Научная статья на тему 'Универсальный гидропривод сельскохозяйственных машин'

Универсальный гидропривод сельскохозяйственных машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
378
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДРОПРИВОД / УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ / РЕГУЛИРУЕМЫЙ НАСОС / ГИДРОМОТОР / РЕВЕРС / РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Несмиян Андрей Юрьевич, Должиков Валерий Викторович, Должикова Надежда Николаевна, Ашитко Андрей Андреевич, Колесник Руслан Юрьевич

Внедрение и функциональное расширение гидроприводов на мобильных машинах в сельскохозяйственных, коммунальных и прочих отраслях влечет увеличение их удельной мощности. Расширяется применение гидросистем внешнего отбора мощности, обеспечивающих возможность независимого привода различных потребителей в широком диапазоне нагружения. Флагманы иностранного сельскохозяйственного, дорожного, промышленного машиностроения оборудуют свои изделия гидросистемами, мощность которых значительно превышает 70 кВт. И этот показатель продолжает расти. В связи с тем, что разработчики мобильных энергосредств находятся в жёстких рамках по массогабаритным, топливным и прочим показателям, создание такой техники идет по пути внедрения универсальных гидросистем. Универсализация гидросистем для обеспечения работы внешних потребителей одна из наиболее главных задач развития гидросистем. Но, несмотря на более чем вековое развитие и совершенствование гидропривода, научные изыскания с целью создания универсальных и более экономичных моделей активно ведутся в разных странах мира. Большим минусом этих конструкций является невозможность изменения частоты вращения вала гидромотора привода рабочего оборудования, так как этот параметр зависит от износа узлов и деталей гидропривода, температуры масла. Важным показателем современных гидравлических приводов является внедрение регулируемых насосов, которые значительно расширяют потенциал гидропривода путем улучшения технико-экономических показателей. В этом случае привод всего оборудования обеспечивается одним насосом. Такие «централизованные» системы работают от единых источников энергии и кондиционеров. В результате обеспечивается возможность обратного вращения гидромотора, его затормаживание, плавное изменение частоты вращения привода полезного оборудования сельскохозяйственных машин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Несмиян Андрей Юрьевич, Должиков Валерий Викторович, Должикова Надежда Николаевна, Ашитко Андрей Андреевич, Колесник Руслан Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Универсальный гидропривод сельскохозяйственных машин»

ТЕХНОЛОГИИ, СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Ч

гтжжжжж

УДК 631.319.06

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГИДРОПРИВОД СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН

© 2020 г. А.Ю. Несмиян, В.В. Должиков, Н.Н. Должикова, А.А. Ашитко, Р.Ю. Колесник

Внедрение и функциональное расширение гидроприводов на мобильных машинах в сельскохозяйственных, коммунальных и прочих отраслях влечет увеличение их удельной мощности. Расширяется применение гидросистем внешнего отбора мощности, обеспечивающих возможность независимого привода различных потребителей в широком диапазоне нагружения. Флагманы иностранного сельскохозяйственного, дорожного, промышленного машиностроения оборудуют свои изделия гидросистемами, мощность которых значительно превышает 70 кВт. И этот показатель продолжает расти. В связи с тем, что разработчики мобильных энергосредств находятся в жёстких рамках по массогабаритным, топливным и прочим показателям, создание такой техники идет по пути внедрения универсальных гидросистем. Универсализация гидросистем для обеспечения работы внешних потребителей - одна из наиболее главных задач развития гидросистем. Но, несмотря на более чем вековое развитие и совершенствование гидропривода, научные изыскания с целью создания универсальных и более экономичных моделей активно ведутся в разных странах мира. Большим минусом этих конструкций является невозможность изменения частоты вращения вала гидромотора привода рабочего оборудования, так как этот параметр зависит от износа узлов и деталей гидропривода, температуры масла. Важным показателем современных гидравлических приводов является внедрение регулируемых насосов, которые значительно расширяют потенциал гидропривода путем улучшения технико-экономических показателей. В этом случае привод всего оборудования обеспечивается одним насосом. Такие «централизованные» системы работают от единых источников энергии и кондиционеров. В результате обеспечивается возможность обратного вращения гидромотора, его затормаживание, плавное изменение частоты вращения привода полезного оборудования сельскохозяйственных машин.

Ключевые слова: гидропривод, универсализация, регулируемый насос, гидромотор, реверс, рабочее оборудование.

The introduction and functional expansion of hydraulic drives on mobile machines in agricultural, municipal and other industries leads to an increase in their capacity. The use of external power take-off hydraulic systems is expanding, providing the possibility of independent drive of various consumers in a wide range of loads. Flagships of the foreign agricultural, road, and industrial engineering industries equip their products with hydraulic systems that have a power significantly greater than 70 kW. And this indicator continues to grow. Due to the fact that the developers of mobile power facilities are in strict limits on weight-size, fuel and other indicators, the creation of such equipment is on the way of implementing universal hydraulic systems. Universalization of hydraulic systems to ensure the work of external consumers is one of the most important tasks of the development of hydraulic systems. However, despite more than a century of development and improvement of the hydraulic drive, scientific research to create universal and more economical models is actively carried out in different countries of the world. A big disadvantage of these designs is the inability to change the speed of the shaft of the hydraulic motor drive of the working equipment, since this parameter depends on the amortization of components and parts of the hydraulic drive, the oil temperature. An important indicator of modern hydraulic drives is the introduction of recirculated pumps, which significantly expand the potential of the hydraulic drive by improving technical and economic indicators. In this case, the entire equipment is driven by a single pump. These «centralized» systems operate from single energy sources and air conditioners. As a result, it is possible to reverse the rotation of the hydraulic motor, its braking, and a smooth change in the frequency of rotation of the drive of the useful equipment of the agricultural machine.

Keywords: hydraulic drive, universalization, adjustable pump, hydraulic motor, reverse, working equipment.

UNIVERSAL HYDRAULIC DRIVE OF AGRICULTURAL MACHINES

© 2020 A.Yu. Nesmian, V.V. Dolzhikov, N.N. Dolzhikova, А.А. Ashitko, R.Yu. Kolesnik

Введение. Внедрение и функциональное расширение гидроприводов на автотракторной технике влечет увеличение их удельной мощности [1]. Флагманы иностранного сельскохозяйственного, дорожного, промышленного машиностроения оборудуют свои изделия гидросистемами, мощность которых значительно превышает 70 кВт [2, 3].

Актуализация гидросистем для обеспечения работы внешних потребителей сельскохозяйственных машин в большом диапазоне режимов - одна из главных задач развития гидросистем.

В связи с тем, что разработчики мобильных энергосредств находятся в жёстких рамках по массогабаритным, топливным и прочим показателям, создание такой техники идет по пути внедрения универсальных гидросистем [4, 5].

Такие «централизованные» системы работают от единых источников энергии и кондиционеров [6, 7].

Важным показателем современных гидравлических приводов является внедрение регулируемых насосов, которые значительно расширяют потенциал гидропривода путем улучшения технико-экономических показателей. В этом случае привод всего оборудования обеспечивается одним насосом. При этом во время изменения расхода рабочей жидкости объемные потери столь малы, что их можно не учитывать [8].

Но, несмотря на более чем вековое развитие и совершенствование гидропривода, научные изыскания с целью создания универсальных и более экономичных моделей активно ведутся в разных странах мира.

Методика исследований. Значительная масса сельскохозяйственных машин, оборудованных гидравликой, обладают независимыми гидравлическими приводами центральных узлов, ходовой и рабочей частей.

Большим минусом этих конструкций является невозможность изменения частоты вращения вала гидромотора привода рабочего оборудования, так как этот параметр зависит от износа узлов и деталей гидропривода, температуры масла. Но источники гидравлической энергии могут функционировать при разной частоте вращения вала гидропривода. Так, например, рабочее оборудование машин сельскохозяйственного назначения работает при скорости

вращения вала насоса от 540 до 3000 и более об/мин. Еще одним значительным недостатком является невозможность реверса и остановки гидромоторов ведущих колес и оборудования трактора [9, 10].

Для увеличения рабочих диапазонов гидравлического привода сельскохозяйственных машин предлагается гидропривод, который включает в себя насос (работает от двигателя), гидромотор (приводит во вращения ходовые колеса), гидромотор для рабочих потребителей и регулятор частоты вращения гидромотора. В данной схеме задействованы регулируемый насос и клапан разности давлений с логическим элементом. Между гидромотором и регулируемым насосом стоит клапан разности давлений. Пружинная часть последнего соединена с регулятором скорости, а противоположная - с логическим элементом и далее с напорной гидролинией. Гидромотор навесного оборудования также контактирует с регулируемым насосом через регулятор. На сливе имеется распределитель с обратным клапаном. Дроссель с обратным клапаном установлен параллельно регулятору.

В результате обеспечивается возможность обратного вращения гидромотора, его затормаживание, плавное изменение частоты вращения привода полезного оборудования сельскохозяйственной машины.

На рисунке 1 приведено устройство такого гидропривода.

Источник энергии 1 через регулируемый насос 2 соединен с гидромотором 3 гидролиниями 4, 5 посредством клапана разности давлений 6, а также с гидромотором 7 через регулятор скорости 8 и гидролинии 4, 5, 9. Противоположная от пружинной полость 10 клапана соединена с гидролиниями 4 и 5 посредством логического элемента 11. Пружинная часть 12 клапана контактирует с гидролинией 9. Регулятор скорости 9 включает в себя регулируемый дроссель 13. Также схема включает в себя обратные клапаны 14, 15 и распределитель 16. Гидролинии 4 и 9 соединяются дросселем 17 и обратным клапаном 18. Схема оборудована предохранительными клапанами 19, 20. Гидроцилиндр 21 с распределителем 22 управляют подачей регулируемого насоса 2. Система подпитки состоит из насоса 23 и системы клапанов (переливного 24, обратных 25, 26).

Рисунок 1 - Устройство гидропривода

Результаты исследований и их обсуждение. Сельскохозяйственная машина может работать в трех режимах:

1) перемещение машины (рабочее оборудование не задействовано);

2) стационарное положение машины (рабочее оборудование задействовано);

3) перемещение машины при работе оборудования.

Вышеизложенные режимы работы проанализируем в процессе тяги, торможения гидроприводом и реверса.

В транспортном режиме работы сельскохозяйственной машины дроссель закрыт. Давление рабочей жидкости по гидролинии 4 и логическому элементу воздействует на полость 10 клапана. Соответственно золотник перемещается влево. Масло направляется на гидромотор через клапан и гидролинию 4. Незначительная часть масла из полости 10 идет в гидролинию 5 на всасывание насоса.

При торможении гидромотор функционирует в режиме насоса, подавая масло в насос.

При этом последний начинает работать в качестве гидромотора. В полости 10 клапана возникает давление. Золотник, вытесняя жидкость, перемещается влево. Когда гидромотор 3 работает в режиме насоса, давление в гидролинии 4 падает. Она становится всасывающей.

Для заднего хода сельскохозяйственной машины нужно гидролинию 5 соединить с гидромотором 3. При этом насос обеспечивает в гидролинии 5 давление, которое через логический элемент 11 возникает в полости клапана, откуда поступает в гидролинию 4 через дроссель с клапаном. Распределитель открыт. Рабочая жидкость идет в насос из гидромотора 3. Обратный клапан запирает жидкость и не дает ей идти на гидромотор 7.

Для работы оборудования в стационарном положении машины давление, создаваемое насосом по гидролинии 4 и регулятор скорости 8, идет в гидромотор 7. Скорость вала последнего изменяется регулируемым дросселем 13. Остановка рабочего оборудования трансмиссией обеспечивается гидромотором, который в качестве насоса направляет масло в насос. В этом случае последний начинает работать в качестве гидромотора. Слив из насоса идет на гидромотор посредством открытого регулятора скорости по гидролиниям 4 и 9. Обратный клапан 14 запирает масло, препятствуя поступлению его в гидромотор.

Обратное перемещение рабочего оборудования обеспечивается переводом распределителя в положение, которое соединяет гидромотор 7 и гидролинию 5, минуя обратный клапан. Насос нагнетает давление в гидромотор 7. Масло поступает на всасывание насоса.

Работа оборудования в транспортном режиме машины характеризуется скоростью вращения вала гидромотора 7 путем изменения проходного сечения дросселя. При бесступенчатом повышении давления насоса машина начинает перемещение. Лишнюю рабочую жидкость, которая не проходит через регулятор, гидролиния 4 направляет через клапан в гидромотор 3 привода ходовых колес. Давление рабочей жидкости между гидромоторами 3 и 7 дросселируется с помощью клапана разности давлений и регулятором скорости.

Принцип действия гидропривода заключается в следующем. Давление от насоса возрастает. Клапан находится в закрытом положении, а регулятор скорости - в открытом. Рабо-

чая жидкость идет в гидромотор 7. Как только гидромотор 7 выходит на свой номинал, излишки масла через клапан идут в гидромотор 3. Тем самым скорость вращения вала гидромотора 7 поддерживается на постоянном уровне. Также она может регулироваться дросселем по заданной программе. Скорость перемещения сельскохозяйственной машины изменяется насосом.

Изменение скорости вращения валов гидромоторов происходит уменьшением или увеличением подачи насоса. С целью замедления гидромоторов подачу насоса уменьшают. Из-за снижения расхода рабочей жидкости гидромоторы 3 и 7 выполняют функцию насосов и дают давление в насос через гидролинию 5. Обратные клапаны 14 и 15 не дают маслу попасть в заторможенный гидромотор при работе второго, позволяя соблюдать технику безопасности.

На рисунке 2 представлены законы изменчивости частоты вращения валов гидромоторов Про и сельскохозяйственной машины по, П1 и П2 в зависимости от выбора угла регулирования. Допускаем, что предельная частота вращения валов 3000 об/мин (транспортная скорость сельскохозяйственной машины - 15 км/ч). Объем гидромотора рабочего оборудования на 0,5 меньше, чем объем насоса. Объем гидромотора ходовой и насоса одинаков.

Скорость вращения вала гидромотора, приводящего во вращение ходовые колеса, напрямую связана с углом регулирования насоса и изменяется по линии ОВ. Скорость вала гидромотора рабочего оборудования при этом равна нулю (Про = 0).

В

п,

об/мин

2000

1000

Пр.о/ / С

- -. / / пу D

- / s пг/ ' -

Г F А Е

В,

км/ч

10

а,

град

0 10 20 Рисунок 2 - Изменение скорости вращения валов гидромоторов от угла регулирования насоса

Шкала справа показывает связь скорости вращения вала гидромотора ходовых колес в зависимости от поступательной скорости машины. При Про = 3000 об/мин масло идет в гидромотор рабочего оборудования (угол регулирования насоса а = 15°). При а > 15° масло идет на привод ходовой. Связь скорости вращения гидромотора ходовой от угла регулирования насоса отображает линия Ей.

Выводы. Создание универсального гидропривода в настоящее время неизбежно влечет изменение комплексных, системных подходов при его разработке и модернизации. Это позволит обеспечить высокие технические параметры машины и ее необходимую конкурентоспособность на мировых рынках.

Таким образом, централизованное устройство гидропривода с одним регулируемым насосом делает схему универсальной благодаря плавному и бесступенчатому изменению рабочих режимов сельскохозяйственной машины и его рабочего оборудования, позволяет осуществлять реверс и остановку машины. При этом улучшаются экономические и энергетические показатели машины.

Литература

1. О перспективных направлениях создания гидравлических агрегатов приводов строительных и дорожных машин / В.А. Коробкин, А.Я. Котлобай, А.А. Котлобай, В.Ф. Тамело // Наука и техника. - 2012. - № 6. - С. 71-76. (Белоруссия).

2. Королькевич, А.В. Многофункциональный гидропривод мобильных машин / А.В. Королькевич,

М.И. Жилевич // Вестник Белорусского национального технического университета. - 2010. - № 6. - С. 58-61. (Белоруссия).

3. Несмиян, А.Ю. Обеспеченность предприятий агропромышленного комплекса сельскохозяйственной техникой / А.Ю. Несмиян, В.В. Должиков // Совершенствование технических средств производства продукции растениеводства: межвузовский сборник научных трудов.

- Зерноград, 2013. - С. 64-68.

4. Сравнительные характеристики орудий для поверхностной обработки почвы / А.Ю. Несмиян, В.В. Должиков, С.А. Гладкий, М.Г. Кобец // Тракторы и сельхозмашины. - 2014. - № 3. - С. 23-25.

5. Жилевич, М.И. Новые возможности экспериментальной доводки гидроприводов машин / М.И. Жилевич,

A.В. Королькевич, В.С. Шевченко // Вестник Белорусского национального технического университета. - 2011. - № 6.

- С. 54-56. (Белоруссия).

6. Муздыбаев, М.С. Обеспечение работоспособности гидромеханической трансмиссии транспортных машин / М.С. Муздыбаев, А.С. Муздыбаева, Д.М. Мырза-бекова // Вестник Восточно-Казахстанского государственного технического университета. - 2018. - № 4. - С. 149153. (Казахстан)

7. Рылякин, Е.Г. Влияние эксплуатационных факторов на изменение надежности гидроагрегатов мобильных машин / Е.Г. Рылякин, А.В. Курылев // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 247-249.

8. Попов, В.Б. Математическое обеспечение для проектирования подъемно-навесных устройств мобильных энергетических средств / В.Б. Попов // Вестник АПК Верхневолжья. - 2014. - № 3 (27). - С. 67-71.

9. Бажутов, Д.Н. Модернизация гидравлической системы навесного оборудования трактора / Д.Н. Бажутов, Г.А. Ленивцев, О.С. Володько // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Механика и машиностроение. - 2011. - Т. 13. - № 4. - С. 955-956.

10. Волков, В.Н. Особенности работы гидравлических систем лесозаготовительной техники в условиях эксплуатации при низких температурах / В.Н. Волков,

B.А. Бурмистров, О.М. Тимохова // Технические науки. -2014. - № 8. - С. 1283-1287.

References

1. Korobkin V.A., Kotlobay A.Ya., Kotlobay A.A., Ta-melo V.F. O perspektivnykh napravleniyakh sozdaniya gidrav-licheskikh agregatov privodov stroitel'nykh i dorozhnykh mashin [About perspective directions of creation of hydraulic units drives of construction and road cars], Nauka i tekhnika, 2012, No 6, pp. 71-76. (Belorussiya)

2. Korolkevich A.V., Zhilevich M.I. Mnogofunktsional-nyy gidroprivod mobilnykh mashin [Multifunctional hydraulic

drive for mobile machines], Vestnik Belorusskogo natsional-nogo tekhnicheskogo universiteta, 2010, No 6, pp. 58-61. (Belorussiya)

3. Nesmiyan A.Yu., Dolzhikov V.V. Obespechennost' predpriyatiy agropromyshlennogo kompleksa sel'skoho-zyaystvennoy tekhnikoy [Provision of agricultural machinery for agricultural enterprises], Sovershenstvovanie tekhni-cheskikh sredstv proizvodstva produktsii rastenievodstva: mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov, Zernograd, 2013, pp. 64-68. (In Russian)

4. Nesmiyan A.Yu., Dolzhikov V.V., Gladkiy S.A., Ko-bets M.G. Sravnitelnye harakteristiki orudiya dlya poverh-nostnoy obrabotki pochvy [Comparative characteristics of tools for surface tillage], Traktory i selhozmashiny, 2014, No 3, pp. 23-25. (In Russian)

5. Zhilevich M.I., Korolkevich A.V., Shevchenko V.S. Novye vozmozhnosti eksperimentalnoy dovodki gidroprivodov mashin [New features of experimental debugging of hydraulic drives of cars], Vestnik Belorusskogo natsionalnogo tekhni-cheskogo universiteta, 2011, No 6, pp. 54-56. (Belorussiya)

6. Muzdybaev M.S., Muzdybaeva A.S., Myrzabeko-va D.M. Obespechenie rabotosposobnosti gidromekhani-cheskoy transmissii transportnykh mashin [Ensuring the performance of the hydro-mechanical transmission of transport vehicles], Vestnik Vostochno-Kazakhstanskogo gosu-darstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2018, No 4, pp. 149-153.

7. Rylyakin E.G., Kurylev A.V. Vliyanie ekspluata-tsionnykh faktorov na izmenenie nadezhnosti gidroagregatov mobil'nykh mashin [Influence of operational factors on changing the reliability of hydraulic units of mobile machines], Molo-doy uchenyy, 2014, No 4, pp. 247-249. (In Russian)

8. Popov V.B. Matematicheskoe obespechenie dlya proektirovaniya pod"emno-navesnykh ustroystv mobil'nykh energeticheskikh sredstv [Mathematical support for the design of lifting and attachment devices for mobile power facilities], Vestnik APK Verhnevolzhya, 2014, No 3 (27), pp. 6771. (In Russian)

9. Bazhutov D.N., Lenivtsev G.A., Volodko O.S. Mo-dernizatsiya gidravlicheskoy sistemy navesnogo oborudova-niya traktora [Modernization of the hydraulic system of tractor attachments], Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Ros-siyskoy akademii nauk. Mekhanika i mashinostroenie, 2011, T. 13, No 4, pp. 955-956. (In Russian)

10. Volkov V.N., Burmistrov V.A., Timokhova O.M. Osobennosti raboty gidravlicheskikh system lesozagotovitel'-noy tekhniki v usloviyakh ekspluatatsii pri nizkikh temperatu-rakh [Features of operation of hydraulic systems of logging equipment in operating conditions at low temperatures], Tekhnicheskie nauki, 2014, No 8, pp. 1283-1287. (In Russian)

Сведения об авторах

Несмиян Андрей Юрьевич - доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Технологии и средства механизации АПК», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация). Тел.: +7-904-346-83-54. E-mail: nesmiyan.andrei @yandex. ru.

Должиков Валерий Викторович - кандидат технических наук, доцент кафедры «Технологии и средства механизации АПК», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация). Тел.: +7-908-512-97-27. E-mail: ValeriyDolzhi kov@yandex. ru.

Должикова Надежда Николаевна - магистрант, Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация). Тел.: +7-988-564-43-21. E-mail: [email protected].

Ашитко Андрей Андреевич - аспирант, Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация). Тел.: +7-928-755-30-25. E-mail: [email protected].

Колесник Руслан Юрьевич - аспирант, Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация). Тел.: +7-951-823-38-65. E-mail: [email protected].

Information about the authors

Nesmiyan Andrey Yurievich - Doctor of Technical Sciences, associate professor, professor of the Technologies and means of mechanization of agroindustrial complex department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). Рhone: +7-904-346-83-54. E-mail: [email protected].

Dolzhikov Valery Viktorovich - Candidate of Technical Sciences, associate professor of the Technologies and means of mechanization of agroindustrial complex department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). Рhone: +7-908-512-97-27. E-mail: ValeriyDolzhi [email protected]).

Dolzhikova Nadezhda Nikolaevna - master student, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). Рhone: +7-988-564-43-21. E-mail: [email protected]).

Ashitko Andrey And^vich - postgraduate student, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). Рhone: +7-928-755-30-25. E-mail: [email protected].

Kolesnik Ruslan Yurievich - postgraduate student, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). Рhone: +7-951-823-38-65. E-mail: [email protected],tel.:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

УДК 631.372

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЯГОВО-СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ ОЛИГОМЕРНЫХ ШИН ДЛЯ ДВИЖИТЕЛЕЙ ТРАКТОРОВ ТРЕТЬЕГО ТЯГОВОГО КЛАССА

© 2020 г. В.А. Кравченко, Л.В. Кравченко

Ведущее колесо колёсного сельскохозяйственного мобильного энергетического средства должно обладать высокими тягово-сцепными и агротехнологическими свойствами. Выполнение данной задачи в значительной степени зависит от изыскания и реализаций мероприятий по совершенствованию и созданию новых конструкций шин, которые требуют применения иных марок резин и других материалов, позволяющих применять прогрессивные технологии при изготовлении шин. Целью исследований и испытаний предусматривалось определение на различных опорных основаниях тягово-энергетических показателей олигомерной шины типоразмера 66*43,00-25 и серийной шины 21,3R24 модели ФД-14А, устанавливаемых на тракторах третьего класса тяги. Результаты проведённых сравнительных испытаний показали, что на всех опорных основаниях лучшими тягово-энергетическими показателями обладает олигомерная шина типоразмера 66*43,00-25: при номинальной тяговой нагрузке, равной 7,5 кН, тяговый КПД олигомерной шины выше на 16,85%, 17,72% и 11,43% при меньшем буксовании в 1,80, 3,25 и 2,85 раз по сравнению с серийной шиной, соответственно, на бетоне, стерне и пару. Данные эксплуатационно-технологической оценки олигомерных шин показали, что производительность агрегата на базе колёсного трактора третьего класса тяги за час основного времени с олигомерными шинами выше более чем на 21,0%, а удельный расход топлива ниже до 10,0%, чем с шинами ФД-14А. Однако тормозные свойства трактора Т-150К на шинах фирмы «Lim» на дорогах общего назначения хуже, чем с серийными шинами; испытания также показали низкую надёжность олигомерных шин. Материалы статьи могут быть использованы работниками сельскохозяйственных предприятий, учебных и научных организаций.

Ключевые слова: шина, шинный тестер, тягово-энергетические показатели, напряжения, объёмная масса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.