Научная статья на тему 'Универсализация профессиональности подготовки вокалистов в системе высшего образования'

Универсализация профессиональности подготовки вокалистов в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛ / МУЗЫКАНТ / ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА / СИСТЕМА И МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТА / SYSTEM AND METHOD FOR THE PREPARATION OF A MUSICIAN / УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ АЛГОРИТМОВ / THE UNIVERSALITY OF ALGORITHMS / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INNOVATIVE SYSTEM / ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В МУЗЫКЕ / THE BASIC ELEMENTS OF MUSIC / НАЧАЛЬНОЕ / СРЕДНЕЕ И ВЫСШЕЕ ЗВЕНО РОССИЙСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / MIDDLE AND HIGH SCHOOL RUSSIAN / PROFESSIONAL MUSICIAN / MUSIC FUNDAMENTALS / ELEMENTARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюков Михаил Иванович

В статье рассматриваются вопросы комплексного изучения основ музыкального искусства, творческая деятельность профессионалов и любителей музыки, база, система и методика универсальной подготовки музыканта — профессионала широкого профиля, начальное, среднее и высшее образовательное звено российских учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSALIZATION OF PROFESSIONAL OF TRAINING OF VOCALISTS IN SYSTEM OF THE HIGHER EDUCATION

The article examines the complex learning the basics of music, the creative activity of professionals and music lovers, the base, the system and method of preparation of a universal musician — professional generalist, primary, secondary and higher education link Russian school.

Текст научной работы на тему «Универсализация профессиональности подготовки вокалистов в системе высшего образования»

10. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. 1988. № 1.

11. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. Москва : Педагогика, 1981. 186 с.

12. Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва : Педагогика, 1999. 326 с.

13. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972. 365 с.

14. Иовиков а. М, Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). Москва : Эгвес, 2004. 120 с.

15. Шишов С. Е. Концептуальные проблемы мониторинга качества общего образования : монография. Москва : Издательство НЦСиМО, 2008. 404 с.

^Универсализация профессиональности

подготовки вокалистов в системе высшего образования

УДК 378:784.9 М. И. Бирюков

Московский государственный университет культуры и искусств

в статье рассматриваются вопросы комплексного изучения основ музыкального искусства, творческая деятельность профессионалов и любителей музыки, база, система и методика универсальной подготовки музыканта — профессионала широкого профиля, начальное, среднее и высшее образовательное звено российских учебных заведений.

Ключевые слова: профессионал, музыкант, основы музыкального искусства, система и методика подготовки музыканта, универсальность алгоритмов, инновационная система, основные элементы в музыке, начальное, среднее и высшее звено российских учебных заведений.

M. I. Biryukov

Moscow State University of Culture and Arts

UNIVERSALIZATION OF PROFESSIONAL OF TRAINING OF VOCALISTS IN SYSTEM OF THE HIGHER EDUCATION

The article examines the complex learning the basics of music, the creative activity of professionals and music lovers, the base, the system and method of preparation of a universal musician — professional generalist, primary, secondary and higher education link Russian school.

Keywords: a professional musician, music fundamentals, system and method for the preparation of a musician, the universality of algorithms, innovative system, the basic elements of music, elementary, middle and high school Russian.

Подготовка певца подразумевает приобретение глубоких и всесторонних профессиональных знаний, умений и навыков, которые необходимы в творческой деятельности.

Голос певца представляет собой сложную систему взаимодействия связок, голосовых

механизмов и рефлексов и различных высотных ощущений того или иного звука. Певец должен быть всесторонне грамотным музыкантом, относиться к своему голосу чрезвычайно внимательно. При этом, как показывает практика социально-куль-

170

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 170-174

турнои деятельности певца в учрелсдениях культуры, ему необходимо владеть разными манерами пения, то есть манерами разного певческого направления — академической, народной и эстрадно-джазовой. Это обязательное требование на сегодня, а потому от него не уйти.

Рассматривая творческую деятельность различных учреждений культуры, мы видим, что этим учреждениям нужны певцы с разной манерой пения — академической, народной и эстрадно-джазовой, что и привело нас к научно-творческим и экспериментальным поискам решения этой проблемы.

Подготовку специалиста вокальной сферы осуществляют вузы культуры и искусств, а также музыкальные факультеты педагогических вузов. И один из главных критериев качества высшего образования, которое дают эти вузы, — конкурентоспособность специалистов-выпускников.

Основой конкурентоспособности могут являться различные факторы: редкость специализации; высокий спрос на специалистов определённой квалификации в соотношении с низким предложением на рынке труда; высокое профессиональное мастерство конкретного специалиста, сочетающего универсальное знание предмета в различных его аспектах (освоение нескольких направлений специальности), богатый и разнообразный практический опыт, широкий социально-культурный кругозор, профессиональную эрудицию; способность действовать в нескольких сферах, то есть профессиональная мобильность.

Именно профессиональная мобильность как способность адаптироваться в социально-экономической ситуации, реагировать на изменения рынка труда становится сегодня целью образовательного процесса высших учебных заведений. В контексте тематики нашей исследовательской деятельности достижение профессиональной мобильности означает возможность, готовность специалиста работать в нескольких сферах вокальной культуры, например академической, народной, эстрадно-джазовой, в каче-

стве исполнителя и преподавателя.

В традиционной системе вокального образования сложился устойчивый стереотип о необходимости раздельной, узкоспециальной подготовки певцов. Однако практика демонстрирует возможность совмещения нескольких профессиональных областей и функций. В целях повышения конкурентоспособности, расширения возможностей профессиональной, социальной, личностной реализации, обеспечения социально-экономической независимости, расширения возможностей для профессионального, духовного развития специалисты сферы вокального искусства успешно проявляют себя в нескольких видах профессиональной деятельности.

Музыкант, обладающий универсальным мастерством в области вокального искусства, может параллельно осуществлять творческую деятельность в различных социально-культурных учрелсдениях или общеобразовательных школах и фольклорных кружках (детских либо взрослых), преподавать академический вокал в профессиональном учебном заведении либо в учреждении дополнительного образования детей и послевузовского профессионального образования, проводить сольные выступления с различными творческими программами, участвовать в деятельности исполнительских коллективов.

В то лее время изучение деятельности таких разносторонне развитых, профессионально мобильных специалистов показывает, что подобной универсальности им удалось достичь спустя значительное время после окончания профессиональных учебных заведений по одной из певческих специализаций. В дальнейшем они расширяли спектр своих профессиональных компетенций самостоятельно, в процессе самообразования, интуитивным путём, либо поступая повторно в высшие учебные заведения на другие, интересующие их специализации.

Анализ многих научных и учебно-методических трудов, посвящённых проблемам совершенствования функционирования систе-

мы высшего профессионального образования, позволяет сделать вывод: обеспечение выпускников вузов такими метакачествами, как конкурентоспособность, профессиональная мобильность, универсальное мастерство, является сегодня одной из приоритетных целей учреждений высшего профессионального образования.

Соотнесение полученных результатов с ситуацией на вокальных отделениях вузов приводит к выводу о том, что система профессиональной вокальной подготовки не реагировала на внешние социально-экономические изменения, происходившие в обществе в последние десятилетия. До сих пор продолжающаяся массовая подготовка узкопрофильных специалистов в области вокальной культуры изначально ограничивает, тормозит развитие их профессиональных возможностей. Через определённый период времени певцы приходят к выводу о необходимости расширения своих квалификационных возможностей. Однако для этого требуется дополнительное время на переподготовку, которое сложно бывает выделить в достаточном объёме работающему взрослому человеку.

В то лее время всесторонний анализ научно-теоретических, организационно-методических, эмпирических аспектов профессиональной подготовки певцов на различных отделениях вуза (академическом, народном, эстрадно-джазовом) обнаруживает дублирование большинства учебных предметов и формируемых в процессе их изучения компетенций.

Узкая специализация занимает небольшой объем учебных часов по сравнению с общепрофессиональными и другими дисциплинами, формирующими унифицированную систему знаний, умений и навыков. Это, в свою очередь, позволяет выдвинуть предположение о возможности формирования единой образовательной стратегии.

На основании пересмотра и коррекции учебного плана, программ, становится возможным объединение содержания образовательного процесса по нескольким родст-

венным специализациям, что позволит привести к универсализации профессиональной подготовки певцов в вузе.

Таким образом, со всей очевидностью выявляется противоречие между потребностями профессиональной сферы, диктуемыми социально-экономическими и социально-культурными реалиями, и содержанием теоретико-практической подготовки в высших учебных заведениях: конечные образовательные результаты не удовлетворяют критериям качества, требованиям современной профессиональной практической сферы, потребностям специалистов, будущих и настоящих выпускников специальных образовательных учреждений.

Данное противоречие формирует проблему исследования: каким образом изменить структуру и содержание образовательного процесса на вокальных отделениях высших учебных заведений, чтобы результаты профессиональной подготовки соответствовали современным требованиям и потребностям профессионального, социально-экономического, социально-культурного характера, позволяли выпускникам вуза достигать универсального профессионального мастерства, профессиональной мобильности, конкурентоспособности.

Заметим, что проблемы совершенствования образовательного процесса в высших учебных заведениях, универсализации профессиональной подготовки специалистов сферы культуры и искусства в различных аспектах рассматривалась Э. Б. Абдуллиным, В. А. Аванесовой, С. Б. Калинковской, Б. Д. Критским, Н.Д. Курочкиной, И. В. Степановой и др. В то же время очевидная необходимость универсализации вокальной подготовки до сих пор не становилась объектом экспериментально-исследовательского внимания.

Предложения по структурно-функциональному, организационно-методическому совершенствованию учебно-воспитательного процесса на вокальных отделениях высказывались некоторыми учёными и педагогами-практиками, однако эта проблема не

переросла в единую концепцию обновления системы высшего образования в области вокального искусства для достижения соответствия современным критериям качества.

Известные российские педагоги-музыканты, вокалисты-исполнители, методисты XX столетия, такие как Л. Б. Дмитриев, В. В. Емельянов, Ф. Ф. Заседателев, Л. В. Шамина и др., разработали фундаментальные методические системы обучения вокальному искусству различных направлений — академического, народного, эстрадно-джазового. На их основе в дальнейшем проводились некоторые эксперименты по совершенствованию отдельных сторон образовательного процесса в области певческого искусства, предлагались отдельные авторские методические разработки, технологии, разрабатывались учебные программы, пособия, практикумы.

Различные исследования, посвященные отдельным теоретико-методическим и практическим вопросам совершенствования организации образовательного процесса на вокальных факультетах по разным специализациям, явились для нас ориентиром в поиске оптимального соотношения структуры и содержания профессиональной подготовки певцов с разной направленностью, разной манерой пения — академической, народной, эстрадно-джазовой.

В целом молено отметить сформирован-ность базовых научно-теоретических и методических пололсений, на основании которых молено осуществить исследовательскую деятельность в области вокальной педагогики для достилсения универсализации профессиональной подготовки певцов — современных специалистов в области певческой культуры, отличающихся конкурентоспособностью, профессиональной мобильностью, многофункциональным исполнительским и педагогическим мастерством. В таком аспекте проблема совершенствования образовательного процесса на вокальных отделениях вуза до настоящего времени не рассматривалась.

Выявленные актуальность исследования,

противоречия, неразработанность данного вопроса подвели нас к проблеме настоящего научного исследования. Мы тщательно изучили процесс профессиональной подготовки в университетах культуры и искусств и на музыкальных факультетах педагогических вузов. Выявили соотношение теоретического, методического и практического компонентов профессиональной подготовки специалистов в области вокального искусства различной манерой пения — академической, народной и эстрадно-длсазовой. На этой основе мы сформировали единую структуру и содерлсание процесса универсализации подготовки певцов на вокальных факультетах вузов, что позволило, как мы наблюдали, достичь выпускникам универсального мастерства в нескольких сферах певческой культуры, профессиональной мобильности и конкурентоспособности.

Изучение путей развития различных областей певческой культуры, манеры академического, народного и эстрадно-длсазово-го пения позволило нам определить общие тенденции, грани соприкосновения фактов их интеграции в практической деятельности представителей певческой культуры — исполнителей, преподавателей, руководителей творческих коллективов, и, одновременно, установить пути, приёмы и возможности совмещения теоретического, методического и практического компонентов образовательного процесса на вокальных факультетах вузов с целью подготовки многопрофильных специалистов в сфере вокального искусства, что диктуется требованиями современного общества.

Объективность нашего научного утвер-лсдения о возможности одновременной подготовки певца по нескольким вокальным специализациям (направлениям), в целях достилсения выпускником вуза универсального профессионального мастерства, профессиональной мобильности, конкурентоспособности, мы длительное время проверяли в экспериментальном классе вокала и получили положительное подтверждение.

Полученные положительные результаты в

процессе опытной работы позволили разработать единую программу и методическое содержание общепрофессиональных и специальных дисциплин по нескольким направлениям вокальной специализации для теоретико-методического обеспечения универсализации профессиональной подготовки

певцов в вузах культуры и искусств и на музыкально-педагогических факультетах и на этой общей базе создать специальное учебное пособие для работы в вокальном классе по нескольким исполнительским направлениям — академическому, народному и эстрадно-джазовому.

Примечания

1. Краевский В. В., Бережная Е. В. Методология педагогики. Новый этап : учебное пособие. Москва : Академия, 2006. 400 с.

2. Сидоров Н. Р. философия образования. Введение. Санкт-Петербург : Питер, 2007. 304 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург : Питер, 2003. 720 с.

cJLРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛЛДШИХ школьников КАК один ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 37.014.3

И. Н. Ку знецо в

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье анализируется феномен инновации. Образование рассматривается как ключевая составляющая процесса становления личности. Личность представляется как результат образования, который достигается в процессах обучения и самообразования, а также в процессе проектной деятельности.

Ключевые слова: инновации, развитие личности, самообразование, образование, проектная деятельность.

I. N. Kuznetsov

Moscow State University of Culture and Arts

PROJECT ACTIVITIES OF THE PUPILS AS ONE OF THE INSTRUMENTS OF INNOVATION POLICY IN EDUCATION

The article discusses the phenomenon of innovation. Education is seen as a key component of the process of becoming a person. Personality is the result of education, which is achieved in the process of learning and self-education as well as in the project activity.

Keywords: innovation, development of the personality, self-education, education, project activity.

В России, как и в современном мире в целом, наблюдаются масштабные экономические, социальные и культурные трансформации, которые ставят новые задачи перед

всеми социальными институтами общества, и в частности перед системой образования. При этом на фоне негативных тенденций в экономике становится все более очевидной

174

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 174-177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.