УПАНАЯНА КАК ИНИЦИАЦИЯ В КУЛЬТУРЕ ИНДИИ
https://doi.org/10.24412/2310-1679-2020-439-53-60
Ирина Викторовна ВИПУЛИС,
старший преподаватель кафедры культурологии факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация
e-mail: vipoulis@mail.ru
Аннотация: Изучение исторических примеров развития практики посвящения может помочь решению проблем современного общества. На материале культуры Индии рассматривается посвятительный обряд упанаяна, с древности и до настоящего времени действующий в обществе индусов. Зародившись в ранний ведический период как возрастное посвящение ариев, упанаяна развилась в конфессиональное посвящение, обеспечивающее кардинальный переход личности на новый духовный и социальный уровень. В этот период развития упанаяна была связана с образовательным процессом, означавшим сакрализацию индивида, так как неофиту открывались священные знания вед. Во многом духовное преображение ученика зависело от достоинств личности учителя-инициатора. Данный вариант исторической инициации являет пример высокого уровня развития практики посвящения в мировой культуре. Но под влиянием политогенеза и социогенеза упанаяна утрачивала значение и содержание сакрализирующей функции посвящения. Длительный и подробный обряд духовной направленности сузился до церемонии наложения священного шнура. Упанаяна, как социовозрастное посвящение, стала отмечать социальную зрелость индивида с символическим религиозным содержанием.
Ключевые слова: посвящение, упанаяна, ритуал, инициация на Древнем Востоке, древнеиндийская культура.
UPANAYANA AS INITIATION IN INDIAN CULTURE
Irina V. Vipulis, Senior Teacher at the Department of Culturology, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture, Khimki City, Moscow Region, Russian Federation
e-mail: vipoulis@mail.ru
Abstract: Studying historical examples of the development of the practice of initiation can help solve problems of modern society. The Upanayana initiation rite is considered on the material of Indian culture. This is an example of a high level of development of the practice of initiation in world culture, providing a cardinal transition of the individual to a new spiritual and social level. In ancient times, the Upanayana was associated with the educational process, which meant the sacralization of the individual, since the sacred knowledge of the Vedas was revealed to the neophyte. The spiritual transformation of the student depended on the merits of the personality of the teacher-initiator. But under the influence of political genesis and sociogenesis, the Upanayana lost the meaning and content of the function of sacralization during initiation. The lengthy and detailed ceremony of a spiritual focus has narrowed to the ceremony of applying the sacred thread. Upanayana, as a socio-age initiation, began to celebrate the social maturity of an individual with a symbolic religious content.
Keywords: initiation, Upanayana, ritual, initiation in the Ancient East, ancient Indian culture.
Инициация - одна из древнейших практик человечества, направленных на самоидентификацию личности и гармонизацию отношений личности и общества. Высокая значимость практики посвящения выражена феноменом её исторической устойчивости в процессе культурогенеза (от первобытности до настоящего времени, но уже в рудиментарной форме). Важной проблемой для современного общества является инициационный голод. Отдельные попытки реанимировать элементы инициации оказываются недостаточно действенными. По мнению психологов, это в целом приводит к усилению деструктивных настроений в социуме.
Некоторые исторические типы инициации представляют собой примеры высокоэффективных практик посвящения. Обращение к их историческому опыту может помочь в исследовании современных проблем личности и социума. В данном случае посвятительные ритуалы в культуре Индии представляют особый интерес, так как, с одной стороны, отражают уникальное отношение к вопросам воспитания и образования личности в традиционном обществе, с другой - позволяют проследить процесс постепенной формализации этой традиции.
Для ведической культуры Индии характерно усиленное внимание к обрядам санскары1, отмечающим начало новых этапов жизни человека (ашрамов2). Особо важное место в ритуальном цикле занимают обряды, связанные с переходом из детства во взрослую жизнь. Они подтверждают социальную идентификацию личности, принадлежность индивида к трём высшим уровням индийского общества - варнам дваждырождён-ных: брахманов, кшатриев и вайшьев. В основе социальной стратификации ведического общества лежит разный духовный и социальный уровень представителей варн. Духовной элитой считаются представители брахманов. Таким образом, социализация здесь плотно связана с процессом сакрализации.
Центральным ритуалом посвящения в индуизме до настоящего времени остаётся упанаяна - обязательный обряд в индуистском обществе, сформировавшийся ещё в древнеиндийской культуре и возрождённый в современной Индии, хотя и в значительно изменённом виде.
Рассмотрим данный исторический вариант возрастного посвящения, выявляя его специфику как инициации и особенности его исторической трансформации.
Радж Бали Пандей (1907-1971), профессор древнеиндийской истории и культуры университетов в Индии, в работе «Древнеиндийские домашние обряды (обычаи)» определяет корни упанаяны в доведических временах в посвятительной практике древних парсов - в ритуальном приобщении к религиозной жизни мальчиков и девочек [6, с. 112]. Упанаяна ведического
1 Санскары - переходные обрядовые действия в индуизме [1, с. 120].
2 Ашрамы - ступени духовного и социального развития в индуизме [1, с. 119].
времени - это санскара мужского типа посвящения1. Учёный уточняет, что, несмотря на изначальную гражданскую направленность обряда, он получил религиозное содержание: «... всякая часть жизни древнего человека наполнялась религиозным содержанием и всякая общинная деятельность нуждалась в религиозной санкции для того, чтобы быть действенной» [6, с. 111-112]. Таким образом, можно предположить при формировании возрастного посвящения древних индусов реализовывалась первоначальная функция социализации и постепенно развивалась функция сакрализации, что характерно для генезиса архаической инициации. Далее Пандей, опираясь на ведические тексты 2-го тысячелетия до н.э. (эпохи ведизма), 1-го тысячелетия до н.э. (эпохи брахманизма) и более поздние (периода индуизма), обращает внимание на изменение содержания обряда на разных исторических этапах. Так, в раннем сформировавшемся варианте посвящения происходило «приобщение ученика учителем к священному знанию» [6, с. 115], когда инициацию составлял весь процесс обучения. Исследователь здесь отмечает, что образовательная направленность индийского возрастного посвящения является большим шагом вперёд [6, с. 112], в отличие от архаической инициации с её психофизическими экзекуциями. Так как учитель-брахман, приобщая неофита к священным текстам, устанавливал сакральную коммуникацию между учеником и божественным миром [3, с. 31-37], можно утверждать о синтезе таких ведущих функций в посвящении, как гносеологической и сакрализации ученика. На следующем этапе развития упанаяну постепенно будут отделять от самого процесса обучения. Хотя её цель оставалась прежней -установить сакральную коммуникацию, но уже не в результате обучения, а посредством отдельных обрядовых действий. Таким образом, упанаяну перестали связывать с процессом обучения, а только - с обрядом перед началом обучения, с принятием неофита в ученики [6, с. 113]. При этом процесс обучения, распавшись на множество отдельных обрядов, постепенно сокращался и упрощался под влиянием полито- и социогенеза. В конце своего развития (до настоящего времени) упанаяна, уже не соотносясь с обучением, стала церемонией надевания священного шнура (яджнопавиты) на посвящаемого, совершаемой незадолго до брака дваж-дырождённого [6, с. 115], то есть трансформировалась в обряд социальной зрелости. Функция социализации фактически вытеснила сакрализацию, ставшую обозначаться формально. Как видим, историческое изменение содержания данной санскары происходило от длительного процесса передачи священных ведических знаний (упанаяна обучения) до краткого церемониального действия по наложению священного шнура без про-
1 Вопрос о возможности прохождения упанаяны женщинами остаётся спорным. Несмотря на упоминания в древних источниках о брахмачаринах, брахмавадинах, вероятно, такая практика существовала, но носила, скорее, исключительный характер.
цесса обучения (упанаяна тела) [6, с. 116], от сакрализации и гносеологической функции - к функциям социализации и символической. Отметим и другие важные функциональные изменения в обряде. Как инициация на раннем этапе развития упанаяна (санскара обучения) выполняла функции сегрегации (внешнего отделения арийского общества от неарийского) и селекции (внутреннего отделения физически здоровых индивидов арийского социума от своих же физически нездоровых). К упанаяне допускались только физически здоровые члены арийского общества. (Здесь для сравнения можно вспомнить о селекционном отборе в архаической инициации, когда нездоровые неофиты допускались к инициации, но умирали во время её прохождения.) При упанаяне тела наблюдалась значительная демократизация обряда, церемонию разрешили проходить всем для получения социального статуса брачноспособного. Также поменялись и установленные возрастные рамки её прохождения, например, для брахманов в ранней традиции (упанаяне обучения) - с 5-8 лет, в поздней (упанаяне тела) - в 16-24 года, то есть непосредственно перед вступлением в брак.
Вместе с этим следует отметить и то, что в ранней традиции упанаяна не была обязательной и являлась привилегией брахманов, стремившихся к более глубокому духовному воспитанию и получению доступа к священной литературе. Это положение упанаяны объяснялось тем, что в ведический период в индийском обществе проводились и другие посвятительные обряды. Вероятно, тогда она представляла собой более высокий уровень посвящения. На данном этапе упанаяна имела черты конфессионального посвящения. В отличие от архаической инициации, проводившейся единожды в жизни неофита, упанаяна могла повторяться перед началом изучения каждой новой веды или при переходе ученика от одного учителя к другому. Многоразовое прохождение неофитом упанаяны в древности можно рассматривать как поэтапное духовное восхождение на более сложные ступени посвящения. В поздние же времена, когда упанаяна стала основным средством социальной дифференциации дваждырож-дённых, утвердилось строгое правило обязательного прохождения этого обряда. «Не получившие своевременного посвящения, лишаются посвящения, становятся вратьями, презираемыми ариями» [4, II, с. 39]. Таким образом, упанаяна из возрастного посвящения с элементами конфессионального на раннем этапе постепенно трансформировалась в социо-возрастное посвящение - на позднем этапе. По мнению Пандея, данные изменения могли быть связаны с мусульманским влиянием в средневековой культуре Индии [6, с. 119]. Очевидно, упрощение обряда посвящения отражает и последствия культурной ассимиляции ариев с местным населением. Кроме того, усложнение политической и экономической жизни в Индии активизировало социальные роли кшатриев и вайшьев, что повлияло, в свою очередь, и на культуру брахманов.
Изучая специфику упанаяны как исторической инициации с позиции её идейно-тематической основы, можно отметить, что основная идея упанаяны, как и любой инициации, второе рождение индивида, которое открывало ему мир сакральных отношений с божественным миром и осознанное участие в духовной жизни общества. Это событие в жизни индуса определяется получением звания «двиджа» («дваждырождённый»).
Выявим особенности выражения основной темы и идеи - ритуальной смерти неофита и второго рождения - в обрядовых действиях упанаяны.
Тема смерти в данном обряде представлена временной десоциализа-цией неофита, его уходом из дома родителей в дом учителя и последующей монашеской жизнью ученика-брахмачарьи, а также пищевыми табу, аскезами, смирением и послушанием как отказом от собственной воли прежней личности. Само значение слова «упанаяна»1 связано с отделением неофита от натальной группы, когда отец сам приводил своего сына в дом учителя при добровольном согласии матери. В данном случае обратим внимание на отсутствие архаического варианта инициационной драмы «разлучения с матерью» [7, с. 84]. Тема смерти просматривается и во внешнем виде, монашеском образе жизни неофита, его асоциально-сти. В ранней традиции ученик-брахмачарьи соблюдал целомудрие, отращивал длинную бороду, носил шкуру чёрной антилопы и священный пояс из травы мунджа. В его обязанности входило собирание топлива, милостыни, выпас коров учителя и поддержание священного огня. Посох, который получал неофит от учителя, добавлял в обряд образ пути, путешествия, также отражая тему ритуальной смерти посвящаемого. Символы нового рождения обозначались более явно, с эмбриологической символикой. Согласно Законам Ману, ученик зачинается от Веды. Новыми родителями неофита становились учитель (в роли отца) и Савитри - Солнце (в качестве новой матери) [4, II, с. 170].
Уже в самом начале обряда чётко определяются элементы воспроизведения темы рождения: окраска тела ученика жёлтым порошком (символ эмбриона в околоплодных водах), его ночное одиночество в молчаливом покое (подготовка эмбриона к рождению) и другие. «Учитель, вводя (его), делает брахмачарина // Зародышем внутри себя. // Три ночи он носит его в животе. // Когда он родится, боги приходят, собравшись, его посмотреть» [2, XI, 5,3]. Кроме того, темы ритуальной смерти и нового рождения связаны с темой жертвенности ученика. По словам Пандея, «ученичество рассматривалось как долгое жертвоприношение» [6, с. 129]. Повязывание
1 Обычный термин обряда «посвящение в брахманские ученики» - ирапауапат, собственно, «приведение» или «введение». Рядом с ним, значительно реже, употребляется, как термин, также ирауапат (ира-ауапат), «приход, поступление» [5, с. 135]. Таким образом, упанаяна слагается из двух актов: отец вводит своего сына в семью его будущего учителя, брахман (учитель) принимает его к себе в дом [5, с. 138].
священного шнура через левое плечо поперёк груди во время упанаяны стало заменой церемонии надевания верхней одежды во время жертвоприношения. Три нити шнура напоминали носителю, что он должен заплатить три долга: древним - риши, предкам и богам. Известно, что на раннем этапе развития архаической инициации практиковали инфантицид. Позволим себе предположить, что упанаяна также содержит в себе отголоски более древней традиции инфантицида. Практика человеческих (в том числе детских) жертвоприношений была характерна для Индии1. Отказ ученика от собственной личности подразумевает его полное растворение в личности учителя, а через него - в божествах. В Ригведе приводится точная метафора этого процесса единения: «Одна из них (лягушек) повторяет речь другой, как ученик (слова) учителя» [цит. по: 5, с. 144]. При приёме ученика учитель в ритуальном диалоге сообщает ученику о новой его семье: «Ты - ученик Индры, Агни твой учитель, я твой учитель ...» [5, с. 151]. Таким образом, в раннем варианте упанаяны тема ритуальной смерти представлена более завуалированно, нежели в архаической инициации, а идея нового рождения воспроизводится с эмбриологической подробностью. На позднем этапе развития посвящения ритуальная смерть и новое рождение неофита лишь предполагаются.
Заметные изменения претерпел и образ инициатора, на что обратил внимание Дмитрий Николаевич Кудрявский (1867-1920) - русский историк-индолог. На раннем этапе формирования санскары учитель именовался как «имеющий силу (священного знания)», а ученик - «желающий приобрести силу (священного знания)» [5, с. 145]. Во время посвящения, сакральной коммуникации инициатор-посредник между людьми и божествами передаёт неофиту духовную силу. В древней упанаяне она представлена творческим (космическим) жаром: «Рождённый ранее от брахмана брахмачарин, // Рядясь в зной, поднялся благодаря (творческому) жару» [2, XI, 5,5]; «С помощью состояния брахмачарина - (космического) жара // Боги сразили смерть, // А Индра с помощью состояния брахмачарина // Принёс богам солнечный свет» [2, XI, 5,19]. Духовная сила позволяла брахмачарину постигать ведические тайные знания, преодолевая демонов-препятствия. В поздней традиции посвящения обозначения учителя и ученика приобрели характер «технических терминов», по мнению Д. И. Кудрявского [5, с. 146]: учителя стали называть «ачарья» («тот, который следует тому, чему учит», или «тот, кто ведёт других следовать дхарме»), а ученика - «брахмачарин» (то есть «ученик брахмана»). С учителем-инициатором связана и воспитательная функция. Перед упанаяной обучения советовали выбирать учителя-брахмана, полностью преданного ведам, правдивого, смелого, милосердного, твёрдого, энергичного,
1 Пурушамедха - ведийский ритуал принесения в жертву человека.
чистого характера. При этом более почтенным считался учитель (асагуа), принимавший в ученичество и обучавший бесплатно веде, ритуалу и «тайному учению» [4, II, 140]. Ко второй категории относились преподаватели (upadhyaya), которые обучали за деньги, ради собственного пропитания [4, II, 141]. При упанаяне тела особых качеств брахмана не требовалось, как инициатор он только совершал церемонию, а не обучал. Примечательно, что в позднее время ищущие посвящения могли обойтись и вовсе без инициатора, используя освящённую воду. Таким образом, в раннем варианте посвящения главной целью была передача не только духовной силы, ведических знаний от учителя, но и обретение учеником добродетелей учителя, то есть нравственное усовершенствование, формирование характера ученика.
Вместе с этим передаваемые учителем ученику достоинства зависели и от варновой принадлежности ученика. Законы Ману определяют: «Посвящение брахмана, желающего приобрести священное знание, может быть произведено на пятом (году), кшатрия, желающего могущества, - на шестом, вайшьи, желающего богатства, - на восьмом» [4, II, 37]. Таким образом, определённый возраст способствует приобретению определённых достоинств. Возрастные различия неофитов и длительность посвящения объясняются и интеллектуальными возможностями варн (каст), и разными социальными ролями, на что мы уже обращали внимание выше. «Различие каст, основанное на различии занятий, ставило отдельным лицам при отдаче сына в учение различные цели, и если для брахмана изучение вед и обрядов культа представлялось необходимым, то для кшатриев и вайшьев эта необходимость ограничивалась только самым существенным в обрядах домашнего культа, и подробное изучение вед могло являться только препятствием в их занятиях своим ремеслом» [5, с. 154].
Таким образом, при сравнении упанаяны на раннем и позднем этапах развития мы пронаблюдали, как ведическое посвящение из категории возрастного и конфессионального трансформировалось в социовозрастное. На функциональном уровне это выразилось доминированием процесса социализации при символическом обозначении сакрализации. Вместе с этим значительно менялся образ инициатора-учителя. В ранней упаная-не он в качестве нового родителя вводил неофита в свою семью, в божественный мир священных знаний, способствовал формированию новых качеств характера, то есть контролировал кардинальные изменения в личности неофита. На позднем этапе он лишь проводил церемонию перехода ребёнка в новый социальный статус. Само содержание ритуального комплекса посвящения постепенно сузилось от длительного процесса обучения до кратковременной церемонии по наложению священного шнура. Как видим, с редуцированием сакрального содержания в ритуале, лишь
символическим его обозначением вся нагрузка ложится на психологическую функцию, действия которой недостаточно для кардинальной перемены в сознании личности. Причина значительной трансформации упанаяны во многом связана с политогенезом и социогенезом, с культурной ассимиляцией ариев, усложнением экономических и политических связей между варнами, появлением множества каст, демократическими процессами в индийском обществе.
Список литературы
1. Альбедиль М. Ф. Индуизм. - Санкт-Петербург : Петербургское Востоковеде-
ние, 2000. - 255 с. : ил.
2. Атхарваведа (Шаунака) : в 3 томах / перевод Т. Я. Елизаренковой ; Институт
востоковедения РАН. - Москва : Восточная литература, 2005-. - Том 2 : книги VIII-XII. - 2007. - 293 с.
3. Гриненко Г. В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация : Логико-се-
миотический анализ вербальной магии. - Москва : Новый век, 2000. - 445 с.
4. Законы Ману. Мнавадхармашастра / перевод с санскрит. С. Д. Эльмановича,
провер. и испр. Г. И. Ильиным. - Москва : ЭКСМО-пресс, 2002. - 493 с.
5. КудрявскийД. Н. Исследования в области древнеиндийских домашних обря-
дов [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id =99375
6. Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи) / сокращ. пере-
вода с англ. А. А. Вигасина. - Москва : Высшая школа, 1990. - 317 с.
7. Элиаде М. Тайные общества и обряды инициации и посвящения : перевод
с фр. - София : ИД Гелиос, 2002. - 352 с.