Научная статья на тему 'УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ПРОФЕССОР: НАУЧНАЯ ТРАЕКТОРИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ'

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ПРОФЕССОР: НАУЧНАЯ ТРАЕКТОРИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССОР / МЕЖДУНАРОДНЫЕ БАЗЫ / НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ / ДОКТОР ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК / УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ / ДИССЕРТАЦИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / НАУЧНЫЙ РАБОТНИК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ершова И. В.

В статье рассмотрены понятие и основы правового статуса профессора российского университета. Приведены сравнения с аналогичной позицией во Франции и Германии. По результатам сравнительного анализа правовых актов России, Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана выявлены существенные отличия наукометрических показателей для соискателей ученой степени доктора юридических наук. Показаны различия критериев для присвоения ученого звания профессора в государствах - членах Евразийского экономического союза. Высказано мнение о негативном влиянии указанной дифференциации на трудовую и академическую мобильность. Сделан вывод о том, что достижение научных показателей необходимо на протяжении всей активной творческой жизни профессора. Выявлена тенденция «интернационализации» публикационной активности, поскольку требования наличия проиндексированных в международных базах данных публикаций присутствуют в правовых актах, регламентирующих различные аспекты деятельности профессора. Указанный фактор рекомендовано учитывать при выстраивании научной траектории современного профессора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY PROFESSOR: SCIENTIFIC TRAJECTORY IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION AND INTERNATIONALIZATION

The article considers the concept and the basis of the legal status of a professor of a Russian university. Comparisons with a similar position in France and Germany are given. According to the results of a comparative analysis of legal acts of Russia, Belarus, Armenia, Kazakhstan, Kyrgyzstan, significant differences in scientometric indicators for applicants for the degree of Doctor of Law were revealed. The differences in the criteria for awarding the academic title of professor in the member states of the Eurasian Economic Union are shown. The opinion is expressed about the negative impact of this differentiation on labor mobility and academic mobility. It is concluded that the achievement of scientific indicators is necessary throughout the active creative life of the professor. The tendency of “internationalization” of publication activity is revealed, since the requirements for the availability of publications indexed in international databases are present in legal acts regulating various aspects of the professor's activity. It is recommended to take this factor into account when building the scientific trajectory of a modern professor.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ПРОФЕССОР: НАУЧНАЯ ТРАЕКТОРИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ»

НАУЧНЫЙ ПОИСК

Инна Владимировна ЕРШОВА,

заведующий кафедрой предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), эксперт Центра научной и экспертной аналитики Международного центра компетенций «АйПи» Российской государственной академии интеллектуальной собственности, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ inna.ershova@mail.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ПРОФЕССОР: НАУЧНАЯ ТРАЕКТОРИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены понятие и основы правового статуса профессора российского университета. Приведены сравнения с аналогичной позицией во Франции и Германии. По результатам сравнительного анализа правовых актов России, Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана выявлены существенные отличия наукометрических показателей для соискателей ученой степени доктора юридических наук. Показаны различия критериев для присвоения ученого звания профессора в государствах — членах Евразийского экономического союза. Высказано мнение о негативном влиянии указанной дифференциации на трудовую и академическую мобильность. Сделан вывод о том, что достижение научных показателей необходимо на протяжении всей активной творческой жизни профессора. Выявлена тенденция «интернационализации» публикационной активности, поскольку требования наличия проиндексированных в международных базах данных публикаций присутствуют в правовых актах, регламентирующих различные аспекты деятельности профессора. Указанный фактор рекомендовано учитывать при выстраивании научной траектории современного профессора.

Ключевые слова: профессор, международные базы, научные публикации, доктор юридических наук, ученое звание, диссертация, университет, научный работник.

DOI: 10.17803/2311-5998.2021.83.7.136-144

I. V. ERSHOVA,

Head of Business and Corporate Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Expert of the Center for Scientific and Expert Analysis of the International Competence Center «IPI» Russian State Academy of Intellectual Property, Dr. Sci. (Law), Professor, Honored Lawyer of Russian Federation

inna.ershova@mail.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993

UNIVERSITY PROFESSOR: SCIENTIFIC TRAJECTORY IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION

AND INTERNATIONALIZATION

Abstract. The article considers the concept and the basis of the legal status of a professor of a Russian university. Comparisons with a similar position in France and Germany are given. According to the results of a comparative

© И. В. Ершова, 2021

analysis of legal acts of Russia, Belarus, Armenia, Kazakhstan, Kyrgyzstan, significant differences in scientometric indicators for applicants for the degree of Doctor of Law were revealed. The differences in the criteria for awarding the academic title of professor in the member states of the Eurasian Economic Union are shown. The opinion is expressed about the negative impact of this differentiation on labor mobility and academic mobility. It is concluded that the achievement of scientific indicators is necessary throughout the active creative life of the professor. The tendency of"internationalization" of publication activity is revealed, since the requirements for the availability of publications indexed in international databases are present in legal acts regulating various aspects of the professor's activity. It is recommended to take this factor into account when building the scientific trajectory of a modern professor. Keywords: professor, international databases, scientific publications, Doctor of Law, academic title, dissertation, university, researcher.

Процессы «переформатирования» многих российских социальных институтов не обошли стороной научную и образовательную сферы. Находясь в эпицентре преобразований, порой ощущаешь, что идеологи реформы руководствуются желанием отбросить все созданное десятилетиями и даже столетиями, освободившись от ненужного груза.

Позволим себе метафору, сравнив нынешнюю реформу с ракетой, которая, выработав топливо, сбрасывает ненужные ступени, тем самым достигая космической скорости при выходе на орбиту. Но ведь известно, что число отделяющихся ступеней не может быть излишне большим — увеличение сложности конструкции снижает надежность всей системы в целом, делая ее неуправляемой.

Также в науке и образовании — модернизация, конечно, необходима. Но она должна вестись бережно, с сохранением непреходящих ценностей. К числу таковых, составляющих фундаментальные основы российской высшей школы, относится «профессорское сословие».

Профессор: вопросы терминологии и правового регулирования

Первое, что представляется необходимым сделать, — обратиться к самому термину «профессор» с целью выяснения сущности ключевого понятия.

Толковые словари раскрывают значение слова «профессор» весьма сходным образом. Так, словарь В. И. Даля предлагает такую трактовку данного термина: «наставник, учитель известной науки, высший учитель при университете, академии, лицее»; словарь С. И. Ожегова — как «высшее учебное звание преподавателя высших учебных заведений, а также лицо, обладающее этим званием».

Что касается происхождения рассматриваемого понятия, то в русский словарь оно пришло в эпоху Петра I. Этимология данного слова связана с латинским professor — «учитель», «публичный учитель» и, в свою очередь, восходит от латинского profiteor или profateor — «преподавать», «открыто объявлять, заяв- g

лять (о предмете своих занятий, о своей специальности)».

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Следовательно, можно утверждать с опорой на словари и историю, что главное предназначение профессора — преподавание.

Основы правового статуса профессора заложены в положениях главы 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-Ф3). Обратим внимание на установленное данным актом особое положение в обществе преподавателя, обладающего целой совокупностью специфических прав и свобод.

Поскольку профессор включен в профессорско-преподавательский состав образовательной организации, он относится к числу педагогических работников, на которых распространяется порядок конкурсного избрания на должность (ст. 332 Трудового кодекса РФ).

В целом алгоритм конкурсного избрания профессора в России весьма прост, что особенно заметно при его сопоставлении с порядком, предусмотренным во Франции, с ее специфической аттестацией научных кадров в форме агрегации, включающей прохождение нескольких этапов испытаний. Но, как говорится, овчинка выделки стоит. Как отмечают М. В. Захарова и М. В. Воронин, «те, кто успешно прошел все испытания, получают самое престижное во Франции университетское звание — agrégédes facultés dedroit ("агреже юридических факультетов") и гарантированную профессорскую кафедру в одном из университетов».

Ученые высказали мнение относительно возможности восприятия(заимствова-ния) элементов агрегации «при формировании доктринальных подходов к системе рекрутирования элиты научно-педагогических кадров в России». Данную позицию представляется возможным поддержать, распространив ее и на комплектование когорты профессоров, претендующих на занятие соответствующей оффиции в ведущих университетах России.

Известно, что в России представители профессорского корпуса государственных вузов не имеют статуса государственных служащих. Продолжим пример Франции, где профессора относятся к числу государственных служащих (fonctionnaire) и решение об их назначении на рассматриваемую должность принимает Президент Французской Республики, следуя рекомендациям ученых советов вузов.

Поддержим мнение профессора Ю. В. Степаненко: «Правовой статус научного работника (сотрудника) — государственного служащего содержит в себе как положительные, так и отрицательные свойства».

Преподавательская первооснова деятельности профессора в современных реалиях отличается многофункциональностью и калейдоскопичностью. Действительно, согласно ч. 6 ст. 47 Закона № 273-Ф3 его рабочее время должно быть наполнено учебной, воспитательной, научной, творческой, исследовательской и другой педагогической работой.

Нормативно содержание трудовой функции профессора ранее было раскрыто в разделе 3.10 профессионального стандарта. Прекращение действия указанного акта никоим образом не повлияло на трудоправовой статус профессора, тем более что положения профстандарта давно и надежно укоренились в локальных актах образовательных организаций.

Солидаризируемся с профессором Ю. А. Лукичевым: «Ни одна профессия в настоящее время не содержит такого большого объема... компетенций и таких высоких требований к качеству профессиональной деятельности, как профессия преподавателя».

'К^ЖЖ Ершова И. В.

Действительно, современный профессор предстает в различных ипостасях. Он читает лекции и проводит занятия семинарского типа, руководит самостоятельной работой студентов и принимает экзамены, пишет учебники и разрабатывает многочисленные рабочие программы и многое-многое другое. Немаловажен и тот факт, что в условиях цифровизации образовательного процесса задачей преподавателя является формирование «цифровых» компетенций обучающихся. Но для этого и сам профессор должен обладать цифровой грамотностью — в этом залог его высокого ранга в глазах студентов.

В данной статье мы не стремимся осветить весь спектр педагогической работы профессора — это уже являлось предметом нашего исследования. Но позволим себе обозначить вывод: функционал профессора-преподавателя многогранен — это «универсальный солдат» любого университета.

Остановимся на научной составляющей деятельности профессора, которая в реалиях сегодняшнего дня становится если не главенствующей, то наиважнейшей частью его профессиональной жизни.

Профессор — научный работник

В настоящее время мы являемся свидетелями сращивания образования и науки. Университеты все активнее становятся научными центрами, в структуре которых создаются специализированные научные подразделения (управления, научно-исследовательские институты, научно-образовательные центры, стратегические академические единицы и др.). Безусловно, часть научных работников таких структурных подразделений имеет «освобожденный от преподавания» статус. Но большинство двигающих университетскую науку специалистов совмещают указанную деятельность с преподаванием.

В развитие ранее обозначенного вывода отметим, что практически неисчерпаемый арсенал возможностей профессора предопределяет наличие широкого спектра требований в отношении образования, обучения, опыта практической работы, заданных высокой планкой должности и звания.

В качестве внешнего доказательства квалификации профессора выступают присужденная ему соответствующая ученая степень и присвоенное ученое звание. Известно, что публичная защита лицами, претендующими на должность профессора, научно-квалификационных работ является распространенной мировой практикой. К примеру, согласно Федеральному закону ФРГ от 12 апреля 2007 г. «О временном научном договоре» (Wissenschaftszeitvertragsgesetz), имеющий статус доктора наук (Doktortitel) в результате защиты диссертации (Promotion) научный работник вправе лишь после защиты второй диссертации (Habilitation) занять должность профессора кафедры и получить руководство собственной университетской кафедрой (Lehrstuhl) на территории страны.

Требование защиты диссертации претендентами на должность профессора закреплено и актами государств, входящих в Евразийский экономический союз.

Учитывая происходящие интеграционные процессы, нам показалось важным провести сравнение требований к соискателям ученой степени доктора юридических наук, закрепленных актами государств — членов ЕАЭС, в аспекте публи- Е кационной активности соискателя (см. таблицу).

поиск

>

Требования к публикациям соискателя ученой степени доктора юридических наук

Государство — член ЕАЭС Требования к публикациям при представлении диссертации Требования к перечню рецензируемых изданий для опубликования результатов диссертации / научной деятельности (Перечень) Требования к публикациям при представлении диссертации в форме научного доклада

Российская Федерация (РФ) Не менее 15 публикаций в рецензируемых изданиях. Приравниваются публикации в научных изданиях, индексируемых в международных базах данных Требования к изданиям, правила формирования Перечня, Перечень, утвержденный Мин-обрнауки России. Размещается на официальном сайте ВАК Не менее 50 публикаций за последние 10 лет в научных изданиях Q1, Q2, Q3, индексируемых в Web of Science, Scopus и международных базах данных, определяемых в соответствии с рекомендацией ВАК

Республика Беларусь (РБ) Не менее 15 статей и монография (единолично написанная, прошедшая научное рецензирование двумя рецензентами, рекомендованная к изданию советом (ученым, редак-ционно-издательским, научно-методическим) научной или образовательной организации Требования к изданиям, правила формирования Перечня, Перечень утверждается ВАК Монография или обзорные статьи. Соискатель удостоен за свои научные исследования, включенные в диссертацию, Государственной премии РБ (БССР), Государственной премии СССР, премии Президента РБ «За духовное возрождение»

Республика Казахстан (РК) 3 статьи в изданиях из Перечня — при наличии 1 статьи в международном рецензируемом научном журнале (имеет импакт-фактор по данным JCR / индексируется в Web of Science / имеет процентиль по CiteScore не менее 25 в Scopus). Не требуются статьи в научных изданиях из Перечня при наличии 1 статьи в журнале, имеющем импакт-фактор по данным JCR или процентиль по CiteScore не менее 25 в Scopus и 1 статьи в журнале из Q1, Q2, Q3 JCR или имеющем процентиль по CiteScore не менее 50 в Scopus. Не требуется других публикаций при наличии одной научной статьи в журнале, входящем в Q1JCR Требования к изданиям, правила формирования Перечня, утвержденного Министерством образования и науки РК. Перечень утвержден Комитетом по обеспечению качества в сфере образования и науки РК Серия из не менее 2 статей и 1 обзора, опубликованных в изданиях, входящих в Q1, Q2, Journal Citation Reports компании Clarivate Analytics. Не менее чем в одной статье докторант — первый автор или первый автор для корреспонденции

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Ершова И. В.

Государство — член ЕАЭС Требования к публикациям при представлении диссертации Требования к перечню рецензируемых изданий для опубликования результатов диссертации / научной деятельности (Перечень) Требования к публикациям при представлении диссертации в форме научного доклада

Республика Армения(РА) Не менее 20 научных статей, в том числе не менее 5 статей в изданиях, включенных в Web of Science или Scopus. Научные работы без соавторов — не менее 5. При наличии монографии (объем не менее 14 п. л.) — не менее 15 научных статей Перечень утверждается Президиумом вАк Не менее 50 научных статей в рамках данной темы, не менее 5 в изданиях, включенных в Web of Science или Scopus

Республика Кыргызстан (КР) Основные научные результаты докторской диссертации должны быть опубликованы в периодических научных изданиях, вошедших в Перечень рецензируемых периодических научных изданий, утверждаемый президиумом Высшей аттестационной комиссии Кыргызской Республики. Необходимое количество баллов устанавливается решением Президиума ВАК КР Не менее 7 статей в изданиях, индексируемых в Scopus, Web of Science или РИНЦ, опубликованных за пределами КР Перечень утверждается Президиумом вАк. Балльная оценка научному изданию выставляется решением Президиума ВАК Наличие единоличной монографии и не менее 12 статей в периодических научных изданиях, индексируемых в Scopus, Web of Science или РИНЦ, опубликованных за пределами КР

Сравнительный анализ позволяет выявить существенные отличия наукометрических показателей для соискателей ученой степени, установленных национальными правовыми актами членов ЕАЭС.

При этом можно говорить о ярко выраженной тенденции «интернационализации» публикационной активности — в большей или меньшей степени требования наличия статей, проиндексированных в международных базах данных, присутствуют в рассмотренных правовых актах.

Отметим, что в России по данному аспекту «входной наукометрический билет» будущего доктора наук, пожалуй, самый лояльный. Но это лишь в случае подготовки «классической» диссертации. Претендовать же на защиту диссертации на соискание ученой степени доктора наук в форме научного доклада может ученый, известный своими научными работами в профессиональном сообществе не только в России, но и в зарубежных странах.

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Не наблюдается однородности и в критериях получения ученого звания «профессор», в том числе в аспекте числа требуемых публикаций. К примеру, в России претендент на звание профессора должен быть автором (соавтором) не менее 50 использующихся в образовательном процессе учебных и научных трудов (опубликованных в рецензируемых научных изданиях). При этом не менее 3 учебных и не менее 5 научных трудов должны увидеть свет за последние 5 лет и соответствовать научной специальности, указанной в аттестационном деле соискателя. Претендент также должен иметь среди своих авторских достижений учебник или быть соавтором не менее 3 учебников, изданных за последние 10 лет по соответствующей научной специальности.

В числе критериев получения ученого звания в Республике Беларусь — монография (написана единолично, объем не менее 10 авторских листов, прошла научное рецензирование двумя рецензентами и рекомендована к изданию советом организации; использование материалов кандидатской и (или) докторской диссертации соискателя ученого звания — не более 1/5 объема основной части монографии); не менее 5 вышедших за последние 3 года единолично подготовленных значительных учебно-методических работ и (или) статей в научных изданиях, включенных в перечень изданий ВАК, и (или) в иностранных научных изданиях (кроме тезисов и материалов конференций, статей в энциклопедиях, словарях и справочниках).

Претендовать на присвоение звания профессора в Кыргызстане может доктор наук, опубликовавший после защиты диссертации не менее 5 учебно-методических и научных трудов, а также не менее 4 статей в периодических научных изданиях с ненулевым импакт-фактором, индексируемых системами Scopus, Web of Science или РИНЦ, вышедших за пределами Кыргызской Республики.

Согласно п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС, документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами государств-членов, признаются в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Важно, что процедуры нострификации указанных документов, действующие в государствах ЕАЭС, весьма разнятся. К примеру, в Беларуси обладатели ученых степеней и ученых званий для признания документов проходят процедуру переаттестации, по результатам которой ВАК Беларуси присуждает ученые степени, присваивает ученые звания, выдает соответствующие документы либо отказывает в переаттестации.

Таким образом, действующие положения создают определенный барьер на пути трудовой миграции представителей профессорского сообщества. В этой связи уместно вспомнить о процветавшей в дореволюционной России практике академической мобильности преподавателей университетов. Пожалуй, такие традиции в век глобализации и цифровизации могли бы быть возрождены.

Публикационная активность как дело всей жизни

Итак, цена научно-публикационного «входного билета» в профессорское сообщество весьма высока. А какова же в дальнейшем «наукометрическая дань», что в ней превалирует: свобода творчества либо заданный правовыми актами императив? В поисках ответа нами был предпринят анализ нормативных право-

Ершова И. В.

вых актов, изучены статистические данные, проведено самостоятельное социологическое исследование в форме анкетирования. Все это позволило сделать весьма определенный вывод. Сегодня профессор — это и член диссертационного совета, и оппонент по диссертациям, и научный руководитель аспирантов, и научный консультант докторантов, и руководитель научного содержания программы магистратуры. В рамках едва ли не каждой из многочисленных ипостасей, выпавших на долю университетского профессора, к нему предъявляют требования публикационной активности — поистине «the Imperative of Creativity».

Не имея возможности в рамках статьи раскрыть каждую из научных составляющих деятельности профессора, проиллюстрируем данный вывод на примерах, ярко демонстрирующих ранее выявленную тенденцию «интернационализации» науки.

Так, международная интеграция научных достижений является одним из показателей эффективности деятельности вузов и работы их руководителей. К критериям оценки эффективности отнесены:

— число публикаций организации, индексируемых в Web of Science или Scopus. Заметим, что для получения достойного балла 10 необходимо достичь показателя 101 и более публикаций (на 100 научно-педагогических работников);

— количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в Web of Science или Scopus. На 100 научно-педагогических работников данный показатель должен составить 501 и более для получения высших 10 баллов.

Немаловажной составляющей рассматриваемой эффективности в аспекте научной деятельности является и темп прироста доходов от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Для участия в конкурсах формируются научные коллективы, требования к членам которых, и особенно к руководителю, предполагают постоянную высокую научную активность, ориентированную на международные базы данных. Например, потенциальный руководитель актуального на момент подготовки статьи проекта на получение гранта Российского научного фонда должен иметь не менее 8 различных публикаций по тематике проекта в рецензируемых научных изданиях, индексируемых в Web of Science Core Collection или Scopus, опубликованных не ранее 5 лет до даты подачи заявки.

Важно и то, что ведущие профессора являются ключевыми фигурами научных школ. Отрадно, что в нашем обществе наступило понимания значимости складывавшихся в России столетиями блестящих научных школ, происходит их возрождение, изучение данного феномена, поддержка и развитие.

Таким образом, сегодня занятие научной деятельностью для профессора — и веление души, и нормативно установленное предписание. Причем достижение научных показателей необходимо как на этапе получения звания и должности профессора, так и в дальнейшем — в течение всей его активной творческой жизни. В этой связи реализация принципа свободы научных исследований, присущего праву науки, выглядит весьма проблематично.

Professor в современном понимании этого слова, это не только преподаватель, но и, что особенно важно, ученый, научный работник. Выстраивая свою научную траекторию, профессор невольно должен держать курс на публикации в издани- g

ях, индексируемых в международных базах. Такой вектор задан нормативными

) УНИВЕРСИТЕТА

а-—^ имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

актами. На этом трудном пути важно сохранить академические традиции и ценности российской научной школы, при этом наполнив академическую среду свежим «интернациональным» воздухом. Для нас очевидно, что большая роль в деле продвижения российской науки в мировое научное пространство отводится именно им — профессорам.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ершова И. В. Научные публикации: императив творчества // Методологические проблемы цивилистических исследований. Ежегодник. — 2019. — Т. 1. — № 1. — С. 45—63.

2. Ершова И. В. Научные школы: закон, доктрина, практика // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2016. — № 11. — С. 6—19.

3. Зайцева Л. В. Правовой статус научных работников в Федеративной Республике Германия // Юридическое образование и наука. — 2019. — № 6. — С. 8—12.

4. Захарова М. В. Представительство интересов научно-педагогических работников во Франции: позитивный опыт для России // Юридическое образование и наука. — 2015. — № 4. — С. 19—22.

5. Захарова М. В., Воронин М. В. Юридическая наука в вызовах внешней среды: от национального прошлого к столкновению с парадигмами глобализации // Вестник Пермского университета. — Юридические науки. — 2019. — Вып. 43. — C. 19—45.

6. Кашкин С. Ю. Становление права науки как новой комплексной отрасли права // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2018. — № 5. — С. 16—27.

7. Кванина В. В. Понятие и признаки научной школы // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2016. — № 11. — С. 37—42.

8. Лукичев Ю. А. Кто он, современный преподаватель? // Юридическое образование и наука. — 2016. — № 2. — С. 24—27.

9. Предпринимательское право: современный взгляд : монография / отв. ред. С. А. Карелина, П. Г. Лахно, И. С. Шиткина. — М. : Юстицинформ, 2019. — 600 с.

10. Степаненко Ю. В. Правовой статус научного работника: ключевые понятия // Актуальные проблемы административного права и процесса. — 2019. — № 5. — С. 26—32.

11. Ershova I. V., Tarasenko O. A., Enkova E. E., Trofimova E. V. Digital Literacy of Lawyers as a Condition of Legal Support for Business in the Digitization Era // Advances in Intelligent Systems and Computing. — 2020. — Т. 1100 AISC. — P. 139—147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.