Научная статья на тему 'Уплата в бюджет штрафов за административные правонарушения в системе МВД России: проблемы и пути решения'

Уплата в бюджет штрафов за административные правонарушения в системе МВД России: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1879
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ДОХОД / КОД БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ / УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАТОР НАЧИСЛЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ / BUDGET / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / REVENUE / BUDGET CLASSIFICATION CODE / UNIQUE CHARGE IDENTIFIER / ADMINISTRATIVE FINE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артемьева Светлана Степановна, Пискунов Владимир Владимирович

Введение. Ежегодный рост количества выявляемых административных правонарушений требует принятия более эффективных мер по администрированию платежей. Совершенствование процесса администрирования штрафов является актуальным как для развития органов внутренних дел, так и для экономики страны в целом. Цель статьи выявить проблемы, возникающие при администрировании штрафов за административные правонарушения, и предложить способы их решения. Материалы и методы. Использовались комплексный подход к рассматриваемой проблеме в контексте с диалектическим подходом к результатам исследования, а также статистико-экономический, абстрактно-логический, монографический, расчетно-конструктивный методы научного исследования. Результаты исследования. Выявлено, что осуществляемое подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации администрирование штрафов за административные правонарушения различными «собственными» методами не было эффективным. Определены показатели, позволившие улучшить ситуацию с учетом прохождения платежей на счета бюджетной системы страны. Выявлены проблемы с поступлением платежей в бюджет субъекта. Предложены меры по развитию механизма исполнения назначаемых органами внутренних дел административных штрафов и усилению контроля за приемом платежей за административные правонарушения. Обсуждение и заключения. Ежегодный рост количества выявляемых административных правонарушений требует принятия более эффективных мер по администрированию платежей, так как от этого в большой степени зависит объем доходов во всех бюджетах страны. Предложенные авторами меры по централизации зачисления денежных средств и усилению контроля за их поступлением позволят избежать многочисленных жалоб граждан и организаций по вопросам фиксации фактов уплаты штрафов, снизить нагрузку на администраторов доходов бюджетов и свести к минимуму неидентифицируемые платежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Payment of Fines for Administrative Offenses to the Budget in the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Problems and Possible Solutions

Introduction. The annual increase in the number of identified administrative offenses requires more effective measures to administer payments. Improvement of the process of administering fines is relevant both for the development of internal affairs agencies and for the country's economy as a whole. The purpose of the paper is to identify the problems arising when administering fines for administrative offenses and to suggest ways to solve them. Materials and Methods. A comprehensive approach to the problem under discussion was used together with the dialectical approach to the research results. The statistical and economic method, as well as the abstract-logical, monographic, calculation and construction methods of scientific research were also employed. Results. It has been revealed that the administration of fines for administrative offenses by the subdivisions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation following "their own" various methods has not been effective. Indicators have been determined that made it possible to improve the situation taking into account the passage of payments to budget accounts of the country's budget system. Problems with receipt of payments to the budget of a constituent entity of the Russian Federation have been identified. Measures have been proposed to develop the mechanism for execution of payments of administrative fines imposed by the internal affairs agencies and to strengthen control over the reception of payments for administrative offenses. Discussion and Conclusions. The annual increase in the number of administrative offenses requires more effective measures to administer payments as this greatly affects the level of revenues in all the budgets in the country. The measures proposed by the authors to centralize the reception of payments and strengthen control over their receipt will help to avoid numerous complaints of people and organizations concerning recording the facts of payment of fines, as well as to reduce the burden on administrators of budget revenues and reduce to minimum unidentifiable payments.

Текст научной работы на тему «Уплата в бюджет штрафов за административные правонарушения в системе МВД России: проблемы и пути решения»

УДК 342.922(470+571) http://regionsar.ru

ISSN 2587-8549 (Print)

DOI: 10.15507/2413-1407.104.026.201803.606-623 ISSN 2413-1407 (Online)

Уплата в бюджет штрафов за административные правонарушения в системе МВД России:

проблемы и пути решения $

В Тт

С. С. Артемьева

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, Россия), * [email protected]

Введение. Ежегодный рост количества выявляемых административных правонарушений требует принятия более эффективных мер по администрированию платежей. Совершенствование процесса администрирования штрафов является актуальным как для развития органов внутренних дел, так и для экономики страны в целом. Цель статьи - выявить проблемы, возникающие при администрировании штрафов за административные правонарушения, и предложить способы их решения.

Материалы и методы. Использовались комплексный подход к рассматриваемой проблеме в контексте с диалектическим подходом к результатам исследования, а также статистико-экономический, абстрактно-логический, монографический, расчетно-конструктивный методы научного исследования.

Результаты исследования. Выявлено, что осуществляемое подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации администрирование штрафов за административные правонарушения различными «собственными» методами не было эффективным. Определены показатели, позволившие улучшить ситуацию с учетом прохождения платежей на счета бюджетной системы страны. Выявлены проблемы с поступлением платежей в бюджет субъекта. Предложены меры по развитию механизма исполнения назначаемых органами внутренних дел административных штрафов и усилению контроля за приемом платежей за административные правонарушения.

© Артемьева С. С., Пискунов В. В., 2018

f^v 0 I This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0), which permits unrestricted reuse, distribution, and reproduction in any medium provided the original work is properly cited.

В. В. Пискунов

Обсуждение и заключения. Ежегодный рост количества выявляемых административных правонарушений требует принятия более эффективных мер по администрированию платежей, так как от этого в большой степени зависит объем доходов во всех бюджетах страны. Предложенные авторами меры по централизации зачисления денежных средств и усилению контроля за их поступлением позволят избежать многочисленных жалоб граждан и организаций по вопросам фиксации фактов уплаты штрафов, снизить нагрузку на администраторов доходов бюджетов и свести к минимуму неидентифицируемые платежи.

Ключевые слова: бюджет, Министерство внутренних дел, доход, код бюджетной классификации, уникальный идентификатор начисления, административный штраф

Payment of Fines for Administrative offenses to the Budget in the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Problems and Possible Solutions

S. S. Artemyeva, V. V. Piskunov

National Research Mordovia State University (Saransk, Russia), * [email protected]

Introduction. The annual increase in the number of identified administrative offenses requires more effective measures to administer payments. Improvement of the process of administering fines is relevant both for the development of internal affairs agencies and for the country's economy as a whole. The purpose of the paper is to identify the problems arising when administering fines for administrative offenses and to suggest ways to solve them.

Materials and Methods. A comprehensive approach to the problem under discussion was used together with the dialectical approach to the research results. The statistical and economic method, as well as the abstract-logical, monographic, calculation and construction methods of scientific research were also employed. Results. It has been revealed that the administration of fines for administrative offenses by the subdivisions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation following "their own" various methods has not been effective. Indicators have been determined that made it possible to improve the situation taking into account the passage of payments to budget accounts of the country's budget system. Problems with receipt of payments to the budget of a constituent entity of the Russian Federation have been identified. Measures have been proposed to develop the mechanism for execution of payments of administrative fines imposed by the internal affairs agencies and to strengthen control over the reception of payments for administrative offenses. Discussion and Conclusions. The annual increase in the number of administrative offenses requires more effective measures to administer payments as this greatly affects the level of revenues in all the budgets in the country. The measures proposed by the authors to centralize the reception of payments and strengthen control over their receipt will help to avoid numerous complaints of people and organizations concerning recording the facts of payment of fines, as well as to reduce the burden on administrators of budget revenues and reduce to minimum unidentifiable payments.

Keywords: budget, Ministry of Internal Affairs, revenue, budget classification code, unique charge identifier, administrative fine

Введение. В настоящее время все большее внимание уделяется неналоговым доходам бюджета, в частности такому эффективному источнику, как административные штрафы. В соответствии с российским законодательством штраф является мерой наказания за правонарушения и широко применяется в административном, финансовом, налоговом, уголовном, гражданском, таможенном праве. Денежные взыскания выполняют различные функции (пресекательную, воспитательную), а также служат источником для пополнения доходной базы федерального, региональных и местных бюджетов. Однако финансовые аспекты штрафных санкций за административные правонарушения в системе МВД обойдены вниманием в экономической науке. Этим обусловлена актуальность проведенного авторами исследования.

Важнейшими направлениями деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) являются предупреждение административных правонарушений, а также их пресечение. В случае выявления административных правонарушений открывается производство по делам и следует исполнение наказаний за них. Неотвратимость и обязательность исполнения постановлений о наложении штрафов за административные правонарушения являются факторами, влияющими на безопасность дорожного движения, обеспечение общественного порядка и безопасности, а также на пополнение доходной базы бюджетов страны.

Заключительной стадией процесса, связанного с административными правонарушениями, является исполнение постановлений. Указанная стадия регулируется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях1 (далее - КоАП РФ) (главы 31, 32) и Федеральным законом Российской Федерации от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»2 и заключается в уплате в бюджет штрафов нарушителями в добровольном или принудительном порядке.

Согласно приказу МВД России от 28.05.2013 г. № 299 «Об осуществлении подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» на органы МВД России на региональном уровне возложены обязанности главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а их начальники несут персональную ответственность за исполнение указанных полномочий.

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/12125267 (дата обращения: 01.03.2018).

2 Об исполнительном производстве : Федеральный закон Российской Федерации от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/12156199 (дата обращения: 01.03.2018).

В 2014 г. приказом МВД России утверждены Инструкция о порядке осуществления подразделениями центрального аппарата МВД России, его территориальными органами и федеральными подведомственными казенными учреждениями бюджетных полномочий администраторов доходов всех бюджетов бюджетной системы страны, а также Перечень кодов классификации доходов бюджетов, применяемых этими подразделениями для перечисления поступлений в бюджет от уплаты административных штрафов.

Администраторы доходов бюджетов занимают важное место среди остальных участников бюджетного процесса, так как от их деятельности зависит «полнота и своевременность наполняемости соответствующего бюджета и состояние основных источников финансирования» [1, с. 130]. Также администраторы доходов бюджетов в соответствии с законодательством РФ контролируют правильность исчислений, полноту и своевременность уплаты, отслеживают начисление, проводят учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных средств, пеней и штрафов по ним [1, с. 130].

До недавнего времени подразделения МВД России в своей повседневной деятельности осуществляли администрирование платежей, поступивших от уплаты штрафов за административные правонарушения, различными способами:

- путем ручной сверки платежных поручений, поступающих через систему электронного документооборота Федерального казначейства с информацией, содержащейся в банках данных учета административных правонарушений;

- проведением загрузки в электронном виде в информационные ресурсы учета нарушений административного законодательства платежных реестров, поступающих от банковских организаций на основании заключенных соглашений об информационном взаимодействии;

- внесением в базы данных учета административных нарушений квитанций об оплате при личном приеме граждан, обратившихся в подразделения по вопросам исполнения административного законодательства.

Применяемые меры не имели достаточной эффективности в части полного учета и контроля фиксации поступивших платежей в используемых информационных базах данных. При этом достаточно большой объем работы в этой сфере сосредоточен именно на региональном уровне. Цель статьи -выявление и решение проблем, связанных с использованием штрафов как меры административного наказания в качестве источника доходов бюджетной системы.

Обзор литературы. Актуальность проблем администрирования штрафов за различные административные правонарушения, в также роль в этом процессе администраторов доходов бюджетов, заключающаяся в осу-

ществлении правильного и эффективного учета денежных средств, поступивших от уплаты штрафных санкций, находят свое отражение в статьях авторов, занимающихся данной проблематикой. Вместе с тем необходимо отметить, что большинство исследований касаются юридических аспектов проблемы. Финансовые аспекты уплаты в бюджет штрафов за административные правонарушения в научной литературе до настоящего времени практически не изучались.

В монографиях, учебниках и учебных пособиях рассматривались лишь отдельные фискальные сборы и некоторые иные обязательные платежи с правовой точки зрения. Причем необходимо отметить, что исследование осуществлялось путем сравнения их существенных признаков с налоговыми платежами [2].

Теоретические аспекты проблематики исследовались в трудах Н. А. Сат-таровой [3], Ю. Н. Старилова [4], Н. И. Химичевой [5], С. О. Шохина [6], А. А. Ялбулганова [7]. Отдельные вопросы применительно к фискальным налогам и сборам исследовались в работах авторов в области финансово-налогового права: Э. Д. Соколовой [8], Г. А. Тосунян [9] и др.

И. В. Максимов отмечает, что «административные штрафы необходимо рассматривать не только как часть мер административных наказаний, но и как вполне самостоятельную систему. Ее внутренняя структура, соотношение отдельных видов должны отражать объективно существующую дифференциацию административных штрафов, обусловленную характером различных административных правонарушений» [10]. Достаточно подробно систему административных наказаний исследует в своих трудах Д. Н. Бахрах [11].

Вопросам правового регулирования административных штрафов непосредственно за правонарушения в области дорожного движения посвящены работы Е. А. Павловой [12], Д. А. Чепурных [13] и других авторов [14-16].

Обзор литературы позволяет заключить, что поставленная проблема рассматривается преимущественно с правовой точки зрения. Научные труды, посвященные финансовым аспектам, достаточно малочисленны. Так, вопросы развития института администрирования доходов изучает Л. Е. Воинова. По ее мнению, администраторы доходов в бюджетном процессе играют большую роль, так как несут ответственность за «организацию оптимальной системы сбора и представление финансовым органам информации, необходимой для составления проектов бюджетов по доходам на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Развитие института администрирования доходов обусловлено изменениями в бюджетном процессе страны» [1, с. 129].

Е. В. Гвоздева считает, что отсутствие достоверных сведений об уплаченных физическими лицами штрафов приводит к сложностям,

касающимся направления в службу судебных приставов постановлений для их принудительного исполнения, а также привлечения к административной ответственности неплательщиков в соответствии с КоАП РФ [17, с. 67].

Формирование структуры кодов бюджетной классификации, по которым отражаются штрафы за административные правонарушения, С. С. Бычков рассматривает по принципу однозначного соответствия кода бюджетной классификации и конкретной области законодательства Российской Федерации, за нарушение которой взыскивается административный штраф3.

В настоящее время в пополнении доходов бюджетов участвует большое количество администраторов доходов, которые относятся к различным ведомствам [18, с. 69-70]. Система администрирования неналоговых доходов продолжает нуждаться в совершенствовании, так как одни и те же неналоговые доходы закреплены за рядом администраторов. Существует также большая группа неналоговых доходов, закрепленных за всеми администраторами доходов бюджета, что, по мнению Т. П. Булаховой и А. А. Земцова, способно привести к противоречивому разграничению полномочий между ведомствами и снижению качества администрирования неналоговых доходов [19, с. 64].

Административные штрафы и проблемы их уплаты в бюджет существуют практически во всех государствах. Необходимо отметить, что аналогично российским исследователям зарубежные авторы также делают акценты на юридической природе проблематики [20] либо рассматривают организационные аспекты уплаты штрафов с точки зрения выполнения функций полицией [21]. Экономическая сторона проблематики оказывается нераскрытой.

Существующий ряд мнений и взглядов различных авторов на возникающие проблемы при администрировании штрафов говорит о значимости денежных средств, которые поступают в результате уплаты административных штрафов, в формировании бюджетных ресурсов государства. Между тем финансовые аспекты продолжают оставаться слабоизученными.

Материалы и методы. При подготовке статьи использовались труды известных ученых в области администрирования штрафов, публикации по теме исследования в периодической печати, нормативно-правовые акты и документы в данной сфере, директивные документы Правительства Российской Федерации.

В качестве методологической основы применялся комплексный подход к рассматриваемой проблеме в контексте с диалектическим подходом к результатам исследования, сформулированным в форме выводов, заклю-

3 Бычков С. С. Администрирование поступлений от денежных взысканий (штрафов) // Бюджетный учет. 2006. № 5. С. 25.

чений и предложенных рекомендаций, позитивно влияющих на процесс познания в сфере совершенствования механизма уплаты в бюджет штрафов за административные правонарушения. В работе использовались такие методы научного исследования, как статистико-экономический, абстрактно-логический, монографический, расчетно-конструктивный.

Информационной базой исследования послужили отчетно-информационные данные Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, электронные информационные ресурсы, публикации в экономических и юридических периодических изданиях, федеральное законодательство Российской Федерации.

На основании отчетных данных Министерства внутренних дел по Республике Мордовия был проведен анализ сумм наложенных штрафов за административные правонарушения за 2015-2017 гг. и поступлений этих платежей в бюджет. Были исследованы количество и суммы невыясненных платежей за аналогичный период.

В результате исследования нами были выявлены имеющиеся проблемы в сфере администрирования штрафных санкций и предложены практические меры по развитию механизма исполнения назначаемых органами внутренних дел административных штрафов.

Результаты исследования. Для решения проблем, связанных с администрированием штрафов за административные правонарушения, Правительством Российской Федерации принят комплекс законодательных и технологических мер, направленных на прозрачность и эффективность учета прохождения и фиксации платежей граждан и юридических лиц в бюджетную систему страны.

Согласно Федеральному закону от 27.06.2011 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе»4 соответствующие агенты (банк, иная кредитная организация, платежный агент, организация федеральной почтовой связи и др.), которыми осуществляется деятельность по приему платежей, должны направлять информацию об уплаченных суммах административных штрафов в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»5 [17, с. 67].

4 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» : Федеральный закон Российской Федерации от 27 июня 2011 г. №162-ФЗ. URL: http://base. garant.ru/12187280/ (дата обращения: 01.03.2018).

5 Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ. URL: http://base. garant.ru/12177515/ (дата обращения: 01.03.2018).

Бюджетным кодексом Российской Федерации6 и Порядком ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (приказ Казначейства России от 30.11.2012 г. № 19н) установлены требования о передаче администраторами доходов бюджета информации, необходимой для осуществления перевода денежных средств, с помощью направления оператору ГИС ГМП извещений о начислениях, содержащих в обязательном порядке уникальный идентификатор начисления.

Уникальный идентификатор начисления (далее - УИН) - это 20-сим-вольный цифровой ключ, используемый в качестве серии и номера постановления об административном правонарушении. Введение подобной кодировки позволило унифицировать идентификационную структуру серии и номера постановления, выписанного административного материала и его разрядность, что являлось критичным, например, при оплате штрафа через терминальные устройства самообслуживания и влияло на последующую обработку информации в базах данных администраторов доходов бюджета. Также данная мера позволила определять администратора доходов бюджета по соответствующей кодировке в номере постановления.

Приведем пример уникального идентификатора начисления постановлений об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции подразделений Госавтоинспекции (табл. 1).

Порядок зачисления сумм всех административных штрафов на различные уровни бюджетной системы Российской Федерации определен ст. 46 Бюджетного кодекса РФ. Так, в соответствие с ч. 1 указанной статьи суммы денежных взысканий (штрафов) по линии безопасности дорожной деятельности подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

- в части нарушения законодательства о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок, уголовно-процессуального законодательства - в федеральный бюджет (ст. 11, 17, 19 КоАП РФ);

- в части нарушения законодательства, касающегося перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования различного значения (федерального, регионального, местного), предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП РФ, - в зависимости от классификации дороги, по месту совершения правонарушения (соответственно в федеральный, региональный или местный бюджет);

- в части нарушения законодательства, предусмотренного ст. 12.112.21, 12.22-12.32, 12.35-12.37 КоАП РФ - в бюджеты субъектов РФ;

6 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. URL: http:// base.garant.ru/12112604/ (дата обращения: 01.03.2018).

Т а б л и ц а 1. Содержание кодов уникального идентификатора начисления T a b l e 1. Contents of the codes of the unique identifier of charge

Позиция / Position

Содержание поля / The contents of the box

1-3 Код бюджетной классификации главного администратора доходов бюджета. Для МВД России - 188 / Budget classification code of the chief administrator of budget revenues. For the Ministry of Internal Affairs of Russia it is '188'

4 Код подразделения МВД России, для Госавтоинспекции код «1» / Code of a subdivision of the Ministry of Internal Affairs of Russia, for road police it is '1'

5 Код платежа. Для административного штрафа установлен код «0» / The payment code. For an administrative fine the code is '0'

6 Тип документа / Type of document:

«0» - для постановлений, вынесенных на бланках, изготовленных типографским способом / '0' - for resolutions issued on printed forms;

«1» - для постановлений, вынесенных в соответствии с ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ по результатам автоматической фиксации правонарушений / '1' - for resolutions passed in accordance with Part 3 of Article 28.6 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation according to the results of automatic registration of offenses;

«2» - для постановлений, оформленных с использованием аппаратно-программных комплексов / '2' - for resolutions issued with the use of software systems;

«3» - для постановлений, оформленных сотрудниками самостоятельно (вручную) / '3' - for resolutions issued by the officers themselves (manually);

«4» - для дел об административных правонарушениях, влекущих административный штраф, рассмотрение которых находится в компетенции суда / '4' - for cases of administrative offenses, entailing an administrative fine, consideration of which is within the jurisdiction of the court

7-8 Двухзначный код региона / 2-digit region code

9-10 Последние две цифры года / Last two digits of the year

11-12 Месяц вынесения постановления типа «1» / Month of passing the resolution of type 1

13-14 День вынесения постановления / The day of passing the resolution

15-19 Уникальный цифровой набор, определяемый самостоятельно (как правило в порядке очередности возрастания цифровых значений), который не должен повторяться в течение периода, определяемого позициями 9-14 / Unique numeric character set, assigned independently (usually in the order of the sequence of increasing numerical values), which should not be repeated within the period determined by the positions 9-14

20 Контрольный разряд УИН / Check digit of the unique identifier of charge

- в части нарушения законодательства по ряду иных статей КоАП РФ - по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа (различные бюджеты местного уровня).

Вышеперечисленным штрафным санкциям соответствуют разные коды бюджетной классификации (далее - КБК), определяющие поступления денежных сумм в определенный бюджет. Поэтому возникают проблемы корректности заполнения реквизитов для уплаты административного штрафа у правонарушителя и определения сотрудником, возбудившим соответствующее дело об административном правонарушении, КБК в случае выдачи нарушителю платежных реквизитов для его уплаты. Так, суммы штрафов в случае нарушения правил по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автодорогам федерального значения (статья 12.21.1 КоАП РФ) должны перечисляться в федеральный бюджет в полном объеме с применением КБК 18811630011016000140. В случае совершения правонарушения по данной статье КоАП РФ по автодорогам регионального значения применяется КБК 18811630012016000140, денежные средства поступают в бюджет субъекта Российской Федерации. При совершении правонарушения по автомобильным дорогам местного значения городских округов используется КБК 18811630013016000140 и пополняются бюджеты соответствующих городских округов по месту совершения правонарушения. При нарушениях по автодорогам местного значения муниципальных районов задействуется КБК 18811630014016000140 и перечисления идут в бюджеты муниципальных районов по месту совершения правонарушения.

Из вышеизложенного следует, что лицо, совершившее административное правонарушение, при уплате штрафа должно знать классификацию автомобильных дорог для корректного заполнения реквизитов. Также и сотрудник, вынесший постановление об административном правонарушении, должен обладать такими познаниями и в обязательном порядке прикладывать соответствующие платежные реквизиты с правильным применением КБК к административному материалу. В противном случае данные денежные средства будут попадать в неверные бюджеты бюджетной системы. При этом за нарушения при управлении транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушения лицом, управляющим данным транспортным средством, предусмотренные статьей 11.23 КоАП РФ денежные средства, полученные от уплаты штрафа, перечисляются в федеральный бюджет. Однако при этом применяется иной КБК -18811629000016000140, отличный от КБК статьи 12.21.1 КоАП РФ в случае совершения нарушения на автодорогах федерального значения. Аналогичная ситуация складывается при нарушениях на дорогах региональ-

ного значения. Таким образом, возникает путаница с перечислениями средств в бюджет.

Особенно острой проблема является на региональном уровне. В действующем законодательстве отсутствуют нормы, разъясняющие, в бюджет какого субъекта должны зачисляться административные штрафы за нарушение правил безопасности дорожного движения, если его совершение и рассмотрение дела о данном правонарушении происходит в разных субъектах Российской Федерации. Как правило, указанные административные штрафы подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения того должностного лица, которое приняло решение о наложении санкции.

Следует отметить, что использование КБК при уплате административных штрафов призвано четко отслеживать любую сумму, поступившую в бюджет, и упрощать работу Министерства финансов Российской Федерации по формированию проектов бюджетов и управлять денежными потоками более эффективно. Однако из приведенных выше примеров, связанных с уплатой административных штрафов, видно, что правильность применения КБК зависит от ряда факторов. В случае неправильного указания данного кода платеж будет перечислен в другой бюджет, и штраф будет считаться неоплаченным. Вернуть неверно отправленный платеж из бюджета одного региона в бюджет другого является весьма непростой процедурой.

Еще одна проблема заключается в уплате штрафа за административные правонарушения через терминальные устройства самообслуживания. Внесенные в данные устройства кредитно-банковскими организациями реквизиты для уплаты административных штрафов и государственной пошлины принадлежат тому региону Российской Федерации, на территории которого они установлены. При этом редактирование данных реквизитов, как правило, не осуществляется, в том числе и КБК. Данная проблема возникает при внесении гражданином денежных средств за административное правонарушение, совершенное на территории соседнего субъекта Российской Федерации, через устройство самообслуживания.

Кроме этого, влияние на идентификацию платежей в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации оказывает применение плательщиками неправильных и неактуальных реквизитов для уплаты штрафов за административные правонарушения, а также неверное указание УИН, в результате чего по одному УИН квитируется несколько платежей. В этих случаях при обращении плательщика в организацию, принявшую платеж, с целью уточнения реквизитов последней приходится направлять в ГИС ГМП извещение об уточнении информации о приеме к исполнению распоряжения плательщика.

Подразделениями МВД России осуществляется большая работа не только по профилактике и пресечению административных правонарушений, но и по взысканию денежных средств с правонарушителей по наложенным административным штрафам. Данные о наложении и взыскании штрафов за административные правонарушения по линии обеспечения безопасности дорожного движения подразделениями Госавтоинспекции МВД по Республике Мордовия приведены в таблице 2. Таким образом, за счет штрафных санкций бюджет республики пополнялся в среднем за анализируемый период на 0,3 млрд руб. Причем наблюдается возрастающая динамика. Это связано не только с увеличением количества правонарушений в условиях повышения уровня автомобилизации, но и с улучшением работы по сбору штрафных санкций в бюджет региона, ростом числа камер видеофиксации нарушений.

Подразделениями Госавтоинспекции МВД по Республике Мордовия осуществляется ежедневная работа по рассмотрению обращений граждан и организаций по уточнению, перенаправлению и возврату денежных средств по некорректной уплате административных штрафов. Данные по не идентифицированным платежам за предыдущие три года приведены в таблице 3.

Т а б л и ц а 2. Сведения по наложению и взысканию штрафов в 2015-2017 гг. T a b l e 2. Information on the fines imposed and collected in 2015-2017

Год / Year

Наложено штрафов,

шт. / Number of fines imposed

Наложено штрафов,

руб. / Amount of fines imposed, rubles

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взыскано штрафов (с учетом предыдущих лет), руб. / Fines collected (taking into account previous years), rubles

%

2015

2016 2017

424 485 471 673 639 896

235 612 500 335 648 266 517 290 350

276 117 830 332 632 159 371 097 074

117,2

99,1

71,7

Т а б л и ц а 3. Сведения по не идентифицированным платежам в 2015-2017 гг. T a b l e 3. Information on unidentified payments in 2015-2017

Год / Year

Количество невыясненных платежей, шт. / Number of unidentified payments

Сумма невыясненных платежей, руб. / Amount of unidentified payments, rubles

2015

2016 2017

31 062 23 888 12 336

42 601 443 16 234 405 8 206 331

Как видно из материалов таблиц 2 и 3, несмотря на рост количества выявляемых административных правонарушений подразделениями Госавтоинспекции МВД по Республике Мордовия наблюдается тенденция снижения количества невыясненных платежей по административным штрафам, что свидетельствует об эффективности мер, принимаемых Правительством Российской Федерации и направленных на улучшение ситуации по администрированию штрафных санкций в бюджет.

Обсуждение и заключения. Подводя итог поднятых в статье проблем, связанных с администрированием штрафов за административные правонарушения в подразделениях МВД России, можно сделать вывод об их актуальности для всех субъектов Российской Федерации, включая Республику Мордовия.

В связи с этим в целях совершенствования деятельности МВД России по вопросам администрирования штрафов за административные правонарушения и эффективного пополнения бюджетов бюджетной системы необходимо:

- обеспечить зачисление денежных средств, поступающих от уплаты штрафов за нарушения правил дорожного движения, только в федеральный бюджет, исключив их поступление на другие уровни бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. С одной стороны, региональные бюджеты, конечно, лишаются определенной суммы денежных средств в бюджете. Однако здесь можно отметить, что указанные платежи составляют незначительную долю в общем объеме бюджетных доходов. Так, бюджет Республики Мордовия исполнен за 2017 г. в объеме 36,9 млрд руб. Соответственно, доля штрафных санкций в доходах бюджета составила порядка 1 %. Можно отметить также неоднократные заявления Счетной палаты России о низком качестве прогнозирования таких доходов в территориальные бюджеты. С этой точки зрения, считаем предложение о централизации доходов на федеральном уровне целесообразным. Вместе с тем предлагаем заменить выпадающие доходы межбюджетными трансфертами из Федерального дорожного фонда в дорожные фонды субъектов России и муниципальные дорожные фонды;

- ввести единые реквизиты для уплаты административных штрафов на территории Российской Федерации в целях исключения и минимизации ошибок при заполнении платежных документов;

- обеспечить контроль за кредитно-банковскими и иными организациями, осуществляющими прием платежей за административные правонарушения, за обязательным направлением ими сведений об уплате административных штрафов в ГИС ГМП.

Предлагаемые меры по централизации зачисления денежных средств, поступающих от уплаты административных штрафов, и усилению кон-

троля за их поступлением позволят снизить нагрузку на администраторов доходов бюджетов и свести к минимуму неидентифицируемые платежи. Использование предлагаемого подхода позволит в целом повысить эффективность системы администрирования платежей в бюджет.

Предложенные направления по совершенствованию уплаты в бюджет штрафов за административные правонарушения могут быть использованы МВД России для проработки их нормативно-правового закрепления на федеральном уровне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Воинова Л. Е. Администрирование бюджетных средств МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 2. С. 129-139. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrirovanie-byudzhetnyh-sredstv-mvd-rossii (дата обращения: 01.03.2018).

2. Пепеляев С. Г. Налогово-правовое понятие дохода // Налоговед. 2014. № 11. С. 14-25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22476407 (дата обращения: 01.03.2018).

3. Саттарова Н. А. Меры государственного принуждения в бюджетной сфере как фактор эффективного функционирования финансовой системы // Lex Russica. 2015. № 8. С. 96-106. URL: http://lexrussica.ru/articles/article_101622. html?issue=lexrussica-8-2015 (дата обращения: 01.03.2018).

4. Старилов Ю. Н. От многолетней дискуссии к принятию Федерального закона «Об административных процедурах» // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Право. 2017. № 4 (31). C. 8-21. URL: http://www.vestnik.vsu. ru/content/pravo/2017/04/toc_ru.asp (дата обращения: 01.03.2018).

5. Химичева Н. И. Российское финансовое законодательство и проблемы его кодификации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 5. C. 171-173. URL: http://журнал-вестник.рф/portfolio/2012 (дата обращения: 01.03.2018).

6. Шохин С. О. Правовые механизмы влияния на баланс элементов финансовой системы // Вопросы экономики и права. 2016. № 93. C. 16-18. URL: http:// law-journal.ru/articles/index/201603 (дата обращения: 01.03.2018).

7. Ялбулганов А. А. О понятии финансового права: к истории вопроса // Финансовое право. 2015. № 10. C. 17-25. URL: http://lawinfo.ru/catalog/contents-2015/ finansovoe--pravo/10/ (дата обращения: 01.03.2018).

8. Соколова Э. Д. Правовое регулирование бюджетной деятельности государства и муниципальных образований (теория и правотворчество) // Финансовое право и управление. 2013. № 2. C. 119-135. URL: http://en.nbpublish.com/ library_read_article.php?id=-26129 (дата обращения: 01.03.2018).

9. Экономические санкции и развитие финансового законодательства России / Г. А. Тосунян [и др.] // Вестник Российской академии наук. 2016. Т. 86, № 1. С. 35-42. DOI: https://doi.org/10.7868/S0869587316010151

10. Максимов И. В. Система административных наказаний: понятие и признаки // Государство и право. 2005. № 4. C. 18-27. URL: http://www.igpran.ru/ journal/biblio/index.php (дата обращения: 01.03.2018).

11. Бахрах Д. Н. Вопросы системы административных наказаний // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2009. № 7. C. 7-13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12789137 (дата обращения: 01.03.2018).

12. Павлова Е. А. Увеличение процента взыскания административных штрафов в области дорожного движения: необходимость или действенная система административного наказания? // Вестник Евразийской академии административных наук. 2017. № 1 (38). C. 18-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28862506 (дата обращения: 01.03.2018).

13. Чепурных Д. А. Усовершенствование процесса производства по делам об административных правонарушениях, связанных с неуплатой административных штрафов участниками дорожного движения // Образование. Наука. Научные кадры. 2013. № 4. C. 75-80. URL: https://clck.ru/Dyah2 (дата обращения: 01.03.2018).

14. Головко В. В., Бражников В. В. К вопросу о применении административного штрафа в области дорожного движения // Право и государство: теория и практика. 2008. № 4. С. 98-99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=10344737 (дата обращения: 01.03.2018).

15. Якимов А. Ю. Административный штраф за правонарушения в области дорожного движения: вопросы назначения и взыскания // Право и государство: теория и практика. 2005. № 2. С. 71-77. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=12943108 (дата обращения: 01.03.2018).

16. Быков А. И. Административный штраф за нарушения в области дорожного движения: тенденции и перспективы // Юристъ-Правоведъ. 2010. № 5. С. 85-88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnyy-shtraf-za-pra-vonarusheniya-v-oblasti-dorozhnogo-dvizheniya-tendentsii-i-perspektivy (дата обращения: 01.03.2018).

17. Гвоздева Е. В. Проблемы исполнения административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 2. С. 66-70. URL: http://vestnik43. ru/vggu-arhiv-jurnala (дата обращения: 01.03.2018).

18. Ярцева И. Ю. Проблемы администрирования неналоговых доходов бюджетов // Проблемы учета и финансов. 2011. № 1. С. 67-70. URL: http://journals.tsu.ru/ puf/&journal_page=archive&id=959&article_id=7455 (дата обращения: 01.03.2018).

19. Булахова Т. П., Земцов А. А. Введение в проблему администрирования штрафов как элемента неналоговых доходов бюджета // Проблемы учета и финансов. 2012. № 2. С. 59-64. URL: http://journals.tsu.ru/puf/&journal_page=ar-chive&id=964&article_id=7517 (дата обращения: 01.03.2018).

20. Зиновенко В. В. Административно-правовое регулирование безопасности дорожного движения в Республике Беларусь // Административное право и процесс. 2015. № 12. С. 55-59. URL: http://lawinfo.ru/catalog/contents-2015/8546/12 (дата обращения: 01.03.2018).

21. Bittner E. The Functions of the Police in Modern Society. Washington, 1970. URL: https://www.ncjrs.gov/pdffiles1/Digitization/147822NCJRS.pdf (дата обращения: 01.03.2018).

Поступила: 16.04.2018; принята к публикации 20.05.2018; опубликована онлайн 28.09.2018.

Об авторах:

Артемьева Светлана Степановна, профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), доктор экономических наук, ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-4256-9399, Scopus ID: 55776026100, [email protected]

Пискунов Владимир Владимирович, аспирант кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), [email protected]

Заявленный вклад авторов:

Артемьева Светлана Степановна - научное руководство; изучение концепции; развитие методологии; критический анализ и доработка текста.

Пискунов Владимир Владимирович - визуализация/представление данных в тексте; компьютерные работы; подготовка начального варианта текста; формализованный анализ данных.

Для цитирования:

Артемьева С. С., Пискунов В. В. Уплата в бюджет штрафов за административные правонарушения в системе МВД России: проблемы и пути решения // Регионо-логия. 2018. Т. 26, № 3. С. 606-623. DOI: 10.15507/2413-1407.104.026.201803.606-623

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Voinova L.E. [Administration of budget means of MIA of Russia]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia. 2011; 2:129-139. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7 administrirovanie-byudzhetnyh-sredstv-mvd-rossii (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

2. Pepeliaev S.G. [Legal and taxation definition of income]. Nalogoved = Tax specialist. 2014; 11:14-25. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22476407 (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

3. Sattarova N.A. [State coercion measures in budget sphere as a factor for the efficient functioning of the financial system]. LexRussica. 2015; 8:96-106. Available at: http://lexrussica.ru/articles/article_101622.html?issue=lexrussica-8-2015 (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

4. Starilov Yu.N. [From longstanding discussion to the acceptance federal law "About administrative procedures"]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo = Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2017; 4(31):8-21. Available at: http://www.vestnik.vsu.ru/content/pravo/2017/04/ toc_ru.asp (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

5. Khimicheva N.I. [Russian legislation and the financial problems of its codification]. Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii = Bulletin of the

Saratov State Law Academy. 2012; 2:171-173. Available at: ЫТр://журнал-вестник. рф/portfolio/2012 (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

6. Shokhin S.O. [The legal mechanisms of influence on the balance of the elements of the financial system]. Voprosy ekonomiki i prava = Economic and Law Issues. 2016; 93:16-18. Available at: http://law-journal.ru/articles/index/201603 (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

7. Yalbulganov A.A. [On the concept of financial law: revisiting historical background]. Finansovoye pravo = Financial Law. 2015; 10:17-25. Available at: http:// lawinfo.ru/catalog/contents-2015/finansovoe--pravo/10/ (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

8. Sokolova E.D. [Legal regulation of budget activities of state and municipal units (theory and law-making)]. Finansovoe pravo i upravlenie = Financial Law and Management. 2013; 2:119-135. Available at: http://en.nbpublish.com/library_read_ar-ticle.php?id=-26129 (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

9. Tosunyan G.A., Ekmalian A.M., Sannikova L.V., Pashentsev D.A. [Economic sanctions and development of the financial legislation of Russia]. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk = Bulletin of the Russian Academy of Sciences. 2016; 86(1):35-42. DOI: https://doi.org/10.7868/S0869587316010151 (In Russ.)

10. Maksimov I.V. [System of administrative punishments: notion and features]. Gosudarstvo ipravo = State and law. 2005; 4:18-27. Available at: http://www.igpran. ru/journal/biblio/index.php (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

11. Bakhrakh D.N. [Questions of administrative penalties]. Vestnik Uralskogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava = Bulletin of the Ural Institute of Economics, Management and Law. 2009; 7:7-13. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=12789137 (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

12. Pavlova E.A. [Increase of percentage of recovery of administrative fines in the field of road traffic: Need or effective system of administrative punishment?]. Vestnik Evrazijskoy akademii administrativnykh nauk = Herald of the Eurasian Academy of Administrative Sciences. 2017; 1(38):18-22. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=28862506 (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

13. Chepurnykh D.A. [Improvement of process of manufacture on affairs about administrative offences, connected with non-payment of the administrative fines road traffic participants]. Obrazovaniye. Nauka. Nauchnye kadry = Education. Science. Scientific manpower. 2013 ; 4:75-80. Available at: https://clck.ru/Dyah2 (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

14. Golovko V.V., Brazhnikov V.V. To a question about the application of an administrative penalty in the region of road motion]. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika = Law and State: The Theory and Practice. 2008; 4:98-99. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=10344737 (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

15. Yakimov A.Yu. [Administrative fine for the offence in the sphere of the traffic movement: questions of the appointment and penalty]. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika = Law and State: The Theory and Practice 2005; 2:71-77. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=12943108 (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

16. Bykov A.I. [The administrative penalty for traffic offences: tendencies and prospects]. Yurist"-Pravoved" = Lawyer-Legal Scholar. 2010; 5:85-88. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7administrativnyy-shtraf-za-pravonarusheniya-v-oblasti-dorozhnogo-dvizheniya-tendentsii-i-perspektivy (accessed 01.03.2018). (In Russ.) 622 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

17. Gvozdeva E.V. [Problems of implementation of administrative penalties for offences of road traffic]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo uni-versiteta = Herald of Vyatka State University. 2015; 2:66-70. Available at: http:// vestnik43.ru/vggu-arhiv-jurnala (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

18. Yartseva I.Yu. [Issues of budget non-tax revenues administration]. Problemy ucheta i finansov = Problems of accounting and finance. 2011; 1:67-70. Available at: http://journals.tsu.ru/puf/&journal_page=archive&id=959&article_id=7455 (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

19. Bulakhova T.P., Zemtsov A.A. [Introduction to the problem of Administra-tionfines as part of non-tax revenue budget]. Problemy ucheta i finansov = Problems of Accounting and Finance. 2012; 2:59-64. Available at: http://journals.tsu.ru/ puf/&journal_page=archive&id=964&article_id=7517 (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

20. Zinovenko V. V. Administrative and legal regulation of traffic safety in the Republic of Belarus. Administrativnoye pravo i protsess = Administrative Law and Process. 2015; 12:55-59. Available at: http://lawinfo.ru/catalog/contents-2015/8546/12 (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

21. Bittner E. The functions of the police in modern society. Washington, 1970. Available at: http://www.ncjrs.gov/pdffiles1/Digitization/147822NCJRS.pdf (accessed 01.03.2018).

Submitted 16.04.2018; accepted for publication 20.05.2018; published online 28.09.2018.

About the authors:

Svetlana S. Artemyeva, Professor, Department of Finance and Credit, National Research Mordovia State University (68/1 Bolshevistskaya St., Saransk 430005, Russia), Dr. Sci. (Economics), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4256-9399, Scopus ID: 55776026100, [email protected]

Vladimir V. Piskunov, Postgraduate, Department of Finance and Credit, National Research Mordovia State University (68/1 Bolshevistskaya St., Saransk 430005, Russia), [email protected]

Contribution of the authors:

Svetlana S. Artemyeva - academic supervision; concept study; development of methods; critical analysis and revision of the text of the article.

Vladimir V. Piskunov - visualization and presentation of the data in the text of the article; computer work; writing the initial version of the text of the article; formalized data analysis.

For citation:

Artemyeva S.S., Piskunov V.V. Payment of Fines for Administrative Offenses to the Budget in the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Problems and Possible Solutions. Regionologiya = Regionology. 2018; 26(3):606-623. DOI: 10.15507/2413-1407.104.026.201803.606-623

All the authors have read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.