УДК / UDC 004.89
DOI: 10.24412/2071-3762-2024-10328-45-48
«УМНЫЙ ГОРОД»: ОБЗОР МЕХАНИЗМОВ И ИНСТРУМЕНТОВ
«Smart City»: an Overview of Mechanisms and Tools
Шевченко Дмитрий Анатольевич,
д.э.н., профессор, заведующий кафедрой коммуникационного менеджмента и управления отношениями, Российский государственный социальный университет, почетный член Гильдии маркетологов, эксперт торгово-промышленной палаты РФ по маркетинговым исследованиям, член союза журналистов России; г. Москва, Россия, ул. Вильгельма Пика, 4 Shevchenko Dmitry Anatolievich,
Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Communication Management and Relationship Management of the Russian State Social University, Honorary Member of the Guild of Marketers, Expert of the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation on marketing research, Member of the Union of Journalists of Russia; 4, Wilhelm Pika St., Moscow, Russia [email protected]
https://orcid.org/0000-0001-9236-2137
Города всегда представляли собой непреходящие символы человеческой цивилизации и прогресса. Сегодня мы являемся свидетелями технологической революции, подпитываемой быстрым развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Эта трансформация значительно улучшила возможности анализа данных за счет интеграции Интернета вещей (IoT), искусственного интеллекта (ИИ), облачных вычислений и других передовых инноваций. Реализация концепции «Умный город» в решающей степени зависит от готовности ее принятия местной властью, крупным, средним и малым бизнесом, специалистами маркетинговых коммуникаций и гражданами.
Ключевые слова: умный город; умный дом; IoT; искусственный интеллект; территориальный маркетинг.
Cities have always been enduring symbols of human civilization and progress. Today, we are witnessing a technological revolution fueled by the rapid development of information and communications technology (ICT). This transformation has significantly improved data analytics capabilities through the integration of the Internet of Things (IoT), artificial intelligence (AI), cloud computing and other cutting-edge innovations. The realization of the Smart City concept critically depends on the readiness of its adoption by local government, large, medium and small businesses, marketing communications professionals and citizens.
Keywords: smart city; smart home; IoT; artificial intelligence; territorial marketing.
Введение (Introduction)
Целью статьи является обзор различных методологий, используемых для сбора критически важных данных, определения приоритетов ключевых городских проблем и оценки эффективности городских служб. Ставится задача осветить основные концепции, которые помогут понять влияние технологического потенциала на возможность создания моделей умных городов, включения цифровых технологий, необходимость внедрения современных технологий. В литературе накоплен большой объем информации по данной теме, которую необходимо проанализировать, выделить наиболее важные моменты и концепции для использования на практике. Внимание исследователей направленно на анализ методов и инструментов реализации умной городской модели, на социальные вызовы и перспективы [1].
Первое, на что обратили внимание социологи и культурологи, — это нарастающий процесс урбанизации. Сравнительный анализ городских агломераций с численностью жителей 10 млн. человек и более показывает, что большая часть населения
мира живет в городах. Эта тенденция характерна не только для России, но и для мира [2].
Концепция «Умный город» становится все более актуальной в условиях глобальных вызовов, стоящих перед городами в 21-м веке, и исследование этой темы является важной задачей. Термин «Умный город» состоит из двух слов, где город означает обширную географическую область с высокой плотностью населения, огромной инфраструктурой, обширной деятельностью во многих областях (здравоохранение, транспорт, связь и т. д.). Термин охватывает традиционный город, в то время как концепция «умного» относится к принятию различных технологий, передовых систем и политик управления городом для предоставления многочисленных преимуществ. Термин «умный город» относится не только к сети зданий, дорог и транспортных систем, являющихся «умными», но и к интеллектуальному управлению связанными с ними секторами и услугами, где решающая роль отведена местным органам власти.
Анализ научной литературы и выводы ученых не позволяют опреде-
лить единую концепцию умного города, несмотря на многолетнюю историю использования этого понятия [3]. Глобальная киберсистема отвечает за такие задачи, как идентификация, защита, маршрутизация, перевод и дальнейшая обработка для обеспечения безопасного и надежного потока данных. Алгоритмы машинного обучения используются для обнаружения закономерностей и составления прогнозов, помогая специалистам и лицам, принимающим решения, делать обоснованный выбор. Интеграция больших данных, искусственного интеллекта и Интернета вещей может превратить видение умных городов в ощутимую реальность. Исследования практики реализации различных направлений модели «Умный город» свидетельствуют об уровне экономического и промышленного развития городов в направлении совершенствования транспортных услуг, управления отходами, вопросов безопасности и предотвращения преступлений. Актуальность исследования вызвана тем фактом, что умные города в самом общем понимании имеют своей целью использование технологий повышения
эффективности городских служб, сокращения затрат бюджета, улучшения экологии и в итоге — повышения качества жизни горожан [4].
Материалы и методы (Materials and Methods)
Концепцию «Умный город» тесно связывают с идеями устойчивого развития, так как она позволяет оптимизировать использование ресурсов, снижать выбросы парниковых газов и внедрять «зеленые» решения. Внедрение технологий «Умного города» рассматривают как ресурс повышения привлекательности и конкурентоспособности городов для местных жителей, предпринимателей, инвесторов, а также как возможность снижения оттока молодежи, увеличения туристских потоков.
Широкое распространение получило использование IoT — устройств, предназначенных для повышения качества жизни пользователей за счет автоматизации повседневных задач. Например, датчики, размещенные по всему дому, могут контролировать температуру, включать кондиционер, открывать окна или даже заводить машину перед отъездом. В этом сценарии пользователи настраивают свое окружение, взаимодействуя с этими устройствами, тем самым оптимизируя свои условия жизни. Развернутые устройства IoT должны соответствовать определенным требованиям среды, таким как беспроводные возможности, тип соединения, размер, стоимость, энергоэффективность и срок службы. Smart Grid —«Умные сети» представляют собой электрическую систему, которая использует IoT для выполнения многих операций. Она помогает обмениваться информацией между генераторами электроэнергии, сетями и потребителями, а затем обрабатывать ее, а также корректировать электрические колебания, возникающие в результате использования возобновляемой энергии. Кроме того, она дает возможность узнать в режиме реального времени способность электрического элемента противостоять электрическим условиям и т.д.
Не следует считать, что Интернет вещей контролируется крупными
коммерческими компаниями, на самом деле это результат возросших требований пользователей, когда крупные технологические компании тратят много денег и усилий в обмен на получение личной информации пользователей. 1оТ— лучший способ связать параметры умного города друг с другом благодаря своим преимуществам, включая низкую стоимость, мобильность, мониторинг в реальном времени и т.д. За основу была взята практика использования стратегии построения «умного города» в Москва. Среди основных направлений стратегии Москвы «Умный город — 2030»:
♦ обеспечение устойчивого роста качества жизни москвичей и благоприятных условий для ведения бизнеса и иной деятельности;
♦ централизованное,сквозное и прозрачное управление городом;
♦ повышение эффективности государственных расходов, в том числе за счет внедрения государственно-частного партнерства*. Внедрение концепции умного города на практике влияет на поведение человека, особенно в контексте устойчивой мобильности [5]. Модель умного города предполагает воздействие цифровых технологий, особенно социальных медиа, которые меняют поведение людей, сокращая прямое взаимодействие и усиливая индивидуализм. Эта форма общения позволяет людям взаимодействовать виртуально, что может снизить потребность в личном взаимодействии и повысить индивидуалистическое поведение. Этот момент указывает на тенденцию к сокращению традиционных социальных взаимодействий, поскольку многие виды деятельности могут осуществляться в цифровом и удаленном режиме. Сокращение личного взаимодействия заменяет необходимость прямого социального взаимодействия во многих аспектах повседневной жизни, провоцируя рост индивидуализма в обществе. Город, который стремится считаться умным, обязательно должен включать в себя аспекты, связанные с улучшением управления, планирования и инфраструктуры таким образом, чтобы это отражалось в его человече-
ском и социальном капитале. «Умный» город — это город, который позиционирует людей как центр своего развития, включает информационно-коммуникационные технологии в городское управление и использует предоставляемые им инструменты для формирования такого правительства, которое учитывает необходимость участия граждан в управлении.
Результаты и обсуждение (Results and discussion)
В текущем контексте городской политики быть «умным» означает объединять различные практики и технологии для улучшения городского метаболизма [6]. Так, к примеру, «Умный транспорт» — информация о пассажирах, дорожных условиях и пробках обрабатывается в облачных вычислениях и суперкомпьютерах. Затем алгоритмы оптимизируют транспортные ресурсы и навигацию для водителей, в том числе помогая обеспечить их собственную безопасность. Кроме того, датчики, установленные на транспортных средствах, могут отслеживать и обмениваться погодными условиями. К этому же классу относится «Умное здоровье» — технология, использующая приложения и специальные датчики, которые позволяет «лечить» пациента в любое время и в любом месте вне больницы. «Умные здания» или «Умный дом» также позволяют контролировать окружающую среду, а затем использовать климатические условия во многих вопросах, таких как отопление, освещение и возобновляемая энергия. Кроме того, они анализируют информацию и сигналы, поступающие из сети, а затем организуют процесс потребления, а также мониторинг в реальном времени эксплуатации здания и поведения пользователей для прогнозирования технического обслуживания и выявления ошибок.
Представляет интерес опыт поиска рационального решения внедрения концепции «Умный город» на примере г. Воронежа, где в качестве инструмента реализации модели «умного города» был внедрен интернет-ресурс «Активный электронный
* Умный город - 2030 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://web.archive.Org/web/20190418101229/https://www.mos.ru/2030/n/ п3/(дата обращения 27.09.2024).
Д. Шевченко. «Умный город»: обзор механизмов и инструментов
гражданин», оптимизирующий механизм обратной связи, взаимодействие гражданина и власти [7]. Механизм обратной связи ранее уже был использован по инициативе Правительства г. Москвы в 2014 года и получил Гран-при в номинации «Лучший проект в области государственных коммуникаций».
Умная модель города касается не только технологий, но и того, что она способна создать устойчивую и экологическую городскую среду, ведущую к улучшению качества жизни жителей. Участие граждан и легкий доступ к услугам «умного города» имеют важное значение для того, чтобы поведение и проблемы граждан были должным образом и адресно удовлетворены [8].
Информационные технологии вносят изменения в поведение потребителей в городской среде, создают новую жизнь, влияют на трансформацию ожиданий в отношении различных услуг и продуктов. Важно понимать, как технологии умного города могут влиять на нововведения и привычки людей, и то, как они сами могут адаптироваться к этим изменениям, чтобы улучшить качество своей жизни в существующих условиях (табл.)
Авторы поддерживают модель «Умного города», предложенную Б. Коэном, который предлагает рассматривать внедрение умных городов как трехэтапный процесс**.
Умные города 1.0: это этап, на котором проекты, предлагаемые поставщиками технологий муниципалитетам, отвергаются последними, поскольку они не понимают возможности решений, которые технологии могут предложить для улучшения качества жизни граждан.
Умные города 2.0: это этап, когда муниципалитеты понимают потенциал технологий в сфере государственных услуг, они оценивают и готовы финансировать проекты с учетом технологий, улучшающих качество жизни в городе. Это города, где мэры хотят, чтобы их города стали современными. Для этого они обращаются за помощью (технической и социальной поддержкой, финансированием и т. д.), чтобы начать эту трансформацию.
Умные города 3.0: здесь отличительным элементом является то, что граждане, участвуя в проекте, сотрудничают в проектировании следующего поколения умных, более устойчивых городов.
Умный город — это город, сообще-
ство которого научилось учиться, готово адаптироваться и внедрять инновации. Поставщиками подобных решений являются городские власти, поэтому изменение поведения для искоренения старых проблем, таких как заторы, загрязнение воздуха или изменение климата в решающей степени зависит от активности и предприимчивости власти на местах.
Заключение (Conclusion)
Реализация новой модели развития городов требует создания адекватной системы управления и администрирования с использованием наиболее инновационных технологий. Этот аспект включает разработку стратегических планов по продвижению ИКТ на базе местной администрации. «Умное управление» воспринимается как правительство региона или «умного города», которое, с точки зрения граждан, считается близким к ним, предсказуемым и прозрачным в принятии решений и которое рассчитывает на них. Кроме того, указанное правительство должно выступать за применение социальной и экологической политики и использование технологий для достижения более прямой взаимосвязи
Таблица
Изменения в жизни города до и после внедрения концепции «умный город»* Table. Changes in city life before and after implementation of the smart city concept
Современный город Подключенный город
Требует развитой городской и гражданской инфраструктуры (дороги, мосты, станции и т.д.) Требует развитой цифровой инфраструктуры
Построен городскими архитекторами и планировщиками Построен «цифровыми» архитекторами на основе открытой платформы Smart City
Разработан «сверху вниз» Разрабатывается «снизу вверх», с участием жителей
Организован в соответствии с проверенным, закрытым процессом Повышает доверие, прозрачность и сотрудничество.
Ориентирован в основном на экономическое развитие Ориентирован на устойчивое развитие и благополучие жителей
Городские службы работают изолированно, каждая использует свою систему оценок Расширяет возможности обмена данными между городскими департаментами, а также краудсорсинга
Мэр или один из его заместителей претендует на индивидуальный вклад в развитие современного города. Пытается реализовать максимум инвестиций самостоятельно, повышая при необходимости налоги Менеджер умного города отвечает за коллективный прогресс. Максимально полагается на внешних подрядчиков, ориентируясь на оптимизацию ресурсов
Местное правительство эпизодически применяет онлайн-инстру-менты, консультируется с жителями по определенным вопросам Общение между властями и жителями города становится улицей с двусторонним движением
У мэрии и городских служб есть определенные часы работы, некоторые формы можно заполнить онлайн Граждане имеют доступ к муниципальным услугам в любое время, независимо от местоположения или устройства
Приветствуется конкуренция с другими современными городами, чтобы стимулировать промышленность Реализуются преимущества обмена передовым опытом и данными с другими подключенными городами
* Город до и после цифровой трансформации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.iksmedia.ru/articles/5606524-Gorod-do-i-posle-cifrovoi-transform.html (дата обращения 27.09.2024).
Cohen, B. (2015, agosto 10). The 3 Generations Of Smart Cities. Fast Company [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// www.fastcompany.com/3047795/the-3-generations-of-smart-cities (дата обращения 25.09.2024).
между властью и гражданином. Структура «умного треугольника»: социальный капитал, государственно-частный альянс и инновационно-ориентированное правительство.
Необходима целая сеть поддержки, связывающая государственное управление с сообществами, интересы которых совпадают. Первое, что надо сделать, это проводить методичную разъяснительную работу среди населения, демонстрируя преиму-
щества концепции «Умного города» с целью ее принятия гражданами. Во-вторых, привлечь к этой работе власти на местах и предложить им отчитываться о выполнении. В-третьих, создать специальные комитеты, группы, сообщества, владеющие методами связей с общественностью, как по отношению к гражданам, так и по отношению к бизнесу, научным кругам, вузовскому сообществу. По сути, должна иметь место дискуссия,
ментальный дискурс между властью и гражданами при активном посредничестве специалистов по связям с общественностью [9].
Города в России, большие и малые, непременно будут эволюционировать, превращаться из просто современных в «умные». Для этого важна связь университетов (научного сообщества) с компаниями производственного сектора для создания инновационной экосистемы.
ИСТОЧНИКИ (References)
1. Шнайдер, В. В. Умные города — успех устойчивого развития через цифровые технологии / В. В. Шнайдер // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2023. — Т. 12, № 2(43). — С. 68 — 70. — DOI 10.57 145/ 27128482_2023_12_02_14. - EDN MQUOPI.
2. Дмитриева, И. М. Развитие цифровизации и процессы урбанизации / И. М. Дмитриева // Экономические исследования и разработки. - 2023. - № 4-2. - С. 50-55. - EDN YXRGPO.
3. Акимова, О. Е. Концепция «умный город»: эволюция, элементы и форма реализации / О. Е. Акимова, С. К. Волков, А. А. Хрысева // Теоретическая экономика. - 2020. - № 6(66). - С. 55-63. - EDN UMGIXA.
4. Deakin, М. 'Smart cities: the state-of-the-art and governance challenge', Triple Helix. 2014. 1(7), pp. 1-16.
5. Bogomolov, A. I. Budget Optimization Model for the Digital Transformation of Moscow into a Smart City / A. I. Bogomolov, V. P. Nevezhin // Modern Information Technologies and IT-Education. - 2022. - Vol. 18, No. 4. - P. 846-854. - DOI 10.25559/ SITITO.18.202204.846-854. - EDN XOUXRA.
6. Сейфуллаева, М. Э. Маркетинговая адаптация цифровых технологий «умного города» к изменившемся потребительским предпочтениям горожан / М. Э. Сейфуллаева // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. - 2019. -Т. 10, № 3. - С. 100-111. - EDN GFJRRK.
7. Ковалев, А. А. Совершенствование управления муниципалитетом на основе внедрения и реализации концепции «Умный город» в Городском округе город Воронеж / А. А. Ковалев, Ю. В. Агибалов // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. - 2020. - № 3. - С. 4-11. - EDN MBQMXP.
8. Перспективы формирования просоциального образа цифрового будущего в России (экспертная оценка) / С. В. Володенков, В. В. Зотов, Г. Р. Консон, О. Н. Гуров // Nomothetika: Философия. Социология. Право. -2024. - Т. 49, № 1. - С. 39-51. - DOI 10.52575/2712-746X-2024-49-1-39-51. - EDN OJPREU.
9. Шевченко, Д А Основы теории и практики связей общественностью: учебник / Д. А. Шевченко. - Москва: Директ-Медиа, 2023. - 484 с. - ISBN 978-5-4499-3923-4. EDN LRWUGR.