РЕЦЕНЗИИ
Университет забрасывает сети
Донских Олег Альбертович - д-р филос. наук, проф., PhD (Monash, Australia), завкафедрой философии и гуманитарных наук. E-mail: [email protected]
Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия
Адрес: 630099, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56
Аннотация. Статья представляет собой рецензию на монографию «Инновационный вуз: сетевая перспектива в партнёрских сообществах», в которой деятельность университетов рассматривается в контексте анализа сетевых альянсов, раскрываются цели, ценности, мотивы и механизмы их сетевых коммуникаций. В статье показана актуальность монографии, предлагающей исследовать вуз как институт социализации в условиях инструментализации и операционализации образования.
Ключевые слова: социально-философская рефлексия, инновационный вуз, академическое сетевое партнёрство, самопрезентация университета, актор социальной сети
Для цитирования: Донских О.А. Университет забрасывает сети // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 164-167.
DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-10-164-167
Тенденция к объединению людей интеллектуального труда в социальные сети, призванная способствовать достижению целей участников, вполне естественна и хорошо известна по многим ярким историческим примерам. Университеты как центры науки и высшего образования, несмотря на всё ускоряющиеся трансформации, всегда были и остаются оплотом интеллектуалов. С этой точки зрения представляется логичным рассмотрение деятельности университетов в контексте анализа сетевых альянсов, создаваемых для производства высокоинтеллектуальных результатов.
Монография «Инновационный вуз: сетевая перспектива в партнёрских со-обществах»1 способствует прояснению особенностей функционирования данных
1 Ромм М.В, Заякина Р.А, Филатова Е.В, Лучихина А.Ф, Ильин С.Е. Инновационный вуз: сетевая перспектива в партнёрских сообществах. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018 (при поддержке РГНФ: № 14-06-00353 «Теоретико-методологические основания изучения деятельности вуза в партнёрских сетевых сообществах»).
альянсов в условиях ориентации на современную экономику. Авторы используют достижения сетевого подхода для изучения актуально решаемых и потенциально важных задач инновационных вузов в их взаимодействии с сетевыми партнёрами. Особый акцент делается на тех сторонах подобных взаимодействий, понимание которых невозможно без целенаправленной социально-философской рефлексии.
Так, отечественный университет рассматривается в монографии с учётом социальных, экономических и политических реалий, в которые он погружен. Раскрываются цели, ценности, мотивы и механизмы его сетевых коммуникаций, истоки имеющего место разлада отношений среднестатистического вуза с реальным рынком труда, специфика фоновых сетевых практик, превалирующих в его взаимодействиях, в особенности причины столь распространённого привлечения симулятивных практик и процедур. Определяются ключевые характеристики ценностного профессионально-образовательного продукта, востребован-
ного сегодня на рынке образовательных технологий РФ. Ряд положений сетевого подхода используется для уточнения специфики роли инновационных вузов в сетевых сообществах различных видов, формируемых исходя из наиболее значимых целей. Они определяются проявленным интересом преподавателей-исследователей к конкретным научным областям, интенсивными исследованиями, активным развитием связей с единомышленниками, необходимостью организации интеллектуального предпринимательства и производства новых знаний и технологий, поддержанием связей с региональной промышленностью, внедрением новых форм преподавания, предлагающих соответствующее развитию современных технологий качество образования.
В контексте проведённого анализа предлагается оригинальная точка зрения на базовые принципы, способные обеспечивать поддержание продуктивных и взаимовыгодных отношений между университетами и их партнёрами. Таким образом, социально-философская рефлексия позволяет авторам анализировать не только специфические черты исследовательской и преподавательской активности российских вузов, вовлечённых в академическое и профессиональное сетевое взаимодействие, но и породившие и двигающие их социальные процессы.
Особый интерес вызывает исследование места и роли современного отечественного университета в сетях, формирующих международное научно-образовательное пространство и, в свою очередь, формируемых им. Любопытен представленный социально-философский анализ сетевого взаимодействия девяти ведущих немецких университетов, позволяющего использовать преимущества сети как для реализации своего внутреннего потенциала, так и для существенного увеличения собственного социального капитала. В книге рассматривается также опыт построения разветвлённых сетей с участием вузов Китайской Народной Республики, который оказывается поучи-
ИННОВАЦИОННЫЙ ВУЗ
СЕТЕВАЯ ПЕРСПЕКТИВА В ПАРТНЕРСКИХ СООБЩЕСТВАХ
тельным в части получения конкретных выгод от сетевого сотрудничества.
Авторы уделяют внимание социально-философскому осмыслению сетевого взаимодействия в научно-образовательных сетях, относящихся к разным культурным моделям и механизмам передачи информации в них. Так, в монографии последовательно раскрывается тезис о том, что процессы обработки информации и обмена знаниями подвержены непосредственному воздействию вертикальных и горизонтальных измерений культуры. Влияние существенно отличающихся в разных аспектах культурных моделей не только сказывается на характере «интеллектуальной работы» акторов, принадлежащих к несхожим культурам, но и способствует возникновению барьеров, искажающих курсирующую в сети информацию и мешающих её эффективной передаче. Небезынтересно сопоставить исследованные в работе механизмы самопрезентаций российских и зарубежных университетов со своими реальными и потенциальными сетевыми партнёрами. Тем
166
Высшее образование в России • № 11, 2018
более что, представляя глубокий анализ бонусов и издержек, авторы избегают оценочного суждения о тех или иных стратегиях представления вузами своих партнёрских сетей и собственного места в них, давая возможность читателю ранжировать их успешность с учётом собственных предпочтений.
Ценность монографии повышается за счёт обращения авторов не только к насущным проблемам организации успешных, приносящих университетам очевидные дивиденды сетевых сообществ и удержания в них статуса ключевого сетевого актора. Сегодня, в контексте инструментализации и операционализации образования, утилитаризма в подходе к обучающемуся как некоему полезному продукту, деятельность которого должна измеряться исключительно в терминах компетенций, особое звучание приобретают поднимаемые в книге вопросы адаптации и социализации человека в сетевом пространстве вуза. В ходе предложенного анализа вуз предстаёт как институт социализации, выполняющий ряд соответствующих функций, основывающихся на представлениях о человеческой идентичности. В результате выдвигаются предложения по реинтерпретации в русле сетевой перспективы определённых традиционных выводов об изменениях, происходящих в идентичности людей под воздействием социализирующих факторов, предлагаемых вузом.
Также несомненно актуальны и представленные на страницах издания попытки определить условия нахождения преподавателями вузов жизненного баланса и влияние на него фактора включённости в социальные сети. Стоит признать, что интерес к стратегиям жизни преподавателей связан с болезненной темой личностных проблем, порождаемых разбалансированностью сфер личной жизни и работы и обусловленных по большей части макросоциальными процессами, повлекшими изменения образовательной парадигмы и выдвигающими новые и часто противоречивые требования к профессорско-преподавательскому составу. Важно, что теоретическое ис-
следование этого вопроса реализуется в конкретных практических рекомендациях для преподавателя современного университета как актора социальной сети, находящегося в поиске жизненного баланса.
В целом следует отметить, что итоги предложенной социально-философской рефлексии конвертируются по тексту в замечания, предложения и пожелания прикладного характера, позволяя по-новому взглянуть на знакомые любому практику черты отечественной системы образования. Это существенно проясняет перспективы возможного использования полученных теоретических обобщений при анализе и трансформации действующих партнёрских сетей инновационных вузов. Так, например, демонстрация стратегических преимуществ практик сетевого сотрудничества перед практиками сетевой конкуренции и симуляции указывает конкретные пути эффективного взаимодействия инновационного вуза в партнёрских сетях. Исследование способствует раскрытию причин, по которым приобщение к этим сетям, равно как и их укрепление, оказывается более продуктивным и выгодным, чем деятельность отечественных учреждений высшего образования вне сетевых партнёрств. Как следствие, содержащиеся в тексте монографии выводы обладают одновременно теоретической и практической значимостью.
Авторитетности изданию придают приложения, иллюстрирующие рассуждения об особенностях самопрезентаций некоторых отечественных вузов для реальных и потенциальных сетевых партнёров, о специфике сетевого взаимодействия показательных зарубежных университетов, описывающие на конкретных примерах опыт выстраивания сетевых стратегий, а также предлагающие развёрнутый аннотированный список иностранных источников по сетевой проблематике. Кроме придания валидности выводам, демонстрируемым в книге, проанализированная и систематизированная информация, содержащаяся в приложениях, представ-
ляет собой ценный ресурс для дальнейших изысканий по заданной проблематике.
Таким образом, указанная монография помогает заинтересованным исследователям в понимании многослойности процес-
сов, происходящих в высшей школе, и возможностей их оптимизации.
Поступила в редакцию 28.08.18 Принята к публикации 20.09.18
University is Making Networks
Oleg A. Donskikh - Dr. Sci. (Philosophy), Prof., PhD (Monash, Australia), Head of the Department of Philosophy and Humanities, e-mail: [email protected]
Novosibirsk State University ofEconomics and Management, Novosibirsk, Russia
Address: 56, Kamenskaya str., Novosibirsk, 630099, Russian Federation
Abstract. This article is a review of a monograph "Innovation University: network perspective in partner associations" (Authors: Romm, M.V., Zayakina, R.A., Filatova, E.V., Luchikhina, L.F., Il'yin, S.E., published in Novosibirsk in 2018), which treats university activities in the context of the analysis of network unions. The monograph reveals the purposes, values, motives, and mechanisms of university network communication. The article shows the topicality of the authors' approach to view university as an institute for socialization in conditions of instrumentalization and operationa-lization of education.
Keywords: social and philosophical reflection, innovation University, academic network partnership, university's self-presentation, social network actor
Cite as: Donskikh, O.A. (2018). [University is Making Networks]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 10, pp. 164-167. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-10-164-167
The paper was submitted 24.07.18 Accepted for publication 10.09.18