DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10145
исторические науки
В.И. Панова
упоминания о городских и сельских храмах. божницы (боженки). мирские церкви (по материалам Ипатьевской летописи)
Ипатьевская летопись — основной источник по истории Церкви на Руси в XII в. В ней содержится самая разная информация, касающаяся устройства Церкви, в том числе и о приходских храмах, городских и сельских. Именно в Ипатьевской летописи впервые встречается собирательное, обобщающее понятие по отношению ко всем некафедральным храмам Руси XII столетия — мирские церкви. Исследование позволяет утверждать, что низшей церковно-адми-нистративной единицей Руси во второй половине XII в. были приходы. Среди церковных сооружений Руси XII в., упоминающихся в Ипатьевской летописи, встречаются и такие, которые сводчик называл «божницами» или «боженками». Они располагались в местах, удаленных от городов, но памятных по событиям церковно-политического значения, а также в местах, важных в стратегическом отношении. Божницами называли также небольшие церкви или часовни при княжеских домах или во вновь основанных княжеских городках. Эти уникальные сведения Ипатьевской летописи свидетельствуют о том, что вопрос организационного устройства Церкви был актуальным в XII в., находился в процессе становления и, медленно, но решался, причем, скорее всего, не столько ее служителями, сколько князьями.
Ключевые слова: Ипатьевская летопись, храмостроение, городские и сельские храмы, боженки, мирские церкви, князья, Русь в XII в.
В Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи часто встречаются упоминания о храмах, не являвшихся кафедральными соборами или монастырскими церквями. По местонахождению их можно разделить на храмы городские и сельские. Из числа городских летописец отметил:
в г. Боголюбове: 1) каменную церковь св. Богородицы Рождества (6683 = 1174) [ПСРЛ, 2, стб. 581], построенную Андреем Боголюбским;
в г. Владимире-на-Клязьме: 1) каменную церковь св. Спаса, заложенную Юрием Долгоруким и достроенную его сыном Андреем Боголюбским (6666 = 1157) [ПСРЛ, 2, стб. 491], 2) каменную церковь св. Богородицы, построенную Андреем Боголюбским [ПСРЛ, 2, стб. 491];
в г. Кидекше: 1) церковь св. Бориса и Глеба, построенную князем Юрием, упоминается в связи с погребением в ней сына Юрия Бориса (6667 = 1159) [ПСРЛ, 2, стб. 493];
в г. Киеве: 1) церковь св. Богородицы Десятинную (6658 = 1150, 6659 = 1151, 6679 = 1169, 6680 = 1169) [ПСРЛ, 2, стб. 403, 433, 441, 545, 554], 2) церковь св. Богородицы Пирогощую, заложенную киевским князем Мстиславом (6640 = 1131) и завершенную при киевском князе Ярополке (6644 = 1136) [ПСРЛ, 2, стб. 294, 300], 3) церковь св. Михаила (6655 = 1147) [ПСРЛ, 2, стб. 354], 4) церковь св. Василия на княжеском дворе, упоминаемую в связи с ее освящением (6691 = 1185) [ПСРЛ, 2, стб. 634], и 5) церковь св. Василия, как возведенную князем Рюриком на Новом дворе (6705 = 1198) [ПСРЛ, 2, стб. 707] ;
в г. Лучине: 1) церковь св. Михаила, построенную на рождение сына князем Рюриком Ростиславичем (6681 = 1171) [ПСРЛ, 2, стб. 567];
Валентина Игнатьевна Панова — кандидат исторических наук, доцент, Воронежский государственный университет (г. Воронеж) ([email protected]).
в г. Муроме: 1) церковь Христову, созданную муромским князем Юрием Ярослави-чем (6682 = 1174) [ПСРЛ, 2, стб. 580];
у Полоного у града Десятинного: 1) церковь св. Богородицы, упоминаемую в связи с приходом половцев (6680 = 1169) [ПСРЛ, 2, стб. 556];
в г. Пскове: 1) церковь Св. Троицы, построенную псковским князем Всеволодом Мстиславичем (6646 = 1138) [ПСРЛ, 2, стб. 300-301];
в г. Путивле: 1) церковь св. Вознесения, как разоренную и разграбленную Изясла-вом Мстиславичем в ходе борьбы со Святославом Ольговичем (6654 = 1146) [ПСРЛ, 2, стб. 334];
в г. Смоленске: 1) каменную церковь св. Иоанна, построенную князем Романом Ростиславичем (6688 = 1180) [ПСРЛ, 2, стб. 617], 2) церковь св. Михаила, построенную князем Давидом Ростиславичем (6705=1197) [ПСРЛ, 2, стб. 702-703];
в г. Чернигове: 1) каменную церковь св. Михаила на княжеском дворе, заложенную князем Святославом Всеволодовичем (6682 = 1173) [ПСРЛ, 2, стб. 571], 2) церковь св. Благовещения, в связи с освящением после ее создания Святославом Всеволодовичем (6694 = 1186) [ПСРЛ, 2, стб. 652], 3) церковь св. Богородицы, в связи с погребением в ней князя Всеволода Святославича, брата Игоря (6704 = 1196) [ПСРЛ, 2, стб. 696].
Всего 19 церквей в 11 городах. Из них пять киевских, три черниговских, две во Владимире-на-Клязьме, две смоленских. По одной — в городах Боголюбове, Кидек-ше, Лучине, Муроме, Пскове, Путивле и у Полоного.
Информация о сельских храмах в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи имеет случайный характер. Вскоре после смерти Всеволода Ольговича, а затем и князя Игоря Ольговича черниговские князья Изяслав и Владимир Давидовичи стали союзниками киевского князя Изяслава Мстиславича. Между Святославом Ольговичем, Давидовичами и Изяславом Мстиславичем началась борьба. У Ольгови-ча хотели отнять его владения. В статье под 6654 (1146) г. составитель Ипатьевской летописи сообщил о разграблении Давидовичами Игорева сельца (селче) [ПСРЛ, 2, стб. 333], название которого (Мелтеково) в летописи не дано. Захватив все нажитое Игорем в этом селе, Давидовичи велели зажечь княжеский «дворъ и црквь стго Гегаргиж» [ПСРЛ, 2, стб. 333].
В статье под 6668 (1159) г. недалеко от Чернигова у Игорева брода через Десну упоминается «с£лце стго Спса». Оно было сожжено половцами, помогавшими Изяс-лаву Давидовичу в борьбе со Святославом Ольговичем: «и быс в£сть Стославу гаже Изжславъ бродитсж чересъ Десну а Половци воюють и с£лце стго Спса зажгоша» [ПСРЛ, 2, стб. 507]. Летописец назвал небольшое село по названию храма. Из летописного текста не видно, стоял ли храм в самом селе, или село названо по кафедральному собору г. Чернигова, которому село принадлежало. Если бы не исключительность событий, в ходе которых уничтожались сельские церкви, Киевский свод 1198 г. по Ипатьевской летописи не сообщил бы о храмах, стоящих в сельской местности, так как других примеров на данную тему в источнике нет.
Уникальными являются сохранившиеся в Ипатьевской летописи сведения о мирских храмах. Все они содержатся в некрологах, посвященных братьям киевского князя Рюрика — Святославу, Мстиславу и Давиду Ростиславичам. Сводчик сообщил, что Ростиславичи не только строили княжеские храмы и заботились о них, но были активными и заботливыми опекунами мирских храмов в Новгородской и Смоленской землях. Почти одинаковыми словами и фразами в источниках сообщается, что Святослав, Мстислав и Давид «мирьскиж цркви набдж и попы и весь стльскии чинъ достоиною чстью» почитали [ПСРЛ, 2, стб. 550-551, 610-611, 702-704; ПЦСС, 2010, 326, 1052]. Некрологи были записаны в статьях под 6680 (1170) г. [Бережков, 1963, 182-183] (князю Святославу Ростиславичу), 6686 (13 июня 1180) г. [Бережков, 1963, 199] (князю Мстиславу Ростиславичу) и 6705 (23 апреля 1197) г. [Бережков, 1963, 208] (князю Давиду Ростиславичу). Под мирскими церквями составитель имел в виду приходские церкви. В них служат прежде всего попы (священники). Их
посещают христиане. И сами церкви называются мирскими, потому что они стоят в миру, то есть на территории сельской или городской общины, и для мира (народа). Летописец не отождествлял мирские церкви с монастырскими, где живут и служат монахи (ч£рньц£, игоумены). Не привел он и уточняющих сведений об их местонахождении. Отсутствие конкретной информации позволяет предположить, во-первых, что мирские храмы могли быть и в городах, и в селах. Во-вторых, что низшей церковно-административной единицей Руси во второй половине XII в. были приходы, а значит, Церковь постепенно приобретала административное обустройство в пределах Русской земли.
Вернемся к источникам, в которых упоминаются мирские церкви. Отметим, что во времени некрологи заметно удалены друг от друга. Между записями о смерти Святослава и Мстислава прошло примерно 10 лет, Святослава и Давида — 27 лет. Между записями о смерти Мстислава и Давида прошло примерно 16 лет. Тем не менее, та часть текстов некрологов, которая касается отношения князей к мирским церквям, а также ко всему святительскому чину, одинаковая. Это, во-первых, говорит о том, что княжеские некрологи имели с конца 60-х гг. XII в. частичный трафарет, который шаблонно характеризует князя как христианина и правителя данной земли. И, во-вторых, о том, что летописные записи в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи в это время велись духовным лицом, скорее всего, монахом, человеком, близким к киевскому князю Рюрику Ростиславичу, который и считается заказчиком Киевского летописного свода 1198 г. Показания о мирских церквах являются не только редчайшими известиями Ипатьевской летописи, не встречающимися в других древнейших летописных сводах, но и самыми ранними упоминаниями о приходских храмах в Русской земле.
Среди церковных сооружений Руси XII в., упоминающихся в Ипатьевской летописи, встречаются такие, которые сводчик называл «божницами» или «божен-ками». Так, в статье под 6658 (1151) г. в связи с борьбой Юрия Долгорукова с Изяс-лавом Мстиславичем за Киев в источнике дважды упоминается Давидова боженка. В 1150 г. Юрий, сидевший в Киеве, как только узнал о приближении Изяслава, бежал из него, переправился через Днепр и сел в своем Городке Остерском. В Киеве сел Изяслав. Галичский союзник Юрия, князь Владимир, находясь в Мичьске с сыном Юрия, Андреем, и племянником Владимиром Андреевичем, осудил действия Юрия и вернулся в Галич. В связи с этими событиями летописец дважды упомянул о Давидовой боженке. Первый раз он сообщил, что Андрей и Владимир Андреевич поспешили к своему «отцу», чтобы рассказать ему об отказе галичского князя помогать им в борьбе с Изяславом. Сводчик записал: Андрей и Владимир «поехаста» «на оустье Припети на Двдву боженку, гатолй же Ъхаста въ Юстрьскии городокъ къ гацю своему Дюргеви» [ПСРЛ, 2, стб. 417]. Как видно, князья Андрей и Владимир поехали из Мичьска, где у них состоялись встреча и разговор с галичским князем, на устье Припяти и оттуда к Юрию в Городец Остерский. Давидова боженка упоминается здесь как географический ориентир для уточнения пути, по которому ехали Андрей и Владимир Андреевич.
Второй раз в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи сказано, что к Изяс-лаву и Вячеславу пришла весть о возвращении Владимира Галичского в Галич и о том, что Андрей Юрьевич и Владимир Андреевич едут от него «на оустье Припети къ гацю своему на Двдву боженку» [ПСРЛ, 2, стб. 419]. Давидова боженка была поставлена в память об убийстве в 1015 г. князя Глеба, получившего имя Давид в крещении. Как видно из источника, Давидова боженка стояла на устье Припяти, где, видимо, можно было переправиться на противоположный берег Днепра и добраться до притока Десны, реки Остер, где находился Городок Юрия.
Продолжение усобицы привело к новым разрушениям, среди которых упоминается божница св. Михаила в самом Городке Остерском. Объединившись с Изяславом Давидовичем и Святославом Всеволодовичем, Изяслав решил уничтожить Городок Юрия. В статье под 6660 (1152) г. в Ипатьевской летописи сообщается: «и ту сдумавше
разведоша Городокъ Гюргевъ и пожго и (и божницю) же стго Михаила верхъ бжше нарубленъ деревом и то сгор£» [ПСРЛ, 2, стб. 446]. Юрий, узнав о разрушении Городка, решил отомстить противникам. Летописец записал его слова: «Гюрги бо тако молвжшеть гаже есте мои Городець пожгли (и божницу) то ж са тому гагажгу противу» [ПСРЛ, 2, стб. 456].
С. М. Соловьев называл Городок Остерский «притоном» князя Юрия Долгорукого между Черниговской и Переяславской землями, «вследствие чего князья разрушили Городок и сожгли его вместе с Михайловскою церковью» [Соловьев, 1988, 465]. Изяс-лав Мстиславич вернулся в Киев и сел на столе, а Глеба Юрьевича послал княжить в Переяславле.
После смерти Изяслава Мстиславича борьба за киевский стол между князьями продолжалась. В статье под 6662 (1155) г. составитель Киевского свода 1198 г. по Ипатьевской летописи сообщил о борьбе за Киев между Юрием и Изяславом Давидовичем. Юрию помогали половцы. В 1155 г. они пришли к Переяславлю и в его окрестностях, со слов сводчика, «пожгоша села вса» и «Летьскую божницю и стою мчнку Бориса и Гл£ба зажгоша» [ПСРЛ, 2, стб. 476]. В рассказе сообщается о божнице св. Бориса и Глеба на р. Альте за Вышгородом у переправы через Днепр. О церквушке св. Бориса и Глеба летописец еще раз записал в статье под 6669 (1160) г.: «и съвкупивсА ИзАславъ съ Всеволодичема и с Юлгомъ и с Половци и поиде за Вы-шегородъ къ божници» «ту же перешедше Дн^пръ оу боженки и поиде полки къ Киеву» [ПСРЛ, 2, стб. 515].
Кроме божниц, расположенных недалеко от городов, при переправах рек и в княжеских городах, в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи упоминаются божницы при княжеских домах. Особенно интересной представляется информация о божнице св. Спаса, в которую по переходу из своего дома (полатей) ходил галичский князь Владимир молиться [ПСРЛ, 2, стб. 462-463]. Летописец записал: «Володимиръ поиде к божници къ стму Спсу на вечернюю» «и отп^вше вечернюю», возвращаясь в жилое помещение, умер. Как видно, галичский князь имел возможность посещать свою «божницу» ежедневно. В Ипатьевской летописи это единственный пример княжеской домашней церкви, который не вызывает сомнений.
Свое название, по мнению Г. Дьяченко, божницы получили из-за того, что украшались иконами (боженками) [ПЦСС, 2010, 55].
Изученные сообщения показывают, что на Руси в XII в. строились не только большие по своим размерам церкви, но и небольшие церквушки или часовни, которые в народе назывались божницами. Они располагались в местах, удаленных от городов, но памятных по событиям церковно-политического значения — места гибели св. Бориса (Романа) и Глеба (Давида), а также в местах, важных в стратегическом отношении (на путях у переходов через реку). Исходя из показаний Ипатьевской летописи, божницами на Руси 1118-1198 гг. называли также небольшие церквушки или часовни при княжеских домах (полатях) или во вновь основанных княжеских городках (Юрьев Городок).
Информация о божницах в Ипатьевскую летопись попала случайно. Сводчик сообщил о них не для того, чтобы отметить их существование, а в связи с важными общественно-политическими событиями Руси середины — второй половины XII в. (смерть известного галичского князя; как географический ориентир в условиях борьбы Юрия Долгорукого и князя Изяслава Мстиславича за Киев; как сожженные в ходе усобиц). Божницы строились по случаю и для памяти, для церковных служб для небольшого числа людей у себя дома, при переправах через реки.
В божницах велись богослужения. Сводчик не пояснил, были ли они там постоянными, но можно предположить, что в княжеских божницах церковные службы были ежедневными. Об этом свидетельствует пример, связанный с вечерней службой в домашней церкви галичского князя Владимира. В таких божницах проходили и праздничные церковные службы. Так, в статье под 6659 (1151) г. в Киевском своде 1198 г.
по Ипатьевской летописи сообщается, что черниговский князь Святослав Ольгович и суздальский князь Юрий отмечали день св. Георгия в Городце Остерском, принадлежавшем Юрию Долгорукому и называвшемся летописцем «Юрьевым Городком», где стояла божница св. Михаила [ПСРЛ, 2, стб. 423, 446].
В памятных небольших церквушках, наверное, могли проводиться только праздничные церковные службы. Так, в статье под 6682 (1171) г. рассказывается о победе дружины Игоря над половцами в день св. пророка Илии. Отмечать праздник победители поехали в божницу св. Бориса и Глеба на р. Альте в Переяславской земле [ПСРЛ, 2, стб. 569]. О службе суточного круга в этом храме в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи не сообщается. О службах в божницах, находящихся в стратегически важных местах (возле переправы через реку), в Ипатьевской летописи не упоминается вообще. Здесь, очевидно, при случае, любой проходящий христианин мог помолиться перед иконой.
источники и литература
1. Бережков (1963) — Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. 376 с.
2. ПСРЛ, 2 — Полное собрание русских летописей. Т. 2: Ипатьевская летопись. СПб.: Типография М. А. Александрова, 1908. 938 стб.; Приложения. Разночтения из Ермолаевскаго списка. 84 с.; Примечания. С. 85-87.
3. ПЦСС (2010) — Полный церковно-славянскш словарь (со внесешемъ въ него важн^й-шихъ древне-русскихъ словъ и выраженш) / сост. священникъ магистръ (бывший преподаватель русскаго языка и словесности) Г. Дьяченко. М.: Отчий дом, 2010. 1120 с.
4. Соловьев (1988) — Соловьев С. М. Сочинения: в 18 кн. М.: Мысль, 1988. Кн.2. Т.3-4: История России с древнейших времен. 765 с.
Valentina Panova. Mentions of Urban and Rural Churches. Chapels ("bozhenki"). Common ("mirskie") Churches (Based on the Evidence from the Hypatian Codex).
Abstract: The Hypatian Codex is the main source of information on the history of the Russian Church in the 12th century. It contains a wealth of evidence, including that about parochial churches. It is the Hypatian Codex that contains the first reference to all non-episcopal temples of the 12th-century Rus' as common ("mirskie") churches. This unique data testifies that the organizational structure of the Church was an important issue dealt with mostly by princes rather than clergymen. Among the church buildings of Russia of the 12th century., Mentioned in the Hypatian Codex, there are also those which the collector called "bozhnitsa" or "bozhenka". They were located in places remote from cities, but memorable by events of church-political significance, as well as in places important from a strategic point of view. Small churches or chapels attached to princely houses or in newly founded princely towns were also called "bozhnitsa".This unique information of the Hypatian Codex indicates that the issue of the organizational structure of the Church was topical in the 12th century, was in the process of becoming and, slowly, but was solved, and, most likely, not so much by its ministers as princes.
Keywords: The Hypatian Codex, chronicle, temple building, urban and rural churches, chapels ("bozhenki"), common ("mirskie") churches, princes, 12th-century Rus.
Valentina Ignatievna Panova — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at Voronezh State University (Voronezh) ([email protected]).
Sources and References
1. Berezhkov (1963) — BerezhkovN. G. Khronologiya russkogo letopisaniya [The Chronology of the Russian Chronicle Writing]. Moscow: AN SSSR Publ., 1963. 376p. (In Russian).
2. PSRL, 2 — Polnoe sobranie russkikh letopisey [The Full Collection of Russian Chronicles]. Vol. 2: Ipatievskaya letopis' [The Hypatian Codex]. Saint Petersburg: M. A. Aleksandrov Publ., 1908. 938 p.; Prilozheniya. Raznochteniya iz Ermolaevskogo spiska [Appendices. Variations from the Ermolaevsky Copy]. 84p.; Primechaniya [Commentary], pp. 85-87. (In Russian).
3. PTSSS (2010) — Polnyy tserkovno-slavyanskiy slovar' (so vneseniyem v nego vazhneyshikh drevnerusskikh slov i vyrazheniy) [A Complete Church Slavonic Dictionary (with the introduction of the most important ancient Russian words and expressions)]. Comp. by priest Grigory Dyachenko]. Moscow, Otchiy dom, 2010, 307p. (In Russian).
4. Solov'yev (1988) — Solov'yev S.M. Sochineniya: v 18 knigakh [Writings: in 18 books]. Moscow, Mysl', 1988. Book 2, vol. 3-4: Istoriya Rossii s drevnemhikh vremen [The History of Russia from the Earliest Times], 765 p. (In Russian).
242
Христианское umeHue № 6, 2018