Научная статья на тему 'Упаковка как "лицо" производителя. Экономическая эффективность различных видов упаковки'

Упаковка как "лицо" производителя. Экономическая эффективность различных видов упаковки Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
97
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Строительные материалы
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Юрченко В.В.

Представлены основные характеристики различных упаковочных решений для строительных материалов, в том числе силикатного кирпича: обмотка в стретч-пленку, обвязка металлической и РЕТ лентой, упаковка в термоусадочную или растягивающуюся рукавную пленку методом «стретч-хууд». Оценена экономическая эффективность их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Упаковка как "лицо" производителя. Экономическая эффективность различных видов упаковки»

тематический раздел журнала «Строительные Материалы»

УДК 621.798

В.В. ЮРЧЕНКО, генеральный директор ООО «ОМС Системс» (Москва)

Упаковка как лицо производителя. Экономическая эффективность различных видов упаковки

Продукция без упаковки

Целью любого производства является изготовление качественной продукции при высокой рентабельности производства и, как следствие, удовлетворенность клиента ценой, качеством и сроками поставки. Поэтому любые инвестиции в производство будут целесообразны и эффективны, если они отвечают поставленным целям и позволяют достичь желаемого результата в кратчайшие сроки.

Вопрос качества продукции складывается из нескольких составляющих. Кроме техно -логических вопросов изготовления кирпича — подготовки сырья, формования, сушки существуют также вопросы упаковки и транспортирования уже готовой продукции. Времена, когда продукция поставлялась потребителю без упаковки, уходят в прошлое.

Потребитель по внешнему виду продукции, пришедшей к нему на строительную площадку, делает вывод о самом производителе, о стоимости закупленной продукции, проценте потерь, связанных с хранением, перегрузкой, и, как следствие, об эффективности вложенных денег в эту продукцию.

Именно поэтому упаковка считается одним из ключевых элементов технологической цепочки изготовления продукции. В последнее время с ростом потребительских цен, появлением на рынке продукции различной цветовой гаммы требования к ее сохранности и защищенности многократно возросли. В связи с этим перед производителями остро встает вопрос: какой из способов защиты и упаковки продукции выбрать из многообразия предлагаемых решений?

Сейчас на рынке упаковки можно встретить большое разнообразие предлагаемых решений: обмотка в стретч-пленку, обвязка металлической и РЕТ-лентой, упаковка в термоусадочную или растягивающуюся рукавную пленку методом «стретч-хууд». Способы упаковки также разнообразны, от ручного способа до полностью автоматических линий. Все определяется наличием средств и потребностей клиента.

Предлагаемые решения можно рассмотреть с точки зрения экономичности использования расходных материалов. Степень защиты продукции каждый производитель определит самостоятельно в зависимости от способа транспортировки, требований клиента, расстояния доставки. Следует оговориться, что в данной статье будут оцениваться решения по выбору оборудования, так как этот вопрос выходит за рамки статьи.

Разделим существующие способы защиты на виды и затем последовательно рассмотрим каждый из них:

(■■■шпик! НИ1И1Н ниш ...................... . тгп ... 1

........ !!!::::;:: Я::!:::: «г ЙнЦ (М щщ

1.Л.[ [ 1 ик -у РТ - :::::!::■■ 1 С

• Упаковка в термоусадочную пленку.

• Обмотка стретч-пленкой.

• Упаковка в пленку методом «стретч-хууд».

• Обвязка стальной или РЕТ-лентой.

Способ упаковки в термоусадочную пленку достаточно распространен в России благодаря большому числу производителей данного типа оборудования, пленки, наличию ресурсов по использованию газа и

разрешений к его применению на предприятиях строительной индустрии.

Есть одно существенное ограничение — это качество поставляемой термоусадочной пленки. Способность к равномерному растяжению в продольном и поперечном направлениях, сваривае-Упаковка в термоусадочную МОСТЬ, Диэлектрическая Про-пленку водимость, объем рулонной

намотки — вот критерии, которые определяют выбор поставщика.

Произведем расчет примерной стоимости упаковки 1 поддона с керамическим кирпичом различными расходными материалами. В качестве примера возьмем поддон с размерами 1000x1000x1000 мм.

Сейчас (I полугодие 2012 г.) стоимость пленки составляет от 85 р./кг. Стоимость материала для упаковки одной паллеты составит примерно 94 р. Возможно применение пленок толщиной до 180 мкм, но это не представляется экономически правильным решением, так как при данных габаритах и массе поддона использование пленки толщиной 120—130 мкм вполне достаточно для сохранности груза и его транспортировки на расстояние до 5000—6000 км автомобильным и/или железнодорожным транспортом.

Стретч-пленка в последнее время получает все большее применение в упаковке кирпича благодаря невысокой стоимости оборудования, наличию производителей пленки практически в каждом регионе и простоте использования. Пленка надежно защищает груз от внешних воздействий и одновременно благодаря своим физическим свойствам, удерживает его в горизонтальном направлении. Количество витков пленки можно регулировать, так же как и величину нахле-ста пленки. Средний расход пленки составляет 0,25—0,28 кг при средней стоимости пленки в 95 р./кг. Для более надежной защиты используется также укрытие верха пакета полиэтиленовой пленкой, что даст прирост стоимости упаковки на ~10 р., и таким образом общая стоимость упаковки поддона составит 37 р. Применение данного метода упаковки хорошо подходит для транспортировки кирпича на короткие расстояния с небольшим числом транспортных погрузок-разгрузок.

62

научно-технический и производственный журнал

май 2012

тематический раздел журнала «Строительные Материалы»

I É " >Щ_ I

technology

Обвязка проукции РЕТ-лентой упаковка в стретч-пленку

Существует комбинированный способ упаковки кирпича на поддоны, включающий обмотку стретч-пленкой и обвязку.

Его применение дает значительные преимущества, так как пакет, с одной стороны, очень жестко привязан к поддону, а с другой — груз достаточно защищен пленкой и готов к транспортировке на значительные расстояния. Известны случаи транспортировки кирпича, упакованного таким спосо-

Упаковка методом «стретч-хууд»

Ручной аккумуляторный инструмент для обвязки РЕТ-лентой

бом, из Европейской части России в районы Сибири и Дальнего Востока железнодорожным транспортом. Груз доходил до потребителя в отличном состоянии. Транспортировка по Европейской части России экономически эффективна на расстояние до 450—500 км ввиду жесткой конкуренции среди производителей кирпича, большого их количества и растущей стоимости

транспортных услуг. Стоимость упаковки в этом случае равна совокупной стоимости двух предыдущих методов и составляет 55 р./поддон.

Упаковка методом «стретч-хууд» — относительно новый тип упаковки для России. Метод широко применяется в европейских странах благодаря наличию нескольких производителей такого оборудования и многочисленных поставщиках пленок данного типа, ограниченно -сти природных энергоресурсов, прежде всего газа, и наличию хороших дорог. Пленка благодаря своим физическим свойствам механически растягивается во всех направлениях в одной плоскости, надевается на упаковываемый груз и, сжимаясь, плотно стягивает его, удерживая на поддоне.

В Россию данный вид упаковки приходит вместе с импортными технологиями производства. Конечно, есть ограничение, связанное с недостаточным предложением качественных пленок от российских производителей, но совокупно данный метод упаковки более экономичен в эксплуатации, обслуживании и потреблении расходных материалов по сравнению с термоусадочным оборудованием.

При стоимости пленки 130 р./кг стоимость упаковки получается примерно 59 р./поддон. Предположительно данный вид упаковки будет получать все большее развитие.

Обвязка предусматривает только механическое крепление продукции лентой к паллете.

Обвязка, как правило, выполняется ручным инструментом с помощью мягких металлических либо высокопрочных лент. Преимуществом данного вида упаковки является возможность применения на открытых участках погрузки и упаковки, а также всесезонность. Упаковка, как правило, производится с использованием ручного упаковочного инструмента. К недостаткам данного способа можно отнести его относительную дороговизну.

Ручной механический инструмент для обвязки стальной лентой

Четыре перекрестные обвязки на поддон требуют 16 м ленты. При стоимости металлической ленты ~48 р./кг для мягких и 67 р./кг для высокопрочных стоимость упаковки одного поддона получается 52 р. для мягкой и 73 р. для высокопрочной ленты соответственно.

В последнее время все чаще можно встретить применение РЕТ-лент как материала для фиксации. Прочностные характеристики качественных РЕТ-лент позволяют использовать их наравне с металлическими, а такие характеристики, как безопасность и удобство в работе дают неоспоримые преимущества. Стоимость РЕТ-лент существенно ниже металлических. Например, стоимость упаковки одного поддона лентой РЕТ 15,5x0,89 мм составляет 17,5 р. Применение автоматического способа упаковки дает более высокую степень затяжки ленты, соответственно жесткость пакета значительно выше, чем при ручном способе упаковки. Кроме того, автоматический способ позволяет экономить расход РЕТ-ленты.

Стоимость описанных способов упаковки можно свести в диаграмму.

Стоимость упаковочного материала (р./усл. поддон)

Обвязка РЕТ-лентой Обмотка в стретч-пленку ' Обвязка РЕТ+стретч-пленка Упаковка в термоусадочную пленку Упаковка в пленку методом «стретч-хууд»

Л 1 1 1

1 _

_

-1*

V--А--/ /

20

40

Г,П

ÉD

100

Конечно, все способы упаковки имеют право на существование. Как видно из приведенной диаграммы, стоимость упаковки может значительно различаться и вид упаковки продукции будет определяться производителем. Критерии просты: качественная защита от внешних атмосферных воздействий, жесткость пакета при транспортировке, расстояние доставки, экономичность.

В настоящее время экономически целесообразным представляется способ упаковки продукции в пленку методом «стретч-хууд» либо комбинированный способ «обвязка РЕТ-лентой + обмотка стретч-пленкой».

Компания OMS (Италия) специализируется на упаковке промышленной продукции более 40 лет. Оборудование компании широко представлено в России и странах СНГ в различных отраслях промышленности. Есть опыт создания автоматизированных линий упаковки «под ключ». Проектирование линии под требования заказчика, техническая проработка всех деталей проекта, предоставление информации о наиболее эффективной и экономически оправданной модели упаковки и сервиса — вот гарантия высокого качества и сохранности упакованной продукции.

и

rj научно-технический и производственный журнал

¡¡»s

Ш'^РШХ'-Т май 2012 63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.