Умение учиться:
от Сократа до цифровых
платформ
Валентина Браташ, Дмитрий Ермаков
АННОТАЦИЯ
Умение учиться находится в фокусе внимания педагогов и наставников с древнейших времен и сегодня, в условиях высокой неопределенности и антропологических рисков, приобретает особую актуальность. В статье представлен краткий очерк истории формирования данного умения у школьников (в основном в отечественной системе образования). Проанализированы особенности основных психолого-педагогических подходов к развитию общеучебных умений (универсальных учебных действий, метакогнитивных компетенций), первый из которых (в определении авторов soft через soft) предусматривает их непосредственное освоение, второй (soft через hard) - в ходе изучения предметного материала, который должен быть модифицирован соответствующим образом. Показана важность цифровых инструментов в организации учебной деятельности современного школьника. Раскрыты модульная структура и содержание курса «Учусь учиться» для 3-11 классов, представленного на школьной цифровой платформе СберКласс, а также специфика контента для начальной, основной и старшей школы. Приведены примеры учебных заданий.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Задание, модуль, образование, СберКласс, тема, учение
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Браташ В. С., Ермаков Д. С. (2023). Умение учиться: от Сократа до цифровых платформ. Образовательная политика, 2023, 4(96), 34-42. DOI:10.^7853/1994-5639-2023-4-34-42.
DOI 10.17853/1994-5639-2023-4-34-42
Валентина Сергеевна БРАТАШ
Дмитрий Сергеевич ЕРМАКОВ
к. пед. н., младший научный сотрудник Института когнитивных исследований, Санкт-Петербургский государственный
университет, ведущий методолог Дирекции методологии и методического сопровождения ООО «СберОбразование». (127015, РФ, Москва, ул. Вятская, 27, стр. 7.
ORCID 0000-0001-8683-9322.
ResearcherID D-9243-2019. E-mail: [email protected])
д. пед. н., доцент, профессор кафедры психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, главный эксперт Дирекции методологии и методического сопровождения ООО «СберОбразование». (127015, РФ, Москва, ул. Вятская, 27, стр. 7. ORCID 0000-0003-0737-0189. ResearcherID AAN-3602-2020. E-mail: [email protected])
АНАЛИЗ БСИ< ЮЬБ'Ы'БКШБ
Дай человеку рыбу, и он будет сыт целый день.
Научи его ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь.
Лао-цзы, древнекитайский философ ^^ вв. до н.э.)
Введение
Научиться и научить учиться - одна из главных задач современной школы [Учитель должен научить..., 2008] и, возможно, более того - современной цивилизации в целом [Почему умение., 2020]. Еще в эпоху Античности эта задача стала важнейшей заботой наставников, которых сегодня мы называем педагогами. Сократ (470-399 до н.э.) создал майевтику как метод извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов, отвечая на которые, собеседник сам «рождает» - формулирует - дотоле неизвестные ему истины [Козлова, 2011].
Я. А. Коменский (1592-1670) наряду с дидактикой возвел в ранг науки и ученичество. «Матетика -это умение <наука, искусство, техника> учиться. Учиться - значит приобретать знание вещей, познавать вещи <...> Ты, следовательно, чтобы знать, учись. Чтобы узнать быстро - учись быстро; чтобы знать много - учись многому; чтобы знать правильно, учись правильно; учась, учись глубоко; чтобы о тебе можно было сказать, что не столько ты учился, сколько научился и выучился, т.е. знаешь. Лучше ведь, чтобы тебя называли умным, опытным, мудрым, нежели много учившимся» [Коменский, 2017, с. 24].
Что касается более современной нам истории, то уже в первых советских документах, касающихся народного образования, выдвигалось требование предоставить личности возможности для проявления самостоятельности и инициативы как важнейших черт строителя социалистического общества. «Никто не может отрицать важности того, - писал С. Т. Шацкий, -чтобы ученики наши твердо знали тот минимум необходимых сведений, которыми должен быть вооружен каждый советский гражданин; но если эти знания получаются лишь путем работы памяти и если они не сопровождаются накоплением известных навыков умелой работы, то вряд ли эти знания представляют ценность. Таким образом, умение работать и получение знаний - это две стороны одного и того же процесса» [Черепанов, 1958, с. 88].
В советской школе обозначенная проблема ставилась и решалась не только в научно-методическом и практическом аспектах, но и в политическом, государственном масштабе. Отмечалось, что «Школьные программы и учебники
в ряде случаев перегружены излишней информацией и второстепенными материалами, что мешает выработке у учащихся навыков самостоятельной творческой работы». В связи с этим необходимо «неуклонно повышать эффективность и качество учебной и воспитательной работы, добиваться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний» [Постановление., 1977]. «Начальная школа (1-4 классы) призвана заложить основы всестороннего развития детей. Она должна воспитывать добросовестное отношение к учению и общественно полезному труду <...> неполная средняя (девятилетняя) школа (1-9 классы) должна вооружать учащихся систематическими знаниями основ наук, ... прививать навыки и умения самостоятельной работы» [Постановление., 1984].
Овладение умением учиться, организовать свой учебный труд рассматривалось в качестве одного из важнейших, обеспечивающих активное учение, развитие творческих способностей, способности к самообразованию [Бабанский, 1981]. При этом процесс учения понимался в тесной взаимосвязи побудительной и исполнительской, то есть операциональной и мотиваци-онной, компонент: «.далеко не всегда трудности в учении связаны с ленью и недобросовестным отношением школьника к делу. Гораздо чаще они возникают в результате неумения, а не из-за нежелания учиться» [Бардин, 1973].
Необходимые для этого «умения учиться» перечислялись во множественном числе: воспринимать и осмыслять знания, закреплять и применять их на практике, действовать не только в известной, но и в неизвестной ситуации и пр. Для их формирования предлагались практические рекомендации, например, внедрение лек-ционно-семинарской системы, применение активных методов обучения, координация педагогических действий учителей по всем предметам и т.п. [Кулько, Цехмистрова, 1983].
Особое внимание уделяется умению учиться в системах развивающего образования. Здесь ученику нужно не просто выучить, но именно открыть те или иные способы учебной деятельности [Улановская, Янишевская, 2022].
Современные психолого-педагогические подходы
В настоящее время как в отечественном, так и в зарубежном педагогическом дискурсе речь идет в основном о целостной компетенции
БСНООЬБ'Ы'БКШБ АНАЛИЗ
[Hoskins, Fredriksson, 2008], едином «умении учиться» [Рындак, Сапрыкина, 2015], под которым, вместе с тем, понимается совокупность разнообразных компонентов [Сиднева, 2017]. Последние в связи с утверждением и внедрением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования обозначаются обычно как универсальные учебные действия (УУД - познавательные, коммуникативные, регулятивные) [Пономарева, 2010].
Наиболее общим можно считать определение, согласно которому умение учиться представляет собой владение способами осуществления деятельности учения, имеющими также конкретные характеристики (например, обобщенность, гибкость, устойчивость, рефлексивность/ осознанность, самостоятельность/субъектность и т.д.), позволяющие судить об их сформирован-ности. При этом выделяется два основных подхода к пониманию рассматриваемого явления [Сиднева, 2008].
Первый связан с непосредственным освоением соответствующих метакогнитивных, общеучебных умений: целеполагания и планирования, усвоения, запоминания и интерпретации информации, решения задач, самоконтроля и т.п. В «чистом» виде, в отрыве от уже накопленного опыта и знаний, такая стратегия не приводит к искомому результату, однако может быть эффективной в сочетании с предметным обучением.
В русле данного подхода формирование учебных умений может осуществляться как в специальных курсах, так и в процессе изучения того или иного учебного предмета. Важно отметить два возникающих в связи с этим обстоятельства.
Во-первых, метазнания (знания о том, как учиться) задают лишь когнитивную рамку учебной деятельности, не позволяя освоить ее во всей полноте: «Вместо того чтобы вскрыть, обозначить реальное противоречие, которое существует в процессе формирования любой человеческой способности, в том числе и способности учиться, познавать новое, мы даем упрощенное решение, сводя познавательную способность к овладению структурными характеристиками той деятельности, в которой она формируется» [Формирование учебной..., 1989, с. 102]. Во-вторых, имеет место «смешение» позиций обучающего и обучающегося, поскольку последний ставится в перед необходимостью обучать самого себя. То есть собственно учебная деятельность дополняется педагогической
и становится подлинно образовательной [Селиванова, 2017].
Второй подход основан на том, что формирование обобщенных умений не является непосредственной целью (хотя она, безусловно, ставится), а происходит по ходу выполнения изучения предметного материала. Для этого нужна соответствующая перестройка всего содержания, методов и форм обучения, которое приближается исследовательскому, проектному, проблемно- и компетентно-ориентированному. Наиболее полным примером, как было отмечено выше, в данном случае выступает развивающее образование, особенно в начальной школе [Система «Учусь учиться»., 2023].
Каждый из представленных подходов имеет свои достоинства и недостатки. В любом случае они предполагают значительную роль педагога, который призван передать обучающимся не только в том или ином объеме известный культурный опыт предшествующих поколений, но и способы его самостоятельного освоения и воспроизводства, в числе которых умение самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения и т.д.
Массовость среднего образования, традиционная классно-урочная система обучения не всегда позволяют это сделать. Интересно, что зачастую школы, где учителя считают, что уделяют достаточное внимание развитию стратегий учения, не способствуют их формированию, и наоборот. Актуальность проблемы особенно возросла в период пандемии новой корона-вирусной инфекции, когда многие школьники впервые столкнулись с необходимостью учиться самостоятельно с помощью компьютера [Чернышова, 2022].
В связи с этим представляется целесообразным применение современных информационных инструментов, в частности цифровых платформ. Ниже представлен опыт разработки и апробации курса «Учусь учиться» на школьной цифровой платформе СберКласс [СберКласс., 2023].
Методические и методологические предпосылки разработки
Спектр материалов и рекомендаций по формированию умения учиться весьма разнообразен. Они предназначаются самим обучающимся (начиная с детского сада до преклонного возраста), их родителям, педагогам
и психологам, бизнес-тренерам и т. п. Материалы представляют собой общеизвестные советы (высыпаться, правильно питаться, читать учебники без фоновой музыки и пр.), научно-популярные блоги и книги, а также полноценные курсы и учебно-методические комплексы.
В процессе разработки был проанализирован ряд отечественных и зарубежных прототипов [Курс «Учись учиться. 8-11 класс», 2023; Курс эффективного школьника, 2023; Курс эффективного школьника (развитие общих учебных навыков), 2023; Экспресс-курс, 2023; Hollins, 2018; Oakley, Sejnowski, 2023; и др.], в которых предлагается широкий спектр тем и соответствующих умений: самообучение и достижение намеченных целей, скорочтение, анализ своих сильных и слабых сторон, организация и планирование, майнд-фитнес, тайм-менеджмент, развитие памяти, сохранение мотивации и предупреждение переутомления, работа с книгами и статьями, запоминание иностранных слов, создание майнд-карт, сосредоточение на учебных задачах, коммуникация и работа в команде, повышение самооценки, анализ и оценка результатов работы, самостоятельная подготовка к контрольным работам, тестам, экзаменам, олимпиадам и пр. Анализ существующих материалов позволил очертить ключевые запросы, обусловливающие развитие умения учиться.
Помимо обобщения актуального опыта для разработки также было важно учесть методологическую основу - персонализированную модель образования [Ермаков и др., 2020b], технологическим инструментом реализации которой является СберКласс. В рамках персонализа-ции умение учиться - один из главных итогов и одно из непременных условий качественного образования, личностный результат и предпосылка для достижения новых образовательных целей. Самостоятельно учиться означает: ставить учебные цели, искать и находить способы решения задач, организовывать собственную познавательную деятельность, совершенствовать навыки, оценивать границы своего незнания, контролировать учебные действия.
В той или иной мере умение учиться развивается при работе учащихся с платформой Сбер-Класс априорно: через инструменты постановки цели, формирования персонализированной образовательной траектории, планирования и отслеживания сроков обучения посредством цифрового календаря, визуализации результатов и т.д. Однако только взаимодействие с платформой не может охватить всех важных аспектов. В этой связи в 2020-2021 гг. было
принято решение о разработке самостоятельного курса с названием «Учусь учиться».
Курс «Учусь учиться»
для школьников 3-11 классов
Первый этап охватывал 5-9 класс и подразумевал набор инструментов (методов, приемов, техник), которые помогают учащемуся организовать учебный процесс, чувствовать себя увереннее в ситуациях неопределенности, при принятии решений, разработке новых проектов и т.п. Для этого подготовлены 34 модуля трудоемкостью по 2 часа, построенных по аналогии с предметным контентом: мотивационный блок с базовой идеей, проблемным вопросом и вводным заданием, шкалированная учебная цель, возможность формирования персонализированной образовательной траектории и т.п. [Ермаков, Кириллов, Корякина, 2020а]. Модули могут быть сгруппированы в соответствии с реализованной в то время на платформе моделью мягких навыков (универсальных учебных действий) [Ермаков, 2020; Высоцкая, Турчин, Ермаков и др., 2022] (таблица 1).
Поскольку учащийся может впервые столкнуться с предложенным инструментарием, каждый модуль содержит задания разных уровней:
• задания уровня 2.0 знакомят с тем или иным инструментом, показывают, в каких ситуациях он может быть применим, и предлагают освоить базовые, простые действия, необходимые для последующего выполнения более сложных;
• задания уровня 3.0 ориентированы на практическое использование инструмента при решении учебных и внеучебных задач;
• задания уровня 4.0 предусматривают творческую (исследовательскую, проектную) работу.
Модуль «Техника "заякоривания" состояния». Примеры заданий для основной школы
Задания уровня 2.0.
Что такое техника заякоривания состояния?
Якорение - это такая техника, когда ищут позитивные переживания, чувства, воспоминания, чтобы перекрыть ими негативное переживание, состояние или настроение.
Таблица 1. Модули курса «Учусь учиться» для основной школы
Мягкий навык Название модуля Трудоемкость, ч.
Карты памяти (mind maps) 2
SWOT-анализ 2
Системное мышление Проведение гуманитарного исследования 2
Как провести научное исследование 2
Аргументация в устной речи 2
Графические органайзеры 2
Метод шаблона 2
Формулирование гипотезы 2
Креативное мышление Технология дизайн-мышления 2
Эффективная презентация 2
Создание истории с помощью сториборда 2
Факты и мнения 2
Шесть шляп мышления 2
Критическое мышление Цикл Деминга 2
Колесо решения проблем 2
Анализ противоречивой информации 2
Взвешивание факторов с помощью таблицы 2
Принятие решений Дерево принятия решений 2
Квадрат Декарта 2
Технология мозгового штурма 2
Поддерживающая обратная связь 2
Работа в команде Ролевое взаимодействие в команде 2
Ролевой обмен «генераторы - критики» 2
Формула ПОПС 2
Обратная связь 2
Позиции тройственного восприятия 2
Эмоциональный интеллект Управление эмоциями 2
Эмпатическая карта 2
Как давать и принимать обратную связь 2
Постановка SMART-задач 2
Использование календарей и органайзеров 2
Управление собой Техники снижения стресса 2
Техника «заякоривания» состояния 2
Диаграмма Ганта 2
Что такое SWOT-анализ?
SWOT-анализ - это техника, которая помогает оценить сильные и слабые стороны, риски и возможности конкретной ситуации или объекта. Почему это так называется? Название техники - это первые четыре буквы английских слов:
S - strengths (сильные стороны) W - weaknesses (слабые стороны) O - opportunities (возможности) T - threats (угрозы)
Модель SWOT-анализа возникла в 19601970 годах. Основоположником теории стал Альберт Хамфри, консультант по
менеджменту в США. Он изучал причины неудач в стратегическом планировании компании и в процессе изучения изобрел методику под названием SWOT-анализ.
Задания уровня 3.0
Хороший момент
Лучший способ научиться сохранять приятное - это рисование. Вспомни свой лучший день в этом месяце или году. Просмотри фотографии этого дня, если они есть. Возьми небольшой лист бумаги и все, чем тебе нравится рисовать. Это может быть просто ручка или карандаш, цветные мелки, краски и т.д. Нарисуй все, что тебе приходит в голову, когда ты думаешь об этом хорошем дне или моменте. После окончания сохрани рисунок. Обращайся к нему каждый раз, когда волнуешься или у тебя плохое настроение.
Ну вот, тут только я и SWOT
SWOT-анализ можно использовать для оценки своих способностей и возможностей.
Ответь на предложенные вопросы и составь SWOT-анализ о себе. Если удастся сделать вывод-наблюдение, будет отлично.
Сильные стороны:
1. Какие навыки у тебя есть?
2. Что ты делаешь лучше других?
3. Что окружающие тебя люди относят к твоим сильным сторонам?
4. Какими своими достижениями ты гордишься?
5. Какие три качества ты считаешь самыми важными для себя?
Слабые стороны:
1. Каких заданий ты чаще всего избегаешь, потому что чувствуешь себя неуверенно?
2. Над какими личными качествами тебе стоило бы поработать?
3. Есть ли у тебя негативные привычки?
4. Какие черты характера могут мешать тебе развиваться?
Задания уровня 4.0
Блог «Мой якорь»
У тебя уже есть опыт использования позитивного якоря. Настало время поделиться этим опытом с друзьями. Запиши видео, где ты подробно рассказываешь друзьям о своем опыте. Придерживайся плана рассказа:
1. Как был установлен якорь.
2. В какой негативной ситуации он был применен.
3. Каков был результат.
4. Что было сделано для эффективного применения якоря.
Покажи видео друзьям, чтобы они тоже могли освоить технику якорения и использовали ее в трудные моменты своей жизни.
Рецензия в стиле SWOT
Обратная связь - очень важный элемент взаимодействия: с ее помощью мы пониманием, как улучшить результат или развить свои сильные стороны. При этом обратная связь, построенная исключительно на субъективной оценке («хорошо» - «плохо», «умно» - «глупо» и т.п.), малоэффективна: из нее невозможно извлечь пользу, она не способствует рефлексии и чаще всего не позволяет улучшить результат работы.
SWOT-анализ может стать отличным инструментом для формирования обратной связи, в том числе когда речь идет о твоих собственных проектах. Для этого достаточно слегка трансформировать инструмент.
Что и с чем нужно сделать?
Воспользуйся инструментом SWOT-анализа для создания рецензии на продукт или проект.
Ты можешь рецензировать любое произведение/проект, тематика которого совпадает с с твоими интересами и компетенциями: школьный научно-исследовательский проект, сочинение или рассказ, музыкальное произведение и т.п.
Шаг 1. Выбери произведение, проведи SWOT-анализ по всем правилам.
Шаг 2. Воспользуйся полученным материалом как базой для создания рецензии на произведение.
Шаг 3. Постарайся разместить в каждом из разделов не менее 10 пунктов.
Задача рецензии - комплексный анализ сильных и слабых сторон произведения, оценка возможностей (как в части развития - реализации потенциала, так и в части совершенствования - улучшения продукта) и угроз. В рецензии содержится резюме - финальный вывод, необходимый для оценки продукта/произведения.
Поскольку разработанные модули предусматривают самостоятельное освоение учащимися, в заданиях предусмотрены вопросы, тесты, чек-листы для автоматической
Таблица 2. Структура и содержание курса «Учусь учиться» для начальной школы
Тематические направления Модули Трудоемкость, ч.
Визуализация связей Волшебный инструмент «Майнд мэп» 2
Читаем магические тексты. Инфографика 2
Быстрый счет Сложение и вычитание 5
Умножение и деление 5
Развитие памяти Мнемотехники 10
Работа с текстом Смысловое чтение 10
и самопроверки, описаны условия получения зачета.
Следующей задачей стало привлечение внимания учащихся и учителей к предлагаемому курсу. На платформе появился раздел «Учусь учиться», модули которого получили статус внеплановых, то есть их можно проходить в любое время, по желанию.
Также началась интеграция модулей в предметный контент. Обогащение учебных задач уровня 3.0 и 4.0 ссылками на перечисленные выше инструменты (таблица 1) позволяет реализовать развитие умения учиться в рамках стратегии «навык через предмет» (soft через hard). Например, в задании по литературе «Пасторальный пейзаж» (работа в парах) учащимся предлагается не только подобрать иллюстрацию к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», но и дать друг другу развивающую обратную связь с помощью соответствующей техники из курса «Учусь учиться».
Правила корректирующей обратной связи для ученика:
1. Начинаем всегда с позитива. Отмечаем то, что хорошо, или прежние достижения.
2. Даем «фотографию» своей ситуации. Озвучиваем только факты. Никаких эмоций: что сделано или не сделано, что и как кому сказано
и т.д. Нельзя вспоминать проблемы, случившиеся в прошлом.
3. Уточняем причины произошедшего. Не позволяем необоснованно перекладывать ответственность на других членов команды.
4. Просим предложить, как в дальнейшем не допускать подобной ситуации. Ни за что не говорим сами, никаких предложений не
выносим. Ждем, помогаем вопросами, спрашиваем, в чем нужна помощь, но план исправления должен предложить собеседник.
5. Заканчиваем позитивом: верим в то, что все так и будет, убеждаем в этом собеседника.
Второй этап разработки курса связан с подготовкой модулей для начальной школы. При этом было выявлено четыре тематических направления, которые помогают при формировании фундамента продуктивной учебы в младшем
школьном возрасте (таблица 2).
В отличие от модулей для основной школы, данные материалы предполагают сюжетное погружение: повествование от лица героя-помощника, сопровождающие комиксы, использование метафор и т.п. - например, метафора путешествия при освоении приемов смыслового чтения, обучение визуализации текста и работе с инфо-графикой вместе с Котом ученым и пр.
Отдельное развитие получил курс для старшеклассников. Модули для 10-11 классов имеют трудоемкость от 6 часов и охватывают четыре темы: «Как быть проактивным», «Как учиться эффективно», «Как читать большие объемы информации» и «Мнемотехники». Такой набор, с одной стороны, помогает сориентироваться в организации процесса обучения на завершающем этапе, расширить представления о собственной продуктивности и сформировать полезные привычки, с другой - освоить доступные инструменты для подготовки к экзаменам.
После публикации модулей для старшеклассников началась доработка представления курса на платформе, чтобы сделать его более прозрачным. Массив модулей был
метазиания (знания о том, как учиться) задают лишь когнитивную рамку учебной деятельности, не позволяя освоить ее во всей полноте
Таблица 3. Рекомендованный тематический план (подборка) для 8 класса
Сквозная линия Темы Модули Трудоемкость, ч.
«Учусь мыслить» «Мысли структурно, действуй системно» Постановка SMART-задач 6
Использование календарей и органайзеров
Колесо решения проблем
«Учусь действовать» «Меня не проведешь» Факты и мнения 6
Аргументация в устной речи
Анализ противоречивой информации
«Учусь взаимодействовать» «Общение -дело тонкое» Ролевое взаимодействие в команде 8
Обратная связь
Поддерживающая обратная связь: активное слушание
Как давать и принимать обратную связь
распределен по параллелям. Если для 3-4 и 10-11 классов это не вызывает сложностей, поскольку число модулей небольшое (4-6), то для основной ступени реализован формат тематических подборок, объединенных сквозными линиями: «Учусь мыслить», «Учусь действовать», «Учусь взаимодействовать». Например, для 8 класса рекомендуется следующий план (таблица 3).
Заключение
Резюмируя сказанное выше, можно отметить комплексный характер разработанного продукта. Во-первых, в нем сочетаются обозначенные выше психолого-педагогические подходы к развитию умения учиться, которые определяются нами как soft через soft (связан с непосредственным освоением метакогнитивных инструментов в рамках соответствующих модулей) и soft через hard (формирование обобщенных умений по ходу изучения предметного материала). Во-вторых, модульная структура курса позволяет работать с ним, как с конструктором. В-третьих, необязательный (внеплановый) статус модулей стимулирует развитие самостоятельности выбора и способствует формированию осознанности.
Список источников | References
1. Бабанский Ю. К. (1981). Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание.
2. Бардин К. В. (1973). Как научить детей учиться. Минск: Народная асвета.
3. Высоцкая Е., Турчин А., Ермаков Д. С. и др. (2022). Развитие мягких навыков на платформе «СберКласс». М.: СберОбразование.
4. Ермаков Д. С. (2020). Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков. Образовательная политика, (1), 104-112.
5. Ермаков Д.С., Кириллов П.Н., Корякина Н. И., Янкевич С. А. (2020a). Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы. М.: Платформа новой школы.
6. Ермаков Д.С., Кириллов П.Н., Корякина Н. И. (2020b). Разработка учебного модуля в персонализированной модели образования. М.: Платформа новой школы.
7. Козлова Е.П. (2011). Диалог Сократа и его педагогический потенциал. Альманах современной науки и образования, (9), 66-72.
8. Коменский Я. А. (2017). Матетика, то есть наука учения. Историко-пе-дагогический журнал, (1), 22-26.
9. Кулько В. А., Цехмистрова Т. Д. (1983). Формирование у учащихся умений учиться. М.: Просвещение.
10. Курс «Учись учиться. 8-11 класс». Инструменты для успеха в школе и в жизни. (2023). https://advance-club.ru/online/uchis_uchitsya/ ?ysclid=llp35ma38m851005539 (дата обращения: 02.10.2023).
11. Курс эффективного школьника (развитие общих учебных навыков). (2023). https://nsobr.ru/practice/207-kurs-effektivnogo-shkolnika-razvitie-obshchikh-uchebnykh-navykov?ysclid=llp3cv1dbd108722958 (дата обращения: 02.10.2023).
12. Курс эффективного школьника. (2023). https://coachforkids.ru/ parents/effective_student/?ysclid=llp3bomidg8270603 (дата обращения: 02.10.2023).
13. Пономарева Е. А. (2010). Универсальные учебные действия или умение учиться. Муниципальное образование: инновации и эксперимент, (2), 39-42.
14. Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 22.12.1977 г. № 1111 «О дальнейшем совершенствовании
в рамках персонализации умение учиться—один из главных итогов и одно из непременных условий качественного образования
обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». (1977). https://docs.cntd.ru/document/7657103017ysc lid=llo0c5vdl7566928591 (дата обращения: 02.10.2023).
15. Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 12.04.1984 г. № 313 «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы». (1984). https://docs.cntd.ru/ document/7657076117ysclid=llo0w269p6994682521 (дата обращения: 02.10.2023).
16. Почему умение непрерывно учиться - ключевой навык человека будущего. (2020). https://trends.rbc.ru/trends/education/ 5e7a66369a794784ea1772ee (дата обращения: 02.10.2023).
17. Рындак В. Г, Сапрыкина Е. В. (2015). Формирование умения учиться у обучающихся: теория и практика. Оренбург: Пресса.
18. СберКласс - цифровая платформа для школы. (2023). https://sberclass.ru (дата обращения: 02.10.2023).
19. Селиванова О. Г. (2017). Методология и организация образовательной деятельности школьника. Киров: Научное изд-во ВятГУ
20. Сиднева А. Н. (2008). О двух подходах к формированию умения учиться в отечественной психолого-педагогической науке. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, (1), 37-48.
21. Сиднева А. Н. (2017). Проблематика умения учиться в отечественной психологии образования: обзор основных концепций. Психологическая наука и образование, 22(6), 56-67.
22. Система «Учусь учиться» Л. Г. Петерсон. (2023). https://lbz.ru/books/ 1204/7ysclid=llp4d4fwb6109751806 (дата обращения: 02.10.2023).
23. Улановская И. М., Янишевская М. А. (2022). О влиянии развивающего обучения на формирование умения учиться в начальной школе. Мир науки. Педагогика и психология, 10(5), 1-10. https://mir-nauki.com/ PDF/50PSMN522.pdf (дата обращения: 02.10.2023).
24. Учитель должен научить ребенка учиться. (2008). Учительская газета (35). https://ug.ru/uchitel-dolzhen-nauchit-rebenka-uchitsya-andrej-fursenko-ministr-obrazovaniya-i-nauki-rf (дата обращения: 02.10.2023).
25. Формирование учебной деятельности студентов. (1989). М.: Изд-во Моск. ун-та.
26. Черепанов С. А. (1958). С.Т. Шацкий в его педагогических высказываниях. Москва: Учпедгиз.
27. Чернышова Н. А. (2022). Обучение школьников стратегиям учения
в современной образовательной среде: дис. ... канд. наук обр. М.: НИУ ВШЭ.
28. Экспресс-курс. Эффективное обучение для 9-11 классов. (2023). https://foxford.ru/courses/10404/landing?ysclid=llp3g9hkpu688085888 (дата обращения: 02.10.2023).
29. Hollins P. (2018). The Science of Self-Learning: How to Teach Yourself Anything, Learn More in Less Time, and Direct Your Own Education. Chesterfield, MO: Independently Published.
30. Hoskins B., Fredriksson U. (2008). Learning to Learn: What is it and can it be measured? Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities.
31. Oakley B., Sejnowski T. (2023). Learning How to Learn: Powerful mental tools to help you master tough subjects. https://www.my-mooc.com/en/ mooc/learning-how-to-learn (date of access: 02.10.2023).
The ability to learn: from Socrates to digital platforms. The course Learning to Learn for school children
Valentina S. BRATASH,
PhD in Pedagogy, Junior Researcher at the Institute of Cognitive Research, St. Petersburg State University, Leading Methodologist of the Directorate of Methodology and Methodological Support, LTD SberObrazovanie. Address; p. 7, 27, Vyatskaya str., Moscow, Russian Federation. ORCID 0000-0001-8683-9322. ResearcherID D-9243-2019. E-mail: [email protected]
Dmitry S. ERMAKOV,
PhD in Pedagogy, Associate Professor, Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba, Chief Expert of the Methodology and Methodological Support Directorate, LLC Sberobrazo-vanie. Address; p. 7, 27, Vyatskaya str., Moscow, Russian Federation. ORCID 0000-0003-0737-0189. ResearcherID AAN-3602-2020 E-mail: [email protected]
ABSTRACT
The ability to learn has been in the focus of attention of teachers and mentors since ancient times and today, in conditions of high uncertainty and anthropological risks, it becomes especially relevant. The article presents a brief outline of the history of the formation of this skill among schoolchildren (mainly in the domestic education system). The features of the main psychological and pedagogical approaches to the development of general educational skills (universal educational actions, metacognitive competencies) are analyzed, the first of which (in the definition of the authors soft through soft) provides for their direct development, the second (soft through hard) - during the study of the subject material, which should be modified accordingly in a way. The importance of digital tools in the organization of the educational activity of a modern student is shown. The modular structure and content of the course Learning to Learn for grades 3-11, presented on the school digital platform SberClass, as well as the specifics of the content for primary, primary and high school are disclosed. Examples of training tasks are given.
KEY WORDS
Task, module, education, SberClass, topic, teaching