Научная статья на тему 'Управленческая культура социального работника: сущность, структурный состав'

Управленческая культура социального работника: сущность, структурный состав Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1390
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / РЕСУРСЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ADMINISTRATIVE CULTURE OF SOCIAL WORKER / RESOURCES / SOCIAL INNOVATIONS / ADMINISTRATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дружинина Анастасия Александровна

В статье дано обоснование сущности и компонентному составу управленческой культуры студента будущего специалиста социальной работы в контексте ресурса социальных инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дружинина Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT CULTURE OF SOCIAL WORKER: ESSENCE, STRUCTURAL COMPOSITION

The article gives the substantiation of essence and component structure of administrative culture of the student, future social worker, in context of social innovations resource.

Текст научной работы на тему «Управленческая культура социального работника: сущность, структурный состав»

УДК 36+378

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРНЫЙ СОСТАВ

© Анастасия Александровна Дружинина

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере,

e-mail: nataliia79@mail.ru

В статье дано обоснование сущности и компонентному составу управленческой культуры студента - будущего специалиста социальной работы в контексте ресурса социальных инноваций.

Ключевые слова: управленческая культура социального работника; ресурсы; социальные инновации; управленческая компетентность.

Современные стратегии в социальной работе взаимосвязаны с деятельностью субъектов управления, их творческим и научным освоением социального мира и инновационным профессиональным действием в нем в соответствии с теми новыми реалиями, которые сегодня возникли.

Поддержание целостности социальной работы как системы, достижение устойчивого ее развития - главная функция социального управления.

Современное социальное управление должно опираться на современную парадигму общественного развития, конструктивные модели общественного развития, инновационные стратегии и технологии их реализации.

Для становления новой модели управления складываются благоприятные научные предпосылки: формируется современная теория управления, а также теория социального менеджмента, которая позволяет не только измерять творческий потенциал людей, но и создать инновационные технологии его эффективного выявления и использования. Создание социальных технологий творческого саморазвития специалиста социальной работы в профессиональной деятельности и формирование управленческой компетентности и культуры будущего специалиста в процессе вузовской подготовки позволит обеспечить социальные службы профессионалами, которые и будут способствовать достижению устойчивого и гармоничного развития общества на основе адекватной ему системы управления.

Новые социально-экономические условия ориентируют целеполагание социальной работы не только на адресную социальную

помощь и поддержку «слабых» социальных групп, но и на координацию деятельности государственных и муниципальных служб, общественных организаций и бизнеса в профилактике социальных проблем всего населения.

«Каждый специалист в области социальной работы, какие бы задачи он не решал и с какой бы категорией клиентов или социальных проблем ни взаимодействовал, обязательно является социальным управленцем, организующим людей, объединения и учреждения, перестраивающим те или иные социальные связи. Масштаб этой деятельности может быть различным - от содействия в трансформации структуры личности клиента до управления цельной социальной сферой» [1].

Управление социальной работой - понятие многозначное и выражает разные стороны, грани и аспекты управления. Оно имеет ряд определяющих значений: организационно-структурное, функциональное, деятельностно-ролевое, процессуальное, организационно-трудовое (вид труда), отрасль науки и учебная дисциплина.

Эффективность работы социальных учреждений в современном обществе в решающей мере зависит от управленческой культуры кадров, их компетентности в разработке стратегических и тактических программ, обеспечивающих не только функционирование, но и инновационное развитие службы, коллектива, внедрения новых технологий.

С учетом уровней управления социальной работой можно выделить уровни управленческой культуры социального работника:

- организационный (управление в вертикальной и горизонтальной системах социальной службы);

- клиенто-ориентированный (управление в системе специалист-клиент);

- самоменеджмента (самоуправление специалиста).

Важной для исследования является позиция Б.С. Гершунского, который рассматривает культуру как высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Именно на уровне культуры может в наиболее полном виде выразиться человеческая индивидуальность [2].

Характер профессиональной деятельности требует от специалиста социальной работы компетентности в широком круге вопросов, начиная с организации системы социальной поддержки в целом, управления социальной службой и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными вопросами, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с клиентами в конкретной ситуации. Важное значение в подготовке специалиста социальной работы должно придаваться формированию профессиональной культуры, развитию личностно-профессиональных качеств [3] .

Профессиональная культура выражает целостную характеристику проявления личности в деятельности [4].

Профессиональная культура - характеристика уровня компетентности работника (специалиста) и отношения его к труду и себе как субъекту труда [5].

Управленческая культура является частью профессиональной культуры.

Существуют различные взгляды на понятие «управленческая культура».

Социологи определяют управленческую культуру как систему культурных комплексов по управлению людьми [6].

В теории менеджмента управленческую культуру определяют как стили руководства и решения руководителями проблем, их поведения в целом [7].

Понятие «управленческая культура» часто отождествляется с понятием культуры управленческой деятельности, что объясняется схожестью их составляющих. Культура управления рассматривается как комплексная обобщающая характеристика управлен-

ческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Культура управленческой деятельности включает совокупность знаний, их структуру и глубину, меру воззрения, морально-этические нормы работы, отношение к труду, навыки в организации работы и выполнении ее отдельных элементов, умение владеть собой и понимать особенности работающих рядом людей [8].

В государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования указывается, что организационноуправленческая деятельность является одним из необходимых видов профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Управленческая культура специалиста социальной работы - это проявление образованности и профессиональной компетентности в области управленческой деятельности; это комплексная личностно-профессиональная характеристика, целостно отражающая управленческие знания, умения и ценностные ориентации [9].

Культура управления специалиста означает: наличие глубоких знаний, методического опыта и мастерства; высокую организованность и гибкое мышление; широкое использование в работе современных научных методов управления; умение прогнозировать ход событий и быстро ориентироваться в обстановке; объективность докладов; своевременность в доведении до исполнителей всех документов и распоряжений; систематический контроль исполнения; инициативу и самостоятельность, спокойствие, выдержку; умение четко разрабатывать и аккуратно оформлять служебные документы. В культуру управления входит умение сочетать инициативу, самостоятельность, новаторство с преемственностью и консерватизмом в управлении. Преемственность заключается в том, что любое проводимое в жизнь мероприятие только тогда будет иметь успех, когда оно опирается на опыт, историю, традиции [7, с. 194].

Культура управления - это уровень практических достижений в информатике, организации, технике, технологии, методах, стиле, в условиях управленческого труда, в общении между работниками, в подготовке кадров.

Культура управления имеет виды: информационная, организационная, социаль-

ная, экономическая, социально-психологическая, правовая и техническая [5, с. 264].

Информационная культура включает культуру работы с документами, сбора, обработки, хранения, выдачи и передачи информации, разработки форм документов, использования стандартных форм.

Организационная культура подразделяется на культуру организации рабочих мест работников (персонала); подготовки и проведения совещаний, заседаний, собраний; организации контроля, проверки, аудита; организации приема посетителей; разработки и использования регламентов, норм, нормати-вов,стандартов.

Социальная культура делится на культуру производственной среды в аппарате управления; содержания помещений; обслуживания рабочих мест работников; социальной защиты персонала (защиты тех, кто сам защищает других - инвалидов, престарелых, одиноких и т. д.).

Экономическая культура складывается из культуры предпринимательства, хозяйствования, экономического партнерства, финансового анализа.

Социально-психологическая культура

состоит из культуры общения между руководителями, подчиненными, руководителями и подчиненными; культуры деловой речи, ведения разговоров по телефону, деловых переговоров; культуры деловой одежды.

Правовая культура включает культуру использования руководителями и специалистами своих прав или «кусочка власти» в соответствии с существующим законодательством.

Техническая культура проявляется в использовании организационных и технических средств управления [8, с. 131-132].

Опираясь на определение понятия «культура», данное педагогом И.Я. Лернером, считаем, что культура воплощается в социальном опыте, который состоит из четырех элементов: 1) уже добытые обществом знания о природе, обществе, технике, человеке и способах деятельности; 2) приобретенный индивидами опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера; 3) опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к

творческому преобразованию действительности; 4) опыт эмоционально-ценностного отношения людей к миру и друг к другу, опыт эмоциональной воспитанности, предполагающий знания о нормах отношения и навыки в соблюдении этих норм.

Этот подход позволяет дать определение управленческой культуры специалиста социальной работы как части профессиональной культуры - это интериоризованный социальный управленческий опыт, выраженный в накопленных человечеством управленческих знаниях; приобретенный специалистом опыт осуществления различных видов управленческой деятельности; опыт творческой управленческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых управленческих проблем, к творческому преобразованию действительности; а также опыт ценностного отношения в процессе управленческого взаимодействия, предполагающий знания о нормах отношения и навыки в соблюдении этих норм.

Профессионал, занимающийся социальной работой, находится в центре социальной жизни, при этом уровень сформированности управленческой культуры позволяет специалисту по социальной работе эффективно выполнять свои функциональные обязанности [1, с. 51-52].

Управленческая культура как профессиональное качество имеет сложную структуру, во-первых, управление - один из наиболее сложных, многофункциональных видов деятельности и для его осуществления требуется расширенный диапазон знаний, умений, навыков [9, с. 90-92]; во-вторых, субъект-субъектные отношения социального работника сложны, поэтому в комплексе всех качеств социального работника должны присутствовать психологические, интеллектуальные, волевые и другие особые черты; в-третьих, сама культура, пусть и в ее управленческом аспекте, очень многообразна и многоаспектна.

Необходимо учитывать также, что проблемное поле социальной работы в России требует от личности будущего специалиста особых ресурсов как совокупности способностей жить и развиваться в непрерывно меняющемся мире, разрабатывать и реализовывать конструктивные модели профессионального поведения, нетрадиционно мыс-

лить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой, клиентом и обществом. Ресурсы личности специалиста - это ее конструктивные возможности, усиливающие субъектность,

обеспечивающие успешность в личностной, социальной, технологических сферах жизнедеятельности человека [3, с. 30-31].

Ресурсы социальной работы - это источники средств и возможностей, к которым специалист обращается для решения социальных проблем и удовлетворения потребностей клиентов. К ресурсам следует отнести материальные средства, специальные знания и умения, мотивацию клиентов, потенциал управленческих структур и т. д. [10]. Одним из таких ресурсов является управленческая культура.

Социальный работник должен являться профессионалом, обладающим комплексом личностных ресурсов, используемых им для достижения гуманистических целей общества. Управленческая культура специалиста социальной работы может рассматриваться как ведущий ресурс его личности.

В современных условиях сущность управленческой культуры социального работника отражается не только в социальном опыте (преемственности), но и в способности организовать инновационный процесс, осуществлять инновационную деятельность на всех трех уровнях управленческой культуры (организации, клиента, самоменеджмента).

Социальная инновация - это результат научной разработки, организации и применения нового, удовлетворяющего потребности человека и общества и вызывающего вместе с тем социальные изменения. Инновационная социальная технология предопределяется общественными потребностями и требует четкого определения стратегической и промежуточных целей, серьезной подготовки и квалифицированных кадров менеджеров, инноваторов-разработчиков и исполнителей.

Управленческая культура социального работника в современных условиях рассматривается нами как ресурс социальных инноваций. Применение категории «ресурсы» позволяет соединить интересы и потребности рынка труда в стране, регионе, с другой сто-

роны, личностные возможности специалиста социальной службы.

Управленческая культура социального работника как ресурс предполагает наличие инновационного потенциала, способного позитивно изменять личность самого специалиста и клиента, организацию и социум.

Соответственно, структура управленческой культуры специалиста социальной работы включает следующие компоненты: аксиологический (отражает ценностные отношения в профессиональной деятельности), когнитивный (показывает владение знаниями об организации процесса управления в социальной работе), деятельностный (показывает владение технологиями социального менеджмента и умениями, обеспечивающими эффективность организационно-административной деятельности); личностно-ресурсный (выражает коммуникативные, организаторские, лидерские способности, творческий и инновационный потенциал личности).

1. Теория социальной работы / под ред. Е.И. Хо-лостовой. М., 1999. С. 145.

2. Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998. С. 63.

3. Гарашкина Н.В. Проектирование социального образования в вузе: концепция, модель, технология реализации: монография. Тамбов, 2004. С. 149.

4. Щербак Ф.Н. Профессионально-нравственная культура. М., 1985. С. 15.

5. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под. ред. С.Я. Батышева. М., 1999. Т. 2. С. 384.

6. Фролов С.С. Социология. М., 2000. С. 50.

7. Вихранский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 1999. С. 424.

8. Матвеев А.Г. К проблеме формирования управленческой культуры в образовательном процессе военного института // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 9. С. 4-8.

9. Милютин П.В.Управленческая культура личности и факторы ее развития // Власть. 2007. № 5. С. 159-162.

10. Пинкус А. Практика социальной работы: формы и методы. М., 1993. С. 60.

Поступила в редакцию 13.01.2011 г.

UDC 36+378

MANAGEMENT CULTURE OF SOCIAL WORKER: ESSENCE, STRUCTURAL COMPOSITION Anastasia Aleksandrovna Druzhinina, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: nataliia79@mail.ru

The article gives the substantiation of essence and component structure of administrative culture of the student, future social worker, in context of social innovations resource.

Key words: administrative culture of social worker; resources; social innovations; administrative competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.