Научная статья на тему 'Универсальность эфирного журналиста на современном региональном телевидении (на примере информационной программы "Вести: Приморье")'

Универсальность эфирного журналиста на современном региональном телевидении (на примере информационной программы "Вести: Приморье") Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
332
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ЖУРНАЛИСТОВ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА / ВЕДУЩИЙ / КОРРЕСПОНДЕНТ / REGIONAL TELEVISION / UNIVERSALITY OF JOURNALISTS / INFORMATION PROGRAM / PRESENTER / CORRESPONDENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Семакина Ольга Николаевна

Журналисты, совмещающие сразу несколько творческих специализаций в регионах это российская действительность. В статье анализируются объективные и субъективные причины этой профессиональной особенности региональных телевизионщиков. Более того локальные ТВ встали на путь модернизации. В эпоху перехода на цифровое вещание требует рассмотрения творческая деятельность СМИ. Возникает необходимость проанализировать современную специфику регионального телевидения и дать характеристику производственного процесса на этапе модернизации локальных вещательных компаний. Автор, как практикующий журналист, для проведения исследования использовал собственный эмпирический опыт, применял методы наблюдения, описал контент информационного программы «Вести: Приморье». Анализ деятельности региональной компании показал, что тенденция к универсальности в локальной журналистике обрела устойчивую форму: ведущий новостной программы совмещает свою деятельность с репортерством. Более того, в редакциях начинает появляться новая специфичная черта региональной прессы: совмещение функций редактора и ведущего новостной программы. Всё большее вовлечение регионального журналистского корпуса в универсальность объясняется объективными (экономическими) и субъективными (творческими) причинами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Семакина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Universality of the Journalist on Modern Regional Television (on the Example of the Information Program “News: Primorye”)

Journalists combining several creative specializations in the regions are Russian reality. The article analyzes the objective and subjective reasons for this professional characteristic of regional TV men. Moreover, local TV has taken the road of modernization. In the era of transition to digital broadcasting the creative activity of the media needs to be considered. There is a need to analyze modern specifics of regional television and to characterize the production process at the stage of modernization of local broadcasters. The author, as a practicing journalist, used her own empirical experience to conduct research, applied observational methods, described the content of the information program "News: Primorye". Analysis of the activities of the regional company showed that the trend towards universality in local journalism has taken a steady form: the news program presenter combines their activities with those ones of a reporter. Moreover, a new specific feature of the regional press begins to appear in the editorial offices: combining the functions of the editor and the news presenter. The increasing involvement of the regional journalistic corps in universality is explained by objective (economic) and subjective (creative) reasons.

Текст научной работы на тему «Универсальность эфирного журналиста на современном региональном телевидении (на примере информационной программы "Вести: Приморье")»

Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2018, vol. 7, no. 4

ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРАКТИКА JOURNALISTIC PRACTICE

УДК 070

DOI 10.17150/2308-6203.2018.7(4).704-710

Семакина Ольга Николаевна

Шеф-редактор; аспирант

Служба информационных программ радио и телевидения, ГТРК «Владивосток»; департамент коммуникации и медиа, Дальневосточный федеральный университет, 690922, Приморский край, о. Русский, п. Аякс 10, кампус ДВФУ e-mail: olle-89@mail.ru

Olga N. Semakina

Chief Editor; PhD Student

Radio and TV News Programmes Service, Vladivostok State TV and Radio Company; Department of Communication and Media, Far Eastern Federal University, FEFU Campus, 10 Ajax Bay, Russky Island, Vladivostok, 690922, Russian Federation, e-mail: olle-89@mail.ru

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ЭФИРНОГО ЖУРНАЛИСТА НА СОВРЕМЕННОМ РЕГИОНАЛЬНОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «ВЕСТИ: ПРИМОРЬЕ»)

Аннотация. Журналисты, совмещающие сразу несколько творческих специализаций в регионах — это российская действительность. В статье анализируются объективные и субъективные причины этой профессиональной особенности региональных телевизионщиков. Более того локальные ТВ встали на путь модернизации. В эпоху перехода на цифровое вещание требует рассмотрения творческая деятельность СМИ. Возникает необходимость проанализировать современную специфику регионального телевидения и дать характеристику производственного процесса на этапе модернизации локальных вещательных компаний. Автор, как практикующий журналист, для проведения исследования использовал собственный эмпирический опыт, применял методы наблюдения, описал контент информационного программы «Вести: Приморье». Анализ деятельности региональной компании показал, что тенденция к универсальности в локальной журналистике обрела устойчивую форму: ведущий новостной программы совмещает свою деятельность с репортерством. Более того, в редакциях начинает появляться новая специфичная черта региональной прессы: совмещение функций редактора и ведущего новостной программы. Всё большее вовлечение регионального журналистского корпуса в универсальность объясняется объективными (экономическими) и субъективными (творческими) причинами.

Ключевые слова. Региональное телевидение, универсальность журналистов, информационная программа, ведущий, корреспондент.

Информация о статье. Дата поступления 07 июля 2018 г.; дата принятия к печати 28 сентября 2018 г.; дата онлайн-размещения 15 октября 2018 г.

UNIVERSALITY OF THE JOURNALIST ON MODERN REGIONAL TELEVISION (ON THE EXAMPLE OF THE INFORMATION PROGRAM "NEWS: PRIMORYE")

Abstract. Journalists combining several creative specializations in the regions are Russian reality. The article analyzes the objective and subjective reasons for this professional characteristic of regional TV men. Moreover, local TV has taken the road of modernization. In the era of transition to digital broadcasting the creative activity of the media needs to be considered. There is a need to analyze modern specifics of regional television and to characterize the production process at the stage of modernization of local broadcasters. The author, as a practicing journalist, used her own empirical experience to conduct research, applied observational methods, described the content of the information program "News: Primorye". Analysis of the activities of the regional company showed that the trend towards universality in local journalism has taken a steady form: the news program presenter combines their activities with those ones of a reporter. Moreover, a new specific feature of the regional press begins to appear in the editorial offices: combining the functions of the editor and the news presenter. The increasing involvement of the regional journalistic corps in universality is explained by objective (economic) and subjective (creative) reasons.

Keywords. Regional television, universality of journalists, information program, presenter, correspondent.

Article info. Received July 07, 2018; accepted September 28, 2018; available online October 15, 2018.

Региональное телевидение России постепенно вступает в новую эру современной технологии вещания. В первую очередь, модернизация охватила техническую сторону устройства СМИ. Повсеместно на информационных лентах появляются новостные сводки о подключении российских регионов к цифровому вещанию. Приморский край, как и вся страна, готовится к полному переходу на цифру. Отказ от аналогового вещания должен состояться в 2019 году. По информации контрольного центра Российской телерадиовещательной сети, цифровой сигнал уже покрывает большую часть страны. А до конца 2018 года картинку высокой четкости смогут получать жители даже самых отдаленных территорий России [1, с. 1].

В эпоху технологической модернизации регионального телевидения представляется важным обратить внимание и на творческую сферу журналистской деятельности, в частности, на сохранившуюся тенденцию к универсальности работников СМИ. Актуальность темы вызвана необходимостью обосновать объективную и субъективную мотивацию журналистов к сочетанию журналистских специализаций. В статье будет рассматриваться деятельность Службы информации Государственной телекомпании «Владивосток» и её основной новостной продукт — «Вести: Приморье».

Каналы Всероссийской государственной телекомпании России («Россия-1», «Россия-24», «Россия-культура» и их региональные ново-

сти) вошли в первый, бесплатный мультиплекс. Ввиду того, что одна из задач федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы» — это обеспечение граждан страны региональным цифровым телерадиовещанием, а регионализация предусматривает включение местного контента в программу телерадиоканалов "Россия 1", "Россия 24" и "Радио России", то все затраты на модернизацию сетей вещания взяло на себя государство1. Иными словами, ГТРК «Владивосток» (как и множество других филиалов ВГТРК по всей стране) не понесла никаких финансовых затрат из-за начала трансляции региональных врезок в цифровом вещании. От приморской телевизионной компании по-прежнему требуется лишь предоставление качественного контента.

Государственная телекомпания «Владивосток» вещает на всей территории Приморского края. Информационные выпуски для ГТРК «Владивосток» (как и для подавляющего большинства региональных каналов) — структурные «реперные» точки телевизионного программирования. В своих лучших образцах региональные новости вызывают интерес у аудитории: востребована официальная, статистическая, публицистическая, социальная информация [2, с. 2-7]. Новостные выпуски транслируют повседневную жизнь местных жителей. Локальные телевизионные станции не обладают мощью (в отличие от крупных федеральных

1 Приморье начало вещать местные новости в первом мультиплексе «цифры» // Primamedia. 2017. 1 сент. URL: https:// primamedia.ru/news/618391/.

компаний) формировать идеологию, национальные интересы, отношение россиян к правящей политической системе и проч. Но они обладают серьезными организаторскими, социальными ресурсами (например, видеоматериалы о нехватке врачей в том или ином селе; история ребенка, попавшего в детский дом; сюжеты о выброшенных на улицу собаках. Нередко эти ситуации разрешаются благодаря местным СМИ).

Корреспондент федерального канала скорее работает на абстрактного зрителя, на многомиллионную, разрозненную во времени и пространстве аудиторию. Журналист местной телекомпании гораздо ближе к своему зрителю: они живут в одной среде, в одном часовом и климатическом поясе, у них есть свои муниципальные/краевые/областные законы и т. д. [3, с. 8]. И в производственном отношении между федеральными и региональными журналистами тоже есть существенные отличия. На федеральных каналах существует чёткая технология производства: каждый сотрудник преимущественно несёт ту функциональную нагрузку, которая закреплена в его должностной инструкции или в контракте. Специалист локальной телекомпании выполняет функции и ведущего, и корреспондента новостей одновременно. В первую очередь, это объясняется экономическими причинами [4]. Так, в Службе информационных программ ГТРК «Владивосток» числится порядка 20 специалистов (это и корреспонденты, и ведущие программ, и шеф-редакторы, а также продюсер)2. Они

2 Вести: Приморье. Владивосток. 2018. URL: http://vestiprim.ru/.

обеспечивают контент своих региональных врезок на каналах «Рос-сия-1», «Россия-24», «Россия-культура». Это порядка 5 часов чистого эфирного времени в сутки3. Для того, чтобы охватить такой объём вещания малым количеством специалистов, руководство компании требует от творческого коллектива универсальности.

Во-вторых, профессия журналиста такова, что она подразумевает эксперимент: эксперимент с жанрами, формами, специализациями. Сотрудник редакции, в особенности начинающий журналист, пробует себя в разных амплуа. «Репортера кормят ноги, аналитика — голова, а ведущие новостей выразительно читают тексты, отличаясь от старых дикторов тем, что понимают их смысл» [5, с. 23]. Вероятно, амплуа журналиста определяется, как у актера, его внешними данными и психофизиологическими особенностями. Теоретики театра подчеркивают, что важен синтез физических, моральных, интеллектуальных и социальных черт [6, с. 10-20]. Такую трактовку дефиниции «амплуа» можно применить и в телевизионной журналистике. Вспомним, яркого представителя журналистской плеяды 90-х годов — Владислава Листьева. Он искал себя в самых разных жанрах и формах: в программе «Час пик» Листьев был интервьюером-аналитиком, в «Поле чудес» шоуменом, во «Взгляде» музыкальным обозревателем. «Творческим людям свойственно стремление расширить свой диапазон, полнее выявить свой потенциал на экране... Сильный творческий чело-

3 Вести: Приморье. Владивосток. 2018. URL: http://vestiprim.ru/.

век ищет другого» [7, с. 247]. Среди ведущих федеральных каналов найдется еще множество примеров журналистов-универсалов: это и Сергей Брилёв, и Владислав Завьялов, и Михаил Зеленский, и Мария Моргун и т. д. В регионах же совмещение журналистских профессий — явление повсеместное. Таким образом, можно предположить, что журналистская универсальность вызвана двумя аспектами: объективным фактором (экономическая необходимость СМИ) и субъективным (реализация творческого потенциала).

«Репортерство — это предельно универсальная из экранных профессий». Работа корреспондента предполагает умение сымпровизировать монолог, точно сформулировать вопросы при сборе фактического материала, иметь навыки сценариста и режиссера, аналитика и прогнозиста и многое другое [8, с. 43]. Иные функции выполняет ведущий программы новостей. Так, на Западе ведущего называют «анкормен», или человек-якорь. Слово «анкер» вошло в русский язык: например, в строительстве — это деталь крепления, надежная, на ней держится вся конструкция. В часах анкер определяет точность хода. Ведущий объединяет, консолидирует аудиторию, будь она общенациональной или областной.

«Объединением» приморской аудитории занимается пятеро ведущих: Максим Бордаков, Ольга Порва, Татьяна Бережная, Елена Богданова, Станислав Бабко. Это основной состав ведущих информационной программы «Вести: Приморье». Примечательно, что никто из вышеперечисленных специалистов не занимает должности «ведущий

программ». Все они (за исключением Т. Бережной, которая занимает должность заместителя начальника Службы информации) являются шеф-редакторами информационных программ. В таком случае, в пору говорить о новой тенденции: редакторы региональных компаний становятся ведущими собственных информационных выпусков. Но такой опыт пока уникален, во всяком случае в дальневосточном регионе. Соседние ГТРК (Хабаровск, Благовещенск, Камчатка) пока разъединяют работу ведущего и редактора новостей.

Вновь вернёмся к опыту приморской телекомпании. Программа «Вести: Приморье» на канале Россия-1 считается визитной карточкой ГТРК «Владивосток». Именно поэтому её ведущие и занимают более высокую ступень в журналистской иерархии: редакторскую. Но программа «Вести: Приморье» в более расширенной и свободной версии выходит также на канале «Россия-24». Этот канал как раз и располагает витриной под названием «Журналисты-универсалы». Ведущие этой программы все без исключения выполняют также обязанности корреспондента. Производственный график складывается следующим образом: одну неделю журналист работает в качестве ведущего, три следующие недели занимается корреспондентской работой. В подобной ситуации, кроме экономической выгоды для руководства, есть плюсы и для самих специалистов. Так как от ведущего новостной программы требуется понимание текста и объективизм, граничащий с эмоциональностью, то можно предположить, что ведущему будет легче воспроизводить эмоции, если

он будет регулярно самостоятельно отправляться на место съемок и видеть различные события собственными глазами. Откуда взять ведущему эмоциональность, если он из года в год находится в редакции? В этом случае необходимо обладать недюженным актерским талантом. А это исключение из правил. «Нечего и говорить, что ведущий программы новостей передает информацию гораздо убедительнее, если знает ее подоплеку. Если вы сами построите себе дом, вы будете лучше знать его и больше тем гордиться. Так же и в телевидении» [9, с. 85].

Многие исследователи телевидения за то, чтобы ведущие находились на улице, в реальных условиях, там, где происходят события. Это позволяет, во-первых, им самим держать «руку на пульсе», а, во-вторых, это позволяет им выстраивать свой имидж — человека, который не просто находится в студии и озвучивает текст, но и работает в реальном мире. В. М. Горохов отмечает: «Универсализм позволяет не только оперативно откликаться на злобу дня, воздействовать на массовую аудиторию, но и преодолевать «стертость» мыслей, возникающую от частого решения однотипных задач, избегать «амортизации» чувств, добиваться свежести и остроты взгляда на мир» [10, с. 16].

Кроме того, на наш взгляд, при сочетании профессий сотрудниками информационных редакций более качественным становится внутренний, корпоративный коммуникативный процесс. Так как репортёр понимает работу ведущего не теоретически, а практически, то он легче перестраивается из одной коммуникативной роли в другую, четче понимает свои задачи и задачи своих

коллег в каждом конкретном случае [11, с. 372-380].

Таким образом, можно сделать вывод, что тенденция к универсальности в региональных телекомпаниях обрела устойчивую форму: ведущий новостной программы совмещает свою деятельность с репортерством. Более того, в редакциях начинает появляться новая специфичная черта региональной прессы: совмещение функций редактора и ведущего новостной программы. Всё большее вовлечение регионального журналистского корпуса в универсальность объясняется объективными (экономическими) и субъективными (творческими) причинами. В локальной журналистике процесс обновления знаний, смена приемов деятельности, переосмысление взглядов на отдельные аспекты профессии очень мобилен. «Речь теперь идет не только о необходимости уверенного владения большинством жанров публицистики. В современных

условиях универсальность все чаще оборачивается необходимостью соединять несколько специальностей» [12, с. 192]. Универсальность имеет свои преимущества: специалист получает возможность наработать комплекс дополнительных умений, черпать нужные для этой профессии эмоции, пробовать себя в разных формах и жанрах; налаживается более эффективный коммуникационный процесс внутри редакции. Но, анализируя феномен журналистской универсальности, нужно обозначить и его отрицательные стороны: профессиональное выгорание, поверхностные знания, нехватка времени на создание осмысленного сюжета, отсутствие ресурсов для погружения в конкретную журналистскую специализацию, вследствие чего журналист не сможет состояться как профессионал в какой-либо области, а так и останется работником СМИ «средней руки», который пишет обо всём и — ни о чём.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Филиппов И. Телевидение высокой чёткости: цифровое вещание приходит во все уголки России [Электронный ресурс] / И. Филиппов // Вести^и. — 2018. — 8 июня. — Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=3026402.

2. Тулупов В. Региональная журналистика: сегодня и завтра / В. Тулупов // Вопросы теории и практики журналистики. — 2013. — № 2. — С. 78-92.

3. Шкондин М. В. Информационный потенциал общества и медиаресурсы городских газет (по итогам контент-аналитического исследования газет средних и малых городов) / М. В. Шкондин, Л. Г Свитич, О. В. Смирнова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2016. — № 1. — С. 183-192.

4. Удалова Т. В. Региональное телевидение : специфика, тематические и жанровые особенности / Т. В. Удалова, М. С. Фунтикова // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2011. — № 52. — С. 37-44.

5. Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром : учеб. пособие / С. А. Муратов. — М. : Аспект Пресс, 2007. — 202 с.

6. Грачева Л. В. Психотехника актера в процессе обучения в театральной школе: теория и практика : дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.01 / Л. В. Грачева. — СПб., 2005. — 494 с.

7. Кузнецов Г. В. Телевизионная журналистика : учебник / Г В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. — 4-е изд. — М. : Изд-во МГУ, 2002. — 304 с.

8. Князев А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа : учеб. пособие / А. А. Князев. — Бишкек : Изд-во КРСУ, 2001. — 160 с.

9. Зверева Н. В. Школа регионального тележурналиста : учеб. пособие / Н. В. Зверева. — М. : Аспект Пресс, 2004. — 320 с.

10. Горохов В. М. Основы журналистского мастерства : учебник / В. М. Горохов. — М. : Высшая школа, 1989. — 117 с.

11. Порва О. Н. О совмещении коммуникативных ролей шеф-редактора и ведущего новостной программы на региональном телеканале (на примере ГТРК «Владивосток») / О. Н. Порва // Филология: научные исследования. — 2016. — № 4. — С. 372-380.

12. Гуревич С. М. Экономика средств массовой информации / С. М. Гуревич. — Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1999. — 255 с.

REFERENCES

1. Filippov I. High definition television: digital broadcasting reaches all parts of Russia. Vesti.Ru, 2018, June 8. Available at: http://www.vesti.ru/doc.html?id=3026402.

2. Tulupov V. Regional journalism: today and tomorrow. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2013, no. 2, pp. 78-92. (In Russian).

3. Shkondin M. V., Svitich L. G., Smirnova O. V. Information society and media capacity of urban newspapers (according to the results of content-analytical research of the newspapers of average and small towns). Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva = Vestnik of Volzhsky University after V.N. Tatischev, 2016, no. 1, pp. 183-192.

4. Udalova T. V., Funtikova M. S. Regional television: specifics, thematic and genre peculiarities. Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universitetata. Seriya: Gumanitarnye nauki = Bulletin of the Amur State University. Series: The Humanities, 2011, no. 52, pp. 37-44. (In Russian).

5. Muratov S. A. Television communication in the frame and behind the scenes. Moscow, Aspekt Press Publ., 2007. 202 p.

6. Gracheva L. V. Psikhotekhnika aktera v protsesse obucheniya v teatral'noi shkole: teoriya ipraktika. Dr. Diss. [Psycotechnics of an actor in the process of studying at a theatrical school: theory and practice. Dr. Diss]. Saint Petersburg, 2005. 494 p.

7. Kuznetsov G. V., Tsvik V. L., Yurovskii A. Ya. (eds). Televizionnaya zhurnalistika [Television journalism]. 4th ed. Lomonosov Moscow State University Publ., 2002. 304 p.

8. Knyazev A. A. The basics of TV-journalism and reporting. Bishkek, KRSU Publ., 2001. 160 p.

9. Zvereva N. V. с. School of the regional TV reporter. Moscow, Aspekt Press Publ., 2004. 320 p.

10. Gorokhov V. M. Basis of journalistic skills. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1989. 117 p.

11. Porva O. N. On combining communicative roles of a chief editor and news presenter on a regional TV channel (as exemplified by Vladivostok state TV and radio company). Filologiya: nauchnye issledovaniya = Philology: scientific researches, 2016, no. 4, pp. 372380. (In Russian).

12. Gurevich S. M. Economics of Mass Media. Moscow, M. and S. Sabashnikovy Publ., 1999. 255 p.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Семакина О. Н. Универсальность эфирного журналиста на современном региональном телевидении (на примере информационной программы «Вести: Приморье») / О. Н. Семакина // Вопросы теории и практики журналистики. — 2018. — Т. 7, № 4. — С. 704-710. — DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(4).704-710.

FOR CITATION

Semakina O. N. Universality of the Journalist on Modern Regional Television (on the Example of the Information Program "News: Primorye"). Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2018, vol. 7, no. 4, pp. 704-710. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(4).704-710.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.