Научная статья на тему 'Управленческие инновации в системе государственных финансовых услуг'

Управленческие инновации в системе государственных финансовых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / MANAGERIAL INNOVATIONS / STATE FINANCIAL SERVICES / INNOVATIVE MODELS OF PUBLIC FINANCE MANAGEMENT / MANAGEMENT PROCESS / GOVERNMENT EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акчурина Т. Г.

Автор рассматривает особенности проявления категории управленческих инноваций в системе финансовых услуг органов государственного управления, анализирует основные подходы к их классификации в контексте единства технологической, управленческой и экономической составляющих процесса создания нововведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author observes the peculiarities of administrative innovations in the financial service government, analyzes its basic approaches classification in the context of technical, administrative and economical unity, containing the process of the innovative formation.

Текст научной работы на тему «Управленческие инновации в системе государственных финансовых услуг»

ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 336

Т. Г. Акчурина

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

Ключевые слова: управленческие инновации, государственные финансовые услуги, инновационные модели управления государственными финансами, управленческий процесс, эффективность государственного управления.

Автор рассматривает особенности проявления категории управленческих инноваций в системе финансовых услуг органов государственного управления, анализирует основные подходы к их классификации в контексте единства технологической, управленческой и экономической составляющих процесса создания нововведения.

Key words: managerial innovations, state financial services, innovative models ofpublic finance management,

management process, government effectiveness

The author observes the peculiarities of administrative innovations in the financial service government, analyzes its basic approaches classification in the context of technical, administrative and economical unity, containing the process of the innovative formation.

Проблемы инновационных подходов к управлению системой государственных финансовых услуг, разработки и реализации современных управленческих инноваций в этой сфере в отечественной литературе исследуются современными экономистами крайне недостаточно. В дореформенный период в экономической литературе управленческие инновации вообще не рассматривались как объект исследования. И только в годы рыночных преобразований проблемы инновационного развития систем управления, поиска путей преодоления организационно-управленческой отсталости в сфере государственных финансов стали предметом особого внимания экономистов.

В экономической литературе [1], исследующей проблемы инновационной деятельности, встречается несколько подходов к определению сущности инновации.

Применительно к предмету исследования, каковым являются государственные финансовые услуги, нам представляется наиболее подходящим определение инноваций, которое приведено О.Б.Стрекаловым, считающим, что «инновация - это коммерческое использование результатов творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых конкурентоспособных видов продукции, технологий, форм и методов управления, основу которых составляют объекты интеллектуальной собственности» [2].

Исходя из этого, под управленческими инновациями следует понимать результат использования научных исследований и разработок, направленных на совершенствование экономических и управленческих отношений в процессе оказания государственных финансовых услуг. При этом под государственными финансовыми услугами мы понимаем совокупность услуг, оказываемых государственными учреждениями в лице Федерального казначейства Министерства финансов России, Министерств финансов субъектов Федерации юридическим лицам, хозяйствующим субъектам, а также физическим лицам. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, однако их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа. В данном случае инновация — это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде усовершенствованной управленческой составляющей процесса оказания государственной финансовой услуги. При этом необходимо отметить, что в отличие от традиционных технических и технологических инноваций

управленческие инновации в системе государственных услуг характеризуются высокой степенью доступности, предсказуемости, определенности и эффективности.

Процесс исследования категорий управленческих инноваций в сфере оказания государственных финансовых услуг предполагает несколько подходов. Так, в рамках процессного подхода под управленческой инновацией применительно к системе государственных финансовых услуг следует понимать комплексный процесс, включающий разработку и внедрение новых организационно-экономических и управленческих технологий процесса оказания государственных финансовых услуг.

Объектно-утилитарный подход [3] к определению термина «управленческая инновация» характеризуется двумя основными моментами. Во-первых, в качестве управленческой инновации понимается объект — новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники. Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне нововведения — способности удовлетворить общественные потребности в государственных финансовых услугах с большим полезным эффектом. В отличие от объектно-утилитарного процессно-утилитарный подход к определению термина «управленческая инновация» заключается в том, что в данном случае инновация представляется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового управленческого подхода.

В рамках процессно-финансового подхода под «управленческой инновацией» в системе государственных финансовых услуг следует понимать процесс управления финансированием в новации, реализации механизма вложения средств в разработку новых управленческих и организационно-экономических форм предоставления государственных финансовых услуг.

Во всех приведенных определениях термин «управленческая инновация» трактуется применительно к конкретной формальной ситуации. Однако в этих подходах не раскрывается экономическая сущность «управленческой инновации», нет четких критериев определения инновации с позиций ее экономических результатов. Вследствие этого любое новшество, в том числе менее прогрессивное, неэффективное нововведение, можно трактовать как инновацию.

Иначе говоря, управленческая инновационная продукция в системе государственных финансовых услуг должна рассматриваться как результат внедрения процессных (управленческо-технологических) инноваций, новые (вновь внедренные) или подвергшиеся усовершенствованию управленческие и организационно-экономические формы процесса оказания государственных финансовых услуг, оказание которых основано на новых или значительно усовершенствованных методах оказания государственных финансовых услуг. При этом прочая инновационная продукция является результатом внедрения процессных инноваций. Она включает услуги, произведенные на базе передового опыта при внедрении новых или усовершенствованных методов управления процессом их оказания, реализованных ранее в практике государственного управления [3].

С другой стороны, инновационный управленческий процесс в системе государственных финансовых услуг можно определить как процесс преобразования организационноэкономического и управленческого знания в инновацию, и который можно представить как последовательную цепь управленческих решений, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, организационно-управленческой технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В данном случае инновационный процесс не заканчивается внедрением и появлением новой услуги или новой управленческой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а, следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данную управленческую технологию как новую именно для себя.

Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой, а его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Основой

инновационного управленческого процесса в системе государственных финансовых услуг является процесс освоения новой техники и средств коммуникации, как совокупности вещественных факторов производства, в которых материализованы новые технологические знания. Поэтому под инновационной управленческой деятельностью в системе государственных финансовых услуг мы понимаем деятельность, направленную на использование результатов научных исследований и разработок для совершенствования организационно-экономических и управленческих технологий, ведущих к повышению эффективности функционирования всей системы управления государственными финансами в целом. Инновационная управленческая деятельность в системе финансовых государственных услуг предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, экономических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям и тесным образом связаны с непосредственной деятельностью органов государственного управления. Процесс инновационной управленческой деятельности в данном случае представляет собой единство технологической, управленческой и экономической составляющих процесса создания нововведения.

Структурное строение инновационной модели информационно-аналитических услуг в сфере управления государственными финансами включает в себя следующие основные управленческие блоки (см. рис. 1) [4]:

- программно-целевое планирование, составление и доведение бюджета;

- управление доходами;

- управление государственным (муниципальным) долгом и финансовыми активами;

- управление денежными средствами;

- управление государственными и муниципальными закупками и исполнением контрактов;

- управление нефинансовыми активами;

- управление персоналом и расчет затрат на персонал;

- бюджетный и управленческий учет и отчетность;

- мониторинг результативности и эффективности деятельности публично-правовых образований;

- контроль и аудит.

В основе реализации указанных управленческих блоков в рамках интегрированной среды управления государственными финансами лежат единые информационные базы и реестры (регистры), в том числе:

- реестр организаций государственного сектора;

- информационная база государственных (муниципальных) программ;

- реестр расходных обязательств публично-правовых образований;

- реестр государственных (муниципальных) услуг, функций;

- информационная база государственных (муниципальных) заданий;

- информационная база правил расчета социальных выплат и нормативов;

- реестр потребителей социальных выплат.

- реестр бюджетных инвестиций;

- реестр нефинансовых активов;

- реестр государственных (муниципальных) контрактов;

- реестр поставщиков;

- реестр государственных (муниципальных) служащих;

- классификатор товаров, работ, услуг;

- иные классификаторы и справочники.

Так, например, в целях обеспечения функционирования управленческого блока «Программно-целевое планирование, составление и доведение бюджета» необходимо формирование информационной системы, используемой органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправле-

Пользователи

Пользователи

Рис. 1 - Структурное строение инновационной модели управления государственными финансовыми услугами

263

ния), органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями в рамках реализации их полномочий по программноцелевому планированию, составлению и доведению бюджетов. Решение этой управленческой функции позволит:

- обеспечить возможность планирования государственных (муниципальных) программ, в том числе мероприятий по их реализации, сроков реализации, расходов на реализацию, целевых индикаторов и ожидаемых результатов государственных (муниципальных) программ;

- обеспечить возможность проведения «сценарных» расчетов для оценки расходов на реализацию государственных (муниципальных) программ с учетом оценки стоимости оказания услуг;

- обеспечить взаимосвязь процесса ведения реестра расходных обязательств с разработкой государственных (муниципальных) программ;

- обеспечить возможность планирования бюджетных инвестиций на основании проведения оценки стоимости инвестиций с учетом предстоящих расходов на функционирование объекта инвестиций, а также на основе взаимосвязи бюджетных инвестиций с целевыми индикаторами государственных (муниципальных) программ и планированием стоимости услуг;

- повысить прозрачность и объективность распределения межбюджетных трансфертов, в том числе обеспечить возможность оценки эффективности использования предоставленных целевых межбюджетных трансфертов;

- обеспечить составление и утверждение «электронного» бюджета, в том числе автоматизировать планирование бюджетных ассигнований;

- обеспечить возможность формирования плановых показателей государственных (муниципальных) заданий, взаимоувязанных с государственными (муниципальными) программами, а также возможность доведения натуральных показателей государственных (муниципальных) заданий через систему Федерального казначейства до учреждений для реализации последующего контроля достижения плановых показателей;

- обеспечить возможность оперативного мониторинга исполнения государственных программ и государственных (муниципальных) заданий, что обеспечит оценку необходимости оптимизации сети учреждений на основе сопоставления плановых и фактических показателей государственных (муниципальных) заданий, а также создать информационную базу для поддержки принятия обоснованных решений о необходимости осуществления бюджетных инвестиций и (или) закупки услуг;

- обеспечить общественный контроль за исполнением государственных (муниципальных) программ, государственных (муниципальных) заданий и подотчетность органов государственной власти и местного самоуправления.

При формировании системы управления государственными финансами в рамках управленческого блока «Программно-целевое планирование, составление и доведение бюджета» предусматривается:

- создание инструментов для планирования государственных (муниципальных) программ;

- создание инструментов для обеспечения возможности планирования стоимости услуг, качественных и количественных параметров государственных (муниципальных) заданий;

- создание инструментов для планирования бюджетных инвестиций;

- создание инструментов для планирования общего объема и распределения межбюджетных трансфертов на основе интеграции процессов программно-целевого планирования всех публично-правовых образований;

- создание инструментов для мониторинга результатов исполнения государственных (муниципальных) программ, бюджетных инвестиций, государственных (муниципальных) заданий;

- обеспечение «публичного» доступа к информации о государственных программах, основных показателях государственных (муниципальных) заданий по каждому государственному (муниципальному) учреждению.

В рамках реализации данного управленческого блока должны быть созданы следующие единые информационные базы и реестры (регистры):

- информационная база государственных (муниципальных) программ;

- информационная база государственных (муниципальных) заданий;

- реестр расходных обязательств публично-правовых образований.

Таким образом, представленная архитектура управленческого блока «Программноцелевое планирование, составление и доведение бюджета» предусматривает интеграцию автоматизированной системы управления государственными финансами с внешними информационными системами планирования расходов хозяйствующих субъектов, а также, в случае отсутствия у соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления), органов управления государственными внебюджетными фондами, собственных информационных систем, - предоставление

опциональных информационных сервисов в части программно-целевого планирования, составления и доведение бюджета.

Литература

1. Посталюк, М.П. Инновационные отношения в экономической системе: теория, методология и механизмы реализации/ М.П. Посталюк - Казань: КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. - 420 с.

2. Стрекалов, О.Б. Инновационный менеджмент/ О.Б. Стрекалов - Казань: Изд. КГТУ., 1997. - 246 с.

3. Юртаев, А.Н. Инновационные технологии в государственном управлении/ А.Н. Юртаев - Казань: Изд. КГУ, 2009. - 185 с.

4. Проект «Концепции создания и развития информационной среды управления государственными финансами». 2010. - 62 с.

© Т. Г. Акчурина - асп. каф. экономики и управления на предприятии пищевой промышленности Высшей школы экономики КГТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.