Научная статья на тему 'Уникальная специальность Бориса Санкина'

Уникальная специальность Бориса Санкина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1044
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы —

Беседа с Борисом Сергеевичем Санкиным, профессором, деканом хореографического факультета МГУКИ, зав. кафедрой танцев народов мира и современной хореографии, народным артистом РСФСР, почетным профессором Парижского института профессионального джазового образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уникальная специальность Бориса Санкина»

Уникальная специальность

Бориса Санкина

Беседа с Борисом Сергеевичем Санкиным, профессором, деканом хореографического факультета МГУКИ, зав. кафедрой танцев народов мира и современной хореографии, народным артистом РСФСР, почётным профессором Парижского института профессионального джазового образования.

15 февраля 2009 года исполнилось тридцать лет со дня рождения хореографического коллектива «Ритмы планеты». Нынешний состав ансамбля целиком состоит из студентов МГУКИ, большинство из которых студенты первого курса. Художественный руководитель «Ритмов планеты» Борис Сергеевич Санкин родился и вырос в семье артистов. В подростковом возрасте попал в Хореографическое училище Большого театра, где его наставником стал известный хореограф Игорь Моисеев. В 1976 году Борис Санкин окончил Московский государственный институт культуры, а через год создал свой ансамбль «Ритмы планеты».

- Борис Сергеевич, сейчас Вы декан хореографического факультета МГУКИ, а ведь когда-то с чего-то начинали. Расскажите, как это было?

- Танцевать я начинал с очень раннего возраста, первый раз вышел на сцену, когда мне было 5 лет. Все родные по линии мамы, как и она сама - цыгане, и, естественно, я с детства пел и танцевал. Мой папа — чистокровный русский, из Рязанской области, но судьба связала его с цыганскими танцами, он их очень любил. Мой отец был признан лучшим актером таборных цыганских плясок, несмотря на то, что не имел цыганских корней. Так встретились мои родители. Профессионально я начал танцевать, когда поступил в Хореографическое училище Большого театра в 1953 году, на отделение народного танца. В 1958 году я закончил его с отличием. Меня взял на работу Игорь Александрович Моисеев, который, к сожалению, буквально перед нашей беседой скончался. Сначала я был там артистом, потом солистом, затем я проявил балетмейстерские способности.

Г*

Игорь Александрович стал доверять мне работу ассистентов и постановку танцев. Там я поставил «Цыганский танец», «Царский танец», танец аргентинских пастухов «Гаучо». Затем Игорь Александрович направил меня учиться в Московский государственный институт культуры, ныне университет. В 1972 году я поступил туда. Закончив его, получил диплом режиссера-хореографа. Когда почувствовал, что могу работать балетмейстером сам, я пришел к Игорю Александровичу и сказал: «Вы - мой учитель.

Культура и образование

Спасибо Вам за все, что Вы для меня сделали, но я уже вырос. Я хочу иметь свой коллектив». Как раз в это время ко мне обратились из Московского государственного мюзик-холла, им нужен был главный балетмейстер. Я ушел из ансамбля Моисеева, сначала стал балетмейстером мюзик-холла, а через полгода - художественным руководителем. Затем начались проблемы у Роскон-церта, мюзик-холл развалился, моя балетная труппа оказалась на улице. Мы обратились в Тульскую филармонию, им нужен был танцевальный коллектив - таким образом мы стали ансамблем танца «Ритмы планеты», который существует и по сей день. С этим коллективом я очень много ездил по СССР, был за границей - в Испании, Австралии, всех соцстранах. Ансамбль стал лауреатом премии Ленинского комсомола. В 1989 году мы стали победителями Международного фестиваля танца и т. д. Во время перестройки все филармонии разваливались, а так как мы были филармоническим коллективом, мы снова оказались на улице. Но вскоре нас пригласили работать в акционерное общество «Госконцерт», где временно я был заведующим отделом цирка и эстрады. В это время в МГИКе открылась новая кафедра эстрадного танца и меня пригласили на должность заведующего кафедрой. А через три месяца так сложилась ситуация, что меня выбрали деканом. С тех пор я здесь и тружусь.

- Что стало с Вашим детищем - ансамблем «Ритмы планеты»?

Ансамбль сейчас существует при университете. Ему чуть более 30 лет, самый первый состав уже на пенсии. Поскольку у тех, кто танцевал в

«Ритмах планеты», очень большой багаж знаний по хореографии, у некоторых свои учебные заведения, - они продолжают мою школу. Очень много школ открыли за границей - в Испании, Италии, Португалии, Голландии.

Расскажите о своих студенческих годах.

Сравнивая моё студенчество и современное, можно сказать, что это небо и земля. Во время моей учебы во МГИКе было всего одно помещение для репетиций, в здании Учебного клуба. Один зал по очереди сменяли разные курсы. Тогда заведующим моей кафедрой был Игорь Валентинович Смирнов - профессионал и очень добрый человек, который буквально заставил меня закончить институт, ведь я тогда и учился, и работал у Моисеева. Очень много ездил, естественно, пропускал занятия. Мне было сложно, и я бросил. Год не учился, но Смирнов меня заставил вернуться, и если бы не он, я бы здесь не сидел. Сейчас я учу студентов на своих ошибках. Рассказываю им случаи из своей биографии, советую поступать правильно.

- У нынешних студентов есть желание работать? Порой говорят, что современное поколение ко всему безразлично.

- Работать-то они хотят. Но, к сожалению, на первом месте у них сейчас стоит не творчество, а прибыль и деньги.

- Методы преподавания Ваших учителей и Ваших современников - в чем разница?

- Методика преподавания по тем или иным предметам не изменилась. Сейчас, конечно, совершенно другие условия. В нашей Академии хореографии на последнем ученом

¥

совете было принято решение дать хореографическому факультету звание Академии хореографии - такие условия, каких нет нигде в мире. У нас 11 залов для практических занятий, 4 зала для лекций, отдельные раздевалки для классического танца, народного, бального, эстрадного, есть душевые, всевозможные педагогические кабинеты. Условия гораздо лучше, чем были у студентов моего поколения, но я не могу сказать, что желание учиться у современных студентов больше, чем у нас.

- Вас и Ваших студентов, насколько мне известно, многие рады видеть у себя в гостях...

Конечно. Нам звонят из всех регионов России, из других стран. Просят, чтобы наши студенты участвовали в их мероприятиях, чтобы наши педагоги стали членами жюри. Кстати, я уже семь лет подряд председатель жюри «Студенческой весны» по хореографии, «Надежды Европы» и многих других конкурсов и фестивалей. Такие взаимосвязи очень полезны и для студентов, и для нас - педагогов.

- Как Вы относитесь к современным тенденциям танца?

Естественно, так я уже не станцую, хотя преподаю своим студентам хип-хоп. Не должен отставать от молодежи! Я хорошо знаю классический танец, народный танец, испанский и грузинский фольклор, но и прекрасно знаю методику стиля диско и степ, всё это я изучал. Но чтобы не отставать от ребят, мне приходится учить и хип-хоп, показывать им, как правильно его исполнять.

- Чего не хватает нашему университету и чего у нас в избытке в профессиональном плане?

- У нас 40 педагогов, все они профессионалы в своем деле, с хорошим педагогическим опытом и сценической практикой. Народные артисты Советского Союза и России. В этом плане нам не на что жаловаться. Я, например, сетовать ни на что не могу. Мелочи возникают всегда, но это рабочие вопросы, они улаживаются быстро. Сейчас нам созданы все условия для хорошей работы.

- Как бы Вы прокомментировали новую реформу образования в отношении Вашей специальности?

Меня, вообще, этот вопрос чрезвычайно волнует. Потому что наша специальность - народно-художественное творчество, а хореография - это специализация. Как народно-художественное творчество впишется в Болонский процесс я не знаю. Ведь в Европе такой специальности не знают. Наверное, не случайно мы стали Академией, все-таки скорее всего нам придется сделать хореографию своей специальностью, а не специализацией. Как быть? Сейчас я ответить не могу. Посмотрим, что будет.

Что бы Вы хотели пожелать университету?

Не буду говорить шаблонных слов и желать процветания, этого желают все. Я бы хотел пожелать единства. Единства вокруг нашего руководства. Если все будут работать в одном направлении, у нас и наших студентов будет всё, чего бы мы ни пожелали.

Беседовала Екатерина Рязнина

Л-

< ' * л

га , /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.