Пзвестпя Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Философия. Психология. Педагогию, вып. 2
Экзамены — основной вид итогового контроля за семестр и год, заключительный этап изучения всей дисциплины или одной из ее крупных частей. Главная задача экзаменов состоит в выяснении и объективной оценке глубины и прочности знаний и практических навыков курсанта, самостоятельности его мышления, умения анализировать и обобщать, делать правильные практические выводы.
Известно, что успех экзаменов определяется всем процессом учебных занятий, самостоятельной работы курсантов, организацией текущего контроля в течение семестра и учебного года. Поэтому можно сказать, что подготовка к экзаменам начинается с первых дней учебных занятий. Уже во вводной лекции преподаватели говорят об источниках изучения предмета, методике самостоятельной работы, о том, когда и какие экзамены придется сдавать, а также о требованиях, которые будут предъявлены к курсам. Накануне и в период экзаменационной сессии преподаватели кафедр намечают и проводят целую систему мероприятий в помощь курсантам: групповые и индивидуальные консультации, обзорные лекции и т. д.
Опыт проведения экзаменов в Саратовском военном институте показывает, что подавляющее большинство преподавателей правильно применяют разработанные по каждой дисциплине критерии оценок и в соответст-
вии с ними объективно оценивают знания курсантов. Конечно, некоторые отклонения в ту или другую сторону (завышение или занижение оценок) иногда встречаются, поскольку во всякой оценке качества неизбежно сказываются субъективные моменты -квалификация и опытность преподавателя, уровень его требований и т. д.
Таким образом, главная цель контроля подчинена общей задаче - обеспечению высокого теоретического и научного уровня учебно-воспитательной работы и, следовательно, качественной подготовке кадров. Что же касается характера контроля, его приемов и решаемых им частных задач, то это зависит от того, на какой компонент единого учебного процесса он направлен. Однако нет такой частной задачи контроля, которая не служила бы его общей цели - улучшению качества обучения и воспитания.
Примечания
1 См.: Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т.1. С.254 .
2 См.: Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. М., 1999. С.137.
3 См.: Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998. С.329.
4 См.: Положение по организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД РФ. Саратов, 2005. С.40.
УДК 005: 355.232.6
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВОЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
С.Д. Мухоед
Саратовский военный институт внутренних войск МВД РФ E-mail: [email protected]
В статье приводится характеристика управленческой культуры, анализ концепций и научных подходов к ее изучению, описывается сущность управленческой культуры военного специалиста. Выделяются ценности управленческой культуры, а также ее аспекты как творческого процесса.
Ключевые слова: культура, управленческая культура, аксиологическая концепция культуры, деятельностная концепция культуры, гносеологический, когнитивный, эмоционально-психологический и эмпирический аспекты управленческой культуры.
Management Culture of a Military Specialist S.D. Mukhoed
The article deals with the characteristics of management culture, the analysis of concepts and scientific approaches to its study. The essence of management culture of a military specialist has been described. Values of management culture are marked, and also the aspects of this culture as creative process.
Key words: management ^ture, axiological concept of culture, activity concept of culture, aspects of management culture.
© С.Д. Мухоед, 2009
В настоящее время понятие «управленческая культура» всё чаще звучит в научно-практическом контексте. Она рассматривается как целостный феномен, который не может быть описан через простую сумму составляющих. Это особое свойство человека, профессиональным занятием которого является управление в широком понимании, как специфическая область работы с человеком.
Обратимся к пониманию категории «культура» в современном культурологическом обосновании. Философы рассматривает культуру «как деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность её продукты и результаты»1.
В отечественной культурологии доминируют два исследовательских направления. С середины 60-х гг. ХХ в. культура рассматривалась как совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком. Аксиологическая концепция интерпретации культуры заключается в вычислении той сферы бытия, которую можно назвать миром ценностей. Именно такая трактовка нашла отражение в философском словаре, во втором издании Большой советской энциклопедии и других трудах. Сторонники деятельно-стной концепции (Э. Маркарян, М. Каган) усматривают в такой трактовке понятия культуры известную ограниченность. По их мнению, аксиологическая интерпретация замыкает культурные явления в относительно узкой сфере, тогда как «культура - диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов»2.
Современная культурология изучает не только результаты культурной деятельности, но и решает более глубокую задачу - усвоение духа культуры (менталитета, культурной парадигмы). В данном случае обнаруживается второй - коммуникативный - слой культуры, это уровень общения и институтов образования. Основой культуры, её ядром является структура культуротворческой деятельности (И.А. Ильин, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Э.С. Маркарян, М.К. Мамардашвили, Э. Фромм и др.).
В психолого-педагогическом значении культура рассматривается как «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и
3
духовных ценностях» .
«Культура личности» (от неё зависит эффективность любой деятельности) определяется тем, насколько широко способен специалист осмысленно решать частные профессиональные задачи, чутко реагировать на условия и требования социума, насколько свободно он владеет наукоёмкой техникой и высокой технологией, насколько развиты в нём чувство нового и способность «не отстать» от темпов развития общества, насколько эти качества пронизывают понимание общечеловеческих приоритетов4.
Утверждения культуры как механизм (технологии) деятельности помогают понять саму её суть. Технологичность культуры, понимание её как способа деятельности предполагает, что культура - это исторически конкретная совокупность тех приёмов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности.
Таким образом, феномен культуры столь сложен, что на данном этапе его изучения правомерно использование множества подходов и интерпретаций, описывающих его в различных аспектах. В ходе нашего исследования мы выделили следующие положения:
культура - не самостоятельная социальная сфера, а сквозная характеристика всей социальной системы, и в любом общественном явлении существует социологический культурный аспект;
культура - определённый уровень организации жизнедеятельности людей, выраженный в продуктах материального и духовного творчества, в характере овладения приёмами и методами труда, интеллектуальной деятельности, собственного физического и духовного развития;
Педагогпка
111
Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2
сущность культуры проявляется, прежде всего, в деятельности, а не только в совокупности достижений и ценностей, накопленных человечеством в процессе исторического развития; культурный потенциал личности представляет собой сочетание ряда элементов, своеобразные «срезы» культуры - физический, умственный, нравственный, эстетический, правовой, конфессиональный, политический, психологический, профессионально-трудовой. В каждом из элементов культуры выделяют четыре функциональных качества: знания, чувства или отношения, мотивация выбора или интерес, действия;
культура есть сущностный признак отдельного человека, групп людей, социальных, профессиональных и национальных общностей, всего общества в целом. Если речь идет о молодом специалисте, то следует иметь в виду и отдельную личность, и представителя определённой профессиональной группы, и часть национальной общности, различные социальные сообщества. Культура специалиста, как в фокусе, соединяет все эти интегрированные признаки;
основная социальная функция культуры - человекотворчество, то есть личность как абсолютный объектный и субъектный предмет культуры.
Термин «управленческая культура» может быть рассмотрен в контексте культуры личности. Управленческая культура на уровне личности начинается лишь с того момента, когда появляется и целенаправленно реализуется индивидуальный смысл профессиональной деятельности. Уровень сформиро-ванности управленческой культуры может быть разным, а её содержательные характеристики всегда несут конкретную социально-историческую нагрузку. При этом уровень индивидуальной управленческой культуры соотносится не только с уровнем другого человека, но и с управленческой культурой государства, национальной общности, определённого типа учреждения и др.
Характеризуя сущность управленческой культуры военного специалиста, выделяют её следующие содержательные аспекты: ценность, процессуальность, результативность.
Ценностная характеристика предполагает её рассмотрение в двух аспектах: как общественную ценность и как личностную.
Управленческая культура как общественная ценность является частью общечеловеческой, она интегрирует историко-культурный опыт управления и регулирует сферу взаимодействия людей. Совокупным субъектом в этом случае выступает всё общество, определяющее цели и содержание процессов
- социализации и образования, а его «агентами» в профессиональном взаимодействии
- руководители, реализующие этот заказ при помощи конкретно-исторического и личного опыта.
Личностная ценность управленческой культуры офицера - это индивидуально-мотивированное и стимулированное отношение военного специалиста к собственному образованию, его уровню и качеству в области управления. Ценности управления рассматривались в работах О.А. Абдуллиной, К.А. Абульхановой-Славской, Е.В. Бонда-ревской, В.П. Зинченко, В.В. Николиной, В.А. Сластенина и др. Личностную ценность можно представить в виде:
ценностей-целей (цели управления подразделением, управления воинским коллективом, управления развитием личности), личностное принятие, признание и оценка которых делают их своеобразными регуляторами управленческой деятельности;
ценностей-знаний (знание методологических основ управления, внутриорганиза-ционного менеджмента, особенностей работы с военнослужащими, с офицерским коллективом, знание критериев эффективности управления) раскрывают значение и смысл управленческих знаний в военной сфере;
ценностей-отношений (отношения к себе, к своей деятельности, межличностных отношений в коллективе) определяют значимость взаимоотношений между участниками процесса управления;
ценностей-качеств (способности прогнозировать свою деятельность, соотносить свои цели и действия с целями других, способности к самоуправлению) выявляют многообразие индивидных, личностных, коммуникативных, поведенческих качеств лично-
112
Научный отдел
сти офицера как субъекта управления, отражающихся в специальных способностях5.
Таким образом, на основе сказанного можно выделить следующие аспекты управленческой культуры как творческого процесса: наличие личностно-деятельностной основы; управленческая культура формируется на основе механизмов умственной деятельности (гносеологический аспект); творческое проявление управленческой культуры осуществляется на основе закономерностей процесса познания (когнитивный аспект); в структуру управленческой культуры как творческого начала входит и мотивационная направленность специалиста, ориентация его на приобретение новых знаний, готовность к реализации изобретательских потенций (эмоцио-
нально-психологический аспект); управленческая культура формируется на основе эмпирического опыта, не поддающегося рефлексии, формально не выражаемого, существующего в традициях восприятия, практическом мастерстве (эмпирический аспект).
Примечания
1 КаганМ.С. Философия культуры. СПб., 2006. С.89.
2 Каган М.С. Указ. соч. С.94.
3 Межуев В.М. Культура и история: Учеб. пособие для вузов. М., 2005. С.221.
4 См.: Гуревич П.С. Философия культуры: Учеб. пособие для студентов гуманит. вузов. М., 2004. С.25.
5 См.: РаицкийВ.П. Профессиональная подготовка офицеров внутренних войск: Автореф. дис. ... канд. воен. наук. М., 1994. С.4.
Педагогика
113