскольку КПК использует сочетание передовых технологий и традиционных социалистических организационных моделей для борьбы с COVID-19, это, несомненно, станет примером такого практического использования коммунистической идеологии.

Успешное противодействие вспышке подтверждает, что с первых лет существования Китайской Народной Республики обещание искоренения болезней и улучшения здоровья всех людей находилось в центре государственной политики. Такая ситуация создала неразрывную связь между здоровьем и политикой Китая. Учитывая эту связь, «война» против COVID-19 имела жизненно важное значение для руководства страны.

Тем не менее, глобальный характер пандемии означает, что успех, достигнутый Китаем, будет также оцениваться в отношении того, как другие страны, особенно западные либеральные государства, справляются с кризисом.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

Когда 22 мая премьер-министр Китая Ли Кэцян представил свой годовой отчет национальному законодательному органу Китая, он сосредоточился на COVID-19. Его речь на собрании Национального народного конгресса Китая (НКП) поставила предотвращение и контроль COVID-19 в основе стратегии правительства на предстоящий год. Основное внимание будет уделяться защите: трудовой занятости, средств существования, предприятий и их инфраструктуры от разорения. В то время как Западноевропейские страны стремятся вернуться к нормальной жизни, Ли дал понять, что в следующем году план по Китаю - это «нормализация профилактики и контроля». [6]

В правительственном отчете о работе подчеркивалось, что продолжающаяся бдительность в отношении коронавируса будет основной нитью, определяющей все: от стратегии на макроуровне до политики на микроуровне в ближайшем будущем Китая. Это может отражать тот факт, что в Китае недавно произошли новые локальные вспышки вируса - особенно в его северо-восточных провинциях. Отчет о работе правительства предоставляется ежегодно от имени исполнительной власти правительства в парламент. Задержка отчета более чем на два месяца из-за пандемии, вызвала повышенные ожидания у участников, и их вопросы к китайскому правительству по направлению движения вперед. Ли ясно дал понять, что все усилия по социально-экономическому развитию должны планироваться в координации с профилактикой и контролем пандемии. Иными словами, профилактика и контроль коронавируса будут идти рука об руку с планированием, принятием решений и реализацией государственной политики в предстоящем году.

На самом деле этого следовало ожидать: отчет о работе правительства предназначен для нескольких уровней заинтересованных лиц, но его ключевая роль заключается в том, чтобы информировать правительственные ведомства и должностных лиц о том, на чем их работа должна быть сосредоточена в будущем году. Доклад Ли сильно отличался по структуре от его докладов в предыдущие годы. В отчетах китайского правительства формат и структура используются для обозначения приоритетов и принципов.В сравнении с 2019 годом - они структурированы иначе, чем стандартный формат последнего десятилетия.

Главное: необходимо расставить приоритеты эффективности, как в контексте постоянного присутствия вируса - где все взаимодействия, даже встреча, на которой он говорил, по-прежнему представляют риск - так и в сложной работе по стимулированию экономики. Структура выступления отражала новую стратегию развития пра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

вительства. Отбросив конкретные целевые показатели ВВП впервые с 1990 года, Ли оставил место для гибкости перед лицом сохраняющейся неопределенности по КОВИД-19. Речь также позволила местным органам власти проводить политику, направленную на смягчение социальных последствий пандемии, а не фокусироваться исключительно на восстановлении экономики.[7]

Политика шести защит.

Стратегия Ли по смягчению разрушительных последствий эпидемии для общества и экономики была обобщена в коротком лозунге «Шесть мер защиты». Этими шестью средствами защиты являются: безопасность рабочих мест, средства к существованию людей, предприятия, продовольственная и энергетическая безопасность, стабильные производственные цепочки и цепочки поставок, а также функционирование нижних уровней пятиуровневой иерархии китайского правительства.

Этот лозунг составляет основу стратегии правительства Китая и интегрирован в недавние цели национального руководства по обеспечению стабильности в сфере занятости, финансов, внешней торговли, инвестиций и ожиданий рынка.

Реализация стратегии потребует от национального правительства как введения новых политик, так и укрепления существующих. Это включает в себя разрешение увеличения финансового дефицита на 66 млрд. юаней (9 млрд долл. США) и выделение на аналогичную сумму средств в специальных государственных облигаций для еще не определенной цели «контроля COVID-19». Все это будет передано местным органам власти, чтобы они могли поддерживать занятость, основные потребности и бизнес.

В целом, ключевое послание китайского правительства в его ежегодном отчете о работе заключается в том, что вместо того, чтобы вернуть экономику и общество к нормальным условиям или смягчить ограничения (как это пытаются сделать многие европейские страны), в обозримом будущем оно ставит профилактику и контроль эпидемического фронта и центра.

Список литературы:

[1] Сюй Полин, Го Сяоцюн, Ли Юнхуэй. COVID-19: проверка на прочность и стимул для развития российско-китайского всеобъемлющего партнёрства. РСМД, Аналитика и комментарии, 14.02.2020. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https: //russiancoouncil.ru/analytics/(дата обращения - 16.04.2020).

[2] В Россию доставили 26 т. гуманитарной помощи из Китая для борьбы с СОVID-19. РБК,

02.04.2020. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https: //rbc. ru/rbcfreenews/5e85e-55b9a7947f/ (дата обращения - 17.04.2020).

[3] Что решило Всекитайское собрание народных представителей. Коммерсантъ, 01.06.2020. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4341610 (дата обращения 01.06.2020).

[4] Российский эксперт оценил перспективы экономического развития Китая РИА Новости, 22.05.2020. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://ria.ru/20191002/1559345088.html (дата обращения - 29.05.2020).

[5] ВОЗ направила в Китай 25 международных экспертов: основные выводы и новые факты об эпидемии коронавируса. Forbes, 03.03.2020. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https:// www.forbes.ru/forbeslife/394253-voz-napravila-v-kitay-25-mezhdunarodnyh-ekspertov-osnovnye-vy-vody-i-novye-fakty-ob (дата обращения 29.05.2020).

[6] Китай рассказал, как будет восстанавливаться после эпидемии. В КУРСЕ.РУ, 25.05.2020. . [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://v-kurse.ru/news/politics/kitay_rass-kazal_kak_budet_vosstanavlivatsya_posle_epi-demii_8839339/(дата обращения 29.05.2020).

[7] Всекитайское собрание народных представителей. РИА Новости. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://ria.ru/organization_ Vsekitajjskoe_sobranie_narodnykh_predstavitelejj/ (дата обращения 30.05.2020).

Spisok literatury:

[1] Xu Pauling, Guo Xiaoqun, Li Yonghui. COVID-19: a test of strength and incentive for the development of a Russian-Chinese comprehensive

partnership. RIAC, Analytics and Comments, 02/14/2020. [Electronic resource] - Access mode: https: //russiancoouncil.ru/analytics/ (applied date -04/16/2020).

[2] 26 tons of humanitarian aid from China were delivered to Russia to combat COVID-19. RBC, 04/02/2020. [Electronic resource] - Access mode: https: // rbc. com / rbcfreenews / 5e85e55b9a7947f / (accessed 04.17.2020).

[3] What the All-China People's Congress decided. Kommersant, 06/01/2020. [Electronic resource] - Access mode: https://www.kommersant. ru/doc/4341610 (accessed June 1, 2020).

[4] A Russian expert assessed the prospects for China's economic development RIA Novosti, 05/22/2020. [Electronic resource] - Access mode: https://ria.ru/20191002/1559345088.html (accessed date May 29, 2020).

[5] WHO sent 25 international experts to China: key findings and new facts about the coronavirus epidemic. Forbes, 03/03/2020. [Electronic resource] .Access mode: https://www.forbes.ru/ forbeslife/394253-voz-napravila-v-kitay-25-mezh-dunarodnyh-ekspertov-osnovnye-vy-vody-i-novye-fakty-ob (date appeal 05/29/2020).

[6] China told how it will recover from the epidemic. In KURSE.RU, 05.25.2020. . [Electronic resource] - Access mode: https://v-kurse.ru/news/pol-itics/kitay_rasskazal_kak_budet_vosstanavlivatsya_ posle_epidemii_8839339/(released on May 29, 2020).

[7] All-China Assembly of People's Representatives. RIA News. [Electronic resource] - Access mode: https://ria.ru/organization_Vsekitajjskoe_sobranie_ narodnykh_predstavitelejj/ (accessed 05.30.2020).

4

ЮРКОМ ПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ИЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.