Научная статья на тему 'Уникальные электронные ресурсы удаленного доступа'

Уникальные электронные ресурсы удаленного доступа Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
484
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уникальные электронные ресурсы удаленного доступа»

Г. Ф.Гордукало в а

Уникальные электронные ресурсы удаленного доступа

Аннотация

Обосновывается введение интегральной, комплексной характеристики электронных информационных ресурсов, условно обозначенной понятием «уникальность». Любой пользователь сетевых ресурсов стремится найти неповторимые, не дублирующиеся в каком-либо отношении электронные источники информации. Библиотеки вузов, расширяя свои фонды за счет ссылок на удаленные источники информации, также в своих тематических путеводителях будут отражать наиболее уникальные источники информации для своих читателей студентов и преподавателей. Пока основной измерительный признак в сети - высокие рейтинги посещаемости ресурса. Однако рейтинг сетевого ресурса чаще авансируется и поддерживается его актуальностью для широкого круга пользователей. В статье показана относительность и изменчивость вводимой характеристики. Значимость уникальных ресурсов для образовательной среды определяется уже тем, что современное высшее образование динамично. Оно ориентировано не только на закрепление конкретных навыков по избранной специальности, но и на формирование профессионального мышления - умения быстро адаптироваться к инновациям в собственной сфере деятельности, принимать решения и ответственность за них, самостоятельно выполнять исследовательские задачи.

Электронный документ может описываться через набор сложных оценочных характеристик. В условиях нарастающего потока электронных документов специалисты все чаще стали возвращаться к характеристике их ценностных свойств, которые почти три десятилетия не были методически востребованы:

• актуальность тематики и содержания документа;

• полнота сведений об объекте в документе,

• оригинальность фиксированного знания,

• достоверность и точность приведенных сведений об объекте,

• оперативность отражения и распространения информации,

• соответствие документа целям закрепления знания.

Их главная особенность в том, что ценностные свойства нельзя трактовать как обязательные для каждого документов. Ценностные свойства объективно присущи любому творению в печатной или электронной форме, но они всегда ОТНОСИТЕЛЬНЫ:

• каждое ценностное свойство одному документу принадлежат больше, чем другим документам этой же тематики;

• ценностные свойства документов одной тематики и одной разновидности будут зависеть от его автора и времени создания;

• каждый пользователь имеет свой уровень требований к каждому свойству;

О Гордукалова Г.Ф., 2006

• ценностные свойства конкретного документа изменяются во времени, благодаря появлению новых документов - более оригинальных, точных и др.

Весьма важно, что ценностные свойства относительны с позиций их пользователя. Например, развернутая статья из энциклопедии для школьника будет достаточно полной и достоверной, а для специалиста необходим справочник об этом же объекте.

Ценностные свойства ИЗМЕНЧИВЫ с течением времени, благодаря появлению в потоке новых документов - более полных, достоверных, оригинальных. Следовательно, ценностные свойства документов выявляются многократно - на этапе комплектования фонда, при выполнении запросов читателей, в процессе замены электронных документов более новыми версиями.

Есть ли необходимость возвращаться к ценностным свойствам в условиях широкого выбора документов с удаленным доступом в библиотеке? Как бы ни была высока скорость Интернет-поиска и загрузки документа, как бы ни был великолепен его дизайн, включая удобную навигацию, вспомогательные словари и ссылки на другие профильные документы, качество конкретного электронного документа определяется его смысловым содержанием -«контентом», «креативностью». Не спасает качество документа и наращивание темпов его актуализации, если не подтверждается достоверность или точность данных в нем.

Введение нечеткого понятия «уникальность» ресурса вызвано постоянным стремлением библиотеки к повышению качества обслуживания: снижению доли отказов, поиском признаков типизации информационных ресурсов по их качественным характеристикам, а также тенденцией современных библиотек создавать не только типовые, но и свои отличительные информационные продукты.

Уникальные информационные электронные ресурсы - весьма условное обозначение тех машиночитаемых источников информации, которые по своему наполнению не дублируются, существенно отличаются от аналогов или являются оригинальными, редкими в каком-либо отношении.

«Уникальность» электронных ресурсов - комплексная оценка источников информации. В отличие от свойства «оригинальность» документа она учитывает не только смысловую первичность авторской идеи в материалах конференций, диссертациях, научных монографиях, но и технические отличия ресурса. Например, уникальными, т.е. неповторимыми длительное время остаются экспертные системы, электронные библиотеки, многие тематические коллекции. Задача библиотеки - выявить, активно использовать и сохранить такие ресурсы.

Уникальный - единичный в своем роде источник информации - нетиповой, неповторяющийся или неповторимый, способный помочь в выполнении редких или сложных запросов. Уникальными, например, являются труды Аристотеля, его многих последователей и даже комментаторов. Неповто-

римыми остаются почти все фундаментальные библиографические работы. Можно характеризовать Архив печати Российской книжной палаты, фонд академических изданий, «вечный файл» ссылок на тексты всех времен и народов Института научной информации США как уникальные и грандиозные собрания, поскольку они целостны, не могут быть воспроизведены другими центрами. С другой стороны любой, даже типовой источник информации всегда чем-то отличен от своих собратьев - либо наполнением, либо техническими характеристиками. Если оценивать по широкому кругу параметров, то даже полные аналоги, созданные стандартно - по заданным шаблонам, могут незначительно различаться по своему наполнению, организации данных, способу доступа к ним. С этой позиции фонд любой библиотеки - уникален в каком-либо отношении, а соответственно, уникальны и раскрывающие его в сети электронные каталоги. Это ставит под сомнение возможность оперировать понятием «уникальность» ресурса. Существенным доводом для выделения уникальных в каком-либо отношении информационных ресурсов является необходимость выполнения библиотекой сложных или редких запросов читателей: если ранее отказ можно было мотивировать отсутствием в фонде профильных запросу источников информации, то сейчас эта причина не может быть значимой. Следовательно, библиотека должна расширять свой справочно-библиографический аппарат именно за счег освоения внешних уникальных ресурсов.

Уникальность ресурса может определяться с точки зрения тематики, содержания, видов коллекционируемых документов-данных. Она может быть обеспечена признаками времени и места их происхождения, полноты отображения данных, целевого и читательского их назначения, характером обработки данных.

По сугубо техническим характеристикам - интенсивность пополнения, возможности доступа и т.д. ресурс не может длительно сохранять свою неповторимость. «Уникальность» в сети - временное явление. Создавая технологически уникальный ресурс, его составитель провоцирует новое, быстро распространяющееся «издание» в электронной среде. В результате появляются ресурсы-аналоги — похожие по основным характеристикам источники информации. Так многие сайты предприятий создавались как уникальные ресурсы по своему дизайну, расположению материала, но с течением времени вырабатывались стандартные решения, превращающие их почти в типовые источники информации.

Благодаря широким возможностям пополнения Интернет-ресурсов, участие в создании уникальных ресурсов принимают государственные организации (вузы, библиотеки, музеи, архивы и др.), коммерческие предприятия, частные лица.

Длительно сохраняют свою уникальность лишь те ресурсы, создатель которых является владельцем неповторимых коллекций, либо имеет доступ к постоянно изменяющимся данным о каком-либо объекте. Таким обраюм,

уникальность в сети обеспечивается прежде всего содержанием ресурса, отсутствием (или редкостью в сети) полных его аналогов, постоянным вниманием пользователей - частотой посещаемости ресурса. При редком пополнении или очень узком круге пользователей, ресурс исчезает из сети, а при особенной уникальности и значимости нередко становится платным для доступа.

Не всякий уникальный ресурс вызывает общественный интерес. Многие из них представляют собой «чудачество» создателя, интересное для единичных пользователей. Главное правило: знать о существовании таких ресурсов, уметь их найти при выполнении запроса. Круг уникальных Интернет-ресурсов достаточно широк:

• электронные коллекции, которые изначально ориентированы на уникальное содержание, систематизированное и полное представление о предмете коллекционирования за определенный период времени;

• электронные библиотеки, каждая из которых будет отличаться хотя бы одним элементом - наполнением, интерфейсом, условиями доступа и т.д.;

• база данных любой разновидности, информационные системы остаются уникальными, если их трудно повторить по наполнению или системе поиска. Например, адресные базы данных могут дублироваться в значительной мере - до 80-90%, а статистические - демографические, экономические чаще всего уникальны и могут оказаться полезными для выполнения как типовых, так и единичных запросов;

• база знаний (или системы, построенные на знаниях) появились как результат развития экспертных систем - информационно-поисковых систем, позволяющих получать выводное знание (рекомендацию, прогноз и др.) на основе созданного банка правил. Вследствие своей единичности и трудоемкости создания базы знаний пока уникальны почти во всех отношениях - по наполнению, программному обеспечению, возможностям поиска, анализа данных;

• обучающие базы данных выполняют в качестве основной функцию обучения. В настоящее время их чаще формируют лишь как корпоративный ресурс для локальных сетей;

• пакеты знаний — полнотекстовые мультимедийные документы, аккумулирующие известные и неявные знания для выполнения конкретных задач. Выполняют функции передачи, сохранения и развития профессиональных знаний. Формируются как многослойные представления об объекте, технологиях, методиках и др., выделяют блоки информации для разного уровня профессиональной подготовки и компетенции, отдельных функциональных обязанностей исполнителей. Весьма полезны для освоения сложных технологических процессов;

• карты знаний - новые информационные продукты высокой степени свертывания, визуально раскрывающие логические, семантические, причинно-следственные связи между объектами, фрагментами знания о них, автор-

скими концепциями и т.д. Широко известны в мире карты науки, построенные на основе кластерного анализа потоков цитированной литературы, карты сайтов и баз знаний.

Уникальными для пользователей могут оказаться и внешне привычные для нас, но новые по технологиям создания и пополнения составные динамичные документы - электронная «свободная энциклопедия» Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki), «живые» журналы и т.д. Требованиям уникальности в наибольшей мере отвечают краеведческие электронные ресурсы, которые создают библиотеки регионов и предоставляют к ним, как правило, свободный доступ. Неповторимой по сведениям является простая персонализированная страница, если она - единственный источник сведения о человеке или организации в сети.

Отличить уникальные ресурсы от широко дублирующихся можно и по количеству ссылок в поисковых системах. Однако выявление среди них полезных уникальных ресурсов - непростая задача, требующая кропотливого сравнительного анализа ресурсов-аналогов по набору значимых для пользователя признаков. Важными дополнительными ориентирами при этом могут быть авторизация ресурса (включая партнеров), дата создания и частота обновления (пополнения), указание на источники исходной информации, базу исследования. В отдельных случаях возможно сравнение по количественной характеристике - общий объем ресурса, количество выделенных рубрик, а также избыточность непрофильных иллюстративных материалов, возможности сквозного поиска, указания каналов связи с держателем ресурса, сведений о его регистрации и распределении авторских прав, наличие отзывов о ресурсе (форум, гостевая книга).

Исторически преходящими были все составные части документа - содержание, знаковая система, материальный носитель, но лишь определенные изменения порождались именно материальным носителем: наскальные рисунки, глиняные таблички, пергамент, папирус, бумага, машиночитаемые носители - фоновизуальные, магнитоленточные, оптические, лазерные накопители информации. До появления фоновизуальных документов носители совершенствовались в направлении двух функциональных свойств:

• возможность более комфортного использования документа;

• возможность быстрого, дешевого и широкого распространения (тиражирования) документов.

Появление и развитие машиночитаемых носителей (грампластинок, магнитных лент, оптических дисков и др.) было направлено на минимизацию объема документов, ускорение и автоматизацию поиска полезной информации, воспроизведение звуковой и видеоинформации. Благодаря этому машиночитаемые документы в целом и электронные документы в частности приобрели новое качество, присущее ранее только документальному потоку в целом - способность накапливать, а затем и «сжимать» информацию в рамках одного дискретного носителя. Это свидетельствует о том, что возможно

развитие особенных свойств документа через изменение вида носителя. Для современных электронных документов к их числу относятся сугубо функциональные свойства:

* компактность,

» способность к пересортировке, уплотнению (архивации, визуализации), избирательному считыванию информации,

* накопление информации в рамках дискретного и удаленного носителя.

Реализация этих свойств будет усиливать уникальность каждого ресурса, способность единичного «документа» служить средством освоения и познания объекта.

Документ был и пока остается средством движения «порции» знания в обществе. Как бы ни называлась впоследствии каждая новая «порция» знания, поступающая в поток, какими бы ни были каналы связи и промежуточные носители (оптический диск, кристалл, бионоситель и др.) - в обозримом будущем сохранится дискретная форма получения, поступления и вывода информации, а порция-документ сохранит свои фундаментальные свойства хранить, передавать во времени и пространстве социально значимые сведения.

Учитывая в путеводителях и электронном каталоге, используя электронные ресурсы, библиографы адаптировали свой методический аппарат для их характеристики (назначение, тематические и хронологические границы охвата материала, разновидности представленных документов и др.). Легче, чем предполагалось, выявляются издания-аналоги в сети, оцениваются их различия и возможности. Для каждого нового явления в электронных ресурсах пока находится традиционная аналогия: электронный журнал, электронная книга, персональный сайт — биобиблиография, но с полными текстами и иными значительными различиями. Благодаря этому постепенно складываются методические приемы аннотирования и типизации сетевых электронных ресурсов, предлагается развивать как целостные направления «библиографическое картографирование», семантическое свертывание информации, визуализацию картины развития потока электронных документов по теме и т.д.

Среди тенденций развития потока электронных документов можно выделить простые изменения, которые уже достаточно очевидны, независимы от субъективных решений:

* взаимосвязи между отдельными документами. Электронные документы будут все более связаны между собой в потоке не столько опосредованными связями через цитирование авторами, сколько прямыми взаимоотсылками, большими хранилищами, новыми способами индексирования текстов и изображений. Вероятнее всего это решит проблемы идентификации и учета электронных документов быстрее, чем стандартизируется их библиографическое описание в международном масштабе;

• интеграция электронных ресурсов. В последнее пятилетие набирают популярность идеи синтезирования информации, объединения информационных массивов близкого назначения. Среди причин можно указать итоговую - уменьшение цены на соответствующее оборудование. Становятся доступными такие технологии, как RAID-массивы, кластеры, порталы знаний, технологии потоков работ, ранее широкой аудитории недоступные. Это при водит к появлению внутренних локальных систем со сложной структурой, имеющих выходы в глобальные сети. Мощности локальных систем всё чаще используются для совместного доступа к данным, расположенным на внутреннем сервере. Единые хранилища данных близкого назначения облегчают доступ к информации, но возрастают некоторые требования к процессам отображения информации и транспортному уровню сетей. Это привело к появлению и внедрению в глобальные сети новых протоколов (IPv6 и др.), которые могут обеспечить передачу растущих объемов информации. Общий набор этих нововведений породил проект под названием INTERNET-2, который будет учитывать новые представления о хранении и выдаче информации. Проект был концептуально принят в 1996 г., но активное продвижение этих идей началось лишь в последние два года. Тим Бернерс-Ли — изобретатель идеологии WWW, сейчас с единомышленниками разрабатывает «умный» Интернет, обеспечивающий поиск информации с учетом смысла, построенный на семантической сети с иными принципами организации данных и всемирной сети. Новая архитектура предполагает постепенный пересмотр самой идеологии глобальной сети (от сети распределенной к сети, где распределенная информация будет соседствовать с мощными системами ЭВМ -хранилищами данных). Возможностей INTERNET-2 будет достаточно для комфортной передачи потоков аудио и видео в реальном времени в невиданном ранее качестве;

• коммуникативность электронных ресурсов. Очевидна тенденция к усилению коммуникативного качества электронных ресурсов, благодаря использованию широкого набора интерактивных форм общения с пользователями: форум, чат, электронная почта, гостевые книги, технологии свободного редактирования текстов словарей и энциклопедий. Даже текстовые электронные библиотеки, ранее не предусматривающие формирование коммуникативной среды вокруг хранящихся текстов, стали использовать интерактивные элементы, например, электронная библиотека «Сетевая словесность» открыла гостевые книги для каждого публикуемого автора, чтобы обеспечить диалог между авторами и читателями. Эта тенденция откладывает серьезный отпечаток на уникальность многих Интернет-проектов;

• многократная информационная аналитика. Фиксируется смещение акцентов от поиска к анализу информации. Специалисты ощутили некую опасность, которую назвали «синдромом информационной усталости», «опасностью избыточной информации». Предлагается переход от процессов информирования к предоставлению знаний об объекте: развитие библиомет-

рических измерений в сети (сетеметрия, вебометрия), формализация методических приемов и интеллектуальных навыков отбора, систематизации, преобразования и представления знаний о предметной области. Это позволит снизить информационную избыточность в ответах на запросы. Перспективными для профессии полагаются: освоение технологий управления знаниями, разработка методик «библиографирования» идей, смыслового аннотирования, выявления неявного знания специалистов, аналитика информационных ресурсов,'

• нелинейное считывание текста. Благодаря мультимедийным технологиям легко воспроизводимой стала функциональная возможность электронного документа к его нелинейному и разноуровневому считыванию — по заложенным в документ внутритекстовым и внешним гипертекстовым ссылкам без выхода из исходного текста. Это постепенно ведет к новому характеру «чтения» документа и-потребителями, и информационными посредниками.

Таким образом, технологические изменения вызывают достаточно сложные перемены в системе коммуникаций.

СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. Интенсивно развиваются в направлении все большей доступности всем слоям населения, становятся упрощенными по содержанию и подключению к любому из каналов. Тенденция к объединению и дублированию каналов связи (телетекст, выход в Интернет через мобильные телефоны, создание портативных е-библиотек и др.) усиливает конкурентную борьбу между ними. Коммуникативная среда становится все более насыщенной и агрессивной в борьбе за пользователей через все каналы — СМИ, Интернет, мобильная связь. Каждый из каналов активно отстаивает своих пользователей всеми возможными средствами, включая и агрессивное влияние на подрастающее поколение. Неожиданное и конкурентоспособное возрождение получили радиоканалы БМ, телевизионные чат-сессии. К числу критических точек современной системы информационных коммуникаций могут быть отнесены:

1. Высокий уровень информационного шума;

2. Нарастающий разрыв между оперативностью поиска и возможностью качественной переработки информации;

3. Резкое наращивание входов в систему коммуникаций.

Главным кризисом специалисты называют «лавинообразный разрыв между прибылями поисковых систем и бесплатными услугами профессионалов».

Масштабные и позитивные достижения в системе социальных коммуникаций неоспоримы и должны приниматься вузом в его стратегических планах развития.

ЧИТАТЕЛИ все в большей мере становятся пользователями. Одновременно они переходят к информационному «самообслуживанию», выполняя большую часть запросов с домашних, офисных компьютеров, в Интернет-клубах и центрах деловой информации. Время подключения пользователей к

сети может достигать максимально возможного - до 7-12 часов в сутки, что сравнимо только со временем самой активной группы «книгочеев». Конечно, на образовательные цели тратится меньшее время, чем на досуг. Пользователи все более «молодеют» - младшая группа потенциальных читателей осваивает компьютерные, а затем и информационные технологии с 3 - 7 лет. Молодая часть пользователей (7-18 лет) одновременно поглощают разнородный поток информации - осуществляют просмотр избранных сайтов, слушают музыку, обсуждают интересующие их новости на форумах, в чате, по мобильному телефону, а в угловом окне экрана может в это время транслироваться выбранный ими кинофильм. Одновременно могут использоваться много окон, несколько поисковых систем осуществляют поиск по его запросу, включая локальные сети, которые создаются сейчас во всех крупных городах. По этим причинам все более будет изменяться состав пользователей, круг их приоритетных информационных потребностей, а также усилится их стремление к использованию уникальных ресурсов. Эти процессы тесно связаны не только с выходом к Интернет-ресурсам с домашних компьютеров, но и с появлением альтернативных изданий открытого доступа, с интенсивным развитием всех звеньев информационных коммуникаций, включая школы, вузы, дополнительное образование, систему переподготовки кадров. Таким образом, в плане использования электронных ресурсов удаленного доступа очевидны тенденции к чтению экранного текста, его нелинейному освоению, иному ценностному отношению потребителей к документам.

Новое поколение читателей будет предъявлять собственные требования к качеству ресурса. Библиотека должна уже сейчас предвидеть их, отбирать те ориентиры, которые не противоречат ее просветительской, общекультурной миссии, кругу выполняемых социальных задач. Это предполагает изменение библиотечных технологий, осознание и существенное изменение нашей профессиональной сферы в целом. Чтобы реакция на изменения не была запаздывающей, важно:

1. Адаптировать профессиональное мышление к равнозначности печатных и электронных документов, их динамичности, нарастающему объему потока электронных документов;

2. Расширять круг электронных документов, комплектуемых библиотеками, ориентируясь на уникальные источники информации сетевого доступа на основе лицензионных соглашений;

3. Библиотеки будут принимать все более активное участие в создании электронных документов, лицензируя свое участие в издательской деятельности;

4. Библиотечная профессия, оставаясь интеллектуальной профессией, усложнится и дифференцируется в соответствии с современными информационными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.