Научная статья на тему 'Университет как призвание и судьба (к 60-летию А. И. Смирнова)'

Университет как призвание и судьба (к 60-летию А. И. Смирнова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРКУТСК / ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЯ НАУКИ / ВУЗОВСКИЙ ПЕДАГОГ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / IRKUTSK / THE IRKUTSK STATE UNIVERSITY / THE HIGHER EDUCATION HISTORY / REGIONAL HISTORY / THE SCIENCE HISTORY / A HIGHER EDUCATION INSTITUTION TEACHER / SOCIAL SOCIETIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуляр Юрий Анатольевич

Статья посвящена 60-летию со дня рождения ректора Иркутского государственного университета. Описаны его жизненный путь и активная профессиональная, научная и общественная деятельность. Сделан анализ работы вузовского коллектива в 1990-2000-е годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зуляр Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The University as vocation and destiny (by the 60-th anniversary of A. I. Smirnov)

The article is dedicated to the 60-s anniversary of A. I. Smirnov, the Rector of the Irkutsk State University. His life and active professional, scientific and social activities are described. The research of the university staffs labour in the period of 1990-2000-s is carried out.

Текст научной работы на тему «Университет как призвание и судьба (к 60-летию А. И. Смирнова)»

ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ / ANNIVERSARY DATES

Серия «Политология. Религиоведение»

2010. № 1 (4). С. 161-184 Онлайн-доступ к журналу: http ://isu .ru/izvestia

И З В Е С Т И Я

Иркутского

государственного

университета

УДК 378.4(571.53)(092) Смирнов Университет как призвание и судьба (к 60-летию А. И. Смирнова)

Ю. А. Зуляр

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Статья посвящена 60-летию со дня рождения ректора Иркутского государственного университета. Описаны его жизненный путь и активная профессиональная, научная и общественная деятельность. Сделан анализ работы вузовского коллектива в 1990— 2000-е годы.

Ключевые слова: Иркутск, Иркутский государственный университет, история высшего образования, краеведение, история науки, вузовский педагог, общественные организации.

Александр Ильич Смирнов - ректор Иркутского государственного университета и редактор научного журнала «Известия Иркутского университета», отметил свой 60-летний юбилей. Эта дата дает основания рассмотреть и проанализировать жизненный и творческий путь юбиляра, оценить его роль и значение в жизни нашего вуза.

Александр Ильич родился 3 августа 1949 г. в г. Ржеве Калининской области в семье офицера-фронтовика, прошедшего войну через Берлин и Маньчжурию, и матери - врача-педиатра. Потом семья переехала в Ленинград, а оттуда во Львов на Украину. В Иркутск - на родину своих предков, где жили бабушка с дедушкой, Смирновы переехали зимой 1961 г. По воспоминаниям А. И. Смирнова, в дни приезда стояли страшные морозы - минус 42 градуса. Общественный транспорт тогда был редкостью, и ему приходилось пешком ходить от Ангарского моста до улицы Декабрьских Событий - в бывшую Ленинскую школу № 1. Так что на уроки он поначалу приходил весь промерзший. Но к студенческим годам привык к сибирским холодам.

Александр Смирнов заинтересовался естественными науками в шестом классе, посещал математический и химический кружки, много читал. Его отец Илья Васильевич работал на кафедре политэкономии госуниверситета и много рассказывал в семье о вузовской жизни. Поэтому Александр об университете не мечтал, он туда стремился. Выбор специальности завершился на Дне открытых дверей химического факультета, когда десятиклассник А. Смирнов услышал проникновенное выступление доцента Е. Ф. Гречкина. В 1960-1970-е гг. химия была на пике популярности, и на дни открытых две-

рей собирались сотни человек. Рассказывая о родном факультете, фундаментальной и прикладной химии, Гречкин заворожил будущих абитуриентов своим интеллектом и остроумием, определив тем самым их выбор и судьбу.

Позже у студента Смирнова появились новые кумиры, и он с товарищами внимательно слушал лекции по органической химии и химии высокомолекулярных соединений двух ведущих профессоров - А. В. Калабиной и В. А. Лариной. Всеобщим любимцем был блестящий лектор по аналитической химии, человек искрометного остроумия А. Я. Гольдапель. Александр Смирнов активно участвовал в научных исследованиях. Дипломную работу выполнял в Москве в академическом Институте химической физики [1].

В перечне повлиявших на него педагогов Александр Ильич особо выделяет тогдашнего ректора ИГУ Н. Ф. Лосева. Он не был для студентов «небожителем», обитавшим в «святая святых» ректората. Лосев постоянно и живо общался с ними, сам собирал профком, комитет комсомола, совет молодых ученых, стимулировал разные формы научного творчества, будоражил исследовательскую активность. Он был глубоко убежден, что успешный образовательный процесс в стенах университета невозможен в отрыве от интенсивного научного поиска. Лосев занимался физико-химическими исследованиями, горячо интересовался всем, чем жили многочисленные кафедры и лаборатории ИГУ. «Дирижируя» образованием, развивая науку, он вместе с тем много внимания уделял развитию университета, его строительству, организации вузовского хозяйства, поощрял спортивную и культурно-массовую активность студенчества. Сам того не зная, Николай Фомич повлиял на Смирнова не столько тогдашнего, сколько нынешнего, заронив в него своим примером зерно безупречной верности духу университета, оставив в нем, тогда еще студенте, глубокое понимание важности всех сторон студенческой жизни.

К своим учителям А. И. Смирнов относит и проф. А. В. Калабину, создателя и руководителя кафедры высокомолекулярных соединений, а позже проректора по науке. Анастасия Васильевна поражала всех необыкновенной увлеченностью научным творчеством, всячески инициировала и поддерживала участие в нем студенческой молодежи, опекала яркие таланты, выхлопатывая сверхплановые места в аспирантурах и курируя диссертантов. По мнению А. И. Смирнова, она для него сродни крестной матери в науке, под ее руководством он писал кандидатскую диссертацию, и как ученый, многим ей обязан [2].

А. И. Смирнов - заядлый спортсмен. Еще на Украине серьезно занимался плаванием и легкой атлетикой, мечтал о тренерской карьере. В Иркутске стал мастером спорта по настольному теннису. Увлекся им в школе, а в студенчестве уже входил в сборную Иркутской области. Его наставником был заслуженный тренер России, прославленный в Прибайкалье И. К. Зусман. Вместе с известным адвокатом М. С. Крутером А. Смирнов являлся чемпионом области в парном разряде. Он много ездил по стране на соревнования, а на первом курсе университета стал восьмой ракеткой России [3].

Научно-исследовательская деятельность А. И. Смирнова связана с химией полимеров. Он увлекся этой темой на старших курсах, а в итоге защитил

кандидатскую и докторскую диссертации. Тема его докторской работы - «Реакционная способность О- и К-виниловых мономеров в реакциях радикальной чередующейся сополимеризации» [3,а]. Речь идет о новых полимерах, обладающих биологической активностью. Результаты его работ являются теоретической основой управления процессами радикальной полимеризации с использованием эффекта образования донорно-акцепторных комплексов. Им и его учениками получены новые соединения, обладающие противоопухолевой активностью, пролонгированным гипотензивным действием. Новизна и значимость их подтверждена авторскими свидетельствами. В результате изучения зависимости биологической активности поликатионов гомо- и сополимеров К-винилазолов получены новые лекарственные соединения, которые по своему действию превосходят известные в мире антидоты гепарина, применяемые в клинической и экспериментальной практике.

Основные результаты его исследований опубликованы в почти 150 научных работах, им получено 7 авторских свидетельств. Под его научным руководством подготовлено и защищено восемь кандидатских диссертаций, он является научным консультантом двух докторантов. По результатам научных исследований А. И. Смирновым сделаны сообщения и доклады на конференциях, симпозиумах, конгрессах, в т. ч. числе и за рубежом: ХХУШ коллоквиум по химии гетероциклов (Руан, 1998); ХУ11 международный конгресс «Химия гетероциклов» (Вена, 1999); Международный конгресс по воде (Канны, 2000, 2003, 2006, 2007, 2008); III макромолекулярный симпозиум ЮПАК (Варшава, 2000); Европейский полимерный конгресс (Нидерланды, г. Эйтхо-вен, 2001), Международный симпозиум по воде (Канны, 2007) и др.

Вся трудовая деятельность А. И. Смирнова связана с Иркутским госуни-верситетом, в котором он прошел путь от младшего научного сотрудника до ректора университета. Он доктор химических наук (1989 г.), профессор (1992 г.). С ноября 1979 г. по 1980 г. Александр Ильич возглавлял профсоюзную организацию ИГУ. В сентябре 1980 г. назначен проректором по вечернему и заочному обучению, с февраля 1989 г. - проректор по научной работе. С 1993 г. -зав. кафедрой органической химии химического факультета ИГУ. А в 1997 г. А. И. Смирнов избран вузовским коллективом на пост ректора [3,6]. Впоследствии на эту должность он переизбирался еще дважды - в 2002 и в 2007 гг.

А. И. Смирнов возглавил университет в переломные годы не только для ИГУ, но и для всей высшей школы России. Образовательные заведения были поставлены на грань выживания, столкнулись с необходимостью поиска самостоятельных источников финансирования, должны были пересматривать принципы приема и обучения студентов. Для многих из них коммерческий набор стал основным фактором преуспевания. Но руководство Иркутского госуниверситета убеждено, что вуз не может идти по пути тотальной коммерциализации. В ИГУ созданы условия, позволяющие учиться одаренной молодежи независимо от материального положения. Практически не сокращался кадровый состав, хотя успешно развивались формы дистанционного обучения. В учебном процессе используются новые информационные техно-

логии, успешно внедряется балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов, деловые игры [4].

По мнению А. И. Смирнова, классический университет отличается от других вузов отсутствием узкой специализации. Это значит, что предметы преподаются шире, и обучение ведется по обобщенным программам. Его принципиальная позиция заключается в том, что студент должен научиться думать и решать задачи, которые ставит перед ним преподаватель. Классическое образование предусматривает воспитание всесторонне развитой личности. Речь идет не только о передаче знаний от преподавателя к студентам, но и об интеллектуальном, общекультурном, нравственном воздействии учителя на ученика. А этому не может научить ни одна из самых современных информационных программ. В ИГУ хорошо знают цену живому общению студента с умным, ярким и самозабвенным педагогом, понимают важность преемственности поколений. Здесь бережно относятся к человеку, учащему и учащемуся, ценят творческий потенциал и преданность науке и родному вузу. И это одна из главных университетских традиций, которую лелеют и берегут. Ректор принимает непосредственное участие в организации инвестиционных проектов по строительству жилых домов. Избавившись от долгов по коммуналке, университет стал строить жилье для сотрудников - за пять лет они получили 130 квартир, общей площадью более 7 тыс. кв. метров [5].

Смирнов А. И. как ректор большое внимание уделяет укреплению и дальнейшему развитию материально-технической базы университета: проводится капитальный ремонт фасадов, корпусов, аудиторий, переоборудование аудиторий. Чтобы оценить объем работы, падающей на ректора, по руководству обслуживанием огромного университетского хозяйства, следует учесть, что на балансе ИГУ находятся 94 здания и сооружения, расположенные в г. Иркутске и других районах области и за ее пределами общей площадью 120 478 кв. метров. Если осмотреть это хозяйство структурно, то в настоящее время на университетской базе размещено пять учебных институтов - Юридический институт, Международный институт экономики и лингвистики, Институт социальных наук, Институт математики, экономики и информатики и Байкальская международная бизнес-школа. Можно открыть институт на базе факультета сервиса и рекламы, так как там есть необходимое количество студентов и специальностей. В университете практику создания учебных институтов начали еще до того, как Министерство образования и науки ввело статус учебных институтов внутри вузов. Кроме учебных структур это три специализированных научно-исследовательских института: биологии (1923 г.), нефте- и углехимического синтеза (переданный из состава АН СССР в 1963 г.), прикладной физики (1969 г.); крупнейшая за Уралом научная вузовская библиотека (1918 г.); биологическая станция на Байкале (переданная РАН в 1921 г.); ботанический сад (1940 г.), включенный в международный реестр ботанических садов мира, Центр новых информационных технологий (1958 г., 1998 г.), распределенная сеть из 10 учебно-научных станций и полигонов, расположенная на территории Иркутской области, Республики Бурятия, МНР, един-

ственная в Сибири и на Дальнем Востоке вузовская обсерватория (1931 г.), университетское издательство и др. [6].

За 90 лет существования Иркутский университет превратился в огромный научно-образовательный центр всероссийского значения. Но очень важно, что часть входящих в него ныне структур возникла под руководством или в результате личного участия А. И. Смирнова.

В частности, в мае 2001 г. в Иркутском государственном университете открылась первая в России кафедра водных ресурсов под эгидой ЮНЕСКО. Возглавил новую структуру ректор университета проф. Смирнов. Новая кафедра призвана объединять усилия российских и зарубежных ученых-гидрологов. Уже подписаны договоры совместных намерений с университетами Китая, Монголии и Франции [7]. Открытию на базе ИГУ этой кафедры предшествовала большая работа. Для решения этого вопроса в мае 2000 г. была организована специальная встреча в Секретариате ЮНЕСКО, на которой убедительно выступил ректор проф. А. И. Смирнов. Не менее важной была долгая, кропотливая работа в течение целого года ведущих ученых университета, показавших свою научную и организационную состоятельность и представивших солидный пакет документов, требуемых ЮНЕСКО. Итогом этой работы стал договор между структурой ООН по вопросам образования, науки и культуры и Иркутским государственным университетом о создании кафедры водных ресурсов ЮНЕСКО при ИГУ, подписанный 30 марта 2001 г. Генеральным директором ЮНЕСКО г-ном Мацуура и проф. А. И. Смирновым.

Событие это неординарное не только для нашего университета и Иркутской области, но и Сибири в целом. Кафедры ЮНЕСКО - основная часть Всемирного плана действия по усилению межвузовского сотрудничества и академической мобильности, принятого в 1991 г. 26-й сессией генеральной конференции ЮНЕСКО и более известного под названием ЮНИТВИН (University Twinnings). Следует отметить, что под термином «кафедра» с точки зрения содержания, форм и методов ее работы подразумевается не кафедра в обычном понимании слова, а качественно новое явление - международный образовательно-научный центр ЮНЕСКО.

За 10 лет со времени принятия ЮНИТВИН в 188 государствах, являющихся членами ЮНЕСКО, образовано 445 кафедр. Распределены они крайне неравномерно. Во многих небольших странах их нет вовсе, в ведущих западных - по 5-7. Россия на втором месте после Испании, в ней открыто 40 кафедр ЮНЕСКО. Они охватывают практически все стороны жизни человека: журналистику и коммуникацию, социально-политические проблемы, права человека и демократию, устойчивое развитие, новейшие информационные технологии, управление вузами, проблемы интеллектуальной собственности, культурный туризм в интересах мира и развития.

Сегодня это единственная кафедра водных ресурсов в Байкальском регионе, поэтому ее необходимость не вызывает сомнений. Ведь вода является самым необходимым для жизнедеятельности планеты ресурсом и поэтому требующим постоянного углубленного исследования. Предложения об орга-

низации «водной» кафедры исходило от ЮНЕСКО, а в качестве базы для кафедры при согласии и поддержке администрации Иркутской области был выбран Иркутский государственный университет. Иркутск определили по многим причинам, но главной является его близость к Байкалу, являющемуся уникальным объектом мирового наследия и находящемуся под патронажем ЮНЕСКО. Помимо подразделений ИГУ, в работе кафедры принимают участие Бурятский государственный университет, Институт земной коры, Институт геохимии им. А. П. Виноградова и Байкальский музей СО РАН. В качестве зарубежного партнера выступил Савойский университет (Франция). Коллектив ученых этих научно-исследовательских структур разработал комплексную программу будущих исследований в области водных ресурсов на ближайшую и долгосрочную перспективу.

В качестве главной задачи кафедры программа определила содействие продвижению интегрированной системы исследований, включающей обучение, сбор информации и подготовку документации в сфере водных ресурсов. Среди образовательных целей выделены обучение студентов, подготовка аспирантов и докторантов в сфере изучения водных ресурсов, открытие новых специализаций, организация учебных и производственных практик на озере Байкал и альпийских озерах Франции. Научные исследования предполагают создание банка данных, проведение мониторинга экосистемы озера Байкал и других крупных водных объектов, осуществление совместных исследований гидросферы (под которой понимаются наземные, подземные воды и атмосферные осадки), химико-аналитические работы, а также деятельность по очень интересному направлению - математическому моделированию процессов трансформации вещества.

С момента создания кафедры проф. Смирнов А. И. активно участвует в организации исследований по изучению природных вод Байкальского региона. Он является организатором экспедиции в Восточные Саяны, курирует исследования минеральных вод Сибири, выступил инициатором экспедиции по изучению минеральных вод французских Альп. Сотрудники кафедры приняли участие в работе 5 международных конференций и выпустили по ее проблематике более 30 научных публикаций [8].

Вектор интересов ректора обращен не только в сторону естественных наук. В частности, по предложению А. И. Смирнова в 2002 г. организован Межрегиональный институт общественных наук (МИОН) при Иркутском госуниверситете для выполнения проекта «Сибирь в России и мире: вызовы и стратегии развития». Иркутский МИОН является одним из девяти подобных институтов, созданных при ведущих классических университетах России. Создание этого научного учреждения стало возможным в результате реализации проекта создания в России двух научно-образовательных сетей. Проект реализуется при поддержке Министерства образования РФ и ряда американских фондов. Одна из них, межрегиональная сеть институтов общественных наук, расположена в 12 крупнейших российских городах, в т. ч. и в Иркутске.

Цель институтов - участие в научных исследованиях по актуальным общественным темам. Тематика нашего института - «Сибирь в России и мире:

вызовы и стратегии развития». Иркутский институт общественных наук ставит своей целью изучение внутренней и внешней миграции в регионе, решение вопросов и проблем сохранения национальных культур и других тем [9].

В рамках второй сети, с 1 января 2006 г. в университете под руководством ректора начал работу Научно-образовательный центр «Байкал: интеграция научной и образовательной деятельности в рамках комплексного изучения геоэкологии объекта всемирного наследия ЮНЕСКО», поддержанный Аналитической ведомственной целевой программой «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008 гг.). Общая тема работы - интеграция научной и образовательной деятельности в рамках изучения геоэкологии объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. НОЦ был официально зарегистрирован 1 января 2007 г. Он создан Иркутским и Бурятским (БГУ) государственными университетами при участии ряда институтов СО РАН - геохимии, земной коры, а также динамики систем и теории управления.

ИГУ рассчитывает на универсальность и многопрофильность своего проекта. НОЦ «Байкал» ориентирован не на отдельную область исследований, например биологию, а на изучение объекта в комплексе. Значение проекта обусловлено уникальностью изучаемого объекта. Сибирское море изучают биологи и физики, химики и математики. В университете создана единая междисциплинарная модель, причем работы в этом направлении продолжаются не одно десятилетие. Проект предусматривает создание примерно 10 баз данных, содержащих результаты многолетних исследований, - ИГУ ведет наблюдения за состоянием озера с 1923 г. По мнению руководителя проекта, проф. А. И. Смирнова, для ученых это неоценимая помощь: им не нужно больше «поднимать» копящиеся десятилетиями сведения - тысячи истлевающих листов. Они получают доступ к первоисточникам, представленным в столь желанном для нас электронном виде. Проект рассчитан первоначально на три года. Вместе с ИГУ в нем участвует несколько институтов СО РАН, но главные задачи, скажем, разработку информационных технологий, создание трехмерных моделей Байкала, решают молодые сотрудники ИГУ, аспиранты и студенты.

Работы центра, основанные на фундаментальных исследованиях, находят самое разное применение. Например, по заказу Министерства природных ресурсов разработаны проекты документов «Нормативы качества окружающей среды озера Байкал» и «Нормативы допустимых воздействий на экосистему Байкала». Эти документы, а в них прописаны основные требования к сохранению экосистемы водоема, дополнят закон о Байкале [10].

По определению исполнительного директора НОЦ, проректора А. В. Ар-гучинцева, речь идет об интеграции ученых всего мира разных профилей и возраста, которые сегодня изучают Байкал. Участники проекта разрабатывают модели междисциплинарных комплексных исследований крупных экосистем на примере озера Байкал, привлекают молодых специалистов к этой работе, занимаются углубленной подготовкой студентов по тематике НОЦ. Но самая главная задача центра - собрать в одно целое материалы научных исследований о Байкале. В одном только Институте биологии ИГУ сегодня

хранится порядка 40 тыс. листов бумаг с данными многолетнего наблюдения за озером. Международный интерес к этим уникальным трудам огромен. В 2007 г. молодые сотрудники НОЦ «Байкал» оцифровали их и начали формировать единую научную базу данных об озере.

НОЦ «Байкал» получил высокую оценку российского и международного научно-образовательного сообщества. В жесткой конкурентной борьбе среди 115 научно-образовательных центров Иркутский университет оказался лучшим, обогнав даже Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. За победу НОЦ «Байкал» достался грант в размере 1 млн долларов [11].

Научный образовательный центр (НОЦ) «Байкал» Иркутского государственного университета работает при поддержке российских и международных грантов уже три с половиной года, и практика показывает, насколько востребовано мировой научной общественностью озеро Байкал как неисчерпаемый источник знаний и открытий [12].

Иркутский университет традиционно развивает взаимовыгодные и устойчивые связи с зарубежными вузами-партнерами. В продолжение этой традиции, в 2007 г. на базе Международного института экономики и лингвистики ИГУ при поддержке ректора А. И. Смирнова открыт Институт Конфуция. Это передовой учебный центр, рожденный совместно со специалистами Ляонинского университета в Шеньяне, где студенты ИГУ изучают китайский язык и экономику. Иркутский госуниверситет стал четвертой высшей школой в России, удостоенной чести создать центр культуры и истории Китая. Это единственное учреждение в Иркутской области и Забайкалье, где разрешено проводить тестирование и выдавать сертификат Н8К, необходимый для поступления в вузы КНР. Преподавать китайский язык, историю и культуру Китая будут китайские профессора.

Институт имеет более 100 отделений в 46 странах мира. В России такие институты открыты только в Москве, Владивостоке и Благовещенске. На торжественной церемонии открытия института присутствовали вице-премьер Государственного совета КНР Чэн Чжили, министр образования КНР Чжоу Цзи, а также ректор Ляонинского университета проф. Чэн Вэй. С приветственным словом на открытии выступили губернатор А. Г. Тишанин и ректор ИГУ проф. А. И. Смирнов. Открытие института совпало с годом Китая в России и явилось важной вехой в подготовке высококлассных специалистов в области китайского языка, изучении культуры и истории Китая [13].

А. И. Смирнов постоянно подчеркивает, что главный критерий, характеризующий именно университетский уровень подготовки специалистов, - высокие показатели в науке. По словам ректора, «с момента своего основания ИГУ развивает научные школы и внедряет исследования в учебный процесс. Больше половины сотрудников Иркутского научного центра СО РАН тоже вышли из стен ИГУ. Этот показатель характеризует и определяет высокий научный потенциал и конкурентоспособность университета» [14].

ИГУ - это более 15 признанных научных школ. Ежегодный объем финансирования научных исследований превысил 100 млн руб. Вуз сотруднича-

ет с Иркутским научным центром СО РАН и Восточно-Сибирским научным центром СО РАМН, Институтом ядерных исследований РАН и МГУ, Объединенным институтом ядерных исследований РАН, а также ВосточноСибирской газовой компанией, АК «Алроса» и др. Вместе с институтами СО РАН вуз проводит ежегодно более десяти крупных международных и всероссийских конференций [15].

В составе ИГУ работают шесть крупных научных подразделений (НОЦ «Байкал», Центр новых информационных технологий, Астрономическая обсерватория, Межрегиональный институт общественных наук, Ботанический сад, Научно-информационный центр изучения Монголии).

Сегодня в университете аспирантура работает по 52, а докторантура - по 17 специальностям. Ежегодно сотрудниками университета защищается 5-6 докторских и более 30 кандидатских диссертаций. В ИГУ успешно функционируют 7 докторских диссертационных советов. Смирнов А. И. является председателем диссертационного совета по защите докторских диссертаций по химическим наукам.

Благодаря постоянной ориентированности руководства университета на научные исследования, в вузе работает 156 докторов и 480 кандидатов наук, 4 действительных члена, 2 члена-корреспондента РАН, 62 члена отраслевых и общественных академий [16].

Учеными университета выполняются многие десятки научных тем и отдельных исследований. Периодически на первые позиции выходят некоторые из них. В настоящее время, по мнению проректора по научной работе ИГУ, доктора физико-математических наук А. В. Аргучинцева, НОЦ «Байкал», возглавляемый проф. А. И. Смирновым, - по-настоящему крупный, значительный проект. Выбирая партнера для международного проекта научнообразовательного центра, американцы предпочли Иркутский университет Московскому. НОЦ «Байкал» сегодня широко известен как интеграционный плацдарм изучения геоэкологии. Он занимается исследованием крупных экосистем на примере озера Байкал [17].

По инициативе Смирнова А. И. в начале 2000-х гг. ИГУ стал учредителем двух журналов («В начале было Слово...», «Байкальский психологический и педагогический журнал», 2003). Он входит в состав их редколлегии и редакционного совета. В 2007 г. по его распоряжению возобновлен выпуск научного журнала «Известия Иркутского университета», главным редактором которого является проф. А. И. Смирнов. Уже вышли в свет четыре серии журнала: «Математика», «Политология. Религиоведение», «Науки о земле» и «Биология».

В число важнейших научных разработок университета, выполненных за последние годы, входят: уникальный комплекс для измерения параметров металлической примеси в жидких и порошкообразных пробах, применяемый для диагностики состояния авиационных двигателей (разработка защищена европейским патентом); рентгенорадиометрический сепаратор для алмазосодержащих руд; перспективный полимерный материал «меланин», который может использоваться для медицинских целей как препарат с выраженной

антиоксидантной, радиорезистентной и радиопротекторной активностью; новая технология утилизации отходов и получения биологически активных веществ; газогенератор кипящего слоя, работающий в режиме газификации или полукоксования твердого топлива; комплекс математических моделей для оценки климатического распределения антропогенных газовых и аэрозольных примесей и выявления закономерностей возникновения и развития опасных природных и техногенных процессов в атмосфере и гидросфере.

Последним по времени (18 сент. 2009 г.) прорывным научным достижением ИГУ является запуск на университетском астрофизическом полигоне (Тункинская долина, Республика Бурятия) крупнейшей в мире черенковской установки «Тунка-133» для изучения космических лучей сверхвысоких энергий, позволяющей изучать эволюцию Вселенной. Это единственная крупномасштабная физическая установка, созданная в России в XXI в. Она включена Федеральным агентством по науке и технологиям в перечень уникальных установок России [18].

Фактически российский комплекс - «младший брат» Большого адронного коллайдера. У них одна цель - получить новое знание о взаимодействии элементарных частиц, обладающих сверхвысокими энергиями, хотя и разными способами [19].

Ее проект был одобрен в конце 2004 г. Научным советом РАН по комплексной проблеме «Космические лучи». Установка построена в сотрудничестве НИИ прикладной физики Иркутского государственного университета и НИИ ядерной физики Московского государственного университета и других российских организаций при активном участии немецкого физического центра ББ8У и Туринского университета (Италия). Установка состоит из 200 фотоумножителей, расположенных на территории около километра, источника постоянной энергии, светодиода и специальной крышки, защищающей фотоэлементы от осадков. Стоимость системы, создание которой финансировалось из федерального бюджета, составляет около 1 млн долларов [20].

А. И. Смирнов прилагает много усилий для расширения международных связей и контактов ИГУ. Университет является членом Евразийской ассоциации университетов и Международной ассоциации университетов стран Евразийско-Тихоокеанского региона (2002), ведет активные научные и образовательные проекты более чем с тридцатью зарубежными университетами (в т. ч. университетом Альберта (Канада), университетами Пэ Джэ (Республика Южная Корея), Ляонинским (КНР), Мэрилендским (США), Монгольским университетом и др.). ИГУ является единственным вузом России - соучредителем Института Горы (Франция, с 2001 г.). В последние годы университет принимает активное участие в выполнении двух международных проектов по программе Темпус-Тасис. Университет постоянно посещают иностранные делегации, ведь ИГУ в совокупности сотрудничает с 62 учебными заведениями мира, большинство из которых расположено в Южной Корее и Китае. Ректор 3-4 раза в год бывает в командировках [21].

Это сотрудничество осуществляется в разных формах и объемах. В частности, структура Иркутского университета удачно вписалась в задачи Ин-

ститута Горы. Проекты ученых ИГУ могут свободно интегрироваться в его широкомасштабные научные программы, предоставляя ученым новые возможности реализации своего научного потенциала. Примером может служить первый конкретный результат такой интеграции: два проекта ИГУ (по ихтиологии и топонимике) приняты к реализации, а на очереди - проекты по математическому моделированию, горному праву и ряд других, осуществляемых нашими учеными на разных факультетах ИГУ. Результаты совместных экспедиций, проведенных в августе-сентябре 2002 г. в районе французских Альп, получили высокую оценку специалистов. В своем выступлении Генеральный секретарь ЮНЕСКО господин Мацуура с трибуны форума определил сотрудничество Иркутского и Савойского университетов как символ международной интеграции.

Успешно развивается научное сотрудничество университета с развитыми странами (США, Япония, Канада, Германия, Англия, Италия, Бельгия, Португалия и др.). С 1998 г. по программам института «Открытое общество» (фонд Дж. Сороса) сотрудники университета получили более 20 грантов. Среди них четыре - на поддержку Интернет-центра ИГУ, четыре - по проекту «Пушкинская библиотека», совместный грант фонда Дж. Сороса и областной администрации по информатизации региональной системы здравоохранения.

Совместно с королевскими музеями истории и искусств Бельгии выполняются исследования по гранту ИНТАС в области археологии. С 1997 г. работает сибирско-канадская археологическая экспедиция, проводимая совместно с университетом Альберты. С 2002 г. выполняется восемь проектов Глобального экологического фонда. Исследования направлены на решение проблем экологии, биологического разнообразия и сохранения природной среды [22].

Кроме этого, университет разрабатывает концепцию развития научного, познавательного и образовательного туризма, который мог бы стать альтернативой туризма «египетского типа», когда для строительства отелей вырубаются леса, уничтожается естественный ландшафт. При развитии научного туризма люди не просто «загорают на пляже», но и открывают что-то новое для себя. Университет запустил ряд пилотных проектов по этому направлению. Например, летом 2007 г. на научной станции университета, расположенной в поселке Большие Коты, прошли учебную практику студентки одного из престижных американских колледжей. В августе-сентябре 2007 г. проведена Международная летняя школа «Лимноэкология Байкала» для российских и немецких аспирантов и студентов. Это мероприятие организовано НОЦ «Байкал» и Центром экологии университета г. Киль (Германия). Школа работала по инновационно-образовательной схеме, включающей виртуальный и очный компоненты. Организаторы наладили виртуальное взаимодействие участников еще до личной встречи, чтобы максимально эффективно использовать две недели на Байкале. Главным нововведением стало то, что предварительная часть обучения, знакомство, формирование команд, решение конкретных задач были обеспечены через Интернет-форум на портале НОЦ [23].

В сентябре 2009 г. А. И. Смирнов находился с официальным визитом в КНР, в ходе которого провел ряд важных встреч и мероприятий. В частности, он участвовал в Форуме мэров городов Северо-Восточной Азии (г. Шеньян). Там присутствовали экс-премьеры Японии и Южной Кореи, замминистры иностранных дел Японии и России, вице-губернаторы Томска и Тюмени, мэры и заместители мэров Хабаровска, Владивостока и Красноярска. По соглашению мэрии г. Шеньян и администрации г. Иркутска честь представлять наш город выпала ректору ИГУ. А. И. Смирнов выступил с докладом по экологии Байкала.

Делегация Иркутского государственного университета также участвовала в VIII Форуме ректоров университетов северо-восточных провинций КНР, Сибири и Дальнего Востока России. В нем приняли участие ректоры 35 китайских и 45 российских вузов. В ходе трехдневной встречи их главное внимание было уделено вопросам подготовки специалистов международного класса и инновационного типа на фоне экономической глобализации и развертывания сотрудничества китайских и российских вузов в научнометодической области.

19-22 сентября проходила работа делегации ИГУ и ректората университета «Биньхай» (г. Циндао). Итогом данной встречи стало подписание договора о партнерстве и сотрудничестве между университетами, которое предусматривает осуществление преподавательского и студенческого обмена, а также других форм научного и культурного обмена и сотрудничества. Также достигнута договоренность о подписании и этапах реализации договора о совместных образовательных программах и выдачи двух дипломов между Иркутским госуниверситетом и университетом «Биньхай». Возможность получения китайского диплома позволит студентам ИГУ иметь конкурентные преимущества и занять достойное место на мировом рынке труда. Руководство университета «Биньхай» обратилось к А. И. Смирнову с просьбой направить в вуз преподавателя русского языка для улучшения подготовки китайских студентов, его изучающих. Летом 2010 г. запланировано провести совместные летние школы, в рамках которых 30 студентов ИГУ посетят г. Циндао для изучения китайского языка и экономики и, соответственно, 30 студентов из университета «Биньхай» приедут в Иркутск, на Байкал для изучения русского языка [24].

Основной функцией Иркутского госуниверситета является подготовка специалистов высшей квалификации. Поэтому основные усилия ректора Смирнова направлены на расширение количества специальностей, предлагаемых для обучения, и повышение качества учебного процесса.

До «перестройки» в университете было девять специальностей: физика, химия, математика, геология, биология, география, история, филология и юриспруденция. Под руководством А. И. Смирнова или с его участием созданы новые структурные подразделения: четыре учебно-образовательных института - Институт математики, экономики и информатики, Юридический институт, Институт социальных наук, Международный институт экономики

и лингвистики; Байкальская международная бизнес-школа; открыты филиалы университета в г. Ангарске и Братске; сформирован Виртуальный университет.

В настоящее время в ИГУ 14 учебных подразделений - пять институтов и девять факультетов, ведут подготовку по 45 специальностям, сохранив при этом все маловостребованные в 1990-е гг., в т. ч. химию и физику. Вместе с тем требования времени заставляют руководство университета расширять номенклатуру специальностей в традиционных классических областях. Например, раньше математика была только теоретической и прикладной, а сегодня к ним добавились «Математические методы в экономике», «Математические администрирования информационных систем» и т. д. В 2007 г. открыли «Политологию», «Религиоведение» и «Инженерную геологию». Для университета проблема открытия новых специальностей состоит в первую очередь в недостатке помещений. Поэтому приходится внедрять узкие специализации в рамках существующих специальностей.

Переходя на двухуровневую систему образования, ИГУ уже с 1994 г. осуществляет подготовку бакалавров по направлению «Лингвистика», в 2002 г. открыт бакалавриат по направлениям «Геология», «Экономика», «Коммерция», в 2005 г. - «Химия». Магистры в университете выпускаются с 2002 г. по направлениям «Геология», «Радиофизика», «Лингвистика», «Химия», «Коммерция», «Физика», «Электроника и микроэлектроника» [25].

В соответствии с лицензией Федеральной службы РФ по надзору в сфере образования и науки (2006) университету предоставлено право ведения образовательной деятельности по 26 направлениям (из них 6 открыто за последние три года) и 42 специальностям, магистерской подготовки - по 17 направлениям, послевузовского профессионального образования (аспирантура и докторантура) по 51 научной специальности; дополнительного профессионального образования; подготовки к поступлению в вуз. Университет осуществляет подготовку в сокращенные сроки обучения по 15 специальностям. Учебный процесс в Иркутском госуниверситете обеспечивают более 900 преподавателей, в т. ч. специалисты из США, Китая, Южной Кореи. Из них две трети имеют ученую степень. Аналитики мирового рейтингового агентства «РейтОР» (2009) отмечают высокие показатели ИГУ в позиции «профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава». В частности, по этому показателю Иркутский университет опережает Сибирский федеральный университет [26].

Вместе с тем, выполняя свою основную уставную обязанность, университет постоянно сталкивается с объективными проблемами, решить которые он не в состоянии. В частности, за последние пять лет бюджетный план приема студентов ему сократили с 960 до 790 мест. Тем не менее, количество студентов университета вместе с филиалами по всем формам обучения составляет более 18 тыс. человек. ИГУ осуществляет подготовку кадров для Иркутской области, Забайкальского края, Республики Саха (Якутия), Республики Бурятия. Распределение специалистов проходит также в пределах указанных территорий [27].

Современный уровень развития цивилизации предъявляет повышенные требования к системе образования и, в особенности, высшего. Среди ряда форм, методов и способов модернизации высшей школы наиболее перспективным является путь непрерывного обновления, или, как принято сейчас говорить, «инноваций». Наиболее эффективным способом развития для российской высшей школы является повышение наукоемкости ее учебного процесса. Наиболее эффективна для решения этой задачи система классического университета. И ректор хорошо понимает суть и сущность этого процесса. По оценке А. И. Смирнова, «и бакалавра, и магистра мы учим думать и работать над собой, наш студент все время в поиске, поэтому он, так или иначе, соприкасается с научно-исследовательской деятельностью» [28].

Смирнов А. И. считает обязательным условием получения современного высшего образования участие студента в научно-исследовательской работе уже на первых курсах. Он является председателем Совета по научноисследовательской работе студентов университета, которой в ИГУ занимаются более 5000 учащихся. На каждом факультете созданы условия для плодотворной творческой учебы, приобщения к науке. В настоящее время в структуре университета семь крупных научных подразделений обеспечивают нау-коемкость учебного процесса: научно-исследовательская часть, четыре научно-исследовательских института, Центр новых информационных технологий и научно-технологический парк «Прибайкальский экологический парк».

В результате этой работы ежегодно до 300 студентов выступают с докладами на научных конференциях, семинарах регионального, всероссийского и международного уровня. За последние три года ими были получены более 150 медалей, дипломов и грамот за призовые места на республиканских и региональных конференциях, конкурсах на лучшую студенческую научную работу, олимпиадах. С 1997 г. в университете выходит сборник тезисов лучших докладов студентов и аспирантов «Вестник Иркутского университета. Специальный выпуск: Ежегодная научно-теоретическая конференция молодых ученых: материалы». По количеству научных публикаций студентов университет прочно удерживает ведущее место среди вузов Восточной Сибири.

В совокупности в научно-исследовательской работе принимают участие более 70 % студентов очной формы обучения, из которых более 300 человек получают оплату из различных фондов. По мнению Александра Ильича, «студенту наука дает возможность выбрать профессиональное направление -фундаментальное или прикладное, а значит, определиться, для чего он себя готовит - для науки или производства» [29].

Большую работу по вовлечению студентов в научно-исследовательскую работу проводит НОЦ «Байкал». Им образовано шесть научно-образовательных групп, занимающихся палеоклиматом, природными катастрофами и геологией, эволюцией экосистем, лимнологией больших водоемов, геоин-формационными системами, математическими моделями. Участники групп, каждая из которых состоит наполовину из сотрудников РАН и студентов, сами ставят себе задачи и вырабатывают технические задания, утвержденные Минобрнауки. По оценке проректора А. В. Аргучинцева, до 80 % тех не-

больших средств, что выделены на этот проект, идут на разработку учебных курсов по тематике групп. Они должны отвечать требованиям стандартов, основываться на последних достижениях науки, содержать электронные словари и тесты для проверки знаний. Оценивает «начинку» и совершенство курсов конкурсная комиссия, она и распределяет средства [30].

В университете не на словах, а на деле добиваются принципиального обновления учебных программ. Делается это для того, чтобы выпускники вуза не были «узкими» специалистами, а обладали широким диапазоном знаний. Например, востребованные сегодня экологи должны так знать математику, чтобы уметь применять моделирование и современные информационные технологии. Перед коллективом вуза поставлена задача: создать эффективный механизм и с его помощью отбирать «своих» студентов и аспирантов -думающих и творческих. В НОЦ проводят конкурсы студенческих работ и семинары, возродили летние школы на Байкале. Вводят в практику организацию длительных школ для молодых исследователей ИГУ - с обзорными, узкоспециальными лекциями и даже целыми курсами. Для их чтения приглашают корифеев из Иркутска, Новосибирска и Москвы, и из-за рубежа.

В 2007 г. в НОЦ «Байкал» совершенствовали свои знания около 40 участников: студенты-старшекурсники и аспиранты двух университетов - географы, биологи, математики, геологи. Обзорные доклады прочитали мэтры -академик РАН Михаил Кузьмин, член-корреспондент РАН Евгений Скляров, профессора из Иркутска и Улан-Удэ. Молодые ученые выступали с двумя докладами. К ним предъявляли особые требования: основные идеи первого доклада должны быть доступны неспециалистам, второй должен быть сделан на английском. По мнению руководства НОЦ, участники справились: доклады излагались понятным языком, и английский, судя по ответам на вопросы, молодежь знает неплохо. Работа проходила в доброжелательной, товарище -ской обстановке, присущей университету, а по вечерам корифеи и молодежь запросто общались у костра, вместе пели под гитару. Зарубежным гостям это было в диковинку [31].

Вторым перспективным направлением работы по повышению качества учебного процесса, доступным и эффективным для университета, является кооперация с вузами других стран. Работа эта в ИГУ успешно идет не первый год. Особенных успехов в этом направлении добились Байкальская международная бизнес-школа и Международный институт экономики и лингвистики, выпускники которых могут получить сразу два диплома: Иркутского госуни-верситета и вуза-партнера - Мэрилендского университета (США), Ляонинского университета (КНР) или Университета Южного Квинсленда (Австралия). Кроме этого, в структуре госуниверситета работают два лингвистических центра по изучению китайского и корейского языков, а также Институт Конфуция, где идет серьезная подготовка специалистов, включающая не только освоение языка, но и комплексное изучение традиций и культуры Китая, особенностей его современного развития.

Наряду с этим, по высказыванию А. И. Смирнова, университет недавно заложил основу сотрудничества с южнокорейским Квандонгским универси-

тетом в г. Каннын. И сегодня студент ИГУ может наряду с европейским языком изучить один из восточных, а может и получить вместе с отечественным иностранный диплом. Для этого надо пройти обучение в течение трех семестров в Китае, Южной Корее или Японии. Учитывая развивающиеся связи Иркутской области со странами Тихоокеанского региона, по мнению ректора, перспективы такого образования трудно переоценить [32].

Следует отметить, что такие формы сотрудничества, как летняя практика, языковое семестровое, годичное обучение, получение совместных дипломов, перестали быть в ИГУ чем-то выдающимся, сегодня это неотъемлемые элементы университетского учебного процесса. Только за последние три года число студентов университета, выезжающих на стажировки за рубеж, увеличилось почти в два раза. Примечательно, что в силу геополитических и экономических причин львиная доля вузов-партнеров ИГУ приходится на университеты азиатских стран. Сотрудничество с вузами Японии, Монголии, КНР, Южной Кореи не только открывает новые возможности для университета, но и способствует укреплению дружеских связей между странами, развитию совместных перспективных направлений. По числу вузов-партнеров ИГУ стоит на уровне столичных университетов России и занимает лидирующие позиции в регионе.

В ткань студенческой реальности «госовцев» проникают и другие формы международного сотрудничества, о которых их преподаватели не могли и мечтать. Например, в 2006 г. ИГУ вошел в число 20 российских вузов, студенты которых получают стипендию «Oxford Russia Fund» в размере 3 тыс. руб. ежемесячно. В настоящий момент около двухсот талантливых, увлеченных наукой студентов 3-4-х курсов социально-экономического профиля удостоились этого права [33].

Курс на создание условий одновременного обучения студентов в ИГУ и зарубежных вузах доказал свою правильность. Обмен группами студентов, аспирантов, профессоров ИГУ и Кильского университета К. Альбрехта (Германия), Швейцарского федерального института водных исследований (EAWAG), летняя школа немецких коллег на Байкале [34] и еще ряд примеров подтверждают возможность превращения Иркутского университета в постоянную площадку международного студенческого образовательного взаимодействия.

Кроме упомянутых способов повышения эффективности учебного процесса, ректор в качестве основных форм образования рассматривает вовлечение студентов в общественную и профессиональную жизнь вуза и региона. В своей работе со студентами А. И. Смирнов уделяет значительное внимание духовно-нравственным аспектам воспитания.

И это действительно реализуется в университете. В 2008 г. в ИГУ создан Центр содействия занятости и трудоустройству студентов и выпускников. Почти половина студентов, начиная с 4-го курса, имеют работу. Пока еще она не всегда соответствует специальности, но руководство вуза старается мотивировать юношей и девушек на выбранную профессию - помогает им с производственной практикой, проводит встречи с представителями кадровых

агентств, руководителями фирм. Кроме того, неплохим стартом для карьеры молодых людей являются студенческие предприятия, которые работают при различных факультетах. Это рекламное, туристское, креативное и РЯ-агентства, юридическая клиника, бюро переводов, центр информационных технологий и т. д. [35].

В ИГУ создан студенческий центр культуры и досуга; в институтах, на факультетах успешно действуют разнообразные клубы эстетических ценностей и другие творческие объединения, спортивно-оздоровительные комплексы, секции, кружки. Для людей, одаренных музыкально и художественно, есть факультет общественных профессий, превосходный академический хор, клуб веселых и находчивых. Ежегодно проводятся фестивали и смотры творческих коллективов, спортивные соревнования, турниры, в которых участвуют также студенты и преподаватели других вузов региона (например, турниры по баскетболу «Иркутская Фемида», большому теннису «Байкальская осень» и др.). Физическим воспитанием студентов в университете занимаются превосходные наставники в баскетболе, футболе, спортивном ориентировании, волейболе, других видах спорта. За успехи вуза в этом направлении и за личный вклад в развитие студенческого спорта ректору А. И. Смирнову мэрия г. Иркутска в 2005 г. объявила благодарность.

В своей работе по формированию единого образовательного пространства в регионе университет уделяет большое внимание довузовской подготовке будущих студентов. В структуре ИГУ есть лицей, осуществляющий профильное обучение старшеклассников по различным направлениям, 90 % его выпускников приходят учиться сюда. Кроме этого, университет имеет в области сеть базовых инновационных средних общеобразовательных учебных заведений. В 27 школах работают профильные классы, курируемые различными факультетами ИГУ. В них преподают, ведут научные направления и оценивают олимпиадные работы профессора университета. Университет тесно сотрудничает с Ангарским педагогическим училищем и иркутской гимназией № 1 по двум направлениям - математике и филологии. Их выпускники продолжают обучение в ИГУ с 3-го курса. Большую роль в ранней профориентации учащихся играет Воскресный колледж ИГУ, некоторые отделения которого имеют и дистанционную форму обучения. Однако, несмотря на всю эту работу по созданию образовательного пространства, уровень знаний нынешних абитуриентов, по мнению А. И. Смирнова, оставляет желать лучшего [36].

Реальное представление о роли и месте университета в российском и мировом образовательном пространстве дают независимые рейтинги. Конечно, они проводятся на разных основаниях, но в совокупности отражают истинное положение дел. В отечественном рейтинге, проведенном в 2002 г., анализировались показатели 61 университета. Впереди ИГУ лишь семь наших вузов, такие как Санкт-Петербургский, МГУ, Московский физикотехнический, Нижегородский, Томский, Ростовский и Казанский университеты. Равные позиции занимали десять вузов, среди которых Новосибирский, Воронежский, Саратовский, ряд других. Ниже ИГУ по рейтингу расположилось более сорока университетов России, в т. ч. и такие именитые, как Даль-

невосточный и Алтайский, Красноярский и Ярославский, Кемеровский и Самарский. Основные критерии, которыми руководствовались организаторы рейтинга - это квалификация профессорско-преподавательского состава, не только преподавание, но и научная деятельность, прежде всего в фундаментальных разработках, участие в различных региональных, федеральных и международных программах [37].

Высокий рейтинг вуза был подтвержден и в июне 2005 г., когда при поддержке Правительства РФ, Государственной Думы РФ, Совета Федерации, Союза ректоров вузов России состоялась церемония награждения лауреатов конкурса «Золотая медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России». Золотой медалью награждены лучшие вузы страны, добившиеся наиболее высоких результатов в области подготовки специалистов с высшим образованием. Руководителю Иркутского государственного университета А. И. Смирнову в связи с успехами вуза вручен Почетный знак [38].

В 2008 г. в рейтинге авторитетного российского журнала «Деньги», составленного на основе опроса 300 крупнейших российских компаний-работодателей, ИГУ занял 42-е место [39].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Весной 2009 г. на основе показателей ведущих университетов мира по версии агентства «РейтОР» был сформирован сводный рейтинг лучших вузов России, стран СНГ и Балтии. В числе почти сотни высших учебных заведений Иркутский государственный университет занял 25-е место. Более того, Иркутский университет занял 349-ю строчку в рейтинге ведущих университетов мира. Учитывая, что из 15 тыс. университетов для оценки было отобрано 509 ведущих вузов из 70 стран мира, результат для ИГУ более чем позитивный [40].

По итогам анализа научной продуктивности вузов, проведенного тем же агентством «РейтОР» в сентябре 2009 г., ИГУ занимает 26-е место в РФ, уступив в зоне Сибири и Дальнего Востока только трем томских вузам и Новосибирскому университету [41].

В соответствии с разными основаниями и методиками подсчетов, во всех российских и международных рейтингах Иркутский государственный университет занимает достойное для удаленного регионального вуза место. Поэтому естественно, что в настоящее время выпускники ИГУ составляют основу научных коллективов Восточно-Сибирского отделения Российской академии наук, Академии медицинских наук и педагогических кадров высших учебных заведений региона.

Успехи вуза, возглавляемого А. И. Смирновым, являются лучшим свидетельством его состоятельности на посту ректора. Вместе с тем А. И. Смирнов в силу личных способностей и деловых качеств является авторитетным человеком, известным организатором российской высшей школы и признанным ученым. Об этом свидетельствует краткое перечисление мест и отличий его общественного и научного служения.

А. И. Смирнов - орденоносец. За большую и плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей, укреплению мира и дружественных отношений между государствами он в 2002 г.

награжден орденом Дружбы, и за заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров, воспитании подрастающего поколения в 2006 г. - орденом Почета.

Александр Ильич пользуется большим авторитетом в отечественной системе высшего образования и востребован на ряде ответственных участков общественной работы. В частности, в январе 1998 г. он введен в Научнотехнический совет Минобразования России [42] и в июне 2003 г. в состав Координационного совета по классическому университетскому образованию Министерства образования РФ.

Смирнов А. И. - лауреат премии Правительства РФ в области образования за 1999 г. за участие в работе «Разработка научно-организационных основ и создание единой федеральной университетской компьютерной сети для высших учебных заведений» [43] и почетный работник высшего профессионального образования России (1999). В 2004 г. удостоен почетного знака «Ректор года».

А. И. Смирнов известен за пределами страны - он награжден медалью министра просвещения и образования Монголии (2002 г.), удостоен значка «Хундет Телсды» Монгольской партийной организации; имеет благодарность Савойского университета за высокое качество лекций для студентов, тематика которых связана с деятельностью кафедры ЮНЕСКО (2003 г.), является почетным профессором Ляонинского университета (КНР) и Монгольского национального университета [44].

Заслуги А. И. Смирнова признаются сибирским научным сообществом. В 2002 г. он приглашен в Научный совет СО РАН по проблемам озера Байкал. В Совет вошли ведущие ученые институтов Иркутского и Бурятского научных центров СО РАН, а также ученые вузов, отраслевых институтов и представителей администраций и природоохранных органов Республики Бурятия и Иркутской области. Задачами Совета являются: координация исследований и разработок в рамках программ Сибирского отделения РАН, российских региональных и международных программ по изучению и обеспечению экологически устойчивого развития, охраны и рационального использования природных ресурсов озера Байкал, а также разработка интеграционных программ и проектов СО РАН по Байкалу с участием институтов СО РАН и других заинтересованных организаций и вузов. Совет осуществляет научную экспертизу и представляет в Сибирское отделение заключения по крупным проектам, связанным с использованием природных ресурсов в бассейне озера, а также по другим экономическим мероприятиям, законодательным и нормативным инициативам, касающимся Байкальской природной территории и исполнения Федерального закона «Об охране озера Байкал» [45].

А. И. Смирнов избран членом Президиума Иркутского научного центра Сибирского отделения РАН (2007-2012 гг.) [46].

В своей работе Александр Ильич стремится к углублению и расширению взаимодействия академической и вузовской науки с образовательным процессом с целью повышения качества подготовки специалистов в рамках Федеральной программы «Государственная поддержка интеграции высшего об-

разования и фундаментальной науки». Он возглавляет Восточно-Сибирский учебно-научный центр фундаментального образования. Смирнов А. И. принял участие и выступил с докладами по актуальным проблемам развития университетского образования и науки на международных, российских и региональных конференциях, симпозиумах, семинарах (например, Зальцбургский семинар-1999 (Австрия), Тайвань-2002, Республика Монголия-2003 и др.).

Постоянно востребован А. И. Смирнов и региональной властью. Так, в ноябре 2002 г. он, в соответствии с распоряжением губернатора Б. А. Говорина, введен в состав Координационного научного совета при администрации области. В августе 2004 г. его ввели в состав обновленного Общественного совета по наградам при губернаторе Иркутской области. Совет рассматривает и одобряет кандидатуры жителей области, которые могут быть представлены к государственным и областным наградам. В 2007 г. ректор проф. Смирнов введен в состав межведомственного Проблемного совета по социальнодуховному образованию школьников и студентов Иркутской области при губернаторе Иркутской области. На протяжении ряда лет Александр Ильич является членом Совета по физической культуре и спорту и Комиссии по резерву управленческих кадров при Губернаторе Иркутской области [47].

А. И. Смирнов - Заслуженный деятель науки Республики Бурятия (1998 г.).

Александр Ильич принимает участие в политической и общественной жизни страны и региона. В частности, в октябре 1999 г. он был внесен в Федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, выдвинутый избирательным блоком «Отечество - вся Россия» от Восточно-Сибирской региональной группы (Республика Хакасия, Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Эвенкийский автономный округ). В апреле 2004 г. на VI отчетно-выборной конференции Иркутского регионального отделения партии «Единая Россия» А. И. Смирнов был избран в состав Политсовета ИРО «Единая Россия» [48]. Смирнов А. И. избран действительным членом Международной академии высшей школы, Экологической академии, Академии педагогического образования.

В свои 60 лет А. И. Смирнов бодр, энергичен и полон творческих и производственных планов. Можно рассчитывать, что он еще многие годы посвятит себя служению родному университету.

1. Смирнов Александр Ильич // Сибиряки. Современная летопись. Иркутск, 2009. С. 140; Хлебникова О. Александр Смирнов: химией увлекся благодаря учителям // Областная. 2009. 3 авг.

2. Рыбак М. Университетское счастье Александра Смирнова // Вост.-Сиб. правда. 2002. 23 окт.

3. Хлебникова О. Указ. соч.

1. Smimov Aleksandr Ilyitch // The Siberians. Oblastnaya (Contemporary). Irkutsk, 2009. P. 140; Khlebnikova O. Aleksandr Smirnov: was deeply interested in chemistry due to the teachers// Oblastnaya (The regional). 2009. August, 3.

2. Rybak M. The University fortune of Aleksandr Smirnov // Vostochno-Sibirskaya Pravda (The East-Siberian truth). 2002. October, 23.

3. Khlebnikovа O. Indicated source.

За. Иркутский государственный университет: ректоры, деканы, профессора (1918-1998). Иркутск, 1998. С. 14.

Зб. Там же.

4. Рыбак М. Указ. соч.

5. Хлебникова О. Александр Смирнов: Классический университет воспитывает всесторонне развитую личность // Областная. 2008. 24 окт.

6. Alma mater: дыхание века: к 90-летию Иркутского государственного университета. Иркутск, 2008. С. 14.

7. Дайджест региональных СМИ [Электронный ресурс]. URL: http://www.aldana.ru/ news.php?id=388

8. Кафедра водных ресурсов ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. URL: http://www.isu.ru/facs/kafedra/unesco/ru/i ndex.html.

9. Смирнов А. И. ИГУ: сохраняя

фундаментальность образования, идти в ногу со временем [Электронный ресурс]. URL: http://lake.baikal.ru/ru/

baikalinfo/ pressa/magazin_1207_1.html

1G. Там же.

11. Хлебникова О. Знать о Байкале

все // Областная. 2GG7. 24 авг.;

Дризе Ю. Вузы погрузятся в тайны Байкала // Поиск. 2007. 1 сент.

12. Вторушина Е. Ученый вышел на тропу. Разрабатывается проект будущей базы научного туризма на Байкале // Рос. газ. 2GG8. 6 авг.

13. Оккерт Д. ИГУ попал в рейтинг // СМ-Номер один. 2GG9. 3G апр.; 8 сентября состоялось открытие Института Конфуция [Электронный ресурс]. URL: http://irkstudy.ru/statiy/?ft=1 &r=1&nt=78

14. Иркутскому государственному

университету - 85! // Вост.-Сиб. правда. 2GG3. 26 окт.; Хлебникова О. Александр Смирнов: Классический университет

воспитывает ...

15. Смирнов А. И. ИГУ: сохраняя фундаментальность .

16. Alma mater: дыхание века . С. 12.

17. Дризе Ю. Указ. соч.; Рыбак М. Персоной августа мы выбрали ректора Иркутского государственного университета // Вост.-Сиб. правда. 2GG9. 26 авг.

за. The Irkutsk State University: Rectors, Deans, Professors (1918-1998). Irkutsk, 1998. P. 14.

зб. Ibid.

4. RybakM. Indicated source.

5. Khlebnikova O. Aleksandr Smirnov: Classical university forms a multiple personality // Oblastnaya (Contemporary).

2008. October, 24.

6. Alma mater: century effects: by the 90-th anniversary of the Irkutsk State University. Irkutsk, 2008. P. 14.

7. Regional mass media digest. URL: http://www.aldana.ru/news.php?id=388

8. The UNESCO water resources Department. URL: http://www.isu.ru/facs/ kafedra/unesco/ru/index.html (access date: 22.10.09).

9. Smirnov A. I. The ISU: go with

the times preserving the fundamentality. URL: http://lake.baikal.ru/ru/baikalinfo/

pressa/magazin_1207_1.html

10. Ibid.

11. Khlebnikova O. Knowing everything about lake Baikal // Oblastnaya (The regional). 2007. August, 24; Drize Y. The higher educational institutions will be immersed in the lake Baikal mystery // Poisk (Search). 2007. September, 1.

12. Vtorushina E. The scientist got onto the path. The project of future scientific tourism base is drawn // Rossiyskaya gazeta (The Russian newspaper). 2008. August, 6.

13. Okkert D. The ISU is in the rate // SM-Nomer odin (SM-Number one).

2009. April, 30; The Confucius Institute

opening was held on the 8 of September. URL: http://irkstudy.ru/statiy/?ft=1&

r=1&nt=78 .

14. The Irkutsk State University accomplished 85! // Vostochno-Sibirskaya Pravda (The East-Siberian truth). 2003. October, 26; Khlebnikova O. Aleksandr Smirnov: Classical university forms...

15. Smirnov A. I. The ISU: preserving the fundamentality.

16. Alma mater: century effects . P. 12

17. Drize Y. Indicated source; Rybak M. The Irkutsk State University Rector

18. В Тункинской долине откроет-

ся крупнейшая в мире установка для исследования космических лучей сверхвысоких энергий [Электронный ресурс]. URL: http://irk-

vesti. ru/teleinform/7153-v-tunkinskoj -dolin-otkro-tsya-krupn-j shaya-v-mir. html

19. Круглова Л. «Тунка-133» -

младший брат большого адронного коллайдера [Электронный ресурс]. URL: http://rus.ruvr.ru/2009/09/29/179

5640.html

20. Крупнейшая установка для изучения космических лучей запущена в Бурятии [Электронный ресурс]. URL: URL:http:// www.rian.ru/science/ 200909 18/185525888.html

21. Список университетов - членов Евразийской ассоциации [Электронный ресурс]. URL:http://www.eau. msu.ru/ index.php?option=com_content &task=view&id=6&Itemid=21; Хлебникова О. Александр Смирнов: химией увлекся благодаря учителям // Областная. 2009. 3 авг.

22. Иркутскому государственному университету ...

23. Смирнов А. И. ИГУ: сохраняя фундаментальность ...; Хлебникова О. Знать о Байкале все // Областная. 2007. 24 авг.

24. Иркутский государственный

университет. Новости: [Электронный

ресурс]. URL: http://isu.ru/news/poezdka _China.html; Ректоры университетов Китая и России обсуждают в Даляне вопросы подготовки специалистов [Электронный ресурс]. URL:http://www. irkutsk.cn/rus/public/news/show/2166

25. Хлебникова О. Александр

Смирнов: Классический университет

воспитывает ...; Она же. Александр Смирнов: химией увлекся .

26. Alma mater: дыхание века: к 90-летию Иркутского государственного университета. Иркутск, 2008. С. 12, 13; Оккерт Д. Указ. соч.

27. Хлебникова О. Александр Смирнов: химией увлекся .

was chosen as a person of August // Vostochno-Sibirskaya Pravda (The East-Siberian truth). 2009. August, 26.

18. The world's largest extrahigh energy cosmic rays equipment will be installed in the Tunka valley. URL: http://irk-vesti.ru/teleinform/7153-v-tunkinskoj-dolin-otkro-tsya-krupn-jshaya-v-mir.html

19. Kruglova L. "Tunka-133" - a

younger brother of the large hadron collider. URL: http://rus.ruvr.ru/2009/

09/29/1795640.ht.m1

20. The largest cosmic rays equipment is installed in Buriatia. URL: http://www.rian.ru/science/20090918/1855 25888.html

21. The list of the universities -the Eurasian Association members. URL: http://www.eau.msu.ru/index.php?option= com_content&task=view&id=6&Itemid=2 1; Khlebnikova O. Aleksandr Smirnov: was deeply interested in chemistry due to the teachers // Oblastnaya (The regional).

2009. August, 3.

22. The Irkutsk State University accomplished 85! ...

23. Smirnov A. I. The ISU: preserving the fundamentally .; Khlebnikova O. Knowing everything about lake Baikal // Oblastnaya (The regional). 2007. August, 24.

24. The Irkutsk State Univer-

sity.News // URL: http://isu.ru/news/

poezdka_China.html; In Dalian the Russian and Chinese Universities Rectors consider the specialist teaching and training issues // URL: http://www.irkutsk.cn/rus/ public/news/show/2166.

25. Khlebnikova O. Aleksandr Smirnov: Classical university forms . ; same author. Aleksandr Smirnov: was deeply interested in chemistry .

26. Alma mater: century effects: by the 90-th anniversary of the Irkutsk State University. Irkutsk, 2008. P. 12, 13; Ok-kert D. Indicated source.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Khlebnikova O. Aleksandr Smirnov: was deeply interested in chemistry .

28. Khlebnikova O. Aleksandr Smirnov: Classical University .

28. Хлебникова О. Александр Смирнов: Классический университет ...

29. Там же.

30. Хлебникова О. Знать о Байкале все // Областная. 2007. 24 авг.

31. Дризе Ю. Указ. соч.

32. Рыбак М. Персоной августа мы выбрали ректора Иркутского государственного университета // Вост.-Сиб. правда. 2009. 26 авг.

33. Оккерт Д. Указ. соч.

34. Вторушина Е. Ученый вышел на тропу. Разрабатывается проект будущей базы научного туризма на Байкале // Рос. газ. 2008. 6 авг.

35. Хлебникова О. Александр Смирнов: химией увлекся ...

36. Хлебникова О. Александр Смирнов: Классический университет .

37. Иркутскому государственному университету - 85 ...

38. Лауреаты конкурса «Золотая

медаль “Европейское качество”». Номинация «Сто лучших вузов России» [Электронный ресурс]. ЦЯЪ:

http://www.academspb.ru/cat/view.php7id 0=4&М1=3

39. Хлебникова О. Александр Смирнов: Классический университет.

40. Оккерт Д. Указ. соч.

41. Русский репортер. 2009. № 39. С. 46-47.

42. О научно-техническом совете

Минобразования России : приказ Минобразования РФ от 19 янв. 1998 г. № 83 [Электронный ресурс]. иКЬ:

http://www.school. edu.ru/laws.asp7cat _оЬ_по=5960&оЬ_по=4099&о11.оЬ_по^о

43. О присуждении премий правительства Российской Федерации в области образования за 1999 год [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.rg.ru/ oficia1/doc/postan_rf/627.shtm

44. Например, 8 сентября состоялось открытие Института.

45. Положение о Научном совете СО РАН по проблемам озера Байкал // Наука в Сибири. 2002. 5 апр.

46. Состав членов Президиума Иркутского научного центра Сибирско-

29. Ibid.

30. Khlebnikova O. Knowing everything about lake Baikal // Oblastnaya (The regional). 2007. August, 24.

31. Drize Y. Indicated source.

32. Rybak M. The Irkutsk State University Rector was chosen as a person of August // Vostochno-Sibirskaya Pravda (The East- Siberian truth). 2009. August, 26.

33. OkkertD. Indicated source.

34. Vtorushina E. The scientist got onto the path. The project of future scientific tourism base is drawn // Rossiyskaya gazeta (The Russian newspaper). 2008. August, 6.

35. Khlebnikova O. Aleksandr Smirnov: was deeply interested in chemistry .

36. Khlebnikova O. Aleksandr Smirnov: Classical University .

37. The Irkutsk State University accomplished 85 .

38. The "Gold medal "European quality" awardees. Nomination for "100 best Russian Universities" // URL: http://www.academspb.ru/cat/view.php?id 0=4&id1=3 (access date: 10.10.09).

39. Khlebnikova O. Aleksandr Smirnov: Classical University .

40. Okkert D. Indicated source.

41. The Russian reporter. 2009. N

39. P. 46-47.

42. The Russian Ministry of Educa-

tion order from January, 19, 1998. N 83 "The Russian Ministry of Education scientific-technical council". URL:

http ://www. school.edu.ru/laws.asp?cat_ob _no=5960&ob_no=4099&oll.ob_no_to=

43. The Russian Federation government premium award in education for the period of 1999. URL: http://www.rg.ru/ oficial/doc/postan_rf/627.shtm

44. For example, The Confucius Institute opening was held on the 8 of September.

45. Standing orders of the RAS Scientific council on lake Baikal issues // Nauka v Sibiry (Science in Siberia). 2002. April, 5.

46. Presidium members of the Irkutsk Scientific center of Russian Acad-

го отделения РАН (2007-2012 гг.)

[Электронный ресурс]. URL:

http://www.isc.irk.ru/presidium.htm

47. Азарова Д. Первое заседание обновленного общественного совета по наградам при губернаторе Иркутской области [Электронный ресурс]. URL: http://admirk.govirk.ru/Press-rel/inf-19-08-04-2.htm; Состав Комиссии при Губернаторе Иркутской области по формированию и подготовке резерва управленческих кадров [Электронный ресурс].

URL: http://www.govirk.ru/tematicheskie %20razdely/ruk/komissij a/default.aspx.

48. Федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, выдвинутый избирательным блоком «Отечество - вся Россия» [Электронный ресурс].

URL: http://politika.kulichki.net/archive/

spiski99/sp16.html; Итоги VI отчетновыборной конференции регионального отделения партии «Единая Россия»

[Электронный ресурс]. URL:

http://www.edinros.irkutsk.ru/informcenter /news/2004_04/new_

The University as Vocation and Destiny (by the 60-th Anniversary of A. I. Smirnov)

Y. A. Zuliar

Irkutsk State University, Irkutsk

The article is dedicated to the 60-s anniversary of A. I. Smirnov, the Rector of the Irkutsk State University. His life and active professional, scientific and social activities are described. The research of the university staffs labour in the period of 1990-2000-s is carried out.

Key words: Irkutsk, The Irkutsk State University, the higher education history, regional history, the science history, a higher education institution teacher, social societies.

Зуляр Юрий Анатольевич - доктор ис- Zuliar Yuriy Anatolievich - Doctor of His-

торических наук, профессор, заведующий torical Science, Professor, Head of the Po-

кафедрой политологии и отечественной litical Science and Russian History Depart-

истории Иркутского государственного ment, The Irkutsk State University, e-mail:

университета, e-mail: uazulyar@yandex.ru uazulyar@yandex.ru

emy of Sciences Siberian Department (for the period of 2007-2012). URL: http://www.isc.irk.ru/presidium.htm.

47. Azarova D. The first session of the de-selected public award council under the Irkutsk region Governor // URL:http://admirk.govirk.ru/Press-rel/inf-19-08-04-2.htm; Forming and training administration personnel Committee members under the Irkutsk region Governor. URL: http://www.govirk.ru/temati ches-kie%20razdely/ruk/komissija/default.aspx

48. Federal slate for deputies of Rus-

sian Federation Federal Assembly Duma of the third convocation put forward by the selective block "Country's whole Russia". URL: http://politika.kulichki.net/archive/

spiski99/sp16.html; Resume of the VI reporting back-elective conference of the "Integrated Russia" party regional division. URL: http://www.edinros.irkutsk.ru/ informcenter/news/2004 04/new 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.