PHILOLOGICAL SCIENCES
HUMBERTO ECO - SEMIOTICS 20 CENTURIES 1 2
Yankova N.A. , Kit A.P. (Russian Federation) Email: [email protected]
1Yankova Nina Anatolievna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor;
2Kit Anastasia Petrovna - Student, DEPARTMENT OF GERMAN AND FRENCH LANGUAGES, INSTITUTE OF PHILOLOGY AND MASS COMMUNICATIONS BURYAT STATE UNIVERSITY, ULAN-UDE
Abstract: this article discusses the scientific activity of Umberto Eco, who is known primarily as a scientist, specialist in the field of semiotics. His books, translated into different languages, are in great demand and popularity. The article mentions the most famous works of U. Eco, that brought him international fame, summarizes their main ideas. The earliest works of the scientist are devoted to medieval aesthetics. Further work raises the problem of the relationship between the author and the reader, outlines his own concept of semiotics. Academic activity and literary creativity are touched upon U. Eco.
Keywords: semiotics, structuralism, text interpretation, semiotic studies, academic activity.
УМБЕРТО ЭКО - СЕМИОТИК 20 ВЕКА
12
Янькова Н.А. , Кит А.П. (Российская Федерация)
1Янькова Нина Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент;
2Кит Анастасия Петровна - студент, кафедра немецкого и французского языков, Институт филологии и массовых коммуникаций Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ
Аннотация: в данной статье рассматривается научная деятельность Умберто Эко, который известен в первую очередь как ученый, специалист в области семиотики. Его книги, переведенные на разные языки, пользуются большим спросом и популярностью. В статье упоминаются наиболее известные работы У. Эко, которые принесли ему международную известность, кратко излагаются их основные идеи. Самые ранние работы ученого посвящены средневековой эстетике. В дальнейших работах поднимается проблема взаимоотношений автора и читателя, излагается собственная концепция семиотики. Затронуты академическая деятельность и литературное творчество У. Эко. Ключевые слова: семиотика, структурализм, интерпретация текста, семиотические исследования, академическая деятельность.
В январе этого года Умберто Эко, итальянскому историку-медиевисту, философу и писателю, исполнилось бы 85 лет. В России имя Умберто Эко стало широко известно после выхода в свет в 1988 году на русском языке романа «Имя розы». Его последний роман «Нулевой номер» опубликован в январе 2015 года. Но в большей степени, Умберто Эко известен как автор серьезных исследований по теории текста, знаковым системам и как один из главных филологов-семиотиков.
Умберто Эко родился 5 января 1932 года в Александрии - маленьком городке к востоку от Турина и в 60 милях к югу от Милана. Его отец, Джулио Эко, был бухгалтером. Он мечтал, чтобы его сын стал адвокатом. Но вскоре после поступления в университет Турина,
Умберто Эко отказывается изучать право и, вопреки пожеланиям отца, начинает изучать средневековую философию и литературу.
Обращение к Средневековью, а именно, к учению Фомы Аквинского, было не случайным. Эко, также как и многие философы, писатели, политики 20 века, считал, что средневековая культура сыграла огромную роль в развитии европейской цивилизации [1, с. 6-7]. В 1956 г. Эко издал свою первую книгу «Проблема эстетического у св. Фомы», а в 1959 г. свою вторую работу «Эволюция средневековой эстетики». После того, как он прочитал однажды «Мифологии» Ролана Барта, Умберто Эко стал серьезно развивать свои идеи относительно «открытого текста» и семиотики. Этим темам он посвятил много эссе, а в 1962 г. издал книгу «Открытое произведение», главная мысль которой заключается в том, что любой текст в такой же мере творится читателем, в какой и автором. Эко, говоря о тексте, который имеет «завершенную форму», утверждает, что такой текст «...является открытым, предоставляя возможность толковать себя на тысячи ладов и не утрачивая при этом своего неповторимого своеобразия» [2, c. 28]. Напротив, те произведения, которые являются «незаконченными», предоставляют читателю возможность самому стать соучастником творческого процесса, тем самым порождая новые толкования, новые интерпретации.
В 1964-1965 гг. Умберто Эко работал в Миланском университете, а с 1965 по 1969 гг. преподавал теорию визуальных коммуникаций на архитектурном факультете во Флоренции. За это время Эко познакомился с теориями семиотики Ч. Пирса и Фердинанда де Соссюра, скрупулезно и детально изучил работы представителей французской школы семиотики и структурализма Р. Барта, К. Леви-Строса, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакана, Ю. Кристевой, датского лингвиста Л. Ельмслева и польского семиотика Р. Якобсона. Эко активно участвовал в различных семинарах, конференциях, коллоквиумах, бурно обсуждая проблемы семиологии. Его работы постоянно печатались в разнообразных изданиях. Все это открыло Умберто Эко огромные возможности для исследований в данной области. В результате плодотворного и напряженного труда в 1968 г. Эко издал свою первую книгу, посвященную семиотике - «Отсутствующая структура. Введение в семиологию».
После опубликования «Отсутствующей структуры» Умберто Эко стал еще активнее заниматься семиотическими исследованиями. Он все больше убеждался, что семиология отличается от структурализма. Утверждал, что семиология должна развиваться как наука, имеющая фундаментальное значение, в то время как структурализм представляет собой только метод изучения тех или иных объектов [3, с. 9].
Умберто Эко обладал гибким умом, огромным трудолюбием и нескончаемой энергией. Он опубликовал большое количество книг и эссе по семиотике, которые принесли ему широкую известность не только в Италии, но и за рубежом. Вышла книга «Знак» (1971), написаны эссе «Семантика метафоры» и «О возможности порождения эстетических сообщений в языке рая». В 1975 г. вышел «Трактат по общей семиотике», представляющий собой полностью пересмотренную «Отсутствующую структуру». Годом позже вышла книга «Теория семиотики», в которой Эко изложил свою семиотическую концепцию. Кроме этого, были опубликованы эссе «Пирс и семиотические основания открытости: знаки как тексты и тексты как знаки» и «Lector in fabula: прагматическая стратегия в метаповествовательном тексте», которые вошли в книгу «Роль читателя» (1979). В ней главное место занимает проблема роли читателя в интерпретировании текстов, но при этом текст устанавливает свои правила, тем самым навязывая читателю некоторые ограничения в понимании этого текста. В последней главе своей книги, подразумевая под «Драмой» произведение Альфонса Алле «Вполне парижская драма», автор пишет: «Она просит нас, в качестве покаяния, извлечь из нее нормы и правила того понимания текстов (the textual discipline, la disciplina testuale), которое она предполагает и хотела бы видеть осуществленным» [4, с. 578].
Кроме упомянутых выше следует отметить и такие работы Умберто Эко как «Семиотика и философия языка» (1984), «Пределы интерпретации» (1990), «В поисках совершенного языка» (1993), «Кант и утконос» (1997), «Интерпретация и сверхинтерпретация» (1992). Эко написал много работ по эстетике и теории массовых коммуникаций, медиевистике,
51
методическое пособие для студентов «Как пишется диссертация» (1977), которое до сих пор востребовано и пользуется большой популярностью.
Все годы Умберто Эко, кроме научных исследований, активно занимался академической деятельностью, сотрудничая с итальянскими средствами массовой информации. Эко занимал пост профессора семиотики на архитектурном факультете Миланского политехнического университета, на факультете литературы и философии Болонского университета. Был организатором первого конгресса Международной ассоциации семиотических исследований, директором Института наук о коммуникации и зрелищах, президентом Международного центра семиотических и когнитивных исследований, президентом Высшей школы гуманитарных исследований в Болонском университете, а с 2002 г. - президентом Итальянского института гуманитарных наук.
Уже к концу 70-х гг. Умберто Эко приобрел международную известность как семиотик. В 1980 году был издан его первый роман «Имя розы». После этого имя Эко стало знаменитым не только в академических кругах, но и широкой публике. Позднее он написал еще 6 романов. Но появление первого романа было неожиданным, в некоторой степени даже сенсационным, учитывая, что огромное количество опубликованных ранее работ имело отношение строго к научным изысканиям. Роман «Имя розы» сразу понравился читателям ввиду захватывающего сюжета. В научной среде этот роман был оценен как продолжение семиотических исследований автора. Ю. Лотман написал: «...роман реализует те же концепции, которые питают научную мысль автора, что он представляет собой перевод семиотических и культурологических идей Умберто Эко на язык художественного текста» [5].
В разные годы Умберто Эко в качестве приглашенного профессора читал лекции и проводил семинары в университетах многих стран мира, собирая огромные аудитории. Он активно занимался медиаобразованием студентов, считая, что образование должно быть доступным для каждого молодого человека, но к процессу обучения необходимо подходить с огромной ответственностью, трудолюбием, активно развивать творческие, коммуникативные способности, аналитическое мышление.
Благодаря своим научным заслугам и блестящей литературной деятельности Умберто Эко стал одним из самых знаменитых семиотиков 20 века. Его имя популярно во многих странах мира. Он внес огромный вклад в развитие семиологических наук, оставив после себя большое количество научных работ и публикаций.
Список литературы /References
1. Скрипник К.Д., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Умберто Эко [Текст] М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н / Д: издательский центр «МарТ», 2006. 112 с. (Серия «Философы ХХ века» -«Западные философы»).
2. Эко Умберто. Открытое произведение [Текст] / Умберто Эко; пер. с итал. А. Шурбелева. М.: Академический проект, 2004. 384 с.
3. Эко Умберто. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. [Текст] / Умберто Эко; пер. с итал. В.Г. Резник и А.Г. Погоняйло. СПб.: Симпозиум, 2004. 544 с.
4. Эко Умберто. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. [Текст] / Умберто Эко; пер. С. Серебряного. М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2016. 640 с.
5. Лотман Ю. Выход из лабиринта (Эко У. Имя розы. М, 1998. С. 650-669). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Lotman/Lotman_Vu hod.php/ (дата обращения: 18.05.2017).