УДК 008
А. В. Куманова
УНИВЕРСАЛЬНОЕ - ГУМАНИТАРНОЕ - ЭПИСТЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ (Естественная классификация. Международная библиография.
Идея мирового культурного объединения)
Через понятие «антропология» и проблематику антропологии как науки раскрыта методология гуманитарного знания. Предложена классификация знания. Автор рассматривает многомерную систему знания как диалектическое единство представления связей и считает, что различные виды знания являются эпистемиологическим ключом к системе знания о человеке. Также поднят вопрос отражения видов знания в международной универсальной библиографии.
Ключевые слова: знание, гуманитарное, эпистемология, антропология, ризома, информационная ретикула семиосферы, библиография
Through the notion "anthropology" and the problems of anthropology as a science there has been discovered methodology of human knowledge. There has been proposed classification of knowledge. The author considers the multidimensional system of knowledge as the dialectic unity of presentation of connections, and she considers that various kinds of knowledge are epistemological key to the system of knowledge about human being. There gas also been raised a question due to reflection of kinds of knowledge in the international universal bibliography.
Keywords: knowledge, human, epistemology, anthropology, rhizome, informational reticule of semiosphere, bibliography
Знание делает человека тем, о чем он знает.
Упанишады
Единая интенциональная ризома информационных кодов знания, воплощенного в так называемой инкультурации (эволюции - инволюции), позволяет нам видеть рациональную сущность, состоящую из множества сущностей, разграничивающихся на основе принципов диверсификации, дистинкции, многообразия, конкуренции парадигм. Нравственно-этические движущие мотивы гуманного планетарного информационного моделирования формируют диалогические цепочки «обозначаемое - означающее» в многоголосии концепций, целью которых является преодоление доктринального изоляционизма. Концептуальная нагруженность знаний позволяет разграничить их виды, причем основными здесь будут следующие идеи: 1) универсальное - гуманитарное, философ-ско-научное эпистемиологическое знание (episteme) состоит из всех знаний; 2) обоснованием дифференциации видов знания является отражение посредством последних различных аспектов реальности и сознания человека; 3) отождествление общества знания с инженерией знания желательно преодолеть и представить его как проявление вида знания - технического знания, которое, как элемент любого знания, является его инструментальным выражением (techne); 4) перенос знания (переносимое знание - bringing knowledge) может существовать в любой сфере, вследствие чего данное понятие трактуется как процесс, а не как вид (знание); 5) в ряде исследований древности перед нами вновь предстает знание, являющееся давно утра-
ченным, утерянным (lost). Принято выделять следующие виды знания: явное (формализованное, дискретное, естественное, соответствующее) - explicit (formalized, discreet, natural, common); неявное (молчаливое), подразумеваемое - implicit (tacit); научное (рациональное) - scientific (rational); скрытое (мистическое, эзотерическое, агностическое, трансцендентальное, присутственное, оккультное) -hidden (mystical, esoteric, agnostic, transcendental, presence-knowledge, knowledge by presence, occult).
Методология гуманитарного знания раскрыта через понятие антропология (anthropology) и проблематику антропологии как науки (религиозное -атеистическое). Сам термин антропология, используемый в западной науке, включает в себя: этнографию (этнологию) и антропологию в понимании восточноевропейских авторов. Терминоси-стема: 1) гуманитарное знание - более общее, чем включаемые в него гуманитарные науки (humanities или art and humanities [nonscience - неестественные науки]), в число которых попадают филология, литературоведение, история, философия и т. д. (в отличие от science - естественных наук), а также социология, экономика, демография и другие социальные науки; 2) национальные и мировые школы: англо-американская культурная антропология, социальная антропология, семиотика (Т. А. Себеок); философская антропология в Германии; структурализм во Франции; семиотика в Западной Европе - Франции, Италии (У. Эко); русский космизм (В. И. Вернадский, В. П. Казначеев); семиотика, структурализм (Ю. М. Лотман); 3) гуманитарно-научное знание рационально рассматривается в связи с религией, причем ударение
34
ставится на социокультурную и природную целость человечества (Дж. Кэмпбелл, М. Элиаде).
Многомерная система знания как диалектического единства представления связей в соответствии с философско-культурными проблемами сознания представляет собой укоренившуюся в языке «форму космогонии» (В. И. Вернадский). Международная универсальная библиография транслирует те магистральные направления ноосферизма, в которых мы пребываем, осуществляя поиск информации. Идея мирового эпистемиологического объединения представляет собой идею объединения как культуры творения взглядов космизма (космо-логизма) и сама является плодом естественного многообразия его переплетающихся ответвлений: философского и философско-религиозного, семи-осферического (культурологического), гуманитарного, литературно-художественного, естественнонаучного, натуралистического, теоретического, практического, научно-технического, библиографического, библиографоведческого.
Рассмотрим заявленные тезисы подробнее.
I. Интенциональная ризома. Сегодня нахождение определения информации превращается в ноосферическую, гуманитарную, когнитологиче-скую проблему, связанную с построением интен-циональной ризомы из ответов на вопросы, касающихся существующих картин информационного мира (реальности и сознания) человека как биологического и социального феномена. Отношения между информационными реалиями могут быть представлены как существование множества крайних материальных и идеальных элементов (рудиментов), по-разному интерпретируемых в различных концепциях. Указанная проблема относится к выработке целостного представления о знаниях homo sapiens'a. Толкуемые фрагментарно и в различных сферах (философии, религии, науке, литературе, искусстве, «обычной» жизни), различные виды знания (явного, неявного, научного, скрытого, утраченного) являются эпистемиологическим ключом к системе знания о человеке.
II. Информационные коды знания. В процессе познания и поиска информации невозможно отделить субъект от объекта, поскольку познание и поиск информации являются и тем, и другим, рассматриваемыми как диалектическое целое. Процессы информирования и поиска информации осуществляются посредством индивидуальных информационных (культурных, философских, зна-ниевых) кодов, порожденных системообразующим феноменом явного и неявного личного знания (М. Полани). Представление человека в современном информационном пространстве в контексте накопленных философских картин является по-стмодернистическим гуманным культурным ког-
нитологическим способом показа глубинных сторон информационного поиска, проявляющегося явного и неявного личного знания, воплощенного в так называемой инкультурации (осуществляемого в недрах личности постоянного и непрерывного диалога между: эволюцией (процессом медленного, но непрестанного количественного изменения -развития человеческой популяции) и инволюцией (обратным развитием, связанным с типом культуры, формирующей жизнь каждого человеческого индивида).
III. Рациональная сущность информационной ризомы. Постмодернизм провозглашает множественность (диверсификацию, дистинкцию, многообразие, конкуренцию парадигм) в ризоматике информационного моделирования, что предполагает признание многомерного образа реальности и множества типов равносущностных отношений. Здесь главным является неустранимость множественности описаний в «точках зрения» и отношения дополнительности и взаимодействия между ними. Описанные идеи, первоначально возникшие в сфере литературы и искусства (живописи, архитектуры), сегодня приобретают общекультурный характер и для науки в целом, рассматриваемой в контексте информационного моделирования. Приоритет отдан когнитивному плюрализму; герменевтическая проблематика и культурологофеноменологический метод, гуманитарный опыт знания (в данном случае понимание и интерпретация - интенциональность) являются ведущими при преодолении господства естественно-научных представлений в сфере установившихся бинарных оппозиций в мышлении - «или - или». Дополнительность, одновременность, гетерогенность, разноплановость, релятивизм становятся параметрами рассмотрения гуманитарного, человеческого (индивидуального, субъективного) познания в его антропологическом содержании и аспектах как знания человеческой популяции.
IV. Нравственно-этические движущие мотивы гуманного. Мудрость не «одного» человека, а всего человечества, всех культур, метаязык всех наук и всех видов познания на уровнях реальности и сознания - таковы в общих чертах нравственные движущие мотивы гуманного планетарного информационного моделирования, когда идет речь о регламентированных цепочках «обозначаемое -означающее». Они прежде всего отражают только ранимость сознания, вовлеченного в информационный вихрь Интернета, где изобилие информации зачастую оказывается эквивалентом ее отсутствия. Последовательный диалогизм, вслушивание в многоголосие концепций с целью преодоления доктринального изоляционизма и монодисциплинар-ности каждого творческого и информационного
35
акта понимается как исследование, но не столько в виде критического анализа, сколько в форме необходимого синтеза, распределенного по этажам всех уровней реальности и сознания.
V. Принцип духовной свободы. «Век информации» (XX в.) проторил дорогу «веку трансформации», каким обещает быть XXI в., посредством установления более короткой («минимальной»), но отфильтрованной ризоматикой информационного моделирования связи между обобщением (информацией) и сообщением (коммуникацией), соположенными по пути преобразования (семи-осферы). В связи с этим растет число проявлений принципа духовной, интеллектуальной свободы и свободы мысли [33]. Данный принцип отстаивает и истинная религия (религиозная полнота, религиозная ценность) [50]. В обыденном сознании, связанном с информационно-поисковой ситуацией, понятия информация и знание часто оказываются тождественными, хотя и не являются синонимами. В сущности информация является «сырьем», потенциалом, ресурсом для «производства» и «конструирования» концептуальной нагрузки знаний [13; 14; 32].
VI. Виды знания. Отождествление общества знания с инженерией знания [38; 47] желательно преодолеть и представить как проявление вида знания - технического [3], сопровождаемого рядом других видов знания. Обоснованием дифференциации данных видов знания в общем классификационном поле является отражение посредством них различных аспектов реальности и сознания человека. К этим видам знания относятся: явное (формализованное, дискретное, естественное, соответствующее) [18]; неявное (молчаливое), подразумеваемое [23; 29]; научное (рациональное) [21; 51]; скрытое (мистическое, эзотерическое, агностическое, трансцендентальное, присутственное, оккультное) [8; 19; 22; 35; 44; 45]. В ряде исследований древности перед нами вновь предстает знание, являющееся давно утраченным (утерянным) [24; 25]. Знание, которого мы достигаем посредством духовной медитации и соприкосновения с высшей природной мудростью и божественным откровением (оккультное) [48], о котором повествуется в некоторых документах, отличается от соответствующего (естественного, обыкновенного) знания (knowledge by correspondence), основанного на причинно-следственных связях и называемого также знанием по соответствию. Разные виды присутственного знания являются самопознанием... Перенос знания (переносимое знание - англ. bringing knowledge) может существовать в любой сфере, вследствие чего данное понятие трактуется как процесс, а не как вид (знание). Универсальное -гуманитарное, философско-научное эпистемиоло-
гическое знание (др.-гр. episteme) состоит из всех знаний. Элементом каждого знания является его инструментальное выражение - техническое знание. Само техническое знание, как любое эписте-миологическое знание, несет также философскую нагрузку [5; 15; 31; 4G; 43; 52]. Эпистемическая логика раскрывает модальность, включающую одновременно такие (модальные) операторы, как «доказуемо», «опровержимо», что является условием для появления возможности всестороннего и целостного изучения семиосферы как единства соответствий и противоречий.
VII. Естественная классификация знания.
В самом общем виде, зафиксированном в языке этимологии, знание может быть представлено следующим образом, посредством отражения в нем различных аспектов реальности и сознания человека:
1. эпистемиологическое (знание - гр. Episteme; гр., лат., англ. epistemologia) - теория познания; распространяется посредством принципиальной дешифровки философской картины связей между вещами, порождающей это знание:
1.1. универсальное (лат., англ. universal) -общее, всеобщее:
1.1.1. гуманитарно-научное (англ. humanities, art and humanities/nonscience - букв. неестественные науки) - знание о человеке;
1.1.2. естественно-научное, научное (англ. scientific; рациональное - rational) - знание, доказываемое посредством опыта (см. 2.1.3);
1.1.3. общественно-научное (англ. social-scientific) - знание об обществе;
1.1.4. техническое (гр. techne) - инструментальное знание (область применения: техносфера по всем видам знания через модели естественно-научного (см. 1.1.2);
2. эмпирическое (опытное знание - гр. em-peiria) - приобретенное с помощью научных экспериментов (см. 1.1.2); его распространение возможно и без дешифровки философской картины связей между вещами, пораждающей это знание:
2.1. явное (англ. explicit) - общеизвестное и бесспорное знание;
2.1.1. формализованное (англ. formalized) -знание, выраженное посредством формальных дефиниций и категорий;
2.1.2. дискретное (англ. discreet) - знание, выраженное непрямым и неформальным способом;
2.1.3. естественное (англ. natural), соответствующее (англ. common), общепринятое знание (см. 1.1.2; 2.1.4);
2.2. НЕЯВНОЕ, ПОДРАЗУМЕВАЕМОЕ (англ. implicit) - знание, выраженное косвенным образом;
2.2.1. молчаливое (лат., англ. tacit) - традиционное (табуизированное);
36
2.2.1.1. скрытое (англ. hidden) - обобщенное обозначение мистического, эзотерического, агностического, трансцендентального, присутственного, оккультного (гр., лат., англ. mystical, esoteric, agnostic, transcendental, presence-knowledge, knowledge by presence, occult);
2.2.1.1.1. мистическое (гр., лат., англ. mystical) - знание, основывающееся на духовном опыте;
2.2.1.1.1.1. эзотерическое (гр., лат., англ. esoteric) - знание для посвященных в культовые ритуалы;
2.2.1.1.1.2. агностическое (гр., лат., англ. agnostic) - знание о трудно познаваемом;
2.2.1.1.1.3. трансцендентальное (гр., лат., англ. transcendental) - знание о непознаваемом духовном;
2.2.1.1.1.4. присутственное (англ. presence-knowledge) - мессианское знание, проистекающее из духовного присутствия свыше;
2.2.1.1.1.5. оккультное (гр., лат., англ. occult) - знание, основывающееся на мистериаль-ных ритуалах;
2.3. утраченное (англ. lost) - исчезнувшее
знание.
VIII. Методология гуманитарного знания. Методология гуманитарного знания отсылает нас к понятию антропология (англ. anthropology). С середины XX в. можно наблюдать принципиальную антропологизацию всего знания [6; 9; 12; 20]: проблема человека ставится во главу угла всей современной науки и всех ее разделов; значительно меняются взаимосвязи меаду отдельными научными дисциплинами, изучающими человека как организм и личность, явление природы и общества, предмет воспитания и т. д.; комплексное изучение природы человека предоставляет нам возможность располагать сводом знаний, накопленных каждой из существующих в нем дисциплин и подходов, решая задачу установления взаимосвязей между наиболее важными природными свойствами человека; современная наука все еще не располагает такой всеобъемлющей теорией, которая могла бы охватить все возможные аспекты изучения проблемы человека; решающим фактором приближения к созданию такой теории в условиях действующей в настоящее время философско-научной парадигмы знания являются процессы математизации, с одной стороны, и сближения естественных, технических, общественных и гуманитарных наук - с другой.
IX. Антропология — проблематика и наука. следует уточнить два кардинальных взгляда на термин антропология. Первый: антропология как проблематика. В данное понятие включают все, что касается человека. В соответствии с этим существуют два направления гуманитарного знания:
1) религиозное, исходящее из позиции принятия Бога как высшего сверхъестественного существа, верховного объекта религиозного культа (в современных западных философских учениях имеет место или на почве посткантовского иррационализма или реставрации философских схем прошлого); 2) атеистическое, основанное на изучении взглядов людей в философии, науке и практической жизни, отрицающих существование Бога в указанном выше смысле и утверждающих человека как высшую степень биологической эволюции, субъекта общественно-исторической деятельности и культуры (концепция Бога как проекции человека является атеистическим представлением гуманитарной проблемы с естественно-научной точки зрения). Вторая точка зрения: антропология как наука. В понимании восточноевропейских авторов этому термину соответствует физическая антропология, которая на Западе известна как наука о биологической стороне человека. Одновременно с этим использующийся в западной науке термин антропология включает в себя две области познания: этнографию (этнологию) и антропологию в понимании восточноевропейских авторов.
X. Терминосистема гуманитарного знания. В соответствии с динамически формирующейся современной философско-науковедческой парадигмой познания, понятие гуманитарное знание является более общим, чем включаемые в него гуманитарные науки, в число которых попадают филология, литературоведение, история, философия и т. д., но также социология, экономика, демография и другие социальные науки [1; 4; 7; 11; 17; 36; 49]. В связи с распространением ноосфериче-ского мышления принято говорить о национальных и мировых школах: 1) англо-американской культурной антропологии, социальной антропологии, семиотике (Т. А. Себеок); 2) философской антропологии в Германии; структурализме во Франции; семиотике в Западной Европе (Франции, Италии: У. Эко); 3) русском космизме (В. И. Вернадский, В. П. Казначеев); семиотике, структурализме (Ю. М. Лотман). Гуманитарно-научное знание рационально рассматривается в связи с религией, причем ударение ставится на социокультурную и природную целость человечества (Дж. Кэмпбелл, М. Элиаде).
XI. Проблемы трансформаций гуманитарного знания. Перенос отдельных терминов из различно ориентированных национальных школ наблюдается в разные исторические периоды. Характерно, что в целом гуманитарные науки направлены на решение проблем усовершенствования обучения, образования и воспитания, т. е. педагогики и социального управления. В антропологии и социологии нет оснований для разделения
37
знания на научное и донаучное. Вместе с тем следует учитывать тот факт, что социология занимается тем же, чем и этнология, но первая - в развитых обществах, а вторая - в примитивных. Так, в первой половине XX в. гуманитарные науки развиваются в рамках национальных традиций - в контексте национальной философии (Англия, Франция, Германия, США). С середины XX в. мы наблюдаем процесс формирования мирового научного сообщества в области гуманитарного знания. Это симптоматично как тенденция необходимости создания обобщенного, концентрированного универсального - гуманитарного, философско-научного эписте-миологического знания.
XII. Многомерная система знания. Рациональное оперирование видами знания и их адекватное отражение в справочно-информационных библиотечно-библиографических платформах, обозначающих потоки документов, является признаком многомерной системы знания (универсального -гуманитарного - эпистемиологического). Следуя тенденции к постоянной трансформации и расширению, превращаясь в особый структурный элемент космоса, выраженный более социальный охват природы, характер ноосферизма (следовательно!) задается необходимостью планетарноразумной организации взаимодействия между обществом и природой, а также потребностью отражения многостепенности знаний в их взаимопроникновении как диалектического единства представления связей в соответствии с философско-культурными проблемами сознания [2; 16; 27; 41], коренящимися в языке [10; 28; 30; 34; 37; 39; 42; 46]. В ноосферически значимом контексте толкования существующая на данный момент глобальная проблема информации может быть представлена следующим образом: информация является ресурсом человечества, возникшим и используемым как «форма космогонии» (В. И. Вернадский).
XIII. Информационная ретикула семиосфе-ры. Интересующий нас вектор анализа (социокультурное планетарное целое информации) имеет естественно-историческую, природную (в широком смысле слова - космическую) и социогуманитар-ную, человеческую тенденцию развития. Это порождает его соответствующее отражение в науке. Данная проблема сливается с пониманием единого динамического, многомерного, многопланового, постоянно трансформирующегося целого - инфосферы в ретикуле (лат. reticulum - ’сеточка’) семи-осферы. Углубленный рационализм неклассической науки наших дней основан на способности разума защищать свою свободу от навязываемых обществом и властью предрассудков и ограничений. Это связано с осознанием методологических предпосылок и онтологией познания и не лишает
разум права на воображение, на конструирование воображаемых - ментальных - предметов (приборов), свойств, отличающихся от свойств вещей, наблюдаемых в непосредственном опыте, что со своей стороны приводит к пересмотру самого понятия реальность. Именно вследствие описанной выше ментальной феноменологии (находящейся в фокусе неклассической современной науки) сама информационная наука имеет дело с гораздо более сложной реальностью, чем протяженная и локализованная материя. Данная наука оперирует феноменологическими способностями человеческого разума, достигшего такого состояния, при котором он способен преодолеть породившую его реальность. Очевидность феномена, суть которого заключается в том, что различающиеся, дополняющие друг друга и противоречащие друг другу философские (а через них - и метасистемные) платформы связей между вещами отражают различные секторы универсального - гуманитарного - эпистемиологического знания, указывают на информационную ретикулу библиографической сферы1 в ее качестве наиболее всеобъемлющего естественно сформированного слоя ноосферы, структурирующего семиосферу2.
XIV. Международная универсальная библиография. Онтология вторично документального информационного моделирования находится в ис-ториологически сформировавшейся для ноосфер-ного знания триаде: 1) феноменологического подхода к области библиографии; 2) когнитивного плюрализма гуманитарно-научного опыта в ней; 3) герменевтической проблематики наименования ее элементов. Ее модификация в текущих изданиях, распространяемых сегодня как принципиально различные орбиты трактовки международного и универсального - гуманитарного - эпистемиологи-ческого в инфосфере, уходит своими корнями в генезис формы ретроспективной универсальной международной библиографии. Данные публикации структурируют многообразное систематическое целое издаваемых однотипных библиографических указателей литературы по вопросам гуманитарного знания и общественных наук, имеющих международное значение... В сфере универсальной международной библиографии инфосфера пред-
1 Библиография является III уровнем широкомасштабного информационного моделирования в едином многомерном многостепенном информационном пространстве (ноосфере): ниже уровни фактов (I) и документов (II); выше метасистем (IV) и философских картин (V).
2 Вселенная универсальной гуманитарной библиографии отражает инфосферу как гиперинформационный объект посредством инструмента (ретикулы), имеющего мыслительное естество - структуры библиографии; они порождают информационную сеть, предназначенную для охвата библиографированных явлений и создания, поиска, сохранения и распространения библиографической информации.
38
ставляет, транслирует основные направления ноо-сферизма, по которым мы движемся как по магистралям, ища и находя информацию. Упомянутые библиографические магистрали приводят нас к универсальному - гуманитарному - эпистемиоло-гическому знанию.
XV. Идея мирового эпистемиологического объединения. Идея ризоматики информационного моделирования, увенчанная универсальной международной библиографией, представляет собой идею мирового эпистемиологического объединения как культуры. Данная идея порождена взглядами космизма (космологизма) и сама является плодом естественного многообразия переплетающихся ответвлений: философского и философско-религиозного космизма (Упанишады в Индии, даосизм в Китае; философские системы мыслителей всех времен -Анаксимандра, Пифагора, Анаксагора, Платона, Аристотеля, Плотина; Августина Блаженного, Фомы Аквинского, У. Оккама; Ибн Синны (Авиценны); Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница, И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Ж. Делеза); семиосфери-ческого (культурологического) космизма (Ю. М. Лот-ман, Т. А. Себеок, У. Эко); гуманитарного космизма (С. Н. Булгаков, М. М. Бахтин, Л. Н. Гумилев, Вяч. И. Иванов, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, Ю. А. Шрейдер); литературно-художественного космизма (Гомер, Данте Алигьери, В. Шекспир, Хун Цзичен, И. В. Гете, А. С. Пушкин, Ф. И. Тют-
чев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Вяч. И. Иванов, А. А. Блок, Л. Н. Андреев, М. А. Булгаков); естественно-научного космизма (Архимед, Н. Коперник, Г. Галилей, Й. Кеплер, И. Ньютон, М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев, А. Эйнштейн); натуралистического космизма (А. Н. Бекетов, Н. А. Морозов, Н. А. Козырев); теоретического космизма (В. И. Вернадский, Н. А. Умов, А. Л. Чижевский, Л. А. Уайт, А. А. Любишчев, С. В. Мейен, А. И. Су-бетто); практического космизма (Н. И. Пирогов, А. Швейцер); научно-технического космизма
(К. Э. Циолковский, С. П. Королев); библиографического космизма (Ф. Лабе, А. Тейсье, Е. Г. Пенье, Ю. Петцхольдт, Т. Бестерман, Г. Шнейдер,
Л.-Н. Мальклес, К. Р. Симон); библиографоведче-ского космизма (Ж. Ф. Нэ де ля Рошель, П. Отле, А. Лысаковский, С. Вртель-Верчиньский, Ш. Р. Ран-ганатан; Е. И. Шамурин, О. П. Коршунов, Р. С. Ги-ляревский, В. Кунц, Дж. X. Шира, Дж. Ликлайдер, Д. Фоскетт, Б. Ушервуд, П. М. Рой, А. В. Соколов). Дерево историко-культурного развития человечества имеет три кардинальных мировых ветви: БУДДИСТСКИЙ - ХРИСТИАНСКИЙ -МАГОМЕТАНСКИЙ МИР (христианство включает в себя целиком и полностью конструктивную часть иудаизма и, следовательно, вбирает его)... «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла...» (Быт 2:9).
1. Арнаудов, И. Кратък речник на хуманитарното знание: 200 осн. термина / И. Арнаудов, Н. Христов, С. Мичев. -София: Литавра, 1994. - 220 с.
2. Гюзелев, Иван Недев. Светът като продукт на съзнанието: Трактат върху същността на науч. знание / Иван Недев Гюзелев. - София [Б. и.], 1907. - 158 с.
3. Денчев, С. Знание-episteme - знание-techne: Трансформатизм инфосферы (Онтология информационной среды) / С. Денчев, А. Куманова // Науч.-техн. информ. Сер. 1 . - 2006. - № 9. - С. 12-18.
4. Денчев, С. Универсалност на хуманитарното знание: Когнитивен библиогр. контекст на инфосферата в антропол. трансформации на времето (Постановка. Методология. Историография. Терминосистема. Структура. Обобщение) / С. Денчев, А. Куманова, Н. Казански // Пета нац. науч. конф. с междунар. участие «Кирилицата в духовността на европейската информационна цивилизация», София, 1 ноември 2007 г. - София, 2008. - С. 393-423.
5. Куманова, А. Архитектоника на информационното пространство: Идеален план (Онтологично изследване) / А. Куманова. - Шумен: Аксиос, [2005] 2006. - 40 с.
6. Куманова, А. Введение в гуманитарную библиографию [CD-ROM]: библиографовед. исслед.: [Ч. I - I ] / А. Куманова; Гос. высш. ин-т библиотековед. и информ. техн. (Болгария), С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств (Россия). - София: Гутенберг, 2007. - [1358 с.].
7. Куманова, А. Хуманитарно знание - хуманитарна библиография (Порядък. Хармония. Симетрия. Синархия. Слово): докл. на IV нац. науч. конф. с междунар. участие «Държавата на духа», София, 1 ноември 2006 г. / А. Куманова // Държавата на духа. - София, 2007. - С. 519-544.
8. Медоуз, К. Силата на руните: Тайното знание на мъдреците / К. Медоуз; прев. от англ. А. Мусорлиева. - София: Шамбала, 1998. - 378 с.: с ил. Ориг. загл. Rune Power. The Secret Knowledge of the Wise Ones' / K. Meadows.
9. Сытых, О. Л. К определению понятий: гносеология, эпистемология, познание, знание, истина, сознание, информация / О. Л. Сытых // Образование и социальное развитие региона (Барнаул). - 2004. - № 3-4. - С. 8-14.
10. Трубецкой, H. С. Основы фонологии / Н. С. Трубецкой; пер. с нем. А. А. Холодовича; ред. С. Д. Кацнельсона; по-слесл. А. А. Реформатского. - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 351, [1] с.
39
11. Филатов, В. П. Социальная эпистемология и национальный образ науки / В. П. Филатов // Эпистемология & философия науки. - 2007. - Т. 14. - № 4. - С. 59-62.
12. Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы / РАН. Ин-т философии; отв. ред. И. П. Меркулов. - М.:
РОССПЭН, 1996. - 197 с.
13. Apostolou, D. et al. Harmonising codification and socialisation in knowledge management / D. Apostolou, A. Abecker, G. Mentzas // Ibid. - 2007. - 5 (4). - P. 271-285.
14. Bastian, D. Modes of knowledge migration: Regional assimilation of knowledge and the politics of bringing knowledge into the region / D. Bastian // European Planning Studies. - 2006. - 14 (5). - P. 601-619.
15. Bosua, R. et al. Towards a model to explain knowledge sharing in complex organizational environments / R. Bosua, R. Scheepers // Knowledge Management Research and Practice. - 2007. - № 5 (2). - P. 93-109.
16. Brannick, K. J. Norms of the mind [PDF]: Diss. / K. J. Brannick. - Wash.: Argosy Univ., Seattle, 2005.
17. Buchanan, A. Social moral epistemology / A. Buchanan // Social Philosophy & Policy. - 2002. - Vol. 19, 2. - P. 126-152.
18. Davies, М. Knowledge (explicit and imlicit): Philosophical aspects / М. Davies // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. - Amst.; N.Y., 2004. - Р. 8126-8132.
19. Duntemann, J. et al. PC techniques + power tools: HAX, techniques, and hidden knowledge / J. Duntemann, K. Weiskamp. - N. Y.; L.: Bantam, 1992. -XII. - 626 p.
20. Eickelman, D. F. Anthropology of knowledge / D. F. Eickelman // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. - Amst.; N. Y., 2004. - P. 8117-8120.
21. Fagan, M. B. Social construction revisited: Epistemology and scientific practice // Philosophy of Science. - 2010. -Vol. 77, 1. - P. 92-116.
22. Halevi, Z’ev ben Shimon. Kabbalah: Tradition of hidden knowledge / Z’ev ben Shimon Halevi. - [L.]: Thames and Hudson, 1979. - 96 p.: ill.
23. Hast, M. et al. Explicit versus / M. Hast, C. Howe // Ibid. - 2010. - Vol. 2. - Issue 2. - P. 3831-3837.
24. Haycock, David Boyd. The long-lost truth’: Sir Isaac Newton and the Newtonian pursuit of ancient knowledge / D. B. Haycock // Studies in History and Philosophy of Science: Part A. - 2004. - Vol. 35, 3. - P. 605-623.
25. Heckman, L. Lost knowledge: Confronting the threat of an aging workforce / L. Heckman// Library Journal. - 2004. -Vol. 129, 17. - P. 70-76.
26. Heffner, M. et al. Knowledge fusion for technological innovation in organizations / M. Heffner, N. Sharif // Ibid. - 2008. -12 (2). - P. 79-93.
27. Hipolito, J. «Conscience the ground of consciousness»: The moral epistemology of Coleridge's 'Aids to reflection' / J. Hipolito // Journal of the History of Ideas. - 2004. - Vol. 65, 3. - P. 455-474.
28. Hjelmslev, Louis. Prolégomènes à une théorie du langage / Trad, du danois par Una Canger avec la collab. d'Annick Wewer.
29. Iuppa, N. V. et al. Designing simulation stories from tacit Knowledge // Iuppa, Nick et al. Story and Simulations for Serious Games /N. Iuppa, T. Borst. -Amst.; Bost.: Elsevier, 2007. - P. 53-60.
30. Jakobson, Roman. Essais de linguistique générale: 1, Les fondations du langage / Trad. de l'anglais et préf. par Nicolas Ruwet. [Nouv. éd.]. - P.: Les Éd. de Minuit, 2003. -260 p. Прев. от: Preliminaries to speech analysis.
31. Kazitz, K. et al. Towards an Integrated Model of Knowledge Sharing in Software Development / К. Kazitz, A. Kjoegaard // International Journal of Knowledge Management. - 2007. - Vol. 3, 2. - P. 91-117.
32. Kimmerle, J. et al. The interplay between individual and collective knowledge / J. Kimmerle, U. Cress, C. Held // Knowledge Management Research and Practice. - 2010. - № 8 (1). - P. 33-44.
33. Kirsh, D. Metacognition, distributed cognition and visual design // Cognition, education and communication technology / ed. P. Gardinfas, P. Johansson. Mahwah. - N. J.: L. Erlbaum, 2004.
34. Knapp, Н. P. et al. Sign Language: Psycholinguistics / H. P. Knapp, D. P. Corina // Encyclopedia of Language & Linguistics. - Amst.; Bost., 2006. - P. 343-349.
35. Livingstone, D. W. et al. Hidden knowledge / D. W. Livingstone, P. H. Sawchuk. -Aurora, Ont.: Garamond Pr., 2004. -
XI. -314 p.: ill.
36. Lott, J. Т. et al. Beyond Racial, Ethnic, and Gender Bias in Education Statistics / J. T. Lott, C. Bennett // International Encyclopedia of Education. [S.1.]. - 2010. - P. 581-588.
37. Maibom, H. Philosophy of Mind / H. Maibom // Ibid. - P. 337-340.
38. Mariano, S. et al. The proces of knowledge retrival / S. Mariano, A. Casey // International Journal of Knowledge Manage-
ment. - 2007. - Vol. 37, 3. - P. 314-330.
39. Merrell, F. Reference: Semiotic Theory // Ibid. - P. 433-440.
40. Mjeset, L. Theory: Conceptions in the Social Sciences / L. Mjeset // International Encyclopedia of the Social & Behavioral
Sciences. - Amst; N. Y., 2004. - P. 15641-15647.
40
41. Regnier, D. Consciousness and conscience: Mamardasvili on the common point of departure for epistemological and moral reflection / D. Regnier // Studies in East European Thought. - 2006. - Vol. 58, 3. - P. 141-160.
42. Scott, S. Cognitive Science and Philosophy of Language / S. Scott // Ibid. - P. 552-562.
43. Shweder, R. A. Culture: Contemporary Views // Ibid. - 2004. - P. 3151-3158.
44. Srinivasan, V. An abstract of Vedic (hidden) knowledge of India. - Chennai, India: Sai Nivas, 2008. -XIV. - 115 p.
45. Structure analysis of soccer video with domain knowledge and hidden Markov models / Lexing Xie, Peng Xu, Shih-Fu Chang et al. // Pattern Recognition Letters. - 2004. - Vol. 25, 7. - P. 767-775.
46. Suivi de la structure fondamentale du langage / Traduit de l'anglais par Anne-Marie Leonard. Nouvelle ed. P.: Les Ed. de Minuit, 1984. 231 p. Прев. от: Omkring sprogteoriens grundlaeggelse.
47. Tracey, P. et al. Chapter 8: Cybercartography and the new economy / P. Tracey, D. R. Lauriault, T. Fraser // Modern Car-
tography Series. - Vol. 4. - 2005. - P. 181-210.
48. Winslade, J. L. Techno-Kabbalah: The performative language of magic and the production of occult knowledge / J. L. Winslade // TDR: The Drama Review: A Journal of Performance Studies. - 2000. - Vol. 44, 2. - P. 84-100.
49. Wolterstorff, N. Virtue epistemology: Essays on epistemic virtue and responsibility / N. Wolterstorff // Ethics. - 2003. -Vol. 113, 4. - P. 876-879.
50. Zeis, J. Evidentialism versus Fait / J. Zeis // Social Epistemology. - 2010. - Vol. 24, 1. - P. 1-13.
51. Zycinski, J. The structure of the metascientific revolution / J. Zycinski. - Tucson: Pachart, 1988. - 223 p.
52. Zycinski, J. W krçgu nauki i wiary / J. Zycinski. - Kraków: Kalwaria, 1989. - 226 s.
Сдано 05.09.2012
41