Научная статья на тему 'Университетские города Сибири: тенденции развития, проблемы, перспективы'

Университетские города Сибири: тенденции развития, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ГОРОДА / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / УНИВЕРСИТЕТ 3.0 / UNIVERSITY CITIES / KNOWLEDGE ECONOMY / UNIVERSITY 3.0 / BEST STUDENTS CITIES / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесова Ольга Владимировна, Минаев Николай Николаевич, Оплаканская Рената Валерьевна

Рассмотрены современные тенденции развития двух университетских городов Сибири Новосибирска и Томска. В литературе отсутствуют четкие критерии для сравнения университетских городов. Проанализировав европейские методики, авторы предлагают рабочие критерии. Анализ показывает, что научно-образовательный комплекс Томска и Новосибирска делает их привлекательными для отечественных и иностранных студентов, при этом уменьшение численности студенчества повышает конкуренцию между городами. Важным конкурентным преимуществом становится поддержка инфраструктурных проектов развития научно-образовательного комплекса со стороны городских властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесова Ольга Владимировна, Минаев Николай Николаевич, Оплаканская Рената Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Siberian University Cities: Trends of Development, Challenges, Opportunities

This article represents a comprehensive study of the different types of the modern trends of development of two Siberian University Cities, Novosibirsk and Tomsk, which belong to different patterns of a university city. One of the implements of knowledge society development as well as the means of intellectual potential reproduction is a university. The age of globalization fosters universities competition, both nationally and internationally. Nowadays higher education is a necessary condition for successful economic development of countries and regions. A university as an institution makes a significant impact on a city's history and economy. Generally, a university has been the main growth factor for a city, taking into consideration new technologies and new jobs creation. University cities are the drivers of the knowledge economy. That is the reason for the interest in universities network development from the local authorities. The term 'university city' is interpreted by the research group as a complex of several interconnected elements, including material (economy, infrastructure), mental (intellectual, moral and spiritual peculiarities of specific social communities), social and cultural, economic (university as a basis for knowledge economy) and ecological (environmentally friendly university campus of the future) components. A university city has a special type of social and economic ecosystem, where information and knowledge (as non-material resources) are the basis of consumption and distribution. Recently, Tomsk and Novosibirsk were ranked 91st and 93rd, respectively, in the QS Best Student Cities World Ranking. QS Ranking criteria reflect a new tendency of university cities development nowadays their attraction depends both on high-level universities presence and comfortable conditions for students. The comprehensive analysis included such a criterion as the availability of the network of universities and scientific centers, the leading role of the educational and scientific system in the strategy of the city's development and the share of students in the city population. The well-developed educational and scientific system raises the desirability of cities for national and international students. Programs of support from the federal and regional authorities are advantageous for university cities. The declining number of students is certainly a negative factor, which boosts competition for university entrants between university cities. The main competitive advantage will be state support of infrastructure projects in university cities. The examples of Tomsk and Novosibirsk demonstrate estimated results. Thus, since the beginning of this century, both cities have been the most attractive in Siberia for university entrants.

Текст научной работы на тему «Университетские города Сибири: тенденции развития, проблемы, перспективы»

Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438. С. 106-111. DOI: 10.17223/15617793/438/14

УДК 378.4

О. В. Колесова, Н.Н. Минаев, Р. В. Оплаканская

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ГОРОДА СИБИРИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-510-22001.

Рассмотрены современные тенденции развития двух университетских городов Сибири - Новосибирска и Томска. В литературе отсутствуют четкие критерии для сравнения университетских городов. Проанализировав европейские методики, авторы предлагают рабочие критерии. Анализ показывает, что научно-образовательный комплекс Томска и Новосибирска делает их привлекательными для отечественных и иностранных студентов, при этом уменьшение численности студенчества повышает конкуренцию между городами. Важным конкурентным преимуществом становится поддержка инфраструктурных проектов развития научно-образовательного комплекса со стороны городских властей. Ключевые слова: университетские города; экономика знаний; университет 3.0.

В контексте глобализации высшего образования возрастает конкуренция не только между университетами, но и между регионами. По данным Международного института планирования образования (МИПО) при ЮНЕСКО, количество учащихся вузов за последние 15 лет удвоилось (214 млн чел. в 2015 г. против 100 млн в 2000 г.) [1], при этом 4,5 млн студентов обучаются в других странах по программам академической мобильности (данные Campus France, 2017). Увеличение доли студенческого населения и ориентация городской экономики, инфраструктуры на студенческое сообщество отражены, в частности, в методологии рейтинга QS Best Student City [2].

Соответственно, университеты становятся все более важным двигателем социально-экономического и социокультурного развития городов, особенно в аспекте создания новых технологий. Под влиянием технологических прорывов происходит трансформация всех сфер жизни общества. По мнению М. Кастельса, производительность и конкурентоспособность агентов «экономики знаний» (будь то фирма, регион или нация) зависят в первую очередь от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях [3. С. 4].

Одним из инструментов формирования информационного общества и способом воспроизводства его интеллектуального потенциала является университет. Значение университетов возрастает, они становятся одним из факторов экономической и инвестиционной привлекательности городов. Поэтому городские власти заинтересованы в развитии университетов (сети вузов) и превращении городов в центры науки и образования [4]. Под «университетским городом» понимается особый тип территориальной социально-экономической системы, где основой потребления и распределения являются информация и знания (в том числе новые) как нематериальные ресурсы. Кроме того, университетскому городскому сообществу присущи особые ментальные и культурные установки. Ряд западноевропейских работ посвящен актуализации отношений «города и мантии», сравнительному страновому и международному анализу и выявлению критериев университетских городов. Наиболее близкими по теме можно считать статьи голландских ис-

следователей Виллема ван Виндена и Лео ван ден Берга [5], которые особое внимание уделяют изучению роли городов в экономике знаний. Они вводят понятие «университетский город» и предлагают определенную типологию такого рода городов для Западной Европы. Однако в этих работах отсутствует четкая формулировка критериев университетского города, не говоря о том, что российский материал авторами вообще не рассматривался.

Понятие «университетский город» фигурирует и в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО [6], котором университетские города представлены в качестве архитектурных (Каракас, Мехико) или культурно-исторических комплексов (Алькала-де-Энарес, Коимбра), позиционируя тем самым международную значимость университетов, их связи с глобальными культурными процессами. Понятие «университетский город» вошло в научный оборот, но пока еще не получило серьезного теоретического обоснования. Цель данного исследования - предложить рабочие критерии университетского города и проверить их с помощью анализа эмпирического материала - практик современных университетских городов. В предлагаемой статье представлены результаты компаративного исследования университетских городов - Новосибирска и Томска.

Проанализировав работы западноевропейских исследователей (подчеркнем, что примеры недавно созданных и бурно развивающихся азиатских, а также американских и южноамериканских городов не анализировались), критерии включения в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и методику составления рейтинга QS Best Student Cities, авторы предлагают выделить несколько базовых критериев университетского города: 1) наличие сети университетов с долей студентов в городском населении, превышающей среднюю по стране; 2) значительный совокупный вклад организаций научно-образовательного комплекса в ВРП города; 3) глобальная репутация города как научно-образовательного центра (включение города в международные рейтинги университетских / студенческих городов и попадание расположенных здесь университетов в национальные и интернациональные рейтинги); 4) осознание городскими и региональными властями ключевой роли

развития научно-образо-вательного комплекса и включение его в стратегические приоритеты, а также самоидентификация горожан как жителей университетского города (данный критерий нуждается в верификации путем социологических исследований, которые планируется провести в конце 2018 г.).

В зависимости от формы социально-культурного и экономического взаимодействия городского и университетского сообществ можно выделить следующие типы университетских городов: города-университеты (университет формирует значительную долю ВРП;, наиболее известные примеры - Оксфорд и Кембридж); города с международно признанным университетом (университет входит в топ-500 мировых вузов; хорошим примером может служить Коимбра (Португалия)); города с сетью университетов международного, национального и регионального значения (университеты оказывают существенное влияние на уровень диверсификации экономики города) [7], причем последнюю группу можно подразделить на несколько подгрупп с учетом размера городов.

По мнению авторов, Томск и Новосибирск относятся к третьему типу университетских городов. Томск -старый сибирский город, в котором в конце XIX в. появились первые высшие учебные заведения за Уралом - Императорский Сибирский университет (ныне ТГУ) и Технологический институт (ныне ТПИ). Новосибирск - молодой по меркам Сибири город, который стал интенсивно развиваться лишь в XX в., а первые высшие учебные заведения появились здесь в период индустриализации (1920-1930-е гг.). В настоящее время в обоих городах имеется развитая сеть вузов, которыми реализуется широкий спектр образовательных программ, что привлекает абитуриентов не только из Сибирского федерального округа и других регионов России, но и из-за рубежа. Значительным фактором привлекательности городов для абитуриентов и студентов является наличие университетов, входящих в международные рейтинги (Новосибирский государственный университет, Томский государственный университет, Томский политехнический университет). Что касается осознания ключевой роли университетов городскими властями, то в 2014 г. мэрия Томска даже зарегистрировала товарный знак «Томск - студенческая столица России» [8].

В 2017 г. Томск и Новосибирск впервые вошли в список 100 лучших студенческих городов мира по версии британской компании Quacquarelli Symonds -QS (91-я и 93-я позиции в рейтинге QS Best Student Cities - 2017). Кроме них в рейтинге QS фигурировали Москва и Санкт-Петербург (39-я и 78-я позиции соответственно) [9]. Критерии рейтинга QS указывают на новую тенденцию развития университетских городов - их привлекательность зависит не только от наличия престижных вузов, но и от условий, которые делают жизнь студенчества максимально комфортной (развитая инфраструктура, возможности для трудоустройства после завершения обучения, безопасность и пр.). Это подтверждается данными опроса британских студентов, согласно которым в выборе места учебы город начинает играть даже большую роль, чем университет [10. С. 89].

Сеть вузов. Необходимость создания и развития вузов нового типа в России привела к появлению федеральных [11], национальных исследовательских (НИУ) [12] и опорных университетов [13]. Вузы Новосибирска и Томска отвечают требованиям времени: из 29 НИУ РФ в этих городах Сибири расположены три - Новосибирский государственный, Томский государственный, Томский политехнический университеты. Перечисленные университеты стабильно входят в десятку лидирующих вузов национального рейтинга и каждый год улучшают свои позиции в международных рейтингах. В 2017 г. статус опорного университета получили Новосибирский государственный технический университет и Сибирский государственный медицинский университет (Томск).

В настоящее время в Томске кроме двух НИУ функционируют один опорный университет, три федеральных государственных образовательных организации высшего образования, четыре филиала крупных учебных заведений из других регионов России и один частный вуз. Всего в научно-образовательном комплексе Томской области задействовано более 15% экономически активного населения региона. Подготовка кадров осуществляется по 145 направлениям. В ней принимают участие более 1 350 докторов и около 4 500 кандидатов наук. В системе научно-образовательного комплекса Томской области работают 50 академиков и членов-корреспондентов различных государственных академий (включая двух Нобелевских лауреатов). Совокупный бюджет организаций научно-образовательного комплекса в 2017 г. составил более 25 млрд руб. (около 19% ВРП). Развитие комплекса входит в число приоритетных направлений развития Томской области. Цель программы «ИНОТомск» - создание инновационного территориального центра в Томской агломерации, концентрирующего передовые производства, качественные человеческие ресурсы и новую технологическую базу. Развитие научно-образовательного парка включает реализацию 24 инфраструктурных проектов - строительство общежитий, лабораторных корпусов, жилых домов для преподавателей и иностранных студентов [14].

В Новосибирске и Новосибирской области действуют 15 государственных вузов федерального подчинения, 6 филиалов государственных вузов федерального подчинения, один государственный вуз областного подчинения, в их числе один НИУ (НГУ) и один - опорный (НГТУ) [15]. Наука в Новосибирске и Новосибирской области представлена 43 академическими институтами, 7 международными исследовательскими центрами, 3 технопарками. Научными исследованиями и разработками в области занято более 120 крупных и средних организаций. Списочная численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, составила около 22 тыс. человек. 69,5% работников научных организаций имеют высшее профессиональное образование, из них 10,7% имеют степень доктора наук и 25% - кандидата наук [16]. Согласно действующему в Новосибирской области законодательству, затраты регионального бюджета на поддержку научной и инновационной деятельности ежегодно должны составлять не менее 1,5% от

всех расходов. В 2016 г. ВРП Новосибирской области составил 1 084 635,0 млн руб. В сфере общественных услуг (в том числе образование, научные исследования и разработки) формируется более 38% ВРП. Однако в чистом виде доля науки и образования составляет лишь 6,3% ВРП [17].

На официальных порталах города и области научно-образовательный комплекс рассматривается как один из факторов инвестиционной привлекательности субъекта Федерации. Инвестиционные проекты (2018-2025 гг.), заявленные регионами в различных сферах, включают развитие локальных форм инфраструктуры экономики знаний - технико-внедренческой зоны, технопарков, университетских комплексов. Проект технопарка Новосибирского Академгородка, как и технико-внедренческой зоны в Томске, нацелен на дальнейшее развитие научных центров. Цель Программы реиндустриализации экономики Новосибирской области - ускорение развития экономики путем создания новых высокотехнологичных отраслей. Формируется запрос на подготовку кадров по определенным специальностям, что может стать модельным примером формирования связей между наукой, образованием и бизнесом. Среди проектов программы реиндустриализации Новосибирской области предусмотрены и инфраструктурные - флагманский проект «Умный регион» нацелен на внедрение интеллектуальных технологий в городскую инфраструктуру [18]. В настоящее время разрабатываются предложения по созданию новой модели комплексного развития научного центра в Новосибирской области, который получил рабочее название «Академгородок 2.0», с целью институционально оформить неформальную интеграцию Новосибирского научного центра СО РАН, НГУ, наукограда Кольцово, где расположен крупный комплекс биотехнологических предприятий и медицинский биотехнопарк, Сибирского федерального биомедицинского исследовательского центра имени академика Е.Н. Мешалкина, институтов медицинского и сельскохозяйственного профиля, Академпарка [19].

Доля студентов. По данным Росстата, в 20162017 учебном году в государственных и частных высших учебных заведениях Томской области обучалось 59,8 тыс. чел., в Новосибирской области -105,6 тыс. чел. [20. С. 178]. Данные статистики демонстрируют устойчивую тенденцию уменьшения численности студенчества (главным образом за счет ликвидации неэффективных вузов, прежде всего филиалов) как в целом по стране, так и по СФО и его субъектам. С 2013 г. численность студентов высшей школы снизилась в Томской области на 9,8% (с 66,3 до 59,8 тыс. чел.), а в Новосибирской - на 16,45% (с 126,4 до 105,6 тыс. чел.). Однако по сравнению с соседними регионами с развитой сетью вузов и по СФО в целом ситуация выглядит несколько лучше: в СФО численность студентов уменьшилась на 21,5% (с 732,6 до 575,1 тыс. чел.), в Красноярском крае - на 20,39% (с 102,5 до 81,2 тыс. чел.), в Иркутской области - на 27,35% (с 98,7 до 71,7 тыс. чел.). Одновременно происходило и уменьшение доли студентов по отношению к городскому населению, которое в рас-

сматриваемый период возрастало, хотя и незначительно: в Томске - на 4,36%, в Новосибирске - на 4,92% [21].

Возможность поддержать высокую долю студенчества - привлечение иностранных студентов. В соответствии с рейтингом QS за 2016 г. Россия занимает 26 место из 50 по количеству иностранных студентов, уступая развивающимся странам, таким как Китай, Южная Корея, Тайвань, Аргентина и Индия (8-, 9-, 17-, 18-, 24-я позиции рейтинга соответственно) [22]. Чтобы исправить ситуацию, в 2017 г. Правительством РФ был запущен приоритетный проект «Экспорт образования», по итогам реализации которого количество иностранных студентов в России должно вырасти с 220 тыс. чел. в 2017 г. до 710 тыс. в 2025 г. [23]. Томск и Новосибирск являются активными участниками этого процесса. В настоящее время в вузах Томска обучаются студенты из 58 стран мира [14]. В Новосибирске в одном только НГУ проходят обучение иностранные студенты из 63 стран мира [24].

Акцент, сделанный на приоритетное развитие научно-образовательного комплекса, в стратегиях рассматриваемых сибирских университетских городов приводит к ожидаемому эффекту - росту привлекательности для абитуриентов. Анализ миграции студентов сотрудниками ВШЭ за 2005-2013 гг. показал, что лидерами по приросту иногородних студентов стали Санкт-Петербург (1-е место), Томск (2-е место), Москва (3-е место) и Новосибирск (4-е) [25]. Вхождение в топ-100 рейтинга QS Best Student City, где среди критериев, помимо прочих, с 2017 г. фигурируют толерантность, опыт самих студентов и их желание остаться в городе, доказывает соответствие современных тенденций развития Новосибирска и Томска актуальным мировым трендам.

Согласно выводам исследования «Креативный класс и креативный город: российское преломление», проводившегося в 2012 г. ИЭП им. Е.Т. Гайдара и РАНХиГС, Новосибирск привлекает молодых людей высоким качеством образования расположенных в городе вузов и научным потенциалом. Интерес к научной деятельности прививается в учреждениях среднего образования, в частности физико-математической школе НГУ, в которой обучается талантливая молодежь из разных регионов [26]. Привлекательность высокорейтинговых томских университетов дополняется благоприятной для студенчества городской средой. Томские исследователи Е.В. Сухушина, А.Ю. Рыкун, Н.П. Погодаев на основании опросов томичей, проведенных в 2012 г., отмечают, что все респонденты указали на самобытность Томска, наличие у него особой уникальной атмосферы, сочетающей провинциальность и уют с «молодым духом» [27].

Анализ сравнительных характеристик выбранных сибирских университетских городов позволяет сделать вывод о том, что Томск ближе к классическому университетскому городу в европейском понимании. он, несомненно, выигрывает по критерию самоидентификации и позиционированию себя как университетского города. Это единственный город в России, в Уставе которого научно-образовательный комплекс закреплен в качестве градообразующего. По количеству студентов на 10 тыс. жителей Томск занимает

третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга. Для крупной сибирской метрополии -Новосибирска (по аналогии с европейскими метрополиями) - статус университетского города является второстепенным. Косвенным подтверждением этого вывода служит и изменение позиции описываемых городов в рейтинге QS Best Student City: в 2018 г. Томск поднялся на 74-ю позицию, опередив Санкт-Петербург (76), а Новосибирск опустился на 96-ю [2].

Общей для двух городов тенденцией развития в последние 5 лет стало сокращение студентов и количества вузов, в связи с чем повышается не только межвузовская, но и межрегиональная конкуренция за абитуриентов. Новосибирск и Томск являются наиболее сильными конкурентами среди сибирских университетских городов, причем конкуренция усиливается их географическим соседством. Важным конкурентным преимуществом в ближайшие годы станет поддержка инфраструктурных проектов развития научно-образовательного комплекса со стороны региональных и городских властей. В частности, можно привести в пример готовящийся по поручению Президента РФ проект развития Новосибирского научного центра «Академгородок 2.0», который подразумевает строительство новых объектов научной инфраструктуры, включая источник синхротронного излучения нового поколения СКИФ. Реализация такого проекта, несомненно, повысит привлекательность университетского города не только для отечественных абитуриентов, но и для иностранных граждан.

В условиях возрастающей конкуренции между университетскими городами ключевым фактором их развития становится сотрудничество между собой всех местных вузов и их тесное взаимодействие с региональными и городскими властями. Активизация работы Ассоциации некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций», образованной 4 апреля 2012 г., может стать одним из драйверов социально-экономического развития этого университетского города. В консорциум входят 7 университетов, 10 академических институтов и Томский научный центр СО РАН. Томский консорциум является важным составным элементом проекта ИНО' Томск 2020 [28].

Модель «умной» специализации регионов требует выстраивания структурированного диалога между органами государственной власти, научно-исследовательскими и образовательными учреждениями, предпринимательским сообществом, общественными организациями для формирования единого представления о стратегических направлениях развития. Для университетского города особенно важен согласованный комплексный сценарий развития экономики, обеспечивающий постоянное и долговременное участие в его реализации заинтересованных сторон, с целью минимизировать конфликтную составляющую во взаимоотношениях между жителями города и студентами, характерную для современного тренда студентификации городов [29. С. 125].

ЛИТЕРАТУРА

1. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. URL: http://www.iiep.unesco.org/fr/lenseignement-superieur-en-tant-

que-bien-commun-4445 (дата обращения: 11.12. 2017).

2. QS Best Students Cities. URL: https://www.topuniversities.com/best-student-cities/methodology (accessed: 25.02.2017).

3. Castells M. The Information Age. Economy, Society and Culture. Oxford; Malden, MA : Blackwell, 2004. 295 p.

4. Конкин А.И. Университет в системе городской культуры : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов-н/Д., 2007. URL:

http://diss.seluk.ru/av-kulturologiya/777936-1-universitet-sisteme-gorodskoy-kulturi.php (дата обращения: 03.12 2017).

5. van Winden W., van den Berg L., Pol P. European Cities in the Knowledge Economy: towards a tipology. 2007. URL: http://journals.sagepub.com/

doi/abs/10.1080/00420980601131886 (accessed: 01.02.2018).

6. World Heritage list of UNESCO. URL: http://whc.unesco.org/en/list/

7. British university cities. URL: http://www.huxleyreviews.co.uk/student-cities.html/ (accessed: 03.12 2017).

8. Федеральная служба по интеллектуальной собственности. URL: http://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTM&DocNumber=

557843&TypeFile=html (accessed: 11.05.2018).

9. QS Topuniwersity. Best Student Cities. URL: https://www.topuniversities.com/city-rankings/2017 (accessed: 03.12 2017).

10. Белов В.Б., Колесова О.В., Поморина И.В., Оплаканская Р.В. «TOWN AND GOWN»: университет в городском социально-экономическом и культурно-историческом пространстве Европы (на примере Великобритании, Германии, Франции и Польши) // Вестник Томского государственного университета. История. 2016. № 6 (44). С. 87-97.

11. О федеральных университетах: указ Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 716. URL: http://base.garant.ru/193234/#ixzz51gfI6Rzm (дата обращения: 28.12.2017).

12. Проект 5/100 // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: https://5top100.ru/ (дата обращения: 19.12.2017).

13. Опорный университет РФ. URL: http://xn--b1agajcc1abgakngoqbh6l.xn--p1ai/ (дата обращения: 19.12.2017).

14. Научно-образовательный комплекс // Инвестиционный портал Томской области. URL: http://www.investintomsk.ru/tomskaya_oblast/invest potential/nauchnoobrazovatelnyj_kompleks/ (дата обращения: 14.12.2017).

15. Официальный сайт города Новосибирска. URL: http://novo-sibirsk.ru/to-citizens/economy/science/ (дата обращения: 14.12.2017).

16. Общие сведения // Правительство Новосибирской области. URL: https://www.nso.ru/page/2264 (дата обращения: 10.01.2018).

17. ВРП Российской Федерации Сибирского федерального округа и Новосибирской области // Новосибирскстат. URL: http://novosibstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/novosibstat/ru/statistics/grp/ (дата обращения: 11.11.2018).

18. Программа реиндустриализации Новосибирской области до 2025 года. URL: https://www.nso.ru/page/15755 (дата обращения: 10.01.2018).

19. «Академгородок 2.0». Новые горизонты // Фонд президентских грантов. URL: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/applica-tion/item?id=bd48eddf-8db8-43b1-89fe-728174ab5c9a (дата обращения: 11.11.2018).

20. Российский статистический ежегодник. 2017 : стат. сб. М., 2017. 686 с.

21. Российский статистический ежегодник. 2016 : стат. сб. М., 2016. 725 с.

22. QS Higher Education System Strength Rankings 2016. URL: https://www.topuniversities.com/system-strength rankings/2016#sorting=rank+ custom=rank+order=desc+search (accessed: 18.12.2017).

23. О приоритетном проекте «Экспорт образования». URL: http://government.ru/info/27864 (дата обращения: 28.12.2017).

24. Отчет ректора за 2017 г. // Новосибирский государственный университет. URL: https://www.nsu.ru/n/sveden/document/?sphrase_id=153379 (дата обращения: 11.11.2018).

25. Вести Новосибирск. URL: http://www.nsktv.ru/news/education/sotsiologi_v_tomsk_priezzhaet_bolshe_studentov_chem_v_novosibirsk_

031020161045/ (дата обращения: 04.07.2017).

26. Стародубровская И.В., Лободанова Д.Л. Креативный класс и креативный город: российское преломление // Экономическая политика. 2013. № 5. С. 127-149.

27. Сухушина Е.В., Рыкун А.Ю., Погодаев Н.П. Городское пространство - опыт исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2014. № 1 (25). С. 84-97.

28. Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций». URL: http://unitomsk

29. Smith D.P., Sage J., Balsdon S. The geographies of studentification:'here, there and everywhere'? // Geography. 2014. Т. 99. Статья представлена научной редакцией «Педагогика» 12 декабря 2018 г.

Siberian University Cities: Trends of Development, Challenges, Opportunities

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal, 2019, 438, 106-111. DOI: 10.17223/15617793/438/14

Olga V. Kolesova, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation); Novosibirsk Regional Resource Center (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: kolesova@list.ru

Nikolay N. Minaev, Department of Science and Higher Education of Tomsk Region Administration (Tomsk, Russian Federation). E-mail: nnminaev@mail.ru

Renata V. Oplakanskaya, Novosibirsk State University (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: roplakanska@mail.ru Keywords: university cities; knowledge economy; University 3.0; Best Students Cities; sustainable development.

This article represents a comprehensive study of the different types of the modern trends of development of two Siberian University Cities, Novosibirsk and Tomsk, which belong to different patterns of a university city. One of the implements of knowledge society development as well as the means of intellectual potential reproduction is a university. The age of globalization fosters universities competition, both nationally and internationally. Nowadays higher education is a necessary condition for successful economic development of countries and regions. A university as an institution makes a significant impact on a city's history and economy. Generally, a university has been the main growth factor for a city, taking into consideration new technologies and new jobs creation. University cities are the drivers of the knowledge economy. That is the reason for the interest in universities network development from the local authorities. The term 'university city' is interpreted by the research group as a complex of several interconnected elements, including material (economy, infrastructure), mental (intellectual, moral and spiritual peculiarities of specific social communities), social and cultural, economic (university as a basis for knowledge economy) and ecological (environmentally friendly university campus of the future) components. A university city has a special type of social and economic ecosystem, where information and knowledge (as non-material resources) are the basis of consumption and distribution. Recently, Tomsk and Novosibirsk were ranked 91st and 93rd, respectively, in the QS Best Student Cities World Ranking. QS Ranking criteria reflect a new tendency of university cities development - nowadays their attraction depends both on high-level universities presence and comfortable conditions for students. The comprehensive analysis included such a criterion as the availability of the network of universities and scientific centers, the leading role of the educational and scientific system in the strategy of the city's development and the share of students in the city population. The well-developed educational and scientific system raises the desirability of cities for national and international students. Programs of support from the federal and regional authorities are advantageous for university cities. The declining number of students is certainly a negative factor, which boosts competition for university entrants between university cities. The main competitive advantage will be state support of infrastructure projects in university cities. The examples of Tomsk and Novosibirsk demonstrate estimated results. Thus, since the beginning of this century, both cities have been the most attractive in Siberia for university entrants.

REFERENCES

1. UNESCO International Institute for Educational Planning. (2018) Higher education as a global common good. [Online] Available from:

http://www.iiep.unesco.org/fr/lenseignement-superieur-en-tant-que-bien-commun-4445. (Accessed: 11.12.2017).

2. QS Top University. (2018) QS Best Students Cities. [Online] Available from: https://www.topuniversities.com/best-student-cities/methodology.

(Accessed: 25.02.2017).

3. Castells, M. (2004) The Information Age. Economy, Society and Culture. Oxford; Malden, MA: Blackwell.

4. Konkin, A.I. (2007) Universitet v sisteme gorodskoy kul'tury [University in the system of city culture]. Philosophy Cand. Diss. Rostov-on-Don.

[Online] Available from: http://diss.seluk.ru/av-kulturologiya/777936-1-universitet-sisteme-gorodskoy-kulturi.php. (Accessed: 03.12.2017).

5. van Winden, W., van den Berg, L. & Pol, P. (2007) European Cities in the Knowledge Economy: towards a typology. [Online] Available from:

http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1080/00420980601131886. (Accessed: 01.02.2018).

6. UNESCO. (n.d.) World Heritage list of UNESCO. [Online] Available from: http://whc.unesco.org/en/list/.

7. Huxleyreviews.co.uk. (n.d.) British university cities. [Online] Available from: http://www.huxleyreviews.co.uk/student-cities.html/. (Accessed:

03.12.2017).

8. The Federal Service for Intellectual Property. (2014) Tomsk — studencheskaya stolitsa Rossii [Tomsk is the student capital of Russia]. [Online]

Available from: http://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTM&DocNumber=557843&TypeFile=html. (Accessed: 11.05.2018).

9. QS Top University. (2017) Best Student Cities. [Online] Available from: https://www.topuniversities.com/city-rankings/2017. (Accessed:

03.12.2017).

10. Belov, V.B., Kolesova, O.V., Pomorina, I.V. & Oplakanskaya, R.V. (2016) "Town and gown": university in the city of socio-economic and cultural-historical space of Europe (for example of Great Britain, Germany, France and Poland). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya — Tomsk State University Journal of History. 6 (44). pp. 87-97. (In Russian). DOI: 10.17223/19988613/44/12

11. Garant.ru. (2008) O federal'nykh universitetakh: ukazPrezidentaRFot 7 maya 2008g. № 716 [On federal universities: Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2008, No. 716]. [Online] Available from: http://base.garant.ru/193234/#ixzz51gfI6Rzm. (Accessed: 28.12.2017).

12. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. (2017) Proekt 5/100 [Project 5-100]. [Online] Available from: https://5top100.ru/. (Accessed: 19.12.2017).

13. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. (2017) Opornyy universitet RF [Support University of the Russian Federation]. [Online] Available from: http://xn--b1agajcc1abgakngoqbh6l.xn--p1ai/. (Accessed: 19.12.2017).

14. Investment Portal of Tomsk Region. (n.d.) Nauchno-obrazovatel'nyy kompleks [Scientific and educational complex]. Investitsionnyy portal Tomskoy oblasti. [Online] Available from: http://www.investintomsk.ru/tomskaya_oblast/invest potential/nauchnoobrazovatelnyj_kompleks/. (Accessed: 14.12.2017).

15. The official website of Novosibirsk. [Online] Available from: http://novo-sibirsk.ru/to-citizens/economy/science/. (Accessed: 14.12.2017). (In Russian).

16. Government of Novosibirsk Oblast. (2018) Obshchie svedeniya [General Infornation]. [Online] Available from: https://www.nso.ru/page/2264. (Accessed: 10.01.2018).

17. Novosibirskstat. (2018) VRP Rossiyskoy Federatsii Sibirskogo federal'nogo okruga i Novosibirskoy oblasti [The GRP of the Russian Federation of the Siberian Federal District and Novosibirsk Oblast]. [Online] Available from: http://novosibstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/novo-sibstat/ru/statistics/grp/. (Accessed: 11.11.2018).

18. Government of Novosibirsk Oblast. (2018) Programma reindustrializatsii Novosibirskoy oblasti do 2025 goda [The program of re-industrialization of Novosibirsk Oblast until 2025]. [Online] Available from: https://www.nso.ru/page/15755. (Accessed: 10.01.2018).

19. Presidential Grants for Civil Society Development Foundation. (2018) "Akademgorodok 2.0". Novye gorizonty ["Akademgorodok 2.0". New Horizons]. [Online] Available from: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5 o. xn--p 1 ai/public/application/item?id=bd48eddf-8db8-43b 1 -89fe-728174ab5c9a. (Accessed: 11.11.2018).

20. Rosstat. (2017) Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2017 [Russian statistical yearbook. 2017]. Moscow: Rosstat.

21. Rosstat. (2016) Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2016 [Russian statistical yearbook. 2016]. Moscow: Rosstat.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. QS Top University. (2016) QS Higher Education System Strength Rankings 2016. [Online] Available from: https://www.topuniversities.com/ system-strength rankings/2016#sorting=rank+custom=rank+order=desc+search. (Accessed: 18.12.2017).

23. O prioritetnom proekte "Eksport obrazovaniya". [Online] Available from: http://government.ru/info/27864. (Accessed: 28.12.2017).

24. Novosibirsk State University. (2017) Otchet rektora za 2017 g. [Rector's report for 2017]. [Online] Available from: https://www.nsu.ru/n/sveden/document/?sphrase_id=153379. (Accessed: 11.11.2018).

25. Vesti Novosibirsk. (2016) Sotsiologi: Tomsk obognal Novosibirsk po chislu priyezzhikh studentov [Sociologists: Tomsk has overtaken Novosibirsk in the number of visiting students]. [Online] Available from: http://www.nsktv.ru/news/education/sotsio-logi_v_tomsk_priezzhaet_bolshe_studentov_chem_v_novosibirsk__031020161045/. (Accessed: 04.07.2017).

26. Starodubrovskaya, I.V. & Lobodanova, D.L. (2013) Creative Class and Creative City: the Russian Dimension. Ekonomicheskaya politika — Economic Policy. 5. pp. 127-149. (In Russian).

27. Sukhushina, E.V., Rykun, A.Yu. & Pogodaev, N.P. (2014) The city space intergenerational. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya — Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 1 (25). pp. 84-97. (In Russian).

28. Tomsk Consortium of Scientific-Educational and Scientific Organizations. [Online] Available from: http://unitomsk. (In Russian).

29. Smith, D.P., Sage, J. & Balsdon, S. (2014) The geographies of studentification:'here, there and everywhere'? Geography. 99.

Received: 12 December 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.