Научная статья на тему 'Университет как центр инновационно-образовательного кластера'

Университет как центр инновационно-образовательного кластера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
889
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрьев Владислав Михайлович, Чванова Марина Сергеевна, Передков В. М.

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 07-02-04004а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрьев Владислав Михайлович, Чванова Марина Сергеевна, Передков В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University as a centre of innovation educational cluster

Tambov State University named after G.R. Derzhavin proceeds from the necessity of maintenance and full use of educational, scientific and technological potential: high-level fundamental research and educational services; variety of applied tasks doing which can require its involvement; retaining the ties with the plants of the real sector of Tambov region economy. The specific feature of Tambov State University activity is the precise orientation towards the realization of innovation educational programmes and the increase of investment attractiveness of the institute of higher education and also its formation as the cluster centre of the innovation educational development programmes of the priority lines of social sphere and real regional economy. The introduction of innovation educational programmes will have a great influence on the transformation of the institute of higher education into the system-forming factor of innovation development of the region, what in its turn greatly contributes to the formation of regional innovation system.

Текст научной работы на тему «Университет как центр инновационно-образовательного кластера»

УНИВЕРСИТЕТ КАК ЦЕНТР ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА1

В.М. Юрьев, М.С. Чванова, В.М. Передков

Yuryev V.M., Chvanova M.S., Peredkov V.M. University as a centre of innovation educational cluster. Tambov State University named after G.R. Derzhavin proceeds from the necessity of maintenance and full use of educational, scientific and technological potential: high-level fundamental research and educational services; variety of applied tasks doing which can require its involvement; retaining the ties with the plants of the real sector of Tambov region economy. The specific feature of Tambov State University activity is the precise orientation towards the realization of innovation educational programmes and the increase of investment attractiveness of the institute of higher education and also its formation as the cluster centre of the innovation educational development programmes of the priority lines of social sphere and real regional economy. The introduction of innovation educational programmes will have a great influence on the transformation of the institute of higher education into the system-forming factor of innovation development of the region, what in its turn greatly contributes to the formation of regional innovation system.

Образование сегодня становится производительной отраслью единого хозяйства страны, т. е. в ней создается товар, обладающий определенной потребительской стоимостью и стоимостью, определяемой через конкуренцию в рамках рыночных отношений. Следовательно, наивысшими качествами обладает тот образовательный товар, который наиболее конкурентоспособен. Подчеркивая это, В.В. Путин в своем «Ежегодном послании 2006 года» особо отметил: «России нужна конкурентоспособная образовательная система»2.

Старая, традиционная система образования уже не в состоянии удовлетворить ни реальный сектор экономики, ни социальную сферу высокопрофессиональными кадрами специалистов, соответствующих требованиям нынешнего этапа НТР и социального развития общества. Особо остро этот вопрос стоит перед регионами и региональными вузами, прежде всего перед региональными классическими университетами.

1. Становление университета как центра кластера инновационно-образовательных

программ развития приоритетных направлений социальной сферы и реальной экономики региона. Одним из важных этапов развития Тамбовского государственного университета является формирование такой системы образования, которая способна дать новую генерацию специалистов, подготовленных для осуществления всех инновационных преобразований в экономике и социальной сфере региона. Главной целью университета является

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 07-02-04004а.

2 Путин В.В. Ежегодное послание Президента РФ Федеральному собранию: полный текст. М., 2006. С. 7.

формирование у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике при создании новой конкурентоспособной продукции. Причем эти умения должны формироваться как в недрах самого учебного процесса, так и в результате самостоятельной практической деятельности в специально развитой инфраструктуре (студенческие учебно-научно-

инновационные комплексы, бизнес-инкубаторы технологий, научные инновационные лаборатории).

Развитие инновационного образования требует изменений как в содержании, так и организации учебного процесса. В учебные планы необходимо вводить специальные дисциплины, формирующие знание теоретических основ инновационной деятельности. Речь также идет о введении предпринимательских идей в содержание существующих курсов. А новые образовательные технологии должны быть направлены на формирование у студентов методологической культуры инновационной деятельности.

Фактически речь идет о новой системе образовательной деятельности. Линейность со-подчиненности различных этажей иерархии системы образования заменяется формированием неформальных центров, консолидирующих различные образовательные структуры, независимо от их организационно-правовой формы и схемы финансирования, в единый организм, связанный общностью целей и сбалансированной реализацией интересов каждого, в рамках достижения своей наивысшей эффективной конкурентоспособности при четкой ориентации на создание инновационно-образовательного комплекса ускоренного развития

приоритетных направлений социальной сферы и реального сектора экономики региона.

Организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон для достижения конкурентных преимуществ специалистов являются кластеры. По опыту зарубежных государств, взаимодействие целых групп отраслей внутри кластеров способствовало росту занятости, инвестиций и ускорению распространения передовых технологий в национальной экономике. Непременным условием создания кластера является наличие вузов и НИИ. Кластеры - эффективный инструмент, способствующий экономическому развитию и повышению конкурентоспособности. Сотрудничающие, взаимодополняемые группы компаний, организаций, включая университет, сопутствующих отраслей и институтов призваны повысить национальную и региональную конкурентоспособность на мировом рынке. Роль университета, по нашему мнению, состоит в обеспечении участников кластера инновациями и продвинутыми специалистами. В большинстве стран зоны инновационного развития формируются вокруг университетов.

Тамбовский государственный университет исходит из необходимости сохранения и полноценного использования образовательного и научно-технического потенциала: высокого

уровня фундаментальных исследований и образовательных услуг; разнообразия прикладных задач, в решении которых он может быть задействован; сохранения связей с предприятиями реального сектора экономики Тамбовской области. Таким образом, можно предположить, что Тамбовский государственный университет, коммутирующий учебные, научноисследовательские и инновационные структуры, поможет в реализации стратегии индустриально-инновационного развития региона.

В настоящее время идет процесс развития принципиально нового высшего учебного заведения, студенты которого изначально находятся в ситуации конкретной проектной инновационной деятельности. Обучаясь, они занимаются не только образовательной деятельностью, но и вовлекаются в процесс проектирования и совершенствования производственных разработок до опытных образцов. При подобном подходе студенты уже на этапе обучения включаются в решение актуальных задач и реализацию потребностей, стоящих перед региональным бизнесом. По нашему мнению, только в этом случае бизнес-структуры начинают активно вкладывать свои средства в образование.

Особенностью и отличительной чертой деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина является четкая ориентация на реализацию инновационных образовательных программ и повышение инвестиционной привлекательности вуза, а также становление университета как центра кластера инновационно-образовательных программ развития приоритетных направлений социальной сферы и реальной экономики региона. Такой подход основывается на системообразующей роли университета в социально-экономическом развитии региона, на повышении качества осуществляемых им образовательных программ и научно-исследовательских работ.

2. Совокупность целей, необходимых для реализации инновационно-образовательных программ университета. Одним из важных этапов развития Тамбовского государственного университета является формирование такой системы образования, которая способна дать новую генерацию специалистов, подготовленных для осуществления всех инновационных преобразований в экономике и социальной сфере региона. Для активизации деятельности университета в данном направлении необходимо четко обозначить обновленную цель.

Генеральная цель - повышение инвестиционной привлекательности и становление университета как центра кластера инновационно-образовательных программ развития приоритетных направлений социальной сферы и реальной экономики региона. Роль университета состоит, прежде всего, в обеспечении участников кластера инновациями и продвинутыми специалистами.

Для достижения генеральной цели необходима реализация следующих подцелей:

1. Наращивание экономических ресурсов университета за счет вхождения в бизнес-группы (кластеры), реализующие конкурентные преимущества региона (Тамбовской области). При этом и область, и университет должны продуктивно использовать свойственные им преимущества, которых лишены другие территории и организации.

Роль университета при его вхождении в кластеры связывается с решением принципиальной задачи, стоящей перед областью: сохранение и полноценное использование научно-технического потенциала. Его основными характеристиками являются высокий уровень фундаментальных исследований и образования. Оправданно поэтому органичное включе-

ние вуза в кластеры, в которые в качестве необходимого структурного элемента входят организации, реализующие функцию научнотехнического обеспечения бизнес-процессов.

Включение Тамбовского государственного университета в данные кластеры позволит ему получить дополнительное преимущество - институциональные инвесторы смогут осуществлять инвестиции одновременно в интересующие их сегменты реального сектора, образовательные и научно-исследовательские процессы.

2. Создание инновационной среды, в которой станет возможной быстрая и эффективная адаптация образовательных программ, учебно-методической и научно-исследовательской работы к меняющимся условиям российского и международного образовательного пространства, а также благоприятных условий для устойчивого развития инновационно-обра-зователъной деятельности на выпускающих кафедрах университета (создание точек роста) на основе: интеграции образования, науки и инновационной деятельности; международного сотрудничества; социального партнерства с предприятиями и организациями, научными институтами РАН и др.; применения перспективных технологий, активизирующих инновационно-образовательную деятельность.

Ведущим компонентом стратегии является ускоренное развитие производственной и социальной инфраструктуры, в особенности таких ее элементов, как электронные библиотеки, мультимедийные аудитории, лабораторная база, агентства по трансферу технологий, студенческие учебно-научно-инновационные комплексы, бизнес-инкубаторы технологий, научные инновационные лаборатории.

Для достижения целей реализации инновационных образовательных программ необходимо создать инновационную среду и условия развития будущего специалиста на выпускающих кафедрах в ТГУ им. Г.Р. Державина. Инновационная среда должна включать центры кристаллизации инновационной деятельности на выпускающих кафедрах, в развитии и деятельности которых принимают участие как профессорско-преподавательский состав, так все студенты с 1 по 5 курсы.

3. Ориентация внедрения инновационных образовательных программ в университете на формирование у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике при создании инновационной конкурентоспособной продукции и представить на рынок товаров и услуг конкурентоспособный товар, тем самым быть востребованным специа-

листом еще до окончания университета (по сути, стать конкурентоспособным участником рынка инновационных товаров и услуг). Причем эти умения должны формироваться как в недрах самого учебного процесса, так и в результате самостоятельной практической деятельности в специально развитой инфраструктуре.

4. Организация и проведение комплекса взаимосогласованных реформ с реализацией пилотных проектов на всех выпускающих кафедрах Тамбовского государственного университета по разработке и внедрению конкретных инновационных образовательных программ.

Среди реальных путей достижения тактических целей уже сегодня можно выделить следующие:

Первый путь - изменение как в содержании, так и организации учебного процесса. В учебные планы необходимо вводить специальные дисциплины, формирующие знание теоретических основ инновационной деятельности. Речь также идет о введении предпринимательских идей в содержание существующих курсов. А новые образовательные технологии должны быть направлены на формирование у студентов методологической культуры инновационной деятельности.

Второй путь - формирование у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике при создании новой конкурентоспособной продукции в результате самостоятельной практической деятельности в специально развитой инфраструктуре (студенческие учебно-научно-инновационные комплексы, бизнес-инкубаторы технологий, научные инновационные лаборатории).

Перечислим задачи, которые необходимо решать:

1. Сохранять и полноценно использовать образовательный и научно-технический потенциал.

2. Создать условия для генерации массовой волны внедрения инноваций в образовательный процесс.

3. Формировать навыки проектных форм деятельности и активизировать проектную деятельность студентов, аспирантов, преподавателей, которая позволит создавать инновационные проекты в сотрудничестве с различными предприятиями, организациями.

4. Активизировать участие студентов классического университета в реализации инновационных проектов в различных сферах, в том числе социальной и социально-образовательной.

5. Организовать пропаганду привлекательного имиджа предпринимателя (хозяина) наукоемкого бизнеса, развивать предпринимательский дух среди студенчества и молодых специалистов.

6. Создать систему подготовки и переподготовки специалистов в области инновационного предпринимательства для региона.

7. Создать региональную структуру, занимающуюся маркетингом социально значимых инновационных продуктов и услуг.

8. Способствовать обеспечению экономических условий развития инноваций (в том числе социальных), производству и их продвижению на региональном рынке; привлечению дополнительных внебюджетных финансовых средств для развития социально-инновационной деятельности.

9. Содействовать процессу создания и развития малых инновационных предприятий.

В рамках реализации инновационных образовательных программ университетом были разработаны мероприятия, которые направлены на решение следующих основных задач: разработка стратегии и программы «Университет как центр кластера инновационно-образовательных программ для приоритетных направлений социальной сферы и реальной экономики региона»; позиционирование университета как территории инновационного развития; генерация новой массовой волны предпринимателей в области новых технологий; развитие предпринимательского духа среди студенчества и молодых специалистов. Планируемые мероприятия соответствуют целям и задачам Стратегии развития Тамбовской области на период до 2010 г.

Реализация образовательных программ будет осуществляться путем выполнения мероприятий по созданию и введению в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ.

Инновационные образовательные программы направлены также на развитие высокоинтеллектуальных, наукоемких, критических технологий, среди которых нанотехнологии, проблемы экономической, экологической, биологической и информационной безопасности человека в современном социуме и др.

В рамках реализации инновационно-образовательных программ планируется обновление уже существующей и создание новой научно-исследовательской и учебно-воспитательной базы для развития перспективных специальностей и специализаций, таких как: «Физика и химия наноструктур», «Моделирование

наноструктур», «Нанообъекты и нанотехнологии», «Нанотехнологии в медицине и здравоохранении», «Нанотехнологии в обороне и защите национальной безопасности», «Образование в эпоху нанотехнологий», «Биофизика и биотехнологии», «Общая экология», «Экологическая безопасность», «Организация и технология защиты информации», «Прикладная информатика в гуманитарной области», «Химия и мониторинг окружающей среды», «Охрана окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность», «Основы биоэтики», «Основы здорового образа жизни», «Фундаментальные основы здоровья», «Человек и среда», «Клиническая психология», «Административный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Маркетинг промышленной продукции», «Организация маркетинговой деятельности на предприятиях», «Методика преподавания английского языка в высшей школе» и др. Будет осуществляться подготовка бакалавров и магистров по наиболее востребованным в регионе направлениям подготовки специалистов, а именно: бакалавров и магистров по экономическим специальностям, биофизике и биотехнологиям, охране окружающей среды и экологической безопасности, защите информации, лингвистическим специальностям и др.

Реализация инновационных образовательных программ невозможна без применения новых, в том числе информационных, образовательных технологий, внедрения прогрессивных форм организации образовательного процесса, интерактивных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню. Новый методико-технологический уровень организации образовательного процесса, позволяющий достичь нового качества образования, будет обеспечиваться за счет реализации инновационных подходов, сочетающих в себе максимальную вовлеченность студентов в процесс обучения, включая постановку целей и задач, отбор содержания, последовательность его изучения (что предполагает модульную организацию курсов), выбор средств и форм обучения и оценки обученности, использование современных мультимедийных средств, новых информационно-технологических разработок и программных продуктов. Кроме того, предполагается задействовать методы рефлексии в собственном развитии обучающихся, вовлечение студентов в исследовательскую и инновационную деятельность.

В рамках реализации инновационной образовательной программы предполагается вы-

полнение нескольких инновационно-образовательных, научно-производственных и научноисследовательских проектов. Проекты направлены на формирование непрерывного образования в регионе, на создание и развитие инновационной инфраструктуры вуза, на реализацию приоритетных направлений развития науки и техники, на формирование эффективной системы управления вузом, т. е. на решение вышеперечисленных задач.

Основными участниками разработки и реализации инновационных образовательных программ в ТГУ им. Г.Р. Державина являются кафедры, их профессорско-преподавательский состав и научные сотрудники. Университет имеет огромный потенциал для реализации таких программ. Однако в этой большой работе вузу не обойтись без организационной и финансовой поддержки партнеров. На федеральном уровне к числу таких партнеров можно отнести: Министерство образования и науки РФ, Российскую академию наук, Российский гуманитарный научный фонд, Российский фонд фундаментальных исследований, которые оказывают финансовую поддержку выполнению научно-исследовательских и инновационно-ориентированных проектов в ТГУ им. Г.Р. Державина. К числу партнеров на региональном уровне надо отнести администрацию Тамбовской области, администрации городов и районов области, учреждения высшего профессионального образования города и области, Тамбовское региональное отделение Вольного экономического общества России, Тамбовское региональное отделение общероссийской организации «Союз социальных педагогов и социальных работников», учреждения культуры и здравоохранения, спортивные организации, некоммерческие общественные организации, представителей производственной сферы и бизнеса, средства массовой информации. Перечисленные партнеры будут оказывать как организационную, информационную, так и финансовую поддержку в реализации инновационной образовательной программы.

Результатом реализации инновационных образовательных программ станет конкурентоспособный специалист, востребованный на региональном рынке труда. В результате выполнения проекта будет сформирована инновационная инфраструктура вуза, решающая задачи коммерциализации результатов научных исследований, задачи подготовки специалистов для инновационной сферы региона.

3. Механизм реализации инновационнообразовательных программ в рамках регио-

нального кластера. Эффективность управления реализацией инновационных образовательных программ будет осуществлена через организационно-экономический механизм. Он представляет собой совокупность организационных, управленческих, финансовых, правовых, информационных, технологических и морально-психологических элементов, их взаимосвязи и взаимодействия.

Основными элементами этого механизма являются:

1) организационно-экономические формы инновационных отношений (создание на базе вуза учебно-научно-инновационного комплекса; трансформация университета в образовательно-исследовательский вуз с созданием вокруг него технопарковой зоны; создание в вузе центров инновационного развития кафедр);

2) методы управления реализацией инновационной образовательной программы (сочетание административного и демократического методов управления);

3) методы финансирования инновационной образовательной программы (федеральный бюджет, собственные средства, в том числе финансирование из венчурного фонда университета, финансовые средства фондов на реализацию проектов);

4) разработка нормативно-правовой и методической базы для реализации подобных программ;

5) методы оценки эффективности результатов выполнения инновационной образовательной программы (экспертиза);

6) морально-психологические методы воздействия на инновационную активность;

7) меры информационно-технического оснащения для реализации инновационной образовательной программы;

8) формы и методы социального партнерства.

Для эффективной реализации инновационных образовательных программ мы предлагаем иерархическую схему управления. Общее руководство реализацией программ будет осуществлять ректор университета. Непосредственное руководство реализацией программ будет осуществлять проректор по образовательной политике и инновациям. В его обязанности входит общее и текущее руководство реализацией мероприятий, контроль за согласованным их исполнением, а также за выполнением проектов, реализуемых в рамках программы. Он также направляет и координирует действия всех участников, задействованных в реализации программ, в том числе разрабатывает и

реализует мероприятия по привлечению дополнительных финансовых и материальных ресурсов, осуществляет проработку решений и согласование интересов всех участников. Свои действия проректор по образовательной политике и инновациям согласовывает с ректором вуза, Ученым советом и ректоратом. Основная работа по реализации инновационных образовательных программ будет осуществляться кафедрами университета, их профессорско-преподавательским составом, аспирантами.

4. Результаты инновационно-образовательной деятельности университета как центра регионального кластера. К основным результатам выполнения инновационных образовательных программ следует также отнести повышение научно-тех-нологического, научнометодического уровня преподавания, создания условий для преподавания новых дисциплин, а также коренной пересмотр форм и методов традиционного образовательного процесса.

Кроме того, к результатам можно отнести: единое информационное и образовательное пространство для студентов с доступом к учебным планам и программам обучения; создание единого информационного пространства, обеспечение условий информационной рабочей среды, причем возможность обучения и работы с информацией вне зависимости от места нахождения и времени суток; готовность информационной системы к использованию Wi-Fi технологий.

Перспективным, на наш взгляд, является продолжение этой работы, совершенствование процессов управления инновационной деятельностью, внедрение результатов этой деятельности в образовательный процесс, развитие и совершенствование многоуровневой системы подготовки, а также подготовка специалиста, ориентированного на рынок инновационных продуктов. Это означает, что университет будет выпускать специалиста с разработанным им же к концу обучения в вузе продуктом (информационный продукт, разработка, технология и т. п.), который будет востребован на рынке продуктов, а специалист будет востребован работодателем как разработчик этого продукта, как человек, умеющий эффективно его использовать и постоянно совершенствовать.

Развитие ТГУ им. Г.Р. Державина в направлении разработки и внедрения инновационных образовательных программ, новых образовательных и информационных технологий, прогрессивных форм организации образовательного процесса и интерактивных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню, носит системный целенаправленный характер. Применение современных систем управления качеством подготовки специалистов способствует высокому качеству обучения. Проведение научных исследований, внедрение результатов этих исследований в учебный процесс, коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности способствует интеграции образования, науки и инновационной деятельности. Все это позволит сформировать у выпускников профессиональные компетенции, обеспечивающие их конкурентоспособность на рынке труда. Использование в реализации инновационной образовательной программы идей социального партнерства, привлечение к выполнению программы партнеров (образовательные учреждения города и области, региональные органы власти, общественные организации, представители производственной сферы и бизнеса и др.) значительно упрощает задачу с точки зрения решения организационных и финансовых вопросов, связанных с выполнением программы.

Внедрение инновационных образовательных программ окажет значительное влияние на трансформацию вуза в системообразующий фактор инновационного развития региона, что в свою очередь внесет значительный вклад в строительство региональной инновационной системы. Система высшего профессионального образования России в результате реализации инновационной образовательной программы в университете классического типа получит опыт модернизации системы высшего профессионального образования, проведения инновационно-ориентированных научных исследований, проведения изысканий в новых и малоисследованных областях.

Поступила в редакцию 9.02.2001 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.