Научная статья на тему 'Университетский комплекс: непрерывность. Фундаментальность. Качество'

Университетский комплекс: непрерывность. Фундаментальность. Качество Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университетский комплекс: непрерывность. Фундаментальность. Качество»

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

.......... ■ , . , . III ■ ■

■ ■■■ 1':1 :::::::::: ■ ■ и

Университетский комплекс: Непрерывность. Фундаментальность. Качество

На фотографии—студентыКолледжа инновационнных технологий специалистов флота — органичного элементаобра-зовательной системы, созданной на базе Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций. Реализация идеи непрерывного образования в процессе интеграции разноуровневых учебных заведений выступает сегодня одной из задач развития университета.

В эти дни СПГУВК празднует славный юбилей. Это один из старейших вузов России, основанный 195 лет назад благодаря мудрой государственной образовательной политике, проводившейся правительством императора Александра I.

Россия — морская и речная держава. У нас никогда не было проблем с «рынком труда» для инженеров водных коммуникаций. Университет продолжает лучшие российские традиции воспитания высококвалифицированных специалистов, научных и педагогических работников на всех направлениях деятельности водного транспорта.

Миссия СПГУВК в современном образовательном пространстве России — создание вертикально-интегрированного университетского комплекса, обеспечивающего подготовку кадров с начальным, средним и высшим профессио-

нальным образованием для инфраструктуры отрасли и предприятий смежных отраслей в Северо-Западном федеральном округе.

29 октября 2004 года на Конференции работников и учащихся СПГУВК на должность ректора университета был избран доктор технических наук, профессор ГЛАДКОВ Геннадий Леонидович.

(Гладков Г. Л. родился 28 августа 1955 года. После окончания Ленинградского института водного транспорта работал в управлении Беломорско-Балтийского канала. С 1982 год — учеба в аспирантуре, далее карьера ученого и преподавателя.

Гладков Г.Л. является действительным членом Российской Академии транспорта, членом-корреспондентом Академии проблем водохозяйственных наук, членом Морского Совета при Правительстве Санкт-Петербурга. С 1994 года Гладков Г.Л. возглавляет кафедру водных путей и водных изысканий на гидротехническом факультете СПГУВК.

Гладков Г.Л. — квалифицированный специалист в области речной гидротехники. Имеет 75 учебно-методических и научных работ, опубликованных в российских и зарубежных изданиях. Результаты научных исследований Гладкова, а также разработанные им расчетные методики и рекомендации докладывались и получили одобрение на отечественных и международных конференциях и симпозиумах. Они используются в педагогической практике и на производстве).

Своими размышлениями об истории и будущем университета новый ректор делится с читателями нашего журнала.

История университета

Санкт-Петербургский госуниверситет водных коммуникаций (СПГУВК) ведет отсчет своей истории со 2 декабря 1809 года. Манифестом Александра I «Департамент водяных коммуникаций» и «Экспедиция устроения дорог в государстве» были преобразованы в «Управление водяными и сухопутными сообщениями». Для его обслуживания создается особый Корпус инженеров путей сообщения на военном положении. При нем, как сказано в Манифесте, «для образования способных исполнителей учреждается особенный институт, в коем юношеству, желающему посвятить себя сей важной части, открыты будут все источники наук, ей свойственных».

Институт корпуса инженеров путей сообщения стал первым транспортным и строительным высшим техническим учебным заведением в России. Первым руководителем института со званием «инспектор» был назначен Августин

Августинович Бетанкур, испанец по происхождению, получивший образование в Париже, хорошо знавший вод-

ные пути Европы и организовавший аналогичный корпус инженеров путей сообщения в Испании.

К 100-летию своего существования институт имел 1248 студентов, 15 профессоров и 98 преподавателей. В связи с началом Первой мировой войны 1914-1918 гг. появилась необходимость ускоренного выпуска инженеров путем сокращения объема учебных программ. Одновременно встал вопрос о путях реорганизации учебного процесса с целью приближения его к нуждам и требованиям хозяйства страны.

До 1918 г. институт выпускал инженеров путей сообщения широкого профиля без разделения на специальности. В тот год на четвертом курсе были созданы три специальности для дальнейшего обучения: водная, сухопутная и воздушная. Затем специализация была распространена на все курсы, и в 1919 г. организованы соответствующие факультеты. За период с 1810 по 1930 гг. институт подготовил около шести тысяч специалистов.

Ленинградский институт инженеров водного транспорта как самостоятельное учебное заведение начал свою работу в системе Народного Комиссариата путей сообщения в результате реорганизации многофакультетных учебных заведений в отраслевые вузы. Он был создан 1 апреля 1930 г. на базе водного факультета Ленинградского института инженеров путей сообщения (ЛИИПС), 1 курса водного факультета Московского института инженеров транспорта (МИИТ) и нового набора студентов 1 курса эксплуатационного факультета (100 человек). В 1931 г. институт был передан в ведение вновь организованного Наркомвода, а в 1939 г., после его разделения на Наркоммор-флот и Наркомречфлот, подчинен последнему.

Первым директором ЛИИВТа был назначен инженер, декан водного фа-

культета МИИТа Бобков Николай Владимирович. Обучение 718 студентов вели 83 профессора и преподавателя. Был взят курс на подготовку инженеров широкого профиля, способных создавать и эксплуатировать объекты водного транспорта. Большой вклад в становление института в то время внесли профессора М.Ф. Клочанов, Б.Ю. Калинович, В.В. Звонков, Н.А. Рынин, Е.К. Митропольский, Н.П. Беляев, В.П. Мадисов, В.Н. Евреинов и др.

Свое нынешнее название Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций получил в 1993 году. Статус технического университета отвечал реалиям времени, однако потребовал усиления социально-экономической, природоохранной и гуманитарной составляющих подготовки с учетом профиля отрасли.

В этот сложный для российских вузов период в университете были успешно проведены большие структурные преобразования благодаря организаторскому таланту и энергии ректора, профессора Анатолия Бутова, который был также избран президентом Российской академии транспорта. В тот период был усилен акцент на подготовку менеджеров и экономистов для речного флота. Появился целый ряд новых факультетов. Среди них - юридический и гуманитарный, на которых, в частности, начали подготовку по специальностям: «Реклама», «Государственное и муниципальное управление», «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства», «Культурология», «Налоги и налогообложение», «Социология». Бурное развитие информатики привело к появлению факультета информационных технологий. На гидротехническом факультете, наряду с традиционной специальностью «Гидротехническое строительство», открыта подготовка по специ-

альности «Комплексное использование и охрана водных ресурсов».

Интенсивно развивались и традиционные для вуза факультеты - судоводительский и судомеханический. Здесь тоже появились новые специальности, в частности, связанные с подготовкой плавсостава для судов типа «река-море» плавания.

В составе университета был образован Колледж инновационных технологий специалистов флота на базе Ленинградского речного училища.

Университет сегодня

В соответствии с лицензией университет ведет подготовку по 14 специальностям среднего профессионального образования, 26 специальностям высшего профессионального образования гуманитарного, естественно-научного и инженерно-технического профиля (с различными минимальными уровнями образования принимаемых на обучение и длительностью обучения) и 5 программам дополнительного образования.

СПГУВК располагает исключительно высоким кадровым потенциалом профессорско-преподавательского состава, штатная численность которого превышает 400 человек. В их числе: более 30 академиков отраслевых академий, 72 доктора наук, профессора, 230 кандидатов наук, доцентов.

Университет готовит научно-педагогические кадры через докторантуру по 6 специальностям и аспирантуру по 16 специальностям. Работают четыре докторских диссертационных Совета.

Контингент обучающихся по программам высшего профессионального образования составляет более 6000 человек (в т.ч. по очной форме обучения около 4000 человек, очно-заочной - 960 чел., заочной - 1100 чел.); по программам среднего профессионального образования - порядка 1000 чел. (по оч-

ной форме 800 чел. и по заочной форме 200 чел.). В университете обучаются свыше 200 иностранных абитуриентов и студентов.

Университет функционирует сегодня как отраслевой учебный комплекс непрерывного флотского образования для речного транспорта, в составе которого 13 факультетов, 52 кафедры, а также учебные и научные центры (Научный центр, Центр образовательных услуг для иностранных учащихся, Информационно-издательский центр, Учебно-научный центр безопасности гидротехнических сооружений и др.) и Колледж инновационных технологий специалистов флота. Учебный комплекс имеет девять филиалов на территории Российской Федерации. В связи с разрушением ряда отраслевых систем повышения квалификации и переподготовки кадров большое внимание уделяется многоуровневому дополнительному образованию, взаимодействию с центрами занятости населения, реализации образовательных услуг по учебным планам, согласованным с основными потребителями кадров.

Наряду с подготовкой специалистов в соответствии с государственным заказом и получаемыми бюджетными средствами, университет предоставляет коммерческие образовательные услуги в сфере довузовского образования, обучения студентов по контрактам и дополнительного профобразования. Дополнительное профобразование, в первую очередь, помогает работникам предприятий осваивать новое оборудование, современные технологии и методики диагностики. Оно необходимо специалистам других отраслей, где сталкиваются с транспортной тематикой. В частности, это понадобилось при укомплектовании кадрами недавно созданной межрайонной налоговой транспортной инспекции.

Университет имеет тренажерные

комплексы по управлению судном и его энергетическими установками, уникальный тренажерный центр глобальной морской системы связи, планетарий, опытовый бассейн, геодезическую базу, два учебно-производственных судна, учебно-производственный центр для станочно-слесарных и сварочных технологических практик, библиотеку.

Университет располагает пятью корпусами студенческих общежитий, двумя спортивно-оздоровительными комплексами, музеем, восстановительным центром, яхт-клубом, здравпунктом, центром общественного питания на 600 посадочных мест, автошколой.

Научно-исследовательская работа и международные связи

В университете сложился и функционирует целый ряд научных школ, таких как экономика и управление народным хозяйством и эксплуатация водного транспорта, автоматизированные системы управления, водные пути сообщения и гидрография, технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства, трение и износ в машинах и др.

Научно-исследовательская работа традиционно ведется как по хозяйственным договорам, так и за счет госбюджета. За последние 5 лет объемы выросли более чем вчетверо.

Например, в этом году СПГУВК выиграл конкурс Минтранса РФ на НИ-ОКР, связанные с подготовкой к открытию для иностранного флага российских внутренних водных путей. Заметим, что подобные исследования в университете выполняются уже давно. И их результаты были использованы, когда для иностранного флага открывались устьевые порты Северо-Запада и Дальнего Востока России.

В течение 30 лет сотрудниками университета ежегодно выполняются заказы государственных бассейновых

управлений на проведение экспедиционных исследований по изучению состояния судоходных участков северных рек в районах нефтегазодобычи Тюменской области. Сейчас они проводятся с использованием современных технических средств, включая элементы глобальных систем позиционирования, спутниковой связи.

Университетом установлены и поддерживаются обширные международные контакты в области науки и образования; получен Международный сертификат института Морских инженеров Великобритании по шести специальностям. Выполняются совместные научные разработки с университетами Польши, Германии, Франции, Китая и стран СНГ. Например, в рамках одного из проектов немецкие специалисты диагностировали состояние гидросооружений «Волго-Балта», а наши преподаватели занимались математическим моделированием судоходного участка реки Дунай. В последние годы в университете польскими специалистами защищены 3 докторские и 5 кандидатских диссертаций по судовой тематике.

Иностранцы обучаются в университете на подготовительном отделении и на факультетах по программам бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов. Специалисты, получившие образование в СПГУВК, пользуются заслуженным авторитетом в таких странах, как Тунис, Марокко, Камерун, Судан, Китай, Ангола, Ливан, Йемен, Сирия, Непал, Египет, Алжир, Перу, Сьерра-Леоне, Болгария.

Университет развивает разнообразные контакты с зарубежными вузами по обмену преподавательским опытом в Великобритании, Нидерландах, Китае, Германии. Оказывается учебно-методическая помощь профильным учебным заведениям Украины, Белоруссии и стран Балтии.

Спорт, досуг и отдых студентов

Лицо университета во многом определяет студенчество. Студенческие годы - это не только время интеллектуального развития и получения профессионального образования, но и время поиска цели и смысла жизни, нравственно-культурного роста, приобретения навыков продуктивного общения, формирования чувства гражданской ответственности. В университете осуществляется комплекс мероприятий по созданию для студентов необходимых условий. Особое внимание уделяется социальной стороне: студенческим общежитиям, льготному питанию, помощи инвалидам, сиротам и другим социально незащищенным студентам, оплате проезда в городском и пригородном транспорте, санитарно-курортному оздоровлению.

Несмотря на загруженность учебными занятиями, студенты активно участвуют в таких культурных мероприятиях, как «Интеллектуальные игры знатоков», «Первокурсник», «Юбилей вуза», «Карнавал», «Барышни-студентки», «Апрельский бум», «Легко ли быть молодым», КВН СПГУВК «Водник». Команда КВН университета является неоднократным победителем городских игр, участником Евролиги КВН и Сочинского фестиваля.

Современные студенты проявляют большой интерес к спорту. Университет гордится своими командами: женской волейбольной, баскетбольной, футбольной и сборной по полиатлону. Ежегодно проводятся спартакиады среди студентов на «Кубок ректора» по десяти видам спорта. На Всероссийском фестивале студенческой молодежи по зимнему полиатлону команда СПГУВК получала призы в 2001, 2002 и 2003 годах. Экипаж спортивной крейсерской яхты «Акела» является победителем в международных регатах 1988, 1992, 1998 и 2003 годов, в том чис-

ле в престижной регате учебных парусников «Катти Сарк» в общем зачете.

В университете учатся три чемпиона мира: Юлия Наумова (летний полиатлон), Ксения Гурченко (шашки), Алексей Лебедев (натурбол), а также серебряный призер чемпионата мира по зимнему полиатлону Татьяна Кондратьева.

Преподаватели и научные сотрудники университета

Стоит отметить труд профессоров: Е.Н. Андрианова, Е.В. Бабкина, А.А. Булова, Д.В. Гаскарова, А.Д. Гофмана, В.М. Селезнева, В.И. Зайкова, С.П. Зубрилова, Ю.М. Кулибанова, А.М. Лазарева, А.Н. Мацвейко, Р.М. Нар-бут, В.Г. Никифорова, Ю.А. Перевяз-кина, Г.В. Поварова, В.В. Сахарова, И.П. Скобелевой, Ю.В. Сумеркина, Р.Э. Францева, В.Б. Чистова, В.П. Шорина, В.А. Шошмина и др. Особая благодарность профессору Е.Н. Климову, который внес большой вклад не только в подготовку молодых специалистов, но и в изучение и отражение истории университета, а также системы образования в речной отрасли.

В ближайшие десятилетия отстоять трудную, но благородную вахту предстоит молодым профессорам: Л.Н. Бу-яновой, В.Д. Гаскарову, Д.П. Голоско-кову, С.О. Барышникову, А.А. Иванченко, Е.А. Лавреньевой, Е.А. Королевой, А.П. Ныркову, Т.А. Пантиной, В.И. Решняку, В.Ф. Самосейко, В.В. Фомину.

Востребованность выпускников

Спрос на молодых специалистов в отрасли втрое превышает имеющиеся ресурсы по их подготовке. Дефицит кадров особенно остро ощущается в сфере, связанной со строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений и внутренних водных путей, в области охраны водных ресурсов.

Нуждаются предприятия в специалистах по эксплуатации портовой техники. Это неудивительно, если учесть интенсивное развитие терминальной инфраструктуры в Северо-Западном регионе РФ. Есть большая потребность и в судоводителях, плавсоставе в целом.

В отрасли имеется проблема с закреплением выпускников университета на местах. В регионе не все предприятия готовы предоставить молодым специалистам адекватные условия для профессиональной деятельности, поэтому некоторые выпускники вынуждены работать не по специальности.

Тем не менее половина персонала с высшим образованием предприятий водного транспорта Северо-Запада России - выпускники университета. Среди них - все руководители и ведущие специалисты государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства в Северо-Западном федеральном округе. В Санкт-Петербурге многие предприятия водно-транспортного комплекса возглавляют наши выпускники. Среди них можно назвать руководителя ГБУ «Волго-Балт» В.К. Николаева, начальника Северо-Западной инспекции Российского речного регистра Н.Н. Фомина, генерального директора ОАО «Ленгипроречтранс» А.В. Ребковца, генерального директора ОАО «Канонерский судоремонтный завод» Н.М. Вихрова, генерального директора ГУП «Водоканал» Ф.В. Кар-мазинова и многих других.

Проблемы и перспективы

На всех этапах 195-летней истории, связанной с подготовкой специалистов для речной отрасли, нашему вузу приходилось нелегко. И нынешний этап не исключение. Стало сложно привлекать в университет молодых преподавателей: выпускники предпочитают работать в коммерческом секторе, где уровень оплаты труда выше.

Предстоит трудоемкая и ресурсоемкая работа в связи с присоединением России к Болонскому процессу. Поставлена задача - создать к 2010 году единое европейское пространство высшего образования. Надо гармонизировать учебный процесс и в российских вузах, что требует пересмотра его методического обеспечения, системы подготовки преподавателей и создания дополнительных условий для учебы студентов. Все это влечет за собой повышение расходов на образование.

Кроме этого, есть опасения, что попытки оптимизации управления российскими вузами без учета их специфики могут негативно отразиться на качестве подготовки специалистов в сфере речного транспорта. Ведь оно должно соответствовать не только европейским стандартам, но и требованиям международных конвенций в сфере безопасности мореплавания. Здесь возникают некоторые противоречия, рецептов устранения которых пока не найдено. Техническим вузам приходится искать их самостоятельно.

В целях дальнейшего развития университета и для реализации многоступенчатой системы подготовки специалистов для отрасли целесообразно про-лицензировать ряд программ высшего профессионального образования по востребованным специальностям информационного профиля, междисциплинарного характера и пр., среднего профессионального образования по профилю соответствующих программ ВПО для обучения по интегрированным планам, а также программы начального и дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки. Для этого университету необходимы дополнительные учебные площади. Использование современных технологий в учебном процессе по традиционным и информационным специальностям в соответ-

ствии с санитарными нормами также требует дополнительных учебных площадей. В условиях демографического спада станет актуальной проблема размещения иногородних студентов. Это повлечет за собой необходимость расширения, модернизации и ремонта общежитий университета.

Сегодня мы снова поднимаем вопрос о необходимости строительства для университета нового учебно-лабораторного корпуса. Предпроектные проработки проводились еще в конце

80-х годов, однако в силу объективных причин эта работа не была доведена до конца. Хочется думать, что сейчас это время пришло.

В рейтинге вузов Минобразования за 2003 год наш университет поднялся с 88 на 73 место (из 175 технических и технологических вузов Российской Федерации). Я могу констатировать, что наш университет динамично развивается и имеет определенные перспективы для того, чтобы продолжить и сохранить эту тенденцию.

О. БЕЗЮКОВ, профессор, проректор по учебной работе

Россия - крупнейшая речная держава.

Протяженность ее внутренних водных путей составляет более 100 тыс. км, на которых расположены более 700 гидротехнических сооружений различного назначения, в составе которых 110 судоходных шлюзов, гидроэлектростанции, насосные станции, плотины, дамбы, водосбросы и водоспуски.

В России к 1975 г. была создана единая глубоководная система водных путей, связывающая все омывающие Европу моря. Это стало возможным благодаря строительству уникальных межбассейновых соединений: Беломорско-Балтийского канала, Волго-Донского канала, канала имени Москвы, Волго-Балтийского водного пути, а также каскада гидроузлов на Волге, Каме и на Дону.

В начале 90-х годов флот судов внутреннего и смешанного плавания России, самый крупный в мире, обеспечивал перевозку около 600 миллионов тонн различных народно-хозяйственных грузов. Речным транспортом перевозилось в тот же период свыше 140 млн. пассажиров, что значитель-

Подготовка специалистов для водного транспорта России

но выше аналогичных показателей других стран. Несмотря на снижение экономических показателей в 90-е годы, флот внутреннего и смешанного плавания России продолжает играть исключительно важную роль в транспортном обеспечении нашей страны.

Транспортная стратегия РФ предусматривает к 2015 году увеличение объема перевозок внутренним водным транспортом в два раза по сравнению с 2002 годом. Эту задачу невозможно решить без притока на предприятия отрасли молодых квалифици-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.