Научная статья на тему 'УНИВЕРСИТЕТ - ХРАМ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ'

УНИВЕРСИТЕТ - ХРАМ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
128
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСИТЕТ - ХРАМ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ»

УНИВЕРСИТЕТ - ХРАМ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

Светлана Асановна Мухина

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Марийский государственный университет, выпускница биолого-химического факультета Марийского государственного университета 1974 года

Наш третий курс факультета естествознания педагогического института узнал о решении создания университета в МАССР именно на базе факультета в 1972 году. Разные чувства переполняли: интерес, радость, ожидание нового и необычного. Университет должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования в широком спектре наук, что необязательно для института. И этот новый вид деятель-нсоти, наверное, был самым привлекательным для нас, студентов. В институте мы занимались в исследовательских кружках разных направлений. Но эти занятия в какой-то мере в большей степени были направлены на методический аспект будущей профессии педагога.

Уже на этапах создания университетов в основу была положена концепция неразрывной связи образовательного процесса и научных исследований по всем специальностям подготовки студентов. Было общепринято, что университетские преподаватели (профессора) должны подбираться из специалистов, являющихся в первую очередь учеными. И конечно, назначение на должность ректора Марийского государственного университета Виктора Эдуардовича Коллы, который в то время был проректором по учебной работе Пермского государственного университета, было очень удачным решением. Где бы ни трудился Виктор Эдуардович, он везде налаживал учебный процесс и одновременно открывал первую лабораторию экспериментальной фармакологии, причем с привлечением студентов в Пермском фармацевтическом институте (1953). Затем в Пермском государственном университете создал лабораторию по изучению биологически активных веществ. Развивая учебный процесс, организуя научно-

исследовательскую работу, В. Э. Колла много внимания уделял развитию материально-технической базы. Я входила в состав комитета комсомола университета (первым секретарем комитета ВЛКСМ МарГУ была студентка 5-го курса биолого-химического факультета Нина Урако-ва-Пахмутова) и была на первой встрече с ректором. Виктор Эдуардович ждал от студентов поддержки во всех начинаниях в молодом университете. Очень важным было учебное направление в нашей работе, а также участие в организации научных исследований, общественной жизни. В то время в Советском Союзе существовал Советский комитет защиты мира (в 1992 году преобразован в Федерацию мира и согласия). Участник Великой Отечественной войны В. Э. Колла входил в его состав. По предложению ректора, позднее студенты приняли участие в зарабатывании денег, все факультеты по очереди привлекались к строительству здания кооперативного техникума (сейчас это здание «СитиМед» на улице Лобачевского). Заработанные деньги были перечислены в Советский комитет защиты мира.

Специально для студентов-биологов В. Э. Колла читал лекции по проблемам фармакологии, это было факультативно, но до сих пор осталось впечатление о глубине подаваемого материала и научности. Наш первый ректор установил очень высокую планку уровня культуры во всех сферах: и общечеловеческой, и учебной, и научной. Науку он не оставлял, даже уйдя на пенсию написал монографию по фармакологии семейства Сложноцветных. Под его руководством защитили диссертации три доктора наук и 24 кандидата наук (в том числе и я). Виктор Эдуардович хорошо рисовал. Рисунков множество и разных.

© Мухина С. А., 2022

Рисунок Виктора Эдуардовича Коллы

Шабалин, Нина Александровна Помряскинская, Петр Григорьевич Ефремов, Владимир Иванович Лесин, Анна Афанасьевна Камаева, Анна Васильевна Тарасова, Анна Яковлевна Кожевникова, Наталья Прокопьевна Грошева, Сания Якуповна Файзуллина, Инесса Алексеевна Лобанова, Мария Матвеевна Кошпаева, Валентин Александрович Матвеев, Геннадий Иванович Кириллов, Виктор Васильевич Васильев, Михаил Гурьевич Григорьев. Прекрасное знание и любовь к своему предмету в сочетании с научными исследованиями, которые они проводили, методика обучения студентов давали изумительный результат. Мы получили основательные базовые знания и еще умение думать и развиваться дальше. Все преподаватели отличались высокой культурой, которую несли студентам. Преподаватели нас уважали, а это много значит. Никогда не забудутся лекции по мировой художественной культуре Инессы Алексеевны Лобановой, которые она нам читала факультативно (разрешила учебная часть). Таким образом нам прививали и общую культуру будущего выпускника университета. Многие занимались исследованиями в научно-исследовательском обществе по разным направлениям. Мне была ближе физиология человека. Я после окончания университета осталась работать на кафедре анатомии и физиологии человека и животных, которую возглавлял Габриель Лазаревич Билич. На одном из заседаний СНО был представлен интересный доклад студентки Натальи Вомм, о котором была опубликована заметка

Одна из последних фотографий, когда В. Э. Коллу поздравляли с Днем Победы (Канада, 2018 или 2019 год)

Нельзя не вспомнить Галину Николаевну Коллу, супругу ректора, которая работала преподавателем химии на подготовительном отделении университета с момента его основания. Она - человек-«зажигалочка», была инициатором разных добрых дел, любимым преподавателем студентов, опорой и хранительницей семейного очага.

А теперь о том, как развивались идеи обучения студентов в единстве учебной и научно-исследовательской деятельности. У нас были великолепные преподаватели--ученые: Лаврентий Иванович

S. A. Mukhina

«Каждый выбирает себе дело по душе» в универ- В рамках СНО и на учебных занятиях выпол-

ситетской газете. Эксперимент по выработке нялись исследования по изучению физиологии

условного рефлекса на условный сигнал (звук) работы мышц. Студенты проводили эксперимент

она выполняла под руководством физиолога, до- и делали запись сокращений мышцы в зависимо-

цента Александра Ивановича Нестерова. Работа сти от силы действующего тока. Это были очень

классическая, но требующая прекрасного знания интересные работы, которые являются классикой

и выполнения методики опыта. физиологии нервной системы.

Н. Вомм на студенческой конференции Т. Вязникова и Г. Клементьева выполняют эксперимент по изучению

физиологии работы мышц под руководством А. И. Нестерова

В 1972 году В. Э. Коллой уже была создана лаборатория по изучению фармакологической активности новых препаратов, в которой проводились исследования и студентами нашего курса. Лаборатория находилась в главном корпусе университета, а виварий располагался в подвале корпуса истори-ко-филологичекого факультета (Ленинский проспект, 24), на месте которого находится современ-

ное здание галереи. В 1975 году по инициативе В. Э. Коллы и Г. Л. Билича при кафедре анатомии и физиологии человека и животных была открыта проблемная научно-исследовательская лаборатория по изучению фармакологической регуляции регенераторных процессов в эксперименте и клинике. Научные исследования начинались со студенческой скамьи и продолжались в дальнейшем.

В. Э. Колла и Г. Л. Билич проводят исследования в лаборатории вместе с Г. Г. Цынгалевой и Р. Р. Ивановой

С. А. Мухина

Я проводила биохимические исследования содержания аскорбиновой кислоты в моче тяжелобольных людей после операций (аскорбиновая кислота играет важную роль в процессе заживления ран). Галина Цынгалева (Журавлева) исследовала анальгетическое действие препаратов. Впоследствии, в 1984 году под руководством

В. Э. Коллы она защитила диссертацию по фармакологии на степень кандидата биологических наук по теме «Экспериментальное обоснование практической ценности препаратов, получаемых из цветков липы» в Смоленском медицинском институте. Чуть позже получила патент на противоязвенное действие экстракта из цветка липы.

Галина Цынгалева в лаборатории, 4-й этаж главного корпуса, начало 1973 года

С. А. Мухина изучает обмен аскорбиновой кислоты у послеоперационных морских свинок

Я занималась изучением обмена аскорбиновой кислоты у послеоперационных морских свинок. Морские свинки, как и человек, сами не синтезируют в организме витамин С, поэтому полностью зависят от его поступления с пищей.

Студентов активно привлекали к организации и участию во всесоюзных конференциях, прово-

димых ежегодно. Коллектив кафедры и лаборатории встречали участников из всех уголков Советского Союза. Конференции проводились на очень высоком уровне. Крайне интересно было увидеть и услышать крупных ведущих ученых страны. Особенно запомнилось проведение Всесоюзной школы молодых ученых и специалистов

по современным проблемам регенерации. В те- Новосибирска, Краснодара. После лекции

чение десяти дней молодым исследователям чи- обычно проводили круглые столы, в которых

тали лекции ведущие ученые из Москвы, Вла- принимали активное участие и молодые буду-

дивостока, Санкт-Петербурга, Казани, Саранска, щие ученые.

Коллектив лаборатории и кафедры анатомии и физиологии человека и животных. В центре В. Э. Колла и Г. Л. Билич

Уже тогда создалась традиция подготовки к публикации и публикация студенческих работ по темам исследования. Прекрасно помню, как основы подготовки статьи по результатам исследования на больных мне преподала И. А. Лобанова, прекрасный ученый-физиолог, преподаватель и человек. В то время у нас не было даже такого понятия, как проверка на плагиат. Весь анализ и теоретическое обоснование, а также описание собственных результатов проводились после тщательного изучения. Сейчас эта традиция стала хорошим показателем организации научно-исследовательской работы студентов, выпускаются журналы «Молодой исследователь»1. Можно с уверенностью утверждать, что данное назначение университета, которое ему обычно отводится, -это обучение в единстве с проведением научно-исследовательской работы студентов - полностью реализовано. И продолжает совершенствоваться в своем развитии на всех факультетах.

На нашем курсе учился Никандр Семенович Попов. Это был очень активный и не равнодушный ко всему новому студент. В настоящее время это советский и российский деятель науки,

ученый-этнограф, общественный деятель. Кандидат исторических наук (1981), заведующий сектором истории (1983-1993), заведующий отделом этнографии/этнологии Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В. М. Васильева (с 1998 года). Зарубежный член Финно-угорского общества Финляндии (г. Хельсинки, 2003), заслуженный деятель науки Республики Марий Эл (2000), награжден медалью ордена «За заслуги перед Марий Эл» (2020).

1 Журнал «Молодой исследователь: от идеи к проекту». URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?selid=49357147&id=49356773 (дата

обращения: 03.09.2022). С. А. Мухина

Никандр Семенович Попов

Курс наш стал третьим выпуском биолого-химического факультета МарГУ. Многие работали в образовании достаточно успешно не только в республике, но и в других регионах страны. В нашей группе училась мама будущего чемпиона мира Александра Филимонова - это Наталья Юркина-Филимонова. Сын родился (он близнец

с сестрой Анной), когда мама училась на 5-м курсе. Успешно закончить университет и воспитать будущего мирового чемпиона могла только Наталья, сама спортсменка-баскетболистка. Но жизнь каждого - это целая история! Конечно же, кроме науки мы занимались и спортом, и художественной самодеятельностью.

Сборная нашего курса по баскетболу. Последние наставления капитана Галины Клементьевой. Слева направо: Людмила Скопенко, Лидия Уракова, Валентина Карпухина и Галина Цынгалева

Ботанический КВН (в центре Е. М. Видякина)

С удовольствием проводили различные конкурсы между группами курса. На фотографии момент ботанического КВН, который судил строгий, но справедливый судья - Елизавета Михайловна Видякина, доцент, кандидат педаго-

гических наук. Наши преподаватели всегда нас во всем поддерживали. Запомнился и профессор Василий Федорович Пашуков, который не вел на нашем курсе историю, но так провел политинформацию о событиях путча в Чили, что до

Э. А. МикЫпэ

сих пор сохранился образ красивого человека и прекрасного оратора-историка.

Многие традиции сохранились. Так, свое название конкурс первокурсников «Голос юности» несет с 1972 года. Очень интересно разви-

вается традиция проведения «Студенческой весны» - от классических концертов с участием хора до постановки спектаклей-феерий с участием преподавателей (на фотографии) и современных концертов на определенную тему.

Спектакль «Мистерия-буфф» по произведению В. В. Маяковского, представленный коллективом биолого-химического факультета на «Студенческой весне». На сцене студент Александр Киселев и преподаватель, кандидат химических наук Александр Иванович Винокуров

Разные периоды были в развитии университета. Особенно сложный этап - в период девяностых годов, когда резко упала возможность публикаций, проведения конференций, развития материальной базы для проведения научных исследований. Но мы, получив крепкие основы

классического образования в университете, постарались сохранить полученное и в любых условиях вносить вклад в развитие образования. Можно без колебаний сказать, что наш Марийский государственный университет и сегодня является храмом науки, культуры и образования.

С. А. Мухина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.