Научная статья на тему 'Упадок и возрождение интереса к традиционному древнерусскому зодчеству в России'

Упадок и возрождение интереса к традиционному древнерусскому зодчеству в России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционное древнерусское зодчество / регионализм / современная архитектура

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мордвов Аркадий Алексеевич, Седельникова Мария Павловна

В тезисах выстроена обобщенная хронология с периода отказа от традиционного древнерусского зодчества (конец XVII века) к моменту возрождения интереса к историческим национальным формам (начало XXI века). Помимо следования мировым тенденциям в контексте процесса глобализации, обращение русских архитекторов к древней культуре обуславливается значимыми для современного общества задачами культурной преемственности, национальной самоидентификации, изучения, сохранения и развития культуры. Данные процессы внутри российского архитектурного сообщества могут послужить толчком к массовому развитию регионализма в русской архитектуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Мордвов Аркадий Алексеевич, Седельникова Мария Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Упадок и возрождение интереса к традиционному древнерусскому зодчеству в России»

Магистерские слушанья

Б01 10.24412/с1-37280-2024-1-190-192

Мордвов Аркадий Алексеевич, профессор, доцент ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет» (Сибстрин), г. Новосибирск

Седельникова Мария Павловна, студент ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет» (Сибстрин), г. Новосибирск

Упадок и возрождение интереса к традиционному древнерусскому зодчеству в России

Аннотация. В тезисах выстроена обобщенная хронология с периода отказа от традиционного древнерусского зодчества (конец XVII века) к моменту возрождения интереса к историческим национальным формам (начало XXI века). Помимо следования мировым тенденциям в контексте процесса глобализации, обращение русских архитекторов к древней культуре обуславливается значимыми для современного общества задачами культурной преемственности, национальной самоидентификации, изучения, сохранения и развития культуры. Данные процессы внутри российского архитектурного сообщества могут послужить толчком к массовому развитию регионализма в русской архитектуре. Ключевые слова: традиционное древнерусское зодчество, регионализм, современная архитектура.

1. Появление и распространение русского барокко в конце XVII века в России является отправной точкой в отказе от традиционного древнерусского зодчества в Московском государстве. Русские зодчие того времени отходили от традиционных национальных форм выражения в архитектуре и использовали деловитость, четкость и простоту композиционных построений с ориентацией на Запад [1].

Магистерские слушанья

2. После XVII века в историю вошли попытки возврата к национальной архитектуре. Две группы архитекторов с различными подходами стремились возродить в новых постройках формы древнерусской архитектуры. Это привело к появлению «русско-византийского» и «псевдорусского» стилей, первый заключался в соединении обычных для предшествующей эпохи приемов композиции зданий с деталями, заимствованными из византийской, романской и древнерусской архитектуры. Второе направление обращалось к деревянным постройкам, заимствуя у них резное убранство фасадов, дополняя его орнаментальными мотивами русского народного прикладного искусства. Данные направления были раскритикованы современниками и не получили широкого распространения [1].

3. С конца XX века мировой интерес к исторической национальной архитектуре возродился. Архитекторы создают здания по мотивам национальной традиционной архитектуры, основываясь на принципах контекстуального проектирования, примерами тому могут послужить Национальный музей Катара (архитектор Жан Нувель, 2018 г.); Музей деревянного моста (архитектор Кенго Кума, 2010 г.); Центр всемирного наследия Фудзи (архитектор Шигеру Бан, 2017 г.). Создание подобных проектов может стать предпосылкой глобального развития региональной (национальной) архитектуры.

4. Регионализм - это духовные и материальные особенности отдельной культуры; проявления исключительности и самобытности народа. Региональная специфичность - главное основание для возникновения такого феномена, как национальная архитектура [2].

5. Основываясь на веянии западных тенденций и внутренних ориентирах на национальную самоидентификацию, в России наблюдается возродившийся интерес к древнерусскому зодчеству, это можно увидеть в таких работах как: Центр гостеприимства (архитектурное бюро Megabudka, 2021 г.); Павильон для медитаций и галерея на Балтийском побережье (архитектурная студия FAS(t), 2019 г.); Выставочный павильон Музея истории ГУЛАГа (архитектурное бюро

Магистерские слушанья

Послезавтра, 2022 г.). Реализация современных зданий по мотивам древнерусских архитектурных образов может послужить толчком к массовому развитию регионализма в русской архитектуре.

Библиографический список

7. Брунов, Н. И. История Русской архитектуры. Краткий курс / Н. И. Бру-нов, А. И. Власюк, А. И. Каплун, А. А. Кипарисова. П. Н. Мксимов, А. Г. Чиня-ков. - Москва: Академия архитектуры СССР, 1951. - 463 с.

8. Добровольская Д. Традиционные мотивы в современной архитектуре. [Электронный ресурс] / deziiign. - Режим доступа: https://deziiign.ru/proj ect/84799f5e90124b6da72824577599b 12a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.