Научная статья на тему 'УПАДОК «МЯГКОЙ СИЛЫ» ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США: ПРИЧИНЫ И ТЕНДЕНЦИИ'

УПАДОК «МЯГКОЙ СИЛЫ» ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США: ПРИЧИНЫ И ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
643
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ДИПЛОМАТИЯ / МЯГКАЯ СИЛА / США / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МИРОВОЙ ПОРЯДОК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сенокоп Ян Станиславович

Статья посвящена оценке текущего состояния имиджа США в мире. Автор проводит анализ причин снижения эффективности применения «мягкой силы» во внешней политике США на современном этапе. В статье представлен подробный разбор внешнеполитических решений американской администрации в период президентского срока Дональда Трампа. Делаются выводы о том, как ряд принятых дипломатических решений сказался на восприятии США в международном сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DECLINE OF "SOFT POWER" IN US FOREIGN POLICY: CAUSES AND TRENDS

The article is devoted to assessing the current state of the US image in the world. The author analyzes the reasons for the decline in the effectiveness of the use of "soft power" in US foreign policy at the present stage. The article presents a detailed analysis of the foreign policy decisions of the US administration during the presidential term of Donald Trump. Conclusions are about how a number of diplomatic decisions hase affected the perception of the United States in the international community.

Текст научной работы на тему «УПАДОК «МЯГКОЙ СИЛЫ» ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США: ПРИЧИНЫ И ТЕНДЕНЦИИ»

УДК:327 УДК:327

DOI 10.34823/SGZ.2021.2.51579

Я.С. СЕНОКОП аспирант кафедры международных отношений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова*

Упадок «мягкой силы» во внешней политике США: причины и тенденции

Статья посвящена оценке текущего состояния имиджа США в мире. Автор проводит анализ причин снижения эффективности применения «мягкой силы» во внешней политике США на современном этапе. В статье представлен подробный разбор внешнеполитических решений американской администрации в период президентского срока Дональда Трампа. Делаются выводы о том, как ряд принятых дипломатических решений сказался на восприятии США в международном сообществе.

Ключевые слова: внешняя политика, дипломатия, мягкая сила, США, социальные технологии, мировой порядок.

Y.S. SENOKOP

Postgraduate student of the Department of international relations and integration processes, Faculty of political science, Lomonosov Moscow State University

The decline of "soft power" in US foreign policy: causes and trends

The article is devoted to assessing the current state of the US image in the world. The author analyzes the reasons for the decline in the effectiveness of the use of "soft power" in US foreign policy at the present stage. The article presents a detailed analysis of the foreign policy decisions of the US administration during the presidential term of Donald Trump. Conclusions are about how a number of diplomatic decisions hase affected the perception of the United States in the international community.

* Сенокоп Ян Станиславович, e-mail: yan.senockop@yandex.ru

Keywords: foreign policy, diplomacy, soft power, USA, social technologies, world order.

После распада СССР и окончания холодной войны в 1991 г. биполярная система, основанная на противостоянии социалистического и капиталистического миров, перестала существовать. Установился однополярный мировой порядок. Один из ястребов «холодной войны» Збигнев Бжезинский в то время отмечал, что в канун начала нового тысячелетия США стали обладать гегемонией в четырех областях мировой власти (экономической, технологической, культурной и военной), необходимых для создания неолиберального мирового порядка, основанного на формировании сообщества демократических стран и укреплении роли Америки в качестве мировой сверхдержавы1. А президент США Джордж Буш-старший заявил о наступлении новой эры в истории человечества. Была провозглашена роль США в качестве гаранта наступления прочного мира на Земле и распространения идеалов свободы и демократии2.

Для укрепления влияния в мире при проведении своего внешнеполитического курса США стали использовать различные социальные технологии для воздействия на общественное сознание населения и конструирования новой социально-политической реальности в других странах. Реализация внешнеполитической экспансии США с применением социальных технологий происходит преимущественно в следующих сферах: культурно-идеологической, информационно-психологической, финансово-экономической, политико-административной .

Приоритет в реализации идей американского экспансионизма был отдан методам «мягкой силы», которые позволяют добиться желаемых политических результатов на основе

1 Бжезинский З. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы. М.: АСТ, 2014.

2 AFTER THE WAR: THE PRESIDENT; Transcript of President Bush's Address on End of the Gulf War [Электронный ресурс] // New York Times. 07.03.1991. URL: https://www.nytimes.com/1991/03/07/us/after-war-president-transcript-presi-dent-bush-s-address-end-gulf-war.html (дата обращения 20.11.2020).

3 Сенокоп Я.С. Социальные технологии во внешней политике: теория и практика применения // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2019, т. 2, № 4, с. 36.

1

вовлечения и симпатии, а не через принуждение . Автор концепции «мягкой силы» Джозеф Най-младший в качестве основных источников ее реализации выделяет:

1) национальную культуру государства, которая становится привлекательной для других обществ и государств;

2) политические ценности государства, которым симпатизируют и другие страны;

3) внешнюю политику государства, если другие страны

„2

считают ее законной и легитимной .

Будучи лидером во всех сферах международных отношений, США стали содействовать усилению глобализации и расширению ее тенденций в планетарном масштабе. По мнению американского политолога Эдварда Люттвака, глобализация стала инструментом навязывания своей воли другим участникам международного сообщества. Так, например, требование открытости национальных рынков выгодно в первую очередь США и странам Запада, которые могут выдержать мировую конкуренцию3. Однако по прошествии времени развивающиеся экономики смогли успешно принять новые правила международной торговли и встать на пусть долгосрочного экономического роста, демонстрируя в этом компоненте показатели выше, чем, например, США, Япония или страны ЕС. Глобализация рынков стала выгодна таким странам, как Китай, Вьетнам, Индия, Бангладеш4, а также многим другим азиатским и африканским странам, где ниже показатели себестоимости продукции за счет минимальной стоимости рабочего труда. Таким образом, главными бенефициарами глобализации в экономическом плане стали страны второго и третьего миров.

Кроме того, современную либеральную глобализацию изначально можно было охарактеризовать как инструмент культурной экспансии США, направленной на повсеместное унифицирование человеческих норм, ценностей, образа жизни и социальных институтов в иностранных обществах по

1 Nye J.S. Jr. Soft Power. The Means to Success in World Politics, N.Y.: Public abbairs, 2004.

2 Най Дж. С. младший. Будущее власти. М.: ACT, 2014, с. 152.

3 Люттвак. Э. Государственный переворот: Практическое пособие. М.: РФСОиН. 2012, с. 262.

4 По данным Всемирного Банка, рост ВВП по ППС в период с 1990 года по 2018 год составил: в Китае - 2162%, Вьетнаме - 1005%, Индии - 872%, Бангладеш - 693%, США - 244%, ЕС - 213%.

американскому образцу. По мнению американского социолога Джорджа Ритцера, в преддверии XXI в. американизация стала неотъемлемой частью глобализации1.

Можно согласиться с утверждением З. Бжезинского, что американский образ жизни и их культура в 90-е гг. были привлекательными практически во всем мире2. Благодаря социальным технологиям культурно-идеологической экспансии политические элиты и рабочий класс видели в США эталон стандартов уровня жизни и политической системы, которая основана на демократических институтах. Американские телевизионные программы и фильмы занимали почти три четверти мирового рынка. Молодежь активно перенимала американские культурные и идеологические ценности, воспитываясь на голливудских фильмах и американских музыкальных поп-исполнителях3. В этом была заслуга успешной работы публичной дипломатии США и стремительного распространения американской (западной) массовой культуры. Огромная роль при этом отводилась культурно-образовательным программам, волонтерским движениям и работе сети филантропических фондов, деятельность которых была преимущественно сосредоточена в постсоциалистических странах.

Однако стоит заметить, что в настоящее время имидж США в мире находится в состоянии постепенного упадка. По данным американского социологического центра «Gallup», самой уважаемой страной в мире в 2019 г. стала Германия. Ее рейтинг одобрения в мире составил 44%. Далее идут США (33%), Китай (32%) и Россия (30%). Причем уровень уважения США в мире серьезно снизился в период президентского срока Дональда Трампа с 2017 по 2020 гг.4. Параллельно с этим наблюдается снижение эффективности «мягкой силы» во внешней политике США. По данным индекса «Мягкая сила 30», составляемого агентством «Портлэнд» , американская «мягкая сила» в 2019 г. занимала 5-е место, уступая Франции,

1 Ritzer G. The McDonalization Theses. Lnd, 1998.

2 Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1998, с. 38.

3 Там же.

4 Germany by far most admired country, with US, China and Russia vying for second - global poll [Электронный ресурс] // The Guardian. 27.07.2020. URL: https://www.theguardian.com/world/2020/jul/27/germany-most-admired-country-in-the-world-as-us-china-and-russia-vie-for-second-place-gallup-poll (дата обращения 20.11.2020).

5 Индекс «Мягкая сила 30» [Электронный ресурс] // Portland. URL: https://softpower30.com/ (дата обращения 20.11.2020).

Великобритании, Германии и Швеции. Этому способствовали следующие факторы:

1) интернационализация современной массовой культуры, в результате которой США потеряли монополию на создание и распространение современных культурных трендов в молодежной среде;

2) глобальная интернетизация, которая способствовала укреплению плюрализма мнений и различных позиций относительно событий в мире и подорвала монополию США в информационном пространстве;

3) проявления феномена глокализации, когда на фоне усиления процессов глобализации усилились противоположные тенденции в культурной, социальной, экономической и политических сферах, например, религиозное возрождение, поиск национальной идентичности и возрождение традиций предков, проявления цивилизационного фактора при создании политических и экономических объединений, сепаратизм;

4) постепенный рост влияния в мире других геополитических центров силы с начала XXI в.: России, ЕС, Китая, Индии, Ирана, Бразилии, которые имеют альтернативные взгляды в отношении функционирования мировой системы;

5) успешное заимствование другими крупными державами американской практики использования социальных технологий применительно к реализации своего внешнеполитического курса, в том числе технологий «мягкой силы»;

6) внешнеполитический курс США при Д. Трампе и его риторика, которые стали причиной ухудшения дипломатических отношений со многими странами мира, включая также ближайших союзников из ЕС и НАТО;

7) проведение США с начала XXI в. военных операций за рубежом, а также вмешательство во внутриполитическую жизнь суверенных государств с использованием технологий «цветных революций».

Так, с середины 90-х гг. в США была утверждена доктрина «гуманитарной интервенции», предполагавшая возможность вмешательства во внутриполитические дела других государств с целью восстановления демократических прав и свобод граждан. При этом американское руководство и их союзники оставляли за собой право на использование своих вооруженных сил за рубежом. Во всех случаях вооруженное вмешательство в том виде, в каком оно было реализовано, не было санкционировано Советом Безопасности ООН: Югославия

(1999 г.), Афганистан (2001 г.), Ирак (2003 г.), Ливия (2011 г.), Сирия (2014 г.), Йемен (2015 г.).

В Стратегии национальной безопасности США 2002 г. была провозглашена концепция упреждающих действий для борьбы с терроризмом, а также цель распространения демократии и прав человека во всем мире, увеличения степени развития и открытости обществ1. Военные операции на Ближнем Востоке и участие в проведении серии «цветных революций» в ходе «арабской весны» 2011 г. отрицательно сказались на имидже США в мусульманском мире и способствовали росту исламского фундаментализма в противовес западной цивилизации. По мнению Евгения Примакова, сначала революционная волна против ближневосточных авторитарных режимов представляла собой внутренние процессы, однако США и их союзники включились в эти процессы, чтобы убрать те политические режимы, которые мешали им в реализации их интересов2. Итогами «арабской весны» стали: смена правительств в Тунисе, Египте и Йемене, гражданские войны в Ливии и Сирии, восстание в Бахрейне, массовые протесты в Алжире, Ираке, Иордании, Марокко, Омане. В остальных арабских странах прошли менее значительные протесты.

Важно отметить, что от использования технологий «цветных революций», которые показали свою эффективность в смене неугодных американскому руководству политических режимов за рубежом и требуют минимальных финансовых вложений в их реализацию по сравнению с «гуманитарной интервенцией», США не отказались и в период президентского срока Д. Трампа. Эти явления, безусловно, сказались на восприятии США в мире. Можно вспомнить «бархатную революцию» в Армении (2018 г.), попытку «революции ассамблей» в Венесуэле (2018 г.), поддержку протестующих в Гонконге (2019 г.) и в ходе «мирной революции» в Белоруссии (2020 г.). При этом изначально 45-й американский президент заявил, что США больше не будут использовать армию для построения демократий за рубежом и становления порядка в других

1 Стратегии национальной безопасности США. Досье. [Электронный ресурс] // ТАСС. 19.12.2017. URL: https://tass.ru/info/4825512 (дата обращения 20.11.2020).

2 "Арабскую весну" готовили не США или НАТО. [Электронный ресурс] // сайт РСМД. 06.06.2012. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/com-ments/arabskuyu-vesnu-gotovili-ne-ssha-ili-nato/ (дата обращения 20.11.2020).

странах по их образцу*. В то же время один из его ближайших советников по национальной безопасности заявил, что стремление навязать всему миру модель демократии западного образца заведомо обречено на провал и не отвечает интересам США, однако такую позицию не разделяют оппоненты Д. Трампа из неоконсервативного крыла, которые видят в этом угрозу для международного либерального порядка2.

В одной из своих статей Джозеф Най-младший отметил, что администрация президента США Дональда Трампа в период ее полномочий практически не проявляла интереса к общественной дипломатии. Приоритет был отдан модернизации и усилению вооруженных сил. Более того, «бюджет мягкой силы» был сокращен на 30%, в то время как в условиях нынешней информационной революции подобные инструменты становятся даже важнее, чем ранее3. Если в 1993 г. в мире существовало около 50 вебсайтов, то к началу XXI в. их число стало больше 5 млн. По данным аналитиков, в октябре 2020 г. число пользователей Интернета превысило 4,6 млрд человек (более 60% от населения мира), из которых 4,1 млрд поль-

4

зуются социальными сетями .

По мнению Джозефа Ная - младшего, в настоящее время значимость привлечения и убеждения становится особенно важной. Давно остался позади тот период, когда общественная дипломатия преимущественно реализовывалась посредством радио- и телевещания. Из-за процессов интернетизации произошел «парадокс изобилия» - избыток информации приводит к дефициту внимания. В настоящее время в политике сохранение репутации становится важнее, чем ранее, а политическое противоборство зачастую сосредото-

1 Трамп заявил об отказе США от использования армии для экспорта демократии [Электронный ресурс] // Интерфакс. 22.08. 2017. URL: https://www.interfax.ru/world/575823 (дата обращения 20.11.2020).

2 Michael A. America and the Liberal International Order. Volume I, Number 1 (Spring 2017), р. 113-125. [Электронный ресурс] // American Affairs. 22.08. 2017. URL: https://americanaffairsjournal.org/2017/02/america-liberal-internatio-nal-order/ (дата обращения 20.11.2020).

3 Nye J.S. Jr. American Soft Power in the Age of Trump. [Электронный ресурс] // Project Syndicate. 06.05.2019. URL: https://www.project-syndi-cate.org/commentary/american-soft-power-decline-under-trump-by-joseph-s-nye-2019-05?barrier=accesspaylog (дата обращения 20.11.2020).

4 Social media users pass the 4 billion mark as global adoption soars. [Электронный ресурс] // сайт консалтингового агентства «We are social». 20.10. 2020. URL: https://wearesocial.com/blog/2020/10/social-media-users-pass-the-4-billion-mark-as-global-adoption-soars (дата обращения 20.11.2020).

чено на создании или разрушении авторитетов и доверия . Именно поэтому в последние годы можно заметить повышение роли СМИ и социальных сетей в политических процессах, а также всевозможных социальных технологий информационно-психологического противоборства, например, феномена фейковых новостей2.

Отдельно стоит рассмотреть влияние фактора внешней политики Д. Трампа на ухудшение имиджа США в мире. Десятилетиями США продвигали свои внешнеполитические интересы через международные институты и объединения, руководствуясь принципами общечеловеческих ценностей и демократии. Однако с приходом в 2017 г. Д. Трампа в овальный кабинет,идеологический вектор американской внешней политики существенно изменился. Одним из его первых решений стал отказ США от участия в Транстихоокеанском партнерстве - торговом соглашении между 12 государствами (40% от мирового ВВП). Новый президент мотивировал выход из ТТП защитой американской промышленности и рынка труда. Ранее это соглашение было подписано при Бараке Обаме в 2016 г. и преподносилось как крупнейший геоэкономический успех США для сдерживания Китая: «Мир меняется. Правила меняются вместе с ним. США, а не такие страны, как Китай, должны писать их»3. Вместо этого Д. Трамп развязал с Китаем торговую войну. Кроме того, руководствуясь идеями экономического национализма, президент США настоял на пересмотре торговых соглашений со странами, входящими в НАФТА, чем вызвал неодобрение Мексики и Канады4. Кризис в отношениях возник и со странами ЕС, входящими в

1 Nye J.S. Jr. American Soft Power in the Age of Trump. [Электронный ресурс] // Project Syndicate. 06.05.2019. URL: https://www.project-syndicate.org/commen-tary/american-soft-power-decline-under-trump-by-joseph-s-nye-2019-05?barrier=accesspaylog (дата обращения 20.11.2020).

2 Количество фейков в интернете выросло в 10 раз в период пандемии. [Электронный ресурс] // ТАСС. 08.06.2020. URL: https://tass.ru/obs-chestvo/8673695 (дата обращения 20.11.2020).

3 President Obama: The TPP would let America, not China, lead the way on global trade [Электронный ресурс] // The Washington Post. 02.05. 2016. URL: https://www.washingtonpost.com/opinions/president-obama-the-tpp-would-let-america-not-china-lead-the-way-on-global-trade/2016/05/02/680540e4-0fd0-11 e6-93ae-50921721165d_story.html?hpid=hp_no-name_opinion-card-c%3Ahomepage%2Fstory (дата обращения 20.11.2020).

4 NAFTA пополам: зачем Трампу отдельные соглашения с Канадой и Мексикой. [Электронный ресурс] // ТАСС. 08.06.2018. URL: https://tass.ru/mezh-dunarodnaya-panorama/5275485 (дата обращения 20.11.2020).

трансатлантическое партнерство, из-за несовпадения взглядов на торговлю с Китаем 1. Кроме того, из-за опасений потерять к 2025 г. 2,7 млн рабочих мест США в 2017 г. объявили о выходе из Парижского соглашения по климату. Этот шаг был встречен негативной реакцией со стороны лидеров многих крупных держав2. Ухудшила отношения между США и союзниками по НАТО критическая позиция Д. Трампа в отношении

членов блока из-за недостаточного финансирования органи-

3

зации с их стороны .

Также значительный ущерб международной репутации США нанесло решение перевести посольство из Тель-Авива в Иерусалим, тем самым признав этот город столицей Израиля. В результате Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов (128 государств) приняла резолюцию, в которой осудила действия Вашингтона4. В ответ США вышли из Совета по

5 6

правам человека ООН5, ЮНЕСКО6 и прекратили финансирование Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам7. Ударом по гуманитарной составляющей внешней политики стало решение Д. Трампа разорвать отношения со Всемирной организацией здравоохранения из-за

1 Кризис отношений: что разрывает трансатлантическое партнерство [Электронный ресурс] // Газета.ру. 16.06.2020.

URL:https://www.gazeta.ru/politics/2020/06/16_a_13119979.shtml (дата

обращения 20.11.2020).

Климатическая революция: почему Трамп вывел США из Парижского соглашения. [Электронный ресурс] // РИА Новости. 02.06.2017. URL: https://ria.ru/20170602/1495684001.html (дата обращения 20.11.2020).

3 Трамп заявил, что не хочет выхода США из НАТО. [Электронный ресурс] // РИА Новости. 11.07.2020. URL: https://ria.ru/20200711/1574198949.html (дата обращения 20.11.2020).

4 Генассамблея ООН отказалась признать Иерусалим столицей Израиля. [Электронный ресурс] // РБК. 21.12.2017. URL:https://www.rbc.ru/politics/21/12/2017/5a3bcabe9a7947b28e0ea9a2 (дата обращения 20.11.2020).

5 США вышли из Совета ООН по правам человека. [Электронный ресурс] // Коммерсант. 20.06.2018. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3662594 (дата обращения 20.11.2020).

6 США официально вышли из ЮНЕСКО. [Электронный ресурс] // РИА Новости. 31.12.2018. URL: https://ria.ru/20181231/1548944761.html (дата обращения 20.11.2020).

сШа объявили о прекращении выделения ООН средств для оказания помощи Палестине. [Электронный ресурс] // ТАСС. 31.08.2018. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5512789 (дата обращения 20.11.2020).

несогласия с ее действиями в период пандемии коронавируса в 2020 г.1.

Кроме того, дипломатическая позиция США последних лет негативно повлияла на сферу международной безопасности. В 2018 г. США вышли из ядерной сделки с Ираном, обвинив Тегеран в нарушении соглашения2, а в 2020 г. страны были в шаге от войны друг с другом из-за убийства американской стороной иранского генерала КСИР в результате авиаударов3. Также США отказались продлевать с Россией ДСНВ-3, вышли из ДРСМД, а также из Договора по открытому небу, что, несомненно, угрожает международной безопасности и может спровоцировать новую гонку вооружений.

Подводя итог, стоит отметить, что модель «мягкой силы» США, которая раньше служила образцом как публичной, так и непубличной дипломатии, в беспрецедентной степени находится в упадке. Значимым фактом в ухудшении имиджа США в международном сообществе стала внешняя политика американского государства в период президентского срока Дональда Трампа. Исходя из этого, есть основания полагать, что в период президентского срока демократа Джозефа Байдена США попытаются постепенно улучшить подорванные отношения, в первую очередь со странами ЕС и союзниками по НАТО4, а также вернуться к подходам моделей «мягкой силы», ориентированным на укрепление демократических ценностей в мире, которые функционировали до его предшественника.

1 Трамп объявил о разрыве отношений США с ВОЗ. [Электронный ресурс] // РБК. 29.05.2020. URL: https://www. rbc.ru/politics/29/05/2020/5ed 161 b59a7947958d86d 1 cb (дата обращения 20.11.2020).

2 Трамп заявил о выходе США из ядерной сделки с Ираном. [Электронный ресурс] // РИА Новости. 08.05.2018. URL: https://ria.ru/20180508/1520183150.html (дата обращения 20.11.2020).

3 Верховный лидер Ирана пообещал «суровую месть» за убийство Сулеймани. [Электронный ресурс] // РБК. 03.01.2020. URL: https://www. rbc.ru/politics/03/01 /2020/5e0ede4b9a7947639df8729c (дата обращения 20.11.2020).

4 Joe Biden a dit à Emmanuel Macron vouloir "redynamiser" les liens avec l'Otan et l'Union européenne. [Электронный ресурс] // Franceinfo. 10.11.2020. URL: https://www.francetvinfo.fr/monde/usa/joe-biden/emmanuel-macron-s-est-entretenu-par-telephone-avec-joe-biden_4176361.html (дата обращения 20.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.