Научная статья на тему 'Умения деловой коммуникации будущих юристов'

Умения деловой коммуникации будущих юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общение / коммуникация / деловая коммуникация / профессиональная коммуникация / психолого-педагогические умения / простые умения деловой коммуникации / сложные умения деловой коммуникации / умения деловой коммуникации / intercourse / communication / business communication / professional communication / psychological and pedagogical skills / simple business communication skills / complex business communication skills / business communication skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцева Наталья Борисовна

Настоящая статья посвящена вопросам развития умений деловой коммуникации у студентов вузов – будущих юристов в области теории и практики профессионального образования. Рассмотрению подлежит терминологическое поле данной проблемы, а также структура развития умений деловой коммуникации у студентов вузов – будущих юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрявцева Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business Communication Skills of To-be Lawyers

The article is devoted to the question of business communication skills development of higher educational institution students – to-be lawyers in professional education's theory and practice. The terminological fieldd of the problem is under discussion in the article, as well as the structure of business communication skills development of higher educational institution students – to-be lawyers.

Текст научной работы на тему «Умения деловой коммуникации будущих юристов»

УДК 378

ББК 74.58

Кудрявцева Наталья Борисовна

соискатель г. Челябинск Kudryavtseva Natalya Borisovna

Applicant for a Degree Chelyabinsk

Умения деловой коммуникации будущих юристов Business Communication Skills of To-be Lawyers

Настоящая статья посвящена вопросам развития умений деловой коммуникации у студентов вузов - будущих юристов в области теории и практики профессионального образования. Рассмотрению подлежит терминологическое поле данной проблемы, а также структура развития умений деловой коммуникации у студентов вузов - будущих юристов.

The article is devoted to the question of business communication skills development of higher educational institution students - to-be lawyers in professional education's theory and practice. The terminological fieldd of the problem is under discussion in the article, as well as the structure of business communication skills development of higher educational institution students - to-be lawyers.

Ключевые слова: общение, коммуникация, деловая коммуникация, профессиональная коммуникация, психолого-педагогические умения, простые умения деловой коммуникации, сложные умения деловой коммуникации, умения деловой коммуникации.

Key-words: intercourse, communication, business communication, professional communication, psychological and pedagogical skills, simple business communication skills, complex business communication skills, business communication skills.

Радикальные преобразования социально-политического уклада российского общества и становление экономики рыночного типа обусловили необходимость модернизации системы образования, основной задачей которой является подготовка профессионалов высокого класса - специалистов новой формации,

способных к самостоятельной высококвалифицированной деятельности и ориентированных на дальнейшее повышение профессиональной компетентности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема эффективной деловой коммуникации, которая стала рассматриваться в России лишь в начале 90-х гг. ХХ века в связи с изменениями внутренней и внешней политической, экономической, социальной, правовой обстановки.

Труд юриста весьма разнообразен и сложен и имеет в себе ряд черт, которые отличают его от труда большинства других профессий. Постоянно растут требования к личности юриста. Все большее значение при этом приобретают психологические факторы: наличие у будущих юристов соответствующих личностных качеств и задатков, которые в ходе обучения юридическим специальностям должны быть приведены в системы навыков, умений, обеспечивающих их успех в практической работе.

Современный механизм правового регулирования определяет новые условия, в которых требуется работать будущему профессионалу. Сегодня на рынке труда все больше требуются конкурентоспособные специалисты, стремящиеся к непрерывному повышению профессионального мастерства, обладающие высокой адаптационной и профессиональной мобильностью. Расширяется социокультурная среда деятельности будущих профессионалов, которые становятся носителями самобытного, профессионального и личностного опыта, умеющими работать в системе «человек-человек» [12].

Анализ научной литературы (И. Атватер, И. В. Подорожко и др.) [1, 15] свидетельствует о том, что основы деловых качеств, учет индивидуальных особенностей, стимулирование творческой инициативы сотрудников развиваются на основе деловой коммуникации, ориентации на партнера.

Взаимоотношения специалистов в профессиональной деятельности становятся предметом все более пристального внимания ученых. Исследования психологов и социологов [4, 5, 16 и др.] показывают, что до 70% решений принимаются специалистами в устной форме, в процессе делового взаимодействия. Характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность

совместной деятельности, на успешное проведение бесед, деловых совещаний, переговоров, пресс-конференций, дискуссий, презентаций.

На современном этапе развития общества вопросы коммуникации, взаимного влияния людей друг на друга, отношений между людьми занимают центральное место в психолого-педагогических исследованиях. Анализ научной литературы в русле искомой проблемы позволил нам выявить и изучить значительное количество дефиниций «общение» и «коммуникация».

Наше понимание понятия общения основывается на исследованиях А. А. Бодалева [3], Б. Д. Парыгина и др., согласно которым оно представляет собой единство трех взаимосвязанных компонентов: коммуникативного, интерактивного и перцептивного. При этом коммуникативная сторона общения представляет собой передачу информации, интерактивная - организацию взаимодействия обучающихся, а перцептивная - восприятие ими друг друга и установление на этой основе взаимопонимания и эмоционального контакта. Такой подход охватывает ряд существенных аспектов процесса общения и позволяет говорить об общении как о многогранном социальном явлении. Кроме того, налицо обоюдный, активный характер общения, основанный на принципе обратной связи.

Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом (человеком, животным, машиной). Она выражается в том, что субъект передает некую информацию, которую получатель должен принять (правильно декодировать), усвоить и в соответствии с этим поступать. Получатель информации является в подобных случаях объектом. В коммуникации мы имеем дело с процессом однонаправленным, информация течет только в одну сторону, она циркулирует ассиметрично [11].

Деловая коммуникация - это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен информацией и опытом, необходимым как средство повышения качества совместной деятельности.

Значительную часть деловой коммуникации (65-70% рабочего времени) занимает служебная коммуникация, т. е. взаимодействие людей, осуществляемое в рабочее время, в стенах организации. Однако деловая коммуникация - по-

нятие более широкое, чем служебная, т. к. включает в себя взаимодействие и наемных работников, и собственников-работодателей, происходит не только в организациях, но и на различных деловых приемах, семинарах, выставках и пр.

Профессиональная коммуникация сотрудников милиции имеет характер деонтологии (от греч. deontos - должное). Ее нормы более строги и обеспечиваются административными санкциями: несоблюдение кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел может повлечь увольнение из органов. Выполнение профессионального долга - это требование государства, отступление от него является одновременно и нарушением юридических норм [6].

Деловая коммуникация является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости, несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И, общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления [13].

В качестве критериев компетентности будущих юристов в развитии культуры деловой коммуникации мы взяли такие признаки, которые свидетельствуют о сформированности необходимых для этого психолого-педагогических умений.

Заметим, что в последние годы проблема развития психолого-педагогических умений значительно актуализировалась: появились значительные варианты решения проблемы развития умений коммуникации вообще и деловой коммуникации в частности [5, 8, 16 и др.]. Нацеленность исследований по вопросу психолого-педагогических умений сопряжена в первую очередь с проблемой идентификации понятийного аппарата, который используется по-разному. Так, в работах Б. М. Теплова и др. под умениями понимается действие, основу которого составляет практическое применение полученных знаний, приводящее к успеху в данном виде деятельности. Ф. Н. Гоноболин определяет умение как более или менее совершенные способы выполнения каких-либо

действий, основанных на знаниях и навыках, приобретенных человеком в процессе деятельности. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов уточняют, что основой умений могут быть не только действия, соответствующие данному умению, но и знания и навыки, приобретенные при выполнении других видов деятельности. Исходя из приведенных дефиниций, под умениями следует понимать реализацию знаний и навыков в различных условиях. Однако ряд других исследователей (А. В. Барабанщиков, Н. С. Лейтес, К. К. Платонов и др.) рассматривают умения как готовность и способность применять полученные знания на практике. К. К. Платонов делает акцент на том, что умение - это высшее человеческое свойство, формирование которого является конечной целью педагогического процесса, его завершением [14]. А. В. Петровский определяет умение как способность оперировать ими для выявления существенных свойств вещей и успешного решения определенных теоретических или практических задач.

Принципиально иную характеристику мы находим в работах методического плана, где речь идет о таких видах, которые не имеют самостоятельного значения, а служат лишь для выполнения определенных учебных действий. Исследователи этого направления полагают, что «непременным условием выполнения любого учебного действия, находящегося на правах самостоятельной учебной единицы в определенную деятельность, является успешное овладение субъектом системой частных по значению и вспомогательных по характеру умений, лежащих в основе того или иного действия» (Е. И. Рогов и др.).

Проанализировав имеющиеся подходы к определению сущности психолого-педагогических умений, отметим, что каждый из них дополняет друг друга, важен и интересен, отражает специфику проводимого исследования. При этом под психолого-педагогическими умениями мы понимаем овладение будущими юристами способами, средствами, формами, методами, технологиями деловой коммуникации.

При выявлении структуры умений деловой коммуникации у студентов вузов - будущих юристов мы исходили из особенностей и специфики развития культуры деловой коммуникации. Для этого нами были выделены функции раз-

вития культуры деловой коммуникации у студентов вузов - будущих юристов: планирование, прогнозирование и программирование, мотивация, организация, контроль и коррекция, межличностная коммуникация и деловые способности личности будущего юриста.

К деловым способностям личности юриста вслед за А. М. Столяренко [16] мы будем относить комплекс качеств, нужд или успеха в делах. Это - активность, инициативность, самостоятельность, упорство в достижении поставленной цели, организованность, плановость, предусмотрительность, решительность, готовность к взаимодействию и работоспособность.

В психолого-педагогической литературе различают простые и сложные умения (А. М. Столяренко). К простым умениям относятся такие умения, в которых используемые знания не преобразовываются, и из них прямо вытекают правила действия в той или иной ситуации. Нередко такие умения выступают начальным этапом формирования навыка и самостоятельного значения для компетентности студентов вузов - будущих юристов не имеют. В свою очередь, к сложным умениям относятся умения, включающие в себя знания и навыки, но сами в навык не превращаются, т. к. сопряжены с творческим мышлением, проявлением самостоятельности при принятии решений [16].

Таким образом, к простым умениям деловой коммуникации студентов вузов - будущих юристов мы будем относить: умения, основанные на понимании профессиональной значимости адекватного принятия решения соответствующего специфике ситуации, возникшей в ходе деловой коммуникации; умение ориентироваться в своеобразии и многообразии форм деловой коммуникации; умение осмысленно, гибко, успешно реализовывать цели и проектировать деловую коммуникацию, отвечающую обстановке.

В свою очередь, сложные умения деловой коммуникации будущих юристов будут включать в себя совокупность знаний и навыков деловой коммуникации, основанные на творческом мышлении и самостоятельности принятия решений в нестандартных, сложных жизненных ситуациях: умения, связанные с контролем и коррекцией деятельности в процессе деловой коммуникации;

умения, связанные с целостностью восприятия процесса деловой коммуникации; умение общаться на формальной и неформальной основах и эффективно взаимодействовать с коллегами, равными по должности; умение проявлять лидерские качества, необходимые в деловой коммуникации с подчиненными; умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно и своевременно их разрешать; умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее; умение принимать самостоятельные решения в сложных профессиональных ситуациях правового поля; умение распоряжаться своим временем, распределять работу между подчиненными, давать им необходимые полномочия, оперативно принимать организационные решения; умение проявлять деловые качества: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности, вовремя изменять организационную структуру; умение критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках, анализировать ошибки других.

Под умениями деловой коммуникации будущих юристов мы понимаем освоенные коммуникативные способы взаимодействия в сфере профессиональных (правовых) отношений, основанных на комплексном способе успешного выполнения правоприменительной и законотворческой деятельности на основе специальных знаний, позволяющих производить обмен информацией и опытом, добиваться достижения определенного результата, решения конкретной проблемы или реализации определенной цели.

Библиографический список

1. Атватер, И. Эмпатия, эмпатическое слушание // Педагогика / Московский государственный психолого-педагогический ун-т. - М. : МГПУ, 1997. - С. 24-29.

2. Баскаков, А. М. Культура педагогического общения / А. М. Баскаков. -Челябинск : ЧГАКИ, 2002. - 161 с.

3. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. - М., 1982. - 317 с.

4. Егидес, А. Лабиринты общения / А. Егидес. - М. : Информационно-издательский Дом «Филинъ», Рилант, 2001. - 392 с.

5. Лавриненко, В. Н. Психология и этика делового общения : учебник для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.

39 Вестник ЧГПУ 10'2008

6. Красникова, Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности : учебник / Е. А. Красникова. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2004. - 208 с.

7. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация : учеб. пособие для университетов и вузов / Е. В. Клюев. - М. : ПРИОР, 1998. - 224 с.

8. Кузин, Ф. А. Культура делового общения : практ. пособие для бизнесменов / Ф. А. Кузин. - М. : Ось.-89, 1996. - С. 3-198.

9. Маврина, М. В. Развитие у студента вуза культуры деловой переписки: дис. ... канд. пед. наук / М. В. Маврина. - Екатеринбург, 2005. - 217 с.

10. Макурина, И. Ю. Педагогические средства развития профессионально ориентированного общения студентов вузов : дис. . канд. пед. наук / И. Ю. Макурина. - Екатеринбург, 2005. - 192 с.

11. Никитина, Е. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов : перспективные подходы: монография / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева. - М. : МАНПО, 2006. - 154 с.

12. Никитина, Е. Ю. К вопросу о структуре и содержании педагогической системы развития умений деловой коммуникации у будущих юристов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск : Изд-во Челябинского государственного педагогического университета, 2007. - № 2 - С. 71-78.

13. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. П. Панфилова. - Санкт-Петербург : Общество «Знание» СПб и Ленинградской обл., 2005. - 494 с.

14. Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. - М. : Наука, 1986. - 255 с.

15. Подорожко, И. В. Развитие умений делового общения у студентов вузов : автореф. ... дис. ... канд. пед. наук / И. В. Подорожко. - Екатеринбург, 2006. - 26 с.

16. Столяренко, А. М. Юридическая педагогика : курс лекций / А. М. Сто-ляренко. - М. : Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во «ЭК-МОС», 2000. - 496 с.

Bibliography

1. Atvater, I. Empathy, Empathetie Listening. // Pedagogies / Moscow State Psychological - Pedagogical University. - M. : Moscow State Pedagogical University, 1997. - P. 24-29.

2. Baskakov, A. M. Pedagogical Communication Culture / A. M. Baskakov. -Chelyabinsk : Chelyabinsk State Culture and Art Academy, 2002. - 161 p.

3. Bodalev, A. A. Perception and Understanding of One Person by Another / A. A. Bodalev. - M., 1982. - 317 p.

4. Egides, A. Communication Labyrinths / A. Egides. - M. : «Filin'» Informational Publishing House, Rilant, 2001. - 392 p.

5. Labrinenko, V. N. Psychology and Business Communication Ethics : Manual for Higher Educational Establishments / under the Editorship of Prof. Labrinenko, M. : Uniti-Dana, 2003. - 415 p.

6. Krasnikova, E. A. Ethics and Psychology of Professional Activity : Manual / E. A. Krasnikova. - M. : FORUM : INFRA - M., 2004. - 208 p.

7. Kluev, E. V. Speech Communication : Manual for Universities and Higher Educational Establishments / E. V. Kluev. - M. : PRIOR, 1998 - 224 p.

8. Kuzin, F. A. Business Communication Culture: Practical Manual for Businessmen. - M. : Os - 89, 1996. - P. 3-198.

9. Mavrina, N. V. Business Correspondence Culture Development of Higher Educational Institution Students : Thesis of Candidate of Pedagogies / N. V. / Mavrina, - Ekaterinburg, 2005. - 217 p.

10. Makurina, I. Yu. Pedagogical Means of Profession Oriented Communication Development of Higher Educational Institution Students : Thesis of Candidate of Pedagogies / I. Yu. Makurina, - Ekaterinburg, 2005. - 192 p.

11. Nikitina, E. Yu. Pedagogical Management of Higher Educational Institution Student's Communicative Education : Long-Term View : Monograph / E. Yu. Nikitina, O. Yu. Afanasyeva. - M. : MANPO, 2006. - 154 p.

12. Nikitina, E. Yu. Revisited the Structure and Content of Pedagogical System of To-be Lawyer's Business Communication Skills Development // Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. - Chelyabinsk : Publishing House of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2007. - № 2. - P. 71-78.

13. Panfilova, A. P. Business Communication in Professional Activity / A. P. Panfilova. - St.-Petersburg : Assembly of «Znanie» of St.-Petersburg and Leningrad Region, 2005. - 494 p.

14. Platonov, K. K. Personality Structure and Development / K. K. Platonov. -M. : Nauka, 1986. - 225 p.

15. Podorozhko, I. V. Higher Educational Institution Student's Business Communication Skills Development : Synopsis of thesis of Candidate of Pedagogies / I. V. Podorozhko. - Ekaterinburg, 2006. - 26 p.

16. Stolyarenko, A. M. Legal Pedagogies : Course of Lectures / A. M. Stol-yarenko. - M. : Authors and Publisher's Association «TANDEM». «EKMOS» Publishing house, 2000. - 496 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.