Научная статья на тему 'Универсальные отношения и проект в науке и языке'

Универсальные отношения и проект в науке и языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
93
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / НАУКА / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Малявина О. Н.

Рассматриваются универсальные отношения и проекты в классической науке и лингвистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSAL RELATIONS: SCIENTIFIC AND LINGUISTIC CONCEPTUAL DESIGN

The article lightens the universal relations and projects in classical science and linguistics

Текст научной работы на тему «Универсальные отношения и проект в науке и языке»

Философия. Культурология

132 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоб ачевского. Серия Социальные науки, 2009, № 1 (13), с. 132-

УДК 60.55

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОЕКТ В НАУКЕ И ЯЗЫКЕ

© 2009 г. О.Н. Малявина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступила к редакцию 20.01.2009

Рассматриваются универсальные отношения и проекты в классической науке и лингвистике.

Ключекые слока: язык, наука, универсальный язык, универсальные отношения.

История мысли - это прежде всего история людей, которые мыслят. История совершенных языков - это история утопии, ознаменованная рядом провалов, но существующая уже на протяжении многих столетий. Под таким углом зрения история совершенных языков

представляет собой главу из истории

европейской культуры и приобретает особое значение сегодня, когда народы Европы,

обсуждая возможные способы политического и экономического объединения, не только до сих пор говорят на разных языках, но этих языков стало больше, чем десять лет назад, а в некоторых местах под лозунгом этнолингвистических различий даже

разгораются вооруженные конфликты.

Во многих мифологиях и теогониях имеется рассказ, объясняющий множественность языков. Но одно дело - знать, что существует множество языков, и совсем другое - считать, что этот изъян следует устранить, отыскав совершенный язык. Чтобы начать поиск совершенного языка, необходимо думать, будто твой собственный язык несовершенен.

Ограничимся Европой. Греки классической эпохи знали людей, которые говорили на языках, отличающихся от их собственного, но зато и определяли их как ЪагЪагог, то есть существа, бормочущие нечто

невразумительное. Греческие философы признавали греческий язык языком разума, и Аристотель выстроил свои категории на основе грамматических категорий греческого языка. Вряд ли в этом заключалось недвусмысленное утверждение первостепенности греческого: просто мысль отождествлялась с ее естественным проводником. Логос означал и мысль, и речь; о наречиях варваров знали мало и сомневались, можно ли на них мыслить, хотя и признавали, например, что египтяне выработали свою собственную, очень древнюю науку, однако сведения о ней принимались в

расчет, только если они были переданы по-гречески.

С распространением греческой цивилизации греческий язык приобретает другой, более важный статус. Если раньше существовало столько же разновидностей греческого, сколько было создано текстов, то в эпоху после завоеваний Александра Великого

распространяется общегреческий язык, или койне. На этом языке не только пишут Полибий, Плутарх, Аристотель - он передается через школы грамматики и постепенно становится официальным языком всего Средиземноморского и Ближневосточного региона, затронутого завоеваниями Александра, и даже в эпоху римского владычества сохраняется как язык культуры. На нем говорят римские патриции и интеллектуалы, без него не может обойтись человек, занятый коммерцией, дипломатией, научными и философскими дискуссиями - всем, что связывает воедино известную тогда ойкумену; он же становится тем языком, на котором передаются первые тексты христианства (Евангелия, перевод Ветхого Завета, сделанный в III в. до н.э.); на нем обсуждают богословские вопросы первые Отцы Церкви.

В то время как греческое койне еще господствует в Средиземноморском бассейне, наступает эра латинского языка, который, являясь языком империи, становится универсальным для тех частей Европы, которых достигли римские легионы. Он же станет языком христианской культуры в Западной империи. И снова культура, пользующаяся языком, на котором говорят все, не видит ничего скандального в множественности языков. Люди ученые могут говорить также и по-гречески, но в остальном общаться с варварами - работа переводчиков, да и то только до тех пор, пока эти варвары не будут покорены и не начнут учить латынь.

Что касается религии в данный период, то она по существу была чисто формальным выражением лояльности: каждый народ

сохранял собственных богов, которые принимались в латинский пантеон, невзирая на противоречия, синонимию и омонимию. Для определения такой уравнительной терпимости по отношению к любой религии (с другой стороны, и к любой философии, и к любому знанию) существует термин - синкретизм.

В рассмотренную эпоху никто не пытается воссоздать совершенный язык, но к этому «смутно стремятся». Расцвет этого стремления можно увидеть двенадцать с лишним веков спустя в гуманистической культуре Ренессанса.

Тем временем христианство стало государственной религией, заговорило по-гречески в восточной патристике и по-латыни на Западе. Причем исключительно по-латыни.

Если св. Иероним еще в IV в. мог перевести Ветхий Завет с еврейского, то впоследствии знание этого языка ослабевало, равно как и греческого. Блаженный Августин, человек широчайшей культуры, в момент распада империи засвидетельствовал парадоксальную лингвистическую ситуацию. Христианская мысль базируется на Ветхом Завете, который написан по-еврейски, и на Новом Завете, который большей частью изложен по-гречески. Блаженный Августин совсем не знает еврейского, а в греческом разбирается с трудом. Его проблема, проблема толкователя Писаний,

- понять, что на самом деле значит божественный текст, а этот божественный текст ему известен только в латинских переводах. В каком-то смысле он задумывается о совершенном языке, общем для всех людей, знаками которого были бы не слова, а сами вещи. Но Августин не испытывает желания вернуться к еврейскому языку. Он хорошо чувствует себя в своей латыни, уже богословской, церковной.

В период между падением Римской империи и концом зрелого Средневековья Европы еще нет. Новые языки складываются медленно, хотя к концу V в. народ уже говорит не на латинском языке, а на галло-романском, итало-романском, испано-романском или балкано-романском. Интеллектуалы продолжают писать на латыни, которая все больше вырождается, а люди вокруг говорят на местных диалектах, в которых переплелись отголоски наречий, предшествовавших римской цивилизации. Но до этого размышления не было европейской культуры, не было еще Европы. Чтобы говорить о Европе в том смысле, который вкладывает в

это слово современный мир, необходимо дождаться распада Римской империи и рождения на романской почве варварских королевств. Чтобы найти дату начала европейской истории, недостаточно больших событий политики и военных конфликтов, так как определяющими оказываются события лингвистические. По сравнению с Римской империей (которая захватывала также Азию и Африку) Европа предстает сначала как Вавилон новых языков и только потом как мозаика наций.

Европа начинается с рождения ее народных языков, - и с реакции на их вторжение начинается европейская культура критики: последняя стоит перед драмой фрагментации языков и начинает размышлять над своей судьбой, судьбой многоязычной цивилизации. Страдая от этого, Европа пытается найти лекарство - либо обнаружить язык, на котором говорил Адам, либо пытаясь выстроить язык разума, столь же совершенный, как и утраченный язык Адама.

Первый текст, в котором средневековый христианский мир предлагает органический проект совершенного языка, - это трактат Данте Алигьери «О народном красноречии», написанный между 1303-1305 гг.

Трактат начинается с констатации очевидного, но фундаментального для данной темы факта: существует множество народных языков и народный язык, как язык естественный, противостоит латыни, которая является примером универсальной, но искусственной грамматики. Являясь апологией народного языка, трактат Данте написан на латинском. Данте-поэт пишет на народном языке, но Данте-мыслитель, воспитанный на схоластической философии, и Данте-политик, надеющийся на возвращение наднациональной империи, знает и использует язык, общий как для философии, так и для политики и международного права. Проблему создания совершенного языка пытались решить ученые разных эпох и стран - Раймонд Луллий, Уильям Джонс, Джованни Пико делла Мирандолла, Атаназиус Кирхер, Джон Уилкинс и многие другие.

В ХУГ-ХУП вв. большинство призывов к универсальному языку исходило с Британских островов. С 54 г. до н.э. до V в. н.э. Британские острова находились под римским владычеством. В течение долгого периода времени латынь в Англии, как и во всей Западной Европе, была языком церковного обихода и языком науки. Лишь в XVI в. латынь

была полностью вытеснена из всех сфер ее функционирования. Однако еще долгое время латынь была основой многих литературных и научных произведений, написанных такими великими людьми, как У. Шекспир и Ф. Бэкон. Шекспир не был ученым-филологом и эрудитом. Латынь он изучал в школе на основе произведений лучших античных авторов. После усвоения основ латинского языка школьники переходили к чтению более сложных текстов. Много места в программе занимало изучение избранных отрывков из писем, речей и

трактатов великого римского оратора

Цицерона. В круг школьного обучения входило чтение отрывков, а иногда целых произведений римских поэтов Вергилия, Овидия и драматургов Плавта, Теренция и Сенеки.

Ученики переводили их изречения с латыни на английский и с английского на латынь. Произведения Шекспира изобилуют цитатными изречениями, благодаря тому что он научился думать сентенциями, когда работал над переводами с латинского на английский или с английского на латынь. В каждом заданном упражнении он стремился достичь

максимальной краткости и наибольшей остроты выражения.

Величайший мыслитель Англии в эпоху Возрождения Фрэнсис Бэкон, задумываясь о том, что он оставляет грядущим поколениям, переводит свои труды на общенаучный язык того времени - латинский. Заботясь о переводе своих трудов на латынь, Бэкон имел в виду малую популярность в Европе литературы на английском языке. Однако его ожидание, что латинский язык сделает его труды более доступными для читателя на континенте, оказалось недальновидным. В XIX в. латинский язык уже скорее затруднял доступ к его трудам даже среди ученых. Английский язык решительно вытеснил латынь из научной сферы.

К XVII в. Англия уже становится мощной державой, но вопрос совершенного языка, который ставится английскими учеными, - не только признак экспансионистских

устремлений Англии: имеют место и

религиозные мотивы, в частности отказ от латинского языка (единственного в то время научного языка - посредника), который отождествлялся с языком католической церкви; к тому же английский ученый встречался со значительными трудностями при обучении языку, отличному от родного. Чарлз Хул отмечает «вечный сарказм иностранцев,

которые смеются этой обычной неспособности англичан изъясняться на латыни».

Имелись и причины коммерческого характера (например, как упростить обмен товарами на международной ярмарке во Франкфурте), и причины, связанные с обучением (трудности английской орфографии, в те времена еще менее упорядоченной). Кейв Бек указывал, что поиск универсального языка будет способствовать торговым связям между народами и позволит сэкономить на переводчиках. Бека и других теоретиков той эпохи особо волнует язык жестов, с помощью которого первопроходцы вступали в контакт с обитателями далеких земель. Уже в 1527 г. Альваро Нуньес Кабеса де Вака, рассказывая об исследовании Америки, жаловался на то, как трудно вступать в общение с ее жителями, говорящими на тысячах различных диалектов; оказывалось, что путешественник мог прибегнуть единственно к языку жестов. В научных дисциплинах возникает насущная необходимость в новых системах условных обозначений, которые соответствовали бы недавним открытиям в области физики и естествознания, в противовес символикоаллегорической расплывчатости

предшествующего алхимического языка.

Интерес к совершенному языку у Фрэнсиса Бэкона, создателя нового научного метода, был всего лишь побочным, но эти побочные наблюдения имели для него заметную философскую значимость. Одной из основ философской системы Бэкона является подавление идолок, то есть ложных идей, которые происходят от нашей человеческой природы, родовой и индивидуальной, или от философских догм, завещанных традицией, или от способа употребления языка. Слова «установились сообразно разумению толпы; поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум» -«Новый органон». В «Новом органоне» Бэкон приводит примеры смутных понятий -«влажность». Оно обозначает различные случаи: то, что распространяется легко вокруг другого тела; и то, что само по себе не имеет устойчивости; и то, что движется во все стороны; и то, что легко обращается в жидкое и тает. Значит, следует, говоря по-научному, приступить к терапии языка. Эта идея лингвистической терапии со временем станет центральной в англосаксонской философии.

Знаки, согласно Бэкону, могут быть двух типов: иконические, мотивированные, как

иероглифы и эмблемы, воспроизводящие тем

или иным способом свойства обозначаемой вещи, или произвольные и условные. Тем не менее знаки условные могут быть определены как «реальные знаки», если они соотносятся не с соответствующим звуком, но непосредсткенно с предметом или понятием. В этом смысле реальными являются знаки, используемые китайцами, так как они представляют понятия, не претендуя при том на сходство с предметами. Как видно, Бэкон не замечал смутного иконизма китайских идеограмм. Для Бэкона эти идеограммы представляют собой знаки, которые соотносятся непосредственно с понятиями, без посредничества словесного языка: китайцы и японцы говорят на разных языках, следовательно, называют вещи разными именами, но распознают одни и те же идеограммы, а значит, могут общаться друг с другом в письменной форме. Бэкон не задумывается о знаке, который представлял бы образ или открывал бы природу предмета; его знак - условный, но он соотносится с определенным понятием. Работа Бэкона «Новый алфавит природы» 1622 г. представляет собой попытку индексации знания, не имеющую ничего общего с проектом совершенного языка. Однако эта работа вдохновила ученых, особенно тот факт, что Бэкон решил обозначить буквами греческого алфавита тот или иной индекс знания: а -означало густое и разреженное, е — перемещающееся и неподвижное, ООО — слух и звук.

Проект Ньютона «Об универсальном языке», написанный приблизительно в 1661 г., отличается от других проектов своей «лингвистичностью», в нем постоянно присутствует «точка зрения говорящего». Работа Ньютона - незаконченная рукопись, приобретенная одним американским

коллекционером. Рукопись, полностью написанная по-английски, состоит из двух частей, вторая часть - правленый и дополненный вариант первой. Тематика рукописи Ньютона - идея создания универсального языка - полностью соответствует своему времени. XVII в. - век становления точных наук. Он совпал со временем ухода латыни с мировой сцены. Универсальный язык был призван способствовать проникновению в суть вещей, систематизировать знания и стать новым международным языком научного общения.

Идеи универсальной (философской, рациональной, общей) или естественной - в

смысле следования природе вещей -грамматики формулировались много раньше. Еще в XIII в. Роджер Бэкон, автор греческой и древнееврейской грамматики, высказал положение о том, что в сущности грамматика всех языков едина, а различия касаются второстепенных случайных моментов.

Разработка проблемы универсального языка в Англии опиралась, как указано выше, на авторитет Фрэнсиса Бэкона,

сформулировавшего принципы философской грамматики, основанной на изучении

множества существующих языков. Таким

образом, создаваемый образцовый язык должен был вобрать в себя основные языковые характеристики, общие для различных конкретных языков и тем самым не случайные. Так пытались решить проблему универсального языка в начале 60-х годов XVII в., когда 18летний Ньютон поступил в университет. Нет ничего удивительного в том, что это

направление, обсуждавшееся и в Кембридже, заинтересовало начинающего ученого.

Для нас имя Ньютона связано прежде всего с открытиями в области математики и физики, но в то время дифференциация наук носила иной характер: все основные занятия Ньютона были им самим отнесены к философии (натуральной и основанной на математических началах), а традиционная философия включала языковую проблематику.

Кроме того, в силу внутренней близости между грамматикой и логикой и между логикой и математикой сочетание интереса к грамматике и математике вообще нельзя считать случайным. Для XVII в. это сочетание было как раз обычным (по-видимому, в связи с тем, что в языковом описании преобладало логическое направление). Так, учитель Ньютона математик И. Барроу был также профессором греческого языка, а другой предшественник Ньютона, Джон Валлис, кроме «Арифметики бесконечных» (1665 г.) написал не менее знаменитую «Грамматику английского языка» (1653 г.). Сочетание же интересов к математике и к проблеме универсального языка тем более закономерно. Один из энтузиастов этой проблематики, профессор астрономии С. Вард, указывал на то, что количество языковых символов должно быть сокращено «с помощью логики и математики» и сетовал на недостаточную искушенность в математике Ф. Бэкона.

В большинстве проектов заметно стремление к математической стройности и

подтягивание известных языковых фактов под логические модели.

Рукопись Ньютона во многом перекликается с другими английскими работами на тему универсального языка. Однако по сравнению со своими современниками Ньютон в большей степени опирается на традиционную грамматику и развивает логико-философское осмысление основных понятий и принципов их языкового отражения. И в меньшей степени он ориентируется на какую-либо определенную установку своего времени. При этом его отбор универсальных грамматических категорий, детальная разработка систем их значений, отбор отражаемых в грамматике элементов семантики (словаря и синтаксиса) и функциональной перспективы (в частности, установок говорящего), по-видимому, оригинальны.

От других проектов работа Ньютона отличается и лаконичной, четкой подачей материала, способствующей представлению о грамматике как о цельной системе. Большая часть материала сведена в таблицы, в которых единообразно отражены не только системы падежа, числа, времени, но и положенная в основу словообразования (по терминологии Ньютона - спряжения) система семантической деривации, а также система (сложных наклонений речи), отражающая установки говорящего в контексте и иные контекстные связи.

Для всех перечисленных систем, а также для системы наклонений указаны все возможные значения. Все значения обозначаются присоединением аффикса к исходной для данного этапа построения форме. Сами наборы аффиксов приведены не для всех систем.

Несмотря на конструктивный характер описания, работа в целом воспринимается скорее как исследование, выявляющее универсальные отношения в языке, чем как проект языка, предназначенного для практического применения. И незавершенность работы - отсутствие списков корней, неполнота комплекта аффиксов - при таком восприятии является скорее ее достоинством, так как незавершенность описания поверхностного уровня подчеркивает его вторичность.

В том, как Ньютон решает и описывает отдельные проблемы, можно найти еще много поучительного. Например, в описании порядка слов, в правилах построения сложного предложения, в выборе фонетического принципа письма, в звуковом символизме аффиксов.

Но поучительнее всего собственно перечень вопросов, затронутых в рукописи, раскрывающий содержание универсального компонента Языка и не включающий ничего лишнего и случайного. Обоснования выбора и разработка языковых категорий

сформулированы лишь в максимально кратком и общем виде, зато убедительна внутренняя логика самих решений. Так что уже эта ранняя и, возможно, первая научная работа Ньютона подтверждает его знаменитый девиз - «Гипотез я не выдумываю».

Интерес Ньютона к языку с годами не уменьшился, и в зрелые годы он занимался настоящим лингвистическим анализом древних текстов. В работе, посвященной наблюдениям о пророчествах, Ньютон говорит, что «пророки предназначены не для того, чтобы удовлетворить человеческое любопытство предсказанием событий», а для того, чтобы после совершения этих событий пророчества были проинтерпретированы и, тем самым, была бы доказана их справедливость.

Время вносит поправки в понимание лингвистических работ. В связи с возросшим интересом к семантике (как лексической, так и синтаксической), к лингвистике текста, отдельные части грамматики Ньютона естественным образом интерпретируются как решения задач, актуальных в наши дни. Это выявление параллелизма между синтаксисом слова и предложения, анализ связей в тексте.

Мысли Ньютона об универсальном языке -это мысли об универсальности языкового устройства. Они интересны уже тем, что принадлежат Ньютону.

В человеческой истории мало какая эпоха сравнится по значению с той, что началась с законов Кеплера и завершилась одновременным открытием исчисления бесконечно малых и публикацией «Математических начал натуральной философии» Исаака Ньютона.

Планетарный взрыв средиземноморского человечества в XVI веке не так много значил по сравнению с революцией, которая началась в 20-х годах XVII столетия.

Математизация мира, взрыв замкнутого космоса античной средневековой мысли, радикальная унификация бесконечной и геометрической Вселенной устранением старых противоречий между миром подлунным и миром звезд, конец физики свойств, идентификация материи и пространства. Для рассудочного ученого, для нормального человека и позже для теолога старая античная натура с ее двухтысячелетним опытом, эта

натура - наследие античной мысли, иерархическая организация сущностей, форм и свойств - уступила место более скромной и менее человечной природе, согласованному ансамблю количественных феноменов, объединенных законами, которые, по крайней мере, сохраняют силу в пределах науки чисто феноменологической. Галилео Галилей (15641642) в «8১1а1оге» («Пробирщик») дерзко выдвинул невероятную в 1623 году формулу: «Природа написана на математическом языке». Рене Декарт в 1637-м в «Рассуждении о методе» создал историю одной мысли, своей, которая является мыслью конструктора современного мира. Поначалу мастерство инженера даже соблазнительно для математиков. «Я знаю, что... у математиков есть весьма тонкие догадки, которые способны изрядно послужить как удовлетворению любопытства, так и развитию ремесел».

Но не только математики владеют привилегией расширения мира. На заре XVII века начинает оформляться профессия книготорговца, издателя, книгопечатника, и типография получает наконец средства, которые ей с излишней щедростью предоставляют с конца XV и начала XVI века. Новация конца XVI века - это крупные книготорговцы-издатели, которые дают работу мастерам-печатникам. В Париже, уступающем Голландии в XVII веке, мастерские на четыре пресса и десять рабочих были исключением. Парадоксальным образом книга начинает все чаще приносить доход автору. В начале XVII века утверждается наконец приоритет национальных языков в противовес монополии латинского. Во второй половине XV века 77% европейских изданий были на латинском языке, 7% - на итальянском, 5-6% - на немецком, 45% - на французском, 1% - на фламандском. В XVI веке типография сыграла главную роль в формировании и становлении языков, в их унификации по достаточно обширным лингвистическим зонам. В XVI веке отступление латинского языка было медленным

- фактор негативный, но одновременно и позитивный, так как он выражает замечательное явление повышения коммерческой и торговой культуры среди части населения. Отступление латыни было более ранним и более глубоким на западе (Франция, Испания, Англия). Во Франции в 1575 году французские издания, безусловно, превосходят издания латинские. Германия, Голландия, скандинавские страны и Центральная Европа остаются в XVII веке великим центром сопротивления латинского

языка. Разумеется, создатели науки и

нововременной мысли 1620-х годов были, как и старый университетский мир, против которого они восстали, вскормлены латынью. Но думали ли они на латыни? Декарт - сомнительно, Лейбниц - да, Кеплер, как немец, - несомненно, но Ньютон? Несмотря на то что они все еще принадлежали к латинскому интернационалу, конструкторы нововременного мира принимали во всей его широте главный лингвистический факт своего времени: повышение статуса

разговорных языков - с юга на север, в первую очередь итальянского и кастильского, и с запада на восток, в первую очередь французского, иногда опережаемого нидерландским и подгоняемого английским. Эти конструкторы нововременного мира, гонимые не церквями, как казалось на первый взгляд, а университетскими хранителями Аристотелевой науки, воззвали к миру практиков, ко вновь выдвинутой разговорными языками публике. В 1632 году Галилей публикует на итальянском языке «Диалог»; этот вызов стоил ему осуждения инквизицией. Показательно, что представленный без решающего доказательства факт вращения Земли вокруг Солнца никого не возмутил в «Бе ЯєуоіШіопіЬш ОгЬіиш сое^іїиш». Опубликованное же в 1543 году у Жана Петри из Нюрнберга, это научное сочинение 23 года ожидало своего второго издания. Осуждение 1632 года не помешало Декарту после трех лет колебаний повторить Галилея. В 1637 году он обратился на французском языке к новой «интеллигенции» своим «Рассуждением о методе». Ньютон поступит так же в 1704-м, публикуя на английском свой монументальный трактат «Оптика».

Маленькая республика новой мысли не брезговала говорить на языке всеобщем. Толчок пришел из Италии. Европа начала XVII века некоторое время оставалась

средиземноморской. В Риме с 1603 года действует первая академия наук; Галилей (1564-1642) был ее членом. Спустя полвека во Флоренции при герцоге Фердинанде II открывается учреждение под названием «Академия опыта». В ней с 1657-го по 1667 год заседали Вивиани, Борелли, Реди, Стенон. Сосланный после 1663 года в Ансетри Галилей жил в окружении небольшой свиты, в том числе Вивиани и Торичелли. Осужденный, он, тем не менее, опубликовал в 1638 году, причем на итальянском, свои «Рассуждения». Вскоре после Италии более оживленно вспыхнул голландский очаг. Декарт провел здесь

наиболее плодотворный период жизни, спасаясь от дрязг университетской науки и грозной инквизиции. Но прежде всего он находился рядом с могучими типографщиками -издателями Эльзевиром, Жаном Мэром, которые распространяли по Европе новое знание.

Франция первоначально испытывала итальянское влияние. Пейреск в Экс-ан-Провансе, советник парламента, был почтовым ящиком Европы. Ему принадлежала привилегия распределять «нобелевскую премию» своего времени.

В конце XVI века Англия не обгоняла Францию, несмотря на Уильяма Гилберта (1540-1603), придворного врача, чей труд «Бе Ма§пе1е» (1600) выводит магнетизм с уровня, достигнутого Пьером де Марекуром в XIII веке, и Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), эмпиризм которого отставал без математики. Лишенный власти канцлер Англии был человеком прошлого, опубликовавший на латинском языке в 1620 году свой «Новый Органон». Англия Бэкона оставалась средневековой. Однако она расставила вехи. Уильям Гарвей (1578-1658), принятый ко двору Иакова I в 1619 году, стал создателем современной физиологии со своей теорией кровообращения. Фундаментальный труд «Анатомическое исследование движения сердца и крови у животных» был опубликован на латинском в 1628 году.

Вскоре появилось две школы. Одна -традиция эмпиризма без будущего в духе Фрэнсиса Бэкона в Кембридже, а затем и в Лондоне под влиянием немца Теодора Хаака. Другая, немного более открытая необходимости радикальной математизации мира, идет из Оксфорда: Роберт Бойль (1627-1691) - человек, имя которого связано с пневматическим насосом, пустотой и воздушными эффектами горения и дыхания, приобщился к оксфордской группе. От этой группы в 1660 году, за шесть лет до «официального» рождения французской Академии наук, произошло Королевское общество. Если Англии не дано было участвовать в чуде XVII века, то уж каким реваншем являлся Исаак Ньютон (1643-1727)! С 1703 года он президент Королевского общества, соавтор Лейбница в вычислении бесконечно малых, единственный творец теории всемирного тяготения, автор «Начал» (1686-1687) и «Оптики» (1704), Аристотель мира, родившегося с Галилеем и умершего только в эпоху Эйнштейна, между 1905 и 1915 годами.

Отставание Восточной и Северной Европы от Италии, Франции и Англии снова делается очевидным. Наука сюда приходит из Италии.

Германия и север присоединятся в полной мере и коллективно к великим исканиям духа только на исходе эпохи, после 1660 года; это будет наука стопроцентно латинская. Гигант Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), соавтор, не считая десятка других славных титулов, разработки исчисления бесконечно малых, содействовал формированию открытой для новой науки среды. В 1700 году он основал в Берлине Академию наук, которую в XVIII веке прославил француз Мопертюи, личный враг Вольтера.

Таким образом, можно увидеть, что с 16201630 по 1750-1760 годы во внешне неподвижных рамках стабильного

материального мира, внутри иерархического и уравновешенного общества, совершилась самая великая из интеллектуальных революций, которая затронула различные сферы науки, культуры, лингвистики и т.д.

Секрет научной революции коренится в самом мышлении. В первые десятилетия XVII века оказалась накопленной критическая масса революции - это был тот момент, когда каждая идея влечет за собой другую, когда каждый прогресс не замыкается на проблемном месте, а встречает эхо другого прогресса. Научная революция XVII века - это поразительный геометрический прогресс, поскольку все наконец обретает свое место.

Список литературы

1. Шоню П. Цивилизация классической Европы. М.: У-Фактория, 2005. 608 с.

2. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. М.: Фонд, 2005. 496с.

3. Эко У. Поиски совершенного языка. М.: Александрия, 2007. 123 с.

UNIVERSAL RELATIONS: SCIENTIFIC AND LINGUISTIC CONCEPTUAL DESIGN

O.N. Malyavina

The article lightens the universal relations and projects in classical science and linguistics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.