Научная статья на тему 'Универсальные дискредитирующие тактики во французском дискурсе «новых медиа» (на примере социальной сети Twitter)'

Универсальные дискредитирующие тактики во французском дискурсе «новых медиа» (на примере социальной сети Twitter) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
93
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия дискредитации / коммуникативные тактики / универсальные тактики / дискурс «новых медиа» / медиалингвистика / политическая лингвистика / Twitter / discreditation strategy / communicative tactics / universal tactics / new media discourse / media linguistics / political linguistics / Twitter

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Богоявленская Юлия Валерьевна, Палийчук Дарья Александровна

Стратегия дискредитации является характерной чертой современного медиаполитического дискурса. В исследовании представлена типология универсальных дискредитирующих тактик и тактикообразующих приемов в дискурсе французских новых медиа на примере социальной сети Twitter. Материалом исследования является коллекция твитов, мишенью дискредитации которых являются кандидаты в президенты Франции, выборы которого состоятся в апреле 2022 г. Анализ материала осуществляется с позиций когнитивно-семиотического подхода: сообщения рассматриваются как поликодовые тексты, объединяющие единицы двух и более семиотических систем, вступающих в отношения взаимодополнения, что обеспечивает комплексное воздействие на адресата. Исследование показало, что наиболее востребованными являются следующие универсальные дискредитирующие тактики: тактика доказательного умаления авторитета, тактика сопоставления, превращения нейтральных контекстов в дискредитирующие, использования конфликтного контекста. Выявлено, что перечень тактических схем, используемых в «новых медиа» ýже, чем в традиционных СМИ, что покрывается их гибридным характером, способности к контаминации. Ограничение текстового пространства не располагает к подробному изложению, анализу и обсуждению фактов, а потому представляет удобную возможность для искажения информации, применения тактик речевой манипуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Богоявленская Юлия Валерьевна, Палийчук Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Universal discrediting tactics in the french discourse "new media" (on the example of Twitter)

The discreditation strategy is a characteristic feature of modern media-political discourse. The study presents a typology of universal discrediting tactics and tactical techniques in the discourse of new French media using the example of Twitter. The research material is a collection of tweets aimed at discrediting presidential candidates in France, whose elections will take place in April 2022. The material analysis is carried out from the standpoint of the cognitive-semiotic approach: the messages are considered as polycode texts, that combine units of two or more semiotic systems entering into a complementary relationship, which provides a complex effect on the addressee. The study shows that the most popular universal discrediting tactics are: tactics of demonstrative diminution of authority; tactics of comparison; turning neutral contexts into defamatory ones; using a conflict context. It was revealed that the list of tactical schemes used in "new media" is stricter than in traditional media. This fact is explained by hybrid nature of tactical schemes and their ability to contamination. The text space limitation is not conducive to detailed presentation, analysis and discussion of facts, and therefore presents a convenient opportunity for distorting information, using tactics of speech manipulation.

Текст научной работы на тему «Универсальные дискредитирующие тактики во французском дискурсе «новых медиа» (на примере социальной сети Twitter)»

Гуманитарные исследования. История и филология. 2021. № 4. С. 85-92. Humanitarian studies. History and philology. 2021. No. 4. P. 85-92.

Научная статья УДК 81'42

doi: 10.24412/2713-0231 -2021 -4-85-92

Универсальные дискредитирующие тактики во французском дискурсе «новых медиа» (на примере социальной сети Twitter)

1 2 Юлия Валерьевна Богоявленская , Дарья Александровна Палийчук

1,2 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина,

Россия, Екатеринбург

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. Стратегия дискредитации является характерной чертой современного медиаполитического дискурса. В исследовании представлена типология универсальных дискредитирующих тактик и тактикообразующих приемов в дискурсе французских новых медиа на примере социальной сети Twitter. Материалом исследования является коллекция твитов, мишенью дискредитации которых являются кандидаты в президенты Франции, выборы которого состоятся в апреле 2022 г. Анализ материала осуществляется с позиций когнитивно-семиотического подхода: сообщения рассматриваются как поликодовые тексты, объединяющие единицы двух и более семиотических систем, вступающих в отношения взаимодополнения, что обеспечивает комплексное воздействие на адресата. Исследование показало, что наиболее востребованными являются следующие универсальные дискредитирующие тактики: тактика доказательного умаления авторитета, тактика сопоставления, превращения нейтральных контекстов в дискредитирующие, использования конфликтного контекста. Выявлено, что перечень тактических схем, используемых в «новых медиа» уже, чем в традиционных СМИ, что покрывается их гибридным характером, способности к контаминации. Ограничение текстового пространства не располагает к подробному изложению, анализу и обсуждению фактов, а потому представляет удобную возможность для искажения информации, применения тактик речевой манипуляции.

Ключевые слова: стратегия дискредитации, коммуникативные тактики, универсальные тактики, дискурс «новых медиа», медиалингвистика, политическая лингвистика, Twitter

Для цитирования: Богоявленская Ю.В., Палийчук Д.А. Универсальные дискредитирующие тактики во французском дискурсе «новых медиа» (на примере социальной сети Twitter) // Гуманитарные исследования. История и филология. 2021. № 4. С. 85-92. https://doi.org/10.24412/2713-0231-2021-4-85-92

Original article

Universal discrediting tactics in the french discourse "new media" (on the example of Twitter)

12 Yuliya V. Bogoyavlenskaya , Darya A. Palytchuk

1,2 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin Ekaterinburg, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. The discreditation strategy is a characteristic feature of modern media-political discourse. The study presents a typology of universal discrediting tactics and tactical techniques in the discourse of new French media using the example of Twitter. The research material is a collection of tweets aimed at discrediting presidential candidates in France, whose elections will take place in April 2022. The material

analysis is carried out from the standpoint of the cognitive-semiotic approach: the messages are considered as polycode texts, that combine units of two or more semiotic systems entering into a complementary relationship, which provides a complex effect on the addressee. The study shows that the most popular universal discrediting tactics are: tactics of demonstrative diminution of authority; tactics of comparison; turning neutral contexts into defamatory ones; using a conflict context. It was revealed that the list of tactical schemes used in "new media" is stricter than in traditional media. This fact is explained by hybrid nature of tactical schemes and their ability to contamination. The text space limitation is not conducive to detailed presentation, analysis and discussion of facts, and therefore presents a convenient opportunity for distorting information, using tactics of speech manipulation.

Keywords: discreditation strategy, communicative tactics, universal tactics, new media discourse, media linguistics, political linguistics, Twitter

For citation: Bogoyavlenskaya Yu.V., Palytchuk D.A. Universal discrediting tactics in the french discourse "new media" (on the example of Twitter). Humanitarian studies. History and philology. 2021;4:85-92. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2713-0231-2021-4-85-92

Введение

Коммуникативная стратегия дискредитации весьма характерна для современного медиаполитического дискурса. Ее основной целью является «игра на понижение», подрыв, умаление чьего-либо авторитета. Стратегия, как известно, реализуется в речевых тактиках, под которыми чаще всего, вслед за О.С. Иссерс, понимается «одно или несколько действий, которые способствуют реализации стратегии» [Иссерс 1999: 110], но нам более близко понимание тактики, изложенное в работе Н.Ю. Руженцевой. Тактика понимается исследователем как «конкретная методика, схема действия» [Руженцева 2004: 22], как способ реализации локальной интенции в рамках глобальной, стратегической интенции, и как «имплицитный или эксплицитный метод манифестации авторского мнения, основной коммуникативный ход, связанный с выбором формы демонстрации суждения и его обоснования и направленный на то, чтобы мнение автора в максимальной степени стало достоянием адресата» [Руженцева 2004: 31].

В политической коммуникации все больший вес набирают так называемые «новые медиа» (социальные сети, блоги, персональные страницы и мессенджеры), одной из которых является Twitter - сервис для публичного обмена короткими сообщениями в формате микроблога; объем сообщений составляет на данный момент 280 символов. Как отмечают многие исследователи, «новые медиа» (социальные сети, блоги, персональные страницы и мессенджеры) играют значимую роль в политических процессах. Как справедливо отмечает М.В. Плотникова, «Активная цифровизация современного медиапространства, а также появление новых, гибридных форм медиадискурса привели к серьезной трансформации и в сфере политической коммуникации», снижению воздействующего потенциала традиционных СМИ и росту доверия социальным медиа, эффективности которых «во многом способствует наивное представление определенной части социума о сети интернет как о либеральном пространстве: отсутствие цензуры создает иллюзию непредвзятости» [Плотникова 2021: 17-18].

Вслед за Т. Г. Добросклонской мы рассматриваем твит и иные публикации в социальных сетях как один из видов медиатекста, то есть как дискретную единицу массмедийного дискурса, актуализированную в определенном медиаформате и объединенное общим смыслом сочетание знаковых единиц вербального и медийного уровней [Добросклонская 2020: 43-45]. Подобные тексты ученый рассматривает как медиатексты третьего порядка и фиксирует постоянный рост числа обращений к данному типу медиатекста в связи с тем, что он в меньшей степени ассоциируется с фейковыми новостями и пропагандой.

Специфика этого вида медиатекстов состоит в комбинации вербальной составляющей и медийных компонентов - графических (фотографии, скриншоты, рисунки) или мультимедийных средств (гиперссылки на сайты электронных СМИ, блоги или другие вебстраницы, аудиовизуальные файлы). Твит содержит также информацию о времени публикации, количественных показателях привлекаемости сообщения - комментариях,

лайках и ретвитах. Записи часто снабжаются хэштегами, то есть специальными тематическими метками, и пиктограммами. Таким образом, мы имеем поликодовый текст, основанный на сочетании единиц различных семиотических систем. Эти единицы вступают в отношения взаимосвязи, взаимодополнения, взаимовлияния. Поэтому при анализе твита мы будем рассматривать не только вербальную, но и невербальную, медийную составляющие в их совокупности.

Методологической основой нашего исследования стали работы Н.Б. Руженцевой [Руженцева 2004, 2020], М. Ворошиловой и А.П. Чудинова [Ворошилова, Чудинов 2019], Ю.В. Богоявленской и А.П. Чудинова [Богоявленская 2016, Богоявленская, Чудинов 2018], С.Л. Кушнерук и А.П. Чудинова [Кушнерук, Чудинов 2019], М.В. Плотниковой [Плотникова 2019], А.Э. Буженинова [Буженинов 2021], Т.Г. Добросклонской [Добросклонская 2020], З.С. Хабекировой [Хабекирова 2011].

Приступая к анализу материала, мы задались вопросами: какие же именно тактические схемы дискредитации можно использовать в столь лаконичном экспресс-сообщении, которым является твит? Какова их специфика? Соотносимы ли они с репертуаром тех тактик, которые используются в традиционных СМИ и реализуются на более крупном текстовом пространстве? Какие речевые приемы и / или иные средства используются для их реализации?

Основная часть

Первым результатом стала констатация того, что в реальности объем твита редко превышает 200 символов. На этом коротком текстовом пространстве авторам удается реализовать одну, реже две или три дискредитирующие (или иные) тактические схемы; они довольно часто взаимодействуют, накладываются друг на друга, но, как справедливо отмечает Н.Б. Руженцева, всегда можно вычленить какой-то основную схему, которой подчиняются остальные [Руженцева 2004: 36]. Исследователь подразделяет все дискредитирующие тактики на универсальные, прямые и косвенные. В нашей работе мы обратимся к анализу первой группы - универсальных тактик. Для анализа были отобраны твиты кандидатов в президенты Франции, мишенью дискредитации которых стали их политические оппоненты и нынешний президент Франции Эммануэль Макрон. Выбор данного материала обоснован тем фактом, что в апреле 2022 г. состоятся выборы президента, в связи с чем политическая ситуация накалена. Кандидаты в президенты активно позиционируют себя, привлекая на свою сторону электорат. Дискредитация политических оппонентов оказывается одним из востребованных средств в борьбе за

Перечень универсальных тактик довольно широк (тактика поляризации, сопоставления, дискредитирующий нарратив, дискредитирующее описание, стилизация и другие), однако, как мы убедились, не все они обнаруживаются в этом специфическом типе медиатекстов.

Одной из наиболее востребованных оказалась тактика доказательного умаления авторитета. Суть данной тактики заключается в том, что основной тезис, выраженный в негативно-оценочном утверждении, обосновывается доводами, примерами и подкрепляется соответствующим выводом. «Тезис и вывод могут быть имплицитными (формально неполное рассуждение), но обоснование эксплицируется всегда» [Руженцева 2004: 100-101]. В пример можно привести твиты

будущих избирателей.

iîk Marine Le Pen^ <8MLP_officiel ■ Oct 30

^ ^ À Rome, encore une humiliation pour la France : E Macron a attendu 1h30 J Bidertet n'a rien obtenu pour compenser la trahison du contrat des sous-marins.

Je ferai respecter la France en assurant son indépendance : sortons du commandement intégré de l'OTAN.

iefigaro.fr

Affaire des sous-marins : les États-Unis ont été «maladroits», regrette... Les présidents américain et français se sont retrouvés vendredi à Rome pour leur première rencontre en personne depuis la grave crise autour...

Ç> 313 o 64S Ç? 1.7K C-J

Рис. 1. Твит Мари Ле Пен

Марин Ле Пен (рис. 1) и Флориана Филиппо (рис. 2), которые негативно отреагировали на результаты встречи в Риме Эммануэля Макрона и Джо Байдена впервые после срыва контракта на строительство подлодок между Австралией и Францией. Контракт, стоимость которого оценивалась в более чем 50 миллиардов евро, перехватило США. Франция сочла эти действия «ударом в спину». Байден опоздал на встречу на 1,5 часа и попытался неловко оправдаться. Результаты встречи разочаровали многих. Твиттер заполнился сообщениями, в которых пользователи возмущались не столько поведением Дж. Байдена, сколько Э. Макрона. М. Ле Пен, комментируя это событие, использует тактику доказательного умаления авторитета.

Тезис, имеющий негативную оценочность: A Rome, encore une humiliation pour la France [В Риме еще одно унижение для Франции - фр.] (здесь и далее перевод авторов). Доводов два: E Macron a attendu 1h30 J Biden (1) et n'a rien obtenu pour compenser la trahison des sous-marins (2). [Е Макрон прождал Д Байдена 1,5 часа (1) и не добился никакой компенсации за предательство по подлодкам (2) - фр.]. Вывод отсутствует, но следующая часть твита строится на тактике обещания и призывной тактике: Je ferai respecter la France en assurant son indépendence: sortons du commandement intégré de l'OTAN [Я заставлю уважать Францию, обеспечив ее независимость. Выйдем из объединенного командования НАТО - фр. ].

Аналогичную гибридную схему использует Флориан Филиппо. Тезис: Trump disait que Macron était «une mauviette». On l'a constaté hier face à Biden : humilation puissance 10 ! [Трамп говорил, что Макрон «тряпка». Мы это вчера констатировали на его встрече с Байденом: унижение мощностью 10 баллов! - фр.]. Имеется три довода: Le faire attendre 1h30 (1), se moquer ouvertement de lui sur les sous-marins (2), zéro mesure concrète (3). [Байден заставил его ждать 1,5 часа (1), открыто насмехался над ним по поводу подлодок (2), ни одной конкретной меры (3). Вывод: L'humiliation intégrale ! [Неслыханное унижение! - фр.]. Далее реализуется призывная тактика: Sоrtons Macron et sortons de l'OTAN, vite ! [Избавимся от Макрона и выйдем из НАТО, быстрее! - фр.].

Отметим повтор слова «humilation» [унижение - фр.], разговорное слово une mauviette, экспрессивность, передаваемую как на лексическом уровне, так и пунктуационным средством - восклицательными знаками; важное значение имеет и подбор фотографии, на которой зафиксирован жест Байдена, жест доминирующего человека, имеющего превосходство и управляющего ситуацией.

При сопоставлении очевиден более сильный экспрессивный заряд твита Филиппо на вербальном уровне, а также тонкий подбор медийного компонента. Результатом является более высокая привлекательность твита, отражающаяся в реакции пользователей: 4,2 К лайков, 1,6 К ретвитов и 345 комментариев.

Нередко тактика доказательного умаления авторитета комбинируется и с другими тактиками. Приведем в качестве примера твит Жана-Люка Меланшона, в котором данная тактика дополняется тактикой наклеивания ярлыков (прямая тактика эмоционального воздействия) (рис. 3).

[Француженки и французы не заслуживают того обращения, которого их удостаивает #Макрон, который сначала их называет бездарями, а потом упрямыми галлами.

Florian Phiiippot O @f_phiilppot ■ Oct 30

Trump disait que Macron était « une mauviette ».

On l'a constaté hier face à Biden : humiliation puissance 10 ! Le faire

attendre 1h30, se moquer ouvertement de ]ui sur fes sous-marins, zéro

mesure concrète. L'humiliation intégrale !

Q Sortons Macron et sortons de l'OTAN, vite I

О 345 о 1.БК О 4-2К

Рис. 2. Твит Флориана Филиппо

Макрон лжец: французские трудящиеся самые продуктивные в Европе! - фр. ]. Вербальная составляющая дополняется медийной - видео с выступлением Ж.-Л. Меланшона, в котором политик разоблачает «ложь» действующего президента. Надпись над видео - сильное графическое средство, выполненное заглавными буквами: «МАКРОН ЛЖЕЦ! ФРАНЦУЗЫ ДОСТОЙНЫ БОЛЬШЕГО». Под видео расположены субтитры. Вербальная составляющая усилена графической и аудиовизуальной, что обеспечивает эффективность воздействия и наносит урон имиджу президента.

Следующая дискредитирующая тактика сопоставления состоит в противопоставлении политического деятеля своим оппонентам. При этом собственная персона превозносится, а остальные подвергаются прямой или косвенной дискредитации. Рассмотрим пример реализации данной тактики на примере твита Жана-Люка Меланшона (рис. 4)

[Есть три политические линии. Линия г-на #Земмура. Линия г-на #Макрона: сильное, жестокое, авторитарное государство, либерализм и разрушение государственных услуг. И есть моя: экологическая, социальная, линия Республики до самого конца - фр. ]. Политическая линия Эрика Земмура не комментируется: автор твита уже критиковал его в предыдущих публикациях и, видимо, не считает нужным тратить слова. Таким образом, аргумент против этого кандидата представлен не прямо, а имплицитно. Оценка линии действующего президента Франции представлена в негативном ключе. Здесь фиксируем высокий уровень негативно-оценочной лексики: «жестокое, авторитарное государство», «разрушение государственных услуг». Представляется, что и слово «либерализм» в данном контексте звучит неодобрительно. Первым двум противопоставлена политическая позиция самого Ж.-Л. Меланшона, основанная на ценностях Республики (намек на то, что первые два кандидата эти ценности попирают), акцент поставлен на экологическую и социально-ориентированную стороны его программы. К речевым приемам, помимо использования оценочной лексики и ключевых слов, значимых для французской культуры, относится также лаконичность (40 слов) и простота высказывания. Из медийных компонентов твит содержит только хэштеги. Отметим, что Меланшон прибегает также к синтаксическому параллелизму, двойному анафорическому повтору указательного местоимения «celle», усиливающих противопоставление и способствующих созданию эффекта чуждости Земмура и Макрона.

Тактика превращения нейтральных контекстов в дискредитирующие заключается в выборе «зацепки» в нейтральном высказывании оппонента, которая затем обыгрывается в отрицательном ключе. Проанализируем твит Франсуа Асслино (рис. 5):

[ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ ЖАДО (1)

Кандидат от партии «Европа Экология Зеленые» @yj adot живет в сказке Андерсена

Рис. 3. Твит Жана-Люка Меланшона

Jean-Luc MéienchonO @JLMelenchon ■ Nov28 Il y a trois lignes qui sont là.

Celle de M. #Zemmour.

Celle de M. #Macron : État fort, violent, autoritaire, libéralisme et destruction des services publics.

Et il y a la mienne : écologique, sociale, celle de la République jusqu'au bout.

#EnTouteFranchise О 26 tl 125

С 214

Рис. 4. Твит Жана-Люка Меланшона

is'1 wJ

с -, , anWAf Face a la crise

migratoire? Si

• fil rnS

^TTK —F

francetvinfo.fr

VIDEO. Présidentielle 2022 : "Je ne vois pas de problème avec l'immig... T,ll faut une politique migratoire européenne. C'est par l'Europe que l'on construira notre responsabilité, y compris en tenant nos obligations"....

François Assellneau ф @UPR_Asselineau ■ Nov 19 - _ Qh «Не ВИДИТ Проблем С ИММИГрЯЦИеЙ

LE CONTE DE FÉES DE JADOT (1)

Le candidat EELV@yjadot vit dans un conte d'Andersen ВО ФраНЦИИ». Уверен ЛИ ОН В ТОМ, ЧТО ТЯКОВО

Il «ne voit pas de problème avec i'immigration en France» МНеНИе ИЗОИПсГГСЛСЙ?

Est-il sûr que c'est l'avis des électeurs? '

Il affirme: «il faut une politique migratoire européenne» — Он утверждает! «НуЖНЯ еврОПеЙСКаЯ

миграционная политика». Ах, вот как? - фр.]

К твиту приложено видео - интервью Янника Жадо на FranceTVinfo. Надпись на экране: «Перед лицом миграционного кризиса?».

Высказывание Жадо об отсутствии проблем с иммиграцией входит в противоречие с последующим заявлением о необходимости общеевропейской миграционной политики. Так, нейтральные по сути высказывания, превращаются в «зацепку», на которую негативно реагирует автор твита. Используются следующие графические и речевые приемы: заглавные буквы, фокусирующие внимание на основной идее, пиктограмма, изображающая ангела, повтор слова «сказка», прецедентное имя - Андерсен, всемирно известный датский писатель сказок для детей и взрослых. Асслино намекает, что Жадо как политик неспособен адекватно оценить ситуацию и, задавая вопросы после каждой «зацепки», указывает на несостоятельность и противоречивость позиции своего оппонента.

В ряде случаев «зацепка» носит заведомо конфликтный характер. В этом случае реализуется тактика использования конфликтного контекста, подробно описанная нами в предыдущей работе [Богоявленская 2021]. Возможны две схемы развертывания данной тактики. В первом случае провокационная цитата-«зацепка» предшествует реакции пользователя в виде воображаемого диалога. Во втором - элементы выстраиваются в обратном порядке: «зацепка»-цитата следует за реакцией пользователя на слова политического деятеля или на политическое событие.

Рис. 5. Франсуа Асслино

Заключение

Итак, отвечая на поставленные в начале статьи вопросы, отметим следующее:

1) наиболее востребованными во французском сегменте социальной сети Twitter в «игре на понижение статуса» являются следующие универсальные тактики: тактика доказательного умаления авторитета, тактика сопоставления, превращения нейтральных контекстов в дискредитирующие, использования конфликтного контекста. Эти тактики успешно применяются для трансляции мнения, что тот, на кого они направлены, недостоин руководить государством, не соответствует данной должности по целому ряду причин;

2) тактические схемы комбинируются с многочисленными приемами, эксплуатирующие потенциал различных семиотических систем, что увеличивает их воздействие на сознание и обеспечивает их эффективность;

3) перечень тактических схем, используемых в «новых медиа» уже, чем в традиционных СМИ, но это с лихвой покрывается их гибридным характером, способности к контаминации.

Ограничение текстового пространства не располагает к подробному изложению, анализу и обсуждению фактов, а потому появляется удобная возможность для искажения информации, применения тактик эмоционального воздействия, речевой манипуляции.

Список литературы

1. Богоявленская Ю.В. Парцелляция как когнитивно-семиотический феномен. Екатеринбург: Изд-во «Уральский государственный педагогический университет», 2016. 180 с.

2. Богоявленская Ю.В., Чудинов А.П. Взаимодействие парцелляции и метафоры как средств аттенциального фокусирования в художественном и публицистическом дискурсах // Язык и культура. 2018. № 41. С. 24-39. DOI 10.17223/19996195/41/2.

3. Богоявленская Ю.В. Стратегия дискредитации чужих во французском дискурсе социальных медиа // Вопросы управления. 2021. № 5(72). С. 5-21. DOI 10.22394/2304-3369-2021-5-5-21.

4. Буженинов А.Э. Метафора спорта и игры в инвестиционном дискурсе (на материале английского языка) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2021. № 1. С. 45-55. DOI 10.15593/22249389/2021.1.3.

5. Ворошилова М.Б., Чудинов А.П. Российская политическая лингвистика на современном этапе развития: трансформация политического дискурса в условиях цифровизации // Русский язык за рубежом. 2019. № 4 (275). С. 4-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления: Монография. М.: "КДУ", "Добросвет", 2020. 178 с. DOI 10.31453/kdu.ru.91304.0107.

7. Иссерс О.С. Речевое воздействие. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2011. 224 с.

8. Иссерс О.С.Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск.: Изд-во «Омский государственный университет», 1999. 285 с.

9. Кушнерук С.Л., Чудинов А.П. Становление лингвистики информационно-психологической войны: методологическая неоднородность и первые результаты // Экология языка и коммуникативная практика. 2019. № 4-1. С. 105-118. DOI 10.17516/2311-3499-081.

10. Плотникова М.В. Хотели как лучше, а получилось как всегда: деструктивное речевое поведение политических деятелей как фактор дискредитации власти // Вопросы управления. 2019. № 5 (60). С. 42-50. DOI 10.22394/2304-3369-2019-5-42-50.

11. Плотникова М.В. Воздействующий потенциал дискурса «новых медиа» в молодежной среде (на примере социальной сети TikTok) // Вопросы управления. 2021. № 2 (69). С. 16-30. DOI 10.22394/2304-3369-2021-2-16-30.

12. Руженцева Н.Б. Методология и методики анализа массмедийного политического текста: Монография. Екатеринбург: Изд-во «Уральский государственный педагогический университет», 2018. 208 с.

13. Руженцева Н.Б. Дискредитирующие тактики и приемы в российском политическом дискурсе: Монография. Екатеринбург: Изд-во «Уральский государственный педагогический университет», 2004. 294 с.

14. Хабекирова З.С. Стратегия дискредитации и приемы ее реализации в политическом дискурсе демократической оппозиции // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2011. № 2. С. 138-144.

References

1. Bogoyavlenskaya Yu.V. Partsellyatsiya kak kognitivno-semioticheskii fenomen [Parcellation as a cognitive-semiotic phenomenon]. Ekaterinburg, Ural'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 2016, 180 p. (In Russ.)

2. Bogoyavlenskaya Yu.V., Chudinov A.P. Vzaimodeistvie partsellyatsii i metafory kak sredstv attentsial'nogo fokusirovaniya v khudozhestvennom i publitsisticheskom diskursakh [Interaction of parcelling and metaphor as a means of attentive focusing in fiction and journalistic discourses]. Yazyk i kul'tura, 2018, no. 41, pp. 24-39. DOI 10.17223/19996195/41/2 (In Russ.)

3. Bogoyavlenskaya Yu.V. Strategiya diskreditatsii chuzhikh vo frantsuzskom diskurse sotsial'nykh media [A strategy to discredit strangers in French social media discourse]. Voprosy upravleniya, 2021. no. 5(72), pp. 5-21. DOI 10.22394/2304-3369-2021-5-5-21 (In Russ.)

4. Buzheninov A.E. Metafora sporta i igry v investitsionnom diskurse (na materiale angliiskogo yazyka) [Metaphor of sports and games in investment discourse (based on the material in English)]. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki, 2021, no. 1, pp. 45-55. DOI 10.15593/2224-9389/2021.1.3 (In Russ.)

5. Voroshilova M.B., Chudinov A.P. Rossiiskaya politicheskaya lingvistika na sovremennom etape razvitiya: transformatsiya politicheskogo diskursa v usloviyakh tsifrovizatsii [Russian political linguistics at

the current stage of development: transformation of political discourse in the context of digitalization]. Russkii yazyk za rubezhom, 2019, no. 4 (275), pp. 4-9. (In Russ.)

6. Dobrosklonskaya T.G. Medialingvistika: teoriya, metody, napravleniya [Medialinguistics: theory, methods, directions]: monografiya. Moscov, "KDU", "Dobrosvet", 2020, 178 p. DOI 10.31453/kdu.ru.91304.0107 (In Russ.)

7. Issers O.S. Rechevoe vozdeistvie [Speech impact]. 2nd edition, Moscov, Flinta, Nauka, 2011, 224 p.

8. Issers O.S.Kommunikativnye strategii i taktiki russkoi rechi [Communication strategies and tactics of Russian speech]. Omsk, OmGU, 1999, 285 p. (In Russ.)

9. Kushneruk S.L., Chudinov A.P. Stanovlenie lingvistiki informatsionno-psikhologicheskoi voiny: metodologicheskaya neodnorodnost' i pervye rezul'taty [Formation of linguistics of information-psychological warfare: methodological heterogeneity and first results]. Ekologiya yazyka i kommunikativnayapraktika, 2019, no. 4-1, pp. 105-118. DOI 10.17516/2311-3499-081 (In Russ.)

10. Plotnikova M.V. Khoteli kak luchshe, a poluchilos' kak vsegda: destruktivnoe rechevoe povedenie politicheskikh deyatelei kak faktor diskreditatsii vlasti [We wanted the best, but it turned out as always: destructive speech behavior of politicians as a factor in discrediting the authorities]. Voprosy upravleniya, 2019, no. 5 (60), pp. 42-50. DOI 10.22394/2304-3369-2019-5-42-50 (In Russ.)

11. Plotnikova M.V. Vozdeistvuyushchii potentsial diskursa "novykh media" v molodezhnoi srede (na primere sotsial'noi seti TikTok) [Influencing potential of the "new media" discourse in the youth environment (on the example of the social network TikTok)]. Voprosy upravleniya, 2021, no. 2 (69), pp. 16-30. DOI 10.22394/2304-3369-2021-2-16-30 (In Russ.)

12. Ruzhentseva N.B. Metodologiya i metodiki analiza massmediinogo politicheskogo teksta [Methodology and techniques for analyzing mass media political text] : monografiya. Ekaterinburg, Ural'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 2018, 208 p. (In Russ.)

13. Ruzhentseva N.B. Diskreditiruyushchie taktiki i priemy v rossiiskom politicheskom diskurse [Discrediting tactics and techniques in Russian political discourse]: monografiya. Ekaterinburg, Ural'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 2004, 294 p. (In Russ.)

14. Khabekirova Z.S. Strategiya diskreditatsii i priemy ee realizatsii v politicheskom diskurse demokraticheskoi oppozitsii [Discrediting strategy and methods of its implementation in the political discourse of the democratic opposition]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedenie, 2011, no. 2, pp. 138-144. (In Russ.)

Информация об авторах Ю.В. Богоявленская — доктор филологических наук, профессор кафедры лингвистики

и профессиональной коммуникации на иностранных языках, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина;

Д.А. Палийчук — асистент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации на иностранных языках, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Information about the authors Yu. V Bogoyavlenskaya — Grand Ph. D. (Philology), Associate Professor, Ural Federal Universitynamed after the first President of Russia B.N. Yeltsin;

D.A. Palytchuk — Assistant, Ural Federal Universitynamed after the first President of Russia B.N. Yeltsin.

Статья поступила в редакцию 13.09.2021; одобрена после рецензирования 28.09.2021; принята к публикации 28.09.2021.

The article was submitted 13.09.2021; approved after reviewing 28.09.2021; accepted for publication 28.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.