Научная статья на тему 'Университет и академия: история и перспектива связей'

Университет и академия: история и перспектива связей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университет и академия: история и перспектива связей»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

А.В. Родосский

Университет и академия: история и перспектива связей

Опубликовано: Христианское чтение. 1997. № 15. С. 8-12

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

А. В. Родосский, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета СПбГУ

УНИВЕРСИТЕТ И АКАДЕМИЯ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВА СВЯЗЕЙ *>

И

мператорский Санкт-Петербургский, а ныне Санкт-Петербургский государственный университет, к профессорско-преподавательской корпорации которого пишущий эти строки имеет честь принадлежать, несколько моложе Духовной академии. Как известно, академия открылась «для пробного курса» в 1809 г., тогда как университет был открыт лишь в 1819 г., десятью годами позже. Связи университета с академий начались вскоре после его открытия.

Сейчас кое-где раздаются голоса, что следует создать в нашем университете богословский факультет. Скажем сразу, что такого факультета у нас никогда не было, а вот кафедра богословия была. Возглавлял эту кафедру в первое время ее существования протоиерей Герасим Павский, именовавшийся также университетским законоучителем. Одновременно он был профессором Духовной академии по кафедре еврейского языка. Не секрет, что богословские воззрения о. Герасима Павского были небезупречны и крайне непоследовательны, однако заслуживают серьезного внимания его труды на ниве филологии — такие, как «Филологические наблюдения над составом русского языка», о которых высоко отзывался тогдашний ректор университета и известный литератор П. А. Плетнев, и «Материалы для объяснения русских коренных слов посредством иноплеменных» — первый опыт русского этимологического словаря.

Доклад на Юбилейной конференции 25 декабря 1996 г.

Прот. Герасим Павский руководил университетской кафедрой богословия с 1819 по 1827 г. Его преемником стал о. Василий Ба-жанов — тоже выпускник С.-Петербургской Духовной академии, впоследствии член Синода, протопресвитер Императорского двора и гвардии, духовник царской семьи. А начинал он карьеру с должности университетского законоучителя и настоятеля домовой церкви Свв. Ann. Петра и Павла при нашем университете — церкви, в помещении которой сейчас находится музей, но с недавнего времени там стали, хотя и нерегулярно, совершаться богослужения.

О. Василия Бажанова, возглавлявшего кафедру богословия, сменил о. Иоанн Янышев, который позднее стал ректором Духовной академии, а еще позднее — протопресвитером придворного духовенства и первым наставником в Православии Государыни Императрицы Александры Феодоровны. Щедро одаренным и всесторонне образованным человеком был о. Иоанн Янышев, но, к сожалению, нельзя не признать, что его богословские взгляды с церковной точки зрения весьма сомнительны. Не исключено, что они оказали определенное негативное влияние на религиозно-нравственное состояние университетских студентов...

В начале XX столетия законоучителем университета был священник Василий Палисадов — доктор богословия и тоже выпускник СПбДА. Но тут грянула революция, был подписан пресловутый декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», и духовные школы прекратили свое существование. Однако руководство университета попыталось спасти положение и присоединить академию к университету на правах богословского факультета. Само собой разумеется, что эта попытка была обречена на провал.

И все же связь университета с духовными школами продолжалась и после революции. Дело в том, что последним настоятелем университетской церкви до ее закрытия в 1919 г. был протоиерей Николай Чуков — впоследствии митрополит Григорий, под водительством которого в послевоенные годы восстанавливались в нашем городе духовная семинария и академия. Кстати, один из

тогдашних прихожан нашего храма профессор Н. А. Мещерский (ныне покойный) в своих воспоминаниях сообщает, что некоторое время в нем служил епископ, впоследствии митрополит Мануил (Лемешевский) — активный борец с обновленчеством, духовный отец приснопамятного Владыки Иоанна.

Как известно, после закрытия академии и семинарии в нашем городе был образован Богословский институт, существовавший с 1919 по 1924 г. Его ректором был избран о. Николай Чуков. Он-то и привлек для преподавания в институте профессоров нашего университета — таких, как Б. А. Тураев, Л. П. Карсавин, А. И. Введенский, Н. О. Лосский, Ю. П. Новицкий. Их имена, до недавних пор знакомые лишь узкому кругу специалистов, вновь обрели широкую известность. Поэтому позволим себе лишь напомнить, что Юрий Петрович Новицкий, профессор-юрист, принял мученическую кончину от богоборческих властей вместе с митрополитом Петроградским Вениамином и недавно причислен к лику святых.

Значительной во всех отношениях личностью был и академик Борис Александрович Тураев — один из основоположников русской египтологии, автор капитального исследования «История классического Востока». Огромный исследовательский талант Б. А. Тураев счастливейшим образом сочетал с пламенной верой и ревностным благочестием. Именно он составил службу Всем Святым Земли Российской, а в последние годы жизни был старостой университетского храма.

Связи университета с академий в послевоенный период были случайными и эпизодическими. Отметим только, что довольно много лиц с университетским образованием поступали в духовные школы и принимали священный сан. Такие случаи нередки и ныне.

В последнее десятилетие контакты между нашими учебными заведениями заметно оживились. В первые годы после всенародного празднования тысячелетия Крещения Руси руководство университета неоднократно .приглашало священнослужителей — в том числе профессоров и преподавателей СПбДА — на встречи со сту-

дентами. Эти встречи неизменно привлекали множество посетителей. Гостями университета бывали и наши иерархи — Святейший Патриарх Алексий II и Высокопреосвященнейший Митрополит Иоанн.

В конце 1980-х годов возникла община домовой университетской церкви Свв. Ашп. Петра и Павла. У истоков общины стоял великий ученый Лев Николаевич Гумилев, труды которого, к сожалению, все еще не оценены по заслугам. После смерти J1.H. Гумилева общину возглавил его ученик и последователь Константин Павлович Иванов, мученически погибший в 1992 г. Совершая отпевание в храме Воскресения Христова, что у Варшавского вокзала, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн произнес над гробом убиенного: «Жизнь его была отдана Церкви. Поэтому, возлюбленные братья и сестры, я верю в то, что его невинная кровь, которая была пролита на землю, будет тем самым семенем мучеников для утверждения веры православной, для умножения любви между христианами, для укрепления благочестия... Помолимся о упокоении ра-ба Божьего Константина, дабы Господь принял его мученическую кончину, и чтобы он имел дерзновение молиться о всех нас с вами».

Вот уже несколько лет наша община хлопочет о передаче церкви, ссылаясь, между прочим, на известное президентское распоряжение от 23 апреля 1993 г. «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» и на опыт Технического университета, Академии художеств и других учебных заведений, в стенах которых вновь действуют домовые церкви, освященные по полному чину. Ситуация с нашим храмом, однако, оказалась не в пример более сложной. И все же, несмотря на разнообразные трудности, в университетской церкви еженедельно совершаются молебны, малые всенощные, панихиды, читаются акафисты. Определением Высокопреосвящепнейшего Митрополита Владимира настоятелем храма назначен священник Кирилл Ко-пейкин, в прошлом — выпускник университета, физик по образованию. В помещении нашей церкви, кроме богослужений, проводятся вечера православной поэзии, концерты духовной музыки,

а также научно-богословские семинары, в которых участвуют не только православные ученые университета, но и гости из Духовной академии.

Такова, вкратце, история взаимоотношений университета и академии. Хочется верить, что при таких богатых и добрых традициях мы вправе рассчитывать на благоприятные перспективы.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.