Научная статья на тему 'Умения продуктивной учебной деятельности, формируемые у будущего инженера на занятиях по физике: уровни, состав, структура'

Умения продуктивной учебной деятельности, формируемые у будущего инженера на занятиях по физике: уровни, состав, структура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНЖЕНЕР / ENGINEER / ПРОДУКТИВНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRODUCTIVE EDUCATIONAL ACTIVITY / ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ / COURSE OF PHYSICS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / PROFESSIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попкова Е. А.

В статье рассматривается проблема формирования умений продуктивной учебной деятельности у студентов на занятиях по физике в техническом вузе. На основе психолого-педагогического исследования автор определяет понятия «продуктивная учебная деятельность» (ПУД) и «умения продуктивной учебной деятельности» (УПУД); характеризует состав и уровни сформированности УПУД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENT SKILLS IN PRODUCTIVE EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE COURSE OF PHISICS: LEVELS AND STRUCTURE

The article deals with the problem of formation of student skills in productive educational activity in the course of physics study in a technical college. On the basis of the psychology-pedagogical research the concepts of productive educational activity skill (PEAS) and productive educational activity (PEA) are defined, as well as the structure and levels of PEAS.

Текст научной работы на тему «Умения продуктивной учебной деятельности, формируемые у будущего инженера на занятиях по физике: уровни, состав, структура»

3. Создание целостного художественного образа, законченной собственной интерпретации произведения.

• Определение логики развития более крупных построений, соотношения развертывания музыкального материала.

• Выявление кульминационного развития частей и произведения в целом. Определение соотношения логических вершин отдельных более крупных построений и кульминации всего произведения.

• Составление исполнительского плана в соответствии с художественно-образным содержанием и предыдущим анализом произведения.

• Достижение целостности и художественной убедительности исполнения, создание собственной интерпретации музыкального произведения.

Ориентация на максимальную включенность студентов в процесс творческого освоения музыкального произведения обусловливает чрезвычайную важность следующих видов деятельности:

• обсуждения и дискуссии;

• краткие эссе по изучаемым произведениям;

• выступления с докладами по стилистическим особенностям изучаемых произведений;

• проигрывание ситуаций аннотирования и иллюстративного исполнения музыкальных произведений для школьных уроков.

Таким образом, художественно-образное мышление учителя музыки имеет огромное значение в практике исполнительской деятельности на уроке музыки в общеобразовательной школе. От уровня понимания и исполнения педагогом музыкальных произведений зависит дальнейшая мотивация восприятия школьниками образцов классической музыки. Формирование художественно -образного мышления позволяет будущим преподавателям музыки самостоятельно и творчески интерпретировать музыкальный текст в рамках школьного урока и дает возможность в дальнейшем успешно сочетать исполнительскую деятельность с педагогической, исследовательской, а также просветительской, значение которой в современных условиях возрастает с каждым годом.

УДК 372.853 ББК 24.54

УМЕНИЯ ПРОДУКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМИРУЕМЫЕ У БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ: УРОВНИ, СОСТАВ, СТРУКТУРА

Е.А. Попкова, старший преподаватель кафедры «Общая и техническая физика» Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева

В статье рассматривается проблема формирования умений продуктивной учебной деятельности у студентов на занятиях по физике в техническом вузе. На основе психолого-педагогического исследования автор определяет понятия «продуктивная учебная деятельность» (ПУД) и «умения продуктивной учебной деятельности» (УПУД); характеризует состав и уровни сформированности УПУД.

Ключевые слова: инженер, продуктивная учебная деятельность, занятия по физике, профессиональные умения.

FORMATION OF STUDENT SKILLS IN PRODUCTIVE EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE COURSE OF PHISICS:

LEVELS AND STRUCTURE

Popkova E.A.

The article deals with the problem of formation of student skills in productive educational activity in the course of physics study in a technical college. On the basis of the psychology-pedagogical research the concepts of "productive educational activity skill" (PEAS) and "productive educational activity" (PEA) are defined, as well as the structure and levels of PEAS.

Keywords: engineer, productive educational activity, course of physics, professional skills.

„ . _ ■„ . _ „ „ _

"т§епшт", что означает способность, изобретатель-'ность. Действительно, настоящим инженером может быть лишь человек, склонный к изобретательской деятельности. Инженерная работа имеет творческий характер, она связана с созданием нового продукта, совершенствованием технологии и организации труда, принятием оперативных решений. Инженерное образование, с одной стороны, является массовым, а не элитарным (где готовят только исследователей и творцов), а с другой - оно не должно носить репродуктивный характер. Инженер должен постоянно обращаться с техническим оборудованием, которое совершенствуется и модернизируется, знакомиться с новыми техническими достижениями, владеть информационными технологиями и т.п. Таким образом, формирование умений продуктивной учебной деятельности - это одно из требований к подготовке инженера.

В ходе исследований проблемы формирования умений продуктивной учебной деятельности на занятиях по физи-

ную деятельность (ПУД) как ведущий тип учебной деятельности, которая направлена не столько на изучение известного, сколько на приращение к нему нового, на сотворение студентами образовательного продукта. В процессе такого вида деятельности:

- у студента стимулируется самоанализ, саморегуляция и инициатива;

- результатом деятельности становится не только новый продукт, но и новый (оригинальный) процесс выполнения старого продукта (под продуктом мы понимаем как внутреннее новообразование психики субъекта, так и самой деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах, формирование у субъекта знаний и умений самостоятельно применять полученные знания в новой ситуации);

- у студента формируется способность преобразовы-

вать полученную информацию таким образом, что порождается новая, ранее неизвестная информация.

На занятиях по физике необходимо включить студентов в продуктивную учебную деятельность, которая по своей структуре и решаемым задачам была близка к профессиональной (хотя учебные цели не обязательно должны совпадать с производственными) [2].

Согласно психологическим исследованиям, процесс формирования умений реализуется в ходе выполнения соответствующей деятельности. Поэтому умения, формируемые в результате выполнения продуктивной учебной деятельности, мы будем называть умениями продуктивной учебной деятельности (УПУД). Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что данное понятие «умения продуктивной учебной деятельности» (УПУД) четко не определено и сама проблема формирования УПУД на сегодняшний день недостаточно изучена.

В нашем исследовании в состав умений продуктивной учебной деятельности мы включаем умения: самостоятельно применять полученные знания в новой ситуации, находить нетривиальные решения, анализировать свою деятельность, производить личностную самооценку, само-

контроль, самостоятельно организовывать свою деятельность; сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать; выделять главное, доказывать; получать знания, учиться всю жизнь, соотносить новые знания с имеющимся опытом и др. Мы также полагаем, что в процессе обучения физике умения продуктивной учебной деятельности - важнейший вид предметных умений, формируемых у учащихся.

Таким образом, мы считаем, что УПУД - это умения, необходимые будущему профессионалу, так как, во-первых, УПУД являются базой для формирования квалификационных умений инженера, во-вторых, сформированные УПУД - это основа для дальнейшего непрерывного обучения (обучения «через всю жизнь»!), и профессионального самосовершенствования.

При определении уровня сформированности УПУД мы будем придерживаться классификаций, предложенных в [1, 3], разделяя их подходы в том, что формирование умений - это процесс, требующий некоторого времени и предусматривающий прохождение индивидом последовательности уровней усвоения. Итак, в своем исследовании мы выделяем два уровня УПУД: аналитический и творческий (рис. 1.).

Рис. 1. Состав уровней умений п] При анализе состава УПУД, определяемых различными авторами (Г.А. Андриановой, В.И. Вагановой, В.А. Кулько и Т.Д. Цехмистровой, др.), можно говорить о том, что выделяемые УПУД имеют структуру учебных умений, т.е. могут определяться через умения воспринимать и осмысливать знания, умения закреплять и применять знания

дуктивной учебной деятельности

(В. А. Кулько и Т. Д. Цехмистрова), основные организационные умения (В.И. Ваганова), учебно-интеллектуальные, коммуникативно-творческие (Г.А. Андрианова).

С учетом специфики технического вуза мы не выделяем в специальную группу интеллектуальные и познавательные умения, для нас актуальнее их объединить в груп-

пу теоретических умений, то есть тех умений, основой которых является теоретическое мышление студентов, а компонентами - содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Далее выделим еще

две группы умений: организационно-коммуникативных и практических (профессионально-значимых). Предложенная нами структура УПУД имеет вид, представленный в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика структуры УПУД

УМЕНИЯ ПРОДУКТИВНОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Теоретические

Практические (профессионально-значимые)

Организационно-коммуникативные

1) самостоятельно (частично-самостоятельно) увидеть проблему, сформулировать ее, выдвинуть пути доказательства, реализовать разработанный план, сделать выводы и обобщения;

2) обобщать и систематизировать знания, выделять особенности предметов и явлений;

3) делать индуктивные и дедуктивные умозаключения для объяснения процессов, явлений, свойств вещества и физических полей;

3) устанавливать причинно -следственные связи, доказывать, обосновывать, аргументировать;

4) теоретически и практически подтверждать гипотезу, находить решение проблемы, создавать оригинальный продукт.

1) выполнять лабораторные работы, решать задачи в новой ситуации на основе частичной перестройки и выбора способов (мысленными пробами) из ранее известных способов;

2) самостоятельно (частично-самостоятельно) разрабатывать и применять высокоэффективные варианты рассказа, в том числе и наиболее сложные из них (умения дискутировать, выступать с докладом и научным сообщением и т. п.);

3) творчески применять и разрабатывать оригинальные способы решения задач в самых различных ситуациях.

4) применять теоретические положения к решению практических задач, оперировать идеальными моделями, устанавливать аналогии между явлениями;

5) объяснять физические явления и свойства тел, понимать практическую значимость приборов, механизмов и машин;

6) владеть технологическими умениями;

7) конструировать приборы;

8) обрабатывать данные: вычислять с помощью прикладных программ (Excel, STATISTICA, MATHCAD, MATLAB и др.)._

1) самостоятельно (или частично-самостоятельно) поставить в новой ситуации отдельные цели и задачи учебной и самообразовательной деятельности, разработать к ним планы, создать необходимые условия для их реализации и выполнить эти планы;

2) критически оценивать (частично-самостоятельно) достижение поставленных целей и корректировать свою деятельность, руководить в условиях коллективной деятельности;

3) участвовать в конференциях, делать содержательные выступления; задавать содержательные вопросы.

Именно такое представление структуры умений является наиболее удобным с нашей точки зрения при рассмотрении психолого-педагогических основ разработки требований к методике формирования УПУД на занятиях по физике в техническом вузе.

Таким образом, мы приходим к выводу, что занятия по физике в техническом вузе должны способствовать формированию умений продуктивной учебной деятельности, необходимых будущему инженеру. Для этого в процессе обучения физике студенты должны быть включены в ПУД, результатом которой, как отмечалось выше (продукт ПУД) является не только создание определенного материального продукта, но и положительная динамика личности студента.

Литература

1. Иродова И.А. Дидактические основы профессионально-педагогической подготовки учителей физики / И.А. Иродова, И.М. Агибова, Я. Д. Лебедев, Л.Н. Мазаева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им К. Д. Ушинского, 2005.

2. Иродова И.А. Реализация принципа профессиональной направленности при формировании экспериментальных умений у учащихся средних ПТУ в процессе обучения физики: дисс.. .канд. пед. наук. - М., 1990.

3. КулькоВА. Формирование у учащихся умений учиться / В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова. - М.: Просвещение, 1983.

4. Романова Г.В. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения / Г.В. Романова, В.Н. Романенко. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.