Научная статья на тему 'Научно-образовательный центр «Байкал»'

Научно-образовательный центр «Байкал» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Намсараев Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательный центр «Байкал»»

Из жизни вуза

59

Б. НАМСАРАЕВ, профессор

Модернизация российского высшего образования в значительной степени связана с инновационным подходом к системе обучения и подготовки квалифицированных, конкурентоспособных кадров. Сегодня вузы - это не только образовательные учреждения, но и научно-исследовательские центры, которые реализуют крупные региональные проекты. Одним из таких опорных научных центров является Бурятский государственный университет.

В 2006 г. при поддержке Министерства образования и науки РФ был создан научно-образовательный центр «Байкал: интеграция научной и образовательной деятельности в рамках комплексного изучения геоэкологии» (НОЦ «Байкал»). Центр учрежден Иркутским (ИГУ) и Бурятским (БГУ) государственными университетами при участии Института геохимии СО РАН им. А.П. Виноградова, Института земной коры СО РАН и Института динамики систем и теории управления СО РАН (ИДСТУ СО РАН) для решения следующих основных задач:

• разработка и реализация модели междисциплинарныхи межведомственных комплексных исследований крупных экосистем на примере озера Байкал;

• создание механизма привлечения молодых специалистов к исследовательской работе;

• организация системы углубленной подготовки студентов и повышения квалификации по тематике центра;

• сбор материалов научных исследований о Байкале и их концентрация в рамках научного портала (http://lake.baikal.ru).

Структура НОЦ «Байкал» включает научно-образовательные группы для каждого направления исследований. В состав групп входят представители профильных кафедр учебных заведений и академичес-

Научно-образовательный центр «Байкал»

ких институтов. Из руководства НОЦ и научно-образовательных групп сформирован Ученый совет НОЦ, куда входят также ведущие профессора и ученые ИГУ и БГУ. Руководителем проекта является ректор Иркутского государственного университета, профессор А.И. Смирнов, руководителем научной компоненты - директор Института геохимии СО РАН им. А.П. Виноградова, академик РАН, профессор М.И. Кузьмин, руководителем образовательной компоненты - декан географического факультета ИГУ, профессор А.В. Аргучинце-ва, руководителем компоненты международных связей - профессор кафедры органической химии БГУ В.В. Хахинов. Руководителем научно-исследовательской части проекта «Исследование структуры и эволюции экосистем водоемов Байкальского региона» является зав. кафедрой экспериментальной биологии и почвоведения БГУ, профессор Б.Б. Намсараев.

Работа в рамках научно-образовательной группы распределена на два блока:

1) поддержка и проведение научно-исследовательской работы;

2) разработка и публикация научнообразовательных материалов.

60

Высшее образование в России • № 9, 2008

В стратегию научных исследований, проводимых в рамках НОЦ «Байкал», заложена простая идея - быть на уровне достижений мировой науки. Успешная реализация научно-исследовательских проектов обеспечивается благодаря междисциплинарному подходу. Задача НОЦ состоит не только в продвижении отдельных дисциплин и направлений, но и в их интеграции, что позволяет объединить усилия молодых ученых, аспирантов и студентов, привлекая к сотрудничеству в различных формах исследователей из других организаций, например из институтов СО РАН.

Необходимо подчеркнуть, что организация междисциплинарных связей является необходимой предпосылкой работы на таком уникальном природном объекте, как озеро Байкал. Комплексные исследования дают большой толчок для их дальнейшего развития. Тем самым в рамках НОЦ естественным путем происходит взаимообога-щение исследовательских групп материалами наблюдений и иными данными по Байкальскому региону, а также решается актуальная проблема практической реализации результатов, полученных в ходе фундаментальных теоретических поисков. В этом заключается одно из главных достоинств таких структур.

На основе данных организационных предпосылок научно-исследовательской группой Бурятского государственного университета разрабатываются и реализуются следующие проекты:

■ развитие концепции изменчивости и устойчивости экосистемы озера Байкал и сопряженных с ним водоемов;

■ выработка общей стратегии сохранения биоразнообразия экосистемы озера Байкал с учетом антропогенных изменений;

■ выдвижение фундаментальных идей в области изучения водных ресурсов как междисциплинарного научного направления.

За период выполнения работ по проекту при помощи методов гидрогеологии, геохимии, минералогии, изотопной геохимии

и микробиологии преподавателями, научными сотрудниками, аспирантами и студентами БГУ были исследованы подводные и прибрежные гидротермы оз. Байкал, содово-соленые озера и термальные минеральные источники Забайкалья и Монголии.

К основным научным результатам относятся следующие.

В изученных содово-соленых озерах Забайкалья с минерализацией воды от 5,6 до 320 г/л и рН воды 7,7-10 создаются благоприятные условия для развития функционально разнообразного микробного сообщества алкало- и галофильных организмов.

При помощи молекулярно-генетических и микробиологических методов определены представители новых родов и видов семейства Flexibactericeae: «Lyali-koviella elongate» gen. nov., sp. nov. и «Sanguinoglea alkalitolerans» gen. nov., sp. nov.

Выделенные культуры алкалофильных аэробных бактерий-деструкторов отличаются широкой метаболической активностью. Показана их способность к существованию в широком интервале рН и концентрации NaCl, что существенно для нормального функционирования экосистем озер, испытывающих сезонные и межгодовые колебания физико-химических параметров среды обитания.

Микробные сообщества щелочных гидротерм Байкальской рифтовой зоны отличаются высокой продуктивностью. Наибольшие скорости продукции в гидротер-махБайкальской рифтовой зоны наблюдаются в диапазоне температур 35—50оС при рН 8,0—9,5 и невысокой концентрации сульфида.

Основу микробных матов в термальных источниках составляют нитчатые формы рода Phormidium. Цианобактерии рода Oscillatoria являются содоминантами в условиях с умеренной температурой, а роды Synechococcus и Mastigocladus — в условиях высоких температур.

Выделенные аэробные органотрофные

Из жизни вуза

61

культуры из гидротерм являются спорообразующими алкалотолерантными факультативно-анаэробными термофилами, принадлежащими к группе аозШйтт/ВаеИ-1и$ грам-положительных бактерий, и обладают широким спектром гидролитических ферментов.

Из щелочных гидротерм Монголии выделен новый вид алкалотолерантной термофильной факультативно-анаэробной органотрофной бактерии АпохуЪаегПт mongoliensis, способной к росту при pH 6,0-10,0 и температуре 37-750С. Типовой штамм А. mongoliensis Т4 является активным продуцентом термостабильных внеклеточных щелочных протеолитических ферментов, относящихся к классу субти-лизинподобных сериновых протеаз, имеющих оптимум активности при 650С и pH 10,5-10,8.

Результаты определения изотопного состава цианобактерий показывают, что цианобактерии и аноксигенные фототрофы циано-бактериальныхматов содово-соленых озер используют СО2 - продукт разложения аллохтонного и автохтонного органического вещества, продуценты термальных источников - вулканогенную и атмосферную углекислоту.

Доминирующим процессом терминальной деструкции в содово-соленых озерах и гидротермах является бактериальная суль-фатредукция, роль ме-таногенеза в деструкции органического вещества незначительна.

На основе ранее выполненных научноисследовательских работ и анализа полученных результатов была выработана методология развития фундаментальных исследований водных ресурсов как междисциплинар-

ного направления, реализующего общие идеи и методы в различных областях изучения водных ресурсов.

Образовательная составляющая НОЦ заключается в двух моментах. Во-первых, без активного использования в учебном процессе результатов передовых научных разработок дальнейшее развитие университета на современном этапе просто немыслимо. Во-вторых, научные и педагогические коллективы испытывают сегодня серьезный дефицит молодых талантливых кадров. Чтобы подготовить ученого, чтобы увлечь его своей идеей и повести за собой в мир науки, нужно работать со студентом начиная с первого курса. При этом перед научно-образовательным центром прежде всего стоит задача отобрать тех, у кого есть способности к научной деятельности. А далее студент на протяжении пяти лет будет получать качественное образование и параллельно формироваться как молодой перспективный исследователь - будущий аспирант, научный сотрудники преподаватель вуза. Поэтому большое внимание НОЦ уделяет привлечению студентов к научной работе.

В подготовке и проведении экспедиций, в обработке проб активное участие принимают сотрудники и студенты биолого-гео-

62

Высшее образование в России • № 9, 2008

графического и химического факультетов. На основе отобранного в экспедициях материала студентами выполнены две курсовые и семь дипломных работ. Полученные данные отражены в результатах шести кандидатских диссертаций, успешно защищенных на нашем диссертационном совете. За последние два года преподавателями и учеными БГУ по итогам выполнения проектов опубликовано в научных журналах 26 статей, результаты исследований используются при подготовке лекций по микробиологии, химии окружающей среды, гидрохимии и др.

Разработаны новые электронные учебные программы лекционного курса «Микробная экология » для студентов по биологическим специальностям. При финансовой поддержке НОЦ «Байкал» опубликованы монографии «Микробные сообщества щелочных гидротерм» (2006), «Водные системы Баргузинской котловины» (2007), справочник «Минеральные источники и озера Баргузинской долины» (2007).

Просветительская составляющая проекта НОЦ«Байкал» - Интернет-портал ^йр:/ /lake.baikal.ru), поддерживаемый Иркутским госуниверситетом. В его электронной библиотеке сейчас выставлено несколько десятков публикаций ученых о Байкале, некоторые из них уникальны. Все желающие могут

зайти на портал и ознакомиться с новыми учебными курсами по гидробиологии и водной экологии, химии окружающей среды, динамике атмосферы.

В рамках реализации проекта на базе биостанции НИИ биологии ИГУ в пос. Большие Коты проведена конференция «Научно-образовательный центр «Байкал»: стратегия развития» с привлечением аспирантов и молодых ученых БГУ. В 2007 г. университет организовал работу семинара «Закономерности и пути эволюции геологических, физико-химических и биологических процессов формирования химического состава и свойств природных вод Байкальского региона». Для чтения лекций были приглашены профессора из МГУ им. М.В. Ломоносова, ИГУ и БГУ. Основной целью школы-семинара было обсуждение экспериментальных результатов и перспектив исследований, установление научных связей между молодыми учеными и расширение возможностей внедрения материалов конференции в решение региональных экологических проблем.

НОЦ «Байкал» демонстрирует огромные возможности междисциплинарных и межведомственных комплексных исследований крупных экосистем на примере озера Байкал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.