210
УДК 7.1. 012
И. М. Власова
«Универсальность» в контексте проектной деятельности дизайнеров
В статье представлен анализ понятия универсальности как принципа художественного освоения жизненного пространства. Универсальность основана на культурных архетипах, представлена комплексом единых творческих методов в проектировании. Визуально-графическое содержание дизайн-проектов отражает мифологическое сознание человека, формирует художественное мышление и социальное поведение личности проектировщика.
The article presents the analysis of the concept of universality as a principle of artistic exploration of living space. Universality is based on cultural archetypes and represented in project activities by universal complex creative methods. Visual-graphic content of design projects expresses the mythological nature of human consciousness and forms artistic thinking and social behavior of an individual designer.
Ключевые слова: универсальность, культурные архетипы, проектирование, методы дизайна, структура.
Key words: universality, cultural archetypes, design, design methods, structure.
Стремительное развитие дизайна в новых социокультурных условиях заставляет анализировать систему профессионального образования, которая, динамично развиваясь, опирается в основном на традиционные методы и формы обучения в дизайне. Назрела необходимость инновационного взгляда на эту проблему.
Отметим особенности национальной системы дизайн-
образования, которые заключаются в специфичном симбиозе художественной и проектной деятельности, складывавшемся десятилетиями и сформировавшем базис профессиональных понятий, теоретических конструкций, технологий и практик. Эти особенности отражают взаимодействие человека с окружающим миром через призму ментальных установок личности, обладающих, на наш взгляд,
универсальными характеристиками. Дизайнер, как никто другой, ответственен за установление гармоничных отношений между производителем и потребителем. Суть этих гармоничных отношений характеризуется универсальностью как специфической формой мышления, которая рассматривает универсум как целое, несмотря на разнородность пространственных сред и объектов, несущих как
© Власова И. М., 2015
211
актуальные, современные смыслы, так и символы, образы, пришедшие из прошлого, обладающие исторической памятью.
Раскроем смысл понятия «универсальность» в системе проектной деятельности. В философском плане универсальность представляется как целостность биологической и духовной природы человека, постановка сверхличных целей в достижении «культурной, душевной, духовной плодотворности» (Н.А. Бердяев). Можно говорить об универсальности и как о специфической форме мышления, которая рассматривает универсум как целое, выполняя при этом охранительную функцию человека как индивидуального феномена. И наконец, в контексте проектной деятельности обозначим «универсальность» как принцип художественного освоения жизни, комплекс единых творческих методов, основанных на культурных архетипах.
Обращение к проблемам архетипического обусловлено тем, что современный мир отмечен кризисами разного рода, захватывающими всю сферу жизнедеятельности человека. Значение архетипов, достаточно глубоко исследованное, но недостаточно широко используемое в системе образования дизайнеров, позволяет нам с уверенностью включать их в поле методов проектировочной деятельности. Отметим, что система дизайн-образования рассматривается нами как универсальная знаковая система, которая находит выражение в материальных визуальных объектах.
Опираясь на теорию создателя структурной антропологии французского этнографа, социолога и культуролога Клода Леви-Строса, обратимся к универсальности человеческой природы, заложенной в подсознании. Согласно К. Леви-Стросу, структуры неких объектов:
«...моделируются как результат взаимодействия глубинных архетипических форм, существующих в коллективном бессознательном, и природносоциальной среды, специфичной в каждом конкретном случае» [4].
Именно обращенность к архетипам позволяет наполнять изобразительные знаки и символы универсальным содержанием, выражающим мифопоэтическое сознание человека, формирующее художественное мышление и социальное поведение личности проектировщика. Со-знание в этом контексте обозначает форму отражения в психике человека объективной реальности и бессознательного как психического процесса погружения в «прошлый» опыт личности при взаимодействии с искусством.
Обращенность к проблеме сознания индивида требует рассмотрения феноменов бессознательного как бесконтрольного психического процесса. Бессознательным оказывается все то, что не становится
212
предметом особых действий по осознанию [2]. По мнению психологов, бессознательное охватывает познавательные процессы, личностные свойства и межличностные отношения человека. Учение о бессознательном применительно к мотивации социального поведения человека впервые, как известно, была обоснована З. Фрейдом, продолжена К.Г. Юнгом, который ввел термин «архетип» для обозначения основы личности как совокупности базовых идей, понятий, представлений, унаследованных человеком от его предков и определяющих его психологию и поведение. К. Г. Юнг писал:
«С ростом научного понимания ... человек чувствует себя изолированным в космосе, потому что теперь он отделен от природы, не включен в нее органически и утратил свою эмоциональную "бессознательную идентичность", с природными явлениями. Постепенно они теряют свою символическую причастность...Его контакт с природой исчез, а с ним ушла и глубокая эмоциональная энергия, которую давала эта символическая связь» [7].
Таким образом, можно утверждать, что жизнь человека, обремененная социальными условностями, в большой степени подчинена универсальным основаниям структуры бытия личности, организующим ее жизнедеятельность, влияющим на сознание, мировоззрение.
Обращение дизайнеров к теме архетипов обусловлено интересом к внутреннему миру человека, к раскрытию его глубинных универсальных констант. Эти константы определяют взаимодействие человека с миром. При пробуждении творческой активности в сознании человека они продуцируют архетипические образы [3], которые незримо влияют на восприятие человеком (потребителем) смысла, заложенного в объекте проектирования, в продуктах дизайна.
Необходимость исследования влияния архетипов на творческий процесс подчеркивал С. С. Аверинцева. По его мнению:
«Концепция архетипа ориентирует исследование мифов на отыскание в этническом и типологическом многообразии мифологических сюжетов и мотивов инвариантного архетипического ядра, метафорически выраженного этими сюжетами и мотивами (мифологемами), но никогда не могущего быть исчерпанным ни поэтическим описанием, ни научным объяснением» [1].
Архетипы вплетены в сюжетную сферу произведений литературы и искусства, отражающих наиболее общие, фундаментальные мотивы представлений на основе коллективного бессознательного [5]. Воздействие искусства тем сильнее, чем наиболее точно художник раскрывает архетипические формы в своих произведениях. Философ Л.Б. Фрейверт, анализируя архетипы в художественном формообразовании, полагает, что для решения множественных проблем в ди-
213
зайне необходимы новые научно-методологические подходы с учетом фундаментальных основ мироустройства и миропонимания. Автор утверждает, что
«архетип художественного формообразования - это предсуществующая
возможность формы, формообразующая сила, совокупность сил или закономерность, обусловливающая свойства конкретных образцов художественной формы» [6].
Представляется важным выявить архетипические структуры в качестве оснований жизненного мира человека, влияющие на его продуктивную деятельность.
Метод в области проектирования был определен нами как логически выстроенная системная деятельность в достижении проектной цели, в решении функциональной, технологической и художественной задач. Методы дизайн-деятельности специфичны, так как содержат элементы, синтезирующие возможности инженернотехнического, художественного творчества, что определяет особенности подготовки дизайнера-универсала. В данном контексте мы будем рассматривать универсальность в дизайне как всесторонность, многосторонность, всеохватывающее знание, построенное на укорененных в сознании культурных архетипах, проявляющихся в осознанной деятельности дизайнера.
Исходя из сказанного, предложим авторскую типологию методов дизайнерского проектирования, опирающуюся на концепцию архетипов в культуре. Перечислим их:
> ассоциативные методы - характеризуются непрямыми связями, при которых одно представление человека об объекте (предмете, состоянии и т. д.) вызывает другое; универсальный проектный метод - погружение в бессознательное, проекция неосознаваемого содержания сознания личности на предметную среду;
> абсурдистские - построены на алогичных приемах мышления, работы сознания с противоречивыми образами, смыслами, предполагают допустимость одновременного утверждения и отрицания, преувеличение; им соответствуют приемы парадоксального соединения, разложения, бессмысленного комбинирования частей;
> аналоговые - основаны на архитектоничных, биоархетектур-ных принципах природных явлений;
> диалектический - предполагает анализ объекта проектирования с различных позиций, выявление противоречивых сторон объекта;
> имитационные - подражание природным формам, физическим явлениям, функциям человеческого организма, его действиям;
214
> комплексный - подразумевает композицию различных визуальных образов (графических, живописных, схематических, символических изображений, визуальных «комментариев» видео, звука и т. д.);
> критический - позволяет выявлять как позитивные, так и негативные стороны объекта с учетом разноформатных задач проектирования;
> коммуникативный - использование игровых проектов позволяет моделировать ситуации включения студентов в реальную проектную деятельность;
> синтетический - искусственное соединение ряда методов по принципу согласованности, синтез методов из различных наук и практики человека;
> трансформационный метод «инверсии» (перестановки слагаемых) - позволяет преодолевать проблемные ситуации за счет изменения отношения к объекту проектирования;
> эвристический - предполагает постановку проблемы в исследуемом поле, выявление методологии ее решения с новых авторских позиций.
Проблема определения универсальности в контексте проектной деятельности видится нам как определение универсальных методов в подготовке дизайнеров. Актуальность данной проблемы вызвана тем, что деятельность дизайнера ориентирована на изменение качества жизни людей в соответствии с имеющимися потребностями, интересами, ценностями и целями личности.
Как было отмечено, востребованность дизайнера-универсала высока. Он способен мобильно переключаться на решение неординарных задач, создавать объекты, элементы среды, разнообразные продукты промышленного производства, обладающие высокими потребительскими свойствами, обеспечивая тем самым требуемое качество жизни людей. Из этого посыла вытекает следующее: задачи профессионального образования требуют владения универсальными дизайн-методами, базирующимися на общих методологических принципах целостности, целесообразности, гармонизации. При этом целостность мы понимаем как единство материального и духовного на благо человека; целесообразность как соответствие цели - образу; образ же мы понимаем как укорененный в сознании первичный архетип или группу архетипов, влияющих на наше сознание и определяющих наши поступки; гармонизация - как соответствие продуктов дизайна антропологическим принципам проектирования.
215
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что решение проблемы универсальности, универсальных методов в дизайне должно способствовать созданию единого смыслового поля проектирования, в котором культурные ценности будут превалировать над значимыми потребительскими качествами объектов. Безусловно, перенаправить вектор потребительской функции продуктов дизайна не является нашей задачей да и на сегодняшний день представляется весьма сомнительной, однако актуализация гуманистической сущности дизайна и его структуры с позиций универсальности вполне возможна.
Список литературы
1. Аверинцев С. С. Аналитическая психология К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. - Вып. 3. - М., 1972.
2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 24.
3. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского; ред.-сост. Л. А. Карпенко. - Ростов-н/Д., 1998.
4. Леви-Строс К. Структурализм и экология. [Электронный ресурс]. - URL http://www.gramotey.com/?open_file=1269082365 (дата обращения: 20.05. 2015).
5. Мелетинский Е. М. Время мифическое // Мифы народов мира. Т. 1. - М., 1998. - С. 252-253.
6. Фрейверт Л. Б.. Архетип в художественном формообразовании дизайна //
Полигнозис, 3-4 (42), 2011. [Электронный ресурс]. - URL
http://www.polygnozis.ru/default.asp?num=6&num2=576 (дата обращения: 15.05. 2015).
7. Юнг К. Г. Архетип и символ. [Электронный ресурс]. - URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-339286.html (дата обращения: 20.05. 2015).