Научная статья на тему '«Университетские субботы» в МГТУ им. Н. Э. Баумана: опыт формирования навыка самоорганизации у школьников'

«Университетские субботы» в МГТУ им. Н. Э. Баумана: опыт формирования навыка самоорганизации у школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ресурсы / Университетские субботы / самоорганизация / школа / компетенция / тренинг / мастер-класс. / Resources / University Saturdays / self-organization / school / competence / training / master class.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаврилова Юлия Викторовна, Самилык Артём Андреевич

Приведены результаты апробации мастер-класса в рамках проекта «Университетские субботы московского школьника». Мастер-класс разработан в концепции тренингов и ориентирован на развитие навыка самоорганизации учащихся. Целью мастер-класса явилось формирование ключевых элементов самоорганизации: целеполагание, разработка стратегий достижения целей, выработка индивидуальной лидерской позиции, самомотивация, саморефлексия. Навык самоорганизации необходим школьникам 9–11 классов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ как важным рубежам их образовательной «карьеры». Анализ организации и проведения мастер-класса позволил выявить эффективные способы формирования навыка самоорганизации, такие как командная и игровая формы работы, проектный вид деятельности, визуализация саморефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гаврилова Юлия Викторовна, Самилык Артём Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«UNIVERSITY SATURDAYS» AT BAUMAN MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY: THE EXPERIENCE OF DEVELOPING SELF-ORGANIZATION SKILLS AMONG SCHOOLCHILDREN

The results of the approbation of the master class within the framework of the project “University Saturdays of a Moscow schoolboy” are presented. The master class was developed in the concept of trainings and is focused on the development of students’ self-organization skills. The purpose of the master class was the formation of key elements of self-organization: goal setting, development of strategies for achieving goals, development of an individual leadership position, self-motivation, self-reflection. The skill of self-organization is necessary for students of grades 9–11 in preparation for the OGE and the Unified State Exam as important milestones of their educational “career”. The analysis of the organization and conduct of the master class made it possible to identify effective ways of forming the skill of self-organization, such as team and game forms of work, project activity, visualization of self-reflection.

Текст научной работы на тему ««Университетские субботы» в МГТУ им. Н. Э. Баумана: опыт формирования навыка самоорганизации у школьников»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

«Университетские субботы» в МГТУ им. Н.Э. Баумана: опыт формирования навыка самоорганизации у школьников

Гаврилова Юлия Викторовна,

к.ф.н., доцент, доцент кафедры «Социология и культурология», Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (Национальный исследовательский университет)

E-mail: Julia.voitsuk@yandex.ru

Самилык Артём Андреевич,

студент кафедры «Информационная аналитика и политические технологии», Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Национальный исследовательский университет)

E-mail: artemsamilyk@gmail.com

Приведены результаты апробации мастер-класса в рамках проекта «Университетские субботы московского школьника». Мастер-класс разработан в концепции тренингов и ориентирован на развитие навыка самоорганизации учащихся. Целью мастер-класса явилось формирование ключевых элементов самоорганизации: целеполагание, разработка стратегий достижения целей, выработка индивидуальной лидерской позиции, самомотивация, саморефлексия. Навык самоорганизации необходим школьникам 9-11 классов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ как важным рубежам их образовательной «карьеры». Анализ организации и проведения мастер-класса позволил выявить эффективные способы формирования навыка самоорганизации, такие как командная и игровая формы работы, проектный вид деятельности, визуализация саморефлексии.

Ключевые слова: ресурсы, Университетские субботы, самоорганизация, школа, компетенция, тренинг, мастер-класс.

Введение

Современный этап развития общества представлен ускоряющимися трансформационными процессами, охватившими все сферы бытия. Стремительно меняющийся мир характеризуется сложностью, подчас не прогнозируемо-стью развития, а, следовательно, не подконтрольностью возникающих и протекающих в нем процессов. Такая социальная реальность требует от человека умения не просто реагировать на череду непредсказуемых событий, перестраивать собственное духовное и материальное бытие, но, прежде всего, дополнять, корректировать социальные практики и социальный мир в целом. Для этого человек должен обладать совокупностью компетенций, позволяющих рационально и целесообразно действовать в профессиональной сфере и жизненных ситуациях, часто определяемых как проблемные.

Одной из важнейших компетенций, формируемых на всех ступенях непрерывного образования является «самоорганизационная компетенция». Ее важность определяется тем, что высокий уровень самоорганизации учащихся приводит к росту качества образования. Умение обучаться, в том числе самостоятельно, обусловливает успешное продвижение школьника по различным образовательным траекториям. В то время как низкий уровень самоорганизации учащихся лишает учебный процесс системности, многогранности. Поэтому, формирование навыка самоорганизации - это ключевая психолого-педагогическая задача, неотъемлемый компонент личностного развития.

В связи с этим, возникает необходимость проанализировать и охарактеризовать техники формирования навыка самоорганизации у школьников города Москвы, которые применялись на мастер-классах в рамках проекта «Университетские субботы». Достижение, поставленной цели предполагает решение следующих задач: проанализировать компетентностный подход к школьному образованию и охарактеризовать систему «ключевых компетенций»; раскрыть содержание понятий «самоорганизация», «навык самоорганизации», «самоорганизационная компетенция»; выявить роль навыка самоорганизации в развитии личности; проанализировать эффективность тренинга в формировании навыка самоорганизации; охарактеризовать содержание тренинговых техник, используемых в мастер-классах кафедры «Социология и культурология» (СГН-2) факультета «Социальные и гуманитарные науки» МГТУ им. Н.Э. Баумана, реализованных в проекте «Университетские субботы».

Компетентностный подход в школьном образовании

Тотальная цифровизация, господство глобальных информационных потоков на фоне устоявшегося среди молодежи клипового мышления, зачастую формируют пассивность индивидов, приводят к опасной ситуации утраты

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ

№1 2024 [СГЗ]

творческого начала в условиях, при которых «цифровое творение» начинает занимать место творца. Возникает опасность деления общества на два слоя: слой научной элиты, обеспечивающий инновационное развитие социума и слой, так называемых «всех остальных», лишенных желания организовать себя на исследовательскую, познавательную деятельность, на созидание чего-то нового. Поэтому, велика потребность современного общества в формировании личности, обладающей самоорганизационной компетенцией, включающей «1) умения ставить цели, планировать, ответственно относиться к своему здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы; 2) умения анализировать реальные ситуации и проблемы; 3) способность к оценке продукта своей деятельности и соотнесение его с целью» [10]. На удовлетворение этой потребности направлено современное образование, основанное на компетентностном подходе.

Компетентностный подход выступает как практикоориентированный подход, он отвечает современным требованиям рынка труда, так как направлен на формирование у учащихся способностей к решению профессиональных и жизненных проблем, выполнению ими ключевых социальных ролей. Нельзя сказать, что данный подход в корне отличается от знаниевого - он во многом базируется на нем. Через знаниевый подход формируется система теоретических знаний, позволяющих анализировать реальные ситуации, выбирать пути решения задач в профессиональной деятельности. Компетентностный подход учит практике, формирует способности необходимые для решения практических задач в стандартных и нестандартных ситуациях; он предполагает творческое воплощение знаний в практику. На это указывает сущность понятия компетенция -«это знания в действии, интегративные деятельностные конструкты, включенные в реальную ситуацию». Компетенция - «это интегративная составляющая учебного процесса: она объединяет в себе знания, умения, опыт ученика, с которыми он подходит к определенным объектам реальной действительности» [2, с. 2]. Компетенции реализуются в деятельности, через практику, применяются к решению разных задач, и что особенно важно, набор компетентностных характеристик осознается индивидом и может быть применен им в различных комбинациях как в привычной, так и нестандартной обстановке.

Особо стоит отметить, что школьное образование не может развивать все виды компетенций в одинаковой степени. Поэтому, чаще всего говорят о необходимости развивать ключевые компетенции, которые носят универсальный характер. В современных ФГОС они сформулированы в виде метапредметных результатов обучения, призванных обеспечить саморегуляцию деятельности ученика. Ключевыми компетенциями, которые формируются в школе являются коммуникативная, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, самоорганизационная и др. Согласно нормативным и методическим документам эти компетенции должны быть сформированы у учащихся к моменту окончания школы, чтобы на следующих ступенях образования реализовывалось их укрепление и совершенствование [11]. В ходе участия в проекте «Университетские субботы» нами была предпринята попытка внести вклад в формирование самоорганизационной компетенции учащихся общеобразовательных школ города Москвы посредством проведения для них серии концептуально взаимосвязанных мастер-классов по проблемам целеполагания, разработки стратегий достижения целей, саморефлексии и мотивации и др.

Роль навыка самоорганизации в развитии личности

В целях понимания содержания процессов самоорганизации столь необходимых человеку на пути профессионального и личностного становления, проведем краткий анализ термина «самоорганизация» и его психологопедагогического смысла. Термин «самоорганизация» встречается в различных науках и научных дисциплинах - кибернетике, биологии, синергетике, философии, физике, химии, психологии, педагогике и т.д. Говоря про формирование навыка самоорганизации у школьников, мы опираемся на концепции самоорганизации личности, разработанные в психологии и педагогике. Согласно словарю «самоорганизация - это процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной, динамической системы» [8]. Данное определение носит достаточно обобщенный характер и может быть применено к любой сложной системе, как совокупности взаимосвязанных элементов, при наличии достаточно «гибких» связей. Более конкретизированное определение самоорганизации предлагает советский исследователь Н.С. Копеина. По ее мнению, самоорганизация - это «осознанная совокупность мотивационноличностных свойств, согласующихся с индивидуальными особенностями субъекта, оптимально воплощаемыми в приемах и результатах деятельности» [7]. В «Акмеоло-гическом словаре» самоорганизация определяется как показатель личностной зрелости, как создание оптимальной индивидуально-личностной и психической системы человека, представленных рядом свойств [5]. Эти свойства включают самодисциплину, ответственность, умение регулировать собственное поведение, планировать учебное и свободное время. Их развитие связано с активностью сознания, то есть не пассивное выполнение того, что говорит учитель или родители, а контроль личностью самого себя и своей жизни. Наличие навыка самоорганизации благотворно сказывается на эмоциональном фоне учащихся, на организации процесса овладения знаниями и структурировании собственного досуга.

Согласно личностному подходу в психологии и педагогике, самоорганизованность - это совокупность свойств личности, которые формируются в процессе личностного саморазвития. Эта совокупность свойств представлена, прежде всего, организованностью и активностью личности, способностью к самомотивации и самоконтролю. Таким образом, личностный подход утверждает, что самоорганизация и саморазвитие неразрывно связаны; самоорганизация формируется в ходе работы школьников над своей личностью - развивая качество за качеством, школьники закладывают фундамент успешного профессионального и личностного будущего.

Деятельностный подход трактует навык самоорганизации как процесс самостоятельной организации школьниками получения знаний, исходя из индивидуальных целей и возможностей. Этот процесс складывается из этапов, выстроенных в соответствующей последовательности: 1) целеполагание; 2) анализ внешних и внутренних факторов; 3) планирование; 4) волевая регуляция и коррекция действий; 5) самоконтроль; 6) нивелирование препятствий. Также есть другая классификация этапов самоорганизации, на наш взгляд, отличающаяся конкретизацией, а, следовательно, эффективностью. Самоорганизация состоит из 4-х этапов: диагностического, поискового, активного, рефлексивного [12]. Следовательно, формирование навыка самоорганизации предполагает последовательный переход от одного этапа к другому с учетом понимания роли собственной деятельности на каждом этапе. То есть, это осознанный

выбор школьника определенной линии поведения, ориентированной на достижение успеха в профессиональной деятельности и личной жизни.

Не менее интересным является интегральный подход к развитию навыка самоорганизации. Интегральный подход представляет синтез личностного и деятельностного подходов в психологии и педагогике. В направлении анализа самоорганизации с позиций интегрального подхода работают С.С. Амирова, Л.Т. Охитина, И.А. Трофимова и др. Основное внимание представители интегрального подхода акцентируют на совокупности личностных свойств школьников, которые оказывают кардинальное влияние на процессы самоорганизации. То есть школьникам необходимо развивать набор личностных и социально-значимых качеств, способных помочь самоорганизоваться. Это, прежде всего, интеллект, эмоции, морально-волевые качества [1].

Существует еще «технический» подход к самоорганизации личности. Содержание данного подхода не акцентировано на выявлении сущности навыка самоорганизации (это вполне можно позаимствовать из личностного, деятельностного или интегративного подходов). Основное внимание «технический» подход аккумулирует вокруг разработки системы методов, с помощью которых возможно эффективно сформировать и развить навык самоорганизации. Все техники формирования навыка самоорганизации, на наш взгляд, должны работать в трех направлениях: 1) организация мыслительной активности учащихся (эвристика или осмысление познавательных, конструктивных, практических задач); 2) практика (написание текстов, устные выступления, визуализация и т.д.); 3) командная работа, позволяющая научиться выстраивать конструктивные отношения между членами команды, ценить свое и чужое время, считаться с мнением сокомандников. Поэтому, мы предлагаем организовывать занятия со школьниками (и со студентами) учитывая, изложенные выше три компонента.

Отметим, что при разработке мастер-класса «Лайф-менеджмент: жизнь, которую мы строим» мы опирались на интегративный и «технический» подходы к формированию навыка самоорганизации. Именно «технический» подход позволил нам разработать и реализовать серию упражнений, напоминающих мини-тренинги. В практической части мастер-класса мы придерживались, разработанной нами трехсоставной структуры упражнений. Следует отметить, что три компонента могут быть дополнены в зависимости от поставленных педагогами целей, но однозначно, работать в неразрывном единстве. Интегративный подход определил то, что навык самоорганизации мы трактовали как совокупность свойств и социально-значимых качеств личности, а также как набор практических действий.

Тренинговые технологии формирования навыка самоорганизации

Формирование и развитие навыка самоорганизации у школьников должно осуществляться посредством учебно-воспитательного процесса, учебных занятий и внеурочной деятельности. Прежде чем начать формировать навык самоорганизации следует провести диагностику и попытаться выявить уровень сформированности данного навыка. Диагностика может быть проведена посредством психологических тестов и опросников. Например, результативными будут «методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса, методика диагностики степени готовности к риску Шуберта и методика М. Рокича “Ценностные ориентации”»

[6]. Также обязательным будет выявление понимания школьниками термина «самоорганизация» и содержания навыка самоорганизации; наличие у школьников жизненных целей и приоритетов; способности к саморефлексии. Чтобы эти компоненты были сформированы и выявлены на этапе диагностики, в школьную жизнь должны быть интегрированы мероприятия, знакомящие учащихся на практике с компонентами самоорганизации. Например, работа в школьных командах по реализации учебно-исследовательской деятельности, посещение тренингов по развитию личностных качеств, участие в познавательных мастер-классах, творческих мероприятиях и т.д. Проект «Университетские субботы» предоставляет школьникам спектр возможностей принимать участие в подобного рода мероприятиях. МГТУ им. Н.Э. Баумана «активно включился в реализацию этого проекта, предоставив образовательное пространство вуза для проведения профориентационных, исследовательских и проектных мероприятий для школьников. <. > Мероприятия проекта проводятся по субботам и представляют собой серию лекций, мастер-классов и экскурсий для школьников и студентов колледжей города Москвы» [9]. Факультет «Социальные и гуманитарные науки» в проекте представляют преподаватели кафедры СГН-2 с лекциями и мастер-классами социально-гуманитарного содержания. К сожалению, организационные особенности (полуторачасовая длительность занятий и едино-временность пребывания школьников на мероприятии) не позволяют провести этап диагностики с применением психолого-педагогических методик по измерению уровня сформированности навыка самоорганизации. Поэтому, мастер-классы кафедры СГН-2, предлагающие упражнения на развитие самоорганизованности, являлись частью формирующего этапа, нацеленного на создание педагогических условий, позволяющих достигать психологопедагогических целей.

Отметим, что наиболее результативной техникой формирующего этапа является тренинг. Согласно исследованиям, тренинг представляет интерактивную учебную деятельность, основной целью которой является за достаточно короткий период времени сформировать у участников тренинга систему знаний, умений, навыков, отражающих основную цель тренинга. Добавим, что результатом прохождения тренинга должно быть формирование набора некоторых автоматизмов и осознанного опыта. Это важный аспект развития компетенций. Навыки, полученные в результате тренинга, участники могут применять в различных ситуациях, то есть эти навыки не должны быть «заточены» под конкретные жизненные обстоятельства, а могут осознанно выбираться человеком, оказавшимся в ситуации неопределенности, в нестандартных условиях.

Более полное определение тренинга представлено в работах И.В. Вачкова и Е.В. Сидоренко. Исследователи пишут, «тренинг - это интерактивная технология группового обучения, направленная на личностное и профессиональное развитие обучающихся на основе отработки алгоритмов, способов действий в ходе решения профессиональных и личностно значимых задач в психологически комфортной среде при активном и равноправном участии каждого обучающегося» [3]. Особенностью тренинга является активность участников, их работа в командах, группах, тесное взаимодействие (возможно, обмен опытом с тренером-педагогом) Для организации тренинга необходимо соответствующая квалификация и специально созданные психолого-педагогические условия его реализации. Необходимо придерживаться тематики тренинга и не отклонятся от заранее подготовленной и отрепетированной программы.

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ

№1 2024 [СГЗ]

Существуют разнообразные формы тренинговых технологий - коучинг, метод кейсов, мозговой штурм, квесты, сторителлинг, деловая или творческая игра и т.д. Посредством данных форм, на наш взгляд, можно наиболее эффективно сформировать и развить навык самоорганизации у школьников, так как каждая из форм требует от учащегося не только организации умственного труда, но и командной работы, умения распределять ограниченные ресурсы, готовности брать на себя ответственность, аккуратности и других компонентов навыка самоорганизации. Апробация некоторых из вышеназванных технологий была осуществлена нами в ноябре-декабре 2023 года в ходе проведения мастерклассов «Лайф-менеджмент: жизнь, которую мы строим» и «Что мотивирует digital-поколение и приводит их к успеху?» на площадке МГТУ им. Н.Э. Баумана. Рассмотрим подробнее принципы реализации тренинговых техник в мастер-классе «Лайф-менеджмент: жизнь, которую мы строим».

Мастер-класс посетили учащиеся из 9 общеобразовательных школ города Москвы (№ 1788, № 138, № 1375, № 1411, № 937, № 1205, № 1584, № 1512, № 1158) и экономического лицея РЭУ им. Г.В. Плеханова. Все поставленные цели по формированию навыка самоорганизации были достигнуты педагогами-тренерами. Также, прошла апробацию трехсоставная модель реализации тренинговых техник, направленных на развитие основных компонентов самоорганизационной компетенции.

Тема мастер-класса «Лайф-менеджмент: жизнь, которую мы строим», проведенного для школьников города Москвы в МГТУ им. Н.Э. Баумана непосредственно отражает проблематику формирования навыка самоорганизации. Время, отведенное на мастер-класс - 90 минут. Программа мастер-класса состояла из трех взаимосвязанных частей: 1) вводная теоретическая часть; 2) вторя часть - упражнения на формирование способности к це-леполаганию и разработки стратегий достижения целей, выработки лидерской позиции и работы в команде сверстников; 3) часть три - теоретико-практическое закрепление, полученных автоматизмов и осознанного опыта.

Вводная часть мастер-класса является подготовкой к его практическим этапам. Она представляет собой теорию по основной теме мастер-класса. Именно в водной части следует освещать базовые и при этом фундаментальные понятия, проходящие красной нитью через изучаемую проблематику. Поэтому, в вводной части нами были раскрыты понятия, которые могли быть незнакомы школьникам, либо представлять трудности в понимании их содержания. Среди них такие как, «стандарты жизни», «контроль», «самоанализ», «самоэффективность», «успех», «цель». Было отмечено, что стандарт жизни -это набор норм и ценностей, которые определяют стиль и качество нашей жизни. Он включает в себя привычки человека, убеждения, цели и приоритеты. Низкие и некачественные стандарты приводят к нарушению баланса в повседневной жизни. Индивид - центр управления собственной жизнью. Потенциал - возможность, то, что существует в скрытом виде и может проявиться в соответствующих условиях; готовность индивида к эффективному поведению [4].

Вторая часть мастер-класса состояла из двух упражнений. Первое упражнение нацелено на формирование навыка самоанализа, как ключевого элемента самоорганизации. Чтобы понимать в чем и где нужно поставить цель и как ее достичь, следует уметь анализировать собственную жизнь, в том числе шесть «критических точек» - состояний личности. Упражнение представляло собой адаптированную под школьников методику «Колесо жизненного баланса» (П. Дж. Майер), ее упрощен-

ный вариант. Для самоанализа заранее были выбраны актуальные именно для школьников сферы жизни, их количество было сокращено, предложено выставить субъективную оценку от 0 до 10 баллов, где «0» - это совсем плохо, а «10» - отлично. После выполнения упражнения школьникам предложили проанализировать результаты, выполнив ряд заданий: 1) напишите пять способов улучшить ситуацию в наиболее «западающих» жизненных сферах; 2) напишите к кому можно обратиться, чтобы получить недостающие знания и опыт; 3) напишите два личностных качества, которые вы можете применить, чтобы в вашей жизни произошли перемены к лучшему. Данное упражнение активизирует мыслительную деятельность индивида в направлении себя самого. Школьники, особенно в старших классах, перегружены учебным материалом и в этой череде новых знаний могут упустить из виду собственное эмоциональное и психологическое состояние, могут утратить контроль над жизнью. В то время как данное упражнение аккумулирует внимание индивида на себе самом.

Второе упражнение из части 2 было объемное и трудоемкое. Школьникам предлагалось написать на специально подготовленных бланках два личностных качества, которые, по их мнению, хорошо развиты у них, и они гордятся тем, что обладают данными качествами. Например, честность, ответственность, дисциплинированность и др. На других бланках школьники писали два своих хобби, увлечения. Затем ребятам объяснили, что их качества и хобби, написанные на бланках, можно использовать в качестве ресурсов, с помощью которых они могут достигать, поставленных целей. Затем участников мастер-класса объединили в группы по пять человек с возможностью совещаться друг с другом и принимать групповые и индивидуальные решения. После этого ребятам были предложены несколько ситуаций разного характера (от реалистичных до фантастичных). В ситуации всегда обозначалась цель, которую участникам нужно было достичь, используя их групповые ресурсы (качества и хобби). Основная ошибка, которую совершали школьники в затруднительном положении - это попытка изменить ситуацию под имеющиеся ресурсы, а не подобрать эффективный ресурс. В итоге школьники попытались найти выход из семи сложных ситуаций, используя только те ресурсы, которые ими были прописаны на специальных бланках и выражались в личностных качествах и хобби. Это упражнение развивает навык выстраивания стратегий достижения поставленных целей, умение принимать решения в нестандартных ситуациях, брать на себя ответственность, умение выстраивать отношения в команде.

Третья часть тренинга предполагала закрепление, полученных знаний и навыков. Для этого школьникам в качестве домашнего задания была предложена таблица для самостоятельного заполнения. В таблице, в первой колонке, отмечались основные аспекты управления жизнью (самоанализ, самоконтроль, самомотивация, эмпатия, социальные навыки), а вторая колонка «Характеристика основных аспектов управления жизнью» требовала самостоятельного заполнения.

Таким образом, мастер-класс был ориентирован на развитие ключевых компонентов навыка самоорганизации, а также, реализован в предложенной нами трехсоставной структуре «технического» подхода к самоорганизации учащихся. Основными тренинговыми формами были мозговой штурм, творческая игра с элементами коучинга. Теоретическая и практическая части мастер-класса не вызвали умственного и психического напряжения школьников, они ощущали удовлетворение от процесса.

Вывод

Российское общество на современном этапе развития стоит на пороге формирования новой системы ценностей и находится в процессе поиска новых стратегий развития. Изменения произошли во всех сферах жизнедеятельности человека: информатизация, частичный переход системы образования в дистанционный формат, виртуализация, формирование новой трудовой мотивации, рост роли образования и т.д. Все это влияет на динамику ценностей, определяемых обществом как базовые, фундаментальные. На этом фоне возникает необходимость обучения и воспитания многогранной личности. Ключевым навыком для современного человека в таких условиях становится навык самоорганизации, то есть способность к постановке целей, разработке стратегий достижения целей, саморефлексии, самомотивации, контроля над всеми сферами собственной жизни. Формирование денного навыка жизненно необходимо, поэтому, осуществляется на всех этапах образования. В рамках проекта «Университетские субботы» у нас была уникальная возможность приобщиться к процессу формирования навыка самоорганизации у школьников города Москвы.

Литература

1. Амирова С.С. Самоорганизация личности в процессе обучения. Из-во: Педагогика, № 5. 1993.

2. Баранов П.А. Компетентностный подход к анализу результатов освоения курса обществознание. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2009. - № 4. - С. 23-27.

3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М.: БИНОМ, 2012. - 138 с.

4. Гаврилова Ю.В. Цифровое поколение: тенденции становления и особенности развития // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. - 2022. - № 13. - С. 99-114.

5. Деркач А.А. Акмеологический словарь. // 2-е изд. -М.: РАГС, 2005. - 161 с.

6. Жиронкина М.А., Гаврилова Ю.В. Особенности формирования коммуникативной компетентности на основе тренингов: опыт работы в государственном психологическом центре // Современный тренинг и коучинг: новые возможности в бизнесе и образовании. - Москва, Саранск - 2021. С. 9-14.

7. Копеина Н.С. Самоорганизация в системе свойств индивидуальности // Личность в системе общественных отношений. АН СССР, 1983, Ч. 1, С. 123130.

8. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013268 с.

9. Панилов П.А. Научные субботы для школьников в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Политехнический молодежный журнал, 2023, № 05 (82). - URL: http://dx.doi. org/10.18698/2541-8009-2023-5-902.

10. Программа формирования ключевых компетенций учащихся на уровне основного общего образования // АУ «Институт развития образования» // pro-gramma_form.pdf (iro86.ru)

11. Социально-технологический дискурс в теориях и практиках цифрового тренда / Н.Г. Багдасарьян, Л.В. Баева, Е.А. Гаврилина [и др.]. - Москва: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный иссле-

довательский университет), 2022. - 167 с. - IS-BN978-5-7038-5953-7.

12. Чекалева Е.А. Теоретические основы процесса самоорганизации личности // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-2. -С. 260-263.

«UNIVERSITY SATURDAYS» AT BAUMAN MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY: THE EXPERIENCE OF DEVELOPING SELF-ORGANIZATION SKILLS AMONG SCHOOLCHILDREN

Gavrilova Y.V., Samilyk A.A.

Bauman Moscow State Technical University (National Research University)

The results of the approbation of the master class within the framework of the project “University Saturdays of a Moscow schoolboy” are presented. The master class was developed in the concept of trainings and is focused on the development of students' self-organization skills. The purpose of the master class was the formation of key elements of self-organization: goal setting, development of strategies for achieving goals, development of an individual leadership position, self-motivation, self-reflection. The skill of self-organization is necessary for students of grades 9-11 in preparation for the OGE and the Unified State Exam as important milestones of their educational “career”. The analysis of the organization and conduct of the master class made it possible to identify effective ways of forming the skill of self-organization, such as team and game forms of work, project activity, visualization of self-reflection.

Keywords: resources, University Saturdays, self-organization, school, competence, training, master class.

References

1. Amirova S.S. Self-organization of personality in the process of learning. From: Pedagogy, No. 5. 1993.

2. Baranov P.A. Competence Approach to the Analysis of the Results of Mastering the Social Studies Course. Teaching history and social studies in school. - 2009. - № 4. - P. 23-27.

3. Vachkov I.V. Fundamentals of group training technology. - M.: BINOM, 2012. - 138 p.

4. Gavrilova Y.V. Digital Generation: Trends in Formation and Development Features. - 2022. - № 13. - P. 99-114.

5. Derkach A.A. Acmeological Dictionary. 2nd ed. - Moscow: RAGS, 2005. - 161 p. (in Russian).

6. Zhironkina M.A., Gavrilova Yu.V. Features of the formation of communicative competence based on trainings: work experience in the state psychological center // Modern training and coaching: new opportunities in business and education. - Moscow, Saransk - 2021. - pp. 9-14.

7. Kopeina N.S. Self-organization in the system of properties of individuality // Personality in the system of public relations. AN SSSR, 1983, Part 1, pp. 123-130.

8. Novikov A.M. Pedagogy: Dictionary of the System of Basic Concepts. - Moscow: IET Publishing Center, 2013. - 268 p. (in Russian).

9. Panilov P.A. Scientific Saturdays for Schoolchildren at Bauman Moscow State Technical University. Polytechnic Youth Magazine, 2023, no. 05 (82). - URL: http://dx.doi.org/10.18698/2541-8009-2023-5-902.

10. Program for the formation of key competencies of students at the level of basic general education // Autonomous Institution “Institute for the Development of Education” // programma_form. pdf (iro86.ru)

11. Socio-technological discourse in the theories and practices of the digital trend / N.G. Bagdasaryan, L.V. Baeva, E.A. Gavrili-na [i dr.]. - Moscow: Bauman Moscow State Technical University (National Research University), 2022. - 167 p. - IS-BN978-5-7038-5953-7.

12. Chekaleva E.A. Theoretical foundations of the process of personality self-organization // Problems of modern pedagogical education. - 2020. - № 67-2. - P. 260-263.

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.