Научная статья на тему 'УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА А. М. КОВАЛЁВА'

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА А. М. КОВАЛЁВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОВАЛЁВ А. М / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ПОЛИТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бутырина Станислава Альбиновна, Попова Анна Вячеславовна, Симонова Маргарита Михайловна

Статья о профессоре А. М. Ковалёве, организаторе политологического образования в СССР и России. Научная школа Ковалёве А. М. подготовила целую плеяду российских политологов, которые в настоящее время являются признанными лидерами политической науки и политологического образования в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY SCIENTIFIC SCHOOL OF PROFESSOR A. M. KOVALEV

Article about Professor A. M. Kovalev, organizer of political science education in the USSR and Russia. Scientific school of Kovalev A. M. trained a whole galaxy of Russian political scientists who are currently recognized leaders in political science and political science education in the country.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА А. М. КОВАЛЁВА»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Университетская научная школа профессора А.М. Ковалёва

Бутырина Станислава Альбиновна,

к.ф.н., доцент Московского государственного университета

спорта и туризма

E-mail: s6354986@yandex.ru

Попова Анна Вячеславовна,

к.с.н., заместитель декана факультета политологии Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова E-mail: ap.prm2017@gmail.com

Симонова Маргарита Михайловна,

к.с.н., доцент Департамента психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: MMSimonova@fa.ru

Стать о профессоре А.М. Ковалёве, организаторе политологического образования в СССР и России. Научная школа Ковалёве А.М. подготовила целую плеяду российских политологов, которые в настоящее время являются признанными лидерами политической науки и политологического образования в стране.

Ключевые слова: Ковалёв А.М., научная школа, политология.

Масштаб личности учёного, его вклада в развитие науки оценивает история. Исключения составляют наиболее выдающиеся личности, признание которых, чаще всего, происходит уже при их жизни. К числу таких учёных, несомненно, принадлежит и А.М. Ковалёв. Он был включён экспертами в число пятисот наиболее выдающихся интеллектуалов мировой общественной науки.

На его долю выпала честь утверждать предмет и специальность «теория научного коммунизма» в классическом университете. Задача исключительно сложная. Партийно-государственная поддержка этого предмета скорее осложняла, чем благоприятствовала такому внедрению. А.М. Ковалёву нужно было добиться не столько политического, а интеллектуального признания этой науки в МГУ им. М.В. Ломоносова. И без того сложная задача во много крат осложнялась «разобранностью» предмета другими науками: философией, политической экономией, историей КПСС и другими науками.

Научный коммунизм нужно было превратить в фундаментальную науку о строительстве социализма и коммунизма, мировом революционном процессе в настоящую университетскую науку. В этом проявились выдающиеся научные качества личности А.М. Ковалёва. Он также прекрасно понимал, что для такого грандиозного дела нужна хорошо укомплектованная команда единомышленников. Его научная школа начала формироваться ещё в средине шестидесятых годов прошлого века, когда на кафедре, а затем и на отделении научного коммунизма появились профессора и доценты, сложившиеся как учёные в этой области знаний под его влиянием, новые кафедры и лаборатории, учёные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций. Безусловно, можно сделать вывод о том, что научная и педагогическая школа А.М. Ковалёва в Московском университете состоялась и она соответствует всем классическим канонам как по уровню вклада в науку, так и по числу последователей. Многие видные учёные и общественные деятели, организаторы образования считают его своим учителем.

Можно ли выделить в творчестве А.М. Ковалёва какие - либо этапы или периоды? На наш взгляд - нет. Реальная жизнь не предоставила ему такой роскоши. Бурные шестидесятые, исключительно интересные выдающимися делами семидесятые, реформационные и либерально-люмпенские девяностые, стабилизационные двухтысячные не давали ему творческой передышки. Он всегда был востребован, у него всегда были ученики, а его фундаментальные знания по проблемам общественного развития позволяли ему уникально соотносить происходящее с развитием и потребностями человека как носителя разума.

Многие конъюнктурно детерминированные учёные считали научный коммунизм такой наукой, в которой достаточно сдабривать свои труды цитатами из классиков марксизма-ленинизма, решений съездов и пленумов, чтобы получить признание в правящих кругах и быть обласканным власть имущими.

сз о

сг

0

1

—I

У

=Е СГ

со

I_

u

CM

За какую бы проблему не брался А.М. Ковалёв, к какому бы периоду времени существования СССР и перестроечного периода это не относилось, в его трудах всегда присутствовала та фундаментальная часть, которая не зависит от времени. Для обоснования данного утверждения предлагаю вспомнить его работу «Содержание и закономерности мирового революционного процесса», изданную в 1974 году в период расцвета «застоя». В те годы учёные всего мира были обеспокоены исследованиями перспектив и пределов роста и развития человечества «Римский клуб»; возможностью наступления «ядерной зимы» в случае применения ядерного оружия (доклад академика РАН Н.Н. Моисеева); обострением экологических проблем (сужение озонового слоя в атмосфере); выделение наиболее важных глобальных проблем того времени: голод, войны, отсутствие возможностей получить бесплатное образование, движение неприсоединения; завершалось крушение колониальной системы и многое другое. В разгаре была изматывающая холодная война стран НАТО и Варшавского договора, США и СССР. Комплексный анализ той эпохи был блестяще осуществлён А.М. Ковалёвым в указанной книге. Мир не был способен справиться с накопившимися проблемами. Нужны были революционные преобразования, которые позволили бы человечеству выбраться из сложившегося напряженного состояния.

К моменту выхода указанной работы во всех странах социализма были решены основные социальные проблемы: бесплатное социальное жильё, бесплатное образование здравоохранение, бесплатный летний отдых для детей, миллионы ветеранов имели возможность по льготным путёвкам отдыхать в домах отдыха и санаториях, был подписан Договор по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки. Казалось, мы на правильном пути и надо только развивать успех. В новой сложившейся картине мира мировой революционный процесс, по мнению А.М. Ковалёва, «становился всё более сложным и многообразным» [1]. Профессор Ковалёв А.М. один из первых обосновал вывод о том, что «Социалистическая революция, взятая в широком смысле, не сводима к высшей и развёрнутой форме» то есть к революции только вооружённым путём!» [1, 4]. Он призывал к развёртыванию более глубоких исследований ситуации в мире, так как «Необходимо дальнейшее осмысление особенностей современного мирового развития» для разработки стратегии социальных революций [1, 8].

Ковалёв А.М. высоко оценивал осуществляющуюся в семидесятых годах прошлого столетия политику мирного сосуществования государств с различным социально-политическим строем, так как видел в этом «...объективную основу этих процессов» [1, 202].

Значительное место в рассматриваемой нами монографии А.М. Ковалёва уделено анализу всеобщей взаимной зависимости государств. «Современный мир представляет собой определённую материально-производственную целостность, связанную всемирной системой разделения труда, узами экономической зависимости в рамках мирового хозяйства» - именно такой подход стал, на наш взгляд, источником последующей методологии анализа глобальных процессов. Наличие объективной всеобщей взаимной зависимости порождает, по мнению А.М. Ковалёва, необходимость в установлении разносторонних связей между государствами, многогранного научного и культурного сотрудничества [1, 204]. Эта объективная историческая тенденция к интернационализации всей хозяйственной и духовной жизни, считает А.М. Ковалёв, вытекает из потребностей развития производительных сил. В те годы такое мнение могли высказывать только исключительно творче-

ские личности, так как теоретическое обоснование глобальных процессов ещё только зарождалось в научной среде. Мировые интеграционные тенденции и процессы А.М. Ковалёв видел в развитии производительных сил [1, 205].

Отдавая дань ритуальному цитированию классиков и материалов партийных съездов и пленумов, А.М. Ковалёв делает удачные творческие философские отступления, создавая свою картину, своё видение исторического процесса. Именно такие отступления характеризуют А.М. Ковалёва как выдающуюся творческую личность, предсказавшую многие процессы за десятки лет вперёд.

Отдавая должное общим закономерностям развития мирового революционного процесса, А.М. Ковалёв настаивал на выделении национальных социокультурных традиций, существенно влиявших на тактику его осуществления. В своих трудах он много внимания уделял анализу русской цивилизации. «Русская цивилизация как и всякая как и всякая другая, - отмечал А.М. Ковалёв, - должна строиться с учётом следующих основных компонентов: во-первых, специфики народа; во- вторых, особенностей природной среды; в-третьих, способа производства материальных жизненных благ» [2].

В своём творчестве, в прочем, как и в обыденной жизни А.М. Ковалёв был оптимистом, источавшим веру в человека, его творческие возможности. Анализируя сложные, подчас жестокие события, он с величайшей осторожностью и ответственностью отмечал, что для уверенного взгляда в будущее «.есть веские объективные основания» [1, 205].

А.М. Ковалёв в своих трудах глубоко обосновывал необходимость проведения Советским Союзом политики мирного сосуществования государств с различным общественным строем, «Урегулирование назревших международных проблем, поддержание нормальных, а где это возможно, то и хороших отношений с государствами, принадлежащими к иной социальной системе» -является, тем самым, основой принципа мирного сосуществования государств с противоположными социальными системами.

Позиция А.М. Ковалёва о невозможности соединения принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем с идеологическим примирением, может стать методологической основой для разработки стратегий отношений современных государств и являться довольно актуальной и в наше время, но теперь этот принцип можно распространить и на более высокий уровень - отношения государств, принадлежащим к различным цивилизационным системам. Именно из-за несовместимости цивилизационных систем за последние двадцать лет под надуманными предлогами неоднократно нарушались основополагающие принципы отношений между государствами, игнорировался Устав ООН (удары стран НАТО по Югославии, разгром Ирака, бомбёжки Ливии, размещение систем ПРО у границ с Россией, запугивание европейских стран мифической российской энергетической угрозой и многое другое). Признание России как государства с рыночной экономикой ничего в принципе не изменило, не подвигло развитые западные страны к честному сотрудничеству с нашей страной. Нерегулируемый государством рынок для России - что водка для эскимоса. Неуправляемый рынок породил в России смертельную болезнь-коррупцию, с которой можно справиться в наших условиях только эффективной политической организацией общества, Единым народным фронтом, во главе которого находился бы эффективный и патриотически настроенный, знающий страну и её культуру руководитель. На наш взгляд, основным социокультурным противоречием рос-

сийской и западно-европейской цивилизаций является несовместимость российской пассионарности с жёстким западно-европейским, а особенно американским, прагматизмом и функционализмом. Исторический опыт показывает, что послеколумбовские пришельцы практически уничтожили коренные народы, для своей выгоды изменили их образ жизни, ликвидировали цивилизацию ацтеков, традиции и обычаи австралийских аборигенов. Российское продвижение на север и восток не сопровождалось для народов такими трагическими последствиями, Россия поддерживала выживание народов и их прогрессивное развитие.

А.М. Ковалёв как и большинство его учеников и последователей считал, что конечной целью прогрессивной деятельности является производство самой жизни, производство позитивных отношений и что субъектом установления таких гуманистических отношений является рабочий класс, который по своей природе является интернациональным и что только он способен утвердить свободу и независимость стран и народов. «Необходимость чёткого классового подхода, - писал А.М. Ковалёв, - особенно возрастает в современных условиях, когда происходит широкое сближение на поприще экономики, науки и культуры с главными капиталистическими странами» [1, 209]. Многое изменилось за последние сорок лет с момента выхода в свет рассматриваемого труда, но человечество так и не нашло эффективных способов сдерживания социально безответственных империалистических сил, порождающих мировые кризисы и предотвращать войны как способа разрешения противоречий.

А.М. Ковалёву как талантливому организатору удалось не только создать в университете отделение по подготовке специалистов по новому направлению, но и собрать кагорту удивительных по добросовестности и служению педагогов. Многие поколения выпускников с благодарностью вспоминают своих учителей - А.И. Куфты-рева, Б.В. Князева, И.М. Слепенкова, Е.Г. Шарапову, Н.И. Бочкарёва и продолжающих эти традиции И.А. Ко-зиков. М.С. Кудряшова, В.И. Коваленко, А.Ю. Шутов,

П.А. Цыганков, А.И. Попов, А.П. Кабаченко и многие другие.

Как настоящий создатель научной школы в Московском университете А.М. Ковалёв всегда применял для анализа международных событий глубоко научные методы, так как только такой подход позволял ему определять «...соотношение между объективными и субъективными факторами», выявлять силы, выступающие против угнетения и агрессии [1, 211].

Московский университет всегда славился своими научными школами. В число таких школ по праву входит и научная школа профессора А.М. Ковалёва, которая будет жить и процветать трудами его учеников и последователей.

Литература

1. Ковалёв А.М. Содержание и закономерности мирового революционного процесса. - М.: Изд. МГУ, 1974.

2. Ковалев А.М. Общество - развивающийся организм / А.М. Ковалев. - М.: Квадратум, 2000.

UNIVERSITY SCIENTIFIC SCHOOL OF PROFESSOR A.M.KOVALEV

Butyrina S.A., Popova A.V., Simonova M.M.

Moscow State University of Sport and Tourism, Lomonosov Moscow State University, Financial University under the Government of the Russian Federation

Article about Professor A.M. Kovalev, organizer of political science education in the USSR and Russia. Scientific school of Kovalev A.M. trained a whole galaxy of Russian political scientists who are currently recognized leaders in political science and political science education in the country.

Keywords: Kovalev A.M., scientific school, political science. References

1. Kovalev A.M. Content and regularities of the world revolutionary process. - M.: Izd. MGU, 1974.

2. Kovalev A.M. Obshchestvo - razvitschiytel'nyi organism / A.M. Kovalev. - M.: Kvadratum, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.