Научная статья на тему 'Университеты Макао и Гонконга: направления сотрудничества с Герценовским университетом'

Университеты Макао и Гонконга: направления сотрудничества с Герценовским университетом Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
278
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕР-УНИВЕРСИТЕТ МАКАО / СОТРУДНИЧЕСТВО / УНИВЕРСИТЕТ ГОНКОНГА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сморгунова Валентина Юрьевна

Кажущиеся, на первый взгляд, далекими регионы и города стали ближе к России, Санкт-Петербургу, а ведущие университеты Юго-Восточной Азии, как выяснилось, приняли концепцию Болонского процесса и включились в диалог с современными вузами Европы. Такой вывод автору этих строк удалось сделать лично в результате визита в конце марта 2009 г. в Интер-Университет Институт Макао и Университет Гонконга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университеты Макао и Гонконга: направления сотрудничества с Герценовским университетом»

В. Ю. Сморгунова,

декан юридического факультета

УНИВЕРСИТЕТЫ МАКАО И ГОНКОНГА: НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С ГЕРЦЕНОВСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ

Кажущиеся, на первый взгляд, далекими регионы и города стали ближе к России, Санкт-Петербургу, а ведущие университеты Юго-Восточной Азии, как выяснилось, приняли концепцию Болонского процесса и включились в диалог с современными вузами Европы. Такой вывод автору этих строк удалось сделать лично в результате визита в конце марта 2009 г. в Интер-Уни-верситет Институт Макао (Специальный административный район Макао, КНР) и Университет Гонконга (Специальный административный район Гонконга, КНР).

Интерес к Герценовскому университету был проявлен еще в начале прошлого года из Макао, города уникального, интернационального, динамичного, города-казино, бывшей португальской колонии — ныне специального административного района Китая. Между РГПУ им. А. И. Герцена и Интер-Университетом Институтом Макао 25 марта 2009 г. торжественно, в присутствии иерархов католической церкви Макао, дипломатических работников различных государств, консула-советника Генконсульства России в САР Гонконг КНР Александра Романова, преподавателей университета, студентов был подписан договор о долгосрочном сотрудничестве в интересах развития дружеских, партнерских отношений в области образования и просвещения, культуры и научно-исследовательской работы. Университет Макао был представлен ректором, профессором Рубеном Кабралом, договор от имени ректора подписал проректор по науке и международным связям Иво Карнейро дэ Соуса.

Установленные университетским сообществом Макао связи с Россией в этом году

будут расширены: осенью 2009 г. планируется открытие на базе университета представительства российской организации «Русский мир». Работу по созданию представительства совместно с исполнительным директором правления фонда «Русский мир» В. А. Никоновым (президентом фонда «Политика») осуществляет профессор данного университета Майкл Шер, который, в свою очередь, неоднократно приезжал в РГПУ им. А. И. Герцена, работал у нас в качестве приглашенного преподавателя, участвовал в научных конференциях юридического факультета (а ранее — факультета социальных наук), продолжая взаимодействовать с учеными, преподавателями и студентами РГПУ им. А. И. Герцена в области гражданско-правового и историко-политологического образования.

«Русский мир», который открыл свои двери уже многим странам и городам, включая Пекин (март 2009 г.), — глобальный проект, инициированный Владимиром Путиным, в качестве организации созданный указом президента в июне 2007 г., нацелен на популяризацию в мире русского языка, российской культуры, формирование благоприятного для России общественного мнения, распространение знаний о нашей стране, взаимопонимания между культурами, нациями и культурными сообществами. Содержание деятельности «Русского мира» полиэтнично, многоконфессионально, социально и идеологически неоднородно, мультикультурно, географически сегментировано, но объединяющим все направления его деятельности является формирование сознания причастности всех людей к России, благоприятного мнения о России и

россиянах, толерантного отношения к представителям всех национальных групп, населяющих Россию, которых объединяют общий язык — русский язык, общая история и культура. В этой связи начавшееся сотрудничество РГПУ им. А. И. Герцена и ИнтерУниверситета Института Макао вносит свою существенную лепту в развитие идей «Русского мира».

Необходимо отметить и то, что идея подписания договора о сотрудничестве об-думывалась в Герценовском университете в контексте возможного включения университета в деятельность международного союза БРИК, в котором Россия играет ключевую роль, а университет Макао, в свою очередь, является проводником сотрудничества в ряде областей. Именно это будет обсуждаться в сентябре-октябре 2009 г. на проводимой на базе университета одной из конференций БРИК. К сведению: БРИК (англ. — BRIC) — устоявшаяся аббревиатура названий четырех быстро развивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай. Сокращение было впервые предложено глобальной экономической командой Голдман-Сакс в ноябре 2001 г. По мнению Голдман-Сакс, примерно к 2050 г. суммарно экономика данных четырех стран (по предположению экономистов) по размеру превысит суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семерки). Первоначально не предполагалось координации экономических политик данных стран, однако постепенно, исходя из идеи создания экономического блока и официальной торговой ассоциации, страны БРИК развивают и взаимодействия в области политики, культуры, образования. На повестке дня стоят вопросы координации направлений экономического, политического и социокультурного развития стран, включая и образовательные составляющие. В ИнтерУниверситете Институте Макао тема развития образовательного вектора БРИК рассматривается в качестве важной части программы развития самого университета. Поэтому представляется, что подписание договора о сотрудничестве между нашими

вузами является не только формой академической традиционной программы международной кооперации между вузами-партнерами, но и достаточно новой формой взаимодействия, инициирующей развитие тех идей, которые в латентной форме присутствуют в идеологии одного из крупнейших экономических союзов мира. Образовательные отношения, безусловно, могут стать основой и для разработки политики в области образования между указанными странами, включая Россию. Трудно также переоценить тот образовательный опыт, который приобретет Герценовский университет (а через его посредство — и Россия) в области образовательного сотрудничества с Макао — проводника идеологии БРИК.

Есть смысл подчеркнуть, что многие из тех ключевых идей сотрудничества с Макао, которые удалось перечислить, возникли не сразу, не все из них предваряли поездку и работу по подготовке договора: много идей возникло в процессе знакомства с университетом, городом, страной, общения с людьми, преподавателями, учеными, студентами, бизнесменами, дипломатическими работниками; достаточное количество проектов стало разрабатываться и после возвращения из этого удивительного места во взаимодействии с коллегами уже в Гер-ценовском университете.

Для понимания специфики региона и тех возможностей, которые он скрывает, необходимо сказать несколько слов об истории Макао и связанного с ним, влияющего на его развитие Гонконга, описать общую ситуацию в сфере образования, культурной жизни Макао, назвать направления развития Интер-Университета Института Макао. Название самого университета достаточно причудливо. Никто из ныне работающих в нем сотрудников не смог достоверно объяснить, почему университет получил такое название, однако можно примерно сказать следующее. Университет сориентирован на развитие международных образовательных программ междисциплинарного характера, которые носят не сугубо предметный характер и не строго соответствуют отраслям

знания, которые принято выделять как классические сферы познания и научной практики, а являются укрупненными сферами жизнедеятельности современного глобального общества. И поскольку данное учебное заведение не претендует на всеобъемлющий дисциплинарный охват, оно характеризует свой статус как институт.

Макао, колонизированный португальцами в XVI веке, был первым европейским поселением на Дальнем Востоке. Во время Второй мировой войны был завоеван Японией, позже Португалия восстановила свою власть. В соответствии с договором, подписанным Китаем и Португалией 13 апреля 1987 г., Макао получил статус особого административного района Китая 20 декабря 1999 г. Исходя из того, что Португалия занимает примерно 40-45 место в рейтинге стран мира по уровню ВВП, можно считать, что проблема содержания администрации колонии стала не последней причиной передачи Макао Китаю. При подписании договора Китай гарантировал, следуя своей формуле «одна страна, две системы», что на протяжении 50 лет в Макао не будет внедряться китайская социалистическая экономика и что Макао будет обладать высокой степенью автономии во всех вопросах, за исключением сфер внешней политики и обороны.

На данный момент специальный административный район Макао — открытый порт, крупный финансовый и туристический центр, где существуют предприятия легкой промышленности. Несмотря на то, что в Макао производится и экспортируется текстиль и что район участвует в транзитной торговле КНР, основной доход Макао, порядка 70% бюджета, составляют поступления от игорного бизнеса: Макао известен своими казино, игорными домами, ипподромом, ночными клубами (не менее 9 млн туристов в год приезжают именно ради азартных игр). Отдельно стоит отметить, что Макао — единственный район в Китае, в котором официально разрешены азартные игры, и поэтому основная часть потока туристов — жители континентального Китая.

Общий доход от этой сферы составляет примерно 2 млрд долларов, что несколько превышает доходы Лас-Вегаса. На данный момент Макао нередко называют Восточным Монте-Карло.

Китай вместе с Японией — важные торговые партнеры Макао. Однако самое значимое место принадлежит Гонконгу. Гонконг, который находится всего в 60 км от Макао (45 минут на пароме), так же, как и Макао, был колонией. Оба района обладают определенной автономией относительно КНР, являются одновременно и «вратами в Китай» и специфической буферной зоной между КНР и странами Запада. Правда, если Макао — игорный и туристический центр региона, то Гонконг является крупнейшим в регионе финансовым центром, в котором расположены штаб-квартиры практически всех компаний южноазиатского региона.

Развивая сферу услуг и туризма, Макао, вместе с тем, имеет свои университеты, колледжи. На сегодня вузы Макао представлены Университетом Макао, Политехническим институтом Макао, Университетом Макао по науке и технологиям и Межвузовским институтом Макао. Все они были образованы в том виде, в котором существуют сейчас, в конце ХХ века (начиная с создания в 1981 г. Университета Макао).

Наиболее богатым прошлым обладает Межвузовский университет Макао, который является прямым наследником культуры и традиций университетского колледжа Св. Павла, первого колледжа (и собственно университета) европейского типа в Азии, основанного в Макао Португалией в 1594 г. Колониальный Макао был не только торговым центром, но и сильным миссионерским центром католической церкви в Азии (кстати, именно в Макао высылали японских католиков в период политики изоляции). И колледж Св. Павла, через некоторое время реформированный в семинарию Св. Иосифа, играл в этом не последнюю роль.

В конце ХХ века, в 1996 г., при взаимодействии Католического университета Португалии и Диоцеза (епархии) Римской католической церкви был основан собственно

Интер-Университет Институт Макао. Стоит заметить, что в КНР существуют две ветви католицизма: официальная, занимающая проправительственную патриотическую позицию, признанная правительством КНР и не признанная Ватиканом, и неофициальная, «молчащая», священнослужители которой признаются официальным Ватиканом. В Макао такого деления, ввиду определенной политической автономности, нет, однако сохранение status quo предполагается лишь в течение 50 лет. Поэтому создание института, имеющего католические традиции (и в силу этого секуляризированного от государства), выглядит вполне разумным стратегическим шагом по сохранению позиций в регионе.

Программы Института Макао весьма схожи с программами классических европейских вузов, а обучение осуществляется на английском языке. В настоящий момент институт предлагает обучение по направлениям бакалавриата, магистратуры, предлагается ряд областей для желающих стать докторами философии (PhD).

В бакалавриате предлагаются программы по направлениям менеджмента (Business Administration), управления бизнес-технологиями (Business Technology Management), христианских исследованиях (Christian Studies), коммуникаций и масс-медиа (Communications and Media), дизайна (Design), глобального и экологического развития (and Environmental Development), государственного управления (Government Studies), информационных систем (Information Systems), промышленного дизайна (Mecha-tronic Design Engineering), философии (Philosophy), психологии (Psychology), религиоведения (Religious Studies) и социальной работы (Social Work), всего — 13 программ. Обучение ведется по кредитной системе, в течение четырех лет. Все курсы в институте читаются на английском языке. Во все программы включены курсы английского, официального китайского и португальского языков.

В магистратуре предлагается несколько большее число программ — 16. Это про-

граммы по менеджменту (MBA), сравнительным китайско-европейским исследованиям (China-Europe Comparative Studies), консультированию и психотерапии (Counseling and Psychotherapy), дизайну (Design), государственному управлению (Government Studies), исследованиям истории и исторического наследия (History and Heritage Studies), интерактивным образовательным технологиям (Interactive Educational Technology), латиноамериканским исследованиям (Latin-American Studies), исследованиям португалоговорящих стран (Lusophone Studies), религиоведению (Religious Studies), социальной психологии (Social Psychology), дизайну виртуальных сред (Virtual Environment Design), женским исследованиям (феминизма, Women's Studies), интерактивным деловым мультимедиа-технологиям (Transactional Interactive Multimedia). Кроме того, на данный момент ждут утверждения специализированные магистерские программы: для магистров наук и образования и магистров наук и информационных технологий. Обучение по всем программам ведется по кредитной системе.

Для желающих получить степень доктора философии институт предлагает несколько областей для научных исследований. Это менеджмент (Business Administration), сфера образования (Education), государственное управление (Government Studies), религиоведение (Religious Studies), информационные системы (Information Systems), глобалистика (Global Studies), психология (Psychology), науки (исследовательская сфера, Science).

Помимо подготовки по этим направлениям, институт может выдавать различные дипломы и сертификаты.

Институт позиционирует свои программы как направленные на междисциплинарные исследования. Однако при ближайшем рассмотрении наблюдается сильная схожесть большинства курсов с одноименными курсами европейских университетах. Так, для программы обучения будущих бакалавров психологии характерно преобладание специальных предметов (таких как

клиническая психология, история психологии, экспериментальная психология, когнитивная психология, всего порядка 23 курсов), есть языковые модули. Дополнительные модули занимают ощутимо меньший объем и не имеют строгой направленности, все подобраны в качестве вспомогательных дисциплин (например, основы веб-дизайна, биоэтика, философия науки в ХХ веке, семья и детство в современных культурах, информатика).

Программы магистратуры также имеют незначительное своеобразие. Программы, охватывающие широкую область междисциплинарных исследований (например, «Женские исследования» или «Латиноамериканские исследования»), единичны. Большая часть носит более специальный характер (например, «Магистр социальной психологии» или «Магистр дизайна»).

Декларируемая междисциплинарность частично реализуется в PhD-программах, где поддерживаются исследования в 9 направлениях, весьма общих по ориентации. Но в плане образовательных курсов предлагаются дополнительные к диссертации модули, также очень узконаправленные: методы и техники количественных исследований, методы качественных исследований, методология исследований и подобные (всего пять модулей).

Следует сделать некоторое уточнение. В отличие от Университета Макао, который предлагает очень большое количество курсов по самым разным направлениям, всегда строго очерченным предметно, в Межвузовском институте Макао большая часть курсов ориентирована (как это и закреплено в миссии института) на развитие личности, человека и человеческих сообществ, институт выступает носителем знания и культуры, гарантом грядущего совершенства. Исходя из этого, все курсы института отличаются направленностью на гуманистические ценности.

Нередко Макао воспринимают как определенную провинцию, часть Гонконга. Это вызвано рядом исторических и культураль-ных сходств. Оккупированный Великобри-

танией достаточно поздно, в 1841 г., Гонконг был формально передан ей Китаем в следующем году; прилегающие же территории были присоединены позднее, в XIX веке. Согласно договору между Китаем и Великобританией от 19 декабря 1984 г., Гонконг стал особым административным районом Китая с 1 июля 1997 г. В этом соглашении Китай в соответствии с формулой «одна страна, две системы» (так же, как впоследствии и для Макао) обещал, что китайская социалистическая экономическая система не будет распространена на Гонконг, который сохранит высокую степень автономии во всех вопросах, кроме иностранных дел и обороны, в течение 50 лет.

На сегодня Гонконг обладает одной из наиболее чистых капиталистических экономических систем в мире. Экономика территории основывается на свободном рынке, низком налогообложении и невмешательстве государства в экономику. Это важный центр международных финансов и торговли, а уровень концентрации штаб-квартир является самым высоким в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По показателям душевого валового внутреннего продукта и валового городского продукта Гонконг является наиболее богатым городом в КНР. Рассчитанный по паритету покупательной способности ВВП на душу населения Гонконга превышает показатели четырёх ведущих западноевропейский стран (Великобритании, Франции, Германии и Италии), а также Японии.

Собственно экономическая система Гонконга и является ключевым фактором отличия Гонконга и Макао. Продолжая политику британской администрации, правительство Гонконга отдаёт приоритет в управлении экономикой свободному рынку и частному сектору. С 1980 г. правительство играло пассивную роль в рамках официальной политики позитивного невмешательства. Гонконг зачастую приводят в качестве образцового примера капитализма laissez-faire, воплощённого на практике. С момента появления индекса экономической свободы в 1995 г. Гонконг ежегодно занимает в нём первое место в течение 13 лет. Он также

занимает первое место в докладе «Экономическая свобода в мире».

Продолжая британскую экономическую политику, Гонконг унаследовал и британскую ориентацию на образование и науку. На сегодня в Гонконге 9 университетов. Это Университет Гонконга, Китайский университет Гонконга, Университет Гонконга по науке и технологиям, Баптистский университет Гонконга, Гонконгский политехнический университет, Городской университет Гонконга, Открытый университет Гонконга (частный), Университет Линьяня и Гонконгский университет Шу Яня (частный). По последним оценкам, Университет Гонконга является лучшим университетом в Азии, занимающим 26-е место в мировом рейтинге.

Университет Гонконга является одним из самых старых университетов современного Китая (старше только Университет Наньцзиня). Университет был основан в 1911 г. на базе Медицинского колледжа для китайцев. Основатель университета лорд Лагард, губернатор Гонконга, руководствовался необходимостью открыть в Китае университет в целях конкуренции с другими великими державами (в частности, с Пруссией, основавшей университет Шанхая). Целью лорда Лагарда при создании Университета Гонконга было желание распространять ценности британской империи среди китайцев и тем самым усиливать свое влияние в регионе.

Первыми были открыты факультет искусств и инженерный факультет. В настоящее время университет включает в себя десять факультетов. Это архитектурный факультет, факультет искусств, факультет экономики и бизнеса, стоматологический факультет, педагогический факультет, инженерный факультет, факультет естественных наук и факультет социальных наук. Также имеется медицинский факультет им. Ли Ка Шина (который пожертвовал на развитие факультета миллиард долларов Гонконга).

Сегодня в Университете Гонконга 21 508 обучающихся, из них 9 924 аспирантов (обучающихся на степень PhD).

По результатам наиболее авторитетного всемирного рейтинга университетов, проводимого «The Times Higher Education Supplement», британским журналом по проблемам образования и компанией QS, в 2009 г. Университет Гонконга занимает первое место среди университетов Азии и 26-е место среди университетов мира.

С университетом Гонконга РГПУ им. А. И. Герцена имеет давние связи. Первый договор о сотрудничестве был подписан еще в 1993 г. В рамках этого договора в 1994 г. ректор РГПУ им. А. И. Герцена Г. А. Бордовский прочитал модульный двухнедельный учебный курс для студентов-естественников университета Гонконга по физике диэлектриков и полупроводников, выступил с докладами на конференциях и круглых столах. Декан факультета социальных наук В. Ю. Сморгунова в 1994 г. в течение семестра являлась приглашенным преподавателем факультета искусств департамента истории, читала лекции по новейшей истории и авторский лекционный курс «Интеллектуальная и культурная история России ХХ века». В. В. Барабанов (в то время заведующий кафедрой методики преподавания истории и обществоведения) в течение двух месяцев читал лекционный курс по русской истории. В свою очередь преподаватели департамента истории в 1994 и 1995 гг. в течение нескольких месяцев работали на факультете социальных наук, читали лекционные курсы по истории Китая, Юго-Восточной Азии и Гонконга. Продуктивное сотрудничество выразилось в подписании нового договора о сотрудничестве в декабре 1999 г., который лично подписал в Гонконге ректор РГПУ им. А. И. Герцена Г. А. Бордовский. В рамках этого визита Г. А. Бордовский и В. Ю. Смор-гунова прочитали лекции для студентов и преподавателей университета Гонконга, выступили с докладами на заседании департаментов физики и истории.

Сотрудничество с университетом Гонконга продолжается и поныне. В 2000 г. группа из Гонконга (31 студент) посетила Санкт-Петербург и РГПУ им. А. И. Герце-

на. В течение летнего периода в рамках программы центра международного образования «Российские исследования» РГПУ им. А. И. Герцена эти студенты прошли обучение по интегративному курсу «Интеллектуальная и культурная история России ХХ века» с выдачей сертификатов РГПУ им. А. И. Герцена. Преподавание всех дисциплин и культурно-образовательное сопровождение осуществлялось на английском языке. В Герценовском университете неоднократно находились с визитами представители ректората университета Гонконга, его профессора, включая профессора Майкла Шера, который в настоящее время работает в Интер-Университете Институте Макао. Именно ему в последние годы принадлежат организационные усилия по развитию сотрудничества с Гонконгом и проработка программы сотрудничества с Макао.

Большой интерес к академическому взаимодействию между РГПУ им. А. И. Герцена и университетами Макао и Гонконга проявил Генеральный консул Российской Федерации в САР Гонконг КНР С. Н. Грицай, предложив действенную помощь в организации сотрудничества. В настоящее время серьезную роль в данном взаимодействии играет вице-консул Генерального консульства В. Прохорова.

Представляется, что подписание договора о сотрудничестве Герценовского университета с университетом в Макао и развитие контактов с Гонконгом позволят этим вузам обмениваться своими идеями, знаниями, приобретать опыт, общаться, формировать новый образ академического сообщества ХХ1 века, развивать взаимопонимание, утверждать доверительные и продуктивные отношения.

Обращение ректора Рубена Кабрала во время торжественной процедуры подписания соглашения о сотрудничестве между IIUM и РГПУ им. А. И. Герцена

25 марта 2009 г. в Макао

Сеньор Д. Жозе Лаи, епископ Макао,

господин Александр Романов, представитель Генерального консула Российской Федерации,

профессор Валентина Сморгунова, декан юридического факультета и представитель ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена,

представители администрации Макао, представители дипломатического корпуса, высокие гости, коллеги и учащиеся, леди и джентельмены!

Кто-то однажды назвал цивилизацию длинной беседой, а Алан Уэббер, в статье в «Harvard Business Review» заявил, что управление в условиях новой экономики требует не смены программ, но смены стиля мышления... Общение — это способ, благодаря которому сотрудники познают границы своих знаний, делятся ими со своими коллегами, и в процессе взаимодействия создают новое для организаций знание. Для новой экономики взаимодействие — наиболее важная форма работы.

Профессор Валентина Сморгунова, этим соглашением, которое мы собираемся подписать, мы предполагаем начать длительное и разностороннее взаимодействие между нашими университетами, так как невозможно представить себе знание в отсутствие собеседников или развитие в отсутствии речи. Разумеется, мы хотим не только углублять наше знакомство общением друг с другом, мы стремимся и к взаимодействию друг с другом, как настоящей сущности исследования представлений о мире.

От имени коллег нашего университета я приветствую Вас на наших берегах. Ваше присутствие здесь делает нам честь. Это соглашение бросает нам вызов. Вы посещаете относительно новое учреждение, в его текущей форме. Наши корни, тем не менее, идут от 1 декабря 1954 года, когда открыл свои двери Университетский колледж Св. Павла. Он был первым университетом западного типа в этой части мира. Мы очень гордимся своими историческими истоками, законными наследниками которых мы являемся, которые утверждают нас во времени и которые не позволяют нам остановиться на пути самосовершенствования.

Мы очень заинтересованы в углублении наших связей с высшими учебными заведениями России. Скоро будет подписано соглашение о содружестве с Университетом дружбы народов, а также через несколько месяцев в Центре языка и исследований культуры откроется отделение организации «Русский мир». Это, несомненно, год России в IIUM.

СОБЫТИЯ

Профессор Сморгунова, в наших беседах у меня была возможность поделиться с Вами размышлениями об организационных решениях, которым следует наш университет, и преднамеренной направленности на исследования в нашей академической жизни. Наши страны, Россия и Китай, являются фундаментальными партнерами в глобальном поиске целостной и последовательной космологии. Текущий финансовый и экономический кризис обострил уместность и безотлагательность этих усилий. Разумеется, если мы хотим породить более гуманные и динамичные пути совместного роста и развития, мы должны взаимодействовать намного больше.

Профессор Сморгунова, пожалуйста, получите и передайте заверения в нашей искренней дружбе и обязательства к обмену знаниями и опытом, которые и определяют нас как людей в любых изменяющихся условиях. Есть многое, чему мы можем учиться друг у друга и друг с другом. Позвольте взаимодействию развиваться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.