Научная статья на тему 'Управленческие инновации в системе государственного регулирования инновационной сферы'

Управленческие инновации в системе государственного регулирования инновационной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
423
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новосельцева Е.Г., Марусинина Е.Ю.

Современные условия экономической деятельности определяют повышенное внимание к инновационным процессам. В этой связи возникла потребность изучения и развития теории и практики применения управленческих инноваций в системе государственного и муниципального менеджмента. В статье рассмотрен элементный состав управленческого механизма регулирования инновационной сферы региона как основы развития его конкурентоспособности. Предложен и обоснован инновационный подход внедрения системы сбалансированных показателей в сферу регулирования инновационного развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новосельцева Е.Г., Марусинина Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческие инновации в системе государственного регулирования инновационной сферы»

УДК 338.24

управленческие инновации в системе государственного регулирования инновационной сферы

е. г. новосельцева,

кандидат экономических наук,

старший преподаватель кафедры менеджмента

E-mail: shur-katya@yandex. ru

е. ю. марусинина,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента E-mail: elena_marusinina@mail. ru Волгоградский государственный университет

Современные условия экономической деятельности определяют повышенное внимание к инновационным процессам. В этой связи возникла потребность изучения и развития теории и практики применения управленческих инноваций в системе государственного и муниципального менеджмента. В статье рассмотрен элементный состав управленческого механизма регулирования инновационной сферы региона как основы развития его конкурентоспособности. Предложен и обоснован инновационный подход внедрения системы сбалансированных показателей в сферу регулирования инновационного развития региона.

Ключевые слова: управленческие инновации, система сбалансированных показателей, государственное и муниципальное управление.

Масштабная социальная трансформация оказывает противоречивое влияние на состояние российского социума. С одной стороны, демократизация и глобализация открывают Россию мировым информационным и культурным потокам, резко увеличивая дифференциацию идеологического поля и, соответственно, усиливая актуальность проблемы введения управленческих инноваций. С другой стороны, переход к открытому обществу сопровождается дезинтегративными явлениями, такими как несогласованность и противоречивость

* Работа выполнена в рамках гранта Волгоградского государственного университета от 13.01.2011 № 72-2011-а/ВолГУ «Инновационный менеджмент в государственном управлении».

целей общества и отдельных индивидов, а также противостоянием двух противоположных тенденций — традиционной и инновационной. Преодоление указанных противоречий потребует новых подходов и методов к разработке управленческих технологий. В этой связи возникла потребность в изучении и развитии теории и практики применения инноваций в системе государственного и муниципального управления, которая была поддержана в рамках реализации научного проекта «Инновационный менеджмент в государственном управлении». Результаты исследования можно представить в ряде следующих положений.

Главным социальным институтом, обеспечивающим реализацию функций управления общественными процессами, является государство. Государственные служащие, профессионально обеспечивающие функционирование государства, первыми сталкиваются с необходимостью преодоления дезинтеграции в обществе. Однако доминирующие в их сознании линейно-монистические установки и представления, которые не сообразуются с системной трансформацией, делают невозможным претворение в жизнь выработанных сценариев социально-экономического развития общества, осуществление практических согласований инновационного и традиционного.

Кроме того, современный этап развития России характеризуется высокой степенью децентра-

лизации полномочий в сфере государственного управления. За последнее время на региональный уровень делегирован ряд полномочий и финансовых ресурсов, и этот процесс продолжается. В связи с этим субъекты государственного управления вынуждены не только пересматривать привычные, традиционные методы управления, но и постоянно повышать эффективность своей деятельности [4].

Суть проблемы состоит в том, что декларация необходимости перехода к инновационном типу развития происходит в условиях доминирования традиционных схем государственного управления, ориентированных на решение типовых проблем в соответствии со стандартными, исторически сложившимися алгоритмами. Однако происходящая глубокая трансформация экономических, институциональных, организационных структур современного общества требует от государства использования инновационных инструментов решения комплексных проблем экономического и социального развития, внедрения и использования новых наукоемких (с точки зрения управленческой науки) методов государственного управления на всех уровнях властной иерархии.

Сложившаяся ситуация иллюстрирует экономические условия, при которых реализация государственного и муниципального управления в инновационной сфере играет особую роль, без его направляющей функции развитие экономики страны становится хаотичным, социальный аспект экономики может быть обеспечен только при правильном регулировании. При этом механизм этого регулирования должен стать особым.

Так, в связи с интегрирующим характером инновационной сферы сама система государственного регулирования инновационной сферы, являясь эле-

ментом общегосударственной системы управления экономикой, также носит интегрирующий характер. На взгляд авторов, система государственного регулирования инновационной сферы как интегрирующая подсистема общегосударственной системы должна быть реализована, прежде всего, на региональном уровне как основа инновационного развития и обеспечения конкурентоспособности региона.

Задача реализации инновационной политики и инновационного развития на уровне региона требует разработки специального механизма, обеспечивающего достижение целей и принятие стратегических и оперативных решений в рамках и русле установленных приоритетов регионального развития, а также ограничений и направлений деятельности в данной сфере.

Понятие «механизм реализации» трактуется по-разному, отражая позицию авторов, следует отметить, что механизм реализации в данном случае прежде всего система взаимосвязанных элементов, подчиненных единой цели — государственного регулирования инновационной сферы региона [1].

В этой связи совокупность элементов, входящих в механизм реализации государственного регулирования инновационной сферы региона, может быть разделена на несколько групп: финансово-экономические; нормативно-правовые; институционально-организационные; социальные.

Состав выделенных элементных групп механизма реализации государственного регулирования инновационной сферы региона представлен в таблице.

Применение управленческих инноваций в системе государственного регулирования инновационной сферы региона предполагает наличие особого интеграционного взаимодействия описываемых

Составляющие основных элементов системы государственного регулирования инновационной сферы региона

Группа элементов Содержание элемента Составляющие элемента

Финансово-экономические 1. Финансирование федерального и регионального заказа наукоемкой продукции (госзаказ). 2. Долгосрочное кредитование организаций инновационной сферы, льготное краткосрочное кредитование инноваций. 3. Льготное налогообложение в части платежей в региональный бюджет. 4. Представление гарантий возврата кредита. 5. Создание специальных фондов развития. 6. Предоставление налоговых скидок на высокоэффективные технологии. 7. Установление льготных ставок на аренду и др. 1. Бюджетная политика. 2. Финансовая политика. 3. Инвестиционная политика. 4. Денежная политика. 5. Налоговая политика. 6. Кредитная политика. 7. Таможенная политика. 8. Внешнеэкономическая политика. 9. Ценовая политика. 10. Антимонопольная политика. 11. Промышленная политика. 12. Политика госзаказов. 13. Рынок инноваций. 14. Фондовый рынок. 15. Венчурный капитал и др.

Группа элементов Содержание элемента Составляющие элемента

Нормативно-правовые Административные: — прямые требования; — указания; — запреты; — разрешения, нормы и правила 1. Законы. 2. Приказы. 3. Указы. 4. Распоряжения. 5. Положения. 6. Инструкции. 7. Договоры. 8. Правила. 9. Концепции. 10. Сертификаты. 11. Стандартизация. 12. Лицензирование. 13. Нормы. 14. Полномочия. 15. Ответственность и др.

Правовые: — универсальные и групповые нормы и правила поведения; — специализированные и ведомственные нормативно-правовые акты

Институционально-организационные Институциональные: — формирование и развитие различных институтов 1. Институт собственности. 2. Институт свободы деятельности. 3. Институт малого бизнеса. 4. Институт корпораций. 5. Институт государственной власти. 6. Другие институты. 7. Технопарки. 8. Наукограды. 9. Инновационные центры. 10. Информационные центры. 11. Бизнес-центры. 12. Инновационные предприятия. 13. Системы стимулирования. 14. Системы оценки. 15. Системы экспертизы и др.

Организационные: — формирование организаций; — формирование отношений; — обеспечение и пр.

Социальные Изменение социально-психологических установок населения 1. Социальная политика. 2. Социальный климат. 3. Политика образования. 4. Политика в науке и др.

элементов, которое может быть реализовано на основе внедрения системы сбалансированных показателей в деятельность органов государственного и муниципального управления.

В данном случае под «системой сбалансированных показателей» (ССП) авторы понимают концепцию переноса и декомпозиции стратегических целей инновационного развития региона для планирования операционной деятельности и контроль за их достижением путем применения механизма взаимосвязи стратегических замыслов и решений с ежедневными задачами [5].

Таким образом, внедрение системы сбалансированных показателей придает системе государственного регулирования инновационной сферы региона особое интеграционное значение. Следует рассмотреть особенности построения и реализации взаимоотношений и взаимодействий между элементами сферы инновационного развития региона

56 -

как основы реализации управленческих инноваций в системе государственного и муниципального управления.

Оценка конечного результата реализации деятельности органов государственной и муниципальной власти в области регулирования инновационной сферы должна опираться на ряд целевых индикаторов (рис. 1).

Поэтому систему взаимодействия элементов сферы инновационного развития региона как объектов государственного и муниципального регулирования можно представить через следующие проекции.

1. Проекция «финансы/экономика». В данной проекции необходимо сформировать целевые ориентиры относительно прибыльности региона, которая станет результатом реализации инновационных проектов региона. Поэтому прописанные здесь цели должны содержать ответ на вопрос

о Ч о

а -

я

се

Я | §

s

ft о

0 Н я

1 й

§ i Я в л

н св

я о

п

о Ч и о

и

Финансово-экономические

Нормативно-правовые

Институционально-организационные

Социальные

Финансы/ экономика

Инновационно активная среда региона

Инновационные бизнес-процессы региона

Компетенции региона

1. Доходы бюджета, доходы населения, доходы бизнеса.

2. Федеральные трансферты, производство ВРИ.

3. Накопление и обновление основных фондов.

4. Показатели экспорта и импорта региона.

5. Качество продукции и уровень издержек в отраслях.

6. Инвестиции региона и товарооборот региона и т.д.

Законы, приказы, указы, распоряжения, положения, инструкции, договоры, правила, концепции, сертификаты, стандартизация, лицензирование, нормы, полномочия, ответственность и т.д.

1. Наличие институтов, создающих, регулирующих и непосредственно участвующих в инновационной деятельности региона.

2. Количество инновационно-активных субъектов региона.

3. Количество площадок.

4. Количество инновационных продуктов

1. Производственная компетенция.

2. Компетенция знаний.

3. Компетенция связей.

4. Компетенция эффективного менеджмента.

5. Компетенция сотрудничества.

6. Компетенция жизнеобеспечения

П =

=

& л

Н О

О =

А

П ^

Н

tt о

п

п

о о

и

Рис. 1. Сбалансированная система показателей (BALANCED SCORECARD) для систем государственного регулирования инновационной сферы региона

относительно того, какова совокупная стоимость инновационно активных предприятий в регионе и каких финансовых результатов стремится достичь регион, реализуя стратегию инновационного развития. Оценить степень достижения целей, сформированных в данной проекции, можно с помощью таких индикаторов, как доходы бюджета, доходы населения, доходы бизнеса; федеральные трансферты; валовые выпуски в отраслях; динамика и структура цен; производство ВРП; накопление и обновление основных фондов; показатели экспорта и импорта региона; качество продукции и уровень издержек в отраслях; государственное потребление и потребление домашних хозяйств; инвестиции региона; товарооборот региона.

2. Проекция «инновационно активная среда региона» отвечает за создание условий для реализации инновационной стратегии развития региона. Поэтому здесь следует определить, какая именно необходима поддержка инновационно активной аудитории региона для реализации ею инновационных проектов. Для этого необходимо четко проанализировать состояние нормативно-правовых, социальных и финансово-экономических управленческих элементов органов государственной и муниципальной власти на предмет необходимости проведения их изменений и дополнений для оказания поддержки и стимулирования инновационной

деятельности в регионе. Индикаторами, которые позволят оценить степень достижения целей в данной проекции, должны стать соответствующие законы, указы, приказы, распоряжения, инструкции, договора, правила, сертификаты, нормы, полномочия, концепции, ответственность, лицензирование, сертификация.

3. Проекция «инновационные бизнес-процессы региона». В данной проекции следует определить, какие изменения необходимо осуществить в рамках организации системы взаимодействия субъектов институционально-организационной среды региона. Поскольку именно они позволят инновационно активной аудитории региона проводить соответствующие изменения в цепочке инновационных бизнес-процессов, позволяющих ускорить получение результатов в инновационной сфере и повысить их качество. Оценить степень достижения целей, сформированных в данной проекции, можно с помощью таких индикаторов, как наличие институтов, создающих, регулирующих и непосредственно участвующих в инновационной деятельности региона; количество инновационно активных субъектов региона; количество площадок; количество инновационных продуктов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Проекция «компетенциирегиона». Реализация инновационной стратегии развития региона зависит от ключевых компетенций региона, носи- 57

телями которых выступают инновационно активные предприятия и субъекты государственного и муниципального управления. Поэтому на четвертом этапе в рамках данной проекции необходимо четко продумать, какие именно компетенции региона необходимо развивать, какие формировать, какие обеспечат реализацию намеченных целей в проекции «инновационные бизнес-процессы региона». Так, в качестве ключевых компетенций региона, которые будем рассматривать как индикаторы целевых ориентиров данной проекции, можно выделить следующие:

• производственная компетенция как способность производить инновационные товары и услуги в сфере материального и нематериального производства на уровне высших мировых стандартов;

• компетенция знаний как способность создавать и продавать новые знания, технологии и наукоемкие продукты и услуги;

• компетенция связей как способность создавать и продавать инновационные услуги в сфере коммуникации и коммутации материальных, информационных и финансовых потоков;

• компетенция эффективного менеджмента как единство системы, нацеленной на достижение общих целей ведущих групп влияния;

• компетенция сотрудничества как способность эффективно выявлять и согласовывать интересы различных групп влияния, стратегических партнеров и на этой основе формулировать общие инновационные цели и стратегии их достижения;

• компетенция жизнеобеспечения как способность создавать инновационную среду обитания, удовлетворяющую и превосходящую ожидания представителей ведущих

групп по совокупности важных для них аспектов качества жизни. Таким образом, описанный подход позволит региону выстроить логическую причинно-следственную связь между целями. Разработанные соответствующие индикаторы позволят судить о продвижении к намеченным целям, главный ориентир которых — инновационное развитие региона. После того как разработка сбалансиро-

завершена, необходимо установить, в какой степени полученные результаты соответствуют стратегии инновационного развития региона, и не произошло ли отклонения от первоначальных стратегических установок в ходе длительной работы.

В связи с этим на заключительном этапе необходимо провести верификацию ССП. Для того чтобы убедиться в правильности разработанной системы, необходимо установить следующее:

• соответствуют ли цели ССП миссии региона;

• соответствуют ли цели и стратегические мероприятия инновационной концепции;

• соответствуют ли цели и стратегические мероприятия региональной концепции;

• соответствуют ли цели и стратегические мероприятия стратегической ориентации региона. Проверив ССП на соответствие стратегии

инновационного развития региона, имеет смысл оценить полноту, целостность и непротиворечивость разработанной системы показателей. Полнота системы означает, что все стратегически значимые инновационные ориентиры региона нашли отражение в ССП. Целостность означает наличие взаимосвязей между целями, отсутствие изолированных сегментов на стратегической карте [2]. Непротиворечивость означает отсутствие взаимоисключающих целей (рис. 2).

Последняя проверка разработанной системы касается организационных вопросов, которым необходимо следовать в процессе работы:

• на ранней стадии внедрения системы сбалансированных показателей в сферу инновационного развития региона в работу проверить, вовлечены ли все субъекты, которые будут отвечать за реализацию стратегии, положенную в основу данной концепции;

ванной системы показателей

Остались ли еще значимые для инновационной стратеги региона цели, которые не нашли отражения в ССП

Имеются ли цели, которые не связаны с целями финансовой проекции, цепочкой причинно-следственных связей

Рис. 2. Верификация ССП

• провести необходимое обучение участников проекта инновационного развития региона;

• проводить информационную и разъяснительную работу, встречи, открытые семинары и дискуссии по теме ССП с субъектами, участвующими в реализации стратегии инновационного развития региона;

• проводить пропаганду положительного опыта применения ССП;

• использовать творческий потенциал и опыт субъектов проекта инновационного развития региона;

• активно вовлекать для реализации проекта инновационного развития региона органы местного самоуправления.

Итогом подобных усилий станет не только четкий план действий по реализации стратегии инновационного развития региона в виде сбалансированной системы показателей, но и будет сформирована слаженная система, готовая к дальнейшему воплощению теперь уже общих для всех субъектов инновационного развития целей.

Таким образом, внедрение системы сбалансированных показателей означает:

> разработать регламенты поступления информации, необходимой для расчета показателей ССП и обеспечить их исполнение;

> внедрить показатели ССП в регулярную отчетность так, чтобы по итогам каждого месяца, квартала, года эти показатели отражались в соответствующих отчетах, поступающих руководителям районов, областей и главе региона;

> внедрить показатели ССП в систему планирования и бюджетирования региона;

> внедрить систему управления стратегическим проектом инновационного развития региона, которая обеспечит планирование мероприятий, мониторинг их исполнения, анализ эффективности, мотивацию исполнителей. Кроме того, следует конкретизировать состав

участников (субъектов) механизма реализации государственного регулирования инновационной сферы на основе системы сбалансированных показателей. Следует отметить, что в данном случае будем иметь дело с множественными субъектами, поскольку объектами государственной и муниципальной деятельности в области регулирования инноваций являются субъекты хозяйствования, социально-экономические процессы и ресурсы (в том числе человеческие).

Органы местного самоуправления

Хозяйствующие

субъекты инновационной сферы

Инновационные предприятия и организации

1. Выборные органы. 2. Должностные лица. 3. Административные органы

Л. Научные учреждения.

2. Образовательные учреждения. 3. Инновационно активные предприятия. 4. Иные субъекты

1. Общественные инновационные организации. 2. Местные инновационные организации. 3. Неструктурированное сообщество

в Я

о & я ■&

ч и Ь «

= =

§ £

-а Я

н я

и а

2 °

^ я

¡3 я

ч я

Рис. 3. Состав субъектов регулирования инновационной сферы

Так, можно выделить несколько блоков субъектов реализации деятельности по регулированию инновационной сферы:

• органы местного самоуправления;

• хозяйствующие субъекты инновационной сферы;

• инновационные предприятия и организации (рис. 3).

Представляется, что выделенные субъекты регулирования инновационной сферы по своим задачам не равнозначны. В частности, органы местного самоуправления выполняют значительно более широкий круг задач, являясь не только исполнителем, но и автором содержательного наполнения процесса регулирования инновационной сферы, а также легитимным ответственным органом по его реализации. В качестве исполнителя органы местного самоуправления, во-первых, создают условия, стимулирующие реализацию процесса регулирования инновационной деятельности, а во-вторых, действуют сами в этих условиях.

Другие субъекты регулирования инновационной деятельности являются таковыми лишь в той мере, в которой органам местного самоуправления удалось их вовлечь в процесс регулирования как через создание стимулирующих условий, так и иными путями.

Кроме того, в реализации инновационной деятельности отдельное внимание следует уделить интеллектуальным ресурсам, поскольку в современных условиях именно они выступают в качестве наиболее ценных производительных ресурсов, а их активное использование, направленное на создание современных, отвечающих требованиям рынка

товаров и услуг, дает существенные конкурентные преимущества и позволяет предприятиям реализовать свои стратегические цели и задачи [3].

Таким образом, интеграционный эффект внедрения системы сбалансированных показателей в деятельность органов государственного управления заключается во взаимосвязи сферы государственного регулирования инновационной деятельности и рынка инноваций на основе формирования: единства нормативной и правовой базы, режима и методов регулирования инновационной сферы и рынка инноваций; минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования; равных возможностей, означающих стимулирование государством конкуренции в инновационной сфере и на рынке инноваций через отсутствие преференций для отдельных его участников, равенство всех участников перед регулятивными органами; преемственность государственной политики в инновационной сфере; ориентация на мировой опыт и учет тенденций глобализации рынков инноваций; сочетание функционального и институционального регулирования при организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников инновационной сферы и рынка инноваций; рас-

пределение полномочий по регулированию рынка между федеральными и региональными органами власти, а также различными органами исполнительной власти.

Список литературы

1. Гневко М. В. Инновационное развитие муниципального образования. СПб: ИУЭ, 2003.

2. Кочнев А. Ф, Фастов И. С. Разработка сбалансированной системы показателей: шаг за шагом. Ч. 2 // Стратегический менеджмент. 2009. № 2.

3. Марусинина Е. Ю. Формирование системы управления интеллектуальными ресурсами предприятия на основе маркетингового подхода // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. Волгоград: 2010. № 1 (16).

4. Новосельцева Е. Г. Особенности реализации стратегии маркетинга персонала в системе государственной гражданской службы России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. Волгоград: 2010. № 1 (16). С. 82—89.

5. Нортон Д., Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Изд-во ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.