Научная статья на тему 'УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАБАЛАРИ ЎРТАСИДА МЕТАКОГНИТИВ ЖАРАЁНЛАР ВА ҚАРОР ҚАБУЛ ҚИЛИШНИНГ ЎЗАРО БОҒЛИҚЛИГИ'

УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАБАЛАРИ ЎРТАСИДА МЕТАКОГНИТИВ ЖАРАЁНЛАР ВА ҚАРОР ҚАБУЛ ҚИЛИШНИНГ ЎЗАРО БОҒЛИҚЛИГИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
111
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метакогнитив жараёнлар / метакогнициялар / қарор қабул қилиш / қарор қабул қилиш стратегиялари / ноаниқлик / ўқув фаолияти / талабалар. / метакогнитивные процессы / метакогниции / принятие решений / стратегии принятия решений / неопределенность / учебная деятельность / студенты.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хабиев Темур Рафаэлевич

Мақолада университет талабалари ўртасида метакогнитив жараёнлар ва қарор қабул қилиш ўртасидаги муносабатларни ўрганишга қаратилган эмпирик тадқиқот натижалари келтирилган. Олинган натижаларга кўра, қочиш, сусткашлик, ҳаддан ташқари ҳушёрлик ва метакогнитив жараёнлар ўртасида салбий корреляциялар аниқланди. Талабаларнинг самарасиз қарор қабул қилиш стратегиясини афзал кўришлари метакогнитив жараёнларнинг ривожланиш даражасига боғлиқ-метакогнитация даражаси қанчалик паст бўлса, кечикиш, ҳаддан ташқари ҳушёрлик ва қочиш тенденцияси шунчалик юқори бўлади ва аксинча.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хабиев Темур Рафаэлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТАКОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

В статье приводятся результаты эмпирического исследования, целью которого является изучение взаимосвязи метакогнитивных процессов и принятия решений у студентов вузов. Согласно полученным результатам, были выявлены отрицательные корреляционные связи между избеганием, прокрастинацией, сверхбдительностью и метакогнитивными процессами. От уровня развития метакогнитивных процессов зависит предпочтение студентов к неэффективным стратегиям принятия решений чем ниже уровень метакогниций, тем выше склонность к прокрастинации, сверхбдительности и избеганию, и наоборот.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАБАЛАРИ ЎРТАСИДА МЕТАКОГНИТИВ ЖАРАЁНЛАР ВА ҚАРОР ҚАБУЛ ҚИЛИШНИНГ ЎЗАРО БОҒЛИҚЛИГИ»

Хабиев Темур Рафаэлевич,

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, преподаватель кафедры педагогики и общей психологии, свободный соискатель PhD

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТАКОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

УДК: 159.923

ХАБИЕВ Т.Р. УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАБАЛАРИ УРТАСИДА МЕТАКОГНИТИВ ЖАРАЁНЛАР ВА КАРОР КАБУЛ КИЛИШНИНГ УЗАРО БО¥ЛИК^ЛИГИ

Мак,олада университет талабалари уртасида метакогнитив жараёнлар ва к,арор к,абул к,илиш уртасидаги муносабатларни урганишга к,аратилган эмпирик тадк,ик,от натижалари келтирил-ган. Олинган натижаларга кура, к,очиш, сусткашлик, х,аддан ташк,ари х,ушёрлик ва метакогнитив жараёнлар уртасида салбий корреляциялар аник,ланди. Талабаларнинг самарасиз к,арор кабул к,илиш стратегиясини афзал куришлари метакогнитив жараёнларнинг ривожланиш даражасига боFлик1-метакогнитация даражаси к,анчалик паст булса, кечикиш, х,аддан ташк,ари х,ушёрлик ва кочиш тенденцияси шунчалик юк,ори булади ва аксинча.

Таянч суз ва тушунчалар: метакогнитив жараёнлар, метакогнициялар, к,арор кабул к,илиш, карор кабул к,илиш стратегиялари, ноаник,лик, ук,ув фаолияти, талабалар.

ХАБИЕВ Т.Р. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТАКОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

В статье приводятся результаты эмпирического исследования, целью которого является изучение взаимосвязи метакогнитивных процессов и принятия решений у студентов вузов. Согласно полученным результатам, были выявлены отрицательные корреляционные связи между избеганием, прокрастинацией, сверхбдительностью и метакогнитивными процессами. От уровня развития метакогнитивных процессов зависит предпочтение студентов к неэффективным стратегиям принятия решений - чем ниже уровень метакогниций, тем выше склонность к прокрастинации, сверхбдительности и избеганию, и наоборот.

Ключевые слова и понятия: метакогнитивные процессы, метакогниции, принятие решений, стратегии принятия решений, неопределенность, учебная деятельность, студенты.

KHABIEV T.R. THE RELATIONSHIP BETWEEN METACOGNITIVE PROCESSES AND DECISION-MAKING IN UNIVERSITY STUDENTS

This study aims to clarify the methodological status of the category "activity The article presents the results of an empirical study aimed at studying the relationship between metacognitive processes and decision-making among university students. According to the results obtained, negative correlations were revealed between avoidance, procrastination, over-vigilance and metacognitive processes. Students' preference for ineffective decision-making strategies depends on the level of development of metacognitive processes - the lower the level of metacognition, the higher the tendency to procrastination, over-vigilance and avoidance, and vice versa.

Key words and concepts: metacognitive processes, metacognitions, decision-making, decisionmaking strategies, uncertainty, educational activity, students.

Введение. В настоящее время потребность в квалифицированных и компетентных специалистах, способных эффективно принимать решения в ситуациях неопределенности и повышенного риска, вызвана возрастающей транзитивностью современного мира. Процессы приятия решений актуальны во всех типах, классах и видах профессиональной деятельности, при этом, учитывая тот факт, что чем выше сложность, интеллектуальная насыщенность и сопряженность с высокой ответственностью профессиональная деятельность, тем пропорционально возрастает роль процессов принятия решения, в особенности данная закономерность наблюдается для профессий, относящиеся к классу «субъект-субъектных»1.

Формирование и развитие эффективных стратегий принятия решений на стадии первичной профессионализации лично-сти2, предположительно, отчасти решит проблему с подготовкой будущих специалистов (в нашем случае речь идёт о студентах вузов) решать профессиональные задачи в ситуациях повышенной неопределенности, дефицита информации и времени. С этой целью необходимо определить и изучить психологические детерминанты принятия решений, на которые будут направлены психолого-педагогические приемы и методы3. В психологической литературе отмечается, что на выбор той или иной стратегии принятия решений значительное влияние оказывают метакогнитивные способности, регу-

1 Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности: учебное пособие / А.В. Карпов; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2014. - 164 с.

2 Хабиев Т.Р., Карамян М.Х. Первичная профессионализация как фактор формирования стиля переговоров у студентов [Электронный ресурс] // Вестник НУУз. 2021. 1/6/2. URL: https://www.researchgate. net/publication/357077722_Initial_professionalization_ as_a_factor_of_formation_of_negotiation_style_in_students_ Pervicnaa_professionalizacia_kak_faktor_formirovania_stila_ peregovorov_u_studentov (дата обращения: 11.10.2021).

3 Хабиев Т.Р. Психолого-педагогические аспекты фор-

мирования метакогнитивных процессов у учащихся образовательных учреждений [Электронный ресурс] // Инновационная деятельность в образовании: Материалы XIV Международной научно-практической конференции. Часть I / под общей редакцией Г.П. Новиковой. Ярославль-Москва: Канцлер. 2020. URL: http://irot.msk. ru/assets/files/ou-2-chast-1.pdf#page=521 (дата обращения: 20.10.2021).

лирующие функционирование когнитивных процессов в различных сферах деятельности 4.

Актуальность темы исследования.

В связи с вышеуказанным, актуальность темы заключается в том, что в настоящее время формируется потребность в квалифицированных специалистах, способных эффективно принимать решения в профессиональной деятельности, вне зависимости от направления и специфики должности. Как нельзя не согласиться и с тем, что современный мир насыщен экономическими, социальными, политическими и технологическими проблемами, которые, в свою очередь, дают новый толчок развитию психологии принятия решений. В то же время, по нашему мнению, перспективным направлением в психологии является изучение роли и значимости метакогнитивных особенностей в профессионально обусловленной личностной структуре специалистов, в чьи задачи входит принятие решений. Это определило актуальность темы данного эмпирического исследования.

Постановка решаемой научной проблемы. Литературный обзор научных работ показал, что в настоящее время в недостаточной мере изучены метакогнитивные процессы во взаимосвязи с процессами принятия решений у студентов в условиях высшего обучения. Вместе с этим, наличие противоречий - от определения понятий до подходов и методов изучения процессов принятия решений, в совокупности это создают теоретические и эмпирические трудности изучения этого феномена.

Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи метакогнитивных процессов и принятия решений у студентов в образовательной деятельности. В связи с этим гипотезой исследования послужило предположение о том, что метакогнитивные процессы взаимосвязаны со стратегиями принятия решения у студентов вузов.

4 Irving L. Janis and Leon Mann. Decision Making: A Psychological Analysis of ^nfbct, СЬюке, and СоттНте^ [Электронный ресурс]. New York: Free Press. 1977. 488 pp. URL: https://www.researchgate.net/ publication/274752644_Decision_Making_A_Psychological_ Analysis_of_Conflict_Choice_and_Commitment (дата обращения: 20.10.2021).

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2022, 3 (112)

Методами исследования выступили теоретические: библиографический метод, метод сравнительного системного анализа, интерпретационный метод; эмпирические: Мельбурнский опросник принятия решений (Т.В. Корнилова)1, опросник метакогнитивной осознанности (А.В. Карпов)2, опросник самооценки метакогнитивного поведения (А.В. Карпов)3.

Краткий анализ научных источников по теме статьи. В психологии принято разграничивать между собой понятия «неопределенность» и «транзитивность»4. Термин «неопределенность» (uncertainty или ambiguity) чаще используется для описания ситуаций, в которых выражена множественность и высокая степень риска при принятии решений, невозможность контроля, противоречивость, новизна, сложность сделать выбор5. В то же время, «транзитивность» означает субъективно воспринимаемую и переживаемую человеком постоянную изменчивость и неопределенность окружающего мира, в котором он живет6.

В ситуациях неопределенности человеку свойственно выстаивать целостную картину вос-

1 Корнилова Т.В. Мельбурнский опросник принятия решений: русскоязычная адаптация [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Том 6. №31. URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2013v6n31/883-kornilova31.html (дата обращения: 11.10.2021).

2 Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитив-ных процессов личности. - М.: Институт психолгии РАН, 2005. 344 с.

3 Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности: учебное пособие / А.В. Карпов; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2014. - 164 с.

4 Марцинковская Т.Д. Современная психология -вызовы транзитивности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Том 8. №42. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n42/1168-martsinkovskaya42.html (дата обращения: 11.10.2021).

5 Дубовская Е.М. Транзитивность общества как фактор социализации личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2014. №7(36). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n36/1018-dubovskaya36.html (дата обращения: 27.11.2022).

6 Белинская Е.П. Неопределенность как катего-

рия современной социальной психологии личности

[Электронный ресурс] // Психологические исследова-

ния. 2014. №7(36). URL: http://psystudy.ru/index.php/

num/2014v7n36/1014-belinskaya36.html (дата обращения: 15.11.2022).

принимаемой ситуации (гештальт)7 на основе имеющихся знаний и эвристики, предвосхищения и прогнозирования возможного исхода принятия решения (в том числе и своего выбора). Принятие решений по определению этого психологического понятия предполагает принятие и разрешение условий неопределенности собственными выборами человека8.

При принятии решения перед субъектом возникает ряд задач: тщательно собрать информацию, глубоко проанализировать ее и выбрать адекватное цели решение. Такого рода задачи требуют от субъекта выстраивание взаимоотношения между собственными когнитивными способностями, особенностями решаемой задачи и доступных ему путях решения задачи в рамках проблемной ситуации.

При наличии умения четко ориентироваться в задании человек, скорее всего, продемонстрирует и умение выделять наиболее важную для решения задачи информацию, содержащуюся в ситуации неопределенности9. Способность к использованию рефлексии для сознательного изучения своего мышления, осознанию собственных стратегий мыслительной деятельности и их регуляция в зависимости от требований и целей задач в психологии рассматривается как метакогнитивный процесс, например, такого мнения придерживаются Д. Ригли, П. Шетц, Р. Гланц и С. Вайнштейн10.

Как отмечает А.Е. Фомин, в настоящее время проблематика изучения метакогнитив-ной активности в теории обучения становится центральным направлением в психолого-

7 Ларичев О.И. Психологические обоснования методов принятия решений // Труды конференции «Психология и автоматизация организационного управления». I Часть. / Под ред. Е. Д. Жаркова, В. Е. Лепского. Одесса: Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика» при Президиуме АН СССР. 1985. с. 39-59.

8 Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии выбора и риска [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Том 8. №40. URL: http:// psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1111 -kornilova40. html (дата обращения: 15.11.2022).

9 Литвинов А.В., Иволина Т.В. Метакогниция: Понятие, структура, связь с интеллектуальными и когнитивными способностями (по материалам зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. 2013. №3. С. 59-70.

10 Ridley D., Schuts P., Glanz R., Weinstein C. Self-regulated Learning: the Interactive Inuence of Metacognitive Awareness and Goal-setting // J. of Experimental Education. 1992. No 60.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2022, 3 (112)

педагогических работах, в частности, в некоторых исследованиях показано, что учащиеся с высоким уровнем развития метакогниций чаще всего преуспевают в учебной деятельности1. Многие западные исследователи рассматривают метапознание в качестве ключевого фактора в процессе решения проблемных ситуаций. На разных этапах профессионального становления метакогнитивные процессы играют ведущую роль и повышают эффективность и результативность учебной и затем профессиональной деятельности2.

На основе анализа работ А. Брауна3. С. Тобиаса и Х. Эверсона4, А.А. Карпов предлагает разделять метакогнитивные процесса на два типа психической активности: метакогнитивные знания - понимание и знание человеком собственных когнитивных процессов, и метакогнитивная регуляция - способность человека управлять собственными когнитивными процессами при решении проблемных ситуаций5.

Метапознание рассматривается не только как непроизвольная регуляция и контроль за когнитивными процессами, а как способность к сознательной и произвольной организации собственной интеллектуальной активности, такого мнения придерживается М.А. Холодная. Интегративный подход к изучению

1 Фомин А.Е. Метакогнитивный мониторинг решения учебных задач: психологические механизмы и условия развития в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, доктор наук Фомин Андрей Евгеньевич. Москва. 2020. URL: https://www.dissercat.com/content/ metakognitivnyi-monitoring-resheniya-uchebnykh-zadach-psikhologicheskie-mekhanizmy-i-usloviy (дата обращения: 15.11.2022).

2 Шадриков В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. М.: Логос. 1994. 320 с.

3 Brown A.L. Metacognition, executive control, self-regulation and other more mysterious Mechanisms/ A.L. Brown // Metacognition, Motivation, and Understanding. New Jersey. 1987. Vol. 3, pp. 65-116.

4 Tobias S., Everson H.T. Knowing what you know and what you don't: further research on metacognitive knowledge monitoring / S. Tobias, H.T. Everson // College Board Research Report. N.Y. 2003.

5 Карпов А.А. Структурно-феноменологический подход как основа исследования метакогнитивной сферы личности / А.А. Карпов // Личность, интеллект, мета-

когниции: исследовательские подходы и образователь-

ные практики. Материалы II-й Международной научно-практической конференции 20-22. Калуга: Изд-во АКФ «Политоп». 2017. С. 83-88.

метакогнитивных процессов рассматривает метазнание (определяется как способность к сознательной и произвольной организации собственной интеллектуальной активности)6 и метарегуляцию (реализуемая посредством трех стратегий: планирования интеллектуальной деятельности, сознательного регулирования и познавательная открытость)7.

Таким образом, умение быстро и качественно принимать решения в ситуациях неопределенности во многом определяется уровнем самоорганизации личности и развитием метакогнитивных компетенций. В связи с этим отдельного внимания заслуживает изучение метакогнитивных особенностей принятия решений у студентов на этапе первичной профессионализации личности. На основе полученных результатов эмпирического исследования будет выявлены метакогнитивные способности, связанные со стратегиями принятия решений.

Научная значимость статьи. Исходя из вышесказанного, научная новизна работы видится в обобщении теоретико-исследовательских взглядов на проблему принятия решений в их взаимосвязи с метакогни-тивными особенностями у студентов высших учебных заведений. Вместе с этим, малоизу-ченность этой проблемы в психологии создает необходимость в проведении эмпирических исследований, которые будут направленны на изучение метакогнитивных процессов принятия решений студентами в образовательном процессе.

Основные результаты. В исследовании приняли участие респонденты (N=72), в качестве которых выступили студенты вузов г. Ташкента по направлению обучения «Психология», «Кадровое управление» и «Экономика», чей возраст составляет от 18 до 24 лет (M=21,4, SD=3,0), из них 26,4% респондентов мужского пола и 73,6% - женского пола.

6 Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. / М.А. Холодная. СПб.: Питер. 2002. 272 с.

7 Кислякова М.А. Развитие метакогнитивных умений студентов-гуманитариев на занятиях по математике [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-metakognitivnyh-umeniy-studentov-gumanitariev-na-zanyatiyah-po-matematike (дата обращения: 06.01.2022).

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2022, 3 (112)

Таблица 2. Сравнительный анализ стратегий принятия решений среди групп с разным уровнем метакогнитивной осознанности

30 ТАЪЛИМ ПСИХОЛОГИЯСИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ч____

Таблица 1. Взаимосвязь стратегий принятия решений с метакогнитивными процессами (N=72)

№ Переменные 1 2 3 4 5 6 7 8

Мельбурнский опросник принятия решений

1 Бдительность 1

2 Избегание ,36** 1

3 Прокрастинация ,50** ,81** 1

4 Сверхбдител ь-ность ,60** ,80** ,88** 1

Опросник метакогнитивной осознанности

5 Метакогнитивные знания ,03 -,48** -,33** -,26* 1

6 Метакогнитивная регуляция -,06 -,51** -,41** -,37** ,78** 1

7 Метакогнитивная осознанность -,03 -,51** -,39** -,34** ,89** ,97** 1

Опросник самооценки метакогнитивного поведения

8 Самооценка метакогнитивного поведения -,06 -,45** -,27* -,32** ,47** ,51** ,52** 1

Показатель принятия решений Средний ранг и-критерий р-значимость

Низкий уровень метакогнитивной осознанности Высокий уровень метакогнитивной осознанности

Бдительность 59,45 61,55 1737,00 0,74

Избегание 69,03 51,13 1237,50 0,00

Прокрастинация 69,08 51,92 1285,00 0,00

С верхбдител ьность 68,00 53,00 1350,00 0,02

Полученные результаты корреляционного анализа свидетельствуют о наличии достоверных взаимосвязей между стратегиями принятия решений и метакогнитивными процессами (табл. 1). Отрицательные взаимосвязи обнаружены между избеганием с метакогнитивными знаниями (г=-0,48; при р<0,01), метакогнитивной регуляцией (г=-0,51; при р<0,01) и метакогнитивной осознанностью (г=-0,51; при р<0,01) в целом (субшкала метакогни-тивных знаний и навыков регуляция), а также с самооценкой метакогнитивного поведения (г=-0,45; при р<0,01) на достаточно умеренном уровне. Прокрастинация имеет обратную взаимосвязь с метакогнитивными знаниями (г=-0,33; при р<0,01), метакогнитивной регуляцией (г=-0,41; при р<0,01), метакогнитивной осознанностью (г=-0,39; при р<0,05), и в меньшей степени, с самооценкой метакогнитивного поведения (г=-0,27; при р<0,05). Отрицательные корреляционные связи выявлены между сверхбдительностью и метаког-нитивными знаниями (г=-0,26; при р<0,05), метакогнитивной регуляцией (г=-0,37; при р<0,01) и метакогнитивной осознанностью (г=-0,34; при р<0,01), самооценкой метакогнитивного поведения (г=-0,32; при р<0,01) на удовлетворительном уровне.

С целью проверки различий между группами с разным уровнем сформированности метакогнитивных способностей по стратегиям принятия решений был проведен сравнительный анализ (табл.2). Критерием разделения выборки на две группы - низкий уровень и высокий уровень метакогнитивной осознанности, был выбран показатель медианы (Ме=199) по опроснику метакогнитив-ной осознанности. Соответственно, группа с низким уровнем метакогнитивной осознанности обладает показателями ниже медианы, а группы с высоким уровнем - выше показателя медианы. Как показывают результаты сравнительного анализа, что между группами существуют достоверные различия по избеганию (и = 1237,50; при р=0,00), прокрастина-ции (и = 1285,00; при р=0,00) и сверхбдительности (и = 1350,00; при р=0,02). По стратегии принятия решений бдительности (и = 1737,00; при р=0,74) не обнаружено статистически значимых различий между группами. Анализируя средние ранги между группами можно обнаружить, что по избеганию наибольший показатель у группы с низким уровнем метакогнитивной осознанности (ср.ранг=69,03) по сравнению с группой с высоким уровнем (ср.ранг=51,13). Вместе с этим высокие пока-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2022, 3 (112)

ТАЪЛИМ ПСИХОЛОГИЯСИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 31

ч_У

Таблица 3. Сравнительный анализ стратегий принятия решений среди групп с разным уровнем самооценки метакогнитивного поведения (N=72)

Показатель принятия решений Средний ранг и-критерий р-значимость

Низкий уровень самооценки метакогнитивного поведения Высокий уровень самооценки метакогнитивного поведения

Бдительность 62,87 58,05 1655,00 0,44

Избегание 71,92 47,47 1042,00 0,00

Прокрастинация 67,25 53,53 1388,00 0,03

Сверхбдитель-ность 69,15 51,56 1272,00 0,00

затели по прокрастинации (ср.ранг=69,08) и сверхбдительности (ср.ранг=68,00) выявлены у группы с низким уровнем метакогни-тивной осознанности, чем у группы с высоким уровнем метакогнитивной осознанности (прокрастинация (ср. ранг=51,92), сверхбдительность (ср. ранг=53,00)).

Выявление различий между группами, обладающих разной степенью самооценки метакогнитивного поведения, по стратегиям принятия решений показал, что по избеганию (и = 1042,00; при р=0,00), прокрастинации (и = 1388,00; при р=0,03) и сверхбдительности (и = 1272,00; при р=0,00) обнаружены статистически значимые различия (табл.3). Характер различий проявляется в более высоких показателях избеганию (и=71,92; при р=0,02), прокрастинации (и=67,25; при р=0,00) и сверхбдительности (и=69,15; при р=0,00) у студентов, имеющих низкий уровень самооценки метакогнитивного поведения, по сравнению со студентами, обладающие высоким уровнем. Низкие показатели по сверхбдительности (ср.ранг=51,56), избеганию (ср.ранг=47,47) и прокрастинации (ср. ранг=53,53), обнаруженные у группы с высоким уровнем самооценки метакогнитивной регуляции, свидетельствуют об обратной взаимосвязанности метакогнитивных процессов и самооценки метакогнитивного поведения.

На выборке студентов были полученные результаты, свидетельствующие о наличии отрицательных взаимосвязей между мета-когнитивными способностями и некоторыми стратегиями принятия решений. Среди стратегий принятия решений, отрицательно коррелирующие с метакогнитивными способностями, были выделены - избегание, прокрастинация и сверхбдительность. В отношении бдительности не обнаружено достоверных взаимосвязей. Характер выявленных корреляций свидетельствует о том, что студенты,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обладающие низким уровнем развития мета-когниций, будут склонны к использованию неэффективных стратегий принятия решений, таким как: избегание, сверхбдительность и прокрастинация, и наоборот.

В ситуациях неопределенности в учебной деятельности студенты с низким уровнем развития метакогнитивных способностей склонны проявлять прокрастинацию, выражаемая в откладывании важных дел «на потом» (например, в условиях учебной деятельности сюда отнести сдачу самостоятельных и лабораторных работ, ответы на семинарских занятиях и другое). В ситуациях дефицита времени, когда на решение и сдачу учебных задач не остается временных ресурсов, студент может, либо отказаться от запланированного (применить избегание), либо попытаться сделать всё отложенное «рывком» (сочетание избегания со сверхбдительностью вызывает неуверенность и импульсивность в ситуациях нехватки времени или ресурсов). В результате качество выполняемых заданий снижается или не решаются вовсе. Как следствие, с одной стороны, возникает угроза низкой оценки, пересдачи учебного предмета или отчисления, с другой стороны, формируются отрицательные переживания - стресс, тревога, чувство вины и стыда.

Откладывание и избегание принятие решений в некоторым смысле связано с отсутствием внутренней позиции личности к снятию состояния транзитивности, предварительно вникнув в ситуацию неопределенности, где студент понимает, что существующих знаний и умений недостаточно для решения учебной задачи, активно ищет информацию для снижения состояния неопределённости. Вопрос даже не заключается в уровне интеллекта, или в академической успеваемости, хотя в литературе приводятся результаты о наличии между ними взаимосвязи. Ско-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2022, 3 (112)

рее всего дело в том, что студент опредмечивает познавательную мотивацию решая различные задачи. В противном случае ситуация неопределенности вызывает тревогу и нежелание совершать выбор.

Отсутствие взаимосвязей между бдительностью и метакогнициями возможно связано с тем, что сама по себе эта стратегия принятия решений («бдить» - быть готовым к решению в любой момент) связана в большей степени с решительностью (как личностная черта) и когнитивной мотивацией. Последнее характеризуется стремлением вовлекать собственные когнитивные процессы в сложные задачи, получая при этом удовольствие. Автор методики приходит к выводу о том, что бдительность является продуктивной стратегий принятия решений, благодаря чему лицо, принимающее решение, стремится к активному состоянию покоя, принятию условий неопределенности и гибкому поведению. В целом, бдительность позволяет субъекту быть готовым к обдумыванию целей и альтернатив решений, к сбору информации и максимальной оценке выгоды от сделанного выбора. Такая стратегия не позволяет говорить о предполагаемом за «готовностью бдить» активном покое или умении личности принимать решения в условиях неопределенности, когда стремление к ясности и полной информированности нереализуемо.

Тем самым, сформированность метакогни-тивных способностей, позволяет своим обладателям лучше оценивать свои когнитивные возможности в учебной деятельности при решении задач и полагаться на наличные знания и навыки. В ситуациях неопределенности, новизны и повышенной сложности учебных задач у студентов в большей степени задействуются метакогнитивные процессы при принятии решений. Как следствие, сфор-мированность метакогниций создает возможность к более тщательному самоанализу и регуляции собственных когнитивных процессов применительно к той или иной проблемной ситуации, что позволяет принять то или иное решение. Само по себе избегание, сверхбдительность и прокрастинация относятся к неэффективным способам решения проблемной ситуации, так как в обоих случаях, в условиях учебной деятельно-

сти, студент при столкновении с проблемами в учебе, например, ситуации дефицита времени и ресурсов, или высокая сложность заданий, будет проявлять низкую эффективность, что приведет к неуспеваемости и трудностям в дальнейшем обучении.

Конкретные выводы, практические предложения. Подводя итоги можно сделать несколько выводов, а именно:

1. Проблема принятия решений является предметом изучения множества научных дисциплин: математики, экономики, психологии, менеджмента и других. В общем и целом, эти направления изучения разделяют на две модели - нормативную и дескриптивную.

2. Среди основных предикторов принятия решений выделяют, с одной стороны когнитивные процессы обработки поступающей информации, выбора стратегии, анализа альтернатив и возможных последствий выбора, с другой стороны, метакогниций, как способностей к мониторингу, контролю и регуляции собственных когнитивных процессов.

3. Стратегии принятия решений как избегание, прокрастинация и сверхбдительность отрицательно коррелируют с метакогнитив-ными способностями.

4. Отсутствие в данном исследовании взаимосвязи бдительности с метакогнитив-ными способностями вызывает особый интерес в изучении иных предикторов, например, личностных качеств.

В связи с этим предлагаются рекомендации о том, что необходимо:

- формировать метакогнитивные способности у студентов вузов с целью повышения эффективности принятия решений в, непосредственно, учебной деятельности, а также в дальнейшем - профессиональной деятельности;

- уделять особое внимание проблемно-ориентированному обучению, в рамках которого у студентов может повышаться самооценка и саморегуляция познавательной активности, что повысит заинтересованность к самому процессу образования;

- формировать возможности студентов самостоятельно оценивать и регулировать процесс обучения, что сформирует у них более продуктивные стратегии принятия решений в ситуациях неопределенности.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2022, 3 (112)

с ТАЪЛИМ ПСИХОЛОГИЯСИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 33 и

Список литературы:

1. Белинская Е.П. Неопределенность как категория современной социальной психологии личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2014. №7(36). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n36/1014-belinskaya36.html (дата обращения: 15.11.2022).

2. Дубовская Е.М. Транзитивность общества как фактор социализации личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2014. №7(36). URL: http:// psystudy.ru/index.php/num/2014v7n36/1018-dubovskaya36.html (дата обращения: 27.11.2022).

3. Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности: учебное пособие / А.В. Карпов; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2014. - 164 с.

4. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. -М.: Институт психологии РАН, 2005. 344 с.

5. Карпов А.А. Структурно-феноменологический подход как основа исследования метакогнитивной сферы личности / А.А. Карпов // Личность, интеллект, метакогни-ции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы II-й Международной научно-практической конференции 20-22. Калуга: Изд-во АКФ «Политоп». 2017. С. 83-88.

6. Кислякова М.А. Развитие метакогнитивных умений студентов-гуманитариев на занятиях по математике [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/ artide/n/razvitie-metakognitivnyh-umeniy-studentov-gumanitariev-na-zanyatiyah-po-matematike (дата обращения: 06.01.2022).

7. Корнилова Т.В. Мельбурнский опросник принятия решений: русскоязычная адаптация [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Том 6. №31. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n31/883-kornilova31.html (дата обращения: 11.10.2021).

8. Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии выбора и риска [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Том 8. №40. URL: http:// psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1111-kornilova40.html (дата обращения: 15.11.2022).

9. Ларичев О.И. Психологические обоснования методов принятия решений // Труды конференции «Психология и автоматизация организационного управления». I Часть. / Под ред. Е. Д. Жаркова, В. Е. Лепского. Одесса: Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика» при Президиуме АН СССР. 1985. - с. 39-59.

10. Литвинов А.В., Иволина Т.В. Метакогниция: Понятие, структура, связь с интеллектуальными и когнитивными способностями (по материалам зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. 2013. №3. С. 59-70.

11. Марцинковская Т.Д. Современная психология - вызовы транзитивности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Том 8. №42. URL: http:// psystudy.ru/index.php/num/2015v8n42/1168-martsinkovskaya42.html (дата обращения: 11.10.2021).

12. Фомин А.Е. Метакогнитивный мониторинг решения учебных задач: психологические механизмы и условия развития в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, доктор наук Фомин Андрей Евгеньевич. Москва. 2020. URL: https://www.dissercat.com/ content/metakognitivnyi-monitoring-resheniya-uchebnykh-zadach-psikhologicheskie-mekhanizmy-i-usloviy (дата обращения: 15.11.2022).

13. Хабиев Т.Р. Психолого-педагогические аспекты формирования метаког-нитивных процессов у учащихся образовательных учреждений [Электронный ресурс] // Инновационная деятельность в образовании: Материалы XIV Международной научно-практической конференции. Часть I / под общей редакцией Г.П. Новиковой. Ярославль-Москва: Канцлер. 2020. URL: http://irot.msk.ru/assets/files/ ou-2-chast-1.pdf#page=521 (дата обращения: 20.10.2021).

14. Хабиев Т.Р., Карамян М.Х. Первичная профессионализация как фактор формирования стиля переговоров у студентов [Электронный ресурс] // Вестник НУУз. 2021. 1/6/ URL: https://www.researchgate.net/publication/357077722_Initial_professionalization_ as_a_factor_of_formation_of_negotiation_style_in_students_Pervicnaa_professionalizacia_ kak_faktor_formirovania_stila_peregovorov_u_studentov (дата обращения: 11.10.2021).

15. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., пере-раб. и доп. / М.А. Холодная. СПб.: Питер. 2002. 272 с.

16. Шадриков В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. М.: Логос. 1994. 320 с.

17. Brown A.L. Metacognition, executive control, self-regulation and other more mysterious Mechanisms/ A.L. Brown // Metacognition, Motivation, and Understanding. New Jersey. 1987. Vol. 3, pp. 65-116.

18. Irving L. Janis and Leon Mann. Decision Making: A Psychological Analysis of Conflict, Choice, and Commitment [Электронный ресурс]. New York: Free Press. 1977. 488 pp. URL: https://www.researchgate.net/publication/274752644_Decision_Making_A_Psychological_ Analysis_of_Conflict_Choice_and_Commitment (дата обращения: 20.10.2021).

19. Ridley D., Schuts P., Glanz R., Weinstein C. Self-regulated Learning: the Interactive Inuence of Metacognitive Awareness and Goal-setting // J. of Experimental Education. 1992. No 60.

20. Tobias S., Everson H.T. Knowing what you know and what you don't: further research on metacognitive knowledge monitoring / S. Tobias, H.T. Everson // College Board Research Report. N.Y. 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.