Научная статья на тему 'Употребление алкоголя в Швейцарии: от «Картофельной чумы» до разбавленной водки'

Употребление алкоголя в Швейцарии: от «Картофельной чумы» до разбавленной водки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
618
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛКОГОЛИЗАЦИЯ / ИСТОРИЯ ПЬЯНСТВА / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / АЛКОГОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ШВЕЙЦАРИИ / БОРЬБА С АЛКОГОЛИЗМОМ / ЛИБЕРАЛЬНАЯ АЛКОПОЛИТИКА В ШВЕЙЦАРИИ / ПРОФИЛАКТИКА КАК ОСНОВА БОРЬБЫ С АЛКОГОЛИЗМОМ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ALCOHOLISM / THE HISTORY OF ALCOHOLISM / SOCIAL CONDITIONS / ALCOHOL LEGISLATION IN SWITZERLAND / FIGHT AGAINST ALCOHOLISM / LIBERAL ALCOHOL POLICY IN SWITZERLAND / PREVENTION AS THE BASIS OF THE FIGHT AGAINST ALCOHOLISM / SOCIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Видмер Рут, Невзоров Т.Б.

Издревле замечено, что пьянство населения является индикатором нравственности и благополучия государства. Это явление давно перестало быть проблемой отдельно взятой семьи на нашей планете и стало проблемой общества (человечества). Не может быть иначе, если среди бела дня на улице можно часто натолкнуться на мирно или не совсем мирно почивающее на земле тело, перебравшее хмельного напитка. Не проходит ни одного дня, чтобы не стало известно о преступлениях, совершенных кем-то в пьяном угаре. Когда появилось и как появилось это «зелье» – в истории указывается поразному, но уже в языческую эпоху на праздниках (пирах, тризнах, игрищах и т. п.) хмельные напитки имели широкое хождение в народе. Как правило, основным сырьем был мёд, поэтому хмельные напитки были скорее бодрящими, чем пьянящими: брага, медовуха, пиво. В античные времена это явление также, видимо, приносило немало неприятностей, поэтому не зря к первым методологам трезвенного воспитания можно отнести Пифагора (около 540–500 гг. до Р.Х.) и Аристотеля (384–322 гг. до Р. Х.), отмеченных мыслителями Древней Греции и Древнего Рима как личности, имеющие трезвеннические позиции, которые они передавали своим ученикам и последователям. Судя по этому, история изготовления и употребления алкоголя уходит в далекие времена, и жизненные условия накладывали на эти процессы различные отпечатки. В данной статье мы не предполагаем глубоко и всесторонне рассматривать данное явление как исторический процесс (производство и потребление крепких спиртных напитков), а коснёмся лишь некоторых аспектов, которые регулярно оказываются предметом озабоченности даже в такой, казалось бы, благополучной стране, каковой является в настоящее время Швейцария. Учитывая уже в давние времена весьма разнообразные жизненные условия, современные наблюдатели того времени перестали смотреть на алкоголиков как на индивидов порочных, со слабой силой воли. Они пришли к выводу, что прежде всего жизненные условия (отсутствие средств к существованию, нищета, слабая экономика страны, кризисная ситуация), приводящие людей в безвыходное состояние, ставят их в условия, когда человек хотя бы на время ищет способ забыться. В данной ситуации человек нуждается в поддержке, в нахождении важных причин, приводящих отдельные социальные слои населения к неблагоприятным и даже пагубным условиям. Какая-то часть населения становится наиболее уязвимой, склонной в случае отсутствия поддержки стать даже на асоциальный путь. В истории борьбы с алкоголизмом практикой многократно было подтверждено, что алкоголизм не изжить фронтальными и перманентными, абсолютными запретами алкогольных напитков. Поэтому необходимы: безусловное выполнение всеми субъектами правоотношений в сфере производства и оборота алкогольной продукции существующих норм и правил, в том числе носящих запретительный характер, а также изменение структуры потребления алкоголя и воспитание культуры потребления алкогольных напитков, реализация иных неотложных мер в этой области. Современное общество все более активно ориентируется на четыре принципа, которые являются основой алкогольной политики в Швейцарии: профилактика, лечение, уменьшение вреда, репрессия. Профилактика в этом перечислении занимает первое место, репрессия – последнее. Это не случайно, а соответствует приоритетам алкополитики. Для Швейцарии типично следующее: сначала пытаются предотвратить проблему, потом лечить тех, для кого профилактика не была действенна, потом уменьшить вред, который могут причинить уже серьёзно больные алкоголизмом, и только в последнюю очередь следует репрессия. Лидирующим принципом является профилактика. При этом одним из способов профилактической борьбы с алкоголизмом, наряду с просветительской деятельностью и созданием достойных условий жизни, может быть повышение налогов на алкоголь. Как показывает история, либеральная политика основана на самоответственности людей, и действенна она может быть только там, где у людей есть перспектива на достойную жизнь. А это значит, что более или менее константная экономическая ситуация и стабильность дают веру в социальную безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Видмер Рут, Невзоров Т.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALCOHOL CONSUMPTION IN SWITZERLAND: FROM THE "POTATO PLAGUE" TO THE DILUTED VODKA

It has long been known that social alcoholism is an indicator of public moral and wellbeing of the state. Alcoholism is no longer the problem of one particular family but a global issue. How can it be otherwise if a drunkard lying on the ground in broad daylight has become a familiar sight, as well as a violent drinker? Not a single day passes without a number of alcohol related crimes. There is no consensus on when and where alcohol first appeared, but alcoholic drinks are known to have already been quite common during pagan festive and funeral feasts or public merrymakings. As a rule, the main raw material for alcoholic beverages (brags, mead, or beer) in those days was honey, so their influence was more invigorating than intoxicating. In ancient times, this phenomenon was, similarly, a source of much trouble, resulting in Pythagoras (about 540–500 BC) and Aristotle (384–322 BC) being the first methodologists of sober upbringing, and both were described by their contemporaries as displaying teetotalling views, which they passed on to their disciples and followers. Taking into consideration all mentioned above, the history of making and drinking alcohol goes back to ancient times. Living conditions has always had an impact on these processes. The article does not aim at a deep and thorough description of the phenomenon of drinking, production and consumption of liquor; it covers some aspects that remain matters of concern even in such a seemingly prosperous country as modern-day Switzerland. Considering various living conditions of those ancient days, modern historians do not see alcoholics of the past as depraved, weak-willed individuals any more. They believe that it is life conditions (no means of subsistence, poverty, ailing economy, crisis in the country) leading people into hopeless predicament that make people want to look for a way to forget about their troubles for a while. In such a situation one needs support in defining the causes that lead some social strata to unfavorable and malignant conditions. Some social groups are more likely to become vulnerable and even tend to turn anti-social if deprived of support. The long history of fight against alcoholism has often proved that alcoholism cannot be destroyed by frontal, permanent and absolute bans of alcoholic beverages. Therefore, it requires an unconditional fulfillment of alcohol products, existing norms and rules, including those that are prohibitive, by all entities of legal relations in the sphere of production and turnover, as well as a change in the structure of alcohol consumption and the cultivation of a drinking culture and other urgent measures in this. Modern society is getting more and more focused on the four principles that make up the basis of alcohol policy in Switzerland: prevention, treatment, harm reduction and repression. The fact that prevention and repression take the first and the last place correspondingly conforms to the alcohol policy in Switzerland: first they try to avoid the problem, then they treat those for whom preventive measures did not work, then they minimize the harm that habitual drinkers can cause, and repressive measures are considered the last resort, prevention being the main principle. Also, one of the ways of preventive struggle against alcoholism, along with public awareness activities and providing decent living conditions, is to raise alcohol taxes. History shows that liberal policy is based on self-responsibility of people and can be effective only where there is a perspective of a decent life, which presupposes a more or less stable economic situation that allows one to believe in social security.

Текст научной работы на тему «Употребление алкоголя в Швейцарии: от «Картофельной чумы» до разбавленной водки»

УДК 94 (494) + 34.03

УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ В ШВЕЙЦАРИИ: ОТ «КАРТОФЕЛЬНОЙ ЧУМЫ» ДО РАЗБАВЛЕННОЙ ВОДКИ

Рут Видмер1' Тимур Б. Невзоров2' @

1 Федеральное управление по контролю за оборотом алкоголя, Швейцария, CH-3000, Берн 9, Langgassstrasse, 35 (а/я 516)

2 Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6 @ rutewidmer@gmail.com

@ timurl01@bk.ru

Поступила в редакцию 30.12.2016. Принята к печати 06.09.2017.

Ключевые слова: алкоголизация, история пьянства, социальные условия, алкогольное законодательство Швейцарии, борьба с алкоголизмом, либеральная ал-кополитика в Швейцарии, профилактика как основа борьбы с алкоголизмом, социальная безопасность.

Аннотация: Издревле замечено, что пьянство населения является индикатором нравственности и благополучия государства. Это явление давно перестало быть проблемой отдельно взятой семьи на нашей планете и стало проблемой общества (человечества). Не может быть иначе, если среди бела дня на улице можно часто натолкнуться на мирно или не совсем мирно почивающее на земле тело, перебравшее хмельного напитка. Не проходит ни одного дня, чтобы не стало известно о преступлениях, совершенных кем-то в пьяном угаре. Когда появилось и как появилось это «зелье» - в истории указывается по-разному, но уже в языческую эпоху на праздниках (пирах, тризнах, игрищах и т. п.) хмельные напитки имели широкое хождение в народе. Как правило, основным сырьем был мёд, поэтому хмельные напитки были скорее бодрящими, чем пьянящими: брага, медовуха, пиво.

В античные времена это явление также, видимо, приносило немало неприятностей, поэтому не зря к первым методологам трезвенного воспитания можно отнести Пифагора (около 540-500 гг. до Р.Х.) и Аристотеля (384-322 гг. до Р. Х.), отмеченных мыслителями Древней Греции и Древнего Рима как личности, имеющие трезвеннические позиции, которые они передавали своим ученикам и последователям. Судя по этому, история изготовления и употребления алкоголя уходит в далекие времена, и жизненные условия накладывали на эти процессы различные отпечатки. В данной статье мы не предполагаем глубоко и всесторонне рассматривать данное явление как исторический процесс (производство и потребление крепких спиртных напитков), а коснёмся лишь некоторых аспектов, которые регулярно оказываются предметом озабоченности даже в такой, казалось бы, благополучной стране, каковой является в настоящее время Швейцария.

Учитывая уже в давние времена весьма разнообразные жизненные условия, современные наблюдатели того времени перестали смотреть на алкоголиков как на индивидов порочных, со слабой силой воли. Они пришли к выводу, что прежде всего жизненные условия (отсутствие средств к существованию, нищета, слабая экономика страны, кризисная ситуация), приводящие людей в безвыходное состояние, ставят их в условия, когда человек хотя бы на время ищет способ забыться. В данной ситуации человек нуждается в поддержке, в нахождении важных причин, приводящих отдельные социальные слои населения к неблагоприятным и даже пагубным условиям. Какая-то часть населения становится наиболее уязвимой, склонной в случае отсутствия поддержки стать даже на асоциальный путь.

В истории борьбы с алкоголизмом практикой многократно было подтверждено, что алкоголизм не изжить фронтальными и перманентными, абсолютными запретами алкогольных напитков. Поэтому необходимы: безусловное выполнение всеми субъектами правоотношений в сфере производства и оборота алкогольной продукции существующих норм и правил, в том числе носящих запретительный характер, а также изменение структуры потребления алкоголя и воспитание культуры потребления алкогольных напитков, реализация иных неотложных мер в этой области.

Современное общество все более активно ориентируется на четыре принципа, которые являются основой алкогольной политики в Швейцарии: профилактика, лечение, уменьшение вреда, репрессия. Профилактика в этом перечислении занимает первое место, репрессия - последнее. Это не случайно, а соответствует приоритетам алкополитики. Для Швейцарии типично следующее: сначала пытаются предотвратить проблему, потом лечить тех, для кого про-

филактика не была действенна, потом уменьшить вред, который могут причинить уже серьёзно больные алкоголизмом, и только в последнюю очередь следует репрессия. Лидирующим принципом является профилактика. При этом одним из способов профилактической борьбы с алкоголизмом, наряду с просветительской деятельностью и созданием достойных условий жизни, может быть повышение налогов на алкоголь. Как показывает история, либеральная политика основана на самоответственности людей, и действенна она может быть только там, где у людей есть перспектива на достойную жизнь. А это значит, что более или менее константная экономическая ситуация и стабильность дают веру в социальную безопасность.

Для цитирования: Видмер Р., Невзоров Т. Б. Употребление алкоголя в Швейцарии: от «картофельной чумы» до разбавленной водки // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 3. С. 26-31. Б01: 10.21603/20788975-2017-3-26-31.

В начале 21 века можно сказать, что в Швейцарии проблема с безмерным употреблением алкогольных напитков значительно снизилась. Это не значит, что швейцарцы не являются любителями выпить. Большинство людей довольно регулярно выпивает алкогольные напитки, но пьют они, прежде всего, вино и пиво и при этом, как говорится, в меру, без заметных последствий для окружающих. Но так было не всегда. Если обратиться к истории, то еще в конце 19 века проблемы с алкоголизмом в Швейцарии были настолько серьёзными, что требовали урегулирования со стороны государства.

«Распространение алкоголизма, как народного бедствия, имеет глубокие социальные корни. При капитализме алкоголизм неизбежен. Как и всякая социальная болезнь, он порождается условиями жизни трудящихся, их бедственным и бесправным положением. В капиталистических странах в пучину алкоголизма трудящихся толкает постоянный страх потерять работу, развращающее влияние буржуазной бульварной литературы, детективных кинофильмов» [1].

Алкоголизм и индустриализация

Во второй половине 19 века алкоголизм среди сельского населения воспринимался как настоящая проблема. «Картофельная чума», то есть безмерное употребление самогона из картошки, была одним из последствий общественного преобразования, которое произошло в результате бурной индустриализации в стране, да и в Европе в целом.

Химик и агроном Йозеф Шильд писал в 1864 г., что «в эре индустриального капитализма люди стали объектами, физические силы которых работой на машинах настолько исчерпывались, что они, деморализованные, искали утешение в водке» (перевод авторов) [2, 8. 53].

Фабричный инспектор и врач из кантона Гларус, Фрадиолин Шулер, подтвердил эти наблюдения. В конце 19 века он писал, что рабочие, «прикованные к машинам», и при этом «столько часов каждый день, что у них не хватает времени на приготовление и наслаждение настоящей здоровой пищей», в этой безысходной ситуации неудивительно, как пишет Шулер, видят в спиртном замену и полноценному отдыху, и элементарным ободряющим прогулкам на свежем воздухе [3, 8. 11-12].

Первый директор будущего Федерального управления алкогольных напитков (ФУА) Эдмунд Вильгельм Миллье видел проблему также в способе употребления: вместо того чтобы спокойно и в меру, с наслаждением и

в удовольствие пить спиртные напитки, люди начали их очень быстро и в больших мерах употреблять. В значительной степени, как он отмечал в начале 1890-х гг., ухудшились условия жизни рабочих, и связано это было с «достижением большого экономического прогресса в эпохе пара и электричества, с новыми способами в сферах промышленности и транспорта». Снижение интереса работодателей в рабочих руках всё больше усугубляло ситуацию рабочего класса. Не хватало ни качественных продуктов, ни возможности их приготовления, и в маленьких, плохих квартирах жилось очень некомфортно. Вдобавок в это время в сельском хозяйстве наблюдалась некая «меркантилизация сырья» (особенно картофеля), то есть фермеры перегоняли картофель на спиртное, производя все больше и больше водки. В сложившихся условиях данный товар становился чрезвычайно ходовым [4, 8. 543-544].

Вопрос алкоголизации в социальном контексте

Учитывая такие жизненные условия, современные наблюдатели того времени перестали смотреть на алкоголиков как на индивидов порочных, со слабой силой воли. Они пришли к выводу, что прежде всего социальный контекст, приводящий людей в безвыходное состояние, ставит их в ситуацию, когда человек хотя бы на время ищет способ забыться в этой беде. В данной ситуации человек нуждается в поддержке, в нахождении важных причин, приводящих отдельные социальные слои населения к неблагоприятным и даже пагубным условиям. Определенная часть населения становится наиболее уязвимой, склонной в случае отсутствия поддержки стать даже на асоциальный путь. Так они убедили Федеральное правительство в том, что нужно принимать меры. Чтобы иметь основу для необходимых мер, Федеральный Совет, то есть правительство, решил ввести статистику для кван-тивицирования факторов, которые способствовали алкоголизму: производство и употребление алкогольных напитков и социальные условия, в которых жили те люди, которые пили большие количества алкогольных крепких напитков. Эта статистика должна была не только определить «объем этой беды, но и в будущем обеспечить действенный контроль. Выстроить систему действия государственных и административных мер, которые будут приняты в целях эффективного обеспечения решения социальных проблем» (перевод авторов) [5, 8. 82].

Введение первого закона об алкогольных напитках

В 1882 и в 1883 годах Федеральное правительство отправило письмо всем организациям, кантонам и дипломатическим представителям с просьбой о предоставлении ему всех документов и цифр, касающихся алкогольного вопроса. Молодой чиновник федеральной статистической службы Эдмунд Вильгельм Миллье тщательно рассматривал все эти материалы и два года спустя представил свой анализ. На основе этого анализа, который учитывал не только статистку, но и множество других факторов, государство предложило ввести федеральный закон об алкогольных напитках, монополию на налоги для спиртных напитков. Данный закон был типичным швейцарским компромиссом, принятым впоследствии интенсивных переговоров между представителями разных интересов и кантонов. Один из спорных вопросов касался лишения кантонов самостоятельно облагать налогом спиртные напитки. Так, в законе было определено, что доход из нового федерального налога распределяется между всеми кантонами пропорционально к их численности населения. Это с условием, что каждый кантон 10 % этой суммы инвестирует в борьбу с алкоголизмом. Для исполнения этого закона было основано Управление алкогольных напитков, первым директором которого стал Эдмунд Миллье. Название управления немного неверное, потому что закон до сегодняшнего дня касается только спиртных напитков - изначально только спиртных напитков из картофеля и зерновых культур. Во-первых, большинство алкоголиков употребляло водку из этого сырья, и, во-вторых, большинство населения, то есть имеющие право на голосование мужчины, не голосовало бы за закон, если бы он также касался спиртных напитков из фруктов и ягод. Швейцария со своей прямой демократией обычно перед голосованиями старается найти компромисс, чтобы предлагаемые на голосования проекты имели шанс быть одобренными.

Специалист по народному хозяйству Йоганн Фридрих Тёндури в начале 20 века видел в федеральной монополии на налогообложение спиртных напитков «настоящую монополию профилактики». Её цель он видел в том, что она «превращает, видимо, вредную промышленность, которую из-за сельскохозяйственных причин невозможно отменить, в наименее вредный вид» (перевод авторов) [6, 8. 27-28]. Одновременно он указывал на возрастающее употребление недорогих спиртных напитков из фруктов и ягод, которые не облагались налогом. Только в 1932 г. был введен пересмотренный закон, в который вошли все спиртные напитки. Вино и пиво, то есть броженые алкогольные напитки, до сегодняшнего дня не регулируются законом об алкогольных напитках.

Другой мерой было принятие закона об условиях на заводах в конце 19 века. Этот закон касался рабочего времени и защитных мер для женщин и детей.

В Швейцарии с 1886 г. установлена государственная винная монополия, то есть право торговли спиртными напитками, принадлежит только государству, которое регулирует эту продажу с целью сокращения народного пьянства. Часть доходов от продажи спиртных напитков идет на борьбу с алкоголем. Опыт и здесь показал, что потребление алкоголя с введением монополии не только не сократилось, но даже увеличилось. Разница лишь в том, что народ от крепких напитков перешел к более сла-

бым, но общее количество поглощаемого в них чистого алкоголя стало еще больше.

Безалкогольное использование фруктов и картофеля

Во время Первой мировой войны было запрещено производство спиртных напитков из картофеля и зерновых культур. Правительство считало, что в такое время, когда не хватает еды, лучше кормить народ здоровой пищей, чем производить водку. Это было начало так называемого «безалкогольного использования» пищевых продуктов. На бывших спиртовых заводах начали сушить картофель, чтобы он дольше хранился в не перегнанном в спирт виде. В дальнейшем это использование расширилось и на фрукты. Управление алкогольных напитков начало поощрять употребление фруктов и картофеля в безалкогольном виде. Проводились обширные кампании, такие как бесплатная раздача яблок детям в школах (Раи8епар1е1 - яблоко на перемене), доставка фруктов в отдаленные горные края во время, когда мобильность была не настолько развита, как сегодня. Чтобы убедить население в пользе безалкогольного употребления и здорового питания, ФУА пользовалось в ту пору современными средствами массовой информации и вместе с знаменитыми режиссерами снимало большое число пропагандистских фильмов. Выходит, что своей алкогольной политикой ФУА поддерживало не только здоровое питание людей, но и культурную деятельность.

Изменение способа употребления

Если во второй половине 19 века алкогольные напитки употреблялись, прежде всего, рабочим классом в виде картофельной водки (в том числе и собственного приготовления), то во второй половине 20 века употребление алкоголя стало статусным символом благосостояния среднего класса. Люди пили броженые напитки, такие как вино и пиво, а иногда спиртные напитки высокого качества. До конца 1970-х гг. это употребление не воспринималось как проблематичное. Но появилась новая проблема - молодежь начала употреблять различные наркотики. По сравнению с этим употребление алкоголя считалось не очень вредным. Однако в этом восприятии в 1980-е гг. наступило изменение, когда стало модно быть спортивным. Здоровый образ жизни и достижения на работе становились все важнее. Слишком часто хорошенько расслабляться по вечерам с помощью алкоголя в кругах амбициозных людей вышло из моды. Люди не бросили пить, но выпивали более умеренно, стали чаще посвящать свободное время проведению досуга - спортивным играм и соревнованиям с призами и моральными поощрениями. Широкое распространение приобрели культурно-массовые мероприятия для людей всех возрастов с активным вовлечением в них большого количества людей.

В начале 21 века стало отмечаться, что ситуация с разными зависимостями несколько успокоилась. Молодёжь по выходным дням иногда употребляет недорогую импортную водку, которую она разбавляет всякими типами лимонада. Взрослые люди выпивают прежде всего вино и пиво - и это в большинстве случаев (это стало очень заметно, особенно в последнее время, в различных слоях общества) без значительного вреда для себя или окружающих (рис.).

Рис. Статистика употребления алкогольных напитков в Швейцарии с 1880 по 2015 гг. на душу населения [7] Fig. Statistics of the use of alcoholic beverages in Switzerlandfrom 1880 to 2015 per capita [7]

18.0 16,0

пиво вино из фруктов — спиртное вино (из винограда) — итого

Либеральная политика и профилактика

В швейцарской алкогольной политике сухой закон никогда не считался средством для борьбы с алкоголизмом, хотя никто не отрицает, что безмерное употребление вредит здоровью. Первый директор ФУА (Управление алкоголя) Эдмунд Миллье написал ещё в конце 19 века, что очень часто «плохое индивидуальное и (или) общественное состояние в обществе, из-за нежелания увидеть другие причины более глубокие и значимые, просто объясняется употреблением алкогольных напитков» (перевод авторов) [8, 8. 17]. Он был убежден, что такой подход к острым проблемам препятствует их решению. Он хотел определить суть и бороться с причинами беды, а не с её последствиями. Наиболее очевидный (известный всем) фактор, который влияет на употребление алкоголя, - жизненные условия. В стране это всегда учитывалось в борьбе с алкоголизмом. Как показывает статистика, сегодня в Швейцарии жизненные условия для подавляющего большинства населения созданы хорошие, жизненный уровень имеет высокие показатели: обеспеченность работой, высокая заработная плата, медицинское и другие виды социального обеспечения. И хотя значительная часть населения пьёт алкогольные напитки, однако не каждый день и обычно в меру. Но все равно есть и в этой богатой стране проблемы с алкоголизмом, которые нуждаются в принятии мер. На профилактическую работу направлены действия разных уровней власти и организаций. Кроме федеральной администрации это и территориальные кантоны (области), и негосударственные организации, которые занимаются проблемами таких различных зависимостей, как алкоголизм и наркомания. Действия этих организаций и кантонов координируются, для чего их представители регулярно встречаются и обмениваются опытом. Все ориентируются на четыре принципа, которые являются основой алкогольной политики в Швейцарии: профилактика, лечение, уменьшение вреда, репрессия. Профилактика в этом перечислении занимает первое место, репрессия - последнее. Это не случай-

но и соответствует приоритетам алкополитики, что типично для Швейцарии: сначала пытаются предотвратить проблему, потом лечить тех, для кого профилактика не была действенна, потом уменьшить вред, который могут причинить уже серьёзно больные алкоголизмом, и только в последнюю очередь следует репрессия.

(Примечание: не следует, однако, придерживаться порочной точки зрения, утверждавшей, что пьянство -это чисто русское явление. Следующие данные доказывают обратное: если в 1906-1910 гг. (по данным немецкого гигиениста К. Влассака) в Европейской России на 1 человека в течение года потреблялось 3,41 литра чистого алкоголя, то в этот же период во Франции потреблялось 22,93 литра, в Италии - 17,29, в Испании - 14,02, в Швейцарии - 13,71, в Англии - 9,76, в Германии -8,52, в США - 6,89. Следовательно, по потреблению алкоголя на душу населения Россия стояла на одном из последних мест).

Выводы

На федеральном уровне есть разные законы в пользу защиты здоровья населения. В том, что касается спиртных напитков, есть конкретные профилактические законы в области рекламы и торговли. По поводу рекламы в законе установлено, что «в тексте, на изображениях и в звуках реклама разрешается только тогда, когда она исключительно распространяет информацию, которая относится непосредственно к самому напитку и его содержанию» (ст. 41, абз. 1) [9]. Конкретно это значит, что например нельзя показывать жизнерадостную компанию людей, которые выпивают спиртное, а только бутылку, которая не прямо внушает положительные эмоции. В том, что касается торговли, запрещаются «продажа за цены ниже себестоимости, продажа детям и молодым людям младше 18 лет (то есть 16 - для пива и вина, 18 - для спиртных напитков), вручение алкогольной продукции в качестве подарков в целях рекламы для неопределенного круга потребителей, например распространение товарных образцов или проведение дегустации» (ст. 41, абз. 1) [9]. Для проверки соблюде-

ния закона о «возрастном ограничении» регулярно проводятся пробные покупки.

Это не касается пива, вина и шампанского, так как их управление не регулируется алкогольным законом, что объясняется историей. Актуальный закон очень старый - 1932 года. Были некоторые небольшие изменения, но тотального пересмотра пока не было [10]. Проект [11] о тотальном пересмотре парламент «похоронил» в конце 2015 г. К спорным вопросам принадлежали введение минимальной цены для алкогольных напитков и запрет продажи ночью. Но кантоны имеют право самостоятельно ввести такие ограничения в пользу профилактики. Так, в некоторых кантонах уже ввели запрет продажи алкогольной продукции ночью.

Такая либеральная алкополитика в Швейцарии пользуется успехом. Философия о том, что запреты и стигматизация редко решают проблемы, а уводят людей в илле-гальность и в крайнем случае в преступность, - красная нить в алкополитике Швейцарии с самого начала.

Швейцарцы не лучше и не хуже других народов в отношении разных зависимостей, как доказывает история. И конечно есть и в Швейцарии люди, которые болеют алкоголизмом (АШоИоШтапке - «больные алкоголем»: в Швейцарии умышленно употребляется этот термин), и среди них те, которых лечить уже сложно или невозможно. К тому же использование плохого качества самогона или заместителей спиртных напитков -явление редкое, и преступность в связи с доставкой алкоголя незначительная. Но одной непосредственной алкополитикой нельзя объяснить факт, что проблема с алкоголизмом - не острая. Есть другой фактор, который важнее этого: такая либеральная политика, которая основана, между прочим, на самоответственности людей, может быть действенна только там, где у людей есть перспективность. Перспектива на достойную жизнь, где экономическая ситуация более или менее стабильная и где эта стабильность сопровождается мерами, которые дают веру в социальную безопасность. Перспективность - самая лучшая профилактика.

Литература

1. Банщиков В. М. Алкоголизм и его вред для здоровья человека. М.: Медгиз, 1958. 38 с.

2. Schild J. Die Branntweinfrage. Mit besonderer Berücksichtigung des Kantons Bern. Bern, 1964.

3. Schuler F. Über die Ernährung der Fabrikbevölkerung und ihre Mängel. Zürich, 1882.

4. Milliet E. W. Zur Alkoholfrage. Bern, 1885.

5. Schneeberger J. F. Die Branntweinpest im Kanton Bern. Bern, 1872.

6. Töndury J. F. Resultate und Wirkungen der Eidgenössischen Alkoholgesetzgebung. Basel, 1907.

7. Eidgenössische Alkoholverwaltung EAV: сайт. Режим доступа: https://www.eav.admin.ch/eav/en/home.html (дата обращения: 23.12.2016).

8. Milliet E. W. Glossen zur Statistik des Alkoholkonsums // Zeitschrift für schweizerische Statistik. 1894. № 30.

9. Bundesgesetz über die gebrannten Wasser (Alkoholgesetz) Nummer 680 vom 21 Juni 1932 (Stand am 1 Januar 2017). Режим доступа: https://www.admin.ch/opc/de/classified-compilation/19320035/index.html (дата обращения: 23.12.2016).

10. Ночную продажу алкоголя запретили в Швейцарии // EuropeTourism: сайт. Режим доступа: http ://www.europetourism. su/nochnuyu-prodazhu-alkogolya-zapretili-v-shveii carii/ (дата обращения: 30.08.2017).

11. Auderset J., Moser P. Rausch und Ordnung. Eine illustrierte Geschichte der Alkoholfrage, der schweizerischen Alkoholpolitik und der Eidgenössischen Alkoholverwaltung (1887-2015). Bern, 2016.

ALCOHOL CONSUMPTION IN SWITZERLAND: FROM THE "POTATO PLAGUE" TO THE DILUTED VODKA

Ruth Widmer1, @1, Timur B. Nevzorov2, @2

1 Federal Office for the Control of Alcohol Turnover, 35, Langgassstrasse, Bern 9, Switzerland, CH-3000 (PO Box 516)

2 Kemerovo State University, 6, Krasnaya street, Kemerovo, Russia, 650000

rutewidmer@gmail.com @2 timur101@bk.ru

Received 30.12.2016. Accepted 06.09.2017.

Keywords: alcoholism, the history of alcoholism, social conditions, alcohol legislation in Switzerland, fight against alcoholism, liberal alcohol policy in Switzerland, prevention as the basis of the fight against alcoholism, social security.

Abstract: It has long been known that social alcoholism is an indicator of public moral and wellbeing of the state. Alcoholism is no longer the problem of one particular family but a global issue. How can it be otherwise if a drunkard lying on the ground in broad daylight has become a familiar sight, as well as a violent drinker? Not a single day passes without a number of alcohol related crimes. There is no consensus on when and where alcohol first appeared, but alcoholic drinks are known to have already been quite common during pagan festive and funeral feasts or public merrymakings. As a rule, the main raw material for alcoholic beverages (brags, mead, or beer) in those days was honey, so their influence was more invigorating than intoxicating.

In ancient times, this phenomenon was, similarly, a source of much trouble, resulting in Pythagoras (about 540-500 BC) and Aristotle (384-322 BC) being the first methodologists of sober upbringing, and both were described by their contemporaries as displaying teetotalling views, which they passed on to their disciples and followers. Taking into consideration all mentioned above, the history of making and drinking alcohol goes back to ancient times. Living conditions has always had an impact on these processes. The article does not aim at a deep and thorough description of the phenomenon of drinking, production and consumption of liquor; it covers some aspects that remain matters of concern even in such a seemingly prosperous country as modern-day Switzerland.

Considering various living conditions of those ancient days, modern historians do not see alcoholics of the past as depraved, weak-willed individuals any more. They believe that it is life conditions (no means of subsistence, poverty, ailing economy, crisis in the country) leading people into hopeless predicament that make people want to look for a way to forget about their troubles for a while. In such a situation one needs support in defining the causes that lead some social strata to unfavorable and malignant conditions. Some social groups are more likely to become vulnerable and even tend to turn anti-social if deprived of support.

The long history of fight against alcoholism has often proved that alcoholism cannot be destroyed by frontal, permanent and absolute bans of alcoholic beverages. Therefore, it requires an unconditional fulfillment of alcohol products, existing norms and rules, including those that are prohibitive, by all entities of legal relations in the sphere of production and turnover, as well as a change in the structure of alcohol consumption and the cultivation of a drinking culture and other urgent measures in this. Modern society is getting more and more focused on the four principles that make up the basis of alcohol policy in Switzerland: prevention, treatment, harm reduction and repression. The fact that prevention and repression take the first and the last place correspondingly conforms to the alcohol policy in Switzerland: first they try to avoid the problem, then they treat those for whom preventive measures did not work, then they minimize the harm that habitual drinkers can cause, and repressive measures are considered the last resort, prevention being the main principle. Also, one of the ways of preventive struggle against alcoholism, along with public awareness activities and providing decent living conditions, is to raise alcohol taxes. History shows that liberal policy is based on self-responsibility of people and can be effective only where there is a perspective of a decent life, which presupposes a more or less stable economic situation that allows one to believe in social security.

For citation: Widmer R., Nevzorov T. B. Upotreblenie alkogolia v Shveitsarii: ot «kartofel'noi chumy» do razbavlennoi vodki [Alcohol Consumption in Switzerland: from the "Potato Plague" to the Diluted Vodka]. Bulletin of Kemerovo State University, no. 3 (2017): 26-31. (In Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2017-3-26-31.

References

1. Banshchikov V. M. Alkogolizm i ego vred dlia zdorov'ia cheloveka [Alcoholism and its harm to human health]. Moscow: Medgiz, 1958, 38.

2. Schild J. Die Branntweinfrage. Mit besonderer Berücksichtigung des Kantons Bern. Bern, 1964.

3. Schuler F. Über die Ernährung der Fabrikbevölkerung und ihre Mängel. Zürich, 1882.

4. Milliet E. W. Zur Alkoholfrage. Bern, 1885.

5. Schneeberger J. F. Die Branntweinpest im Kanton Bern. Bern, 1872.

6. Töndury J. F. Resultate und Wirkungen der Eidgenössischen Alkoholgesetzgebung. Basel, 1907.

7. Eidgenössische Alkoholverwaltung EAV. Available at: https://www.eav.admin.ch/eav/en/home.html (accessed 23.12.2016).

8. Milliet E. W. Glossen zur Statistik des Alkoholkonsums. Zeitschrift für schweizerische Statistik, no. 30 (1894).

9. Bundesgesetz über die gebrannten Wasser (Alkoholgesetz) Nummer 680 vom 21 Juni 1932 (Stand am 1 Januar 2017). Available at: https://www.admin.ch/opc/de/classified-compilation/19320035/index.html (accessed 23.12.2016).

10. Nochnuiu prodazhu alkogolia zapretili v Shveitsarii [Night sale of alcohol banned in Switzerland]. Available at: http://www.europetourism.su/nochnuyu-prodazhu-alkogolya-zapretili-v-shvejjcarii/ (accessed 30.08.2017).

11. Auderset J., Moser P. Rausch und Ordnung. Eine illustrierte Geschichte der Alkoholfrage, der schweizerischen Alkoholpolitik und der Eidgenössischen Alkoholverwaltung (1887-2015). Bern, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.