Университет как центр формирования городского пространства и территориального
развития
University as a center for the formation of urban space and territorial development
Новикова С.Е.
Студент 2 курса магистратуры, социологический ф-т, МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва e-mail: novikovas. v@mail. ru
Novikova S.
2nd year student of magistracy, faculty of sociology, Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow e-mail: novikovas. [email protected]
Аннотация.
В статье рассматриваются два подхода к изучению взаимодействия, которое является возможным между университетом и городским пространством: влияния научно-образовательного комплекса на развитие территории. Первый подход («университетский район») отражает то, каким образом университет преобразует конкретный район в городе, изменяет его социально-экономические, культурные характеристики. Второй подход («университетский-город» / «город-университет») представляет университет в качестве градообразующего центра города. Бизнес-структуры, власть и граждане объединены вокруг или с помощью университета. В России города-университеты пока не получили широкого распространения. Города-университеты характерны для европейских государств, что обусловлено культурно-исторической составляющей. Автор работы видит перспективным использование научно-образовательных комплексов с их инфраструктурой в нашей стране в рамках управления городским пространством в качестве градообразующих центров: возведение городов-университетов может способствовать территориальному развитию.
Annotation.
The article presents two approaches to the study of interaction that is possible between the university and the urban space: the influence of the scientific and educational complex on the development of the territory. The first approach («university district») reflects how a university transforms a specific district in a city, changing its socio-economic, cultural characteristics. The second approach («university-city» / «city-university») represents the university as the city-forming center of the city. Business structures, authorities and citizens are united around or with the help of the university. In Russia, university cities are not yet widespread. University cities are characteristic of European states. The fact is due to the cultural and historical component. The author of the work believes that the use of research and education complexes with their infrastructure in our country as the city-forming center of the city is very promising: the construction of university cities can contribute to territorial development.
Ключевые слова: университет, городское пространство, университетский район, город-университет, территориальное развитие.
Key words: university, urban space, university district, city-university, territorial development.
Современный этап развития общества характеризуется тенденцией к непрерывности процесса обучения. Человек может и стремится учиться всю свою жизнь. Важнейшей причиной этого является все возрастающая скорость социальных изменений: человек вынужден адаптироваться в «текучую современность» [12]. В связи с этим становятся все более актуальными изучение и развитие образовательных систем. Во время же всеохватывающей урбанизации общества в фокус нашего исследования включается взаимодействие системы образования, в первую очередь - университета, - и городского пространства.
Данное взаимодействие можно рассматривать с двух позиций, которые будем обозначать как: «университетский район» и «университетский город» / «город-университет».
Университетский район(-ы). Университет представляется в качестве элемента городского пространства, способного менять облик конкретной городской инфраструктуры.
При этом, сам факт наличия университета на конкретной территории не наделяет единогласно ее статусом «университетского района». «Университетскость» отражает «комфортность» района. Университетские районы крупных городов, как правило, считаются более комфортными и привлекательными [2]. Наличествует прямая зависимость между субъективным представлением района как университетского и степенью комфорта данного района для горожан и студентов. Чем большее количество людей определяет район как университетский, тем большее количество позитивных характеристик они ему приписывают. Наделение «комфортностью» конкретного района будет определяться тем, насколько студенческие места досуга вписываются и сочетаются с территориальными объектами, являющимися значимыми в сознании горожан и студентов в данном районе города [5].
Помимо инфраструктурного разнообразия на степень привлекательности конкретного района города влияет и культурное окружение [6]. Здесь, с одной стороны, университеты занимаются культурно -просветительской деятельностью за пределами своей территории. И в таком случае при рассмотрении московского городского пространства ярким примером может служить проект НИУ ВШЭ «Университет, открытый городу». С другой стороны, в просветительских целях территория университетов может быть направлена и открыта для всех горожан (проведение Фестиваля науки в стенах МГУ имени М.В. Ломоносова).
Наиболее показательным университетским районом в московском городском пространстве будет являться Юго-Западный административный округ. Функционирование целого ряда крупных университетов: МГУ, МГИМО, РУДН, РАНХИГС при Президенте РФ, РГУ нефти и газа, МФЮА, МПГУ и др., - с их инфраструктурой и просветительской деятельностью обуславливает самые высокие показатели района в городе по степени комфортности и престижности жилья [1].
Университетский город / город-университет. Университет подразумевается в виде центра образования и развития города в целом: вокруг университета строится вся жизнь города. Бизнес-структуры, власть и граждане объединены вокруг или с помощью университета.
Критериями для определения, является ли тот или иной город университетским, могут выступать следующие показатели, которые взаимодополняют друг друга: количество студентов; формально закрепленный статус градообразующей функции научно-образовательного комплекса.
В России университетские города на данный момент не получили широкого распространения [3]: данному понятию в полной мере соответствует лишь один город - г. Томск. В России в Уставе лишь этого города научно-образовательный комплекс был закреплен в качестве градообразующего. Томская область разделяет с г. Санкт-Петербургом второе место по количеству студентов на 10000 жителей, уступая по этому показателю только г. Москве (Таблица 1. Численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, на 10000 человек населения, 2017 г.) [11]. В 2015 году г. Томск был присвоен товарный знак «студенческая столица России» [10].
Таблица 1. Численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, на 10000 человек населения, 2017 г
Субъект РФ Численность
г. Москва 572
Томская область 549
г. Санкт-Петербург 549
Орловская область 414
Омская область 411
Тюменская область 388
Республика Татарстан 385
Воронежская область 373
Курская область 368
Новосибирская область 362
Хабаровский край 359
Причиной малого распространения городов-университетов в нашей стране является сильная поляризация в уровне территориального развития, а также начальный этап развития системы интеграции научных и промышленных центров.
Широкое же распространение университетские города получили в европейских государствах, что связано, в первую очередь, с историко-культурной составляющей: образование получали при монастырях, при которых вскоре и строились многие учебные заведения. Таким образом, особенностью городов-университетов Европы считается наличие старого университета. В связи с тем, что такие университеты были основаны до или сразу после промышленной революции, экономика городов тесно связана и построена на деятельности университета и его структурах [3]. К таким структурам можно отнести библиотеки, больницы, лаборатории, общежития и жилые дома, бизнес-инкубаторы, музеи, предприятия общественного питания и торговли, бытового обслуживания, спортивные и культурные учреждения и др.
История города коррелирует с историей самого университета (-ов). На протяжении столетий большая часть европейских городов-университетов представляют собой центр политической, культурной и общественной деятельности [2]. Одним из самых ярких примеров такого города-университета является г. Мюнстер. По оценкам разных статистических источников пятая часть населения города представлена студентами. Самым крупным работодателем в городе выступает как раз университет - Вестфальский университет имени Вильгельма [3]. Также, г. Мюнстер вошел в тройку самых перспективных городов Германии с экономической точки зрения [9].
Рассмотрение взаимодействия «университет - городское пространство» с двух позиций дает несколько вариантов его использования в управлении территориальным развитием. Первую позицию («университетский район») представляется возможным использовать при открытии новых университетов в городе, и в таком случае это может способствовать повышению уровня «комфортности» жизни в данном районе; а также при регулировании социальной, экономической, политической и культурной жизни конкретного района, и в таком уже случае это будет весомым, к примеру, при определении места проведения спортивных, культурно -просветительских мероприятий. Вторую же позицию важно учитывать в целях минимизации уровня социально-экономического и культурного неравенства между регионами нашей страны. Является перспективным развитие городов на базе системы высшего образования.
С 2016 г. в нашей стране реализуется программа «Опорные университеты» в целях социально-экономического развития регионов, основанной на подготовке высококвалифицированных кадров, решении актуальных задач для экономики регионов, реализации совместной деятельности в области образовательных и инновационных проектов между научно-образовательным комплексом и регионом. Минобрнауки РФ объявлены 33 региональных университета, ставших победителями конкурса опорных вузов [7]. С 2013 г. также получил свое развитие проект «5-100» - в целях повышения престижности российского высшего образования в мировых рейтингах. 21 российский университет - участник Проекта и победитель конкурса отбора на предоставление государственной поддержки [8]. Данные проекты направлены на повышение качества образования в нашей стране и решение региональных экономических проблем, что, на наш взгляд, может служить начальным этапом к построению градостроительной политики на базе университетов.
Таким образом, в настоящее время представляется перспективным развитие университетских городов, которое будет иметь целенаправленный характер и будет осуществляться параллельно с действующими проектами. Одним из вариантов такого развития является интеграционный способ организации территории: соседние города действуют по принципу взаимного дополнения.
Список используемой литературы:
1.Аналитика рынка недвижимости / Метрпрайс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.metrprice.ru/analitika-rynka/novostroyki-yuzao-okrug-stanovitsya-dostupnee-ne-teryaya-prestizha (дата обращения: 13.01.2019 г.).
2. Богомолов А.В. Университетский город - проблема определения // Имидж университетского города: российско-германские исследования / под ред. К. Шуберта и А.И. Щербинина. - Томск, 2012. - Т. 1. - C.87.
3. Богомолов А.В. Университетский город как основа бренда территории // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции [г. Екатеринбург, 2014 г.]. Екатеринбург: УрФУ. - C.77-78.
4. Вершинина И.А. Университет и город: взаимодействие в глобальном образовательном пространстве // Университет в глобальном мире: новый статус и миссия: XI Международная научная конференция Сорокинские чтения - 2017: Сборник материалов. - Москва, 2017. - С. 44-46.
5. Дыба Е.А. Влияние университета на формирование городской среды / XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества 19-22 апреля 2016 г., Москва. [Электронный ресурс]. URL: http://doc.knigi-x.ru/22ekonomika/286189-1-k-hvii-aprelskoy-mezhdunarodnoy-nauchnoy-konferencii-problemam-razvitiya-ekonomiki-obschestva-19-22-aprelya-2016-mos.php (дата обращения: 11.01.2019 г.).
6. Дыба Е.А. Как университет улучшает городскую среду. [Электронный ресурс]. URL: https://iq.hse.ru/news/186814654.html (дата обращения: 11.01.2019 г.).
7. Проект Министерства образования и науки РФ «Опорные университеты». [Электронный ресурс]. URL: http://xn-b1agajcc1abgakngoqbh6l.xn-p1ai/ (дата обращения: 12.01.2019).
8. Проект Министерства образования и науки РФ 5-100. [Электронный ресурс]. URL: https://5top100.ru/ (дата обращения: 12.01.2019).
9. РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ https://ria.ru/20090722/178268115.html (дата обращения: 17.01.2019 г.).
10. Сайт Томского государственного университета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsu.ru/freeformat/news/37390/ (дата обращения: 03.01.2019 г.).
11. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 03.01.2019 г.).
12. Bauman Z. Liquid modernity. - Cambridge. - 2000.