Научная статья на тему '«Упорядочение дела стандартизации»: перестройка нормативно-технической работы СНК СССР в 1940 г.'

«Упорядочение дела стандартизации»: перестройка нормативно-технической работы СНК СССР в 1940 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вестник
ВАК
Область наук
Ключевые слова
стандартизация / Комитет стандартов / мобилизационная техническая политика / предвоенная перестройка управления / нормативно-техническая документация / ГОСТ / стандарт / standardization / Committee of Standards / mobilization technical policy / management pre-war restructure / normative and technical documentation / GOST / standard

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фивейская Мария Геннадьевна

Рассмотрена деятельность СНК СССР как органа нормативно-технического регулирования. Ранее это не являлось самостоятельной исследовательской задачей. Показана роль данной проблематики в работе Правительства, организационных технологиях подготовки и принятия решений. Вопросы, связанные с государственными стандартами, — часть общей проблематики работы СНК СССР как нормативнотехнического органа (его деятельность охватывала вопросы всех видов производства, строительства, транспорта, правила проведения сельскохозяйственных заготовок, поставок, планирования и ценообразования, договорной работы и арбитража). Нормативно-техническое регулирование проецировалось в решения СНК СССР на всех исторических этапах его деятельности, но мера участия высшего управленческого органа в нормативно-технической работе варьировалась. Сложившаяся в 1930-е годы практика оставляла приоритеты выработки и реализации технической политики за ведомствами. Роль СНК СССР все более сводилась к утверждению актов по закрепленной за ним номенклатуре. Усложнение системы ведомств и хозяйственной жизни, задачи предвоенной мобилизации и снижение управляемости в сфере качества продукции обусловили переход к новой модели летом 1940 г. Учреждение специализированного органа управления при СНК СССР — Всесоюзного комитета по стандартизации (ВКС) стало слагаемым комплексной трансформации регулирования экономики и хозяйства предвоенного СССР. По своим полномочиям и кадровому составу ВКС был предназначен для экспертного, нормативного и организационного обеспечения разработки и реализации мобилизационной технической политики Правительства СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Regulating the matter of standardization”: restructuring normative and technical work of the Council of People's Commissars of the USSR in 1940

The paper considers operation of the Council of People's Commissars of the USSR as a body in normative and technical regulation. Previously, this issue was not an independent research task. Its role is shown in the Government work and organizational technologies in preparing and decision-making. Problems related to state standards are a part of the general problems in operation of the Council of People's Commissars of the USSR as a regulatory and technical body (its activities covered issues of all types of production, construction, transport, rules for agricultural procurement, supplies, planning and pricing, contractual work and arbitration). Normative and technical regulation was projected into decisions of the Council of People's Commissars of the USSR at all historical stages of its operation, but the degree of the top management body participation in regulatory and technical work was varying. Practice that emerged in the 1930s left the priorities in developing and implementing technical policy to the departments. Role of the Council of People's Commissars of the USSR was increasingly reduced to approving acts according to the nomenclature assigned to it. Increasing complexity of the system of departments and economic life, tasks of the pre-war mobilization and decrease in controlling production quality led to transition to a new model in summer of 1940. Establishment of a specialized management body under the Council of People's Commissars of the USSR, i.e. the All-Union Committee for Standardization (AUCS) became a component in comprehensive transformation of regulating economy in the pre-war USSR. In terms of its powers and personnel composition, the AUCS was intended for expert, normative and organizational support in development and implementation of the USSR Government mobilization technical policy.

Текст научной работы на тему ««Упорядочение дела стандартизации»: перестройка нормативно-технической работы СНК СССР в 1940 г.»

УДК 93/94

БОТ: 10.18698/2306-8477-2024-1-882

«Упорядочение дела стандартизации»: перестройка нормативно-технической работы СНК СССР в 1940 г.

© М.Г. Фивейская

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, 119571, Россия

Рассмотрена деятельность СНК СССР как органа нормативно-технического регулирования. Ранее это не являлось самостоятельной исследовательской задачей. Показана роль данной проблематики в работе Правительства, организационных технологиях подготовки и принятия решений. Вопросы, связанные с государственными стандартами, — часть общей проблематики работы СНК СССР как нормативно-технического органа (его деятельность охватывала вопросы всех видов производства, строительства, транспорта, правила проведения сельскохозяйственных заготовок, поставок, планирования и ценообразования, договорной работы и арбитража). Нормативно-техническое регулирование проецировалось в решения СНК СССР на всех исторических этапах его деятельности, но мера участия высшего управленческого органа в нормативно-технической работе варьировалась. Сложившаяся в 1930-е годы практика оставляла приоритеты выработки и реализации технической политики за ведомствами. Роль СНК СССР все более сводилась к утверждению актов по закрепленной за ним номенклатуре. Усложнение системы ведомств и хозяйственной жизни, задачи предвоенной мобилизации и снижение управляемости в сфере качества продукции обусловили переход к новой модели летом 1940 г. Учреждение специализированного органа управления при СНК СССР — Всесоюзного комитета по стандартизации (ВКС) стало слагаемым комплексной трансформации регулирования экономики и хозяйства предвоенного СССР. По своим полномочиям и кадровому составу ВКС был предназначен для экспертного, нормативного и организационного обеспечения разработки и реализации мобилизационной технической политики Правительства СССР.

Ключевые слова: стандартизация, Комитет стандартов, мобилизационная техническая политика, предвоенная перестройка управления, нормативно-техническая документация, ГОСТ, стандарт

В поисках оптимального баланса распределения полномочий в сфере нормативно-технического регулирования советское правительство с середины 1920-х годов реализовало несколько моделей построения иерархически организованной союзной структуры органов нормативно-технического регулирования. Верхний уровень этой структуры неизменно представлен самим Советом народных комиссаров (СНК) СССР, в актах которого, наряду с собственно юридическими нормами, содержались предписания технического характера (различие между техническими и юридическими нормами определяется тем, что первые регулируют отношения между человеком и предметами (явлениями), а вторые — между социальными субъектами [1, с. 36]). Следующий

уровень несколько раз перестраивался: в 1925-1936 гг. преемственно функционировали специализированные органы управления стандартизацией при Совете труда и обороны (СТО) СССР [2], в среднем раз в два года подвергавшиеся трансформации вместе с системой полномочий и задач; в 1936-1940 гг. этот уровень отсутствовал, а управление отраслевой стандартизацией было перенесено на уровень ведомств [3, ст. 304]. Наряду с гражданскими актами утверждались так называемые параллельные стандарты (специальные, т. е. военные) на все виды продукции по согласованию с Народным комиссариатом обороны (НКО) СССР [4, л. 34-32].

За собой СНК СССР оставил утверждение «особо важных государственных стандартов» по номенклатуре, оформленной в 1937-1938 гг. серией однотипных постановлений [5, 6]. В ходе выстраивания процедур управления производством для нужд обороны в конце 1930-х — начале 1940-х годов советское Правительство осуществляло нормативно-техническое регулирование через Комитет обороны при СНК СССР. Этот нормативно-технический контур имел особенности, требующие отдельного исследования материалов ограниченного доступа. Настоящая статья опирается на рассекреченные материалы о деятельности СНК СССР, Госплана СССР и Всесоюзного комитета по стандартизации при СНК СССР (Комитета стандартов).

Быстрый рост числа наркоматов, расширение производства и номенклатуры продукции превратили нормативную базу 1936-1938 гг. в совокупность условных, ориентировочных документов, не отвечавших постоянно менявшейся системе органов управления производством. Обозначились и быстро стали актуальными такие проблемы, как отсутствие координации в разработке, пересмотре и отмене стандартов, дублирование стандартов, при котором на один и тот же вид продукции ведомства разрабатывали различные собственные стандарты и другие нормативно-технические документы. Жестко регламентированная процедура разработки, утверждения, изменения и отмены стандарта с административной точки зрения проигрывала иным видам нормативно-технической документации — техническим условиям (ТУ), правилам, инструкциям. Порядок их издания был проще, а несоблюдение практически полностью оказывалось за пределами уголовных санкций за выпуск недоброкачественной продукции [7, с. 20].

Впервые на союзном уровне публичный запрос на изменения и предложение о создании специализированного органа по управлению нормативно-технической деятельностью прозвучал на XVIII съезде Всесоюзной Коммунистической партии большевиков (ВКП(б)). В.М. Молотов в своем выступлении отметил тему организации новых комитетов при Совнаркоме в предсъездовской дискуссии [8, с. 494]. Неоднократно к теме стандартов качества, соблюдения технологических требований обращались и другие выступавшие, но особенно ярко

эти вопросы прозвучали в речи наркома авиапромышленности М. М. Кагановича, отметившего среди задач третьей пятилетки создание Комитета стандартизации, «который объединял бы и направлял всю работу по разработке и внедрению в производство размерных стандартов нормалей и ОСТов по качеству продукции» по примеру «огромнейшего института стандартов» в Америке [8, с. 439]. По итогам съезда в мае 1939 г. Экономический совет (ЭКОСО) при СНК СССР принял решение о проработке вопроса о восстановлении Комитета по стандартизации, но практических действий предпринято не было. Усилиями Н. А. Вознесенского эта тема вновь была поднята в предложениях Госплана СССР. 22 февраля 1940 г. Постановлением ЭКОСО при СНК СССР «Об упорядочении дела стандартизации» на основе предложений Госплана СССР А.Я. Вышинскому было поручено «в месячный срок рассмотреть весь вопрос об упорядочении дела стандартизации и представить свои предложения на рассмотрение Экономсовета» [9, л. 137].

Экономический совет на начало 1940 г. представлял собой высшую инстанцию по вопросам нормативно-технического регулирования. Этап прохождения проекта через ЭКОСО не был формальным, означавшим лишь обязательное утверждение. На этой финальной стадии в ходе заседаний продолжалось согласование и внесение правок в проект [10, л. 92]. Уникальность места ЭКОСО в системе принятия решений позволяла при утверждении стандарта решать комплекс вопросов, с ним связанных: одним постановлением от 2 января 1940 г. «О стандарте и ценах на спички» введены единые форматы спичечных коробков, цены и налоги на спички [11, л. 2].

Помимо стандартов, ЭКОСО утверждал другие виды нормативно-технических документов — показатели кондиционности продукции [12] и различные нормы [13, л. 123 об.], определял задания по разработке нормативно-технической документации, давал поручения по разработке и согласованию технических условий как для гражданского, так и оборонного производства [14, л. 104]. ЭКОСО мог также распространить действие ведомственных норм одного наркомата на предприятия других наркоматов [15, л. 221]. К полномочиям ЭКОСО относились также нормы предельно допустимых потерь и нормы выхода готовой продукции [16].

Со стандартами и иными видами нормативно-технических документов тесно связаны несколько видов актов, утверждаемых СНК СССР. Установление норм расхода было важнейшей частью работы по балансам и планам материально-технического снабжения народного хозяйства, хотя иногда рассматривало отдельно. В рамках этой работы проводилась линия на учет различных некондиционных материалов, по которым, прежде всего по металлу, ЭКОСО запрещал заводам самостоятельную, без согласия сбытовых органов реализацию «неполноценной» продукции [11, л. 104].

Рассматривая вопросы о положении отраслей и выпуске конкретных видов продукции, ЭКОСО издавал постановления с обычной для советского Правительства формулировкой «О положении...» с указанием отрасли или вида продукции или «О работе.» с указанием отрасли или сферы производства. Такие акты часто включали характерные технические предписания, самостоятельно или в виде ссылки формировавшие комплекс требований к технологическому процессу, материалам, конечной продукции, ее испытаниям, упаковке, перевозке и хранению [17, л. 172, 173].

Стандарты, устанавливавшие сорта или классификацию продукции, играли важнейшую роль в ценообразовании; по структуре конкретного прейскуранта хорошо просматривается состояние стандартизации. Там, где признаки отнесения продукции к сорту были установлены, в прейскуранте достаточно было указать сорт по стандарту [17, л. 6, 7]. Утверждаемые ЭКОСО прейскуранты розничных цен на различные виды продукции содержали технические показатели по каждому артикулу [18, л. 23 об.]. ЭКОСО также устанавливал размеры скидок с цены на некондиционные материалы. Скидка могла описываться кратко (например, по пиломатериалам снижение составляло 10 % от прейскуранта) [19, л. 74, 74об.], а могла быть указана вслед за определением брака конкретного вида продукции. Значительный объем примечаний требовался при детальном описании требований к продукции, где самим прейскурантом описывалась норма и варианты отклонения от нее с оценкой их в рублевом эквиваленте [20, л. 121 об.]. Прейскурант в таких случаях начинал выполнять функции нормативно-технического документа — стандарта, технических условий или инструкции по разбраковке продукции, восполняя лакуны действовавшей документации.

Отдельными решениями ЭКОСО санкционировал использование некондиционной продукции, в том числе делегируя данные полномочия ведомствам. Так, Нарком земледелия получил от ЭКОСО право «разрешать отпуск семян и разрешать посев семян с отклонениями от посевного стандарта. при отсутствии кондиционных семян и невозможности доведения их до принятых посевных кондиций по ходатайствам Совнаркомов республик, край(обл)исполкомов» [21, л. 4об.].

Экономический совет проводил собственный анализ причин значительных технических аварий, в том числе связанных с браком. По результатам расследования аварии турбины на Сталиногорской ГРЭС в апреле 1940 г. выявлены нарушения технологий на трех крупных предприятиях: заводе «Баррикады», Кировском и Ленинградском металлическом заводе им. Сталина. Комиссия, образованная ЭКОСО, установила грубые нарушения требований технических условий. Постановление ЭКОСО по этому вопросу содержит комплекс мер разного уровня, направленных на решение общих проблем организации производства, на унификацию и стандартизацию технологических операций,

а также на вполне конкретные вопросы работы указанных предприятий «по упорядочению производства и усилению контроля за качеством» [22, л. 177, 177об.].

Между тем образованная в соответствии с решением ЭКОСО комиссия по подготовке постановления СНК СССР «Об упорядочении дела стандартизации» не уложилась в установленный для нее месячный срок, всю весну шел процесс согласования позиций заинтересованных ведомств [23, л. 76-108]. Одновременно началась перестройка деятельности ЭКОСО, связанная с образованием в апреле — мае 1940 г. хозяйственных советов, задуманных как профессиональные площадки для подготовки важнейших решений СНК по основным отраслям производства [24, с. 736, 737]. Новые органы СНК СССР сходу приняли и проработку нормативно-технических вопросов: уже 22 апреля 1940 г. в Совете по топливу и электрохозяйству был заслушан вопрос «О стандарте 1933 года на крекинг-бензин» [25, л. 278об.]. Совет по товарам широкого потребления отвечал по неоднократным обращениям Наркомата рыбной промышленности — ему постоянно требовались разрешения на реализацию нестандартной продукции (партий рыбы, приготовленной по непредусмотренной стандартом технологии или по старому стандарту) [26, л. 9, 10, 22].

Хозяйственные советы решали вопросы координации и взаимной увязки работы групп предприятий в связи с параметрами и качеством продукции, стандартами, особенно при подготовке текстов постановлений, имевших в заголовке словосочетание «Об улучшении качества...»: при создании проекта постановления ЭКОСО «Об улучшении качества автопокрышек и камер» Совет по металлургии и химии рассматривал материалы о причинах низкого качества автопокрышек — нарушениях «технологических режимов на шинных заводах, применения некондиционных химикалий и корда с пониженной круткой, а также в результате слабого пооперационного контроля и неудовлетворительной системы оплаты труда рабочих и ИТР на шинных заводах» [27, л. 8].

Работа советов, как предполагалось, повысит эффективность оперативного руководства наркоматами [28, с. 433-434].

Помимо хозяйственных советов такие вопросы выносились на специальные совещания на уровне заместителя Председателя СНК с последующим изданием постановлений ЭКОСО о проведении расследований причин дефектов. Комиссии, образуемые в таких случаях, включали наркомов и представителей отраслевой профессуры [29, л. 8, 11, 13].

Наряду с передачей вопросов из своего плана работы хозяйственным советам, ЭКОСО получал новые участки работы, по которым ранее решения оформлялись актами СНК СССР, включая утверждение таких значимых документов, как подготовленная Наркомзагом Инструкция «О порядке проведения обязательных поставок зерна и риса государству колхозами и единоличными хозяйствами». Она содержала

предельные показатели влажности для различных категорий приемных пунктов, определяла параметры недоброкачественных партий зерна и риса и, в устанавливаемых приемлемых пределах нарушения параметров, — размер и характер скидок по цене, перечень базисных кондиций, дифференцированных по регионам производства [30, с. 459].

Таким образом, с началом работы хозяйственных советов был выстроен дополнительный уровень подготовки управленческих решений, на котором активно рассматривались вопросы нормативно-технического регулирования производства. Выделение этого уровня отвечало росту сложности хозяйственной жизни и расширению запроса производства на развитие и координацию нормативно-технического регулирования.

Несомненно, такая динамика перестройки процедур работы ЭКОСО создавала известные сложности при учреждении нового комитета по стандартизации при СНК СССР. Всю эту сложную управленческую механику должны были учитывать разрабатываемые процедуры прохождения стандартов.

Общий комплекс материалов проекта создания Комитета по стандартизации отличался неизменностью выстраивания логики работы проектируемого органа в тесной связи с ЭКОСО, за которым оставались руководящие функции в сфере качества и нормативно-технического регулирования. Проработанный с учетом предложений ведомств проект предполагалось оформить развернутым многостраничным постановлением СНК СССР. Июнь 1940 г. в корне изменил согласованный подход. Здесь сошлись обострившиеся проблемы нормативно-технического регулирования экономики СССР, внутриполитические и внешнеполитические обстоятельства.

Срыв поставок советского никеля в Германию — вся партия была забракована немецкой стороной — вызвал разбирательство, в ходе которого СНК СССР установил множественные нарушения технологии производства, начиная с приемки некондиционного рудного сырья и заканчивая выпуском никеля, тем не менее, соответствующего стандарту. Особую окраску этой истории придавало то, что стандарт разработал и утвердил сам производитель никеля — Наркомат цветной металлургии. Непосредственная реакция на забраковку никеля немецкой стороной последовала в заседании Совета по металлургии и химии при СНК СССР 26 июня 1940 г. Рассмотрев вопрос «О стандарте и качестве никеля, выпускаемого заводами Наркомцветмета и «Северони-келем», Совет констатировал факты отступления от утвержденного технологического процесса, определил оперативные меры по расследованию ситуации и ее исправлению, а также предписал оформить требования к качеству руды для выработки никеля техническими условиями [31, л. 53].

Возможность подгонки стандарта под ситуацию на производстве ярко проявила себя в этой истории. Таким образом, были определены основные акценты последовавших актов СНК СССР — изъятие полномочий по изданию общесоюзных нормативно-технических актов из ведения отраслевых органов управления производством и передача этих полномочий на более высокий уровень управления. Материалы рассмотрения ЭКОСО и хозяйственными советами вопросов нормативно-технического регулирования, особенно материалы расследований аварий и крупного брака, однозначно свидетельствуют о наличии объемного видения проблем качества, их несводимости к организационным мерам по перестройке порядка нормотворчества в целом и стандартов в частности.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О государственных общесоюзных стандартах и порядке их ведения» [32] была признана ошибочной действовавшая с 1936 г. модель ограничения роли СНК СССР в нормативно-технической деятельности в пользу ведомств. Новая модель опиралась на учреждаемый специализированный орган Правительства СССР — Всесоюзный Комитет по стандартизации при СНК СССР (ВКС) с полномочиями разработки и утверждения обязательных к применению во всех отраслях государственных общесоюзных стандартов (ГОСТов). Как и в предшествующие годы, за СНК СССР (в узком значении) осталось утверждение «особо важных государственных общесоюзных стандартов», но по значительно сокращенной номенклатуре (в перечне СНК СССР остались 54 вида продукции) [33, с. 545].

На ВКС возлагалась работа лишь по одному виду нормативно-технических документов — общесоюзным стандартам, т. е. ГОСТам. Неслучайно очень скоро, уже в сентябре 1940 г., Комитет был переименован стал Всесоюзным Комитетом стандартов при СНК СССР [34, с. 948], что точнее обозначало его компетенцию. К сфере его ведения не относились иные виды документов по стандартизации — технические условия, нормали и т. д.

Всесоюзный комитет по стандартизации с момента своего учреждения отвечал за полный цикл жизни стандарта, начиная с планирования его разработки до учета и регистрации, включая внесение изменений в ГОСТ, приостановку действия и отмену. За пределами его компетенции оставались контрольно-надзорные функции и полномочия по соблюдению стандартов и качеству продукции. Комитет был наделен исключительным правом опубликования ГОСТов.

Отметим, что для нормативно-технической документации оборонной продукции также был проведен анализ возможности перевода в категорию ГОСТ, по результатам которого все процедуры передавались в ведение Комитета стандартов.

Одновременно была ужесточена ответственность за несоблюдение требований стандартов: Указом Президиума Верховного Совета СССР

от 10 июля 1940 г. «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленных предприятий» выпуск недоброкачественной или некомплектной промышленной продукции и выпуск продукции с нарушением обязательных стандартов был признан «противогосударственным преступлением, равносильным вредительству». За такие преступления директора, главные инженеры и начальники отделов технического контроля промышленных предприятий должны были предаваться суду и по приговору суда — тюремному заключению сроком от 5 до 8 лет [35, с. 393].

Запретив ведомствам корректировку стандартов, СНК СССР поставил производителей в крайне сложное положение, лишив их полномочий по оперативному редактированию стандартов; теперь необходимо было обращаться в ВКС за разрешениями на изменения, отступления от требований и отсрочку введения стандартов.

Предприятия всех отраслей после издания «Указа об ответственности...» оказались в непривычной реальности — теперь несоответствие продукции стандартам стало препятствием к ее приемке и реализации. Прокуратура СССР немедленно направила прокуроров следственных отделов и оперативных работников в важнейшие промышленные центры «с одновременным заданием по усилению работы по выполнению Указов от 26 июня и 10 июля с.г.» [36, л. 71]. Развернутая кампания по «Указу об ответственности.» и запрет ведомствам на корректировку нормативно-технической документации создали новую ситуацию, в которой формальные прежде документы вступали в противоречие с возможностями предприятий. В отдельных случаях речь шла буквально об отраслевом коллапсе и заметном сокращении выпуска продукции. Доклад Г.М. Маленкова на июльском 1940 г. Пленуме ЦК ВКП(б) полон примеров срыва плана, несмотря на увеличение рабочего времени и ужесточение борьбы с текучкой и нарушениями трудовой дисциплины. Постановление Пленума ЦК ВКП(б) 31 июля 1940 г. зафиксировало это противоречие — увеличение рабочего дня и рабочей недели дало «крайне незначительный» прирост продукции и улучшение качества на большинстве предприятий, а на отдельных предприятиях «вовсе не произошло никакого увеличения выпуска продукции и улучшения ее качества» [37, с. 139-143].

Проблемы при сдаче продукции в случае ее несоответствия стандартам обострялись там, где быстро нарастало затоваривание складов, продукция была скоропортящейся или остро востребованной. Ранее малозначимые ОСТы часто содержали ошибки, не учитывали возможности производства в силу завышения несущественных для качества параметров или невозможности обеспечить качество продукции по обстоятельствам климата (дождливое лето не дало довести урожай до

заданных стандартом кондиций), геологическим особенностям (изменения свойств угольного пласта), производства скоропортящейся продукции (невозможность упаковки рыбы в нестандартную тару). В новых условиях предприятия уже не могли добиться издания оперативного ведомственного акта о корректировке стандарта или о разрешении на отступление от него; теперь требовалось обращение на уровень СНК СССР, для чего задействовались возможности как ведомств, так и советских и партийных органов для максимально быстрого прохождения вопроса по инстанции.

Лето — начало осени 1940 г. стали переходными в нормативно-технической работе Правительства СССР. ВКС не имел возможности сразу принять на себя основной объем работы: его штат формировался медленно и с большими трудностями, прежде всего кадровыми: ставки в отраслевых отделах Комитета должны были замещаться специалистами высокой квалификации со знанием иностранных языков, опытными руководителями, хорошо ориентировавшимися в производственных процессах, материальной и технической оснащенности предприятий, но работа в ВКС для таких профессионалов была менее привлекательна, чем в наркоматах [38]. В этой ситуации запросы с просьбами разрешить отступления от стандарта продолжали поступать непосредственно в СНК СССР, который принимал по ним оперативные решения. Так, Наркомхимпром внес в Совет по металлургии и химии единовременно 25 документов по пересмотру стандартов для сохранения возможности отгружать продукцию, что в реалиях того времени можно было трактовать как «выступление Наркомхимпрома против Указа "Об ответственности."» (впрочем, этот пассаж и развивающее его поручение Прокуратуре провести расследование в протоколе зачеркнуты) [39, л. 52].

С середины осени 1940 г. решение проблем на уровне хозяйственного совета переходит в разряд исключений [26, л. 17, 26, 28, 52], подавляющее большинство вопросов решает ВКС: о разрешениях на отступления от стандарта, об отсрочках введения стандарта, а также с предложениями о внесении изменений и дополнений в эти документы. Предложения о внесении изменений в стандарт отличались большой вариативностью: могли вести к прямому или скрытому снижению качества (например, вводить дополнительные сорта сверх установленных, позволяя относить к введенным сортам продукцию, ранее признававшуюся некондиционной), могли быть направлены на повышение качества продукции, снижение ее себестоимости (учитывать развитие технологий или какого-то их сегмента, например, появление новых способов испытания продукции).

Основное содержание работы ВКС было связано с совершенствованием и расширением корпуса нормативно-технической документации. Существовавшее на тот момент разнообразие общесоюзных стандартов — ОСТов, принятых на протяжении второй половины

1920-1930-х годов, подлежали переводу в единую форму государственных общесоюзных стандартов — ГОСТов. Что означала эта работа на практике и о каком количестве документов идет речь?

Начав работу, Комитет не мог опираться на какие-либо точные данные о нормативно-техническом массиве; по собранной в первые месяцы информации о действующих нормативно-технических документах по состоянию на 1 августа 1940 г. эта цифра составила 6500 ОСТов различных категорий [40, л. 2], по уточненным данным — 5700 стандартов [41, л. 94]. По этим ОСТам необходимы были пересмотр и принятие решения о дальнейшей судьбе данного документа: перевод ведомственного акта в общесоюзный государственный стандарт без изменений в содержании (перевод ОСТа в ГОСТ), внесение изменений при переводе ОСТа в ГОСТ, решение о разработке нового стандарта, решение о ненужности данного стандарта.

Установка, сформулированная при образовании Комитета, ориентировала его работу на расширение группы стандартов в составе нормативно-технического массива. В этой части Комитету предстояло провести анализ 6000 ведомственных нормалей и технических условий [40, л. 2] и принять решения по переводу отдельных документов в категорию ГОСТ. Ведомства стремились избежать перевода как ОСТов, так и технических условий в категорию ГОСТов, поскольку лишались возможности самостоятельной корректировки технической документации и установления требований к продукции своих предприятий.

Помимо нормалей и технических условий переводу в ГОСТы подлежали специфические виды нормативно-технических документов, относящиеся к проектированию и строительству, санитарии и гигиене. Новый Комитет при СНК СССР, таким образом, получил исключительные полномочия в руководстве формированием единого общесоюзного нормативно-технического фонда с едиными процедурами разработки, согласования, изменения, отмены, издания и индексации стандартов. Учитывая заложенное в процедуру разработки обязательное соотнесение проекта стандарта с аналогичными актами ведущих промышленных держав, можно признать за принятыми мерами замысел создания при СНК СССР органа разработки и проведения научно-технической политики.

За пределами общей тенденции унификации нормативно-технической документации с приведением ее к форме ГОСТа оставались, тем не менее, значительные массивы нормативно-технических предписаний; ряд из них по-прежнему утверждал ЭКОСО [42, 43], главные управления при СНК СССР, специализированные комитеты при СНК СССР.

Сохранив за собой статус инстанции утверждения нормативно-технических актов вида «особо важные государственные стандарты»,

СНК СССР осуществлял прямое воздействие на содержание ГОСТов и иных нормативно-технических актов в части принципиальных вопросов применения заменителей дефицитного или дорогостоящего сырья и материалов [44, с. 867], формулируя те параметры и технические решения, которые должны были войти в ГОСТы и ТУ. Отдельного рассмотрения требуют такие направления работы СНК СССР в сфере нормативно-технического регулирования экономики СССР, как планирование работ по стандартизации, установление типовой системы ведомственных органов по стандартизации, прямое установление актами СНК СССР требований к образцам вооружений и боеприпасов, материалам и технологии их производства, комплексное рассмотрение состояния производства и качества по отраслям и отдельным группам продукции, определение технической политики в производстве отдельных видов продукции и внедрении технологий, в том числе импортных. Постоянными в повестке заседаний были текущие вопросы использования значительных объемов брака и отходов [26, л. 43, 45, 53, 111], расследование случаев значительного брака [45], итогом рассмотрения вопросов такого рода были решения, выходившие за пределы конкретного случая, они становились материалом для постановки задач развития нормативно-технического регулирования и обеспечения соблюдения изданных актов.

Хозяйственные советы, как все органы управления, отслеживали ход развертывания компании по «Указу об ответственности.»; соответствующие формулировки («О выполнении Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности.») появились в повестках заседаний; по итогам их рассмотрения формировались планы мероприятий для наркоматов. В структуре плана мероприятий важное место занимали вопросы стандартизации. В случае топливно-энергетической отрасли (Наркомуголь, Наркомнефть, Наркомэлектростанций) этот план в значительной степени являлся планом работ по стандартизации: установление сроков разработки конкретных стандартов или уточнения действующих стандартов, установление систематического контроля за качеством продукции, обеспечение партий продукции паспортами на качество, установить и утвердить комплектность продукции отраслевых машиностроительных заводов, представляя разработанные документы «на утверждение Всесоюзному Комитету по Стандартизации при Совнаркоме СССР» [46, л. 59, 60].

Образовав ВКС и наделив его полномочиями, СНК СССР перестроил тот поток документов, который входил в различные подразделения Правительства и в той или иной степени касался вопросов нормативно-технического регулирования производства; документация для утверждения «особо важных стандартов» продолжала поступать в СНК, но теперь уже после проработки в ВКС.

Решения, благодаря которым был принят новый порядок нормативно-технического регулирования производства, являлись частью более широкого по задачам комплекса мер по повышению эффективности производства. В сумме они должны были компенсировать издержки высокой «текучки» рабочей силы и связанного с ней брака, ограничить нерациональную самостоятельность ведомств в вопросах качества и характеристик выпускаемой продукции, использовать потенциал централизации нормативно-технического регулирования в масштабах СССР. СНК СССР структурировал свою работу в части технического регулирования; его позиция в этой системе осталась неизменной — высшая инстанция, но номенклатура объектов стандартизации для этой инстанции была решительно сокращена в сравнении с предшествующими годами. Прочие вопросы участия СНК СССР в техническом регулировании народного хозяйства сохранились в полном объеме; они ставились и решались в ходе текущей работы Правительства СССР. В целом роль Правительства в определении нормативно-технической политики возросла за счет сокращения роли ведомств: была развернута деятельность Комитета стандартов при СНК СССР с отдельным аппаратом, выстроенным по отраслевому принципу, включая подразделение по производствам для нужд обороны.

Массовое производство и его индустриальный характер требовали адаптации всего управленческого контура к возраставшему запросу на нормативно-техническое регулирование — оперативное и качественное, отвечающее высокодифференцированным потребностям отраслей. Советское Правительство в 1940 г. в ходе решения задачи «упорядочения дела стандартизации» в жесткие сроки предвоенной мобилизации всех ресурсов выстроило новую модель иерархически организованной союзной структуры органов нормативно-технического регулирования. Характерными чертами этой модели стали параметры функционирования СНК СССР как «верхнего уровня» мобилизационной технической политики:

• концентрация полномочий по всему спектру производства, включая промышленную и сельскохозяйственную продукцию, проектирование и строительство, санитарию и гигиену;

• обеспечение связанности информационной среды нормативно-технического регулирования в ходе аудита нормативно-технических массивов отраслевых органов управления;

• интеграция данных о качественных параметрах продукции в работу по планированию, ценообразованию, выделению фондов;

• опора на инструменты развертывания массовых компаний.

Исключительную роль в данной модели предвоенной мобилизации

играли отработанные в 1940 г. четкие процедуры оперативной корректировки требований нормативно-технической документации, прежде всего ГОСТов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гапанович В.А. Техническое регулирование. Правовые аспекты реформы. Комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании». Москва, Научный эксперт, 2010, с. 36.

[2] Морев В.А. К истории советской стандартизации в 1918-1945 гг. Вестник Томского государственного университета, 2014, № 3, с. 130-134.

[3] Постановление СНК СССР от 26.06.1936 № 1123 «О реорганизации дела стандартизации». Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР, 1936, № 33, с. 498, 499.

[4] Перечень стандартов, утверждаемых Наркомлесом Союза ССР. Приложение к Постановлению СНК СССР от 04.05.1937 № 730 «О перечне продукции лесной промышленности, стандарты на которую утверждаются Советом Народных Комиссаров Союза ССР и Народным Комиссариатом Лесной Промышленности Союза ССР». Государственный архив Российской Федерации, ф. 5446, оп. 81а, д. 55.

[5] Постановление СНК СССР от 14.02.1937 № 241 «О перечне продукции тяжелой промышленности, стандарты на которую утверждаются Советом Народных Комиссаров Союза ССР и Народным Комиссариатом Тяжелой Промышленности». Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР, 1937, № 15, ст. 48.

[6] Постановление СНК СССР от 11.03.1937 № 392 «Об утверждении Перечня стандартов, разрабатываемых Комитетом по Заготовкам Сельскохозяйственных Продуктов при СНК Союза ССР». Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР, № 19, ст. 73.

[7] Парций Я. Ответственность за недоброкачественную продукцию. Приложение к журналу «Хозяйство и право», 2000, № 9, 63 с.

[8] XVIII съезд Всесоюзной коммунистической партии (б) 10-21 марта 1939 г.: Стенографический отчет. Москва, Госполитиздат, 1939, 744 с.

[9] Постановление ЭКОСО при СНК СССР № 249 от 22 февраля 1940 г. «Об упорядочении дела стандартизации». Государственный архив Российской Федерации, ф. 4372, оп. 38, д. 72.

[10] Постановление ЭКОСО при СНК СССР № 183 от 5 февраля 1940 г. «О стандарте на суперфосфат». Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 17.

[11] Постановление ЭКОСО при СНК СССР № 8 от 2 января 1940 г. «О стандарте и ценах на спички». Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 15.

[12] Постановление СНК СССР от 13 августа 1937 г. «О ценах и кондициях на сортовое зерно из урожая 1937 г.». Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР, 1937, № 57, ст. 243.

[13] Приказ по Народному Комиссариату Заготовок Союза ССР № 196 от 5 марта 1940 г. «Об изменении норм выхода муки». Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 18.

[14] Постановление ЭКОСО при СНК СССР № 104 от 19 января 1940 г. «О балансах и планах материально-технического снабжения народного хозяйства на 1940 год и I квартал 1940 года». Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 15.

[15] Постановление ЭКОСО при СНК СССР № 405 от 20 марта 1940 г. «О нормах расхода металла на 1 тонну проката и труб». Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 18.

[16] Постановление Экономического Совета при СНК СССР № 700 от 20 мая 1940 г. «О работе сахарной промышленности Наркомпищепрома СССР». Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 20.

[17] Прейскурант розничных цен на мясо и мясопродукты за 1 килограмм. Приложение № 1 к Постановлению Экономсовета при СНК СССР № 118 от 22 января 1940 г. Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 16, ч. 2.

[18] Дополнительный прейскурант розничных цен на шерстяные ткани и штучные изделия производства предприятий государственной шерстяной промышленности. Утвержден Экономическим Советом при СНК СССР 3 марта 1940 г. Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 18.

[19] Прейскурант оптово-отпускных цен на авиалесоматериалы и авиапиломатериалы по ОСТам №№ 313, 314, 315 и 316 для всех районов франко-вагон станция отправления, а для кряжей, кроме того, франко-вода пункт приплава и франко-двор потребителя при непосредственной вывозке из леса на расстояние до 35 километров. Приложение к Постановлению Экономсовета при СНК СССР № 314 от 05.03.1940 г. Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 18.

[20] Прейскурант заготовительных цен на пух и перо рассевых заготовок за 1 кг. Приложение к Постановлению ЭКОСО при СНК СССР № 194 от 9 февраля 1940 г. РГАЭ, ф. 4372, оп. 38, д. 17.

[21] Постановление ЭКОСО при СНК СССР № 161 от 3 февраля 1940 г. «Об обмене сортовых семян яровых культур для посева 1940 года». Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 17.

[22] Постановление ЭКОСО при СНК СССР от 17 мая 1940 г. № 691 «Об аварии турбины 50 МГВТ на Сталиногорской ГРЭС» («Не подлежит оглашению»). Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 20.

[23] Проект Постановления СНК СССР «Об улучшении дела стандартизации» с сопроводительным письмом А. Вышинского В. Молотову от 25 мая 1940 г. Государственный архив Российской Федерации, ф. 5446, оп. 81а, д. 55.

[24] Постановление СНК СССР от 3 апреля 1940 г. № 436 «О перестройке работы Экономсовета». Оборонно-промышленный комплекс СССР накануне Великой Отечественной Войны (1938 — июнь 1941). Москва, Книжный Клуб Книговек, 2015, 1120 с.

[25] Постановление ЭКОСО при СНК СССР от 22 апреля 1940 г. № 584 О передаче ряда вопросов на решение Хозяйственных советов при СНК СССР. Российский государственный архив экономики, ф. 4372, оп. 38, д. 19.

[26] Рапортички о поступивших вопросах в Совет по товарам широкого потребления при Совете Народных Комиссаров Союза ССР за 1940 год. Государственный архив Российской Федерации, ф. 5446, оп. 41б, д. 4.

[27] Протокол № 4 Заседания Совета по металлургии и химии при Совете Народных Комиссаров СССР от 07.06.1940. Государственный архив Российской Федерации, ф. 5446, оп. 41а, д. 1.

[28] Хлевнюк О.В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. Москва, РОССПЭН, 2010, 478 с.

[29] Протоколы совещаний у Зам. Председателя СНК СССР т. Первухина М.Г. с 03.07. по 26.10.1940. Государственный архив Российской Федерации, ф. 5446, оп. 41а, д. 2.

[30] Постановление Экономсовета при СНК СССР от 09.07.1940 № 1235 «Об утверждении Инструкции Наркомзага "О порядке проведения обязательных поставок зерна и риса государству колхозами и единоличными хозяйствами".

Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик, 1940, № 18, с. 615-636.

[31] Копия телеграммы Булганину от 28.06.1940 из Нижней Салды от замнаркома Черной Металлургии Меркулова. Государственный архив Российской Федерации, ф. 5446, оп. 41а, д. 3.

[32] Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 9 июля 1940 г. № 1211 «О государственных общесоюзных стандартах и порядке их ведения». Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик, 1940, № 20, ст. 485.

[33] Положение о Всесоюзном Комитете по Стандартизации при Совнаркоме СССР. Утверждено Постановлением Совнаркома СССР от 23.08.1940 № 1523 О Всесоюзном Комитете по Стандартизации при Совнаркоме СССР. Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик, 1940, № 22, с. 545.

[34] Постановление СНК СССР от 10.10.1940 № 948 «Об переименовании Всесоюзного Комитета по Стандартизации при Совнаркоме СССР во Всесоюзный Комитет Стандартов при Совнаркоме СССР». Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик, 1940, № 28, с. 948.

[35] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10.07.1940 «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями». Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного совета СССР. 1938-1944 гг. Москва, Ведомости Верховного совета СССР, 1945, с. 241, 242.

[36] Копия докладной прокурора СССР Бочкова от 23 августа 1940 г. в СНК СССР. Государственный архив Российской Федерации, ф. 5446, оп. 24а, д. 169.

[37] Постановление Пленума ЦК ВКП(б) от 31 июля 1940 г. «О контроле над проведением в жизнь Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. "О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений"». 1941 год. В 2 кн. Кн. 1. Москва, Международный фонд «Демократия», 1998, с. 139-143.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[38] Штатное расписание. Российский государственный архив экономики, ф. 4460, оп. 1, д. 71, л. 2-12.

[39] Протокол № 14 Заседания Совета по Металлургии и Химии при Совете Народных Комиссаров СССР от 08.08.1940. Государственный архив Российской Федерации, ф. 5446, оп. 41а, д. 1.

[40] Отчет о работе Всесоюзного Комитета Стандартов при Совнаркоме Союза ССР за 1940 год. Российский государственный архив экономики, ф. 4460, оп. 1, д. 69.

[41] Отчет об организации работ по стандартизации по отдельным отраслям народного хозяйства. Российский государственный архив экономики, ф. 4460, оп. 1, д. 66.

[42] Постановление ЭКОСО при СНК СССР 15 ноября 1940 г. № 1829 «Об установлении норм расхода бензина для легковых автомашин». Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик, 1940, № 30, с. 1020-1023.

[43] Постановление ЭКОСО при СНК СССР 18 ноября 1940 г. № 1834 О технических нормах расхода автобензина и смазочных материалов для автотранспорта. Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик, 1940, № 30, с. 1024-1026.

[44] Постановления Экономического Совета при СНК Союза ССР от 12 сентября 1940 г. № 1541. «О замене пробковой коры для изготовления спасательных приборов другим недефицитным сырьем». Собрание постановлений и распо-

ряжений правительства Союза Советских Социалистических республик, 1940, № 25, с. 867.

[45] Постановление Экономического Совета при Совнаркоме СССР № 1624-481с от 03.10.1940 «О поставке Златоустовским заводом Наркомата черной металлургии недоброкачественной стали марки ХМА заводу № 92 Наркомата вооружения». Российский государственный архив экономики, ф. 7516 (Наркомат боеприпасов), оп. 1, д. 579.

[46] Протокол № 17 заседания Совета по топливу и электрохозяйству при СНК СССР от 16 июля 1940 г. Государственный архив Российской Федерации, ф. 5446. оп. 41а, д. 4.

Статья поступила в редакцию 28.02.2024

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Фивейская М.Г. «Упорядочение дела стандартизации»: перестройка нормативно-технической работы СНК СССР в 1940 г. Гуманитарный вестник, 2024, вып. 1. http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2024-1-882

Фивейская Мария Геннадьевна — канд. истор. наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. e-mail: mashafiva@yandex.ru

"Regulating the matter of standardization": restructuring normative and technical work of the Council of People's Commissars of the USSR in 1940

© M.G. Fiveyskaya

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (The Presidential Academy, RANEPA), Moscow, 119571, Russia

The paper considers operation of the Council of People's Commissars of the USSR as a body in normative and technical regulation. Previously, this issue was not an independent research task. Its role is shown in the Government work and organizational technologies in preparing and decision-making. Problems related to state standards are a part of the general problems in operation of the Council of People's Commissars of the USSR as a regulatory and technical body (its activities covered issues of all types ofproduction, construction, transport, rules for agricultural procurement, supplies, planning and pricing, contractual work and arbitration). Normative and technical regulation was projected into decisions of the Council of People's Commissars of the USSR at all historical stages of its operation, but the degree of the top management body participation in regulatory and technical work was varying. Practice that emerged in the 1930s left the priorities in developing and implementing technical policy to the departments. Role of the Council of People's Commissars of the USSR was increasingly reduced to approving acts according to the nomenclature assigned to it. Increasing complexity of the system of departments and economic life, tasks of the pre-war mobilization and decrease in controlling production quality led to transition to a new model in summer of 1940. Establishment of a specialized management body under the Council of People's Commissars of the USSR, i.e. the All-Union Committee for Standardization (AUCS) became a component in comprehensive transformation of regulating economy in the pre-war USSR. In terms of its powers and personnel composition, the AUCS was intendedfor expert, normative and organizational support in development and implementation of the USSR Government mobilization technical policy.

Keywords: standardization, Committee of Standards, mobilization technical policy, manage-mentpre-war restructure, normative and technical documentation, GOST, standard

REFERENCES

[1] Gapanovich V.A. Tekhnicheskoe regulirovanie. Pravovye aspekty reform. Kommen-tariy k Federalnomu zakonu "O tekhnicheskom regulirovanii" [Technical regulation. Legal aspects of the reform. Commentary on the Federal Law "On Technical Regulation"]. Moscow, Nauchnyi Ekspert Publ., 2010, p. 36.

[2] Morev V.A. K istorii sovetskoy Standartizatsii v 1918-1945 gg. [On the Soviet standardization in 1918-1945]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal, 2014, no. 3, pp. 130-134.

[3] Postanovlenie SNK SSSR ot 26.06.1936 No. 1123 "O peorganizatsii dela Standartizatsii" [Resolution of the Council of People's Commissars of the USSR dated June 26, 1936 No. 1123 "On reorganization of the matter of standardization".] Sobranie zakonov i rasporyazheniy Raboche-krestyanskogo pravitelstva [Collection of laws and orders of the Workers' and Peasants' Government of the USSR], 1936, no. 33, pp. 498, 499.

[4] Perechen standartov, utverzhdaemykh Narkomlesom Soyuza SSR. Prilozhenie k postanovleniyu SNK SSSR ot 04.05.1937 No. 730 "O perechne produktsii lesnoy promyshlennosti, standarty na kotoruyu utverzhdayutsya Sovetom Narodnykh Komissarov Soyuza SSR i Narodnym Komissariatom Lesnoy Promyshlennosti SSR" [List of standards approved by the People's Commissariat of Forestry of the USSR Appendix to the Resolution of the Council of People's Commissars of the USSR dated 04.05.1937 No. 730 "On the list of forest industry products, the standards for which are approved by the Council of People's Commissars of the USSR and the People's Commissariat of the Forestry Industry of the USSR"]. Gosudar-stvennyi arkhiv Rossiyskoy Federatsii [State Archive of the Russian Federation], f. 5446, op. 81a, no. 55.

[5] Postanovlenie SNK SSSR ot 14.02.1937 "O perechne produktsii tyazheloy promyshlennosti, standarty na kotoruyu utverzhdayutsya Sovetom Narodnykh Komissarov SSR i Narodnym Komissariatom Tyazheloy Promyshlennosti" [Resolution of the Council of People's Commissars of the USSR dated February 14, 1937 No 241 "On the list of heavy industry products, the standards for which are approved by the Council of People's Commissars of the USSR and the People's Commissariat of Heavy Industry"]. Sobranie zakonov i rasporyazheniy Raboche-krestyanskogo pravitelstva SSSR [Collection of laws and orders of the Workers' and Peasants' Government of the USSR], 1937, no. 15, art. 48.

[6] Postanovlenie SNK SSSR ot 11.03.1937 No. 392 "Ob utverzhdenii Perechnya standartov, razrabatyvaemykh Komitetom po Zagotovkam Selskokhozyaistvennykh Produktov pri SNK Soyuza SSR" [Resolution of the Council of People's Commissars of the USSR dated March 11, 1937 No. 392 "On approval of the List of standards developed by the Committee for the Procurement of Agricultural Products under the Council of People's Commissars of the USSR"]. Sobranie zakonov i rasporyazheniy Raboche-krestyanskogo pravitelstva SSSR [Collection of laws and orders of the Workers' and Peasants' Government of the USSR], no. 19, art. 73.

[7] Partsiy Ya. Otvetstvennost za nedobrokachestvennuyu produktsiyu [Responsibility for substandard products]. Prilozhenie k zhurnalu "Khozyaystvo i pravo" — Supplement to the journal "Economy and Law ", 2000, no. 9, p. 63.

[8] XVIII syezd Vsesoyuznoy kommunisticheskoy partii (b) 10-21 marta 1939 g.: Steno-graficheskiy otchet [XVIII Congress of the All-Union Communist Party (b) March 10-21, 1939: Verbatim report]. Moscow, Gospolitizdat Publ., 1939, 744 p.

[9] Postanovlenie EKOSO pri SNK SSSR No. 249 ot 22 fevralya 1940 g. "Ob upor-yadochenii dela Standartizatsii" [Resolution of ECOCO under the Council of People's Commissars of the USSR No. 249 of February 22, 1940 "On regulating the matter of standardization"]. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiyskoy Federatsii [State Archive of the Russian Federation], f. 4372, op. 38, no. 72.

[10] Postanovlenie EKOSO pri SNK SSSR No. 183 ot 5 fevralya 1940 g. "O standarte na superfosfat" [Resolution of ECOCO under the Council of People's Commissars of the USSR No. 183 of February 5, 1940 "On the standard for superphosphate"]. Ros-siyskiy gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki [Russian State Archive of Economics], f. 4372, op. 38, no. 17.

[11] Postanovlenie EKOSO pri SNK SSSR No. 8 ot 2 yanvarya 1940 g. "O standarte i tsenakh na spichki" [Resolution of ECOCO under the Council of People's Commissars of the USSR No. 8 of January 2, 1940 "On the standard and prices for matches"]. Rossiyskiy gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki [Russian State Archive of Economics], f. 4372, op. 38, no. 15.

[12] Postanovlenie SNK SSSR ot 13 avgusta 1937 g. "O standarte i konditsiyakh na sor-tovoe zerno iz urozhaya 1937 g." [Resolution of the Council of People's Commissars of the USSR dated August 13, 1937 "On prices and conditions for high-quality grain

from the 1937 harvest"]. Sobranie zakonov i rasporyazheniy Raboche-krestyanskogo pravitelstva SSSR [Collection of laws and orders of the Workers' and Peasants' Government of the USSR], 1937, no. 57, art. 243.

[13] Prikaz po Narodnomu Komissariatu Zagotovok Soyuza SSR No. 196 ot 5 marta 1940 g. "Ob izmenenii norm vykhoda muki" [Order of the People's Commissariat of Procurement of the USSR No. 196 dated March 5, 1940 "On changing flour yield standards"]. Rossiyskiy gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki [Russian State Archive of Economics], f. 4372, op. 38, no. 18.

[14] Postanovlenie EKOSO pri SNK SSSR No. 104 ot 19 yanvarya 1940 g. "O balan-sakh i planakh materialno-tekhnicheskogo snabzheniya narodnogo khozyaystva na 1940 god i I kvartal 1940 goda" [Resolution of ECOCO under the Council of People's Commissars of the USSR No. 104 of January 19, 1940 "On balances and plans for material and technical supply of the national economy for 1940 and the first quarter of 1940"]. Rossiyskiy gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki [Russian State Archive of Economics], f. 4372, op. 38, no. 15.

[15] Postanovlenie EKOSO pri SNK SSSR No. 405 ot 20 marta 1940 g. "O normakh raskhoda metalla na 1 tonnu prokata i trub" [Resolution of ECOCO under the Council of People's Commissars of the USSR No. 405 of March 20, 1940 "On the norms of metal consumption per 1 ton of rolled steel and pipes"]. Rossiyskiy gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki [Russian State Archive of Economics], f. 4372, op. 38, no. 18.

[16] Postanovlenie Ekonomicheskogo Soveta pri SNK SSSR No. 700 ot 20 maya 1940 g. "O rabote sakharnoy promyshlennosti Narkompishcheproma SSSR" [Resolution of the Economic Council under the Council of People's Commissars of the USSR No. 700 of May 20, 1940 "On the work of the sugar industry of the People's Commissariat of Food Industry of the USSR"]. Rossiyskiy gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki [Russian State Archive of Economics], f. 4372, op. 38, no. 20.

[17] Preyskurant roznichnykh tsen na myaso i myasoprodukty za 1 kilogramm. Prilozhenie No. 1 k Postanovleniyu Ekonomsoveta pri SNK SSSR No. 118 ot 22 yanvarya 1940 g. [Price list of retail prices for meat and meat products per 1 kilogram. Appendix No. 1 to the Resolution of the Economic Council under the Council of People's Commissars of the USSR No. 118 of January 22, 1940]. Rossiyskiy gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki [Russian State Archive of Economics], f. 4372, op. 38, no. 16, part 2.

[18] Dopolnitelnyi preyskurant roznichnykh tsen na sherstyanye tkani i shtuchnye izdeliya proizvodstva predpriyatiy gosudarstvennoy sherstyanoy promyshlennosti. Utverzhden Ekonomicheskim Sovetom pri SNK SSSR 3 marta 1940 g. [Additional price list of retail prices for woolen fabrics and piece goods produced by enterprises of the state wool industry. Approved by the Economic Council under the Council of People's Commissars of the USSR on March 3, 1940]. Rossiyskiy gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki [Russian State Archive of Economics], f. 4372, op. 38, no. 18.

[19] Preyskurant optovo-otpusknykh tsen na avialesomaterialy i aviapilomaterialy po OSTam No.No. 313, 314, 315 i 316 dlya vsekh rayonov franko-vagon stantsiya otpravitelya, a dlya kryazhey, krome togo, franko-voda punkt priplava i franko-dvor potrebitelya pri neposredstvennoy vyvozke lesa na rasstoyanie do 35 kilometrov. Prilozhenie k Postanovleniyu Ekonomsoveta pri SNK SSSR No. 314 ot 05.03.1940 g. [Price list of wholesale prices for aircraft timber and aircraft lumber according to OST Nos. 313, 314, 315 and 316 for all areas free-carriage station of departure, and for ridges, in addition, free-water arrival point and free-yard consumer at direct removal from the forest at a distance of up to 35 kilometers. Appendix to the Resolution of the Economic Council under the Council of People's Commissars of the USSR No. 314 of March 05, 1940]. Rossiyskiy gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki [Russian State Archive of Economics], f. 4372, op. 38, no. 18.

[20] Preyskurant zagotovitelnykh tsen na pukh i pero rassevykh zagotovok za 1 kg. Prilozhenie k Postanovleniyu EKOSO pri SNK SSSR No. 194 ot 9 fevralya 1940 g. [Price list of procurement prices for down and feather sieving blanks per 1 kg. Appendix to the Decree of ECOCO under the Council of People's Commissars of the USSR No. 194 of February 9, 1940]. Rossiyskiy gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki [Russian State Archive of Economics], f. 4372, op. 38, no. 17.

[21] Postanovlenie EKOSO pri SNK SSSR No. 161 ot 3 fevralya 1940 g. "Ob obmene sortovykh semyan yarovykh kultur dlya poseva 1940 goda" [Resolution of ECOCO under the Council of People's Commissars of the USSR No. 161 of February 3, 1940 "On the exchange of varietal seeds of spring crops for sowing in 1940"]. Rossiyskiy gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki [Russian State Archive of Economics], f. 4372, op. 38, no. 17.

[22] Postanovlenie EKOSO pri SNK SSSR ot 17 maya 1940 g, "Ob avarii turbiny 50 MGVT na Stalinogorskoy GRES" ("Ne podlezhit oglasheniyu") [Resolution of ECOCO under the Council of People's Commissars of the USSR dated May 17, 1940 No. 691 "On the accident of the 50 MGW turbine at the Stalinogorsk State District Power Plant" ("Not subject to disclosure")]. Rossiyskiy gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki [Russian State Archive of Economics], f. 4372, op. 38, no. 20.

[23] Proekt Postanovleniya SNK SSSR "Ob uluchshenii dela sttandartizatsii" s so-provoditelnym pismom A. Vyshinskogo V. Molotovu ot 25 maya 1940 g. [Draft of the Resolution of the Council of People's Commissars of the USSR "On improving the matter of standardization" with an accompanying letter by A. Vyshinsky to V. Molotov dated May 25, 1940]. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiyskoy Federatsii [State Archive of the Russian Federation], f. 5446, op. 81a, no. 55.

[24] Postanovlenie SNK SSSR ot 3 aprelya 1940 g. No. 436 "O perestroyke raboty Ekonomsoveta" [Resolution of the Council of People's Commissars of the USSR dated April 3, 1940 No. 436 "On restructuring the work of the Economic Council"]. Oboronno-promyshlennyi kompleks SSSR nakanune Velikoy Otechestvennoy (1938 - June 1941) [The military-industrial complex of the USSR on the eve of the Great Patriotic War (1938 - June 1941)]. Moscow, Knizhnyi Klub Knigovek Publ., 2015, 1120 p.

[25] Postanovlenie EKOSO pri SNK SSSR ot 22 aprelya 1940 g. No. 584 "O peredache ryada voprosov na reshenie Khozyaystvennykh sovetov pri SNK SSSR" [Resolution of ECOCO under the Council of People's Commissars of the USSR dated April 22, 1940 No. 584 "On the transfer of a number of issues to the decision of the Economic Councils under the Council of People's Commissars of the USSR"]. Rossiyskiy gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki [Russian State Archive of Economics], f. 4372, op. 38, no. 19.

[26] Raportichki o postupivshikh voprosakh v Sovet po tovaram shirokogo potrebleniya pri Sovete Narodnykh Komissarov Soyuza SSR za 1940 god [Reports on questions received by the Council on Consumer Goods under the Council of People's Commissars of the USSR for 1940]. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiyskoy Federatsii [State Archive of the Russian Federation], f. 5446, op.41b, no. 4.

[27] Protokol No. 4 Zasedaniya po metallurgii i khimii pri Sovete Narodnykh Komissarov SSSR ot 07.06.1940 [Minutes No. 4 of the Meeting of the Council on Metallurgy and Chemistry under the Council of People's Commissars of the USSR dated June 7, 1940]. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiyskoy Federatsii [State Archive of the Russian Federation], f. 5446, op. 41a, no. 1.

[28] Khlevnyuk O.V. Khozyain. Stalin i utverzhdenie stalinskoy diktatury [Master. Stalin and establishment of the Stalinist dictatorship]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2010, 478 p.

[29] Protokoly soveschaniy u Zam. Predsedatelya SNK SSSR t. Pervukhina M.G. s 03.07 po 26.10.1940 [Meetings minutes with the Deputy Chairman of the Council of Peo-

ple's Commissars of the USSR Comrade M.G. Pervukhin from 03.07. to 26.10.1940]. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiyskoy Federatsii [State Archive of the Russian Federation], f. 5446, op. 41a, no. 2.

[30] Postanovlenie Ekonomsoveta pri SNK SSSR ot 09.07.1940 No. "O utverzhdenii In-struktsii Narkomzaga "O poryadke provedeniya obyazatelnykh postavok zerna i risa gosudarstu kolkhozami i edinolichnymi khozyaistvami" [Resolution of the Economic Council under the Council of People's Commissars of the USSR dated July 07, 1940 No. 1235 "On approval of the Instruction of the People's Commissariat of Procurement "On the procedure for mandatory supplies of grain and rice to the state by collective farms and individual farms"]. Sobranie postanovleniyu i rasporyazheniy pravitelstva Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik [Collection of resolutions and orders of the Government of the Union of the Soviet Socialist Republics], 1940, no. 18, pp. 615-636.

[31] Kopiya telegrammy Bulganinu ot 28/06/1940 iz Nizhney Saldy ot zamnarkoma Chernoy Metallurgii Merkulova [Copy of a telegram to Bulganin dated June 28, 1940 from Nizhnyaya Salda from Deputy People's Commissar of Ferrous Metallurgy Merkulov]. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiyskoy Federatsii [State Archive of the Russian Federation], f. 5446, op. 41a, no. 3.

[32] Postanovlenie SNK SSSR i TsK VKP(b) ot 9 iyulya 1940 g. No. 1211 "O gosudar-stvennykh obshchesoyuznykh standartakh i poryadke ikh vedeniya" [Resolution of the Council of People's Commissars of the USSR and the Central Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks dated July 9, 1940 No. 1211 "On the state all-Union standards and the procedure for their maintenance"]. Sobranie post-anovleniyu i rasporyazheniy pravitelstva Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik [Collection of resolutions and orders of the Government of the Union of the Soviet Socialist Republics], 1940, no. 20, art. 485.

[33] Polozhenie o Vsesoyuznom Komitete po Standartizatsii pri Sovnarkome SSSR. Ut-verzhdeno Postanovleniem Sovnarkoma SSSR ot 23.08.19940 No. 1523 "O Vseso-yuznom Komitete po Standartizatsii pri Sovnarkome SSSR [Regulations on the AllUnion Committee for Standardization under the Council of People's Commissars of the USSR. Approved by Resolution of the Council of People's Commissars of the USSR dated August 23, 1940 No. 1523 "On the All-Union Committee for Standardization under the Council of People's Commissars of the USSR"]. Sobranie post-anovleniyu i rasporyazheniy pravitelstva Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik [Collection of resolutions and orders of the Government of the Union of the Soviet Socialist Republics], 1940, no. 22, p. 545.

[34] Postanovlenie SNK SSSR ot 10.10.1940 No.948 "Ob pereimenovanii Vsesoyuz-nogo Komiteta po Standartizatsii pri Sovnarkome SSSR vo Vsesoyuznyi Komitet Standartov pri Sovnarkome SSSR [Resolution of the Council of People's Commissars of the USSR dated October 10, 1940 No. 948 "On the renaming of the AllUnion Committee for Standardization under the Council of People's Commissars of the USSR into the All-Union Committee of Standards under the Council of People's Commissars of the USSR"]. Sobranie postanovleniyu i rasporyazheniy pravitelstva Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik [Collection of resolutions and orders of the Government of the Union of the Soviet Socialist Republics], 1940, no. 28, p. 948.

[35] Ukaz Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR ot 10.07.1940 "Ob otvetstvennosti za vypusk nedobrokachestvennoy ili nekompletnoy produktsii i za nesoblyudenie obyazatelnykh standartov promyshlennymi predpriyatiyami" [Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR dated July 10, 1940 "On liability for the production of poor-quality or incomplete products and for failure to comply with mandatory standards by industrial enterprises"]. Sbornikzakonov SSSR i ukazov Prezidi-

uma Verkhovnogo Soveta SSSR. 1938-1944 gg. [Collection of laws of the USSR and decrees of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR. 1938-1944]. Moscow, Vedomosti Verkhovnogo soveta SSSR Publ., 1945, pp. 241, 242.

[36] Kopiya dokladnoy prokurora SSSR Bochkova ot 23 avgusta 1940 g. v SNK SSSR [Copy of the report of the USSR Prosecutor Bochkov dated August 23, 1940 to the Council of People's Commissars of the USSR]. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiyskoy Federatsii [State Archive of the Russian Federation], f. 5446, op. 24a, no. 169.

[37] Postanovlenie Plenuma TsK VKP(b) ot 31 iyulya 1940 g. "O kontrole nad provedeniem v zhizn Ukaza Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR ot 26 iyunya 1940 g. "O perekhode na vosmichasovoy rabochiy den, na semidnevnuyu rabochuyu nedelyu i o zapreshchenii samovolnogo ukhoda rabochikh i sluzhashchikh s predpriyatiy i uchrezhdeniya". 1941 god [Resolution of the Plenum of the Central Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks dated July 31, 1940 "On control over the implementation of the Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR dated June 26, 1940 "On the transition to an eight-hour working day, to a seven-day working week and the prohibition of unauthorized departure of workers and employees from enterprises and institutions." 1941]. In 2 books. Book 1. Moscow, Mezhdunarodnyi Fond "Demokratiya" Publ., 1998, pp. 139-143.

[38] Shtatnoe raspisanie [Staffing table]. Rossiyskiy gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki [Russian State Archive of Economics], f. 4460, op. 1, d. 71, pp. 2-12.

[39] Protokol No. 14 Zasedaniya Soveta po Metallurgii i Khimii pri Sovete Narodnykh Komissarov SSSR ot 08.08.1940 [Minutes No. 14 of the Meeting of the Council for Metallurgy and Chemistry under the Council of People's Commissars of the USSR dated August 8, 1940]. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiyskoy Federatsii [State Archive of the Russian Federation], f. 5446, op. 41a, no. 1.

[40] Otchet o rabote Vsesoyuznogo Komiteta Standartov pri Sovnarkome Soyuza SSR za 1940 g. [Report on the work of the All-Union Committee of Standards under the Council of People's Commissars of the USSR for 1940]. Rossiyskiy gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki [Russian State Archive of Economics], f. 4460, op. 1, no. 69.

[41] Otchet ob organizatsii rabot po standartizatsii po otdelnym otraslyam narodnogo khozyaystva [Report on the organization of standardization work in individual sectors of the national economy]. Rossiyskiy gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki [Russian State Archive of Economics], f. 4460, op. 1, no. 66.

[42] Postanovlenie EKOSO pri SNK SSSR 15 noyabrya 1940 g. No. 1829 "Ob ustanovlenii norm raskhoda benzina dlya legkovykh avtomashin" [Resolution of ECOCO under the Council of People's Commissars of the USSR dated November 15, 1940 No. 1829 "On establishing gasoline consumption standards for passenger cars"]. Sobranie postanovleniyu i rasporyazheniy pravitelstva Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik [Collection of resolutions and orders of the Government of the Union of the Soviet Socialist Republics], 1940, no. 30, pp. 1020-1023.

[43] Postanovlenie EKOSO pri SNK SSSR 18 noyabrya 1940 g. No. 1834 "O tekhnich-eskikh normakh raskhoda avtobenzina i smazochnykh materialov dlya avtotranspor-ta" Resolution of EKOCO under the Council of People's Commissars of the USSR dated November 18, 1940 No. 1834 "On technical standards for the consumption of gasoline and lubricants for vehicles"]. Sobranie postanovleniyu i rasporyazheniy pravitelstva Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik [Collection of resolutions and orders of the Government of the Union of the Soviet Socialist Republics], 1940, no. 30, pp. 1024-1026.

[44] Postanovlenie Ekonomicheskogo Soveta pri SNK Soyuza SSR ot 12 sentyabrya 1940 g. No. 1541 "O zamene probkovoy kory dlya izgotovleniya spasatelnykh priborov drugim nedefitsitnym syryem Resolution of the Economic Council under the Council of People's Commissars of the USSR of September 12, 1940 No. 1541.

"On the replacement of cork bark for the manufacture of life-saving devices with other non-scarce raw materials"]. Sobranie postanovleniyu i rasporyazheniy pravitelstva Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik [Collection of resolutions and orders of the Government of the Union of the Soviet Socialist Republics], 1940, no. 25, pp. 867.

[45] Postanovlenie Ekonomicheskogo Soveta pri Sovnarkome SSSR No. 1624-481s ot 03.10.1940 "O postavke Zlatoustovskim zavodom Narkomata Chernoy metallurgii nedobrokachestvennoy stali marku XMA zavodu No. 92 Narkomata vooruzheniya" [Resolution of the Economic Council under the Council of People's Commissars of the USSR No. 1624-481s dated October 03, 1940 "On the supply by the Zlatoust plant of the People's Commissariat of Ferrous Metallurgy of low-quality steel of the XMA grade to plant No. 92 of the People's Commissariat of Arms"]. Rossiyskiy gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki [Russian State Archive of Economics], f. 7516 (People's Commissariat of Ammunition), op. 1, no. 579.

[46] Protokol No. 17 zasedaniya Soveta po toplivu i elektrokhozyaystvu pri SNK SSSR ot 16 iyulya 1940 g. [Minutes No. 17 of the meeting of the Council on Fuel and Electrical Facilities under the Council of People's Commissars of the USSR dated July 16, 1940]. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiyskoy Federatsii [State Archive of the Russian Federation], f. 5446. op. 41a, no. 4.

Fiveyskaya M.G., Cand. Sc. (History), Associate Professor, Institute for Social Sciences, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (The Presidential Academy, RANEPA). e-mail: mashafiva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.