kak ob''ekt ry'nochnogo vzaimodejstviya // Vestnik Universiteta (Gosudarstvenny'j universitet uprav-leniya). 2012. № 12. S. 210-213.
3. Galimov A.M. Metodologiya formirovaniya integrirovannoj innovatsionnoj sistemy' upravleniya uslugami v sfere vy'sshego obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk. Kazan', 2014. 48 s.
4. Gretchenko A.A. Innovatsionnye tekhnolo-gii v sfere obrazovatel'ny'kh uslug // Kreativnaya e'konomika. 2017. T. 3. № 8. S. 26-34.
5. Komarova O.V., Zy'ryanova O.I. E'konomika obrazovaniya. M.: INFRA-M, 2017. 208 s.
БУШУЕВА Алия Ильгизовна - аспирант. Российского университета кооперации. Россия.
6. Krejg A.B. E'ffektivnoe razvitie obrazovatel'ny'kh centrov // Menedzhment v Rossii i za ru-bezhom. 2017. № 1. S. 22-25.
7. Maloletko A.N. Kontseptsiya e'konomicheskoj bezopasnosti razvitiya sistemy' vy'sshego obrazovaniya Rossii: monografiya. Smolensk: Smolens-kaya gorodskaya tipografiya, 2017. 344 s.
8. Melixov V.Yu. Otsenka sovremennogo urovnya razvitiya institutsional'nogo obespecheniya sistemy' vy'sshego obrazovaniya // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarny'e nauki. 2012. № 3. S. 32-37.
Казанский кооперативный институт (филиал) Казань. E-mail: [email protected].
BUSHUEVA, Aliya Ilgizovna - Postgraduate. Kazan Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Kazan. E-mail: [email protected].
УДК 332.1:[002:004](470)
УМНЫЙ ГОРОД: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ГОРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д.Г. Владимиров, А.М. Воротников
В статье рассмотрены основные тенденции развития потенциала городов в регионах Российской Федерации. Выделены факторы, позволяющие определять интеллектуальность того или иного города, а также обозначен ряд характеристик, которые должен иметь «умный город». Обозначены проблемы, стоящие перед развитием российских городов, и определены способы их преодоления на основе развития и внедрения концепции «Умный город». Проведено сравнение существующих концепций «Умный город» и определены направления, которые являются универсальными структурными элементами. На базе данных направлений сформирована структура адаптивной концепции «Умный город», которая предназначена для развития как крупных, так и средних региональных городов и населенных пунктов. Проведены связи с существующими концепциями и проектами на предмет синхронизации и взаимодополняющих эффектов.
Ключевые слова: умный город; управление; проблемы развития городов; устойчивое развитие населенных пунктов; региональное развитие; адаптивная концепция.
D.G. Vladimirov, A.M. Vorotnikov. SMART CITY: PECULIARITIES OF CONCEPT DEFINITION FOR REGIONAL CITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
The article describes trends in urban development and highlights the main factors that allow to determine the intelligence of a city, as well as a number of abilities that a «smart city» should have. The research defines the main problems facing the development of cities in the Russian Federation and identifies ways of overcoming those difficulties through development and implementation of the «smart city» concept. The existing concepts of «smart city» are compared and the universal structural elements are identified. The structure of the adaptive «smart city» concept was formed on the basis of these elements, which is intended for the development of large and medium-sized regional cities and settlements. Connections with existing concepts and projects were made for the purpose of synchronization and detection of complementary effects.
Keywords: smart city; management; problems of urban development; sustainable urban development; regional development; adaptive concept.
Город сегодня - это не только пространст- тает и проводит свой досуг. Современный говенное образование, где человек живет, рабо- род - это сложный социально-экономический
механизм, который является драйвером современного развития экономики, науки, культуры и интеллектуального капитала в целом, а также основным источником добавленной стоимости в современной экономике знаний.
В то же время пальма первенства в развитии экономики постепенно переходит к высокотехнологичным и богатым городам, и в целом города приобретают все большее значение в экономических процессах и цепочках. Так, результаты анализа Глобального института МсШшеу показали, что с 2007 г по 2025 г 423 города из развивающихся стран обеспечат более 45 % совокупного прироста мирового ВВП. Численность населения этих городов за указанный период предположительно увеличится на 40 %, а соответствующий средний доход (показатель ВВП на душу населения, скорректированный с учетом паритета покупательной способности) возрастет более чем в два раза - с 13 тыс. до 31 тыс. долл. в год. В результате к 2025 г. на долю этих городов будет приходиться почти 20 % общемировой численности населения и около 30 % мирового ВВП [7].
Уже сейчас некоторые экономики городов Китая сопоставимы с экономиками развитых стран мира, например: г. Шанхай (ВВП на 2015 г. 810 млрд долл.) сопоставим с экономикой Голландии, г. Пекин (ВВП на 2015 г. 664 млрд долл.) сопоставим с экономикой Швейцарии, а г. Гонконг (ВВП на 2015 г. 414 млрд долл.) сопоставим с экономикой Норвегии [4].
С развитием технологий и науки города становятся высокотехнологичными конгломератами, концентрирующими технологии, инновации и научные достижения, и приобретают облик интеллектуальных и умных субъектов, способных поддерживать свою жизнедеятельность в автономном режиме, а в каких-то случаях прогнозировать и оценивать свое развитие самостоятельно.
Города сегодня переходят от классической парадигмы развития к интеллектуальной и преобразуются в «умные города». «Умный город» - это довольно размытое понятие, и однозначной трактовки на сегодняшний день не существует. Каждый город наделяется интеллектуальностью в зависимости от преследуемых целей и задач, которые стоят перед развитием того или иного города. Например, перед развитием «умных городов» Австралии стояла амбициозная, но достаточно простая задача -Австралия сталкивается с очень большой конкуренцией со стороны как Китая, так и других Юго-Восточных стран, и для успешной реализации конкурентного потенциала и развития экономики ей требуется развитие и наращивание транспортно-логистической инфраструк-
туры на побережье, на что собственно и был заточен весь комплекс мероприятий в рамках программы «Умный город» [5].
Но все же есть факторы, которые позволяют назвать город «умным»:
• использование широкого спектра электронных и цифровых технологий для городских сообществ и города;
• использование информационно-коммуникационных технологий ИКТ (далее - ИКТ) для преобразования жизни и условий труда;
• внедрение вышеуказанных ИКТ в государственные системы;
• внедрение процессов, объединяющих ИКТ и людей вместе для усиления эффекта инноваций и знаний, которые они образовывают.
На основе данных факторов можно выделить характеристики «умного города»: адаптивность, устойчивость, безопасность, технологичность, интеллектуальность, доступность, прозрачность и ориентированность. Все эти характеристики позволяют комплексно описать, каким должен быть современный «умный город» и как он должен взаимодействовать с внешней и внутренней средой. Исходя их этого следует, что «умный город» должен иметь следующие способности:
• способность адаптироваться и подстраиваться под изменения в технологической, экономической, политической, общественной, культурной и окружающей среде;
• способность сохранять системную устойчивость по трем основным направлениям: экономика, общество и экология;
• способность обеспечивать безопасность на всех уровнях иерархий структурных элементов «умного города», таких как экономика, политика, общество, инфраструктура, экология;
• способность оценивать вероятность возникновения угроз и проблем, а также способность реагировать на них для устранения или смягчения обстоятельств;
• способность использовать технологии и инновации для более эффективного использования физической инфраструктуры (дорог, построенной среды и других физических активов) с целью поддержания экономического, социального и культурного развития. Эффективно взаимодействовать с местным населением по вопросам местного управления, а также применять открытые инновационные процессы для повышения роли участия граждан;
• способность интеграции всех совокупностей интеллектуальных потенциалов - индивидуального, коллективного и машинного (искусственного) интеллектов в единый интеллект «умного города»;
• способность вовлечения всех слоев гражданского населения в совместную работу по развитию и управлению «умным городом;
• использование открытых данных и коммуникационных площадок населения и власти.
Возникает ряд вопросов. Каким должен быть «умный город» в Российской Федерации? Какими основными характеристиками и качествами он должен обладать и по каким принципам строиться? Необходимо начать с того, что Россия сегодня имеет значительное отставание в развитии «умных городов» и городских технологий по сравнению с мировым опытом, как подчеркивается в докладе ЦСР «Приоритетные направления внедрения технологий «умного города» в российских городах». Проекты в области «умного города», которые реализуются сегодня, - это, в основном, проекты, направленные на точечную или локальную цифровизацию и интеллектуализацию отдельных элементов и сервисов города, не охватывающие комплексную интеллектуализацию всего города как замкнутую систему [2].
В рейтинге «Smart Cities Index» от EasyPark за 2017 год из российских городов фигурируют только Москва и Санкт-Петербург, которые занимают 77-е и 88-е место соответственно [6]. Данную статистику подтверждает и НИИТС. Из 16 городов России по 26 показателям на предмет интеллектуальности наиболее высокие оценки получили г. Москва и г. Санкт-Петербург, на третьем месте г. Казань, остальные города находятся на начальной или подходящей к средней стадии развития [1].
Все это подтверждает относительную незрелость российских городов в процессе перехода от классических городов к «умным». Основные проблемы, которые не позволяют городам на территории России осуществлять быстрый переход от классических принципов управления и развития города к «умным», следующие:
• использование старых методов и принципов управления, основанных на «ручном управлении» периода СССР;
• необъективная оценка текущей обстановки и различных ситуаций из-за недостатка реальных данных;
• низкая эффективность и производительность управленцев;
• низкое межведомственное взаимодействие в управляющих структурах и отсутствие единых стандартов обмена и работы с данными;
• низкая доля проникновения современных технологий и инноваций в область автоматизации городского управления;
• недостаток финансирования и маленькие бюджеты;
• исчерпавшая ресурс коммунальная инфраструктура и муниципальная собственность, требующая больших средств на поддержание текущего состояния и эксплуатацию.
Следует преодолеть данные проблемы и осуществить качественный переход к новой модели - модели «умного города». Одним из основополагающих моментов для осуществления данного перехода является разработка и внедрение концептуального плана «умного города» -Концепции «умного города», т.е. плана, который предельно ясно обозначит структурные направления «Умного города», подходы, а также мероприятия по осуществлению такого перехода.
Данные мероприятия на территории Российской Федерации осуществляются как в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а именно федерального проекта «Цифровой город» Минстроя России, так и отдельно определенными муниципалитетами, такими как г. Москва (Концепция «Умный город 2030»), г. Санкт-Петербург (Концепция «Умный Санкт-Петербург»), а также экспертными органами, такими как Центр стратегических разработок и НИИТС.
В основном вышеуказанные концепции разрабатываются с оглядкой на уже существующую мировую практику и опыт и в большинстве своих случаев имеют схожую структуру (рис. 1). Важно заметить, что по содержанию подобные концепции сугубо индивидуальны или рассчитаны на определенную специфику конкретного города. Так, концепция г. Москвы [3] максимально рассчитана на инфраструктуру, среду и экономику города, который находится на порядок выше, чем остальные российские города, что, соответственно, делает данную концепцию малоприменимой к региональным городам, обладающим совершенно другими проблемами и спецификой.
В то же время даже федеральная концепция на сегодняшний день до конца не удовлетворяет полноценное и комплексное развитие региональных городов Российской Федерации, так как отчасти дублирует и в чем-то повторяет элементы концепции г. Москвы, не учитывая специфику региональных городов. Так, в рамках федеральной концепции не учитываются или учитываются опосредованно такие важные направления, как строительство, образование, здравоохранение, культура, социальная среда, а также одно из самых важных направлений -управление городом.
Еще одним значительным моментом является то, что данные концепции являются монолитными структурами, которые подразумевают развитие сразу по всем структурным направ-
ICO Institute of Electrical and Electronics Engineers (IEEE) Дорожная карта фед. проекта «Цифровой город» программы «Цифровая экономика РФ» Минстроя РФ Стратегия г. Москвы «Умный город — 2030» НИИТС Центр стратегических разработок
Направления Направления Направления Раздел Подраздел Направления Направления
Умная инфраструктура Умный город Умное ЖКХ Повышение качества жизни Градостроительство Умная инфраструктура Строительство
Энергосети Водоснабжение Цифровое строительство ЖКХ Энергосети Водоснабжение
Умная экономика Инновационная инфраструктура Повышение конкурентоспособности Промышленность Умная экономика Умные финансы
Финансовая сфера
Городская мобильность Умная мобильность Транспорт Развитие цифровой мобильности Транспорт Управление транспортом
Туризм
ИКТ Умные технологии
Безопасность Умная среда Доступная, экологическая и безопасная среда Охрана / Улучшение среды обитания Экология Умная среда Управление отходами
Безопасность Безопасность
Умная жизнь и здравоохранение Умные люди Умная жизнь Развитие человеческого и социального капитала Инновации Умные жители
Культура
Социальная сфера
Здравоохранение
Образование
Умное взаимодействие с гражданами Умное управление Цифровое правительство Открытое цифровое правительство Умное управление
Электронные услуги
Рис. 1. Сравнительные характеристики концепций «Умный город»
лениям, не разделяя их на адаптивные блоки. Такое развитие нежелательно, так как не все эти направления требуют внедрения в том или ином городе, а также являются необходимыми к внедрению ввиду индивидуальных особенностей и специфики города.
В мировой практике существует множество вариантов концепций «Умный город», но основной принцип формирования должен строиться, опираясь на структуру управляемых элементов города, а также учитывать конкретные цели и задачи, которые стоят перед ним.
Сегодня подобная структура управления среднестатистическим городом России выглядит следующим образом (рис. 2).
Соответственно, концепция, которая принимала бы во внимание все особенности среднестатистического города РФ, должна учитывать данную структуру и гармонично в нее вписываться. Также такая концепция должна гармонично сочетаться с уже существующими концепциями, как международными, так и отечественными, с целью синхронизации основных показателей, рейтингования и отслеживания процессов развития и интеллектуализации городов.
Таким образом, оптимальной будет являться такая концепция, которая максимально будет учитывать индивидуальные особенности региональных городов, цели и задачи, стоящие перед ними. Такая концепция должна охватывать все направления городского управления и развития, но в то же время должна быть максимально адаптивной, чтобы подстраиваться под индивидуальные особенности и обеспечивать устойчивое развитие.
Структурные элементы в такой концепции будут самостоятельными блоками, представляющими собой адаптивный набор, которые можно применять исходя из индивидуальных особенностей того или иного муниципалитета и региона. Блоки будут представлять следующие направления:
• умное территориальное управление и градостроительная деятельность;
• умная энергетика и ЖКХ;
• умная экология, безопасность и комфортная среда;
• умный транспорт и логистика;
• умная городская экономика;
• умный человеческий капитал;
• умное городское управление.
Рис. 2. Структура управления муниципальным образованием
Каждый боо к, в сеою очереть, состоит из струк урных элементов, которые формируют ет^слевзию Е^ажФ^м оллянтсу
то, что структуру каждого блока пронизывает цифровая и аппаратно-техническая инфраструктура, которая позволяет формировать инфраструктуру данных, цифровую экосистему для цифровых городских платформ, а также обеспечивать базу для организации интернета вещей в рамках города. Все вместе это образует адаптивную концепцию «Умный город» (рис. 3).
Использование такой концепции позволит не только быстро и эффективно тиражировать технологии в рамках направления «Умный город», но и максимально учитывать региональные особенности и специфику городов. Дополнительно такая концепция, состоящая из данной конфигурации блоков и составных элементов, позволяет полностью синхронизировать адаптивную
концепцию с существующими концепциями, не нарушая общей логиче кой структуры.
Cooттeтcбвeнно, используя данную концепцию, можно адаптивно подстраиваться под текущие нужды, которые стоят перед тем или иным городом или населенным пунктом, а также под перспективные направления развития, учитывающие региональную и территориальную специфику.
Адаптивная концепция будет не только являться связующим звеном между крупными агломерациями, такими как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, но и позволять гармонично вписывать средние и малые города и населенные пункты в общую концепцию как «Умного города» на федеральном уровне, так и стратегии пространственного развития Российской Федерации в целом.
Рис. 3. Адаптивная концепция «Умный город»
Список литературы
1. Индикаторы Умных городов НИИТС 2017 / Национальный исследовательский институт технологий и связи. URL: http://www.niitc.ru (дата обращения: 07.07.2018).
2. Приоритетные направления внедрения технологий «умного города» в российских городах. 2018 г. / Центр стратегических разработок. URL: https://www.csr.ru (дата обращения: 12.09.2018).
3. Стратегия «Умный город - 2030». 2018 / Департамент информационных технологий г. Москвы. URL: https://www.mos.ru (дата обращения: 12.07.2018).
4. Экономика КНР: 10 городов с крупнейшим ВВП (от 7 ноября 2017 г.) URL: https://finance. rambler.ru (дата обращения: 11.09.2018).
5. McKinsey Global Institute. Urban world: Mapping the economic power of cities. March 2011. URL: https://www.mckinsey.com (дата обращения: 09.09.2018).
6. Australian Government Department of Infrastructure, Regional Development and Cities. Smart City Plan. Australia 2016 г. URL: https://cities.infra-structure.gov.au (дата обращения: 10.09.2018).
7. Easy Park. Smart Cities Index 2017. 2017 г. URL: https://www.csr.ru (дата обращения: 12.09.2018).
References
1. Indikatory Umnykh gorodov NIITS 2017 / NatsionaFny'j issledovateFskij institut tekhnologij i svyazi. URL: http://www.niitc.ru (data obrashche-niya: 07.07.2018).
2. Prioritetnyye napravleniya vnedreniya tekhnologiy «umnogo goroda» v rossiyskikh goro-dakh. 2018 g. / Tsentr strategicheskikh razrabotok. URL: https://www.csr.ru (data obrashcheniya: 12.09.2018).
3. Strategiya «Umnyy gorod - 2030». 2018 g. / Departament informatsionnykh tekhnologij g. Moskvy\ URL: https://www.mos.ru (data obrashcheniya: 12.07.2018).
4. Ekonomika KNR: 10 gorodov s krupneyshim VVP (ot 7 noyabrya 2017 g.) URL: https://finance. rambler.ru (data obrashcheniya: 11.09.2018).
5. Australian Government Department of Infrastructure, Regional Development and Cities. Smart City Plan. Australia 2016 r. URL: https://cities.infra-structure.gov.au (data obrashcheniya: 10.09.2018).
6. Easy Park. Smart Cities Index 2017. URL: https://www.csr.ru (data obrashcheniya: 12.09.2018).
7. McKinsey Global Institute. Urban world: Mapping the economic power of cities. March 2011. URL: https://www.mckinsey.com (data obrashcheniya: 09.09.2018).
ВЛАДИМИРОВ Даниил Германович - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ВОРОТНИКОВ Александр Михайлович - кандидат химических наук, доктор экономических наук, доцент кафедры государственного регулирования экономики. Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственный службы при Президенте Российской Федерации. Россия. Москва. E-mail: [email protected].
VLADIMIROV, Daniil Germanovich - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
VOROTNIKOV, Alexander Mikhailovich - Candidate of Science (Chemistry), Doctor of Science (Economics), Associate Professor of the Department of State Regulation of Economy. Institute of Social Sciences of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Russia. Moscow. E-mail:[email protected].
УДК 330.3
РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Н.П. Зыряева, О.Н. Кадышева, Н.Л. Леонтьев
В статье проанализированы показатели динамики внешней торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в условиях геополитической ситуации, в частности показатели динамики экспорта и импорта важнейших продовольственных товаров. Обоснована необходимость развития внешнеэкономической деятельности организаций аграрного сектора как состав-